No Image

Как проверить модулятор абс

СОДЕРЖАНИЕ
0
2 499 просмотров
20 августа 2019

Дата публикации: 05 декабря 2018 .
Категория: Автотехника.

АБС (антиблокировочная система), состоящая из электронного блока управления, гидравлического узла, задних и передних датчиков, предназначена для предотвращения блокировки колес автомобиля при экстренном торможении. Основное ее назначение – это сохранить управляемость транспортного средства и его устойчивость, а также способствовать сокращению тормозного пути. Поэтому так важно, чтобы все датчики, установленные в автомобиле, были исправны. Чтобы их проверить, совсем не обязательно направляться в автосервис. Можно справиться с этой проблемой и самостоятельно.

Конструкция индукционного пассивного датчика

Во многих автомобилях (как отечественного, так и импортного производства) в качестве датчика АБС используют пассивный индукционный сенсор, который представляет собой катушку, намотанную на магнитный сердечник. Он установлен напротив зубчатого диска, закрепленного на оси ступицы. При движении транспортного средства на выводах датчика появляется переменное напряжение, частота которого зависит от скорости вращения колеса.

На заметку! Мы уже писали о том, как проверить активный датчик Холла, который используют в некоторых моделях автомобилей как сенсор АБС.

Самодиагностика

Если автомобиль оборудован системой самодиагностики, то это в значительной мере упрощает поиск неисправностей АБС. В инструкции по эксплуатации транспортного средства производители, как правило, указывают алгоритм поиска ошибок и их удаления. Как определить, какой из датчиков АБС неисправен, используя встроенную систему диагностики (на примере автомобиля «Toyota Carina E»), подробно рассказано в представленном ниже видео:

Проверка сопротивления датчика

Прежде, чем приступать к процедуре тестирования, желательно узнать стандартную величину сопротивления датчиков АБС, установленных в вашем автомобиле. Эту информацию можно найти либо на сайте производителя, либо в Интернете. Алгоритм проверки сопротивления датчика довольно прост:

  • Вывешиваем колесо с помощью домкрата и снимаем его.
  • Находим датчик АБС и отсоединяем его разъем от проводки, ведущей к блоку управления.
  • Переводим мультиметр в режим измерения сопротивления.
  • Подсоединяем щупы к контактам разъема датчика и смотрим на показания прибора.
  • Если омметр показывает «0», это означает, что в катушке сенсора имеется обрыв. Такой датчик подлежит замене. Показания прибора, превышающие номинальное значение в 2÷3 раза также свидетельствуют о неисправности сенсора, а именно о том, что его катушка «подгорела» и сигналы, поступающие с него на блок управления, являются некорректными.

Совет! Обычно сопротивление пассивных индукционных датчиков находится в пределах 700÷2500 Ом. Если вам не удалось найти техническую информацию о конкретных сенсорах, установленных в автомобиле, то придется проверить сопротивление всех датчиков АБС. Их одновременный выход из строя маловероятен. Сравнив результаты всех произведенных измерений, можно будет сделать вывод о том, какой конкретно датчик «глючит» и заменить только его.

Проверить сопротивление всех датчиков можно, не снимая колес. Для этого:

  • Находим под капотом автомобиля блок управления АБС.
  • Отсоединяем от него разъем, в котором зафиксированы провода от датчиков и остальных устройств, входящих в антиблокировочную систему тормозов.
  • Далее подключаем щупы мультиметра к соответствующим контактам (к которым непосредственно подсоединены сенсоры) и последовательно проверяем сопротивление всех датчиков. Распиновку разъема можно найти в инструкции по эксплуатации или на сайте производителя.

На заметку! Такой способ проверки позволяет определить не только сопротивление катушки сенсора, но и исправность проводки от самого датчика до блока управления.

Проверка напряжения на обмотке датчика

Еще один из способов проверки работоспособности датчиков АБС – измерение выходного напряжения, которое появляется на обмотке при вращении колеса. Для этого выполняем следующее:

  • Вывешиваем колесо с помощью домкрата и снимаем его.
  • Находим датчик АБС и отсоединяем его разъем от проводки, ведущей к блоку управления.
  • Переводим мультиметр в режим измерения переменного напряжения.
  • Подключаем щупы к контактам разъема датчика.
  • Вращаем ступицу колеса (со скоростью 1÷2 об/сек).
  • При наличии напряжения 200÷1700 мВ (его величина варьируется в зависимости от конкретной модели датчика) можно констатировать, что сенсор исправен. Нет причин беспокоиться. В случае, если вам не удалось найти технические характеристики датчика, стоит проверить подобным образом все сенсоры АБС, установленные на автомобиле. Если в результате тестирования на одном из них обнаружено заниженное напряжение (по сравнению с остальными), то это свидетельствует о его некорректной работе.

На заметку! Если при замере сопротивления всех датчиков показания омметра свидетельствуют об их работоспособности, но при вращении колеса на обмотках сенсора появляется заниженное напряжение (или его отсутствие), то это может быть следствием износа или поломки зубчатого колеса.

Использование автосканера

Для тех, кто привык устранять неисправности автомобиля своими руками, незаменимым помощником при ремонте АБС будет автосканер ELM327. Мы уже знакомили наших читателей с этим полезным гаджетом. На сегодняшний день его можно приобрести по цене от 350 до 1100 рублей. Напомним, что этот миниатюрный прибор вставляют в специальный диагностический разъем OBDII, которым сегодня оборудованы многие современные автомобили. В зависимости от конструктивных особенностей конкретной модели он передает на смартфон или планшет (по Bluetooth, Wi-Fi или USB) информацию о различных параметрах и ошибках, обнаруженных в транспортном средстве. Проверить всю систему АБС и найти неисправный датчик, с использованием такого приспособления, дело нескольких минут.

На заметку! Отрицательные комментарии о возможностях автосканера ELM327 объясняются в основном тем, что пользователи применяли простейшие приложения. Те же, кто установили на свои смартфоны или планшеты специальные программы, предназначенные для диагностики конкретных марок автомобилей, положительно отзываются о работе данного гаджета.

Использование ноутбука в качестве осциллографа

С технической точки зрения наиболее правильным методом проверки датчиков АБС профессионалы считают использование осциллографа. Однако прибор стоит дорого, и приобретать его только для проверки сенсоров не имеет смысла. А, вот если у вас есть ноутбук, то использовать его в качестве осциллографа достаточно просто. Сначала изготавливаем измерительный шнур для подключения разъема сенсора к микрофонному входу. Для этого понадобятся штекер mini jack 3,5 мм, два резистора и пару кусков провода подходящей длины. Денежные затраты на приобретение необходимых компонентов не превысят 50 рублей. Припаиваем провода к контактам мини-джека, а в разрыв монтируем резистивный делитель (для защиты звуковой карты) по приведенной ниже схеме.

Далее все просто:

  • Устанавливаем на ноутбук специальную программу «Осциллограф» (например, Winscope или Avangard).
  • Подключаем провода к разъему датчика АБС, а штекер к микрофонному входу.
  • Вращаем ступицу колеса.
  • При исправном датчике наблюдаем на экране четкий синусоидальный сигнал.

На заметку! Если у вас нет помощника, то одновременно вращать колесо и наблюдать за экраном ноутбука будет весьма затруднительно. Для удобства советуем воспользоваться функцией записи. Включив режим воспроизведения (после проведенной по вышеописанной методике проверки), вы сможете увидеть результаты тестирования.

Датчики АБС играют важную роль в работе тормозной системы автомобиля — от них зависит эффективность торможения и бесперебойная эксплуатация узла в целом. Сенсорные элементы посылают на блок управления данные о степени вращения колёс, а тот анализирует поступающую информацию, выстраивая нужный алгоритм действий. Но что делать, если появились сомнения в исправности устройств?

Признаки неисправности устройства

О том, что датчик ABS неисправен, просигнализирует индикатор на панели приборов — он загорается при дезактивации системы, которая выключается даже при малейшей неполадке.

Свидетельства того, что АБС перестала «вмешиваться» в работу тормозов:

  • Непрерывно блокируются колёса при резком торможении.
  • Отсутствует характерный стук с одновременной вибрацией при нажатии на педаль тормоза.
  • Стрелка спидометра запаздывает относительно разгона либо не двигается с исходного положения вовсе.
  • При неисправности двух (и более) датчиков на приборной панели дополнительно загорается и не гаснет индикатор стояночного тормоза.

Индикатор АБС на приборной панели сигнализирует о неисправности системы

Что же делать, если контрольная лампа АБС на приборной панели автомобиля ведёт себя не вполне корректно? Не стоит сразу же менять датчик, сначала устройства следует проверить – эту процедуру можно выполнить самостоятельно, не прибегая к услугам высокооплачиваемых мастеров.

Способы проверки работоспособности

Чтобы определить состояние детали, выполним ряд действий по её диагностике, двигаясь от простого к сложному:

  1. Проверим предохранители, вскрыв блок (внутри салона либо в подкапотном пространстве) и осмотрев соответствующие элементы (указаны в инструкции по ремонту/эксплуатации). При обнаружении сгоревшего компонента заменим его новым.
  2. Осмотрим и проверим:
    • целостность разъёмов;
    • проводку на предмет потёртостей, увеличивающих риск возникновения короткого замыкания;
    • загрязнение детали, возможные внешние механические повреждения;
    • фиксацию и соединение с массой самого датчика.

    Если перечисленные мероприятия не помогают выявить неисправность устройства, его придётся проверить с помощью приборов — тестера (мультиметра) или осциллографа.

    Тестером (мультиметром)

    Этот способ диагностики датчика потребует наличия тестера (мультиметра), инструкции по эксплуатации и ремонту авто, а также ПИН — проводки со специальными разъёмами.

    Прибор объединяет в себе функции омметра, амперметра и вольтметра

    Тестер (мультиметр) – прибор для измерения параметров электрического тока, объединяющий функции вольтметра, амперметра и омметра. Существуют аналоговые и цифровые модели устройств.

    Для получения полной информации о работоспособности датчика АБС нужно замерить сопротивление в цепи устройства:

    1. Поднимаем автомобиль домкратом или вывешиваем на подъёмнике.
    2. Снимаем колесо, если оно препятствует доступу к устройству.
    3. Снимаем крышку блока управления системой и отсоединяем разъёмы контроллеров.
    4. Подключаем ПИН к мультиметру и контактному гнезду датчика (разъёмы датчиков задних колёс расположены внутри салона, под сиденьями).

    Подключаем ПИН к тестеру и контактному гнезду датчика

    Показания прибора должны соответствовать данным, указанным в пособии по ремонту и эксплуатации конкретного автомобиля. Если сопротивление устройства:

    • ниже минимального порога − датчик неисправен;
    • приближается к нулю − короткое замыкание;
    • нестабильное (скачущее) в момент подёргивания провода — нарушение контакта внутри проводки;
    • бесконечность либо показания отсутствуют — обрыв провода.

    Внимание! Сопротивление датчиков АБС на передней и задней осях различается. Рабочие параметры устройств составляют 1–1,3 кОм в первом случае и 1,8–2,3 кОм во втором.

    Видео «Диагностика датчика АBS»

    Как проверить с помощью осциллографа (со схемой подключения)

    Помимо самостоятельной диагностики датчика тестером (мультиметром), его можно проверить с помощью более сложного прибора — осциллографа.

    Прибор исследует амплитуду и временные параметры сигнала датчика

    Осциллограф — устройство, исследующее амплитудные и временные параметры сигнала, которое предназначено для точной диагностики импульсных процессов в электронных схемах. Данным прибором определяются неполадки в разъёмах, нарушение соединения с массой и обрыв проводников. Проверка выполняется посредством визуального наблюдения колебаний на дисплее устройства.

    Для диагностики датчика АБС осциллографом необходимо:

    1. Полностью зарядить аккумуляторную батарею, чтобы по ходу измерения наблюдать на разъёмах либо проводниках падения (скачки) напряжения.
    2. Найти сенсорный датчик и отсоединить верхний разъём детали.
    3. Подключить к контактному гнезду осциллоскоп.

    Подключение прибора к разъёму датчика АБС (1 — зубчатый диск-ротор; 2 — датчик)

    Об исправности датчика АБС свидетельствует:

    • одинаковая амплитуда колебания сигнала при вращении колёс одной оси;
    • отсутствие биений амплитуды при диагностике меньшим по частоте сигналом синусоиды;
    • сохранение стабильной, ровной амплитуды колебания сигнала, не превышающей 0,5 B, при вращении колеса с частотой 2 об/сек.

    Отметим, что осциллограф — прибор довольно сложный и дорогостоящий. Современные компьютерные технологии позволяют заменить это устройство специальной программой, скачанной из интернета и установленной на обычный ноутбук.

    Видео «Ноутбук вместо осциллографа»

    Проверка детали без приборов

    Самым простым способом диагностики устройства без приборов является проверка магнитного клапана на индукционном датчике. К детали, внутри которой установлен магнит, прикладывают любое металлическое изделие (отвёртку, гаечный ключ). Если датчик не притягивает его − он неисправен.

    Большинство систем антиблокировки тормозов современных автомобилей имеют функцию самодиагностики с выводом ошибок (в буквенно-цифровой кодировке) на экран бортового компьютера. Расшифровать эти символы можно с помощью интернета или инструкции по эксплуатации машины.

    Что делать при обнаружении поломки

    Что делать с датчиком АБС при обнаружении неисправности? Если проблемной точкой является само устройство, его придётся заменить, а вот в случае с электропроводкой – можно исправить дефект самостоятельно. Для восстановления её целостности используем метод «пайки», тщательно заматывая места соединений изоляционной лентой.

    Если загорается индикатор ABS на приборной панели — это явный признак неисправности датчика. Описанные действия помогут выявить причину поломки, однако если не хватает знаний и опыта, лучше обратиться к мастерам автосервиса. В противном случае неграмотная диагностика состояния вкупе с неправильным ремонтом устройства снизят эффективность работы антиблокировочной системы и могут спровоцировать ДТП.

    Антиблокировочная система тормозов – обязательная составляющая любого современного автомобиля. Не все отечественные водители свыклись с этим техническим оснащением. Но некоторые уже научились не только пользоваться его преимуществами, но и самостоятельно диагностировать работу системы.

    Суть авс – во время экстренного торможения препятствуется блокировка движения всех четырех колес. Это работает на повышение устойчивости транспортного средства, сокращение тормозного пути. Особенно важно при езде по скользких покрытиях – гравии, обледенелому, мокрому асфальту. Машину не заносит, уровень управляемости остается высоким, хотя педаль тормозов выжата до предела.

    Ключевые детали – гидравлический блок, модулирующий давление жидкости, датчики на частоту вращения колес, их расположение, компьютер, обрабатывающий информацию с датчиков и передающий ее в основной блок. Место расположения – под капотом, в пространстве между тормозными цилиндрами.

    Метод работы антиблокировочной системы тормозов

    Сильное нажатие на тормоза фиксируется датчиками, система расшифровывает это как движение машины юзом. Идет сигнал о необходимости уменьшать тормозное усилие. Снижается давление специальной жидкости в тормозной магистрали, колеса разблокируются. С первого раза не удалось? Система будет продолжать попытки, пока напряжение тормозных колодок не ослабнет. Работа АБС схематично: торможение-анализ-процесс растормаживания.

    Скорость реакции системы очень высокая. Она начинает сработку еще до блокировки колеса. Водитель видит соответствующий сигнал на панели управления, ощущает характерные толчки в педали. Если предупреждающая надпись с экрана не исчезает, это свидетельствует о неполадках.

    Не стоит целиком и полностью полагаться на систему. Она создает у водителя ложную иллюзию безопасности езды. Сократить тормозной путь АБС удается далеко не всегда, особенно, если речь идет о поворотах. К тому же систему сложно прогнозировать. Автомобилист редко в состоянии определить, где же закончится его тормозной путь.

    Стоит ли бояться неисправностей АБС? Нуждается в ремонте это система не часто, так как оснащена предохранителями и особыми реле. Поломка означает, что тормоза теперь работают без дополнительного контроля, но непосредственно на их функциональность это не влияет. Так что ездить на авто с проблемной антиблокировочной системой можно, но лучше не стоит. Многие водители игнорируют опасность, переоценивают уровень своего контроля над транспортным средством. Даже самый опытный автомобилист может допустить ошибки при экстренном торможении. Так что как только появились первые признаки неисправности – на ремонт.

    Как понять, что АБС сломалась

    В самых простых случаях о неполадке сообщит индикатор на панели управления. Датчик, который светится по 10 с, включается во время езды сигнализирует о неисправности. В большинстве случаев проблемы реально выявить только во время движения.

    Перед основательными поисками нужно исключить два момента:

    • недавняя смена покрышек. Шипованная резина на ведущих колесах увеличивает диаметр, заставляет задние и передние элементы вращаться с разной скоростью, что приводит к загоранию датчика неисправности;
    • датчик abs также может срабатывать на пробуксовку.

    Ложные сигналы исключили, переходим к серьезным неисправностям.

    Причины и симптомы неполадок АБС

    1. Оборвался провод датчика, сломался блок контроллера. Сигналы про угловые скорости не передаются, светиться сигнал об ошибке, система отключается.
    2. Колесные датчики неисправны. Система включилась, провела самодиагностику, нашла ошибку, продолжила работу. Окислились контакты, соединение с системным питанием нарушено. Другой вариант – датчики колес замкнулись на массу.
    3. В покрышках – разное давление, отличается рисунок протекторов, разная степень износа резины. Одно из колес идет медленнее остальных. Показания об угловой скорости передается дополнительным устройством.
    4. Механические нарушения деталей: могут сломаться сепараторы, решетки, износится подшипник ступицы, появится люфт, надлом ротора колесного датчика, нарушиться работа насоса. Механические причины неисправности не дают АБС даже запуститься.

    Большинство вышеперечисленных проблем можно решить самостоятельно. Ведь полная замена оборудования обходится очень дорого. Как показывает опыт автомехаников, чаще других деталей ломаются колесные датчики. Они находятся рядом со ступицами, принимают на себя всю грязь. С их осмотра и можно начать диагностику.

    Самое неприятное, что может случиться – неисправным окажется блок управления. А он стоит очень дорого. Но комплекс работает с защитным реле и редко создает проблемы автомобилисту. Поэтому проверять блок можно в последнюю очередь. Начинается процедура с передних колес:

    • снять датчик, очистить керосином, уайтспиритом;
    • проверка датчика абс включает тщательный осмотр ступичных зубцов колеса. С них считываются обороты. Грязные, забитые зубцы – некорректная информация зависание системы;
    • снять и вычистить датчик задней передачи;
    • как проверить корректно ли электрическое сопротивление? сравнить с показаниями заводского справочника авто:
    • поднять кузов при помощи домкрата, раскрутить колесо, на вращении измерить, какое напряжение проходит обмотке сенсора. Сравнить с показателями из справочника;
    • проверить подшипники. Изношенная ступица – одна из самых распространенных причин неполадок. После чистки керосином и проверки методом пошатывания, неисправности станут явными. Заменить детали при необходимости. Мультимером проконтролировать работу сенсора.

    Процедура не дала результатов? Следующий этап – проверка защитного реле. Его месторасположение указано на автомобильной электросхеме. У прибора алюминиевые стенки и пластиковая крышка. Внутри пара предохранителей и вполне возможно, что один из них просто сгорел. При покупке машины на вторичном рынке необходимо интересоваться расположением защитного реле у предыдущего собственника.

    Предохранители в порядке, а система все еще неисправна? Диагностируем собственно реле:

    • отсоединить разъем от электричества;
    • подключить щупы вольтметра к первым двум пронумерованным блочным штырям;
    • включить зажигание, измерить напряжение сети – 20В. Напряжение отсутствует – проверить минусовый разъем – не пошло ли соединение на массу авто;
    • снять реле, подсоединить к аккумулятору (выводы номер 5 и 6). Дать 12 В. Щелчки слышны – аппарат исправен, нет – нуждается в замене.

    Проверка датчика abs

    Первое – снять грязь. Следующий шаг – замер напряжения в узле. Норма – 800-1200 Ом, но бывают нюансы, лучше уточнить заводские показатели по мануалу. Сеть бесконечно увеличивается – признак обрыва. Сопротивление на нуле – в цепи замыкание.

    Проблема с датчиком? Необходимо заменить его на новый. Если же исследована вся система, а неисправность так и не обнаружена, значит дело в блоке управления. Самостоятельно заниматься им не стоит – придется проверяться на СТО и ремонтироваться у квалифицированных мастеров.

    Комментировать
    0
    2 499 просмотров
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    Это интересно
    Adblock
    detector