No Image

Параллельное подключение катушек сабвуфера

0
948 просмотров
20 августа 2019

Что такое сабвуфер?

Сабвуфер — это динамик работающий на головке электродинамического типа, который воспроизводит низкие частоты(НЧ) басы. То есть низкочастотной составляющей играющей музыки, должны быть где-то от 20 до 120Гц. Выбирая сабвуфер не забывайте, что он не может полностью заменить акустику и лишь дополнение к основной аудиосистеме(колонкам), а не ее замена. Он лишь украсит низко частотный звук, а средние и высокие частоты должны обеспечиваться остальной аппаратурой (колонками и пищалками). Идеальный частотный диапазон для сабвуферного динамика — 30–60 Гц. При этом нижний бас не будет оттягивать сцену на себя.

Сабвуфер не может издавать так называемый «верхний бас». Этот звук должны издавать колонки, так называемые мидбасы, а сабвуферные динамики — только «нижний».

Оптимальный вариант штатной акустики – 5 колонок – 2 спереди, 2 сзади, и 1 или 2 саба.

Одного саба с номинальной мощностью (300-600Ватт) в автомобиле вполне достаточно, так как человеческий слух не воспринимает направление звука с низкой частотой, или поставить два саба с низкой номинальной мощностью по 150-300Ватт (в общем 300-600Ватт). Очень желательно, если спереди есть "пищалки" – специальные высокочастотные динамики, отличающиеся сравнительно малым диаметром диффузора. Дело в том, что возможности этих динамиков в большей мере соответствуют всем необходимым потребностям: они довольно мощные, способны с минимальными искажениями воспроизводить самые низкие частоты с хорошим уровнем.

RMS-номинальная мощность саба.

PMPO-максимальная мощность саба.

Типы сабвуферов.

Сабвуферы для авто делятся на два типа: корпусные и открытые. Как видно из названия, корпусные сабвуферы, поставляются в корпусе, объем которого принято измерять в литрах, а вторые – без корпуса. Они врезаются в заднюю полку или в заднее сиденье машины.

Корпусные сабы делятся на активные и пассивные.

В активных установлен встроенный усилитель мощности вкупе с разделителем частот (кроссовером). А пассивный саб обделен ими и дешевле. Поэтому их цена отличается в 2-3 раза. Печальным фактом является то, что с целью снижения стоимости в активные сабы устанавливают менее качественные динамики. Если у Вас не очень дорогая акустика без отдельного усилителя и автомобиль с кузовом хэтчбек или универсал, то лучше выбирайте активный сабвуфер. Полка над багажником не будет препятствовать проникновению басов в кузов. А в седанах будет верным решение врезать открытый динамик типа "open air" в заднее кресло. Питание будет идти от отдельного усилителя, а багажник выступит в роли отличного корпуса. Но при этом лучше сделать шумуизоляцию багажника, чтоб качество звука не дрибижало.

Основные диаметры динамиков – 8, 10, 12, 15 дюймов. Естественно, что чем больше размер, тем больше мощность и габариты. Наибольшее распространение получили головки размером 10 и 12 дюймов, которые можно считать самым оптимальным решением для автомобиля. Дело в том, что возможности этих динамиков в большей мере соответствуют всем необходимым потребностям: они довольно мощные, способны с минимальными искажениями воспроизводить самые низкие частоты с хорошим уровнем.

Активный сабвуфер – готовое изделие, в котором в корпус установлен динамик, усилитель мощности с необходимыми фильтрами (кроссоверами). Казалось бы, решение найдено, бери активный саб и никаких проблем, однако не все так просто. Отрицательной стороной здесь является то, что с целью снижения стоимости, в активных сабах используется далеко не самое качественное оборудование(НЧ-динамик). Тем не менее, если автомобиль укомплектован штанной аудиосистемой и владелец не испытывает больших претензий к качеству звука, он вполне может воспользоваться активным сабвуфером.

Активные сабвуферы, в отличие от пассивных, имеют встроенный усилитель. При этом вам продается некий набор «быстрого приготовления c готовностью к употреблению», т.е. вам стоит только подключить два контакта от головного устройства, и система готова к работе. При этом отсутствует необходимость в согласовании компонентов (головное устройство — усилитель — сабвуфер). Однако у активных сабвуферов есть свои минусы, а именно: при их изготовлении применяются более простые и дешевые компоненты, что неминуемо сказывается на качестве звука. К активным сабвуферам относятся такие модели как KENWOOD KRC-WA82RC, PIONEER TS-WX205A, PANASONIC EAB-12132J, Earthquake ASB 10, Lanzar HWT-8.

Пассивный сабвуфер – также является готовым изделием, но отличается отсутствием усилителя и обладает более приемлемыми характеристиками. Если мы говорим о серьезных производителях, то в большинстве случаев качество этих устройств вполне удовлетворит многих любителей caraudio, пытающихся сделать звук в своем автомобиле более интересным, красивым и приятным.

Для подключения пассивного сабвуфера необходимо выбрать усилитель, дающий при мостовом включении ту же мощность, которая указывается в паспорте данного сабвуфера как номинальная громкоговорителя.

Способы подключение сабвуферов.

Что может быть проще подключить однокатушечный сабвуфер к моноблоку или к многоканальному усилителю. Совсем другое дело, если сабвуфер с двумя звуковыми катушками или их два и более. Двух катушечный сабвуфер, равно как и два, три и более сабвуферов, можно подключить четырьмя вариантами: каждую катушку по отдельности, параллельное соединение катушек, последовательное и комбинированное. Что дает каждое из этих вариантов коммутации сабвуферов, прежде всего универсальность, разные возможности. Рассмотрим каждый вариант в отдельности. Но прежде всего, нужно понять, что происходит при параллельном или последовательном соединении катушек.

Моноблок – используется только для сабвуфера т. к. имеет только один канал выхода т. е. один+ и один- поэтому подключить к нему колонки невозможно, а усилительимеет минимум два канала выхода т. е. 2 канала+ и 2канала- и при подключении колонок задействуются оба канала выхода, а сабвуфер подключается путем мостового подключения т. е. с одного канала берется + с другого -. Вот собственно и вся разница. И у моноблока вся мощность выходит в чистом виде на сабвуфер а на усилителе мощность усела при мостовом подключении уменьшается вдвое

1) Параллельное соединение катушек, общее сопротивление, грубо говоря, становиться в два раза меньше. Например: соединив параллельно две 4 Ом катушки, у нас получится общее сопротивление в 2 Ом, если соединить две 2 Ом катушки, получится сопротивление в 1Ом. (Используется для давки, максимум мощи!) Формула: 1/R1 + 1/R2 + 1/R3…= 1/R Где R1 первая, R2 вторая катушка.

– Как описано выше, при параллельном соединении, сопротивление уменьшается вдвое, что дает возможность усилителю, работающему с более низкой нагрузкой, выдать больше мощности. Но как говорится «если где-то убудет, то обязательно где-то прибудет». В данном случае так и есть, только наоборот, мощность увеличилась, а контроль усилителя над сабвуфером уменьшился, вследствие чего, бас становится размазаней.

2) Последовательное соединение –получается противоположный эффект. При последовательном подключении двух 4 Ом катушек, получаем сопротивление равное 8 Ом, при подключении двух 2 Ом катушек, получаем 4 Ом. и т.д. (Лучший вариант для повседневки!) Формула: R1 + R2… = Где R1 первая, R2 вторая катушка.

-Если усилитель мощный, почему бы и нет, увеличиваем импеданс (сопротивление) и получаем более проработанный бас. Хочу еще добавить, если сопротивление скоммутированых катушек превышает допустимую нагрузку усилителя, это совсем не страшно, просто отдаваемая мощность усилителя будет меньше. Допустим усилитель с заявленной работой на нагрузку в 4 Ома, выдает 500 Ватт, при нагрузке в 8 Ом, к примеру – выдаст 350 Ватт.

3) Независимое подключение – Подключение каждой катушки по отдельности. Данный вариант позволяет подключить мощный двух катушечный сабвуфер к менее мощному четырехканальному усилителю, если нет или не имеется возможности приобрести мощный моноблок. Естественно сопротивление катушек должно соответствовать рабочей нагрузке усилителя в мостовом соединении и регуляторы GAIN должны быть на одном уровне.

4)Комбинированное соединение. Сабвуферы – катушки, одновременно подключаются последовательным и параллельным соединением, для коммутации на определенную нагрузку. Вариантов соединения, великое множество, все зависит от количества сабвуферных динамиком, сопротивления звуковых катушек сабвуферов и от возможностей усилителя. (Лучший вариант для повседневки).

4+4 первый саб. 4+4 второй саб. = 4

2+2 первый саб. 2+2 второй саб = 2

Чем выше входное сопротивление усилителя, тем менее шунтирующее влияние он оказывает на источник сигнала, следовательно тем меньше вносится искажений в сигнал.

О выходном сопротивлении: Внутреннее сопротивление акустической системы динамически изменяется от частоты сигнала, поэтому чем меньше выходное сопротивление усилителя, тем меньше будет падение напряжения на его выходном сопротивлении на разных частотах. Внешне это проявляется в завале АХЧ на различных участках.

Что может быть проще подключить однокатушечный сабвуфер к моноблоку или многоканальному усилителю. Совсем другое дело, если сабвуфер с двумя звуковыми катушками или их два и более. Двух катушечный сабвуфер, равно как и два, три и более сабвуферов, можно подключить четырьмя вариантами: каждую катушку по отдельности, параллельное соединение катушек, последовательное и комбинированное. Что дает каждое из этих вариантов коммутации сабвуферов, прежде всего универсальность, разные возможности. Рассмотрим каждый вариант в отдельности. Но прежде всего, нужно понять, что происходит при параллельном или последовательном соединении катушек. При параллельном соединении катушек, общее сопротивление, грубо говоря, становиться в два раза меньше. Например: соединив параллельно две 4 Ом катушки, у нас получится общее сопротивление в 2 Ом, если соединить две 2 Ом катушки, получится сопротивление в 1Ом.

Противоположный эффект получается при последовательном соединении. При последовательном подключении двух 4 Ом катушек, получаем сопротивление равное 8 Ом, при подключении двух 2 Ом катушек, получаем 4 Ом. и т.д.

Подключение каждой катушки по отдельности.
Данный вариант позволяет подключить мощный двух катушечный сабвуфер к менее мощному четырехканальному усилителю, если нет или не имеется возможности приобрести мощный моноблок. Естественно сопротивление катушек должно соответствовать рабочей нагрузке усилителя в мостовом соединении и регуляторы GAIN должны быть на одном уровне.

Параллельное соединение катушек – сабвуферов.
Как описано выше, при параллельном соединении, сопротивление уменьшается вдвое, что дает возможность усилителю, работающему с более низкой нагрузкой, выдать больше мощности. Но как говорится «если где-то убудет, то обязательно где-то прибудет». В данном случае так и есть, только наоборот, мощность увеличилась, а контроль усилителя над сабвуфером уменьшился, вследствие чего, бас становится размазаней.

Последовательное соединение катушек.
Если усилитель мощный, почему бы и нет, увеличиваем импеданс (сопротивление) и получаем более проработанный бас. Хочу еще добавить, если сопротивление скоммутированых катушек превышает допустимую нагрузку усилителя, это совсем не страшно, просто отдаваемая мощность усилителя будет меньше. Допустим усилитель с заявленной работой на нагрузку в 4 Ома, выдает 500 Ватт, при нагрузке в 8 Ом, к примеру — выдаст 350 Ватт.

Комбинированное соединение.
Сабвуферы — катушки, одновременно подключаются последовательным и параллельным соединением, для коммутации на определенную нагрузку. Вариантов соединения, великое множество, все зависит от количества сабвуферных динамиком, сопротивления звуковых катушек сабвуферов и от возможностей усилителя.

Достаточно часто на форумах по автозвуку встречаются посты и темы об автомобильных сабвуферах с двумя звуковыми катушками. В чем их особенность и можно ли воспринимать это как реальное преимущество? Фактически динамики с двойной обмоткой являют собой обычные электродинамические головки, да и визуально они мало в чем отличаются от однокатушечных аналогов. Единственное отличие – наличие дополнительных клемм, которые используются для подключения усилителя мощности. Они изготавливаются из идентичного материала, имеют одинаковое количество витков и близкие электрические характеристики.

Различают несколько конфигураций двухкатушечных сабвуферов. Наиболее распространена комбинация двух катушек по 4 Ома. Кроме того, существуют еще катушки по 3 Ома, 2 Ома и другие. Часто покупатель может столкнуться с тем, что одна модель саба продается в двух версиях: двухкатушечной и однокатушечной. В первую очередь это касается бренда Hertz, а именно модельного ряда Hi-Energy и Energy. Не отстает от Hertz и Focal, который в противовес хертцовским сабам HX 250.5 D и ES 300.4 D предлагает двухкатушечные сабы Performance P 33 V2 и Performance P 27 V2.

Так какую же версию сабвуфера предпочесть при выборе? Целесообразно ли покупать двухкатушечную модель или лучше остановиться на однокатушечном аналоге? Естественно, введение дополнительной звуковой катушки приводит к удорожанию конструкции сабвуфера, иногда также ухудшаются определенные технические характеристики (КПД, чувствительность).

Огромная популярность конструкций с двойной обмоткой, в первую очередь, объясняется таким преимуществом как гибкость в подключении. Это дает возможность оперативно менять сопротивление, мощность, нагрузку на усилитель, а также общий характер звучания.

В основном сабвуфер приобретается для воспроизведения низких частот на определенном уровне громкости, получая при этом максимальное качество звучания. В принципе, для этого вполне достаточно и одной звуковой катушки. Если же не исключается вероятность будущих экспериментов со стереосистемой (изменение общей конфигурации, состава компонентов), то лучше воспользоваться двухкатушечным сабвуфером. Инсталляция двух катушек в один саб – это один из конструктивных методов производителей, который используется для повышения мощности. Особо актуальной двухкатушечная модель будет для системы с двумя сабвуферами, так как появляется возможность подключения сабвуферов параллельно, а их катушек последовательно. При этом оптимальным итоговым сопротивлением считаются стандартные 4 Ома.

Если соединять сабвуфер с усилителем, то двойная обмотка позволяет это сделать тремя способами: параллельно, последовательно и независимо. При этом появляется возможность изменять электрическое сопротивление сабвуфера определенным образом. Следовательно уменьшать и увеличивать мощность. Уменьшение мало кого заинтересует, а вот на увеличение мощности может соблазниться не один автовладелец. В этом случае нужно обязательно соблюдать некоторые правила согласования сабвуферов и усилитель. Для этого рекомендуем ознакомиться со статьей "Оптимальная мощность при выборе сабвуфера и согласование с усилителем".

Рассмотрим особенности всех вариантов подключения, выделяя при этом достоинства каждого из них.

  1. При параллельной схеме подключения полное сопротивление составляет половину сопротивления одной обмотки. Например, если импеданс одной звуковой катушки составляет 4 Ома, то используя параллельное подключение, общий показатель снизится до 2 Ом. Преимуществом данного варианта подключения является снижение уровня сопротивления, что позволяет усилителю развить больший ток и соответственно получить увеличение мощности звука.
  2. При последовательном подключении общее сопротивление равняется сумме сопротивлений каждой из обмоток. Таким образом, используя две 4-Омные звуковые катушки, получаем общее сопротивление в 8 Ом. Это позволяет значительно снизить уровень нелинейных искажений.
  3. При независимом варианте подключения каждая звуковая катушка подсоединяется к определенному каналу усилителя мощности. Данный тип подключения – родоначальник сабвуферов с двойной обмоткой. Лучше всего он подходит для усилителей, которые по своим конструктивным характеристикам не способны работать в мостовом варианте соединения.

Используя сабвуфер с двумя звуковыми катушками важно помнить одно правило: никогда не использовать только одну из них, не задействовав при этом другую. Такой вариант включения приведет к потере качества звучания, ухудшению его эффективности, включая снижение уровня глубины баса и звукового давления.

Комментировать
0
948 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector