Дэу Нексиа (2008+). Система питания двигателей F16D3, A15SMS
Топливо подается из бака, установленного под днищем в районе заднего сиденья. Топливный бак состоит из двух сваренных между собой стальных штампованных частей. Заливная горловина соединена с баком пластмассовой наливной трубой, закрепленной на патрубках горловины и бака хомутами. В пробке заливной горловины установлены клапаны, предотвращающие деформацию бака при изменении давления внутри него. Заливная горловина и топливный бак соединены также пластмассовой вентиляционной трубкой, служащей для отвода воздуха, вытесняемого из бака при заправке топливом.
В баке установлены узел электрического топливного насоса и узел датчика указателя уровня топлива с резистором контрольной лампы резерва топлива.
Для доступа к узлу топливного насоса под подушкой заднего сиденья в днище автомобиля выполнен лючок, закрытый крышкой.
Электродвигатель насоса коллекторный, с постоянными магнитами. Под нагрузкой топливный насос потребляет ток до 6 А. Насос вихревого типа. При вращении крыльчатка топливного насоса, имеющая большое количество лопастей, создает вихревое движение топлива, в результате чего наращивается его кинетическая энер-гия, вызывающая повышение давления. На входе в насос установлен сетчатый фильтр.Топливо, проходя через насос во время его работы, смазывает и охлаждает насос.
Узел топливного насоса:
1 – фланец; 2 – электрический разъем; 3 -насос; 4 – сетчатый фильтр
Элементы системы питания (автомобиль с двигателем F16D3):
1 – резонатор; 2 – рукав подвода воздуха к воздушному фильтру; 3 – воздушный фильтр; 4 – рукав подвода воздуха к дроссельному узлу; 5 – дополнительный резонатор; б – регулятор холостого хода; 7 – дроссельный узел; 8 – топливная рампа; 9 – впускной трубопровод; 10 – топливный фильтр; 11 – пневмокамера системы изменения длины впускного тракта; 12 – фланец узла топливного насоса; 13 – топливный бак; 14 – фланец датчика указателя уровня топлива; 15 – адсорбер; 16 – клапан продувки адсорбера; 17 – вакуумный резервуар в сборе с клапаном системы изменения длины впускного тракта; 18 – регулятор давления топлива; 19 – форсунки; 20 – воздухозаборник
Топливный насос
Топливный насос выполнен неразборным узлом, и при выходе из строя его необходимо заменить. Производительность насоса не менее 60 л/ч.
От фланца узла насоса топливо по шлангу и металлической трубке под давлением подается к топливному фильтру.
Топливный фильтр
Топливный фильтр тонкой очистки – неразборный, в металлическом корпусе, с бумажным фильтрующим элементом. Фильтр закреплен на топливном баке спереди справа. После фильтра топливо по металлической трубке, расположенной под днищем автомобиля, и пластмассовой трубке, в которую встроен резервуар, подводится к топливной рампе.
Трубка подвода топлива к рампе
Резервуар с мембранными стенками предназначен для сглаживания пульсаций топлива в трубопроводе.
Топливная рампа представляет собой металлическую трубку с установленными на ней форсунками. Рампа прикреплена к впускному трубопроводу двумя болтами. На торце рампы закреплен регулятор давления топлива.
Топливная рампа в сборе с форсунками и регулятором давления топлива двигателя F16D3
Топливная рампа в сборе с форсунками и регулятором давления топлива двигателя A15SMS
Форсунка представляет собой электромагнитный клапан, пропускающий топливо при подаче на него напряжения и запирающийся под действием возвратной пружины при обесточивании. Во входном штуцере каждой форсунки установлен индивидуальный топливный фильтр. Форсунка фиксируется на рампе металлической запорной скобой и уплотняется в рампе и впускном коллекторе резиновыми кольцами.
Форсунка с уплотнительными кольцами двигателя F16D3
Форсунка с уплотнительными кольцами двигателя A15SMS
На выходе форсунки имеется распылитель с двумя соплами, через которые топливо впрыскивается во впускной канал трубопровода.
Управляет работой форсунок ЭБУ (электронный блок системы управления). При обрыве или замыкании в обмотке форсунки последнюю следует заменить. При засорении форсунок их можно промыть без демонтажа на специальном стенде СТО.
Топливный насос создает в системе избыточное давление, превышающее рабочее давление топливных форсунок. Регулятор давления обеспечивает сброс излишков топлива по сливной магистрали в топливный бак. Регулятор давления представляет собой топливный клапан, соединенный с подпружиненной диафрагмой. Под действием пружины клапан закрыт. Диафрагма делит полость регулятора на две изолированные камеры – «топливную» и «воздушную». «Воздушная» камера соединена вакуумным шлангом с ресивером впускного трубопровода, а «топливная» – непосредственно с полостью рампы. При работе двигателя разрежение, преодолевая сопротивление пружины, стремится втянуть диафрагму, открывая клапан. С другой стороны на диафрагму оказывает давление топливо, также сжимая пружину. В результате клапан открывается и часть топлива стравливается через сливную магистраль обратно в бак. При нажатии педали «газа» разрежение за дроссельной заслонкой уменьшается, диафрагма под действием пружины прикрывает клапан – давление топлива возрастает. Если же дроссельная заслонка закрыта, разрежение за ней максимально, диафрагма сильнее оттягивает клапан – давление топлива снижается. Регулятор давления топлива неразборный, при выходе из строя подлежит замене. Во время работы двигателя регулятор поддерживает давление в нагнетательной магистрали и рампе в пределах 2,8-3,3 бар.
Регулятор давления топлива
Датчик указателя уровня топлива выдает сигналы на указатель, расположенный в комбинации приборов. Датчик представляет собой переменный резистор, сопротивление которого изменяется в зависимости от перемещения рычага поплавка, отслеживающего уровень топлива в баке.
Узел датчика указателя уровня топлива:
1 – фланец; 2 – выводы датчика; 3 – датчик;
4 – поплавок; 5 – резистор контрольной лампы резерва топлива
Воздух поступает в двигатель через воздухозаборник, резонатор, воздушный фильтр, дополнительный резонатор и дроссельный узел, соединенные между собой резиновыми рукавами,
Дроссельный узел (в сборе) двигателя F 16 D 3:
1 – датчик положения дроссельной заслонки;
2 – регулятор холостого хода; 3 – корпус;
4 – канал подачи воздуха во впускной трубопровод в обход дроссельной заслонки;
5 – дроссельная заслонка; 6 – сектор привода заслонки; 7 – блок подогрева и далее во впускной трубопровод. Воздушный фильтр со сменным бумажным элементом обеспечивает очистку всасываемого воздуха, а резонаторы (основной и дополнительный) – глушение шума воздуха на впуске.
Дроссельный узел (в сборе) двигателя A 15 SMS
Дроссельный узел крепится к впускному трубопроводу и представляет собой корпус дроссельной заслонки, на котором установлены сектор привода заслонки, регулятор холостого хода и датчик положения дроссельной заслонки. Во избежание обмерзания дроссельного узла при низкой температуре и высокой влажности окружающего воздуха в узел встроен блок подогрева, через который циркулирует жидкость системы охлаждения.
При нажатии педали «газа» дроссельная заслонка открывается, изменяя количество поступающего в двигатель воздуха (подача топлива рассчитывается ЭБУ в зависимости от расхода воздуха).
При работе двигателя на холостом ходу (дроссельная заслонка прикрыта) ЭБУ управляет подачей воздуха с помощью регулятора холостого хода.
Регулятор холостого хода двигателя F16D3
Регулятор холостого хода двигателя A 15 SMS
Регулятор холостого хода представляет собой шаговый электродвигатель, который перемещает клапан. Запорный элемент клапана (игла) изменяет проходное сечение канала и обеспечивает регулирование расхода воздуха, идущего в обход дроссельной заслонки. Для увеличения частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу электронный блок подает управляющий сигнал на открывание клапана, увеличивая подачу воздуха в обход дроссельной заслонки, и наоборот, для уменьшения частоты вращения подается команда на закрывание клапана. Кроме управления частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу, блок управления с помощью регулятора снижает токсичность отработавших газов: при торможении двигателем происходит резкое закрывание дроссельной заслонки, в этом случае регулятор увеличивает подачу воздуха в обход дроссельной заслонки, в результате чего происходит обеднение топливовоздушной смеси. Это способствует снижению выбросов углеводородов и оксида углерода. Регулятор холостого хода неразборный и при выходе из строя подлежит замене.
Для всех режимов работы двигателя в ЭБУ запрограммированы (калибровкой) требуемые обороты холостого хода, зависящие от температуры охлаждающей жидкости, скорости автомобиля, напряжения на выводах аккумуляторной батареи и состояния системы кондиционирования воздуха. Пройдя дроссельный узел, воздух поступает во впускной трубопровод. Впускной трубопровод двигателя F 16 D 3 выполнен
Элементы впускного трубопровода двигателя F 16 D 3:
1 – канал подвода воздуха из дроссельного узла в ресивер; 2 – канал подвода отработавших газов через клапан рециркуляции; 3 – шту- цертрубки подвода разрежения к датчику абсолютного давления воздуха; 4 – штуцер трубки клапана продувки адсорбера; 5 – штуцер шланга вентиляции картера; б – гнездо форсунки; 7 – канал подвода воздуха к цилиндру
из пластмассы, а двигателя A 15 SMS –
из алюминиевого сплава.
Из общей полости впускного трубопровода – ресивера воздух по четырем отдельным каналам подводится к впускным каналам головки блока цилиндров. Для улучшения наполнения цилиндров во всем диапазоне нагрузок и оборотов коленчатого вала на двигателе F 16 D 3 применена система изменения длины впускного тракта. Конструкция впускного трубопровода позволяет по командам, поступающим от ЭБУ, изменять длину каналов подвода воздуха к цилиндрам двигателя. Для этого в ресивере впускного трубопровода на общем валу установлены четыре заслонки (по одной для каналов каждого цилиндра). При повороте вала заслонки открывают одни каналы и закрывают другие, направляя воздух в цилиндры двигателя то по короткому, то по длинному пути. При низких оборотах коленчатого вала длинный впускной тракт обеспечивает высокий крутящий момент и хорошую приемистость двигателя; при более высоких оборотах короткий впускной тракт позволяет двигателю развить высокую мощность.
Расположение заслонок системы изменения длины впускного тракта в ресивере впускного трубопровода двигателя F 16 D 3
Элементы системы изменения длины впускного тракта на двигателе F 16 D 3:
1 – пневмокамера; 2 — ось заслонок; 3 – электромагнитный клапан; 4 – вакуумный резервуар; 5 – трубки
Поворачивает вал с заслонками исполнительный механизм системы, который состоит из пневмокамеры, вакуумного резервуара, электромагнитного клапана и соединяющих их трубок. Пневмокамера прикреплена к впускному трубопроводу и соединена с осью заслонок штоком. Вакуумный резервуар и электромагнитный клапан закреплены на кронштейне впускного трубопровода.
Вакуумный резервуар системы соединен трубкой с внутренней полостью ресивера, а шлангом – с электромагнитным клапаном. При работе двигателя клапан открывается по команде ЭБУ, передавая разрежение из резервуара пневмоприводу, который поворачивает ось заслонок.
На двигателе A 15 SMS система изменения длины впускного тракта не предусмотрена.
Впускной трубопровод двигателя A 15 SMS в сборе с топливной рампой и клапаном рециркуляции:
1 – каналы подвода воздуха к головке блока цилиндров; 2 – канал охлаждающей жидкости; 3 – топливная рампа с форсунками; 4 – канал подвода отработавших газов из головки блока цилиндров к клапану рециркуляции; 5 – дроссельный узел; б – клапан рециркуляции; 7 – ресивер
Для снижения токсичности выхлопа (за счет уменьшения образования оксидов азота) предусмотрена система рециркуляции отработавших газов. Принцип ее работы заключается в снижении температуры сгорания свежей топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя за счет разбавлен ия ее о тработавшими газами, отбираемыми из выпускного трубопровода. На двигателе F 16 D 3 система состоит из клапана рециркуляции, закрепленного через проставку на левом торце головки блока цилиндров; каналов в выпускном коллекторе и головке блока цилиндров, а также гофрированной металлической трубки, соединяющей проставку с впускным трубопроводом.
В зависимости от режима работы двигателя по сигналам электронного блока управления клапан рециркуляции регулирует количество отработавших газов, поступающих на догорание во впускной трубопровод.
Отработавшие газы двигателя F 16 D 3 отбираются из канала выпускного коллектора, расположенного во фланце патрубка 4-го цилиндра.
. и подводятся по каналу в головке блока цилиндров к клапану рециркуляции (через проставку).
Элементы системы рециркуляции отработавших газов двигателя F 16 D 3:
1 – клапан; 2 – металлическая прокладка; 3 – проставка; 4 – гофрированная трубка
После клапана отработавшие газы по металлической гофрированной трубке подводятся во впускной трубопровод.
На двигателе A 15 SMS система рециркуляции отработавших газов состоит из клапана (аналогичного клапану рециркуляции двигателя F 16 D 3), закрепленного на впускном трубопроводе, и каналов во впускном трубопроводе и головке блока цилиндров.
Канал отбора отработавших газов из головки блока цилиндров двигателя A 15 SMS (впускной трубопровод снят)
В состав системы питания входит система улавливания паров топлива, включающая адсорбер (расположенный в нише между подкрылком левого переднего колеса, передним бампером и брызговиком) и электромагнитный клапан продувки адсорбера. На автомобиле с двигателем F 16 D 3 клапан закреплен в резиновом держателе на кронштейне впускного трубопровода двигателя. На автомобиле с двигателем A 15 SMS клапан продувки адсорбера может быть закреплен в резиновом держателе на щитке передка или прикреплен к кронштейну генератора – при этом клапаны различаются по внешнему виду.
1 – штуцер трубки отвода паров топлива от адсорбера к клапану; 2 – штуцер трубки подвода паров топлива из бака к адсорберу; 3 – штуцер подвода воздуха; 4 – наконечник штуцера подвода воздуха
Пары бензина из топливного бака по металлической трубке, расположенной под днищем автомобиля с левой
стороны, и шлангу попадают в адсорбер (пластмассовый бачок, заполненный активированным углем) через его штуцер (расположенный на верхнем торце адсорбера) с надписью « TANK », где накапливаются, пока двигатель не работает. Второй штуцер адсорбера с надписью « PURGE » соединен пластмассовой трубкой с электромагнитным клапаном продувки адсорбера, а третий, расположенный на другом торце адсорбера, – с атмосферой.
Расположение штуцеров на верхнем торце адсорбера
По требованиям новых экологических стандартов, ограничивающих содержание вредных веществ в выхлопных газах, транспортные средства должны быть оснащены системой EVAP. Это оборудование препятствует попаданию вредных топливных испарений в атмосферу. Основную функцию в системе улавливания топливных паров выполняет адсорбер. Некоторые недооценивают важность этого элемента в работе автомобиля. Однако, неисправность этого, на первый взгляд, второстепенного узла может привести к повреждению бензонасоса и отразиться на работе всего двигателя. Поэтому, специалисты рекомендуют проверять клапан адсорбера при появлении признаков неисправности мотора.
Назначение и принцип работы клапана продувки адсорбера
Схема клапана абсорбера
Система EVAP устанавливается на бензиновые двигатели внутреннего сгорания для предотвращения попадания паров топлива в атмосферу. Электромагнитный клапан продувки адсорбера является элементом этой системы. Поэтому, чтобы выяснить, для чего нужен клапан адсорбера и как он работает, важно понять принцип работы всей системы.
Конструкция адсорбера представляет собой емкость, заполненную адсорбентом, чаще всего активированным углем. Устройство соединено с топливным баком и управляющим клапаном автомобиля специальными трубками.
Клапан адсорбера установлен между впускным коллектором и адсорбером и выполняет функцию вентиляции.
Образующиеся в топливном баке пары бензина проникают в сепаратор, где они конденсируются и снова сливаются в бак. Какая-то часть паров не успевает конденсироваться в сепараторе и попадает через паропровод в адсорбер. В фильтрующей системе они поглощаются активированным углем, накапливаются и затем при запуске двигателя подаются во впускной коллектор.
Процесс поглощения топливных испарений проходит только при отключенном двигателе. Когда автомобиль работает, электронный блок управления открывает электромагнитный клапан продувки адсорбера, через который поступает воздух и таким образом происходит вентиляция. При этом накопившийся конденсат вместе с воздухом высасываются из адсорбера и снова попадает в двигатель, где происходит его дожигание. Клапан адсорбера обеспечивает вентиляцию всего механизма и направляет топливный конденсат назад в двигатель.
Неисправности клапана адсорбера и их устранение
Практически непрерывная работа адсорбера системы поглощения топливных паров может послужить причиной поломки клапана продувки.
Неисправность клапана адсорбера часто приводит к повреждению бензонасоса. Из-за плохой вентиляции адсорбера накапливается бензин во впускном коллекторе, двигатель теряет мощность, а расход топлива постепенно увеличивается. Это может привести к полной остановке двигателя. От того, как работает клапан адсорбера, зависит работа всего автомобиля.
Как проверить работоспособность клапана продувки адсорбера?
Проверка клапана абсорбера
Чтобы вовремя заметить и исправить неполадки, необходима регулярная проверка клапана адсорбера. При этом выявить поломку можно по определенным косвенным признакам.
При работе двигателя на холостых оборотах или в холодную погоду система поглощения паров издает характерные звуки, так щелкает клапан адсорбера. Некоторые путают этот звук с неисправностями ГРМ, роликов или других деталей. Проверить это можно, резко нажав на педаль газа. Если звук не изменился, значит это цокает клапан адсорбера. Специалисты могут объяснить, что делать, если клапан адсорбера стучит слишком сильно. Для этого необходимо закрутить регулировочный винт, при этом сначала он очищается от эпоксидной смолы.
Клапан абсорбера можно отрегулировать.
Винт поворачивается на приблизительно на пол-оборота. Если его закрутить слишком сильно, то контроллер выдаст ошибку. Такая регулировка клапана адсорбера сделает его работу мягче, а стук тише.
Однако, как проверить клапан адсорбера на наличие поломок?
Определить поломку клапана можно с помощью системы диагностики ошибок или механической проверкой.
Коды электронных ошибок записаны в памяти контроллера и свидетельствует об электрическом повреждении. Для проверки клапана рекомендуется обращать внимание на такие выдаваемые контроллером ошибки, как «обрыв цепи управления клапана продувки адсорбера».
Признаки, по которым можно механически определить неисправность клапана адсорбера:
- Появление провалов на холостом ходу двигателя.
- Очень низкая тяга двигателя.
- Не слышно звуков срабатывания клапана при работе двигателя.
- Шипение при открытии крышки бензобака свидетельствует о разрежении в системе. Это верный признак неисправности вентиляции адсорбера.
- Появление запаха топлива в салоне автомобиля. Однако, его появление могут вызвать и другие причины.
Замена клапана абсорбера своими руками
Если обнаружены признаки неисправности, требуется ремонт или замена клапана. Клапан адсорбера стоит недорого, а замену произвести несложно. Для демонтажа нужно иметь пару крестообразных отверток и знать, где находится клапан продувки адсорбера.
Порядок работы:
Маркировки старого и нового клапана должны совпадать.
- Открыть капот и найти цилиндрическое устройство – адсорбер.
- С аккумуляторной батареи снять минусовую клемму.
- Отсоединить колодку проводов, нажав на фиксатор и потянув на себя.
- Ослабить крепление клапана.
- Штуцеры под защёлкой убрать и отсоединить шланги.
- Извлечь клапан вместе с кронштейном из адсорбера.
- Новый клапан устанавливается в обратном порядке.
Таким образом, даже такой небольшой элемент, как клапан адсорбера, выполняет важные функции и его неисправность может серьезно нарушить работу всего двигателя. Поэтому важно следить за состоянием своего автомобиля и вовремя проводить диагностику.
Всем Привет!
Доделал то что не сделали при замене мотора
а именно установил адсорбер (не путать с абсорбером(поглотитель удара в авто).
Ездил я все это время и не парился по поводу его отсутствия, просто с впускного коллектора был заглушен отвод на evap клапан (мотор A15SMS)
Но стал обращать внимание на то что постоянно при отворачивании крышки бензобака издавался такой звук ппффффщщщщ…, это прям иногда раздражает, плавно стравливаешь давление каждый раз.
Немного теории — Адсорберы применяются в автомобилях, использующих двигатели внутреннего сгорания, являясь элементом замкнутой цепи рециркуляции паров бензина. Он предназначен для того, чтобы пары бензина из топливного бака не попадали сразу в атмосферу. Нормами Евро-2 запрещен контакт вентиляции бензобака с атмосферой, пары бензина должны собираться (адсорбироваться) и при продувке посылаться в цилиндры на дожиг. …wikipedia…
тобишь эти ппффффщщщщ… должны сгорать в двигателе понижая на какуюто капелюшечку расход бензина и не гадить углеводородами в окружающую среду
…ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl. .ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl…ιllιlι.
Экологический класс авто у меня нулевой по докам, и я думал что так и должно быть. Но нефига
Виновник ппффффщщщщ…
…ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl. .ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl…ιllιlι.
Поскреб по сусекам, мне нужен правый
…ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl. .ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl…ιllιlι.
Подключил трубки
…ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl. .ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl…ιllιlι.
Установил площадку, поматерился хорошо, болты подаются из лонжерона
…ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl. .ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl…ιllιlι.
Устанавливается в левой части переднего бампера (на фото ПерлаМутная#1)
…ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl. .ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl…ιllιlι.ιl…ιllιlι.
Электромагнитный клапан продувки адсорбера