No Image

Си би дальность связи

СОДЕРЖАНИЕ
0
987 просмотров
20 августа 2019

Бюллетень Си-Би №2 Июнь 1995 г

Автор Олег "Фаэтон" (3А9000)

Пожалуй не будет преувеличением сказать, что буквально каждый пользователь Си-Би интересуется дальностью связи и возможностью ее повышения. Обобщив существующие точки зрения на этот вопрос и используя собственный опыт, автор попытался выделить пять основных факторов, влияющих на дальность и надежность связи в Си-Би.

1. Первым, и главным фактором является высота подвеса антенны и ее расположение относительно металлических и железобетонных конструкций.

Расстояние прямой видимости в км, с учетом кривизны земли, можно рассчитать по формуле [1] , где H1 и H2 – высоты подвеса антенн в точках передачи и приема в м. Эта формула хорошо применима для расчета дальности связи в УКВ диапазонах.

Зона радиовидимости, из-за некоторого огибания волной Си-Би диапазона поверхности земли, простирается несколько дальше [1]: .

Например, при H1=30м (9-этажный дом), а H2=10м (антенна на даче) rr =36 км. Именно на такое расстояние удается уверенно работать при мощности 4 Вт и антенне тира GP.

2. Вторым по важности фактором является выбор антенны. Антенны характеризуются диаграммой направленности и коэффициентом усиления в главном лепестке. Эти характеристики антенн подробно рассматриваются в серии статей под общим название “Антенны, которые мы выбираем” [2], публикация которой начата в нашем бюллетене, поэтому здесь повторять их не будем.

3. Третьим фактором, влияющем на дальность связи, является мощность передатчика. В эфире часто можно услышать высказывания: -“У меня усилитель (“кирпич”, ”помощник”) на 40, 50, . 200 Вт, я без проблем разговариваю со всей Москвой”. Автор данной статьи, имея не очень высоко расположенную антенну с хорошим КСВ и трансивер с выходной мощностью около 1 Вт разговаривает с подмосковьем и не считает это чем-то особенным.

Пока Госсвязьнадзор не разрешает использовать усилители мощностью более 10 Вт. На это есть ряд веских причин: это и помехи соседним станциям, и помехи телевизионному приему. Действительно, многие самодельные усилители не имеют должной защиты от внеполосного излучения на выходе.

На наш взгляд, усилитель на базовой станции необходим только в случае жизненно важных связей и для вызова нужного корреспондента в 16 канале, когда там резвятся радиохулиганы.

Начинающие Си-Би пользователи иногда думают, что, если они связались на 20 км при мощности 4 Вт, то на 100 Вт они свяжутся на 200 км . Это заблуждение! Если в зоне прямой радиовидимости при увеличении расстояния в 2 раза сигнал уменьшается в 4 раза, то за ее пределами затухание поверхностной волны (это когда не используется “прохождение”) возрастает более резко. Так, для увеличения дальности с 40 до 80 км при прочих равных условиях излучаемую мощность необходимо увеличить в 100 раз, а с 40 до 100 км – в 1000 раз [1] !

По нашим наблюдениям, достаточно уверенная связь поверхностной волной с Си-Би диапазоне даже при благоприятных условиях ограничивается 75 км . Для больших дальностей следует использовать специальную технику: высоконаправленные антенны, репитеры, однополосную модуляцию.

По мнению автора, использование усилителей оправдано только на автомобилях, где они в какой-то мере компенсируют низкое ресположение и малое усиление автомобильной антенны.

4. Четвертым фактором, влияющим на дальность связи, является затухание в кабеле, соединяющем антенну с радиостанцией. Опытный радиолюбитель старается выбрать кабель с наименьшим погонным затуханием. Это особенно важно, если длина кабеля составляет десятки метров. Для 50-омных кабелей с полиэтиленовой изоляцией примерное значение затухания на частоте 27 МГц можно определить из таблицы:

Гражданский диапазон – так звучит перевод английского словосочетания Citizen"s Band, сокращенно – СВ (Си-Би). Это словосочетание на слуху у всех любителей радиосвязи, в том числе – у водителей.

История.

В 1945 году в CША состоялся Конгресс по вопросам гражданской радиосвязи, для которой была отведена полоса частот 460 – 470 МГц.

Эта связь должна была обеспечить потребности граждан в решении каких-либо своих личных проблем там, где невозможно или затруднено использование телефона.

В 1947 году вышел Документ 6661, где были зафиксированы правила гражданской радиосвязи (CB-Radio) и выделялись два класса лицензий для передатчиков – класс A (60 Вт) и класс B (5 Вт).

Реакция общественности на введение классов лицензий и полосы отведённых частот не везде была положительной – дорогая аппаратура, связь на УКВ в городских условиях между подвижными объектами ненадёжная и др.

Тогда обратили внимание на 11-метровый диапазон (27 МГц), на котором уже работали различные медицинские и промышленные установки.

Короткие волны с меньшими потерями проходят через различные препятствия, особенно это заметно в городе.

За эксперименты взялись энтузиасты, по результатам которых для гражданской радиосвязи и был позднее выбран диапазон 27 МГц.

В 1957 году был принят Документ 11994, которым был введён класс D лицензий. Этот класс используется в США по настоящее время. Первоначальная реакция радиолюбителей на решение Федеральной службы связи США была отрицательной из-за возросшего уровня помех на любительском диапазоне 28 МГц. В те годы использовалась простая аппаратура с широкополосными сверхрегенеративными приёмниками и нестабильными передатчиками. Но вскоре фирмы начали выпускать технически сложную, но доступную аппаратуру. 1959 год стал ключевым в развитии CB-Radio. Тогда было зарегистрировано 6 000 пользователей, в 1961 году – свыше 200 000, а в январе 1977 года уже 500 000 пользователей.

Использование 27 МГц, для "гражданской радиосвязи" в Украине стало возможным благодаря двум правовым актам – решению Государственной комиссии по радиочастотам СССР о выделении данного диапазона для гражданского использования (c 30.12.1988) и утверждению Министерством связи СССР правил продажи, регистрации и эксплуатации (1990 год).

Cи-Би-радио самодостаточно, ему не нужна опорная сеть, поэтому вы остаетесь на связи и тогда, когда все мобильники уже давно потеряли связь. Что особенно приятно, удовольствие совершенно бесплатное: сколько хотите, столько и общаетесь, лишь бы аккумулятор был заряжен.

Теория

Си-Би связь не отличается хорошим качеством звука, зато обладает широким спектром возможностей. В большинстве приемо-передатчиков присутствует минимум 40 частотных каналов в диапазоне 26,975 – 27,405 МГц (максимум 800 каналов), что позволяет устанавливать радиосвязь с "мобильными корреспондентами" (грузовой автомобиль, личный автомобиль и т. п.), с удаленными объектами (торговые точки, АЗС и т. д.), при организации различных мероприятий (спортивные соревнования и др.). И это – при минимальных затратах, которые сводятся к приобретению оборудования (от 750 гривень за автомобильную радиостанцию).

Наибольшей популярностью Си-Би-радиосвязь, естественно, пользуется на трассе. Ни один дальнобойщик не отправится в путь без такой радиостанции. 15-й канал сетки "С" в АМ-диапазоне является базовым для связи в дальней дороге: Си-Би позволяет поддерживать постоянный контакт при движении в группе, обращаться за помощью в случае аварий и технических неполадок, а также всегда получать оперативную дорожную информацию (например, пост ГАИ-шников с «Визирем») или помощь при выборе маршрута движения.

Поскольку диапазон 27 МГц находится между KB- и УКВ-диапазонами, он обладает свойствами и того и другого. Как УКВ, Си-Би-радиоволны распространяются по прямой, подобно лучу света, от передающей антенны к приемной (прямая волна). Длина волны около 11 метров, Си-Би-радиоволна способна распространяться и вдоль поверхности земли, огибая ее, что позволяет ей распространяться несколько дальше зоны прямой видимости (земная волна). Дальность связи зависит от многих факторов: высоты установки антенн над местностью, точки установки, вида используемых антенн, поляризации излучения (горизонтальной или вертикальной), мощности передатчика, уровня помех в точке приема, наличия преград на трассе связи, вида используемой модуляции и даже погодных условий.

В результате тестирования Си-Би-станций при мощности передатчика 4 – 10 Вт, получаем следующие данные:

– автомобиль – автомобиль – 12 – 15 км;
– автомобиль – стационар – 14 – 30 км;
– стационар – стационар – до 60 км;
– автомобиль – носимая – 5 – 7 км;
– носимая – стационар – 5 – 10 км;
– носимая – носимая – 1 – 3 км.

У нас в стране разрешено использовать частотную (FM), амплитудную (AM) и однополосную модуляцию (SSB). Для связи на небольших расстояниях, в первую очередь в городе, целесообразно использовать FM. Эта частота отличается наиболее качественным звучанием (при условии сильного сигнала) и позволяет подавить большинство помех, носящих амплитудный характер. AM хороша для средних и больших расстояний, когда FM-сигнал оказывается слабым. При всем этом дальность связи в AM и FM практически одинакова. Для очень больших расстояний рекомендуется использовать SSB. Правда, работа в этой модуляции требует более дорогих радиостанций и высокой квалификации корреспондента. Преимущество SSB перед FM и AM – дальность связи на 50 – 75% больше, что широко используют радиолюбители.

Однако связь земной волной в Си-Би-диапазоне, даже при благоприятных условиях, ограничивается 75 километрами. Для увеличения расстояния необходимо использовать специальную технику: высоконаправленные антенны, репитеры, однополосную модуляцию.

Подобно KB, радиоволна диапазона 27 МГц при определенных условиях может отражаться от ионосферы (отраженная волна). За счет многократных отражений от ионосферы и поверхности земли (многоскачковое распространение) волна способна преодолеть довольно большие расстояния. Дальность связи может быть до нескольких тысяч километров, причем сигналы дальних станций могут быть очень сильными.

Используемые частоты

Во всём мире основными для Си-Би являются каналы, начинающиеся с частоты 26965 кГц и идущие с сеткой, кратной 10 кГц (26975 кГц, 26985 кГц и т. д.). Эти каналы имеют условные обозначения с 1-го по 40-й. В связи с ростом числа пользователей в некоторых странах появилась вспомогательная сетка частот и соответствующие новые каналы. Они также имеют шаг 10 кГц, но сдвинуты по частоте по отношению к основным на 5 кГц. Первый из них получил номер 51 (26960 кГц), следующий – 52 (26970 кГц) и т. д. Позже были введены диапазоны, расширяющие количество каналов до 200 и в некоторых странах даже до 400. Некоторые современные станции (с учетом сдвинутой сетки) поддерживают до 800 каналов.

Для удобства пользователей диапазоны были промаркированы буквами, классической считается маркировка, когда основной диапазон обозначается буквой C. Наиболее распространенным считается описание канала следующего вида: C9 FM (C9E FM, C9R FM) – в нем первой буквой обозначается диапазон, далее номер канала, за ним необязательное обозначение основной (европейской) или вспомогательной (российской) сетки и в конце – используемая модуляция.

Еще тонкость: Alan имеет сдвинутые на одну позицию сетки каналов (сетки – группы из 40 частотных каналов, обозначаются латинскими буквами от A до J). Если вам предлагают связь в канале 5C, то на станции Alan (Midland) следует выставить 5D. Это надо помнить.

Виды модуляции

В Си-Би используется три вида модуляции: AM (amplitude modulation, амплитудная модуляция), FM (frequency modulation, частотная модуляция) и SSB (single sideband, однополосная модуляция). Максимальная дальность связи при использовании АМ и FM модуляции практически одинакова.

Большинство пользователей Си-Би диапазона используют FМ- модуляцию, обеспечивающую наиболее качественное звучание. На предельной дальности связи разборчивость при использовании АМ модуляции может оказаться лучше, чем при FM – модуляции.

Использование FM-модуляции позволяет подавить большинство видов помех, которые носят, как правило, амплитудный характер. АМ- модуляция применяется (традиционно) водителями-дальнобойщиками (самая большая группа пользователей Си-Би диапазона, использующих рации с АМ- модуляцией).

SSB модуляция предпочтительна с точки зрения достижения максимальной дальности (дальность при сопоставимой выходной мощности передатчика существенно выше, чем в АМ и FM).Главное препятствие широкого распространения радиостанций с SSB-модуляцией – необходимость при приёме сигнала ручкой точной подстройки частоты добиваться наилучшей разборчивости и натуральности голоса корреспондента, при этом даже при точной настройке частоты звучание голоса при работе на SSB всё равно остаётся ненатуральным, "синтетическим". Далеко не все станции поддерживают SSB.

Антенна

Основной критерии выбора: длина, качество изготовления и способ крепления.

Длина: антенны короче полутора метров следует из рассмотрения исключить. Полутораметровые – только, если вы сможете внятно объяснить себе, почему вам не подходит более длинная. Нормальная связь начинается при длине антенны от 1700 мм.

Способы крепления: Антенны бывают либо врезными, либо на магнитном основании. Антенны на магнитном основании более практичны с точки зрения безопасности, их гораздо легче установить по центру крыши автомобиля и получить роскошную диаграмму направленности (она более равномерно излучает сигнал по всем сторонам), но при частом съеме-установке они могут протереть краску на крыше. Заземлять антенну на магнитном креплении не следует. Она рассчитана именно на использование без заземления и если вы все-таки умудритесь ее заземлить, качество связи резко ухудшится. При езде по лесной дороге вероятность, что вашу антенну снесет, весьма велика. По закону Мэрфи падающая антенна обязательно процарапает вам крышу и оборвет свой кабель. Врезные антенны более надежны.

Способов закрепить их на машине два.

Первый – радикальный. Сверлить крышу и спокойно крепить антенну по центру. Преимущества и недостатки этого варианта очевидны.

Второй более гуманный. Покупается кронштейн (на водосток, за крышку багажника, для рейлинга) и антенна крепится к нему. Силуминовые кронштейны покупать не следует. Они менее удобны в установке, менее надежны, имеют свойство ломаться в мороз, и их крепление к водостоку иногда ослабевает настолько, что кронштейн вместе с антенной падает. Гораздо надежнее стальные кронштейны. Они хорошо держат антенну, и сами хорошо держатся на машине. На желобе водостока в месте, куда будет упираться болт крепления кронштейна, следует удалить краску до металла. Только тогда вы получите надежное заземление. После того, как болт будет вкручен до упора, залейте протертое пятнышко мовилем или другим антикором. Ржаветь не будет. Кабель наиболее удобно выводить из салона через вентиляционные отверстия в задней стойке. Он замечательно там протягивается и никому не мешает.

Из экзотики – антенны класса Truck (для установки на грузовик) – две не очень длинных антенны (обычно 120 или 150 см), которые, тем не менее, обеспечивают хорошую дальность связи. По отзывам установщиков, согласовывать их дело неблагодарное, зато смотрится машина с таким комплектом весьма свирепо.

И еще упомянем антенны, в которых нет катушки в пластиковом корпусе. Примером может служить Magnum WA-27, очень хорошая, но редкая антенна. Изготовлена целиком из металла, ломаться там нечему.

О настройке антенны

КСВ (коэффициент стоячей волны), он же SWR -мера согласования. Один из основных параметров, показывающих, насколько грамотно установлена и согласована с рацией антенна. Этот коэффициент показывает, какая доля мощности отданного рацией сигнала ушла в эфир. Измеряется специальным прибором – КСВ- метром. Шкала у него логарифмическая, показывает потери мощности приблизительно так: 0% – 1; 2% – 1,3; 3% – 1,5; 6% – 1,7; 11% -2; 25% – 3; 38% – 4; 70% – 10.

Бывает от 1 (идеал, не бывает) до 3 (плохо, но pаботать непродолжительное время можно), 4. 5 – pаботать не pекомендуется вы рискуете испортить рацию. Отличным считается результат, если КСВ равен 1.2, допустимым – 1.4-1.5.

Измерять КСВ следует после того, как рация и антенна установлены на свои места. Положение антенны на корпусе автомобиля так же влияет на значение КСВ, как и ее длина, так что подгонять длину штыря на незакрепленной антенне смысла никакого не имеет.

Методика настройки: КСВ-метр подключается между антенной и рацией (или между антенной и усилителем). Между КСВ-метром и антенной не должно быть больше ни одного устройства. После того, как КСВ-метр установлен, установите рацию в тот канал, в котором предполагаете работать большую часть времени и нажмите клавишу передачи. КСВ-метр покажет, насколько хорошо вы справились с установкой антенны. Если значение КСВ вас не устраивает, ключом-шестигранником ослабьте крепление штыря в катушке, и немного измените его положение (миллиметра на 2-3). Замерьте КСВ снова, запомните, когда параметр был лучше, при удлинении штыря или при его укорачивании. Двигайтесь в нужном направлении, и достигнете успеха.

После того, как КСВ настроен, надо затянуть болт, удерживающий штырь в катушке и можно лаком, либо надфилем сделать пометку на штыре в том месте, где он входит в катушку. Если крепление ослабнет, и длина штыря изменится, будет легко найти нужное положение.

Во время грозы надо убирать или складывать антенну. Если вы ездите на машине с антенной, уложенной вдоль водостока, обмотайте ее кончик изоляционной лентой или наденьте пробку – бережем глаза

Усилитель

Основной задачей усилителя служит увеличение мощности сигнала, подаваемого на антенну. Прибор этот запрещен к использованию, однако все его покупают, маскируют и используют при необходимости. Продавцы, кстати, тоже люди, поэтому не хотят нарываться на неприятности. Усилителей у них в продаже, как правило, не бывает, зато зачастую встречаются антенно-согласующие устройства, которые, выполняют как раз нужные нам функции. Если вы беседуете на очень коротких расстояниях (метров 50-100 и меньше), усилитель лучше выключить. Он будет ощутимо мешать. Усилитель меньше чем на 50 Вт – выброшенные деньги. Хорошо 70-120 Вт, 200 Вт – просто отлично.

Держаться рукой за штырь антенны во время работы с усилителем нельзя – долбанет хорошо. Если вас остановили на посту ГАИ для проверки документов, выключайте усилитель – можно нарваться на технически грамотного сотрудника.

Питание усилителя – тоже напрямик от аккумулятора. Провода питания – медные многожильные 1,5-2 кв. мм. Можно толще. Устанавливается либо под полку пассажира, либо под пластиковую обшивку. В последнем случае тумблер питания выводится на приборную панель.

Использование усилителей мощностью более 4 Вт в Украине незаконно. Тем не менее усилители мощностью 50, 100, 150 Вт имеют достаточно широкое хождение. Вызвано это прежде всего тем, что в больших городах связаться, например, со службой спасения на штатных 4 Вт иногда бывает достаточно сложно.

Ошибочно думать, что если возможна связь на 30 километров при мощности 4 Вт, то элементарно обеспечить связь на 200 километров при 100 Вт. На самом деле, если в зоне прямой радиовидимости при увеличении расстояния в 2 раза сигнал уменьшается в 4 раза, т.е. за ее пределами затухание земной волны идет более интенсивно, и увеличение дальности с 40 до 100 километров требует увеличения мощности в 1000 раз. Как уже говорилось выше, помимо усилителей, на дальность и качество связи влияет установка высокоэффективных антенн, и на практике усилитель мощностью 100 Вт легко заменяется антенной с коэффициентом усиления более 6 дБ.

Использование усилителей оправдано на автомобилях, где они в какой-то мере компенсируют низкое расположение и малое усиление автомобильной антенны.

Жизнь

Наибольшей популярностью Си-Би-радиосвязь, пользуется на трассе. Ни один дальнобойщик не отправится в путь без такой радиостанции. 15-й канал сетки "С" в АМ-диапазоне является базовым для связи в дальней дороге: Си-Би позволяет поддерживать постоянный контакт при движении в группе, обращаться за помощью в случае аварий и технических неполадок, а также всегда получать оперативную дорожную информацию (например, пост ГАИ-шников с «Визирем») или помощь при выборе маршрута движения.

Покупка радиостанции

Откровенно плохих радиостанций сейчас практически не выпускают, кроме китайских подделок, тут они тоже есть. Смело можно покупать Alan (он же Midland), President, TTI, Uniden, Yosan, Dragon. Станции надежные, простые в обращении, выходят из строя редко, а даже если ломаются – то все поправимо.

Чтобы потом не жалеть – желательно покупать радиостанции с кнопочным переключением сдвига по частоте по отношению к основным каналам на 5 кГц (в народе нули/пятерки). Традиционно дальнобойщики Украины и Польши работают в «нулях», российские в «пятерках», а именно с ними, как наиболее организованными хозяевами дорог, чаще всего есть возможность провести диалог. OFFROAD клубы пользуются «пятерками».

При покупке надо обратить внимание на размер станции. Далеко не всякую получится установить в авто под центральной консолью. Там где, Alan 78 спокойно помещается, Alan 48 plus уже не влезает. Есть на рынке радиостанции изготовленные под стандарт DIN1 (например, President Johnson II, Midland 220, они же имеют встроенный фронтальный динамик)

Автомобильная станция может быть в 24-вольтовом исполнении это станции для дальнобойщиков, в большегрузных фурах 24 вольта штатное напряжение, а в легковушке без проблем его не получишь. О питании станции: наиболее корректно подключить рацию напрямую к аккумулятору. Все остальные варианты не должны рассматриваться вообще.

В последнее время в части радиостанций появилась новая для Си-Би функция автоматической регулировки уровня шумов, у разных брендов она звучит по разному, но суть одна :

· Auto Squelch Imbedded для корейских радиостанций TTI TCB-550, TTI TCB-771, TTI TCB-660, TTI TCB-1100

· Automatic Squelch Control для линейки радиостанций President Johnson II, President Harry II, President Johnny II, President Walker и других

· Dynamic Squelch Control для линейки радиостанций Uniden PC78ELITE, Uniden PC68ELITE, Uniden PC68XL и других

· также эту функцию поддерживает корейская радиостанция произведенная для Росии Megajet-3031 M.

Обратите внимание на паспортную выходную мощность. Для автомобильных станций бывают варианты в 1, 2, 4, 8 и 10 Ватт. Одно/двухваттные покупать не следует, четырех- и более можно смело брать, однако, следует помнить, что разрешены станции с мощностью только до 4 Вт. Как правило, 8 Вт выходной мощности передатчиков имеют радиостанции сделанные для российского рынка (у них разрешенная мощность радиостанций 8 Вт). Перевести в режим 10Вт можно перевести радиостанции Midland 220, Alan 8001, President Jackson II ASC, TTI TCB-1100 и другие .

И днем или ночью – оставайтесь в Си-Би-диапазоне, и ваша дорога станет гладкой, надежной, безопасной и не скучной.

Традиционное пожелание Си-Бишников – 73 (семерка-тройка, самые наилучшие пожелания).

1. Какой pадиус действия у радиостанций?

Всё зависит от типа (носимая или автомобильная), мощности передатчика, диапазона частот. Если говорить о гражданских портативных (носимых) станциях, работающих на частотах 433-434МГц/446МГц, то возможная максимальная дальность – в пределах нескольких километров (не более 6-10 км) в лесу и не более 5 км в городе. Нужно учитывать тот факт, что многое зависит от конкретного места эксплуатации радиостанции. Если опыта использования данного вида оборудования ранее у Вас не было, то наша компания "СпецТехСвязь" предлагает услугу предоставления оборудования для проверки дальности и качества связи.

Если интересует дальность у автомобильной Си-Би станции, то среднее расстояние у 8-10 ваттной радиостанции составляет в пределах 10 км по трассе. В условиях крупного города – не более 5км.

2. Чем отличается носимая гражданская радиостанция от профессиональной?

Основные отличия в рабочих частотах, разрешённой выходной мощности и в качестве исполнения станций. Радиостанции диапазонов 33-50 МГц, 136 -174 МГц и 403-470 МГц называются профессиональными. Эксплуатация, уровень выходной мощности передатчика и программирование на конкретные каналы происходит согласно официальному разрешению госорганов. Почти все профессиональные радиостанции имеют прочный корпус, металлическое основание, и, в большинстве случаев, сертифицированы по военному стандарту качества и надёжности. Профессиональные радиостанции рассчитаны на круглосуточную эксплуатацию. Профессиональная станция программируется при помощи специальной программы с ПК. Гражданская рация позволяет менять каналы из жёстко установленного в радиостанции диапазона частот 69 каналов в LPD 433-434МГц, или 8 каналов в 446 МГц. С официально разрешённой мощностью 0.01Вт и 0.5Вт. В последнее время, условия эксплуатации гражданских станций и сложность получения разрешения на эксплуатацию профессиональных станций несколько размыли границы и круг пользователей носимых станций. Очень часто можно увидеть профессиональную станцию в руках частного охранного агентства на серьёзных объектах, но работающих на общих гражданских частотах. И наоборот, в руках сотрудника органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей, можно вполне увидеть недорогую простенькую гражданскую станцию. В любом случае, если гражданин планирует использовать в своих частных целях надёжную, мощную радиостанцию из числа профессиональных, запрограммирована она должна быть только на разрешённые гражданские частоты.

3. Как понять, какой радиус действия радиостанции?

При выборе станции руководствуйтесь характеристиками её мощности. Чем мощнее, тем дальше радиус действия. Часто можно увидеть на ярких упаковках недорогих станций, предлагаемых в сетевых магазинах, максимальную дальность связи в десятки километров. Указанная в рекламных материалах дальность маловероятна, а если и возможна, то при наличии идеальных условий: отличная погода, полностью заряженный аккумулятор, связь по воде с высокого берега по ровной глади. Другими словами, нельзя рассчитывать на рекламную информацию при выборе рации. Примерная дальность – один Ватт = один километр. А лучше посоветоваться с нашим специалистом, который, к слову сказать, никогда не пообещает больших расстояний, не зная места и условий эксплуатации конкретной модели. В любом случае, советуем сперва взять и проверить подобранную модель самим. Компания СпецТехСвязь предлагает услугу предоставления оборудования для проверки дальности и качества связи.

4. Чем отличается радиостанция от рации?

Рация – сокращенное и упрощённое название от радиостанции.

5. Я хочу подобрать рацию для охоты, рыбалки, туризма. Что более подойдёт?

Для связи на открытых пространствах, конечно, лучше пользоваться разрешёнными частотами 433/446 МГц из числа станций с повышенной надёжностью исполнения и выходной мощностью. А если исходить из физики распространения радиоволн, то более качественной связь будет на, так называемом, нижнем диапазоне частот, разрешенном для радиолюбительского пользования: 140-148MHz. Эта длина волны лучше подходит для открытых местностей и лучше огибает редко стоящие препятствия. Но использование станций гражданами на данном диапазоне – незаконно.

6. Нужна рация для работы в бетонном здании с большой этажностью. Что лучше?

Лучше в закрытых пространствах работает гражданский диапазон частот: 433/446 МГц. Волны на этих частотах лучше проходят сквозь бетонную стену, т.е. лучше пробивают её.

7. Имеются в наличии рации VECTOR. Нужно докупить еще одну. Теперь мне нужно найти точно такую же?

Вы можете использовать любые рации различных производителей, и они будут отлично работать друг с другом, главное – настроиться на одну и ту же частоту и настроить правильно другие параметры. Нужно выбирать рацию, которая работает в тех же диапазонах LPD 433 МГц 69 каналов, или 8 каналов на 446МГц, что и имеющиеся уже в наличии VECTOR.

8. Какая гарантия на радиооборудование?

Гарантия на радиостанции – один год. Гарантия недействительна, если продукции нанесены повреждения в результате механических воздействий, попадания жидкости и других посторонних предметов внутрь изделия и пр. ООО «СпецТехСвязь» имеет собственный сервисный центр, который позволяет нам производить монтаж, ремонт и обслуживание любой сложности.

9. Как правильно обращаться с радиостанциями?

Все правила описываются в инструкциях. Лучше всего знакомиться с ними перед эксплуатацией оборудования.

Например, нельзя включать рацию на передачу, если к ней не прикручена антенна (рация сгорит). Нельзя самостоятельно укорачивать длину антенны и нельзя использовать антенну, работающую на других диапазонах. Аккумулятор заряжать нужно с выключенной станцией, строго соблюдать условия заряда/разряда штатного аккумулятора конкретной модели радиостанции. В противном случае, сокращается срок эксплуатации аккумулятора.

10. Нужна носимая рация на LPD (433МГц, 69 каналов) и на Си-Би 27МГц.

В настоящее время о таких радиостанциях мы не слышали. Можем посоветовать установить в автомобиль недорогую Си-Би станцию для общения по трассе и иметь при себе комплект из 2-3 надёжных портативных LPD/PMR раций для общения в пешем режиме. Одну из этих станций всегда можно отдать в другой автомобиль, если Вы передвигаетесь группой. По трассе дальность портативных 433/446 МГц станций будет вполне достаточна для общения в колонне.

11. Какие радиостанции не требуют государственных разрешений на эксплуатацию?

Официальной регистрации не подлежат радиостанции 433 MГц (LPD)/446МГц (PMR) диапазонов и мощностью передатчика 10 Мвт/0.5Вт, Си-Би радиостанции 27 МГц мощностью до 10Вт, используемые только в частных, не коммерческих целях (Си-Би станции для такси могут потребовать зарегистрировать).

12. Что такое CB (Си-Би) ?

От англ. "Citizen Band", в переводе – "гpажданский диапазон" pадиосвязи (с 26.970 МГц по 27.850 МГц). В России pадиосвязь в Си-Би диапазоне была pазpешена в 1988 г. Она пpедполагает наличие pадиостанции (чаще всего автомобильной) и антенны, обеспечивающих связь в симплексном pежиме (нажал – говоpи, отпустил – слушаешь). Допустимые виды модуляции радиочастоты: Амплитуднaя -AМ, частотная -FМ, однополосная -SSB (веpхняя боковая полоса – USB, нижняя боковая полоса -LSB). Разpешенная мощность пеpедатчика – не более 10Вт.

13. Кому можно пользоваться Си-Би связью без регистрации?

Как физическим лицам (гражданам), так и юридическим лицам в личных целях .

14. Hа какой основе выделен для использования Си-Би диапазон?

Hа втоpичной. Ранее, этот диапазон частот пpедназначался для пpомышленных, научных и медицинских пpименений, в частности, для сбpоса "pадио-мусоpа". До сих поp, в этом диапазоне можно принимать вредные помехи от различных установок. Именно поэтому в крупных городах на популярных каналах стоит сильная постоянная помеха.

15. Чем отличаются автомобильные рации Си-Би диапазона 27МГц?

Радиостанции отличаются производителем, выходной мощностью, наличием автоматического шумоподавления и другим функционалом. Станцию следует подбирать исходя из Ваших задач. Если она нужна для установки в грузовик для «дальнобоя», то подойдёт и самая простенькая, без особого функционала, станция. Например, достаточно популярны модели MegaJet MJ-300 и VECTOR VT-27 Comfort. Если требуется станция для работы в городской черте, например, в такси, то будет полезна станция с повышенной выходной мощностью, электронным шумоподавителем, сканированием двух каналов, информативным дисплеем (MegaJet MJ-600 Turbo, MegaJet MJ-600 Plus Turbo, MegaJet MJ-3031M Turbo).

16. Как влияет выходная мощность на работу радиостанции?

Выходная мощность передатчика радиостанции влияет, прежде всего, на дальность передачи Вашей радиостанции. Чем больше Ватт выходной мощности, тем на больше километров будет происходить передача информации. Конкретно обозначить привязку Вт/Км достаточно сложно, т. к. многое зависит от типа станции, типа антенны и настроена ли она, от конкретного участка дороги, по которому вы движетесь, от типа и состояния преобразователя 24-12В и, наконец, от погоды. Но в среднем, дальность в пределах 10 км, радиостанцией с выходной мощностью 8-10Вт получить можно.

17. Какие документы требуют сотрудники МВД на владение радиостанцией?

Постановлением Правительства РФ №837 от 13.10.2011г. была отменена регистрация автомобильных станций, работающих в диапазоне 27МГц с выходной мощностью передатчика до 10Вт и портативных станций, работающих в диапазоне 433-434МГц, 446МГц с выходной мощностью передатчика 0,01Вт и 0,5Вт. Данные радиостанции являются гражданскими и какой-либо регистрации и получения разрешительных документов для сотрудников МВД не требуют.

18. Можно ли настроить Си-Би радиостанцию на полицейские частоты?

Прослушивают ли ДПС канал дальнобойщиков?
Нет, у сотрудников ДПС радиостанции, работающие совершенно на другом диапазоне частот 132-174 МГц, поэтому они физически не могут настроить свои станции на 15 канал дальнобойщиков 27,135 МГЦ. Да и незачем им этого делать, ничего интересного они там услышать для себя не смогут. И, соответственно, нельзя настроить Си-Би рации на полицейские частоты и на музыкальные радиоканалы.

19. Какую выбpать Си-Би антенну на автомобиль?

Автомобильные антенны Си-Би диапазона бывают врезные и магнитные, короткие, средней длины, очень длинные. Магнитное основание диаметров от 90мм до 200мм. Врезные антенны можно крепить как непосредственно в отверстие кузова, так и через крепёжное основание различного вида и типа крепления. Антенну следует выбирать исходя из задач, марки и типа автомобиля. На грузовики, в основном, ставят врезные антенны длиной от 60см до 150см. Закрепляя их, либо в штатное отверстие, либо через держатель, например, на водосток. На легковые автомобили устанавливают антенны исходя из задач. Если нужна связь для межгорода, то нужно подбирать антенну исходя из скорости движения (диаметр магнитного основания и длину антенны) и марки автомобиля (куда именно можно закрепить врезную антенну). Особой разницы в антенне для использования по трассе на 15 канале Вы не почувствуете, главное – настроить её на данный канал. Гораздо сложнее – выбрать антенну для города. Условия по электромагнитному излучению и помехам настолько сложные, что приходится использовать удлинённые антенны, т. к. чем ближе к земле, тем больше помех. Но, в использовании удлинённых антенн в условиях города есть и свои минусы. Основные это: большое количество мест, где этой антенной можно зацепиться: подземные парковки, автомойки, гаражи, боксы СТО, и т.д.; наличие низко висячих проводов и конструкций. Всё это может в значительной мере сократить жизнь антенны и причинить её владельцу массу неудобств. Поэтому, стоит выбирать в дальности и качестве радиосвязи и в сроке жизни антенны. Короткая, 60см антенна, в среднем, работает хуже процентов на 20-30, чем удлинённая, 200см антенна.

20. Как настроить автомобильную Си-Би антенну? Что такое КСВ антенны? Нужна ли рация для настройки антенны?

Антенна является неотъемлемой частью любой приёмопередающей радиостанции. Без неё невозможны передача и приём радиосигналов из эфира. Антенна должна быть максимально эффективной и хорошо согласована с выходом передатчика радиостанции. Эффективность оценивают по согласованию с передатчиком по коэффициенту стоячей волны (КСВ). Данный коэффициент при настройке в резонанс на выбранной частоте оценивают с помощью специальных приборов КСВ-метров. Точно настроить антенну без него практически невозможно. Для настройки КСВ антенны наличие самой станции необязательно. Главное, чтобы антенна была грамотно установлена на кузов автомобиля и был доступ к разъёму. Требуется добиться значения КСВ меньше 1.5, обычно, удается довести до значения 1.1. Hадо иметь в виду, что работа пpи КСВ >2 может привести к повреждению выходного каскада передатчика радиостанции. Практически прекращается работа станции на передачу, хотя на приём она может продолжать работать без проблем. Работы по настройке КСВ антенны следует доверять только специалистам с должными специализированными приборами. Специалисты сервисного центра ООО «СпецТехСвязь» профессионально и быстро проведут монтаж и настройку практически любого радиооборудования с гарантией.

21. Какая антенна подойдёт для связи на 15 канале без настройки? Можно ли купить уже настроенную антенну?

Антенн сразу настроенных с завода на 15 канал дальнобойщиков нет. Для настройки КСВ антенны требуется, чтобы она была установлена на кузов именно Вашего автомобиля. Настроить антенну в условиях сервисного центра невозможно. КСВ изменяется даже когда антенну переносят с одного места на другое в одном кузове автомашины.

22. Какая антенна лучше всего подойдёт к радиостанции MegaJet MJ-300?

Данная радиостанция работает на Си-Би диапазоне 27МГц. Лучшая будет та антенна, которая наиболее подойдёт конкретно под Ваш автомобиль и условия его эксплуатации (скоростное движение, езда по зарослям и ухабам, работа и передвижение только в городе), будет грамотно установлена на него, с профессионально настроенным КСВ.

23. На какой скорости может сорвать магнитную антенну ML-145, установленную на легковой автомобиль?

Практически каждый производитель магнитных антенн не рекомендует движение более 110 км/ч. На практике, магниты вполне удерживаются и на гораздо больших скоростях, чем заявлено ими. Но в любом случае нужно помнить, что при движении на повышенных скоростях всегда есть риск отрыва магнитного основания, особенно у антенн с длиной более 100см. Отрыв страшен, прежде всего, тем, что антенна при отрыве от поверхности кузова, может прилететь в стекло. Если Вы любитель скоростной езды, то рекомендуется установка 60 см антенны, с диаметром магнитного основания не менее 120мм.

24. Что плохого в том, что я самостоятельно уменьшил длину антенны.

Антенна радиостанции должна быть определённой длины. Самостоятельное уменьшение длины штыря автомобильной антенны может привести к выходу из строя радиостанции.

33. Что такое российская и европейская сетки частот? Почему на российской сетке связь плохая?

Существует такое понятие как «Российская сетка частот RUS» – каналы данной сетки сдвинуты на минус 5Кгц относительно общепринятой сетки Си-Би диапазона, её называют «Европейская сетка частот EUR». Например, если 1 канал основной 40 канальной сетки EUR имеет частоту 26,965 МГц, то в Российской сетке RUS частота 1 канала этой же сетки будет 26,960 МГц. Часто возникает путаница – пользователи, обращаясь к логике в названиях сеток, настраивают требуемый канал (чаще всего 15 канал дальнобойщиков) согласно Российской сетки частот RUS. И жалуются на невозможность осуществления связи с другими абонентами этого канала. Ответ достаточно прост. В РФ на общих и популярных гражданских каналах используют только Европейскую сетку частот EUR. Практически все современные Си-Би радиостанции изначально штатно настроены именно на неё. И пытаться переходить на иную сетку не следует.

34. Как уменьшить помехи по приёму на автомобильной Си-Би станции?

Полностью избавиться от таких помех скорее всего не удастся.
Для их уменьшения может помочь следующее:
– Убедитесь, что станция и антенна "заземлены" на кузов автомобиля.
– Проверьте уровень шума с и без антенны.
– Если шум больше, когда антенна подключена, то источник, скорее всего, в системе зажигания.
– Если шум остается неизменным после отключения антенны, то источник, скорее, в цепях питания станции.
– Для устранения шума от зажигания, попробуйте подобрать точку заземления на кузове или двигателе.
– Проверьте, заземлены ли капот, глушитель, выхлопная труба.
– Шум от зажигания может быть уменьшен установкой проводов зажигания с "магнитным подавлением" и/или металлических экранов на свечи зажигания.
– Если источник шума – цепи питания, проверьте, есть ли конденсатор, подключенный к контактам прерывателя (или его исправность).
– Если у вас электронное зажигание, можно попробовать зашунтировать цепь питания блока зажигания в непосредственной близости к блоку керамическим (бумажным, полифталатным) конденсатоpом ёмкостью 1-20мкФ.
– Постаpайтесь pасположить антенну, соединительные кабели, станцию, по возможности, дальше от потенциальных источников шума.
– Можно попpобовать заэкранировать кабель питания станции. Убедитесь, что кабель питания имеет сечение, соответствующее потребляемой мощности, и, что этот кабель надежно соединенен с землей и плюсом питания.
– Хоpошие pезультаты дает запитка станции непосpедственно с клемм аккумулятоpа.
– Существуют фильтpы для подавления помех по питанию, но их эффективность ниже, чем меры, описанные выше.

38. Что такое "дальнее пpохождение"? Почему иногда можно услышать другие города?

Дальнее прохождение – это пpоцесс пpохождения pадиоволн с отpажением от слоев ионосфеpы, вызывающий возможность увеpенного пpиема (и пеpедачи) сигнала пеpедающей pадиостанции, удаленной на тысячи километpов от пpинимающей. Очень сильный пpоход может помешать сеансу связи с местной станцией. Данный вид связи нельзя назвать устойчивым, поскольку сильно зависит от конкpетной ситуации в ионосфеpе. Пеpиодичность таких дальних пpохождений связана с солнечной активностью. В данный момент мы постепенно пpоходим минимум солнечной активности (11-летний цикл) и вскоpе, такие нюансы радиосвязи будут все чаще.

Комментировать
0
987 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector