No Image

Прибор для поиска короткого замыкания

СОДЕРЖАНИЕ
0
863 просмотров
20 августа 2019

В данной статье описывается простой тестер наличия контакта, основанный на ATtiny85 и пьезо-зуммере, предназначенный для проверки цепей проводки, или трассировки дорожек на печатной плате. Он имеет низкое входное сопротивление, для того чтобы избежать ложных срабатываний, а через цепь проходит меньше 100 мкА при испытании, для того чтобы не повредить чувствительные радиокомпоненты. Прибор питается от небольшой 3 В батарейки и автоматически отключается, когда не используется, что устраняет необходимость включения/выключения (установки переключателя).

При работе с печатными платами с очень тонкими проводниками очень полезно иметь небольшой, портативный тестер, чтобы проверить SMD пайку. Хотя большинство мультиметров включают в себя режим тестирования сопротивления, для удобства решено было разработать автономный инструмент со следующими преимуществами:

  • Меньше и удобнее, чем мультиметр.
  • Малое сопротивление, для предотвращения ложных срабатываний из-за других компонентов.
  • Быстрая реакция на КЗ.
  • Низкий ток, безопасный для чувствительных деталей на схеме.

Эта схема выдаёт всего 100 мкА через зонды, что в 10 раз меньше, чем большинство мультиметров и самодельных прозвонок. Нет кнопки вкл/выкл, так что нет никакой опасности оставить его включенным и посадить батарею. Тестер автоматически переходит в спящий режим, если он не используется в течение минуты, причём расход энергии в режиме ожидания составляет менее 1 мкА – срок службы батареи несколько лет. Светодиод тут показывает, что схема включена – это необязательно, но лучше иметь подтверждение того, что он работает.

На первый взгляд, использование микроконтроллера для этого прибора кажется излишним, но потребовалось бы довольно много дискретных компонентов, чтобы удовлетворить все эти требования.

Как это работает

Тестер использует аналоговый компаратор в ATtiny85 для обнаружения напряжения на зонде. Схема эквивалентна этой:

Когда напряжение на плюсовом выводе AIN0 больше, чем напряжение на отрицательном выводе AIN1, выход аналогового компаратора, АСО, имеет положительный потенциал. Если исходить из питания 5 В, то напряжение на AIN1 удерживается на уровне 5 В резистором, а напряжение на AIN0 удерживается на 5 мВ делителем резистора.

Если сопротивление между зондами становится меньше, напряжение на AIN1 будет ниже, чем напряжение на AIN0, делая выход компаратора высоким. Затем он используется для включения генератора, управляющего пьезоэлементом.

Преимущество использования аналогового компаратора, а не обычного цифрового входа, заключается в том, что он позволяет точно установить точку, в которой будет активирован вход.

Принципиальная схема тестера

Микроконтроллер ATtiny85 в корпусе SOIC, а резисторы и светодиоды в 0805 SMT. Значения резистора не критичны – выбирайте стандартные значения, которые имеются в наборе резисторов. Пьезо-динамик самый маленький SMD. Схема питается от CR927 элемента, который удерживается с помощью луженой медной проволоки, припаянной в нужном положении – такой себе держатель батареи. Для зонда использован длинный толстый лужённый медный провод, припаянный к плате. Файлы и прошивка – в архиве

Обсудить статью ТЕСТЕР ДЛЯ ПРОВЕРКИ НА КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ

Когда у меня было КЗ на второй лямбде, друзья привезли вот такой специальный прибор:

УАЗ Patriot 2008, двигатель бензиновый 2.7 л., 128 л. с., полный привод, механическая коробка передач — электроника

Машины в продаже

УАЗ Патриот, 2013

УАЗ Патриот, 2015

УАЗ Патриот, 2013

УАЗ Патриот, 2014

Комментарии 15

Древний и самый надёжный способ поиска КЗ.

Я, блин, узнал о нем только недавно.

Я 30 лет назад автоэлектриком в колхозе работал.
Это был главный прибор.

Мне интересен другой момент.
Те друзья, которые привезли мне прибор, и у которых я его сфотографировал, профессионально занимаются диагностикой. Несколько мультяшек, тестеров и пробников. А при поиске КЗ сразу достают эту лампу. Привычка?

Вообще не привычка.
Проще, дешевле, функциональней и надёжней прибора ещё не придумали.
Тестеры и пробники тоже нужны, но этот прибор самый главный.

А мультиметр Не проще и функциональней? А если замыкание с сопротивлением?))

Проще, дешевле, функциональней и надёжней ещё не придумали.

А мультиметр Не проще и функциональней? А если замыкание с сопротивлением?))

Мультяшка не всегда есть в машине, а запасная лампочка лежит практически у всех.

))) всегда в машине, с хорошим классом точности, она заменит больше, также как невсегда есть КЗ, а куча других проблем

Но прибор отличный

А мультиметр Не проще и функциональней? А если замыкание с сопротивлением?))

Если замыкание действительно КОРОТКОЕ, мультиметр не помощник-что-то будет гореть: или проводка, или мультиметр (предохранитель в нем). Еси замыкание ДЛИННОЕ (с сопротивлением), то как было написано-лампочка будет гореть менее ярко.

Аха ха))) в мультиметре есть позвонка, если что, которой и звониться кз, при чём не надо смотреть на лампу, одному удобнне драже, как же он у вас сгорит? Если только через амперметр Вы кз ищите то да да и то ни разу не видел подобного

Проведение автомобильной Диагностики, поиск неисправности, и дальнейшее её устранение невозможно без наличия «мозгов».

Именно» мозгов», а не украденных чужих мыслей из того или иного технического форума.

Врать не буду, было, время, провел небольшой анализ и получилось, что средний российский город населением около 100 тысяч человек, имеет около пяти «реальных автомобильных Диагностов». «Реальные» – это те, которые «имеют мозги, могут и думать, и мыслить».

Все остальные, работающие в этой сфере – это «диагносты-однодневки», «косячники», «диагносты – воровайки чужих мыслей» и им подобные.

И далеко за примерами ходить не надо – оглянитесь. Послушайте своего соседа, его маты – перематы после возвращения с какого-то автосервиса…

Для автомобильного Диагноста «иметь мозги» означает обладание и наращивание совокупности практических способов и приемов целесообразного проведения работы по выявлению и устранению неисправности в автомобиле.

Сказано длинно, но верно.

А когда эти самые «практические способы и приемы» просто-напросто украдены, причем бездумно, без анализа и желания их продолжать и наращивать, то получаем то, что получаем. Как, например, в нижеописанных случаях…

Автомобиль Toyota Ipsum.

Двигатель простой: 3S-FE. Машинка старенькая, но надежная. Но у каждого агрегата есть свой срок – так подумалось хозяину машины, когда она начала выкидывать кренделя: иногда отказывалась заводиться, на холостом ходу работала нестабильно, типа «троила», а иногда могла вообще заглохнуть.

И Вы знаете, сколько автомастерских и автосервисов проехала эта машина в надежде отремонтироваться? Очень и очень много. И это было не где-нибудь на перефирии, а в столице нашей Родины – городе Москве.

Как рыба гниет с головы, так и массовость недоучек, «косяников» и «диагностов – вороваек» концентрируется в этой самой «столице».

Как подсчитал хозяин машины, за время «поиска неисправности» он отдал всем этим «автосервисам» около 100. 000 рублей.

И слово «Автосервис» я специально написал в кавычках, ну не может нормальная организация называться «сервисом», тем более «авто».

Более точное название тут же лезет на язык: «Авто-Сервис безболезненного отъема денег у населения» или «Денежный авто-пылесос».

Технических мозгов у работников таких «сервисов» нет, есть только желание заработать. Соврать, обмануть Клиента, содрать с него деньги и ухмыляться вслед…

Последней каплей череды безуспешных ремонтов стал ремонт в г. Владимире. Там автомобиль снова начал «троить», потом заглох, потом завелся и кое-как доковылял до местного «автосервиса».

– Без проблем!, – заверили Клиента,- сделаем быстро, надежно, с гарантией.

– А вы откуда? Из Москвы? Ну, тогда с двойной гарантией.

Подтекст: «А хрен ты к нам будешь тащиться за 200 км»…

Сколько стоило «устранение неисправности»? Ну, совсем «мелочи», совсем немного по сравнению с предыдущими ремонтами – «всего» 6.000 рублей. Зато «с гарантией», –)

Ну, дальше Вы сами понимаете, что было: только-только проехал указатель на Москву, как машина снова начала кочевряжиться, стала «троить» и уверенно пытаться глохнуть…ну, кое-как Клиент доковылял до Москвы.

…и маты – перематы длинным причудливым шлейфом тянулись за автомобилем по шоссе…,-

Попался ему телефон или знакомый подсказал – не суть важно, главное, что назавтра он оказался в автоМастерской у Михаила Евгеньевича (его координаты в конце статьи, ник на форуме «Легион-Автодата – AVTEL).

Выше мы затрагивали такое слово, как «методика». А скажите, с чего бы Вы начали поиск такой неисправности?

Есть ли коды неисправностей?

Есть. Один в памяти. Общий (область неисправности): DTC 14 (сигнал зажигания)

Идем далее: «троит». Ага, надо посмотреть как, что, отчего может быть…

Крутим стартером? А зачем? Будем крутить стартером – и аккумулятор «посадим», и в цилиндры нальем топливо, которое потом уйдет в картер и бензин станет «полубензином».

Зачем, когда есть прекрасная программка:

Программа "58-X Generator" предназначена для эмуляции сигналов ДПКВ, полученного с задающего диска автомобиля (конфигурация 60-2).

-Сигнал ДПКВ формируется на выходе любого COM-порта ("TXD" 3-я нога 9-пинового COM; 5-нога "масса" ).

-Программа позволяет изменять частоту сигнала ДПКВ для эмуляции скорости вращения колевала от 60 до 9000 RPM (приблизительно).

-Возможность формирования дополнительного пропуска зубьев для проверки противоугонной функции (противоугонная функция создается загрузчиком CombiLoader от SMS-Software).

Разработчик: Алексей Михеенков (C) SMS-Software

Программа в Инете распространяется бесплатно.

Вот ее внешний вид:

А вот как она подключается и эмулирует:

На катушки зажигания ставится разрядник, форсунки отключаются, запускается программа и смотрится «качество и наличие искры». Удобно: двигатель не работает, аккумулятор не разряжается десятками запусков, «ищи неисправность сколько душе угодно…

Но искра оказалась замечательной!

Так в чем же дело?

Во многих руководствах и справочниках описывается такой метод поиска неисправности, как «шевеление жгутов, разъемов и шлейфов».

Пошевелил. Сначала в одном месте, потом в другом. И нашел.

То есть, сначала определил «область неисправности», а потом начал сужать её и дошел до истиной причины, вот она, на нижнем фото:

Догадались в чем причина? Неисправность – простейшая. Но в Москве, оказывается, её отыскание и типа «устранение» стоит около 100. 000 рублей.… Впрочем, наверное, не только в Москве?

Когда-то двигатель разбирали, а когда начали собирать, то плохо прикрутили «массу» катушек зажигания. Типа «наживили». Со временем она разболталась и… «имеем то, что имеем».

Клиент уехал. Благодарил. Удивлялся. И пообещал поехать во Владимир «разобраться».

А назавтра Клиент снова позвонил.

Нет, не по вчерашней неисправности. Тут уже сыграла роль «теория невероятностей» – новая неисправность, другая: на панели приборов зажглась лампочка, сигнализирующая о неисправности генератора.

Ну что, генератор как генератор.

И даже дает зарядку около 14 вольт.

Однако неисправность все же присутствует, так как постоянно сгорает предохранитель в блоке предохранителей (фото справа).

Ничего выдумывать не надо. Для поиска неисправностей в электрических цепях автомобиля уже давно придумано много устройств, например:

Прибор для поиска неисправостей в электрических цепях автомобиля

Комплект FF310 предназначен для обнаружения и локализации мест обрыва и короткого замыкания в электрических цепях автомобиля. В состав комплекта FF310 входят миниатюрный передатчик и приёмник. Передатчик подключается к неисправной электрической цепи и генерирует высокочастотный сигнал. Приёмник с гибким зондом используется для локализации мест обрывов или короткого замыкания. Это достигается посредством перемещения зонда вдоль жгута проводов. Приёмник идентифицирует тип неисправности (обрыв или короткое замыкание), что отображается световым и звуковым индикаторами. Универсальность конструкции позволяет использовать прибор на любых автомобилях и мотоциклах с бортовым напряжением от 6 до 24 Вольт. Без каких- либо ограничений прибор также может использоваться и на перспективных автомобилях с напряжением бортовой сети 42 Вольта.

Комплект поставляется в удобном пластиковом кейсе, в который, помимо упомянутых позиций также входит специальный пробник-прокалыватель и набор разъёмов для подключения передатчика к гнёздам предохранителей различного типа.

Прочитали? Вот это устройство и было использовано. Что, оказалось, смотрите на фото справа: это так называемый «прогар». Отсюда и предохранитель «вылетал» постоянно. И лампочка на панели приборов горела, сигнализируя о неисправности. Устранение неисправности заняло времени немного.

Как первая, так и вторая неисправности были из разряда «не очень сложные».

И их можно было отыскать и без применения указанных «приспособ»?

Но давайте учитывать фактор времени.

Используя определенные «приспособы» автоДиагност может существенно сократить время на поиск и устранение неисправности.

А время, как вы знаете, это деньги.

А теперь всё можно попробовать суммировать по названию статьи:

«Инструментарий для автоДиагностики». Итак, что для этого требуется:

1. Человек + Светлая Душа. Все иные цвета не годятся для тех, кто избрал своей профессией специальность АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДИАГНОСТ

2. Умение проводить анализ ситуаций, структурировать свой накопленный опыт и вплавлять в него опыт коллег

3. Интернет: 10 лет назад он еще был в зародыше, сейчас начинает расти, а через 10 лет автомобильному Диагносту без него будет невозможно работать

4. Критическая самооценка: всегда помнить, что время Гениев прошло и в автоДиагностике ничего нельзя открыть, можно только умело пользоваться предлагаемыми техническими и теоретическими инструментами

Перечислить «всё» невозможно.

Можно добавить. Добавляйте в теме, где идет обсуждение этого материала.

Наверняка у каждого автомобильного Диагноста найдется что-то своё…

С неисправностями в этой статье разбирался

Кудрявцев Михаил Евгеньевич

МОСКВА Автосервис "ВТС"

Можно позвонить в рабочее время:

Как проехать – рисунок справа

© 1999 – 2009 Легион-Автодата

Комментировать
0
863 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector