No Image

Тормозная жидкость бск совместимость

СОДЕРЖАНИЕ
0
26 просмотров
20 августа 2019

Для начала следует понять, что тормозная жидкость — часть гидравлической тормозной системы. Это рабочее тело, передающее давление от главного тормозного цилиндра к колесным.

Разберемся по каждому пункту

Что такое давление? Глупый студент ответит — отношение силы к площади ее приложения. Но это не так — например, ткните пальцем в лужицу воды на столе — сила есть, а давление воды осталось постоянным. Не следует путать размерность величины с ее сутью — давление это напряжение сжатия. И поскольку большинство жидкостей практически несжимаемо, давление будет передаваться по жидкости, и по истечении ничтожно малого времени будет одинаковым во всем объеме, занимаемом этой жидкостью.

То есть жидкость проводит давление примерно так же, как провода проводят электрический ток. И поскольку провода делают не из первого попавшегося материала, а из того который подходит, так и жидкость должна иметь определенные свойства, чтобы быть хорошим проводником давления.

Два свойства наиболее важны:
1) она должна оставаться жидкостью, то есть при рабочих условиях не кипеть и не замерзать;
2) она должна сохранять свойства в течение длительного времени.

Рассмотрим первое требование — рабочая температура тормозной жидкости колеблется от — 50 (на стоящем автомобиле в сильный мороз) до + 150 при движении по горным дорогам.
Итак что произойдет при закипании тормозной жидкости?
Пузырьки пара вытесняют некоторую ее часть в расширительный бачок ГТЦ. В системе остается жидкость, перемешанная с пузырьками пара. Но если сама жидкость несжимаема, то микроскопические пузырьки как раз хорошо сжимаются. И теперь передаваемое давление в первую очередь пойдет на сжатие пузырьков во всем объеме. Как это будет выглядеть для водителя: педаль тормоза станет мягкой, провалится, а торможения нет.
Температура кипения тормозной жидкости напрямую зависит от содержания в ней воды, и с повышением ее концентрации снижается. Поэтому тормозная жидкость должна обладать минимальной гигроскопичностью (влагопоглощением). Кроме этого, влага в системе способствует коррозии цилиндров, а в холодное время — и образованию ледяных пробок.

На рисунке приведена зависимость температуры кипения тормозной жидкости Роса от объемной концентрации в ней воды.

А что будет если жидкость не обладает достаточной морозостойкостью, то есть резко меняет свои свойства при понижении температуры или просто замерзает?
Наиболее критичным параметром при этом становится вязкость — если она увеличится, то заметно возрастет время срабатывания тормозов.

(Подробности для любознательных: в стандарте, разработанном Международным объединением инженеров транспорта (SAE), прямо указано, что вязкость тормозной жидкости при -40 o С не должна превышать1800 сСт (мм 2 /с). Кроме SAE, требования к тормозным жидкостям отражены в документах американского Федерального общества по безопасности транспортных средств FMVSS. В них предусмотрены три нормативных класса: DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1.)

Какие еще требования предъявляют к тормозным жидкостям? Это смазывающие и антикоррозионные свойства, поршни должны легко перемещаться, а цилиндры — не ржаветь. Несомненно необходима совместимость с деталями тормозной системы, в частности, с резиновыми уплотнениями и шлангами.

Учитывая столь непростые требования, современная тормозная жидкость достаточно сложна по составу.

Большинство современных продуктов (в том числе и хорошо знакомые нам Нева, Томь и Роса) основано на гликолевых смесях.

(Подробности для любознательных: гликоли (диолы) — это спирты, имеющие по две гидроксильные группы ОН. Простейший представитель семейства гликолей — хорошо известный моноэтиленгликоль, применяемый в антифризах. )

Гликолевые смеси в тормозных системах использовались не всегда.

Несколько десятков лет назад появилась БСК — тормозная жидкость красного цвета. Ее делают из бутилового спирта и касторового масла, смешивая их в пропорции 1:1 (отсюда и название продукта — БСК). Она неприменима в современном автомобиле (в том числе и НИВЕ).
Главная причина — низкая температура кипения — всего 115 о С. И на морозе вязкость БСК возрастает. Специально для продвинутых Нивоводов отмечу, что БСК применима в УАЗиках.
Кстати БСК не поглощает воду.

Всем известная Нева имеет в основе гликолевый эфир в смеси с полиэфиром. Важный ингредиент этой жидкости — антикоррозионная присадка. Эта жидкость весьма гигроскопична и при эксплуатации быстро снижает температуру кипения. На мой взгляд — несмотря на совместимость — неприменима в НИВЕ из-за особенностей эксплуатации автомобиля (бездорожье). Тем более, что сегодня эта жидкость считается устаревшей и массово не производится.

Читайте также:  Радиатор печки для нивы

Томь — в состав этой жидкости тоже входит гликолевый эфир и пакет целевых присадок.
У Томи в сравнении с Невой улучшены основные эксплуатационные показатели. Поэтому ее причисляют классу, удовлетворяющему требованиям DOT-3 (см ниже).
На мой взгляд — несмотря на совместимость, неприменима в НИВЕ из-за трудностей идентификации подлинности происхождения.

Наиболее совершенный массовый продукт отечественного гликолевого семейства — Роса. Эта жидкость основана на борсодержащем полиэфире со специальным пакетом присадок. Поэтому она удовлетворяет нормам класса DOT-4.
Роса DOT-4 в фирменной упаковке АО Капролактам полностью подходит для эксплуатации в тормозной системе Нивы с заменой в указанные АвтоВАЗом сроки — через два года или через 100 тыс. км пробега.

Импортные препараты широко представлены на рынке. При выборе основной критерий — соответствие требованиям класса DOT, рекомендованного для конкретного автомобиля (для Нивы DOT-4).
На мой взгляд использование импортных жидкостей в Ниве имеет мало смысла. Коррозия тормозной системы активнее идет снаружи, а остальные свойства идентичны Росе.

И наконец для самых любознательных — некоторые автомобильные компании применяют тормозные жидкости на основе минерального масла. Они не гигроскопичны, не провоцируют коррозию и служат дольше коллег , имеющих гликолевую закваску. Встречаются очень редко и стоят дорого.

Тема 2.2. «Свойства тормозных жидкостей»

Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей определяются составом основных компонентов, входящих в них. В зависимости от основы тормозные жидкости делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые.

Минеральные тормозные жидкости представляют собой смеси касторо­вого масла, получаемого из масленичной культуры клещевины, и спирта. Смесь на основе бутилового спирта образует тормозную жидкость БСК, а смесь на ос­нове этилового спирта — ЭСК.

Жидкость на основе касторового масла обладает хорошими смазывающими и защитными свойствами, она негигроскопична, но имеет низкую температуру кипения. Поэтому ее нельзя использовать в приводах с дисковыми тормозами, так как жидкость в их рабочих цилиндрах может достигать температуры 150 °С, а иногда и более высокой. При отрицательных температурах вязкость БСК сильно возрастает: при -20 °С работа тормозов затруднительна, а при -40 °С эта жид­кость застывает.

Жидкости на основе минеральных масел (ISO 7308) практически не обладают гигроскопичностью, поэтому температура их кипения (при отсутствии абсорбции влаги) не снижается. Для обеспечения меньшей зависимости вязкости от температуры в тормозную жидкость добавляют специальные присадки.

Тормозные жидкости на основе минеральных масел нельзя смешивать с другими жидкостями, в которых в качестве основы применяются гликоли, чтобы не допустить набухания резиновых уплотнительных элементов гидропривода тормозов. Кроме того, при снижении температуры из раствора будут выпадать сгу­стки касторового масла, которые могут препятствовать прохождению жидкости по тормозной системе.

Гликолевые тормозные жидкости изготавливаются на основе различных соединений гликолей. Их свойства противоположны свойствам касторовых жид­костей. При удовлетворительных смазывающих свойствах эти жидкости имеют высокую начальную температуру кипения и низкую температуру застывания, од­нако, будучи гигроскопичными, при насыщении влагой снижают температуру ки­пения.

Тормозные жидкости на гликолевой основе, как правило, соответствуют тре­бованиям международного стандарта DOT 3. Однако если свободные гидроксилы в их составе частично связаны сложными эфирами с борной кислотой, образется высококачественная тормозная жидкость DOT 4 (или DOT 4+, Super DOT ; 4), которая при взаимодействии с влагой полностью ее нейтрализует. Снижение температуры кипения тормозной жидкости DOT 4 за время ее эксплуатации по сравнению с жидкостью DOT 3 происходит значительно медленнее, а потому срок службы тормозной жидкости DOT 4 больше.

Силиконовые тормозные жидкости (SAE J 1705), как и минеральные мас­ла, не абсорбируют влагу. Накопленная в тормозной жидкости вода в свободном состоянии при нагревании более 100 °С выпаривается, а при охлаждении ниже 0°С замерзает, что препятствует нормальной работе тормозной системы. Кроме того, тормозные жидкости на основе силиконов имеют худшие смазывающие свойства, что существенно ограничивает их широкое применение.

Важнейшими эксплуатационными свойствами тормозных жидкостей являют­ся: вязкостно-температурные свойства (температура кипения свежей жидкости, температура кипения увлажненной жидкости, вязкость), гигроскопичность, сов­местимость, агрессивность к резиновым уплотнениям и др.

Читайте также:  Установка электрозамка багажника ваз 2114

Температура кипения свежей жидкости служит критическим параметром без­опасной работы тормозной системы. Установившаяся наибольшая температура во всей тормозной системе характеризует величину сопротивления жидкости тепло­вым нагрузкам, которые возникают при работе колесных тормозных цилиндров.

При температуре, превышающей точку кипения тормозной жидкости, раство­ренные в ней газы резко, увеличивают свой объем. При этом происходит интенсив­ное образование воздушных пузырьков испаряющейся тормозной жидкости, кото­рые вытесняют часть жидкости через компенсационные отверстия в резервный ба­чок главного тормозного цилиндра. Нажатие на тормозную педаль приведет лишь к сжатию и растворению пузырьков газа в оставшейся жидкости, а необходимого ро­ста давления в системе не происходит, что приводит к значительному снижению эф­фективности торможения или к полному отказу тормозной системы (педаль тормо­за при нажатии «проваливается»). Чтобы этого не происходило, тормозная жид­кость, заливаемая в систему, должна обладать высокой температурой кипения.

Гигроскопичность — способность жидкости поглощать воду из окружающей среды. Негигроскопичная тормозная жидкость предохраняет тормозную систе­му от появления в ней воды в свободном виде, химически связывает ее и препят­ствует образованию ледяных или паровоздушных пробок в интервале рабочих температур.

Температура кипения увлажненной жидкости характеризует минимально допустимое значение установившейся температуры кипения жидкости в зависи­мости от абсорбированной влаги в количестве 3,5 % от объема системы. При по­падании в систему влаги точка кипения тормозной жидкости снижается.

Абсорбция влаги происходит, в основном, за счет диффузии воды через гиб­кие трубопроводы тормозной системы. Поэтому гибкие соединительные трубо­проводы тормозной системы рекомендуется заменять через 1 -2 года эксплуата­ции автомобиля.

Вязкость — свойство, которое определяется величинами потерь на внутрен­нее трение в жидкости. Фактически вязкость жидкости противодействует внеш­ним силам, вызывающим ее течение. Изменение вязкости является одним из ос­новных критериев оценки пригодности тормозной жидкости к эксплуатации в ин­тервале рабочих температур. Значительное изменение вязкости при больших колебаниях температуры не только влияет на время срабатывания тормозной системы, но и может вывести ее из работоспособного состояния. Поэтому коле­бания вязкости, связанные с условиями эксплуатации, должны быть минималь­ными. В диапазоне температур от -40 до + 100 °С вязкость тормозной жидкости должна оставаться по возможности постоянной.

Наиболее чувствительны к изменению вязкости жидкости тормозные меха­низмы, оснащенные, антиблокировочной системой тормозов (АБС), и тормоза автомобилей с автоматической трансмиссией.

Совместимость — способность тормозной жидкости смешиваться с анало­гами без вступления их компонентов в химическую реакцию между собой.

Стабильность физико-химических свойств должна предотвращать расслоение, вспенивание и выпадение осадков в жидкости при работе и хранении.

Химическая инертность — способность жидкости не вступать в химические реакции с материалами, из которых изготовлены детали тормозной системы. Коррозионная агрессивность жидкостей не должна оказывать сильного воздействия на металлические детали тормозной системы автомобилей.

Защитные противокоррозионные свойства обеспечиваются введением в тормозные жидкости специальных присадок.

Увеличение объема резины в тормозной жидкости после старения нормируется отечественными стандартами, а для жидкостей иностранного производства не должно превышать 10 %. При значительном увеличении объема прочностные свойства резины существенно ухудшаются.

Таблица 3.3. Характеристики тормозных жидкостей отечественного производства

Наименование поеазателей Марка или наименование тормазных жидкостей
БСК «Нева» «Томь» «Роса» ГТЖ-22М
Внешний вид (цвет) при температуре 20±2 °С Однородная прозрочная жидкость
От красного до оранжевого От светло-желтого до темно-желтого От светло-желтого до темно-желтого От светло-желтого до светло-коричневого Желтовато-зеленого
Вязкость кинематическая, мм 2 /с при температуре:
+50 °С, не менее
+100 °С, не менее
-40 °С, не более
9,0
5,5 (при 70 °С)
Не рекомендуется
5,0
2,0
1500
5,0
2,0
1500
5,0
2,0
1700

1,9
1600
Концентрация водородных ионов рН 6,0 7,0-11,5 7,0-11,5 7,0-11,5 7,0-11,5
Температура кипения свежей жидкости, °С, не ниже 115 200 205 260 190
Температура кипения увлажненной жидкости (содержание воды 3,5% по массе), °С, не ниже Не нормируется 140 140 155 Не нормируется
Увеличение обьема резины марки 7-2462 после старения в тормозной жидкости, % 5-10 2-10 2-10 2-8 (для резин марок 51-1524-3. 12)
Температура застывания, °С, (потеря подвижности) -20 -60 (не теряет) -60 (не теряет) -60 -60

Таблица 3.4. Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей иностранного производства

Читайте также:  Стучат направляющие суппорта что делать

Нормативные документы и тип тормозной жидкости

Ежедневно водителю за рулем автомобиля приходится резко жать на педаль тормоза: пешеходы, животные, опасные повороты. Сработают ли тормоза? От этого зависит жизнь и здоровье водителя, пассажиров и третьих лиц. А работа тормозной системы, эффективность торможения во многом зависят от тормозной жидкости (ТЖ).

Отечественная промышленность стала выпускать ТЖ с конца 60-х годов, в пору распространения автомобилей «Волга», «Москвич», «Запорожец», «Жигули». Тогда было налажено производство органической тормозной жидкости «БСК».

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Описание и назначение тормозной жидкости «БСК»

БСК – это прозрачная жидкость красного цвета с артикулом 2649, выпускается по ТУ 6-101533-75. При покупке обращают внимание на цвет – добавлением красного органического красителя производители отличали ее от другой, «желтой жидкости» ЭСК.

БСК – единственная на современном рынке жидкость органического происхождения. Ее состав:

  • Касторовое масло – 50%;
  • Бутиловый спирт – 50%.

В современном автопроме данная жидкость не находит применения. Она устарела, разрабатывалась для ретро-автомобилей модельного ряда ГАЗ-21, в них до сих пор и используется. Выпуск данного товара прекращен.

Тормозная жидкость – бутил-спиртокасторовая смесь БСК не имеет синтетических компонентов. Она не входит в международный перечень классификации тормозных жидкостей, так как из-за своего органического происхождения не вписывается ни в один из классов ТЖ. Составляет отдельную группу с органическим составом, не соответствует современным государственным стандартам.

Применяется в автомобилях старого класса с низкой (по современным меркам) скоростью передвижения с барабанными тормозами. Наряду с тормозной жидкостью «БСК» на современном рынке существует множество подобных продуктов, которые превосходят «БСК» по своему качеству, составу и стоимости. Кроме этого, есть несколько классов ТЖ, которые отличаются между собой по своим характеристикам.

Характеристики тормозной жидкости «БСК»

Как и любой современный продукт автохимии для автомобилей, тормозная жидкость «БСК» обладает как своими преимуществами, так и рядом недостатков. К положительным качествам можно отнести следующие.

Химически нейтральная жидкость, поэтому не оказывает на резиновые изделия никакого воздействия. Это значит, в тормозной системе не возникает подтеканий из-за разъеденных резиновых частей. Такое часто случается при переходе на ТЖ класса DOT.

Товар отличается нулевой токсичностью – пары при вдыхании безвредны, попадание на кожу не оставляет ожогов и следов. Кстати, на рынке много подделок этого материала. Разъедание кожи и резкий запах сигнализируют о суррогате.

БСК не гигроскопична, то есть она вообще не впитывает влагу. Это и естественно, ведь она на масляной основе, а масло отталкивает воду. Масло прекрасно смазывает металлические элементы тормозной системы. Показатель коррозии сводится к минимуму. Также не наблюдается залипания в системе тормозов.

Менять жидкость можно редко. Постепенно она загрязняется частичками изношенной резины. Спирт имеет свойство испаряться, а при недостатке спирта масло превращается в желе – тормозная система не сработает.

Показатель Тормозная жидкость «БСК»
Отрицательный температурный показатель -20° С
Положительный температурный показатель +25° С
Стоимость (455 мл) 70-100 рублей

Отрицательных качеств у тормозной жидкости БСК не так уж и много, но они, к сожалению, все-таки присутствуют.

Автомобили ретро-класса все еще ездят по российским дорогам, более того, даже модно и престижно иметь такую машину. Это значит, что тормозная жидкость БСК будет еще долго востребована в современном мире.

Отзывы

Недавно купил на авторынке шесть флаконов тормозной жидкости БСК, стал перебирать цилиндр сцепления. Открываю, а жидкость-то совсем не та! У старой, настоящей, и запах был приятным.

Нормально идет в ВАЗах. Только на цвет смотрите – прозрачная должна быть.

Хотел тормозную жидкость БСК заменить на другой класс, современный. Все промыл, результатом не доволен, буду снова переходить на старую надежную БСК.

Обращайте внимание на запах – касторкой должна пахнуть. Такая жидкость БСК хорошо и долго без замены работает.

Ощущение маслянистости должно быть, приятное такое. Это в настоящих БСК. Никакой синтетики, безопасная ТЖ. Классно!

Комментировать
0
26 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автоваз
0 комментариев
No Image Автоваз
0 комментариев
No Image Автоваз
0 комментариев
Adblock detector