No Image

Как проверить натяжитель цепи грм

СОДЕРЖАНИЕ
0
2 499 просмотров
20 августа 2019

Тема в разделе "4B C5", создана пользователем max 518, 4 мар 2012 .

Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно.
Необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.

НЕ ТЯНИ — НАТЯНИ!

НЕ ТЯНИ — НАТЯНИ!

Для нормальной работы двигателя цепь привода газораспределительного механизма должна быть натянута правильно.

Подходит время — и привычный ровный шум мотора сменяется лязганьем, особенно слышным при изменении оборотов двигателя. Холостой ход становится неровным. Похоже, цепь ослабла, думаете вы и строго по инструкции натягиваете ее. Однако вскоре опять слышится какофония. Открываете капот — передняя часть моторного отсека вся в масле. Откуда оно? И что делать?

Вспомним, как устроен привод газораспределительного механизма (ГРМ) «Жигулей». Распределительный вал получает вращение от ведущей звездочки коленчатого вала через двухрядную роликовую цепь (рис. 1). Этой же цепью приводится звездочка масляного насоса. Чтобы цепь не провисала, предусмотрен полуавтоматический натяжитель 8 с башмаком 7, а для сглаживания («гашения») ее колебаний во время работы — успокоитель 3. Ограничительный палец 6 в нижней части блока предотвращает спадание цепи в картер двигателя, если ее — например, при ремонте — понадобилось снять со звездочки 1.

Условия работы деталей ГРМ весьма напряженные. На них действуют значительные переменные нагрузки — следствие работы поршневой группы и привода клапанного механизма. Эти нагрузки, в основном, и ответственны за износ цепи и шум, с которого мы начали разговор.

Обнаружив неполадки, сначала проверьте крепление успокоителя цепи — его удерживают на передней крышке блока двигателя два болта. При разрушении успокоителя (а иногда и просто от чрезмерных вибраций) эти болты могут отвернуться, открывая выход маслу, которое поток воздуха от вентилятора разбрызгивает по сторонам. Отчего ломается успокоитель? Как правило, из-за того, что цепь при работе слишком сильно колеблется, чему способствуют ее неравномерный, как правило, износ и плохо работающий натяжитель.

Если с креплением все в порядке, снимем клапанную крышку двигателя и проверим целостность самого успокоителя, взявшись за его верхний конец. При затянутых болтах крепления успокоитель совершенно не должен качаться, в противном случае считайте, что в нем, как минимум, уже есть трещины. Сломанный успокоитель надо заменить. Иногда куски сломавшегося успокоителя, упав, заклиниваются между цепью и корпусом блока цилиндра или цепью и звездочками 4 и 5. Чтобы вынуть обломки, приходится снимать звездочку привода распредвала. Кстати, заменяя успокоитель, следите за тем, чтобы его рабочая поверхность прилегала к цепи без перекосов. Для двигателей объемом 1,5 л в продаже бывают успокоители двух видов — металлические и пластмассовые. Случается, что гайки успокоителя закреплены небрежно, криво. На металлическом это можно исправить, отогнув крепления гаек, а на пластмассовом не получится. Для двигателей рабочим объемом 1,2–1,3 л обычно применяют металлические успокоители, но возможна и установка пластмассового.

Разные звенья цепи изнашиваются неодинаково — и эта неравномерность усиливает ее колебания, что, в свою очередь, увеличивает нагрузки на детали ГРМ. Более заметно это бывает на двигателях, у которых цепь имеет 114 звеньев (VAZ 2101; 21011), так как это число кратно количеству зубьев на ведущей звездочке (19) и на звездочке привода распределительного вала (38). Значит, через каждые три оборота распредвала (шесть оборотов коленвала) на каждой звездочке будут встречаться одни и те же пары — «зуб звездочки — звено цепи», и картина нагружения цепи повторяется. На двигателях VAZ 2103, 2106 подобные совпадения отсутствуют, так как цепь у них имеет 116 звеньев, что не кратно числам зубьев звездочек.

Проверяем износ цепи, приподняв ее над верхней частью звездочки распредвала: если усилием 5–10 кгс звенья удалось поднять более чем до середины зуба звездочки, то цепь сильно изношена и подлежит замене (рис. 2). Учтите, что на менее изношенных ее участках это может не получиться, поэтому нужно проверить цепь в нескольких положениях коленвала. Цепь и звездочки обязательно заменяют при капитальном ремонте двигателя. Впрочем, иногда еще вполне работоспособная цепь заметно провисает около натяжителя и успокоителя только из-за того, что неисправен сам натяжитель.

Рассмотрим, как работает это устройство (рис. 3). Пружина 8 действует на стержень через шайбу 6. Ход плунжера в корпусе ограничен стопорным кольцом 4. Когда гайка 1 отвернута, цанги сухаря освобождают стержень 3, пружины 5 и 8 давят на плунжер 7, тот — на башмак, и цепь натягивается. При затянутой гайке стержень зажат цангами 9 и на плунжер 7 действует только маленькая пружина 5. Она отжимает плунжер от головки стержня 3 и в зазор между ними при работе двигателя затекает масло — при колебаниях цепи это устройство выполняет роль амортизатора. Благодаря зазору 0,2. 0,5 мм между стержнем и плунжером только сильные рывки цепи вынуждают работать пружину 8.

Но все это справедливо лишь при идеальной работе устройства! Мы же, осмотрев четыре натяжителя, снятых с шумных двигателей ВАЗ (пробег от 37 000 до 88 000 км), обнаружили, что маленькая пружина 5 во всех случаях не работала, так как плунжер был заклинен в корпусе. Дело в том, что в сжатом состоянии большая пружина изгибается и, упершись во внутреннюю поверхность плунжера, перекашивает его в корпусе натяжителя (фото 1, рис. 3). Маленькая пружина защемляется — и плунжер уже не может демпфировать колебания цепи. На большинстве новых натяжителей, проверенных нами прямо в магазинах, проявлялся такой же дефект! Одновременно — из-за очень грубой обработки внутренней поверхности плунжера — его свободному перемещению мешает трение о пружину. На старых натяжителях витки пружины в средней части, как правило, сильно изношены (фото 2), отчего уменьшается и усилие натяжения цепи.

В этом случае работа слабо натянутой цепи (все делалось, заметим, строго по инструкции) сопровождается большими ударными нагрузками на успокоитель и натяжитель, при которых цанговый зажим не может удержать стержень — от ударов последний еще глубже утапливается в гайку (иногда с задирами — фото 3). При этом сухарь уже слабее удерживает стержень 3 — и натяжение цепи становится еще меньше.

Вот так проверенная конструкция, будучи изготовлена на невысоком технологическом уровне, оказывается ненадежной: даже новый, из магазина, натяжитель не всегда работает, как должен.

Мы были свидетелями такого «эксперимента»: из-за дефектов натяжителя и цепи владелец автомобиля дважды (в течение недели!) заменял разрушенные успокоители цепи, а затем еще один (!) — с задранной рабочей поверхностью (фото 4), пока, наконец, не заменил и цепь, и натяжитель. Но и после этого цепь шумела, а двигатель работал неустойчиво, так как оказалось, что цепь натянута все-таки недостаточно. Только натянув ее «нештатным» способом (см. ниже), заставили двигатель работать нормально.

Чтобы раз за разом не заменять натяжители в надежде на удачный экземпляр, можно даже при неисправном устройстве нормально натянуть цепь и обеспечить устойчивую работу двигателя. Каким образом? Есть два способа. Первый:

— полностью отворачиваем и снимаем колпачковую гайку;

— нажимая пальцем на стержень натяжителя, проворачиваем коленвал не менее чем на два оборота в направлении вращения (рукояткой или за заднее колесо при включенной высшей передаче);

— в положении, когда стержень сильнее утопится в корпус натяжителя, затягиваем колпачковую гайку — это позволяет учесть неравномерный износ цепи, разумеется, если он (см. выше) не чрезмерен.

Если даже после этого цепь работает шумно, значит, натяжитель «слаб». Это было и в описанном нами случае. Тогда поступили по-другому:

— сняли клапанную крышку с головки двигателя и отвернули колпачковую гайку;

— используя монтажку как рычаг, прижали башмак натяжителя к цепи (при этом натягиваются обе ветви цепи и выдвигается плунжер натяжителя. Для контроля можно нажать пальцем на конец стержня);

— в этом положении навернули и затянули колпачковую гайку.

Что это дало? В данном случае монтажка выполняет ту задачу, с которой не справляется натяжитель, — теперь плунжер занимает положение, при котором цепь достаточно натянута. Конечно, тем самым мы отказываемся от удобств, предоставляемых идеально работающим натяжителем, когда весь процесс «подтяжки» цепи можно было бы выполнить за одну минуту. Но где же его купить — идеальный?

Рис. 1. Цепной привод: 1 — звездочка распределительного вала; 2 — цепь; 3 — успокоитель; 4 — звездочка привода масляного насоса; 5 — звездочка коленвала; 6 — ограничительный палец; 7 — башмак натяжителя; 8 — натяжитель.

Износ боковой поверхности плунжера из-за перекоса.

Рис. 2. Так проверяют степень износа цепи.

Рис. 3. Натяжитель цепи: 1 — колпачковая гайка; 2 — корпус; 3 — стержень; 4 — стопорное кольцо; 5, 8 — пружины; 6 — шайба; 7 — плунжер; 9 — цанговый зажим (сухарь).

Средняя часть витков пружины изношена от трения о внутреннюю поверхность плунжера.

На тонкой части стержня видны задиры (проверка показала, что стержень был не закален!).

Так выглядит рабочая поверхность испорченного пластмассового успокоителя после пробега всего 60 км с плохо работавшим натяжителем.

На классических автомобилях семейства ВАЗ устанавливался цепной привод ГРМ. Поскольку это один из важных элементов механизма газораспределения, периодически нужно следить за его состоянием и натяжением. При выходе из строя деталей, отвечающих за работоспособность цепи, нужно безотлагательно произвести ремонтные работы, чтобы избежать серьёзных последствий и дорогостоящего ремонта.

Цепной привод ГРМ ВАЗ 2107 — описание

Цепная передача механизма ГРМ ВАЗ 2107 имеет большой ресурс, но когда-то приходит черёд и её замены. Необходимость в этом возникает в результате растяжения звеньев, когда натяжитель цепи уже не справляется с возлагаемыми на него функциями. Кроме этого, детали, отвечающие за нормальную работу привода ГРМ, со временем также подвергаются износу.

Успокоитель

В цепном приводе механизма газораспределения ВАЗ 2107 для гашения рывков и колебаний цепи применяется успокоитель. Без этой детали, при увеличении амплитуды колебаний, цепь может слететь с шестерён либо вовсе оборваться. Обрыв цепной передачи наиболее вероятен при максимальных оборотах коленчатого вала, что происходит мгновенно. В момент обрыва выходят из строя впускные и выпускные клапаны. После таких повреждений двигателю в лучшем случае потребуется капитальный ремонт.

По своей конструкции успокоитель представляет собой пластину, которая выполнена из высокоуглеродистой стали с двумя отверстиями для крепления. Ещё одним элементом, одновременно отвечающим за успокоение и натяжение цепи, является башмак. Его трущаяся поверхность выполнена из полимерного материала высокой прочности.

Натяжитель

Исходя из названия, можно понять, что устройство предназначено для исключения провисания цепи ГРМ во время работы двигателя. Существует несколько разновидностей таких механизмов:

  • автоматические;
  • механические;
  • гидравлические.

Автоматические натяжители появились не так давно, но уже успели показать свои положительные и отрицательные стороны. Основным преимуществом изделия является то, что нет необходимости в периодической регулировке натяжки цепи, поскольку механизм удерживает её постоянно в натянутом состоянии. Из недостатков автонатяжителя выделяют быстрый выход из строя, высокую стоимость, плохое натяжение, о чём свидетельствуют отзывы некоторых автовладельцев.

Гидравлические натяжители работают в результате воздействия масла под давлением, которое подводится от системы смазки двигателя. Такое конструктивное исполнение не требует вмешательства со стороны водителя по части регулировки цепной передачи, но механизм иногда может подклинивать, что сводит на нет все его преимущества.

Наиболее распространённым натяжителем является механический. Однако он имеет существенный недостаток: изделие засоряется мелкими частичками, в результате чего плунжер заклинивает и механизм неспособен выполнять свои функции во время регулировки натяжения.

Цепь ГРМ в двигателе ВАЗ 2107 предназначена для соединения коленчатого и распределительного валов: на них стоят шестерни, на которые надевается цепь. После запуска силового агрегата, посредством цепной передачи обеспечивается синхронное вращение указанных валов. При нарушении синхронности по каким-либо причинам, происходит сбой в работе механизма ГРМ, в результате чего стабильная работа двигателя нарушается. В такой ситуации наблюдаются провалы мощности, ухудшение динамики, увеличение расхода топлива.

По мере эксплуатации автомобиля цепь растягивается, поскольку на неё возлагаются высокие нагрузки. Это говорит о необходимости периодической регулировки. В противном случае провисание приведёт к перескакиванию звеньев на шестернях, в результате чего нарушится работа силового агрегата. Чтобы этого не происходило, заводом рекомендуется проводить регулировку натяжения цепи каждые 10 тыс. км. пробега.

Даже если нет характерных звуков (шелеста), свидетельствующих о растяжении цепи, натяжку желательно проверить, тем более что процедура проста и не отнимет много времени.

Признаки и причины неисправности цепного привода

Цепная передача ГРМ, в отличие от ременной, расположена внутри мотора и, чтобы оценить в каком состоянии находятся элементы, потребуется частичная разборка силового агрегата. Существуют определённые признаки, которые свидетельствуют о том, что с цепным приводом не всё в порядке и требуется его натяжка либо замена.

Гремит цепь

Неполадки с цепью могут проявляться следующим образом:

  • гремит на холодную;
  • стучит на горячую;
  • присутствует посторонний шум при нагрузке;
  • постоянный металлический звук.

При появлении посторонних шумов рекомендуется в ближайшее время посетить СТО либо самостоятельно разобраться с проблемами в приводе ГРМ и оценить состояние всех элементов, отвечающих за его работу (натяжитель, башмак, успокоитель, цепь, шестерни). Если продолжать ездить на автомобиле с гремящей цепью, повышается износ деталей.

Основными причинами, которые приводят к выходу из строя комплектующих частей ГРМ, являются:

  • несвоевременная замена масла в двигателе либо использование не той марки, которая рекомендуется заводом-изготовителем;
  • применение запчастей низкого качества (неоригинальных);
  • малый уровень масла в двигателе или слабое давление;
  • несвоевременное техническое обслуживание;
  • неправильная эксплуатация;
  • некачественный ремонт.

Одной из вероятных причин того, что цепь начинает греметь, является её растяжение и неисправность натяжителя. В результате этого цепной привод не удаётся натянуть должным образом, в моторе появляется равномерный шум, схожий с работой дизельного двигателя. В большинстве случаев звук прослушивается при работе на холостых оборотах на непрогретом моторе.

Видео: почему гремит цепь на «классике»

Перескочила цепь

При слабом натяжении цепь вытягивается довольно быстро и может перескочить на зубьях шестерён. Такое возможно в результате поломки башмака, натяжителя или успокоителя. Если цепь перескочила, то происходит сильное смещение зажигания. В этом случае необходимо провести дефектовку деталей привода механизма газораспределения.

Ремонт цепного привода ГРМ ВАЗ 2107

При возникновении неполадок цепного механизма, с ремонтом затягивать не стоит. В противном случае возможны последствия, которые приведут к дорогостоящему ремонту. Рассмотрим пошаговую процедуру ремонта составных элементов привода ГРМ на «семёрке».

Замена успокоителя

Для того чтобы заменить успокоитель цепного привода потребуется подготовить следующий перечень инструментов:

  • набор ключей и торцовых головок;
  • отвёртка;
  • длинный пинцет, магнитная телескопическая рукоятка или крючок из жёсткой проволоки;
  • прокладка крышки головки двигателя;
  • герметик автомобильный;
  • новый успокоитель цепи ВАЗ 2107.

Процедура по замене успокоителя цепи сводится к следующим пошаговым действиям:

    Снимаем воздушный фильтр, для чего откручиваем 3 гайки крепления крышки корпуса и 4 гайки крепления к карбюратору.

Видео: как заменить успокоитель на «семёрке»

Замена натяжителя

Для замены натяжителя цепного привода потребуется минимум времени и инструментов. Работа сводится к нескольким шагам:

    Отворачиваем 2 гайки крепления натяжителя к силовому агрегату ключом на 13.

Перед монтажом натяжителя необходимо отвернуть гайку и нажать на шток, после чего затянуть гайку.

Замена башмака

Ремонтные работы по замене башмака начинаются с подготовки инструмента:

  • отвёртки;
  • гаечные ключи;
  • монтажная лопатка;
  • ключ для гайки крепления шкива коленвала или обычный на 36.

Последовательность действий по замене детали такова:

  1. Демонтируем защиту картера силового агрегата.
  2. Ослабив крепление генератора, снимаем с него и со шкива коленвала ремень.

Видео: как заменить натяжитель цепи на «Жигулях»

Замена цепи

К замене цепи прибегают в следующих случаях:

  • при её растяжении, т. е. когда натяжитель не справляется с натяжением;
  • после пробега 80–100 тыс. км.

Из инструментов нужно подготовить:

  • молоток;
  • отвёртки;
  • гаечные ключи;
  • монтажную лопатку;
  • кусок проволоки;
  • ключ для проворачивания коленчатого вала.

Процедуру по замене цепной передачи проводим в следующем порядке:

    Демонтируем крышку клапанов с двигателя.

Если метки не совпадают, необходимо провернуть коленвал до их совмещения.

После проделанных шагов можно приступать к установке новой цепи:

    Сначала надеваем деталь на звёздочку коленвала.

Видео: замена цепи ГРМ на ВАЗ 2101–07

Установка цепи по меткам

Если с приводом ГРМ производились ремонтные работы или цепь имеет сильное растяжение, при котором метки на шестерне распредвала и шкиве коленвала не совпадают с соответствующими метками на корпусе подшипников и блоке двигателя, нужно выполнить корректировку и установить цепь правильно.

Из инструментов понадобится:

  • набор отвёрток;
  • ключ для вращения коленвала;
  • набор ключей.

Для установки цепи выполняем следующие шаги:

  1. Снимаем крышку, фильтр и его корпус.
  2. Отсоединяем патрубок отвода картерных газов с карбюратора, а также ослабляем крепёж троса подсоса для снятия тросика.

Видео: выставление фаз газораспределения на ВАЗ 2101–07

Натяжение цепи

Как выполнить натяжку цепи ГРМ на ВАЗ 2107 должен знать каждый владелец этого автомобиля. Для проведения работы нужно подготовить:

  • ключ на 13;
  • ключ на 36 для вращения коленвала;
  • молоток.

Процедура проводится в следующем порядке

  1. При помощи ключа на 13 отворачиваем колпачковую гайку натяжителя.
  2. Ключом для коленвала проворачиваем шкив на несколько оборотов.
  3. Останавливаем коленчатый вал в момент максимального сопротивления вращению. В таком положении и производим натяжку.
  4. Заворачиваем колпачковую гайку.

Видео: натяжение цепи на «классике»

Иногда бывает, что при отворачивании гайки натяжитель не отщёлкивает. Для этого необходимо постучать по корпусу механизма молотком.

Чтобы понять, действительно ли цепь имеет хорошую натяжку, вначале регулировки необходимо снять крышку клапанов.

Виды цепного привода

ВАЗовская «семёрка», как и другая «классика», оснащается двухрядной цепью ГРМ. Однако есть однорядная цепь, которую при желании можно установить на «Жигули».

Однорядная цепь

Цепная передача с одним рядом имеет меньший шум при работе двигателя, по сравнению с двумя рядами. Этот фактор является одним из основных в пользу выбора однорядных цепей. Поэтому некоторые владельцы ВАЗ 2107 решаются на замену привода ГРМ. Более низкий уровень шума обусловлен тем, что в движение приводится меньшее количество звеньев. Плюс ко всему двигателю легче вращать такую цепь, что положительно отражается на увеличении мощности. Однако из-за малого уровня шума при растяжении такой цепи не всегда понятно, что деталь нуждается в натяжении.

Двухрядная цепь

Несмотря на преимущества однорядной цепи, цепной привод с двумя рядами наиболее распространён, поскольку для него характерна высокая надёжность и при обрыве звена не происходит обрыв всей цепи. К тому же нагрузка на детали привода ГРМ распределяется равномерно, в результате чего цепь и шестерни изнашиваются медленнее. Срок рассматриваемой детали превышает 100 тыс. км. Хотя в последнее время автопроизводители с целью уменьшения веса силовых агрегатов устанавливают цепи с одним рядом.

Замена двухрядной цепи на однорядную

Если вы задумались над заменой двухрядного цепного привода на однорядный, нужно будет приобрести следующие детали:

  • шестерни коленвала, распредвала и масляного насоса для однорядной цепи;
  • успокоитель;
  • башмак;
  • однорядную цепь;
  • автоматический натяжитель.

Все перечисленные детали берут, как правило, от ВАЗ 21214. Работа по замене цепи не должна вызвать сложностей. Единственное, что потребуется, так это заменить звёздочки, для чего отворачивают соответствующий крепёж. В остальном действия аналогичны процедуре замены обычной двухрядной цепи.

Видео: установка однорядной цепи на ВАЗ

Несмотря на то что замена цепного привода ГРМ на ВАЗ 2107 процесс не из лёгких, выполнить его может каждый владелец «Жигулей», если следовать пошаговым инструкциям. Главное, по завершении работы правильно выставить метки, что обеспечит синхронную работу коленчатого и распределительного валов.

Комментировать
0
2 499 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector