No Image

Средняя зарплата на автовазе

СОДЕРЖАНИЕ
0
809 просмотров
20 августа 2019

Недавно президент АвтоВАЗа Николя Мор объявил, что поднимет зарплату рабочим, а спустя месяц руководство «Форд-Соллерс» также пообещало своим работягам прибавить 6% ближе к осени. Об этом написали все СМИ, которые пытаются освещать автомобильную тематику. Но мало кто написал, сколько именно получают сотрудники автозаводов в России.

Статистика на этот счет публикуется нерегулярно, а чаще всего скрывается. Однако большого секрета из этих зарплат нет и узнать, сколько же зарабатывают простые рабочие, можно легко. Именно простые: всякие там инженеры и управленцы не в счет, потому что разрыв среди них очень уж большой.

Объявления о вакансиях, публикации в прессе, общение в социальных сетях — все выдает реальные суммы без особых проблем. И даже с учетом «общей температуры по больнице», представления об уровне жизни составить можно. Ну а чтобы понять, сколько это — много или мало в глобальном масштабе, нужны сравнения с другими странами.

Зарплата на автозаводах Европы

Узнать про зарплаты рабочих на зарубежных автозаводах, как правило, тоже непросто, но есть исключения. Особенно все прозрачно в Германии. Немцы просто обожают подсчитывать доходы по отраслям, сферам и направлениям. Совсем недавно, в журнале Spiegel была опубликована статья о разнице в стипендиях обучающихся рабочих на автозаводах в Восточной и Западной Германии. Оказывается у них там до сих пор эта разница есть и вполне ощутимая: рабочий, который учится последний третий год (обучение у них солидное и подразумевает основательную подготовку) на предприятии в Баден-Вюртемберге, получает 929 евро в месяц, а в Бранденбурге (бывшая ГДР) только 630 евро. В рублях по нынешнему курсу это — 63 тысячи и 42,7 тысячи соответственно. После обучения зарплата вырастает сразу и потом сильно зависит от таких факторов, как стаж, квалификация и все тот же регион. На предприятиях Daimler в том же Баден-Вюртемберге средняя зарплата рабочих на автозаводе после налогообложения составляет около 2,64 тысячи евро (179,5 тыс. руб.), в восточных землях — около 2,1 тысяч (142,8 тыс. руб.). Федеральное статистическое бюро, а там можно найти все про немецкую жизнь, суммирует зарплаты не только по землям, но и по отдельным городам. Однако всех нюансов ведомство не учитывает. Например, статистика не показывает, что рабочий, который только что получил уровень подмастерья, зарабатывает в два-три раза меньше, чем тот, у кого стаж 10 лет.

Для сравнения проверяем зарплаты на АвтоВАЗе и «Форд-Соллерсе». Информации хватает, а группав социальной сети «ВКонтакте» «Рабочие АВТОВАЗа» помогает прояснить ситуацию без лишней официальной шелухи.

Выясняем, что больше 30 тысяч в Тольятти в цехах можно получить, только если предприятие работает пять дней в неделю. При этом надо понимать, что от цеха к цеху заработки могут отличаться процентов на 20-30%. Так, несмотря на все сокращения, в цех Б0 берут с улицы до сих пор и платят от силы 25 тысяч в месяц.

На совместном предприятии «Форд-Соллерс» заработки не намного выше: судя по открытым вакансиям, зарплаты варьируются от 25 до 35 тысячи рублей.

Да, жестокое это дело — сравнивать заработки российских рабочих, которые трудятся где-нибудь на АвтоВАЗе, с месячными зарплатами на предприятиях концерна Porsche или Mercedes в Западной Европе. Разница получится издевательской даже с учетом куда более высоких европейских цен. Но что если взять автозаводы в Румынии, Мексике, Китае, в Сербии и в Польше? Здесь уже нет такого вопиющего контраста.

Итак, Румынский автопром — это прежде всего Dacia. И как свидетельствует официальный сайткомпании, средний заработок в 2016 году среди линейного персонала составил 964 евро (около 65,5 тысячи рублей). Надо только понимать, что в Румынии работа на заводах Dacia считается престижной и хорошо оплачиваемой, да и оплата труда там повышается регулярно.

Намного хуже обстоят дела на автомобилестроительных заводах в Сербии. В 2016 году, осенью рабочие FCA Srbija провели очередную забастовку: они требовали повысить им зарплату, которая, по данным профсоюза, не превышала 456 евро — это 31 тысяча рублей. Кстати, они смогли добиться повышения, но только на 5%. Руководство предприятия, на котором выпускаются Fiat Punto и Fiat 500L, пошло на уступки из-за трехдневной забастовки.

Сколько платят на автозаводах мира

На мексиканских заводах в Сан-Луис-Потоси, где расположены предприятия GM, Ford и FCA платят больше, но не намного. По данным Wall Street Journal, в среднем по Мексике рабочие на автозаводах получают около 11800 песо (39,64 тыс. рублей). Но это очень грубое обобщение, потому что на одних предприятиях заработки доходят до 15000 песо (50.4 тыс.), как в упомянутом Сан-Луис-Потоси, а на других, как на севере в Монтеррее, меньше 10 тысяч песо.

О зарплатах в Китае написано и сказано очень много. Тот среднестатистический факт, что в прошлом году китайские заработки обогнали российские, много раз обсуждали в СМИ. Причина в том, что китайские зарплаты очень быстро росли за последние годы, а российские стояли на месте. По данным сайта autonews.gasgoo.com, китайские рабочие на автосборке в 2013 году получали чуть более 378 долларов в месяц без учета налогов (21,9 тыс. руб). А весной 2017 года тот же сайт зафиксировал совсем другие цифры — 534 долларов (30,9 тыс. руб). Китайцы не бастовали, просто объемы производства растут, а с ними и заработки.

Если в Китайской народной республике зарплата в автопроме ниже средней по стране, то в Польше она чуть-чуть выше. Польское статистическое управлениедает на удивление исчерпывающую информацию о зарплатах. Средняя польская зарплата по стране в 2017 году подобралась к отметке в 1 тысячу евро вплотную (990 евро). В автопроме, по данным за март, долгожданная тысяча стала, похоже, реальностью — 1008 евро.

Почти все автомобили, произведенные в Польше, отправляются на экспорт, а это более 23,9 млрд долларов в год (из РФ всего 2,5 млрд долл). Диверсификация и поставки в развитые страны делают польский автопром, если не престижным, то надежным работодателем. Правда многие поляки все равно уезжают работать в ту же Германию или в Великобританию, ведь там заработки в два раза выше.

«АвтоВАЗ» с 1 июля повышает зарплату на 6% всем сотрудникам, кроме топ-менеджеров. Индексация зарплат предусмотрена коллективным договором, но запланированное увеличение «больше, чем мы планировали изначально», приводятся в сообщении компании слова ее президента Николя Мора: «Мы чувствуем ответственность за сохранение нашего коллектива и обеспечение социальной стабильности в городе». Сколько планировалось изначально, представитель «АвтоВАЗа» не пояснил.

Индексация ежегодная и зависит от изменения уровня прожиточного минимума трудоспособного населения Самарской области и итогов работы компании, пояснял «Ведомостям» председатель профсоюзной организации завода Сергей Зайцев. Данный прожиточный минимум по итогам I квартала 2016 г. составил почти 10 500 руб. – это на 21% больше, чем было год назад. Чистый убыток «АвтоВАЗа» по РСБУ составил 8,9 млрд руб. против 796 млн руб. чистой прибыли годом ранее. В январе – мае 2016 г. российские продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 14,7%, Lada – на 11%, по данным АЕБ.

Аналогичное 6%-ное общее повышение зарплат на «АвтоВАЗе» (помимо индивидуальных прибавок) было в июне 2015 г. Оно коснулось примерно 52 000 человек, кроме менеджеров, работающих по контракту, сообщала компания. Средний оклад тогда вырос до 29 000 руб., а фонд заработной платы – примерно на 1 млрд руб. Сейчас на «АвтоВАЗе» трудится около 43 000 человек, сказал его представитель. Численность сотрудников автозавода снизилась в результате естественной убыли, сокращений (в 2015 г.) и использования в 2015–2016 гг. так называемых окон возможностей – увольнений по соглашению сторон с выплатой нескольких средних зарплат. Например, окном, действовавшим с 1 по 15 июня 2016 г., воспользовалось около 500 человек, говорит представитель.

Индивидуальный подход, в основе которого профессиональный рост каждого работника, используется на предприятиях групп ГАЗ и УАЗ. Это позволяет работникам повысить доход в среднем на 10% в год, говорит представитель «Соллерса». По словам представителя ГАЗа, очередная индексация – с июля за исключением руководящего состава. «Хендэ мотор мануфактуринг рус» уже проводила индексацию в начале 2016 г.

Получается, с июля 2016 г. средняя зарплата на «АвтоВАЗе» составит около 30 800 руб., а заводской фонд зарплаты вырастет примерно на 700 млн руб. Представитель не стал комментировать эти цифры. Но это без учета режима неполного рабочего времени, введенного с 15 февраля на полгода (практикуется четырехдневная рабочая неделя, т. е. компания экономит примерно 20% на зарплатах), и простоев, которые время от времени вводятся на сборочных линиях (дни простоя оплачиваются в размере 2/3 средней зарплаты). Фонд начисленной заработной платы в 2015 г. составил 20,2 млрд руб., указано в отчете компании за IV квартал по РСБУ.

С 15 августа после выхода из корпоративного отпуска «АвтоВАЗ» будет работать в обычном режиме, говорил в июне «Ведомостям» представитель компании. «Продлится ли этот режим до конца года, сказать сложно. Спрос на автомобильном рынке в России остается волатильным», – объяснял он. Пока эти планы сохраняются, сказал представитель «АвтоВАЗа» во вторник.

Министр труда Максим Топилин во вторник сообщил, что «АвтоВАЗ» не исключает частичный переход в августе-сентябре на трехдневную рабочую неделю (его слова передал «Интерфакс»). В рамках программы поддержки временной занятости и обучения, финансируемой из федерального и регионального бюджетов, «АвтоВАЗ» на 2016 г. получил 185 млн руб.

Компания убыточна и ей нужно сокращать расходы, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Но для поддержки трудового коллектива индексация в запланированном размере представляется уместной, тем более что она ниже инфляции (в мае к маю 2015 г. она составила 7%) и не исключен переход завода на трехдневную рабочую неделю, который снизит расходы по заработной плате, отмечает он.

Из-за девальвации рубля в последние годы рабочая сила в России стала одной из самых дешевых в мировом автопроме. Тем не менее зарплаты работников на российских предприятиях растут куда меньше, чем цены на выпускаемые ими автомобили. Почему же работа на автозаводах остается весьма привлекательной для россиян и на каких предприятиях больше платят?

Достаток — выше среднего

Автомобильная промышленность, пожалуй, по праву считается индикатором экономического и социального развития страны, ведь в производстве автомобилей задействованы не только поставщики компонентов, но и предприятия многих других отраслей (металлургия, электротехническая, химическая, легкая промышленность и др.). В общей сложности в обеспечении автопрома своей продукцией занято не менее 4 млн человек, а на самих автомобильных заводах трудится более 250 тыс. работников. По данным компании Kelly Services CIS, подготовленным специально для «За рулем.РФ», средний доход рабочего персонала у автопроизводителей в России составляет 50 тыс. рублей, у поставщиков автокомпонентов — 42–45 тыс. рублей. При этом предприятия автопрома стараются индексировать зарплаты ежегодно, в среднем от 7 до 15%. А в целом уровень дохода сотрудника, работающего в компании-автопроизводителе, выше рыночного примерно на 10–15%.

«Конечно, предприятия автомобильной отрасли являются привлекательными для соискателей, поскольку уровень дохода в автопроме выше по сравнению с большинством отраслей. Но когда идет одновременный набор сотрудников на нескольких заводах, помимо условий работы ключевую роль будет играть репутация компании на рынке», — говорит территориальный директор Kelly Services CIS Алина Белинская.

Более высокая оплата труда рабочих автомобильной промышленности вполне оправданна, поскольку они создают продукцию с большей добавленной стоимостью и работают на сложном оборудовании, отмечает в свою очередь аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. По его мнению, качество иномарок российской сборки является вполне приемлемым, и оно ничуть не хуже, чем у импортных машин, а это важный шаг вперед для российского производства в целом.

Разумеется, зарплаты на российских автозаводах могут значительно различаться, причем сами автопроизводители, как правило, их не раскрывают, ссылаясь на конфиденциальность информации, относящейся к личным данным сотрудников. Тем не менее нам удалось из разных источников получить сведения об оплате труда на ряде автосборочных предприятий и сравнить доходы их работников.

Так, на петербургском предприятии Hyundai, которое является крупнейшим производителем иномарок в России, минимальная зарплата, по данным заводской пресс-службы, составляет 48,9 тыс. рублей до вычета налогов (среднюю заработную плату в компании не раскрывают). При этом пересмотр размера или повышение оплаты труда на заводе проходит регулярно, в начале года.

«Мы стараемся предоставлять нашим сотрудникам конкурентную оплату труда, как по отрасли, так и по региональному рынку. Наш завод является одним из лучших работодателей в регионе, и существует очередь из желающих попасть к нам на работу. На каждую позицию, в том числе на позицию оператора производственной линии, есть пять-шесть кандидатов, из которых мы выбираем лучших. Текучесть кадров на предприятии небольшая, сотрудники ценят свои рабочие места. Нехватки кадров нет», — рассказала «За рулем.РФ» начальник отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева.

На сборке BMW платят больше

На предприятиях холдинга «Автотор» средняя заработная плата по итогам 2017 года увеличилась на 10% и составила 39,8 тыс. рублей. Для сравнения, это на 28% выше средней зарплаты по региону. При этом по рабочим специальностям в течение года она доходила до 46,5 тыс. рублей, у освобожденных бригадиров — до 56 тысяч. Любопытно, что уровень зарплаты работников «Автотора» зависит не только от производительности труда и качества выпускаемой продукции, но и от класса производимых автомобилей. Например, работники, занятые на производстве премиальных машин BMW, зарабатывают в среднем на 12% больше, чем их коллеги аналогичных специальностей, занятые на производстве автомобилей массового сегмента. В пресс-службе «Автотора» это объясняют особыми требованиями к производству продукции класса люкс. В целом на предприятии не испытывают острой нехватки кадров, а при необходимости увеличения объемов производства «Автотор» проводит дополнительный набор персонала.

На калужском заводе Volkswagen средняя заработная плата (без учета зарплат менеджеров и иностранных сотрудников) составляет около 57 тыс. рублей при окладе основной массы работников производства в 36 тысяч, по данным профсоюза «МПРА-Калуга». Для сравнения, средняя зарплата в Калужской области составляет 38 тыс. рублей, то есть почти на 20 тысяч меньше, чем в среднем по заводу.

«Самыми высокооплачиваемыми специальностями на предприятии Volkswagen являются, например, лазерщики или другие профессии, требующие высокой квалификации и являющиеся дефицитными на рынке труда. Их зарплата обусловлена запросом завода в связи с высоким уровнем индустриализации и дигитализации. Так, сотрудник вправе рассчитывать на зарплату более 100 тыс. рублей в месяц», — утверждает председатель профкома МПРА в Калужской области Дмитрий Трудовой.

Что касается отечественного АВТОВАЗа, последний раз зарплата вазовцев индексировалась в июле прошлого года на 5%, и, согласно ежеквартальному отчету компании, в III квартале 2017-го среднемесячная зарплата на предприятии составила 43,7 тыс. рублей против 30,3 тысяч в целом по региону. Однако в заводском профкоме «Единство» эту цифру считают необъективной, поскольку в ней учитывается заработная плата топ-менеджеров, а рядовые работники получают примерно 20 тыс. рублей.

«На АВТОВАЗе тяжелый труд и низкая зарплата. Например, из-за высокой интенсивности работ самая высокая текучесть кадров на производстве В0 (там, в частности, выпускают автомобили для Renault-Nissan. — Прим. ред.). Причем для привлечения работников в В0 даже установлена премия в 30 тыс. рублей, если человек отработает на этом производстве один год», — говорит председатель профкома МПРА в Самарской области Петр Золотарёв.

Кстати, помимо стандартного соцпакета некоторые автозаводы предоставляют своим сотрудникам различные бонусы и льготы. Среди них — ДМС (добровольное медицинское страхование), бесплатная доставка до места работы и дотации на питание. К примеру, на АВТОВАЗе заводчанам компенсируется 75% стоимости обеда или ужина в зависимости от графика работы, а при работе в третью смену питание для работников и вовсе бесплатное.

Сотрудникам петербургского завода Hyundai помимо прочего предоставляются обучение (в том числе иностранным языкам) и возможность заниматься футболом. Кроме того, они могут получить скидку на покупку выпускаемых предприятием автомобилей, а это, как известно, самые популярные в России иномарки.

В числе социальных льгот на «Автоторе» — компенсация процентов по кредитам на приобретение жилья для работников, проработавших на предприятии более трех лет. Также на калининградском заводе действует программа по выплате стипендий детям работников, обучающимся в высших учебных заведениях, с третьего курса дневного обучения.

Экономят на рабочих

Между тем в результате ослабления рубля за последние годы рабочая сила на предприятиях российского автопрома значительно подешевела — порядка на 30% в долларовом эквиваленте, согласно оценкам консалтинговой компании Frost & Sullivan. Так, если в 2013 году уровень зарплат превышал 1 тыс. долларов, то в 2018-м работники получают уже около 650 «зеленых». Аналогичные расчеты приводят и в профсоюзе «МПРА-Калуга», согласно которым в 2014 году зарплата работников производства на калужском заводе Volkswagen была около 850 евро, а сейчас составляет чуть более 500 евро. В результате платежеспособность сотрудников предприятия за последние четыре года снизилась примерно на 20% в рублевом эквиваленте.

Как констатирует консультант-аналитик Frost & Sullivan Иван Кондратенко, уровень зарплат на российских автозаводах более чем вдвое ниже, чем у восточноевропейских лидеров автопрома — Польши, Чехии, Словакии, где средняя зарплата работников, задействованных в автопроизводстве, составляет около 85 тыс. рублей. А если сравнивать с показателями Западной Европы, то тут даже Польша, Чехия и Словакия отстают от той же Германии по уровню зарплат на 30–40%.

Тем не менее иностранные автопроизводители не видят повода повышать зарплату российским работникам. Дело в том, что внутри России они работают исключительно в рублях, и девальвация российской национальной валюты означает для них, прежде всего, увеличение затрат на закупку импортных автокомпонентов, доля которых остается значительной в производстве иномарок в нашей стране. Эти издержки неспособны компенсировать удешевление рабочей силы в России, учитывая, что оплата труда занимает незначительную часть в расходах автоконцернов. Показательно, что цены на автомобили в России растут гораздо сильнее, чем зарплаты работников, которые их производят.

«В последнее время автопром в России переживает не лучшие времена и у автопредприятий резко снизились доходы. В условиях слабого рубля большинство автокомпонентов приходится покупать в Европе, но в любом случае производить детали в Европе дешевле, чем в России. Однако наибольшее влияние оказывает все еще низкий уровень продаж автомобилей, вызванный снижением платежеспособности населения», — комментирует Дмитрий Трудовой.

Конечно, из-за ослабления рубля снижаются рублевые затраты на сборку иномарок, добавляет Дмитрий Лукашов. Но выигрыш иностранных производителей при этом неочевиден, поскольку им необходимо в конечном итоге конвертировать рублевую выручку в доллары. На падающем рынке это сделать непросто, и они несут валютные риски. По словам эксперта, при ослаблении национальной валюты, как правило, отлично себя чувствуют только компании-экспортеры, а для российского автопрома основным является внутренний рынок.

Комментировать
0
809 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector