No Image

Что дает расточка каналов гбц

СОДЕРЖАНИЕ
0
1 363 просмотров
20 августа 2019

сверление Конструкция головки блока цилиндров любого ДВС предусматривает наличие камеры сгорания, клапанного механизма, отлитых магистралей, подводящих свежую смесь и отводящих продукты сгорания. Последние элементы, в свою очередь, стыкуются с выпускным и впускным коллекторами.

Ресурсная база и реальный эффект

Точная расточка каналов в ГБЦ на 8 клапанов приводит к увеличению коэффициента наполнения цилиндров, заметно повышая «отдачу» мотора при комплексном тюнинге. Доработка зачастую является логическим завершением процесса увеличения рабочего объема двигателя.

Операция преследует следующие цели:

  • небольшое увеличение диаметра;
  • удаление дефектных литьевых участков в виде приливов/уступов;
  • изменение макрогеометрии: коррекция радиусов скруглений;
  • улучшение микрогеометрии: полировка каналов.

Геометрия впускного и выпускного коллекторов совместно с ответными магистралями в ГБЦ представляет форму впускного/выпускного тракта. Неточная стыковка или пропорциональное несоответствие размеров сечений соединяемых деталей автоматически ведет к увеличению газодинамических потерь. Кроме того, прокладки в местах соединения способны внести свои отрицательные коррективы.

Инструмент и планировка процесса расточки

В качестве формообразующего инструмента при обработке каналов служат:

  • шаровые фрезы, откалиброванные по требуемому диаметру расточки (31, 32, 29 мм);
  • набор шарошек;
  • наждачная бумага средней зернистости.

подготовка Нередко народные умельцы заменяют шаровые фрезы на альтернативный инструмент, изготовленный самостоятельно: на клапанах подходящего диаметра формируется режущая плоскость.

Вспомогательными приспособлениями служат:

  • дрель;
  • шланг немного меньшего диаметра, нежели расточенный канал;
  • штангенциркуль.

Упрощенно план технологического процесса расточки каналов в ГБЦ ВАЗ 2109 с 8 клапанами выглядит так:

  • тюнинг коллекторов;
  • выставление соосности отверстий коллекторов и «головы»;
  • обработка магистралей ГБЦ;
  • доработка прокладок.

Обработка коллекторов

Методика доработки геометрии коллектора предусматривает два этапа:

  • достижение необходимого диаметра фрезерной обработкой;
  • полировка тракта специальным приспособлением (наждачная бумага, закрепленная на шланге, вращающемся с помощью дрели).

Ключевое требование – сохранить штатное расположение оси канала и форму сечений проточной части.

  • перед расточкой коллектора настоятельно рекомендуется точно определить взаимное расположение коллекторов относительно ГБЦ (установить два штифта);
  • диаметр отверстий впускного трубопровода допускается изготавливать на 1-1,5 мм меньшим, нежели размер ответных окон в «голове» (по этой причине впускной коллектор иногда и вовсе не обрабатывается);
  • отверстия выпускного коллектора должны быть равными или большими на 1-1,5 мм по отношению к размерам ответных трактов головки блока.

Самостоятельная расточка впускных и выпускных каналов ГБЦ ВАЗ 2109 на 8 клапанов: ход и нюансы процесса

инструмент Новая геометрия питающих и очищающих трактов в обязательном порядке должна быть сосной с уже обработанными коллекторами. Для этого следует состыковать трубопровод с головкой блока цилиндров и по оставшимся следам воспроизвести необходимую геометрию.

К сведению. Хорошо считать задающий коллектором контур помогут отпечатки от нанесенного на торец «головы» солидола или пластилина.

Размеры, достигаемые в процессе расточки каналов ГБЦ двигателя на 8 клапанов, таковы:

Последовательность обработки тракта в головке блока следующая:

  • фрезеровать со стороны коллектора до втулки под клапан;
  • фрезеровать со стороны камеры сгорания (седла под новые клапана уже должны быть установлены или развернуты родные);
  • доработка геометрии шарошками различных конфигураций;
  • шлифовка выпускных магистралей.

Перед выполнением операции следует обратить внимание на нюансы:

  • доводку впускных каналов наждачной бумагой производить не требуется: изъяны поверхности способствуют осаждению капель бензина и последующему его испарению;
  • при обработке впускной магистрали четвертого цилиндра неизбежно будет вскрыт канал маслосистемы, в который необходимо будет установить специально выточенную втулку;
  • при доработке следует с особой осторожностью относиться к увеличению диаметра канала (превышать рекомендуемые 32 и 29 мм категорически не рекомендуется): высок риск вскрытия рядом проходящей рубашки охлаждения, что приведет к невозможности дальнейшей эксплуатации тюнингуемой «головы».

шлифовка Внимание! «Завтуливание» участка в четвертом впускном канале обязательно в любом случае. Оставив канал прикрытым тонкой алюминиевой стенкой (расточка на диаметр менее 32 мм), экстренный прорыв канала под давлением масла на работающем моторе неизбежен.

Окончательно на торец ГБЦ устанавливается прокладка и производится ее доработка. С расточкой каналов ГБЦ девятки принято совмещать замену всех 8 клапанов на аналоги увеличенного размера с сохранением соотношения: диаметр впускного клапана – 0,75 от диаметра выпускного. В большинстве случаев применяется пара 39-34 мм; допускается до 41-34 мм. Фаски клапанов и седел (уже развернутых или установленных новых) подлежат доработке.

Камера сгорания

Начнём с основ, чем 8 клапанная ГБЦ отличается от 16 клапанной. Направление движения ТВС (топливо-воздушной смеси) в них принципиально отличается:

Если посмотреть из входного отверстия впускного канала, видно что кратчайший путь, по которому идёт основная масса ТВС, упирается в область в районе свечи:

Протачиваем совсем немного, буквально сняв фаску в 3-5 мм шириной. "Мясо" вокруг свечи не трогаем – оно нужно для отвода тепла:

Выпускной канал

Таким образом, я растачивал канал ГБЦ до совпадения с прокладкой коллекторов только в местах основного потока газов. Чрезмерная расточка канала (полное сечение) чревато тем, что площадь контакта выхлопных газов с ГБЦ увеличится, отчего она будет сильнее греться.

Впускной канал

Собственно именно впуск – главное ограничение по мощности для 402го. Поэтому здесь важно сгладить имеющиеся затыки, не создав новых. Как было описано в начале статьи, поток в 402м закручивается воронкой. И сам канал, если присмотреться, отлит со смещением:

Решение – по аналогии с выпускным каналом растачиваем канал только там, где нам выгодно протекание основой массы ТВС, Это верх входного отверстия канала и боковая сторона, отдалённая от цилиндра:

Коллекторы

По коллекторам в принципе всё просто, расточка делается в соответствии с расточкой каналов ГБЦ. В случае выпускных коллекторов растачивается верхняя плоскость. Чугун точится очень хорошо, и сложностей с ним не возникло:

Впускные коллекторы протачиваются по прокладке сверху канала и с внешней стороны цилиндра:

Снимается довольно ограниченное количество материала, но сложность заключается в забивании фрезы алюминием. Как советовал ранее, периодически включайте реверс, это удаляет значительную часть заусенцев с фрезы, но очищать периодически всё равно приходилось. Это удобно делать канцелярским ножом:

Запас толщины стенок достаточный, так что если не растачивать за пределы прокладки, то можно точить спокойно.

Вредные и бессмысленные доработки

Из вредных доработок перечислю раздрючивание канала. Диаметр канала в ГБЦ 40 мм. Внутренний диаметр впускного седла – 41 мм. Если вычесть сечение ножки клапана, останется как ни странно как раз эквивалент сечения в 40 мм. Таким образом, раздрючив канал, пропускную способность не улучшим, а закручивание ТВС ухудшим. Казалось бы можно было параллельено с расточкой канала расточить седло, но это этого будет ещё больше вреда, но про это в следующей части.

Полировка канала – занятие бессмысленное совершенно, но хотя бы безвредное .

Канавки Сингкха. Их я делать не буду по очень простой причине. Главный аргумент в их пользу – более ранее усилие на поршне от воспламенившейся смеси. Даже если оно так и есть, есть маленькая проблема – в начале хода поршя плечо на коленвале очень маленькое, иными словами – это увеличенное усилие в начале хода поршня тупо прижмёт шатун сильнее к коленчатому валу, а на полезную работу пойдёт дополнительный крутящий момент в пределах статистической погрешности.

Выводы

Перечисленные доработки вцелом довольно примитивные, легко делаются и не несут негативного эффекта. Прирост мощности я оцениваю в единицы процентов – 2-3, не более. Обработанные каналы ГБЦ снял на видео:

Объективные замеры показали прирост мощности так, что сравнив производительность двигателя до и после однозначно рекомендую данные дработки.

Выжать больше в части каналов врядли возможно, проще новую ГБЦ отлить, но это уже совсем другая история. В случае инжектора можно было бы попробовать врезть форсунки прямо в ГБЦ, чтобы бензин распылялся сразу в цилиндр. За счёт подачи чистого воздуха, без паров бензина, как происходит с карбюратором, его будет входить немного больше. Что повысит как КПД, так и мощность двигателя.

Конструкция любого двигателя внутреннего сгорания, включая моторы ВАЗ 2109 на 8 клапанов, предусматривают наличие следующих компонентов:

  • Камера сгорания;
  • Клапанный механизм;
  • Отлитые магистрали;
  • Выпускные коллекторы;
  • Впускные коллекторы.

Если выполнить расточку и откорректировать текущее состояние коллектора и каналов ГБЦ, можно повысить коэффициент наполнения цилиндров, что ведет к повышению отдачи, мощности двигателя. Не редко доработку выполняют как завершающий этап по увеличению объема ДВС.

Объект доработки

Цели доработки

Доработка ГБЦ выполняется для достижения следующих целей:

  • Немного увеличить диаметр;
  • Удалить дефектные литьевые участки;
  • Откорректировать радиусы скругления;
  • Отполировать каналы.

Геометрия коллекторов вместе с магистралями ГБЦ в процессе доработки изменяется. При неправильно выполненной работе можно не просто не добиться желаемого повышения мощности, но также потерять эффективность работы мотора, привести к его быстрому износу, поломкам.

Инструменты

Чтобы выполнить процедуру расточки каналов ГБЦ, вам потребуется:

  • Шаровой фрез, соответствующий нужному диаметру расточки (29, 31, 32 миллиметра);
  • Наждачная бумага;
  • Шарошки;
  • Дрель;
  • Штангенциркуль;
  • Шланг меньшего диаметра по сравнению с расточенным каналом.

Расточка коллекторов

Чтобы доработать коллекторы, необходимо выполнить два основных этапа работы.

Этап

Цель

Получить необходимый диаметр каналов в результате выполнения фрезерной обработки коллекторов

Отполировать тракт при помощи специальных инструментов и приспособлений. Для этого необходимо на шланге закрепить наждачную бумагу средней зернистости, а шланг насадить на дрель. За счет вращений насадки внутри расточенного канала достигается необходимый эффект

При выполнении данной операции самым главным является сохранение штатного расположения оси каналов и формы сечения проточной части.

Работа инструментом

Дорабатывая коллекторы, соблюдайте несколько важных правил.

  1. Перед началом расточки коллектора ГБЦ обязательно точно определите расположение коллекторов относительно головки блока цилиндров. Для этого нужно установить пару штифтов.
  2. Диаметр отверстия впускного трубопровода можно делать меньше на 1-1,5 миллиметра, чем диаметр ответных окон в головке. Во многом из-за этого многие владельцы ВАЗ 2109 отказываются от расточки коллекторов.
  3. Отверстия выпускного коллектора по диаметру могут быть равными или больше, чем диаметр ответных трактов ГБЦ на 1-1,5 миллиметра.

Расточка выпускных и впускных каналов ГБЦ

Прежде чем приступить к созданию новой геометрии впускных и выпускных каналов, запомните, что по результатам расточки она обязательно должна оказаться соосной с коллекторами, которые вы уже обработали.

Чтобы соблюсти данное условие, необходимо состыковать трубопровод с ГБЦ и по полученным следам задать необходимую геометрию путем расточки. Для получения четкой метки используйте солидол или пластилин, которым обрабатывается торец ГБЦ.

Расточка каналов ГБЦ должна быть направлена на получение следующих диаметров.

Канал

Диаметр канала

Впускной канал ГБЦ

Выпускной канал ГБЦ

Тракт в головке блока обрабатывается с соблюдением следующей последовательности:

  • Растачивается фрезером со стороны коллектора до втулки под клапан;
  • Расточка ведется со стороны камеры сгорания. Убедитесь, что седла для новых клапанов установлены;
  • Расточка геометрии при помощи шарошек различной конфигурации;
  • Шлифовка каналов.

Обработка поверхностей

Важные нюансы

Прежде чем приступить к работе по обработке впускных и выпускных каналов ГБЦ, обратите внимание на несколько важных рекомендаций специалистов:

  • Дополнительно обрабатывать, доводить до совершенства внутренние поверхности впускных каналов не обязательно при помощи наждачки. Получаемые в результате фрезеровки дефекты на поверхности будут способствовать скапливанию капель бензина и его испарению;
  • Обрабатывая впускной канал четвертого цилиндра, вы обязательно вскроете канал масляной системы. В него потребуется установить выточенную в соответствии с размерами втулку;
  • Дорабатывая каналы, пристальное внимание обратите на соблюдение диаметров. Выполнив отверстия больше положенных размеров, вы рискуете вскрыть рубашку охлаждения, которая проходит рядом. Если это сделать, ваша ГБЦ окажется непригодной для дальнейшего использования.

Установить втулку в четвертном впускном канале нужно обязательно. В противном случае вы оставите один на один тонкую алюминиевую стенку с давлением масла при работающем двигателе. Прорыв такой стенки окажется неизбежен.

Завершающий этап

На завершающем этапе доработки ГБЦ вам потребуется установить на торец головки блока новую прокладку и доработать ее в соответствии с расточкой.

Обязательно выполните доработку фасок и седел клапанов.

Доработка головки блока — это достаточно сложный, трудоемкий процесс, который потребует повышенной концентрации и осторожности в ваших действиях. В связи с этим рекомендуем обращаться к профессионалам, либо выполнять такую работу своими руками, получив предварительно необходимые знания.

Комментировать
0
1 363 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector