No Image

Ваз 2109 финской сборки

СОДЕРЖАНИЕ
0
1 392 просмотров
20 августа 2019

О том, что в Финляндии, на заводе фирмы Valmet, будет налажена «отверточная» сборка автомобилей Lada Samara,сообщалось и в Авторевю, и в других изданиях. И хотя в этом проекте еще не расставлены все точки над «i», мы решили рассказать о машине подробней —уж слишком активный интерес к «финской Ладе» проявили наши читатели. Напомним, что этот автомобиль был официально представлен на Франкфуртском автосалоне осенью 1995 года, а в начале этого года — в Брюсселе. Выяснилось, что Лада будет выходить в двух версиях: Samara GL с новым «лицом» (оригинальными облицовкой радиатора, бамперами и спойлером) и Samara L, внешне мало отличающаяся от серийных «девяток». Недавно наши эксперты бегло познакомились с вариантом L. Здесь отличия в основном «салонные». К сожалению, автомобиль еще не был укомплектован рулевым колесом со встроенной надувной подушкой безопасности, и «баранка» была чисто «восьмерочная».

И так, внешне этот автомобиль выглядит совсем, как обычный BA3-21093, вернее, как его «впрысковый» родственник 21093-20. О впрыске теперь говорят надписи «injection» и «1500i» на двери задка. В принципе, мы уже знакомили наших читателей с такими вариантами автомобилей (см. АР № 7, 1995), укомплектованными двигателями ВАЗ-2111.

Но некоторые мелкие отличия во внешнем виде финского варианта все-таки есть.

Первое, что бросается в глаза — новая передняя панель!

Во-первых, это цвет автомобиля: необычный для ВАЗов, светло-салатовый «перламутр» с очень хорошим качеством окраски.

Во-вторых, рамки дверей и пороги окрашены теперь в цвет кузова, а не в черный. С такими решениями мы уже встречались. Правда, на Спутниках для внутреннего рынка подобные варианты окраски допускались. только по причине отсутствия черной краски «иви». А главный минус такого решения в том, что на отбортовке кузова под порогом проглядывают следы сварки, и это не добавляет машине привлекательности.

В-третьих, в колесных арках видны установленные подкрылки. Для наших потребителей сами по себе эти детали не являются новостью. Но новость заключается в том, что они устанавливаются на всех автомобилях уже при сборке. Кстати, все машины проходят и обработку антикоррозионным средством Tectyl.


Благодаря тканевой вставке и штатному месту под громкоговорители, обивка двери стала выглядеть благороднее

К четвертой особенности можно отнести антенну, вернее, ее необычное расположение на левой боковине кузова.

А если заглянуть под крышку лючка бензобака, то можно увидеть запирающуюся на ключ пробку. Она тоже входит в стандартную комплектацию.

ЗАГЛЯНЕМ В САЛОН

Здесь отличия уже более серьезные. Сразу же бросается в глаза новая панель приборов. Но если присмотреться, то, оказывается, что новая не вся панель целиком, а только верхняя ее часть. Причем выросла она не из «высокой» («восемьдесят третьей»), а из обычной «восьмой». Комбинация приборов тоже осталась простенькая, «восьмерочная».

Вокруг нее предполагается расположить дополнительные клавиши, но мы пока увидели только заглушки. Зато появились встроенные в панель часы.

Новая панель несколько сгладила казенную угловатость «восьмого» интерьера, и можно даже сказать, что повеяло теплом. Но с другой стороны, в интерьере появилась неоднородность: мягкие линии новой «фальшпанели» диссонируют со старой нижней частью, а особенно — с элементами консоли. И еще. Нависшие над боковыми дефлекторами накладки ограничили подачу теплого воздуха на стекла дверей в зону наружных зеркал заднего вида. Так что теперь стекла не желают оттаивать в нужном месте. К недостаткам этой накладки можно отнести и полное отсутствие на панели места для мелких вещей, ведь «столик»-то исчез. Усугубляется ситуация тем, что и журнальная полка под панелью занята «мозгами» системы впрыска.

Правда, эти недостатки частично компенсируются заметно увеличенными карманами на панелях передних дверей. Изменены не только карманы. Появились совершенно новые, оригинальные внутренние ручки дверей и подлокотники со слегка уменьшенной шириной. Здесь же, под подлокотниками, разместились динамики магнитолы. Панели задних дверей тоже изменены, хотя это в глаза не бросается. Здесь повторяется стиль передних дверей — те же «ручки-завитки» и зауженные подлокотники.

Но все-таки самое существенное — это новые сиденья. Подушки и спинки стали более рельефными и обеспечивают более надежную, «фиксированную» посадку. Теперь прикрыта и не досаждает водителю и переднему пассажиру неприятными ощущениями ось механизма регулировки наклона спинки. Подушка сиденья удлинена, а передняя часть каркаса прикрывается жесткой набивкой. Но это не понравится невысоким людям: ведь длинная подушка будет мешать им работать педалями. Кстати, механизмы регулировки сиденья работают великолепно — очень легко, четко, без малейших заеданий.

На заднем сиденье четко выделились два места, а развитые боковые валики спинки надежно удерживают пассажиров на виражах. Однако здесь удобнее всего сидеть детям или людям небольшого роста, поскольку жесткая и сильно выступающая верхняя часть спинки «не стыкуется» с высокой спиной пас-, сажира и вынуждает его выгибать спину.

Уже знакомый нам двигатель с системой впрыска легко запускается и позволяет тронуться с места без предварительного прогрева (мы это делали в двадцатиградусный мороз). Никаких проблем. Нет провалов, «затыков» при троганиях, разгонах любой интенсивности.

Сцепление имеет спортивный характер: оно жестковатое, с очень коротким рабочим ходом, что усложняет плавное трогание. И даже шипованные шины Nokia Hakkapeliitta 10 частенько не позволяли тронуться без пробуксовки колес. Более четко работает механизм переключения передач. Скорей всего, он более тщательно отрегулирован.

Больше ничего необычного в поведении автомобиля мы не обнаружили, если, конечно, не считать великолепного держания дороги: все-таки шипованные шины Nokia на дорогах, покрытых льдом, — это здорово! Но вот уровень шумов.

Во-первых, впечатляет отсутствие традиционных для «девяток» шумов и скрипов панелей. И обивки дверей словно приняли обет молчания. Слегка «поговорила» холодная новая накладка панели приборов, но, как только салон прогрелся, эти звуки исчезли.

Во-вторых, машина оказалась необычно тихой вообще, даже с шипованными шинами. В ней можно на приличной скорости и говорить, и слышать друг друга. В дальнейшем выяснилось, что машина отличается от серийной наличием дополнительной вибродемпфир ющей изоляции.

Samara L или Евро-Лада не оказалась новым автомобилем, чего, впрочем, и следовало ожидать.

Однако, по восприятию машина отличается от стандартного варианта, даже если сравнивать ее с впрысковой версией. Главное — она приобрела некоторую спортивность, жесткие, характерные для немецких машин сиденья и стала тише.

Что до возможности приобрести такую машину, то пока этот вопрос остается открытым. Доподлинно известно лишь то, что в Финляндии планируется собирать по 30 тысяч автомобилей в год.

В 1996 году финский автопром запустил в производство… «девятку». Это пятидверный хэтчбек в кузове ВАЗ 2109 и рядом качественных европейских доработок. Улучшенную модель назвали Lada Samara Baltic, а на российский лад имя авто — ВАЗ 2109 Балтика. В чем актуальность этой модели, если она давно не выпускается, а тем более производилась в другой стране?

Дело в том, что после перехода Финляндии на новую экологическую ступень, машины массово «эмигрировали» на постсоветское пространство. Поэтому встретить их на сайтах продажи б/у автомобилей ещё можно. Балтика выполнена по европейским стандартам, поэтому реальная стоимость должна быть больше, чем у 2109. Этим пользуются продавцы и выдают обычную «девятку» за Балтику. Чтобы отличать европейскую модель от нашей, изучим особенности «Евросамары».

История выпуска оригинальной модели

Четыре компании заключили контракт. Это был АвтоВАЗ, Евро-Лада, AVVA и финский автомобильный завод Valmet Automotive, на котором собирался SAAB. Было решено производить 20 тысяч единиц Лады Балтики в год. Для сборки европейской модели Самара построили отдельный сборочный цех в городе Уусикаупунки.

Из всей продукции ВАЗ, которую можно было использовать в качестве прототипа, выбрана модификация 21093. На неё устанавливался силовой агрегат 2111 с распределённым впрыском, который соответствовал нормам Евро 2.Эти нормы в 90-х годах были в Европе обязательным требованием.

В общем для реализации проекта финский автопром потратил 17 миллионов долларов. Запроектированное количество автомобилей выпустить не удалось, в течение двух лет (с 1996 по 1998) точное количество произведённых машин Лада Балтика — 14 048 единиц. Поэтому если вам предлагают Балтику других годов выпуска — это подделка.

Автомобили разошлись на финском и немецком рынках. В Германии Лада пользовалась большим спросом благодаря соединению доступной цены (15–17 тысяч марок) и качественной сборки. В те годы автомобиль победил на немецком конкурсе в номинации «самый дешевый в эксплуатации автомобиль своего класса».

В начале 21 века Лады Балтики стали на дорогах Европы устаревшими. Многие экземпляры из-за этого вернулись на просторы стран СНГ. На финском производстве кузов подвергался качественной антикоррозийной обработке, поэтому автомобили, которым на сегодняшний день около 20 лет, находятся в хорошем состоянии.

При продаже владельцы Балтики часто завышают цену на авто или отделывают внешне обычный ВАЗ 2109, выдавая его за Baltic.

Внешнее преображение

Адаптированная под европейский рынок Лада выпускалась в двух модификациях: L и GL.

Модификации Нововведения
Первая версия авто L внешне практически не отличалась от привычной «девятки». Нововведениями в экстерьере были лишь молдинги и колпаки. Но лакокрасочное покрытие кузова нанесено гораздо качественнее, чем на АвтоВАЗе. На крыше и задних крыльях автомобиля было решено убрать сварные швы. Кузов прошел антикоррозийную обработку. Чтобы проверить оцинкованный кузов на оригинальность изнутри, снимите запасное колесо и шумоизоляцию в багажнике.
Версия GL — это видоизменённый кузов. Привычные острые формы российского семейства Самара округлили. Обтекаемые бамперы украсили экстерьер Лады, новые очертания защиты также улучшили систему продувки. В результате кузов получился в стиле биодизайн, модном в 90-х. Доработанные детали экстерьера освежили стандартный кузов, а защита от коррозии сделала его долговечным.

На этом доработка не ограничилась. В версии GL на выпуклой передней защите удобно расположены противотуманные фары. Над задним ветровым стеклом вмонтирован дополнительный вытянутый фонарь-стоп Hella, а для повышения прочности и защиты от бокового удара в двери вставлены трубчатые вставки. Кроме бамперов, появилась новая решётка радиатора, крышу украсил дефлектор. На колесах видим легкосплавные титановые диски. Между задними фонарями (на месте номерного знака) добавлена вставка, а сам номер расположили на заднем бампере. На отдельных моделях можно встретить комплект немецких зеркал Hagus.

Цветовая гамма модели располагает только пятью оттенками:

  1. Светло-зелёный.
  2. Тёмно-вишневый.
  3. Изумрудно-бирюзовый.
  4. Тёмно-серый.
  5. Фиолетово-синий.

Цвета доступны только в варианте металлик. Лидерами продаж признаны Лады зелёного, вишневого и синего цвета.

Современный салон

Изменения коснулись и интерьера, с нуля салон не создавался, но советскую торпеду не узнать. За основу взята низкая приборная панель модели 21093. Щиток приборов остался без изменений, а вот стиль и качество материалов консоли приборов — на порядок выше. Декоративные вставки под дерево в стиле Мерседеса 90-х. Окантовка торпеды, как и бамперы, округлена. Новые салонные часы и кнопки на консоли в комплекте с современным рулём создают стиль иномарки.

Балтика, как любое европейское авто 90-х, оснащалась подушкой безопасности. Это первая модель ВАЗ, в которую добавлен Airbag. Встроен он в абсолютно новое рулевое колесо — разработку Volkswagen. Внешне колесо напоминает руль Лады Приора. О системе «Эйрбег» призван сигнализировать индикатор, расположенный в правой нижней части руля. При включении зажигания лампа индикатора должна загореться на несколько секунд и погаснуть. Если лампочка не горит, проверьте электрическую цепь, если и там всё в порядке, значит, подушка нерабочая.

Кроме приборной панели, финны доработали качество обивки сидений и дверей. Конструкция заднего дивана оборудована цельной спинкой, в отличие от разделенного сиденья ВАЗ. Дверные карты приобрели округлую форму, в них встроены элементы аудиосистемы. Примитивные сиденья ВАЗ имеют другую набивку и велюровую обшивку. Базовые металлические детали багажника отделаны пластиком, а слой шумоизоляционного покрытия в три раза толще, чем у ВАЗ 2109.

У оригинальной Балтики возле правой стойки, под капотом, должны быть заводские наклейки с надписями на финском языке.

Улучшенные технические характеристики

Габариты кузова у Балтики идентичны «девятке». А вот снаряжённая масса (возможно за счёт вставок в дверях и катализатора) увеличилась на 115 кг. «Евросамара» в обеих комплектациях оснащалась восьмиклапанным двигателем. Рабочий объём агрегата — 1499 см3, максимальная мощность составляет 71 л. сил. В зависимости от года выпуска машины устанавливались два вида инжекторов:

Впрыск топлива — центральный, пик мощности достигается уже на 4800 об/мин крутящего момента. Предельный крутящий момент — 118 Нм, доступен при частоте вращения коленвала 2100 об/мин. По сравнению с первой карбюраторной версией (мощность 64 л. с. при 5600 об/мин, 94 Нм при 3500 об/мин) — это значительный прирост в динамике.

Подкрепляются эти показатели максимальной скоростью 156 км/ч, до сотни Балтика разгоняется за 12,5 секунд. В европейском варианте Лады предусмотрен каталитический нейтрализатор, который позволяет Балтике соответствовать норме Евро 2. Бензин, в отличие от советской Лады, А-95. Расход топлива в городском режиме — 10 л на 100 км, на трассе — 6,2 л. В смешанном цикле затраты горючего равны 7,5 л.

Подвеска, коробка передач и шасси образца 2109 не менялись.

ВАЗ-2109 – знаменитая «девятка» с официальным названием «Спутник» или «Самара» и неофициальным – «Зубило». Прозвана она так за свою угловатость и форму, действительно напоминающую этот инструмент. Выпускали автомобиль на заводе «АвтоВАЗ» восемнадцать лет, до 2004 г. Модель представляла, особенно в начале, техническую копию своей предшественницы – ВАЗ-2108, отличия касались лишь количества дверей: их было пять, включая багажник. Автомобиль имел умопомрачительную популярность, особенно его 99 модификация. Раскупало его население СССР (а потом России и стран СНГ) хорошо, еще лучше угоняли, а уж какие пели песни о нем.

ВАЗ-2109 «Балтика» – история создания

Финны были большими «любителями» советского автопрома и часто приобретали права на продажу с предварительным евротюнингом и доработкой совсем уж «узких» мест наших отечественных автомобилей. Так произошло и с ВАЗ-2109 «Балтика». Создание машины было завершено в 1996 году. Сборка осуществлялась в течение двух лет на заводе Валмет, расположенном в городе Уусикаупунки (Финляндия). Кроме автомобилей «Лада», завод занимался в разные годы еще и производством «Саабов», «Порше», «Опелей» и так далее. Основой для сборки и улучшения послужила ВАЗ-21093 с впрысковым четырехцилиндровым двигателем (инжекторы «Дженерал Моторс» или «Бош») объемом полтора литра, отвечавшим применяемым в это время в Европе нормам.

Как создавали ВАЗ-2109 «Балтика»? Впервые эта модель появилась осенью 1995 г. на Франкфуртском автосалоне. В условиях, когда на этой финской модели устанавливали двигатель 2111, вопрос о том, какие форсунки ставить на ВАЗ-2109 «Балтика» отпадал сам собой. Только взаимозаменяемые Bosch 0 280 158 502 или Siemens VAZ6393 бежевые (толстые). И если в базовой версии (L) главное внешнее отличие заключалось только в высококачественной окраске кузова (из пяти оттенков краски, применяемой финнами, наиболее частыми были королевский красный, изумрудно-бирюзовый и фиолетово-синий), то супер-версия (GL) отличалась более серьезными изменениями.

Особенности салона ВАЗ-2109 "Балтика" и описание

Стоит отметить изменения интерьера. Да, салон не создавали с нуля, но он значительно отличается от «советского». Так, инженеры взяли за основу низкую панель от ВАЗ-21093. Сам щиток остался без изменений, а вот дизайн торпеды поменялся. Она стала более округлой. На некоторых моделях даже использовали декоративные вставки под дерево, как на «Мерседесах» тех времен. Да, в плане комфорта и эргономики салон «девятки» был далек от «немцев» 90-х, но по сравнению с советским «зубилом» прогресс был значительным. Кстати, новый руль с четырьмя спицами разрабатывали немецкие инженеры из «Фольксвагена».

Внешне рулевое колесо имеет очертания похожие на те, что имеет руль современной «Приоры». Также улучшилось качество материалов отделки. Это касается как пластика (который меньше издает шумы), так и обивка, которая оказалась более износостойкой. На дверных картах уже присутствовали элементы аудиосистемы. Сиденья велюровые, с более выраженной боковой поддержкой.

Отличия GL модели «Самара-Валмет» от базовой:

  • Господствовавший на рубеже веков (прошлого и нынешнего) биодизайн несколько округлил формы «зубила», в том числе и его пластиковые бамперы, окрашенные в цвет кузова. Кстати, регистрационный знак перекочевал на бампер.
  • Заменен размещенный на крыше дефлектор, а также решетка радиатора.
  • Появились выполненные из титана легкосплавные диски колес, германские зеркала и противотуманные фары.
  • Приборная панель ВАЗ-2109 «Балтика» приобрела новый вид. Торпеда округлена, что вместе с пластиковой накладкой, часами нового дизайна, кнопочными механизмами и современным рулем производят впечатление нахождения в иномарке.
  • Более эргономичными, комфортными и красивыми стали отделанные велюром сидения, а в двери в целях безопасности вмонтированы трубчатые вставки.
  • Над задним стеклом установлен дополнительный стоп-фонарь.
  • Отсутствие сварочных швов на кузове (финны не могли себе позволить делать сварку и оставлять швы) и запирающаяся на ключ крышка лючка бензобака.

И, наконец, главная новинка – руль от «Фольксвагена» с подушкой безопасности. Законопослушные финны не могли выпустить опасный автомобиль, в том числе и для находящихся внутри него людей.

Прекращение эксплуатации «Самара-Валмет» в Европе

В начале нашего века из-за принятия в Евросоюзе новых стандартов, которым «Самара-Валмет», естественно, не соответствовала, все автомобили вернулись в Россию и страны СНГ. Обладая хорошим антикоррозийным покрытием, небольшая их часть эксплуатируется до сих пор. Как выглядит ВАЗ-2109 «Балтика»? Фото этого автомобиля можно увидеть в статье.

Характеристики

«Самара-Валмет» характеристики имеет следующие:

  • Страна происхождения – Финляндия.
  • Конечный производитель – финская компания «Валмет».
  • Тип кузова – хэтчбек.
  • Двери (количество) – пять.
  • Места (количество) – водительское одно, пассажирских – четыре.
  • Силовой агрегат – 2111 инжекторный, 70 лошадиных сил, четырехтактный, восьмиклапанный, с объемом 1,5 тысяч кубических сантиметров.
  • Длина – 4 метра.
  • Высота – 1,4 метра.
  • Ширина – 1,65 метра.
  • Колесная база – 2,46 метра.
  • Просвет – 16 сантиметров (на стандартных 13-дюймовых дисках).
  • Объем багажника – 600 литров.
  • Стандартный вес – 915 килограммов.
  • Предельная нагрузка – 1340 килограммов.
  • Скорость максимальная – 156 километров в час. Разгон до сотни – 12,5 секунд.
  • КПП – механическая, четырех- или пятиступенчатая.
  • Вид топлива – бензин АИ-92, средний расход 7,5 литров на сто километров пробега.

Отзывы покупателей

О ВАЗ-2109 «Балтика» отзывались в целом положительно, как в начале XXI века, когда они хлынули из Европы в Россию, так и спустя десятилетие. Отмечаемые достоинства автомобиля:

  • Хорошая сохранность из-за качественно проведенной финским производителем оцинковки кузова и антикоррозийной обработки.
  • Небольшие затраты на текущий ремонт и обслуживание данной автомашины.
  • В своем классе он лучший по соотношению цены и качества.
  • Мягкость хода и надежность в эксплуатации – машина-работяга.
  • Из-за небольшого числа выпущенных за два года автомобилей, в скором времени модель станет раритетной. Стоимость ее, вероятно, повысится из-за желания коллекционеров приобрести раритетное авто.

Минусы

  • Низкий уровень комфорта даже по сравнению с иномарками-одногодками.
  • Повышенный расход топлива.
  • Сложности с «родными» запасными частями, которые ставили финны.

Другие особенности

Заключенный четырехсторонний (AvtoVAZ, AVVA, Euro-Lada, Valmet Automotive) трехлетний контракт предусматривал ежегодный выпуск двадцати тысяч ВАЗ-2109 «Балтика». «Валмет» вложила 17 миллионов долларов США, построив под него отдельное производство. Однако финны сначала не смогли выйти на запланированные темпы и за два года собрали чуть более 14 тысяч таких автомобилей, а потом надобность в производстве «Самары-Валмет» отпала из-за новых евростандартов, требовавших дополнительных вложений от всех участников проекта.

ВАЗ-2109 «Балтика» продавали в основном в самой Финляндии, а также в Германии, где автомобиль пользовался особой популярностью из-за низкой по их меркам цены (до 17 тысяч немецких марок). Поэтому «Самара-Валмет» не случайно победила на конкурсе ADAC (крупнейшая немецкая автомобильная общественная организация), как дешевое в эксплуатации транспортное средство. Не стоит также забывать, как много в то время в Германию переехало немцев, проживавших на территории России и стран СНГ.

Продажа «Евро-Самары» в настоящее время

Некоторые недобросовестные продавцы, пользуясь тем, что в базовой версии «Самара-Валмет» практически неотличима от ВАЗ-21093 соответствующих цветов, и о стране происхождения сказано только в паспорте транспортного средства, выдают обыкновенные ВАЗ-21093 за ВАЗ-2109 «Балтику», которая естественно оценивается дороже. Кроме как по ПТС и цветовой гамме базовую модель «Самара-Валмет» можно определить и по кузову, который финнами тщательно оцинкован. Для этого нужно снять запаску и тройную по сравнению с «Жигулями» шумоизоляцию в багажнике. Также у нее под капотом присутствуют заводские наклейки на языке производителя и/или немецком. С люксовой версией GL все значительно проще, так как финны внесли многочисленные изменения, которые у стандартной модели ВАЗ-21093 отсутствуют. Эти советы актуальны и сегодня, так как стоимость «Самары-Валмет» начинается от 2 тысяч долларов США (126 тыс. руб.).

Комментировать
0
1 392 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector