No Image

Как правильно настроить саб

СОДЕРЖАНИЕ
0
663 просмотров
20 августа 2019

Покупка заводского сабвуфера или изготовление его под заказ с подбором соответствующего динамика и расчетом короба еще не дает гарантии того, что звук в машине изменится в лучшую сторону. Это только первый этап в получении желаемых басов. На основании наработанной практики скажем, что процентов 30 успеха зависит от правильности настройки сабвуфера, фазоинвертора, а также грамотного согласования параметров работы низов с используемым в машине фронтом. Исходя из общения с клиентами выяснили, что даже зная основные правила настройки саба, желаемого результата достигают только 4-5 любителей из 10, решивших разобраться с проблемой самостоятельно. Что естественно приводит к разочарованиям. А остальные все-таки идут за решением проблемы к мастерам.

Так может не стоит тратить время, не имея гарантии, что самому удастся настроить саб? Выберете удобное время и приезжайте в сервис, предварительно оставив заявку на сайте. Оценим комплектацию аппаратуры, изучим саб, определим какие параметры настроек стоит покрутить с учетом особенностей машины. В зависимости от конфигурации системы на работу потребуется 1-2 часа. Настраиваем сабвуферы в любом акустическом оформлении, причем по разумной цене.

  • Acura
  • Alfa Romeo
  • Audi
  • Bentley
  • BMW
  • Cadillac
  • Chevrolet
  • Chrysler
  • Citroen
  • Daewoo
  • DAF
  • Datsun
  • Dodge
  • Fiat
  • Ford
  • Geely
  • Great Wall
  • Hino
  • Honda
  • Hummer
  • Hyundai
  • Infiniti
  • ISUZU
  • Porsche
  • Renault
  • Saab
  • Scania
  • SEAT
  • Skoda
  • Smart
  • SsangYong
  • Subaru
  • Suzuki
  • Toyota
  • Volkswagen
  • Volvo
  • ГАЗ
  • ЗИЛ
  • КамАЗ
  • УАЗ

График: с 8:00 до 22:00

Стоимость услуг

Диагностика неисправностей 0 / 500–1500 руб. Подбор компонентов аудиосистемы 5 мин – 1 ч бесплатно Настройка акустики (при установке) бесплатно

Настройка сабвуфера 15 мин 500–1000 руб.

Если вы заказали у нас установку саба, то его настройка бесплатна. Если же вам просто надо настроить уже подключенный саб, то цена указана выше.

Другие услуги по сабвуферам

Установка (монтаж) сабвуферов 1–4 ч от 500 руб. Расчет корпуса сабвуфера (без изготовления) до часа 500–1000 руб. Изготовление корпуса сабвуфера 1–7 дней от 3000 руб. Установка автоматического предохранителя 30 минут 300–600 руб. Установка конденсатора (накопитель) 1 час 600–1500 руб. Тюнинг корпуса от 30 мин от 500 руб. Изготовление подиумов под акустику от часа от 1000 руб. Изготовление проставочных колец 1–4 ч от 400 руб. Изготовление фальш-панелей от часа от 1500 руб. Доработка (модернизация) задней полки 1–4 ч 1000–2500 руб. Организация интерфейса управления от часа от 1500 руб. Просветление (переделка) спинки сиденья договорная Изготовление подъемной рамы 1–3 дня 5000–12000 руб.

Другие услуги по автозвуку

Аудиоподготовка от часа от 1000 руб. Установка (монтаж) коаксиальной акустики 2–4 ч от 1400 руб. Установка (монтаж) широкополосной акустики 2–4 ч от 1600 руб. Установка (монтаж) компонентной акустики 2–6 ч от 3500 руб. Установка (монтаж) твитеров 1–4 ч от 1000 руб. Установка (монтаж) магнитол от 15 минут от 500 руб. Установка усилителя звука от часа от 1000 руб. Настройка процессорной системы 1 час 1500–3500 руб. Установка кроссовера 1 час 800–1200 руб.

Полезная информация о настройке сабвуферов

Какой сабвуфер проще настроить?

Еще на этапе выбора саба стоит задуматься о его последующей настройке. Дело в том, что в корректировке параметров работы низкочастотного звена без учета особенностей остальных элементов акустической системы просто нет смысла. Сам по себе сабвуфер не играет музыку, он обеспечивает массированную поддержку фронта. И если каждая из этих зон будет звучать вразнобой, то не поможет даже применение дорогостоящих процессоров, высококлассных усилителей.

Большинство новичков выбирают активные заводские сабвуферы. Но если быть честным, в бюджетном и даже среднем ценовом диапазоне сложно найти что-то приличное. Нормальные модели продают по значительно большей стоимости. Если говорить о простоте и удобстве настройки, то благодаря отказу от отдельного усилителя активные модификации выигрывают. Но итоговое качество звука все равно будет далеко от идеала. Кстати, подобрать готовый саб под определенную имеющуюся систему сложно. В большинстве случаев приходится искать компромисс и идти на уступки по отдельным параметрам, что нельзя причислить к плюсам такого выбора.

Предпочитаем работать с сабами, которые изготовлены на заказ. В этом случае еще на этапе расчета корпуса следует поиграть с объемом, применением наполнителей разной жесткости или фазоинверторов с различными параметрами. Грамотный подход к решению задачи позволяет создать такое акустическое оформление для сабвуфера, при котором настроить его получится быстро и без лишних проблем. Если говорить о сабах соревновательного класса, то в их число входит исключительно ручная работа. Такие устройства не терпят конвейерной сборки с усредненными параметрами.

Кстати, сабвуферы, корпуса которых сделаны мастерами сервиса, настраиваем бесплатно после установки. То есть, вы сэкономите на этом этапе.

Настройка саба — что и для чего крутим

По сути, настройка сабвуфера — не совсем правильное определение. Регулировке подвергаются параметры головного устройства или усилителя, с которого подается сигнал на низкочастотный динамик. Максимум, что настраивают непосредственно в сабе, это фазоинверторный порт, но к этому вопросу вернемся позже.

Прежде чем менять существующие настройки, надо разобраться в их назначении. Нередко приходилось исправлять ситуацию и перенастраивать аппаратуру после бездумного вмешательства. Поэтому не спешите крутить ручки и щелкать переключателями.

Наличие определенных регуляторов зависит от модели усилителя, к которому вы подключаете пассивный саб, или модификации активного сабвуфера. В большинстве случаев столкнетесь со следующими аббревиатурами и наименованиями:

  • Level или Gain — попросту уровень входного сигнала, который потребуется согласовать с выходом магнитолы или ГУ.
  • High Pass Filter (HPF) — фильтр высоких частот, отсекающий низы, которые не должны поступать на саб.
  • Low Pass Filter (LPF) — фильтр низких частот, не пропускающий на устройство высокочастотный сигнал.
  • Subsonic — фильтр сабсоник отсекает инфранизкие частоты (неслышимые для человеческого уха), способные вывести сабвуфер из строя.
  • Bass Boost — регулятор, который изменяет уровень сигнала на определенной частоте (для большинства усилителей — 45Гц).
  • Phase — обеспечивает корректировку фазировки динамика, что позволяет согласовать саб с другими компонентами.
  • На отдельных модификациях усилителей имеется и переключатель порядка фильтров, определяющий интенсивность затухания сигнала. Такое устройство не будет лишним.

Приведенные наименования могут меняться, но смысл настроек остается прежним. Регулировка этих параметров улучшает качество звучания саба, согласовывает низы с фронтом и мидбасами. Конечно, без определенного опыта быстро настроить аппаратуру не выйдет. Придется по нескольку раз возвращаться к каждому этапу. Но, если вы обладаете терпением и есть громадное желание, то вполне справитесь с задачей самостоятельно. Только не совершайте ошибки, свойственной всем новичкам. В дороге слушать музыку вы будете сидя в салоне, а не из багажника. Поэтому, настроив саб, установленный в багажном отсеке, обязательно сядьте на водительское место и убедитесь в том, что качество звучания низов вам нравится. Уверены, покрутить настройки придется еще.

У нас получится вытянуть практически любой саб, за исключением моделей, которые явно собраны с нарушением всех законов автоакустики. За настройку таких самоделок не беремся, просто нет смысла тратить время.

Настраиваем входную чувствительность

Именно с этого этапа начинается настройка любой звуковоспроизводящей и усиливающей аппаратуры. Его цель — согласовать параметры выхода ГУ или магнитолы и входа усилителя. Грамотная настройка гарантирует подачу сигнала с уровнем, обеспечивающим работу усиливающей аппаратуры в оптимальном режиме. Все просто. Установили недостаточную чувствительность — потеряли мощность, передаваемую на сабвуфер. Переусердствовали с этим параметром — получили искажения звука, а в худшем случае и потенциальную опасность спалить динамик или сам усилитель.

Алгоритм настройки входной чувствительности усилителя довольно прост, все сводится к выполнению следующих операций:

  • Регулятор Gain (Level) ставим в крайнее левое положение (минимум).
  • Постепенно увеличивая громкость звучания на магнитоле, находим такое положение, при котором появляются явно слышимые искажения. Немного уменьшаем уровень до восстановления чистоты звука и переходим к усилителю.
  • Настраиваем уровень чувствительности аналогичным способом. Крутим Gain до искажений и чуть-чуть поворачиваем обратно.

Именно такая чувствительность усилителя позволит использовать всю его мощность, но не приведет к появлению нежелательных изменений в звучании при максимальном уровне громкости. Это этап обязателен при настройке сабвуфера, в противном случае установить корректные значения других параметров невозможно.

Разбираемся с частотными фильтрами

Смысл этого этапа заключается в ограничении подачи на саб частот, которые он не должен воспроизводить. На этом основан сам принцип многокомпонентной акустики. Каждый динамик обеспечивает качество звучания только в свойственном ему диапазоне. Подача звукового сигнала с отличающимися параметрами обязательно приведет к появлению искажений. А на границе баса и мида вполне реально получить акустическую кашу. Правильность установки частот среза — обязательное условие для получения нормальной музыки, тем более в ограниченном объеме, который характерен для любого автомобиля.

Настройка LPF

Один из основных фильтров, применяемый в любом низкочастотном звене. Позволяет решить две основных проблемы, характерных для сабов, а именно:

  • Сабвуфер воспроизводит частоты мидбасового диапазона со значительными искажениями. Это определено конструктивными особенностями динамика, в частности — жесткостью подвеса диффузора. Поэтому вполне разумно отсечь проблемный диапазон при помощи фильтра низких частот, пусть за его воспроизведение отвечает именно мидбас.
  • На частотах выше 60–80 Гц появляется эффект локализации сабвуфера. Вы начинаете четко слышать откуда идут низы, которые при этом выпадают из общей звуковой картины. В идеале басы должны быть объемными, создавать поддержку фронту, а не перекрикивать его в общем фоне. Чтобы получить такой эффект и придется «резать» частоты при помощи LPF.

Теоретически, настроить LPF (ФНЧ) несложно. Устанавливаете значение в пределах 80 Гц, включаете музыкальный трек, корректируете положение регулятора, чтобы добиться приемлемого для вас звучания. Но теория отличается от практики. Параметры настройки зависят от марки саба, акустического оформления (типа короба), особенностей самой машины и места установки динамика. Для каждой конкретной ситуации подбирается своя определенная частота. В отдельных случаях показатель снижается до 50–60 Гц. Единственное, что можем сказать — повышать настройку выше 80 Гц не стоит, это не даст ожидаемого результата.

Регулируем HPF

Фильтр высоких частот используется не во всех усилителях, предназначенных для работы в связке с сабвуфером. Он отсекает нижнюю границу частот, защищая динамик от работы во внештатных режимах. По сути, это фильтр больше предназначен для ограничения басов, поступающих на фронтальную акустику. А в случае с сабвуферами, одновременное использование LPF и HPF позволяет получить полноценный полосовой фильтр, четко определяющий диапазон работы динамика.

Смысл применения этого фильтра заключается в том, что для большинства сабов характерен значительный спад на частотах 20–50 Гц (значение зависит от особенностей динамика). Поэтому воспроизводить сигнал в этом диапазоне нецелесообразно, он только ухудшает общее качество звука. И включение HPF позволяет избавиться от ненужной составляющей. Кстати, фильтр также настраивается на слух.

Настраиваем Subsonic

Это устройство представляет собой тот же фильтр высоких частот, но работает он несколько в ином диапазоне. Если у вас стоит сабвуфер в фазоинверторном акустическом исполнении, обязательно выбирайте усилитель с таким фильтром, настроите низкочастотное звено более точно.

Сабсоник отсекает от динамика сигнал в инфразвуковом частотном диапазоне. Человек не слышит этих звуков, поэтому они не придадут музыке каких-либо дополнительных плюсов. А на воспроизведение инфразвука тратиться энергия усилителя, причем немалая ее часть. Кроме того, колебания диффузора динамика с такой частотой в большинстве случаев могут привести к выходу излучателя из строя. Поэтому, воспользовавшись фильтром Subsonic, вы получаете общее увеличение громкости саба, повышаете качество звуковой картины в целом и обеспечиваете дополнительную защиту низкочастотного динамика.

При регулировке сабсоника отталкивайтесь от частоты настройки фазоинверторного порта. В идеале нужно установить значение, которое будет меньше частоты ФИ на 5 Гц. Но это ориентировочный показатель, просто настраивайте Subsonic на слух с учетом этой рекомендации.

Порядок фильтров для сабвуфера

Ни один из фильтров не режет частоту воспроизведения строго на определенном значении. То есть, установка ФНЧ на 80 Гц не приведет к тому, что звуки с большой частотой заблокируются полностью. Включение фильтра в работу обеспечивает постепенное затухание нежелательного сигнала. И чем выше порядок фильтра, тем большей будет крутизна спада сигнала в отсеченном диапазоне.

Особое значение этот показатель имеет именно для Low Pass Filter, который обеспечивает согласование частот между сабом и мидбасом. Практика показала, что лучшее звучание можно получить при выборе фильтров 2–4 порядков, но показатель и в этом случае зависит от особенностей компонентов акустической системы. Поэтому при настройке сабвуфера поиграйте порядком фильтров, выбирайте то значение, при котором звучание будет естественным. Ориентируйтесь на собственный слух.

Bass Boost — крутить или не крутить?

Bass Boost — регулятор уровня сигнала на определенной частоте. Используется в качестве «улучшателя» звучания басов. В большинстве усилителей позволяет скорректировать АЧХ на фиксированной частоте 45 Гц. В отдельных моделях допускается изменение корректируемой частоты в небольшом диапазоне. По сути, является простейшим басовым эквалайзером.

Любителями используется для повышения громкости низов, что при неправильной регулировке приводит к появлению хрипов и выходу динамика из строя. Поэтому, если не чувствуете настройки или опыт по работе со звуковой аппаратурой отсутствует, оставьте этот регулятор в покое. Значительного улучшения не получите, а остаться без саба — рискуете. Пусть этими настройками занимается спец.

Стоит ли менять акустическую фазу

А вот изменение фазировки низкочастотного сигнала оправдано и в отдельных случаях эффективно. Особенно при размещении сабвуфера в багажнике. В этом случае играет роль расстояние от источника звука до слушателя. Несмотря на небольшие значения, такое разнесение вызывает несовпадение фаз баса и фронта. То есть, слышимого пика сигналы от динамиков достигают неодновременно, поэтому и качество звука ухудшается. Изменение фазировки позволяет компенсировать воздействие этого фактора.

В самых простых регуляторах фазу разворачивают на 180 градусов, что соответствует переподключению проводов. Но лучшими считаются фазовращатели с плавными регулировками, которые устанавливают сдвиг фазы точней. Поэтому, если есть возможность настройки при помощи ручки Phase, обязательно воспользуйтесь ей.

Какие дополнительные возможности дает связка саба с процессором

Главное отличие таких систем — корректировка временных задержек, компенсирующих разницу расстояний между слушателем и отдельными динамиками. Благодаря этому улучшается акустическая сцена в салоне машины, все компоненты играют в один момент времени в нужной точке. Практика показала, что процессорное управление звуком, в том числе и низкочастотным звеном, позволяет вытянуть музыку даже из средних по качеству динамиков. Главное — правильно подойти к процессу настройки.

Мастера, которые специализируются по автозвуку, используют собственные алгоритмы настройки процессора. Они схожи, но содержат фишки, позволяющие повысить качество звучания. Если говорить о компенсации временных задержек для саба, то стоит помнить главный момент — настраивайте аппаратуру в комплексе. Когда к отрегулированному фронту вы добавите сабвуфер и подтянете его, путевого ничего не выйдет. Приличный результат даст только полная перестройка, при которой фронт будет задерживаться относительно саба. И не стоит забывать, что у усилителей различных брендов применяется отличающая форма ввода данных. Не перепутайте.

Исходя из практики скажем, что 90% любителей, пытавшихся самостоятельно настроить звуковой процессор, все равно обращались в сервис. Трудно настроить электронную аппаратуру, основываясь исключительно на инструкциях и сведениях из Интернета. Без фактического опыта никуда. Поэтому не мучайтесь, лучше приезжайте к нам. Посмотрев, как настраивается саб вживую, в дальнейшем экспериментируйте самостоятельно. Причем это касается и параметров процессора, и других настроек.

Настраиваем параметры фазоинвертора

О регулировке ФИ многие забывают. А ведь он поможет изменить звучание саба в широких диапазонах. Оптимальная частота резонанса фазоинвертора составляет 61–65% от резонансной частоты самого динамика. Корректируют этот показатель изменением площади сечения и длины порта. При подобной настройке предотвращают критические недогрузы или перегруз фазоинвертора, которые способны ухудшить звучание.

Но это не единственная возможность, которую дает ФИ. Корректируя его параметры, вы подстроите саб даже под решение отдельных задач. Например, таких:

  • Получить максимально качественный бас — уменьшите площадь и длину порта, а в отдельных случаях только площадь. Сократите групповое время задержек — повысите качество.
  • Нужна мягкость и глубина — сделайте ФИ длинней, но с уменьшением сечения и общего объема ящика.
  • Требуется давление — тогда придется увеличить и длину, и сечение порта с уменьшением объема.

И таких вариантов множество. Поэтому можно смело экспериментировать. Главное знать, в каком направлении двигаться. Но помните, что на выбор способа настройки влияет конструкция саба, марка динамика, тип акустического оформления.

Если нет желания или времени заниматься сабвуфером и аппаратурой самому, приезжайте в сервис. Разберемся с сабом, настроим аппаратуру под музыкальные предпочтения и слух. Сделаем быстро и по разумной цене.

Хотите выбрать удобное для себя время посещения сервиса, тогда заполните предложенную форму прямо сейчас. Подберем наиболее подходящее окно в графике мастера по автозвуку.

Сохранить и прочитать потом —

Покупка большого сабвуфера еще не дает гарантии получения великолепного баса от вашей аудиосистемы. В этом руководстве рассказывается все, что нужно знать для получения максимальной акустической отдачи.

Настройка сабвуфера: размещение и позиционирование

Хотя излучаемая сабвуфером низкочастотная составляющая звука является ненаправленной, не стоит устанавливать саб в любом наиболее удобном на ваш взгляд месте комнаты, так как существует возможность частичной потери качества звучания, за которое вы заплатили.

Поиск в вашей комнате подходящего места для сабвуфера может выявить резкие различия в звучании. Угловое размещения для большинства людей является фактически стандартом, возможно, потому что в этом случае почти всегда удается получить наиболее глубокий бас. Но угловое размещение не может дать наиболее точный бас (и / или плавное сопряжение с остальными колонками).

Сабвуферы с маленькими динамиками (8-дюймов или меньше) лучше установить на расстоянии около метра перед передней левой или правой колонкой. При чрезмерном смещении гораздо сложнее поддерживать иллюзию, что бас исходит из колонок, а не прямо из сабвуфера. Данное замечание вдвойне верно для небольших домашних кинотеатров с сабвуфером в комплекте, располагайте его как можно ближе к фронтальным колонкам. Да, и, когда ищете правильное место для саба, не забывайте добавить уровень громкости, настолько, чтобы четко слышать, что оттуда снизу звучит.

Полезными могут оказаться и некоторые советы по определению места для сабвуфера. При воспроизведении компакт-диска с большим количеством глубоких басов, перемещая сабвуфер, отслеживайте все приемлемые для прослушивания места. Вы будете поражены тем, насколько изменяется звучание в зависимости от расположения саба. В некоторых случаях басы будут грязными, иногда будут звучать громче, а иногда тише. Цель эксперимента состоит в том, чтобы получить оптимальный баланс между глубоким басом, верхней частью воспроизводимого сабвуфером низкочастотного диапазона и средними частотами других колонок. В некоторых помещениях это условие трудно достижимо. По моим наблюдениям, есть "проблемные" помещения, где бас всегда звучит гулко или неясно.

В подобных случаях попробуйте следующий метод. Переместите на другое место ваш диван или кресло, или же попробуйте прослушать сабвуфер в другой комнате. Затем включите музыку или фильм с большим количеством басов и также, перемещая сабвуфер, выберите наиболее удачное для прослушивания место. При перемещении вы отметите, что громкость и четкость баса меняются от места к месту.

Если ничего не помогает, попробуйте установить саб как можно ближе к дивану или креслу. Такое расположение может оказаться весьма удачным.

Большие колонки, как правило, проще согласовать с сабвуфером. Труднее небольшие и / или, если в акустической системе маленький сабвуфер. В этом случае для достижения необходимого эффекта может потребоваться более тщательная настройка.

Настройка сабвуфера: подключение и точная настройка

Изображенная на фото задняя панель сабвуфера HSU Research считается довольно типичной. Хотя для новичков в акустике множество разъемов может быть и пугающим. Но в большинстве случаев всего один, подключаемый к входу "SUB IN", кабель обеспечивает эффективное звучание. На других сабвуферах этот вход может быть помечен как "LFE", "Direct" или "Bypass".

Для подключения к входу Sub / LFE вам понадобится длинный соединительный кабель, который можно приобрести в магазинах бытовой электроники. Какой длины должен быть кабель? Измерьте расстояние между A / V ресивером и сабвуфером и не забудьте учесть, при необходимости, дополнительное расстояние для огибания кабелем дверного проема или других препятствий. Если после вскрытия упаковки кабель окажется короче, чем нужно, вы не сможете вернуть его обратно продавцу.

Затем поверните ручку регулятора частотной характеристики (кроссовера) до максимального значения. Будем полагаться лишь на встроенную в A / V ресивер систему частотного деления звукового сигнала. Она должна направить средние и высокие частоты для воспроизведения канальными колонками, а сабвуфер должен будет получить только низкие частоты (басы).

В меню ресивера вы найдете регуляторы для настройки кроссовера, которые определяют полосу воспроизводимых динамиками колонки частот. Некоторые ресиверы имеют расширенный диапазон частот для настройки сабвуфера: от нижней частоты в 40 герц до верхней в 200 Гц. Конкретные рекомендации можно получить из руководства для вашего сабвуфера или колонки. В противном случае для настройки кроссовера можно использовать следующие рекомендации. Для маленьких колонок с 2-х или 3-х дюймовыми НЧ динамиками, попробуйте значения от 150 Гц до 200 Гц, для среднеразмерных динамиков (4 или 5 дюймов) низкая частота опускается до 80 или 100 Гц, а для больших динамиков напольных или полочных колонок попробуйте 60 или 80 Гц.

Если вам довелось стать обладателем больших напольных колонок с 8-ми дюймовым или больше НЧ динамиком, вы можете отметить их в меню как "Большие" колонки, вообще без кроссовера. Но центральная, фронтальные и тыловые колонки, вероятно, будут все же звучать лучше в режиме "Малых" колонок, используя настройки кроссовера, упомянутые в предыдущем абзаце.

Еще один регулятор звучания сабвуфера помечен как "Фаза". Он необходим, потому что динамики колонок и сабвуфера звучат лучше, когда они работают "в фазе", то есть диффузоры динамиков перемещаются вперед и назад синхронно. Чтобы проверить верность установки фазы, послушайте в течение примерно минуты музыку с большим количеством басов, затем попросите сидящего возле саба друга изменять положение регулятора фазы. Нужно медленно переводить ручку регулятора к положению 180 градусов, затем обратно и, опять вперед. "Правильная" настройка та, при которой вы услышите больше басов. Может быть, придется послушать несколько записей, прежде чем вы отметите разницу, и при этом, возможно, стоит несколько увеличить уровень громкости. Если вы не заметите никакой разницы между положениями "0" и "180" у регулятора фазы, оставьте его в положение "0".

Рядом на панели находится регулятор настройки громкости сабвуфера. Очень важно точное соответствие между уровнями громкости сабвуфера, центральной, фронтальных и тыловых колонок, но громкость баса более субъективна. Некоторые люди любят слышать постоянно работающий саб, а другие предпочитают его включение лишь в моменты басовой подпитки спецэффектов при прослушивании музыки и просмотре фильмов. Измеритель уровня звука (например, модель Radio Shack в 33-4050) может оказать большую помощь при установке уровня громкости колонок, но он почти бесполезен для определения верного уровня громкости сабвуфера. В данном случае лучше всего работает метод "на слух".

Басовая составляющая звука, как правило, достаточно постоянна при прослушивании дисков формата DVD, но у CD дисков басы варьируются более значительно. Прослушав несколько дисков, установите нужную громкость (непосредственно на сабвуфере или на ресивере, в зависимости от того что легче). С DVD дисками можно установить оптимальный уровень громкости через 10 минут или раньше, но с компакт-дисками можно порой провозиться почти целый день.

Автоматические системы настройки звука A / V ресиверов могут хорошо выполнить свою работу с обычными колонками, но большинство из них менее искусны при настройке сабвуфера. На самом деле у большинства ресиверов автоматическая настройка сабвуфера, мягко говоря, не впечатляет. Попробуйте изменить настройки кроссовера, проверьте настройку фазы и уровня громкости. Если изменения вам не понравятся, запустите автоматическую настройку, чтобы вернуться к исходным значениям.

Автомобильный сабвуфер является важным элементом в составе комплексных акустических систем. При этом важно не только правильно подобрать и подключить саб, но и выполнить его настройку.

На практике, только после настойки сабвуфер начинает выдавать желаемое звучание. Далее мы рассмотрим, как выполняются настройки сабвуфера, на какие параметры нужно обращать внимание, а также как настроить усилитель под сабвуфер.

Читайте в этой статье

Настройки сабвуфера в автомобиле

Прежде всего, важно понимать, что саб является элементом для воспроизведения низких частот. Если просто, сабвуфер воспроизводит бас. Фактически, низкочастотный динамик имеет диффузор, который колеблется, создавая сжатия и разряжения воздуха.

В случае, когда колебания происходят с частотой от 16-20 раз в сек. (16-20 герц) до 14-18 тыс. раз в сек. (14-18 килогерц), человек воспринимает это как звук. При этом бас представляет собой нижний диапазон таких звуковых колебаний (от 20 до 150 Гц.).

Фактически, тонкая настройка саба начинается еще на этапе проектирования короба, куда ставится НЧ динамик. Также отдельно учитываются характеристики сабвуферного динамика, стиль и тип музыки, которая чаще всего будет прослушиваться, особенности усилителя на саб и т.д. Так или иначе, если саб проектируется с нуля или уже идет готовым решением в корпусе, правильный подход позволяет получить хорошее звучание.

Частота сабвуфера

Перейдем к настройкам. После того, как сабвуфер правильно подключен к усилителю, прежде всего, начать следует с настройки LPF фильтра (low pass filter). Чтобы это сделать, нужно на усилителе на саб или на ГУ включить фильтр LPF. Если просто, этот фильтр позволяет подать на НЧ динамик только низкие частоты, срезав при этом средние и высокие.

В качестве примера, часто выставляется частота среза для сабвуферов от 50 до 63 Гц. Фильтр нужно выставить на указанную частоту, после чего производится дополнительная корректировка.

Еще добавим, что LPF не отрезает звук резко. На практике, если саб настроен на 60 Гц, на 61 Гц звук также будет, но частоты будут ослаблены, появляется плавный спад. При этом плавность спада зависит от порядка фильтра. Выбрать порядок позволяют некоторые ГУ.

Например, Фильтр 4 порядка дает более плавный спад, тогда как фильтр 1 означает, что спад более резкий. Данный фильтр позволяет хорошо состыковать сабвуфер и мидбасовые динамики.

Сабсоник: настройка

Не вдаваясь в подробности, сабсоник является фильтром высоких частот, который работает в низкочастотной области. Если просто, сабсоник отрезает инфранизкие частоты, при этом пропускает более высокие. Обратите внимание, сабсоник присутствует не на всех усилителях. Если система собирается самостоятельно, желательно сразу подбирать такой усилитель на саб, где есть указанный фильтр.

В свою очередь, сабсоник срезает ультранизкие частоты, что не позволяет динамику превышать допустимый ход. В результате увеличивается срок службы динамика, а также улучшается качество воспроизведения слышимого басового диапазона, саб начинает играть чище и громче.

Настройка сабсоника выполняется путем среза на 5 Гц ниже частоты настройки порта фазоинвертора. В качестве примера, если частота настройки 35 Гц, сабсоник настраивается на 30 Гц. Для подстройки необходимо задействовать данную опцию и прокрутить регулятор для получения нужных значений.

Настройка Gain или Level

Настройка уровня входной чувствительности сабвуфера и его регулировка осуществляется на усилителе. Как правило, это обычный регулятор с цифрами (часто, от 0.3 до 5 В). Обратите внимание, многие полагают, что это уровень громкости на усилителе.

На самом деле, это не так. Регулятор Level или Gain позволяет согласовать уровень магнитолы или ГУ с усилителем. Настройка может производиться разными способами, при этом общая суть сводится к следующему:

  • на сабвуфер от магнитолы подается аудиосигнал с настроенной частотой;
  • при этом на усилителе сначала уровень входной чувствительности ставится на минимум;
  • далее на ГУ увеличивается громкость до того момента, пока появляются искажения;
  • затем ручку громкости нужно вернуть назад до того момента, пока искажения пропадут;
  • после начинают вращать регулятор «GAIN» до момента появления искажений;
  • затем регулятор возвращается назад, чтобы звук стал чистым.

Акустическая фаза сабвуфера и выставление задержки

Начнем с фазировки. В ряде случаев можно заметить, что саб играет отдельно от фронтальной акустики, звук сабвуфера явно прослушивается из багажника. Такая настройка является неправильной.

Если просто, фаза сабвуфера позволяет «сдвинуть» звучание сабвуфера вперед. В результате саб звучит цельно и однородно вместе с фронтальными динамиками.

Разобравшись с фазой, далее следует перейти к настройке задержек. Обратите внимание, задержки можно выставлять только на процессорных магнитолах или же в том случае, если имеется внешний процессор.

Данная настройка нужна в том случае, если импульсные характеристики недостаточны и бас «запаздывает». На практике, это проявляется таким образом, что фронт уже отыграл ноту, при этом сабвуфер отыгрывает несколько позже, то есть с задержкой. Именно по этой причине нужна корректировка задержки, чтобы позволить фронтальной акустике и сабвуферу отыгрывать синхронно.

Подстройка мидбаса и сабвуфера

Как показывает практика, настройка саба должна быть выполнена так, чтобы низкочастотник хорошо сочетался с фронтальной акустикой, не возникало провалов по частотам и т.д. Другими словами, мало настроить сабвуфер, так как мидбасовые динамики также потребуют подстройки.

Для правильной настройки потребуется сделать плавным участок АЧХ, слегка изменяя частоты срезов LPF и HPF. Делается это как на слух, так и при помощи RTA-анализатора. Главное, добиться плотного и объемного звучания, чтобы не было «выпадения» по частотам.

Что в итоге

Как видно, настройка сабвуфера в машине является важным и ответственным этапом. При этом нужно понимать, что даже если все компоненты подобраны правильно (усилитель, саб, провода и т.д.), без соответствующей настройки сабвуфер может звучать слишком тихо или громко.

Комментировать
0
663 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector