Автомобилизация — оснащённость населения автомобилями. [1] Уровень автомобилизации (иногда — уровень моторизации) населения рассчитывается из показателя среднего количества индивидуальных легковых автомобилей, приходящихся на 1000 жителей. [2]
Содержание
В мире [ править | править код ]
Наиболее высоким уровнем автомобилизации населения традиционно выделялись США (775 автомобилей на 1000 человек в 1998 году) [2] . По данным Всемирного банка, который использует базу данных World Road Statistics Международной дорожной федерации, на 2008 год на первое место выдвинулось княжество Монако (863 против 809 автомобилей на 1000 жителей в США) [3] По данным ООН на январь 2011 года, в первую пятёрку вошли: США (776 автомобилей на 1000 жителей), Люксембург (686 авто), Малайзия (641 авто), Австралия (619 авто на 1000 человек) и Мальта (607 авто). [4]
В России [ править | править код ]
В первые десятилетия XX века в России продолжал преобладать гужевой транспорт, автомобили же были большой редкостью и считались чудом техники. Автомобилизация страны началась в начале 1930-х годов, когда на только что построенном заводе в Нижнем Новгороде (будущий ГАЗ) стартовало лицензионное конвейерное производство среднетоннажного грузовика Форд-АА (ГАЗ-АА) и легкового Форд-А (ГАЗ-А). К середине 30-х годов в сфере грузовых перевозок гужевой транспорт был полностью вытеснен автомобильным. В пассажирском сегменте на смену конным извозчикам также постепенно пришли такси и автобусы. В то же время, легковые автомобили продолжали считаться роскошью и не были доступны большинству населения вплоть до 1970 года, когда появился ВАЗ-2101.
Наиболее высокий уровень автомобилизации в России в 1970—2002 годы сохраняла Москва с 256 автомобилями на 1000 человек (2002). [2] По оценкам аналитического центра «АльфаСтрахование» к 2011 году первое место занял Приморский край с 580 автомобилями на 1000 человек, а Москва опустилась на восьмое место, пропустив вперёд также Камчатский край (428), Калужскую (347), Мурманскую (326), Псковскую (312), Калининградскую (309), Московскую области (307 авто/1000 чел.).
По России в целом автомобилизация в 2010 году составила, по оценкам аналитического центра «АльфаСтрахование», 249 автомобилей на 1000 жителей [5] [6] , а по оценкам «Автостата» на январь 2012 года — 250 авто на 1000 жителей. [4] , по оценкам на январь 2014 года — 317 авто на 1000 жителей. [7]
Среди городов страны, по данным «Автостата» на октябрь 2011 года, наибольшим уровнем автомобилизации обладают: Владивосток (556 авто на 1000 жителей), Сургут, Красноярск, Тюмень и Москва (360 авто на 1000 жителей). [4]
По оценкам «Автостата» на начало 2014 года первое место занимал Приморский край с 572 автомобилями на 1000 человек, затем следуют также Камчатский край (458), Калужская (344), Московская (340), Калининградская (336), Псковская области (334), Карелия (329 авто/1000 чел.), Рязанская (312) и Тюменская области (312), а Москва опустилась на 10-е место (311). Первые высокие два места объясняются тем, что на Дальний Восток ввозятся поддержанные иномарки из Японии, при этом аналитики не исключают, что какая-то часть из них, «уходя» вглубь страны, остается на учёте в Приморье и на Камчатке. Реальная же автомобилизация в этих регионах может быть на уровне других лидеров рейтинга — 300—350 машин на 1000 жителей. [7]
Автомобилизация населения регионов России (авто/1000 чел.) в 1970—2016 годы: [2] [5]
В 2014 году в России водительские права были выданы почти 2,5 млн граждан, что на 10% больше показателя 2013 года. Подавляющее большинство россиян выбирают самую популярную категорию — В.
Водительское удостоверение нового образца
Как сообщает агентство «Автостат» со ссылкой на данные ГИБДД, 2014 год поставил рекорд по количеству выдачи водительских удостоверений за последнее пятилетие. Всего в России «корочки» получили 2 466 207 человек, что более чем на 226 тысяч превышает статистику 2013 года. Впрочем, из общего количества лишь чуть больше 2 млн человек сели за руль в первый раз; остальные расширили перечень доступных им категорий транспорта.
В ГИБДД пояснили, что за 2014 год права самой распространенной категории В (легковые автомобили пассажировместимостью до 8 человек и легкие грузовики массой до 3,5 тонн) получили 1 886 147 человек. Грузовиками массой свыше 3,5 т (категория С) теперь могут управлять на 233 402 человека больше, а число водителей автобусов (категория D) выросло на 68 871 человека. На мотоциклы (категория А) сели ровно столько же человек, сколько и за руль автобуса, а скутеристов (категория М) прибавилось на 24 678 человек.
Напомним, что ровно год назад в России вступили в действие новые правила классификации водительских удостоверений. Градация транспортных средств стала более подробной: наряду с основными категориями A, B, C, D, E появился ряд дополнительных и комбинированных. Так, например, категория А1 относится к легким мотоциклам с мотором объемом не более 125 куб. см. и мощностью не более 15 л. с. и с предельной скоростью не выше 50 км/ч, а D1 — к микроавтобусам вместимостью от 8 до 16 пассажиров, в том числе с прицепами.
Период кризиса обусловил существенные изменения в автопарке России. К 2014 г. регистрации легковых авто, приобретенных в салоне, упали на 44,2%. По данным аналитического агентства «Автостат», эти показатели соответствовали ситуации 2005 г. Однако уже в 2015 г. стала заметна тенденция к стабилизации регистрационных данных, о чем свидетельствует статистика: парк легкового автотранспорта по итогам года увеличился на 6,3%, что в количественном эквиваленте составило примерно 1 280 000 единиц техники. Стоит отметить, что стоимость нового автомобиля выросла по сравнению с 2014 годом на 56-57 тысяч и составила 1 млн. 56,7 тыс. руб.
Сколько авто было поставлено на учет в 2016 году?
Автомобилизация государства, хоть и замедленными темпами из-за санкций и кризисных явлений, в начале 2016 г. продолжилась. На каждую тысячу россиян приходилось 283 зарегистрированные машины, что на 11 больше, чем год назад. Лидерами по обеспеченности автомобилями стали Приморье и Камчатский край, что было обусловлено ввозом через Дальний Восток японских иномарок с пробегом. Наблюдался спад реэкспорта, когда жители соседних государств покупали авто в России (курс рубля делал такие покупки выгодными для тех, кто откладывал на машину в долларах), однако регистрировали на территории своих стран. По данным Госавтоинспекции на конец февраля 2016 г. рост количества зарегистрированных авто составлял 1,5% по сравнению с тем же периодом 2015 г. Показатели официального ресурса ГИБДД свидетельствуют, что за 10 лет автопарк России вырос примерно на 65%. Статистика по типам зарегистрированных ТС представлена в таблице 1.
Тип транспортного средства | Доля, % | Количество машин |
---|---|---|
Легковые авто | 83,6 | 41,08 |
Легкая коммерческая техника | 8,04 | 3,95 |
Грузовики | 7,51 | 3,69 |
Автобусы | 0,79 | 0,39 |
Всего | 100 | 49,11 |
Глава пресс-отдела аналитического агентства «Автостат» А. Тимерханов отмечал, что обеспеченность автотранспортом в РФ гораздо ниже, чем в европейских государствах, США. Однако, по словам эксперта, показатели растут с каждым годом, несмотря на отрицательную рыночную динамику кризисного периода. Средний возраст легковой автомашины — 12,5 лет, однако более трети парка машин уже перешагнули 15-летний рубеж. Около 58% легковых авто иностранного производства, а 20% парка состоит из внедорожников, кроссоверов. Данные о регистрации легковых и грузовых авто по некоторым регионам России представлены в таблице 2.
Регион | Легковые авто, млн. | Грузовые авто, тыс. |
---|---|---|
Москва | 3,799 | 177 |
Московская область | 2,536 | 144,8 |
Краснодарский край | 1,677 | 135 |
Ростовская область | 1,236 | 111,2 |
Республика Татарстан | 1,188 | 105,4 |
По итогам 2016 г. в РФ прошли регистрацию 395,4 тыс. автобусов. На 1 января 2017 г. в столице было зарегистрировано более 19 тыс. автобусов, на второй позиции — Краснодарский край с показателем 15,8 тыс., на третьей ступени — Подмосковье, где прошли регистрацию 14,5 тыс. шт. Около 10 тыс. было зарегистрировано в Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Новосибирской, Иркутской областях. Более 70% автобусов принадлежит юрлицам, 27% от общего числа — машины иностранного производства. Автобусный парк в России на 45% состоит из техники старше 45 лет.
Сколько ТС было зарегистрировано в 2017 году?
Показатели 2017 г. демонстрировали рост автопарка России и повышение покупательской способности граждан. По подсчетам Ассоциации европейского бизнеса за первое полугодие 2017 г. было продано около 849 тыс. легковых авто и коммерческой техники, что на 8,5% превышало показатели того же периода 2016 г. На 1000 человек в столице приходилось 400 авто, о чем свидетельствуют статистические данные ГИБДД. Это самые высокие показатели автомобилизации по регионам РФ. По итогам 2017 г. количество зарегистрированных транспортных средств выросло почти на полтора процента по сравнению с 2016 г. Данные по типам автотранспорта представлены в таблице 3.
Тип транспортного средства | Доля, % | Количество машин |
---|---|---|
Легковые авто | 79 | 44,1 |
Мотоциклы | 3,6 | 2 |
Грузовики | 10,7 | 6 |
Автобусы | 0,56 | 1 |
Всего | 100 | 56 |
Лидером по обеспеченности ТС оказалась столица и Московская область, где на январь 2017 г. было зарегистрировано более 6 млн. единиц техники. Такие показатели превышают данные 2016 г. на 300 000 шт. Статистика по регистрации легковых, грузовых авто и автобусов в некоторых регионах России представлена в таблице 4.
Регионы | Легковые авто, млн. | Грузовые авто, тыс. | Автобусы, тыс. |
---|---|---|---|
Москва | 3,75 | 171 | 19,7 |
Московская область | 2,59 | 149,3 | 14,6 |
Краснодарский край | 1,72 | 137,3 | 16 |
Ростовская область | 1,26 | 112,2 | 12,2 |
Республика Татарстан | 1,2 | 107,2 | 13,2 |
Среди легковых авто около 59% иномарок, а средний возраст автомобиля превышает 12,5 лет. При этом 1/3 часть всех легковых машин старше 15 лет. Еще старше грузовики, средний возраст которых почти достиг 20 лет, а 2/3 машин старше 15 лет. Юрлицам принадлежит 53% грузового автопарка России. Средний возраст российских автобусов — 15,5 лет, при этом почти половина — старше 15 лет. 72% всего автобусного парка зарегистрирована на юридических лиц. Автобусы-иномарки не превышают и трети от общего количества единиц техники, при этом экологическим требованиям уровня Евро-4 соответствует всего 15%.
Заключение
Последнее десятилетие, по данным ГИБДД, отмечается ростом частного автопарка на 65%. Традиционный прирост по регистрации составляет полтора процента, что характерно для послекризисных лет. Лидерами по обеспеченности ТС выступают столица и Московская область, что обуславливает усиление пробок и аварий на дорогах. При этом на фоне мировых столиц Москва выглядит весьма скромно, поскольку не входит в десятку городов с наиболее перегруженной системой дорог. Лидеры по количеству регистраций — легковые автомашины, значительно уступают им грузовики и мотоциклы, а в числе аутсайдеров находятся автобусы.