No Image

Что будет если не менять шрус

СОДЕРЖАНИЕ
0
1 767 просмотров
20 августа 2019

Практически каждый стритрейсер знает, что если долго ездить с щелкающим (хрустящим) ШРУСом, то наступит прекрасный день, когда эта проблема крепко возьмет вас за семенники. То есть, шарнир попросту развалится. Дальнейшее движение возможно либо на галстуке, либо (при наличии навыков полевого ремонта уровня "бог") только по прямой. Ну, почти по прямой.

Однако, если проявить любопытство и начать спрашивать механизм несчастья, то даже лично испытавшие его начинают путаться в показаниях. Как будто ШРУС — это такая вещь в себе, относящаяся к классу непознаваемого.
Отдельные нормальные люди, кого не затронули многочисленные побочные эффекты всеобщего среднего образования, говорят, что, мол, сепаратор разваливается и шарики вываливаются в пыльник.
— А почему разваливается сепаратор?
— …
Тишина была ему ответом… Кто не верит — проверьте на знакомых.

Сейчас буду снимать покровы и приподнимать юбки занавески.
Раньше всего: по сути правы те, кто говорит про разваливающийся сепаратор. Ибо не корпусу же разваливаться. Корпусом можно поезда под откос пускать. Дальше понятно — на повороте с большим, но далеко не предельным углом, шарики вылетают из шарнира. Ибо держать их некому. Сепаратор же развалился.

Как работает ШРУС на повороте?
Рассмотрим левое колесо и левый поворот с постоянным углом. См. фото 1 для наглядности.
Внешний корпус и внутренняя обойма активно перемещаются относительно друг друга в процессе вращения колеса. Каждый шарик тоже активно перемещается влево-вправо относительно машины.
Плоскость же вращения шариков при этом относительно машины не перемещается и является биссекторной по отношению к углу вал/колесо. Это так, к слову, чтобы показать, какие я умные слова знаю .

Ну так в процессе своего перемещения шарик заскакивает в нештатную канавку. Потом следующий шарик, потом следующий и так далее. При этом раздаются очень характерные щелчки, которые некоторые впечатлительные натуры даже называют хрустом.

Тут мы подошли к самому интересному. Интересное заключается в том, что шарик спрыгивает в канавку довольно так… резвенько. При хорошем газе и в свободных условиях он, попадая в такую канавку, выстреливал бы (как вишневая косточка из пальцев) метров на двадцать-тридцать, думаю.
А не дает ему далеко улететь сепаратор. Именно звук выстрела шариком по сепаратору слышит каждый Свидетель Умирающего ШРУСа.

Да вот и следы — хорошо заметны:

Каждый оборот — шесть выстрелов, еще оборот — еще шесть.
Но это еще не все. Когда шарик скатился в канавку, он там и останавливается. А остальные-то перемещаются. И тянут за собой сепаратор. И он уже выковыривает из канавки первый шарик — тот, что в ней застрял.

Таким образом, за один оборот колеса сепаратору стреляют шесть раз "в морду", а потом еще шесть раз пытаются оторвать "задницу". Разумеется, подобный режим нагружения не является расчетным, и рано или поздно сепаратор разваливается.

В общем, теперь покровы сняты. Каждый из вас может не просто терпеть бедствия и лишения из-за развалившегося посреди тайги ШРУСа, а терпеть эти бедствия с осознанием того, что процесс разрушения шарнира равных угловых скоростей вам доподлинно известен и не представляет из себя ни тайны, ни сакрального знания.
Пока-пока!

Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС), в обиходе часто называемый «граната» — один из узлов привода ведущих колес автомобиля, неисправность которого может обездвижить авто в самый неподходящий момент. Поэтому каждый водитель должен уметь своевременно определить неисправность ШРУСа, диагностировать ее и устранить (самостоятельно или с помощью специалистов СТО).

В приводе ведущих колес автомобиля ШРУС отвечает за передачу крутящего момента от двигателя к колесам. При этом в конструкции привода каждого ведущего колеса используется комплект, состоящий из двух шарниров — внутреннего и внешнего, которые обеспечивают вращение двух полуосей (цапфы) в условиях постоянно изменяющегося угла между ними. Внешний и внутренний ШРУСы имеют разные размеры.

Наружный ШРУС передает вращательный момент от приводного вала на полуось ступицы ведущего колеса. Однако изнашивается он быстрее, чем внутренний, так как установлен на ступице колеса и подвергается более интенсивным нагрузкам, в том числе сильным ударам.

Все детали «гранат» изготавливаются с большой точностью и из высокопрочных материалов. Благодаря этому срок их службы соизмерим со сроком эксплуатации автомобиля. Единственное условие — щадящая эксплуатация последнего (хорошие дороги + неагрессивная манера вождения).

Несмотря на то что конструктивных вариантов исполнения ШРУСов достаточно много, проявляются их неисправности одинаково. При этом слышен характерный «хруст», который ни с чем нельзя спутать:

Его появление свидетельствует о необходимости срочного посещения СТО или самостоятельной замены «гранаты».

Причины, вызывающие поломку

Неисправности ШРУСа могут возникнуть по самым разным причинам, например, при наезде на бордюр, попадании в яму и пр. Однако чаще всего этот узел выходит из строя из-за банального повреждения пыльника.

Пыльник (гофрированный резиновый или силиконовый чехол) защищает детали ШРУСа от воздействия пыли, грязи, влаги и пр. Кроме того, для увеличения срока службы, пыльник ШРУСа заполняют специальной жидкой смазкой, изготовленной на основе бария. Смазка обволакивает поверхности деталей и должна сохранять свои свойства в диапазоне температур от -30 до 160°С.

Конструктивно ШРУС — это тот же подшипник, только немного более сложный, и попадание абразивных частиц или влаги негативно отражается на внешних поверхностях деталей трения. При воздействии негативных факторов детали пар трения изнашиваются быстрее, на них появляются следы выработки и возникает люфт. При попадании в смазку абразивных частиц последние могут вдавливаться между трущимися деталями, что также способствует их ускоренному износу.

При разрыве пыльника герметичность пространства, в котором работает ШРУС, нарушается и под воздействием окружающей среды узел очень быстро выходит из строя. Как правило, неисправность «гранаты» не приводит к катастрофической аварии, однако вполне может создать ситуацию, когда поездка будет продолжена на эвакуаторе.

Единственным способом, позволяющим избежать поломки «гранаты» из-за порванного пыльника, является профилактический осмотр мест их расположения. Обнаружив даже небольшое повреждение, необходимо как можно быстрее заменить пыльник. Ведь даже через незначительный прокол смазка будет вытесняться, что приведет к уменьшению ее количества и в итоге к повышенному износу деталей ШРУСа.

Определение неисправности

Появление во время движения автомобиля непривычного для уха «хруста» свидетельствует о неисправности одного или нескольких «гранат». При этом характерный «хруст» может раздаваться:

  • во время поворота автомобиля;
  • в момент, когда автомобиль трогается с места. Особенно хорошо он прослушивается при резком старте;

Кроме того, могут ощущаться рывки при разгоне автомобиля.

Услышав «хруст», автовладелец должен хотя бы ориентировочно определить, какой из узлов поврежден. Это вполне под силу любому водителю.

Существует несколько способов определения неисправного ШРУСа:

  1. На неподвижно стоящем автомобиле — необходимо «подергать» приводной вал между ШРУСами. При изготовлении ШРУСа детали подгоняются настолько точно, что люфт вала отсутствует. Поэтому обнаружение даже небольшого люфта свидетельствует о наличии износа и нужно готовиться к замене узла.
  2. Во время движения — выполняя различные маневры, внимательно прислушиваться к появляющимся звукам:

– наружные ШРУСы проверяют при движении автомобиля по ровному участку дороги, последовательно выворачивая руль то влево, то вправо. С какой стороны раздается «хруст», с той стороны и расположен неисправный ШРУС;

– внутренние ШРУСы проверяют на участке дороги, имеющем довольно глубокие ямы. Аккуратно въезжая в яму поочередно левым и правым колесом таким образом, чтобы колесо опускалось на максимальную величину, определяют, с какой стороны раздается «хруст». С той же стороны расположен и неисправная «граната».

Проверить внутренний ШРУС можно и в условиях гаража. Для этого нужно вывесить поочередно левое и правое колеса автомобиля. При вывешивании переднего колеса шарнир достаточно сильно искривляется и при вращении колес на первой передаче неисправный ШРУС обязательно захрустит.

Необходимо отметить, что появление «хруста» свидетельствует о том, что возможность ремонта исключена из-за сильного износа деталей. Внимательно прислушиваясь к звукам, издаваемым шарнирами и регулярно осматривая пыльники, можно поймать момент, когда ШРУС еще можно спасти, поменяв, например, пыльник и смазку. Первичными симптомами появления неисправностей «гранаты» служат:

  • порванный пыльник;
  • наличие смазки на внутренней поверхности колеса (смазка выдавливается через поврежденный пыльник и разбрызгивается по колесному диску);
  • «свист» ШРУСа, напоминающий звук трущихся об металл изношенных тормозных колодок;
  • слабые толчки, возникающие при трогании автомобиля с места и свидетельствующие о наличии разбитых канавок «гранаты»;
  • негромкие щелчки (от 2 до 5) при трогании автомобиля с места;

Замена

Замена ШРУСа — операция не из легких. И хотя ее может осуществить автолюбитель, обладающий определенными слесарными навыками, прежде чем приступить к ее проведению, необходимо трезво взвесить свои возможности. Ведь доставить автомобиль с демонтированной «гранатой» на СТО без эвакуатора невозможно. Поэтому лучше всего доверить замену шарнира равных угловых скоростей специалисту, который кроме того что выполнит эту процедуру быстрее и качественнее, предоставит и гарантию на свою работу.

После изобретения ШРУСа у производителей автомобилей появилась уникальная возможность выпуска переднеприводных транспортных средств. Именно данный элемент позволяет передним колёсам крутиться с достаточной скоростью при вхождении машины в поворот. Данный шарикоподшипниковый механизм является одним из наиболее сложных узлов в машине. Поэтому если он вышел из строя, потребуется полная его замена, а не частичный ремонт. При этом целесообразно обращаться в сервисный центр, а не заниматься самодеятельностью.

Причины замены узла

Поломка ШРУСа очень красочно проявляет себя. Обычно она сопровождается выраженными стуками и тресками при строгании машины с места либо на поворотах. Специалисты СТО выделяют следующие причины, приводящие к выходу из строя шарнирного механизма:

  • спортивная манера управления водителя транспортным средством;
  • резкий старт с места либо вхождение в поворот на большой скорости;
  • износ детали из-за попадания грязи либо пересыхания смазки.

У многих автолюбителей возникает закономерный вопрос: почему ШРУС нельзя отремонтировать? По утверждению автослесарей все детали шарнира имеют максимальный контакт друг с другом, поэтому изнашиваются практически одновременно. А если причиной неисправности стало попадание грязи внутрь узла, то он изнашивается практически мгновенно.

С какой периодичностью меняют ШРУС?

Регулярность замены шарнира определяется непосредственно владельцем транспортного средства. Менять ШРУС желательно при первом обнаружении любых повреждений на гофрированной резинке. Если данному вопросу не уделить должного внимания, то последствия будут крайне негативными.

Все автомобилисты должны помнить, что если появился нехарактерный шум в работе ШРУСа, необходима незамедлительная поездка на СТО. При этом автослесаря выделяют следующие моменты ремонтных работ:

  • Менять пыльник узла необходимо совместно с заменой ШРУСа вне зависимости от состояния резинового элемента. Это поможет значительно продлить срок службы шарнира.
  • Проводить замену наружного элемента необходимо только в профессиональном сервисном центре, так как процедура связана с большими трудностями и использованием специального инструмента.
  • Заменить внутренний ШРУС намного проще и при владении определёнными навыками автомобилист сможет выполнить ремонт своими силами.

Сегодня выбрать ответственный сервисный центр можно на одном из сайтов в интернете. Всемирная паутина позволяет сравнить цены разных мастерских, хотя они сильно и не отличаются. Поэтому лучше выбирать СТО исходя из собственных предпочтений.

Особенности замены наружного шарнира

Основным предназначением наружного элемента является передача вращательного движения на ступицу. Поэтому демонтировать его начинают от колёсного диска. После снятия колеса, выкручивают ступичную гайку, демонтируют суппорт и другие элементы установленный в данной цепочке. Сам узел выбивают при помощи мягкого медного молотка. Далее снимается хомут пыльника. На этом демонтаж ШРУСа можно считать оконченным.

Установка нового узла проводится в обратном порядке:

  • на ось надевается новый пыльник;
  • новый шарнир набивается смазкой;
  • ШРУС надевается на вал лёгкими постукиваниями молотка;
  • монтируется хомут и пыльник;
  • узел всовывается в ступицу;
  • на финишном этапе устанавливаются ранее демонтированные элементы подвески.

Учитывая, что на ШРУС возложены задачи, которые напрямую либо косвенно влияют на безопасность движения, желательно его замену проводить на профессиональной станции технического обслуживания. Тем более что стоимость процедуры пусть и не самая низкая, но вполне доступная большинству украинских автолюбителей.

Комментировать
0
1 767 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector