No Image

Азот или воздух в шинах

СОДЕРЖАНИЕ
0
845 просмотров
20 августа 2019

В каких случаях азот в шинах оправдан?

Иногда автопроизводители наполняют шины чистым азотом вместо обычного воздуха, и вот почему.

Скорее всего, вы не задумываетесь о том, какой воздух в ваших шинах. Ну накачали их на шиномонтаже до нужного давления да и ладно. Ведь это просто воздух, верно? Однако, как объясняет инструктор раллийной школы «Team O’Neil» Уайатт Нокс, не весь вкачанный в покрышки воздух можно считать равным и, возможно, накачивание шин азотом не всегда является пустой тратой денег, ведь при определенных условиях эксплуатации последний может дать вам некоторые преимущества, когда дело доходит до контроля температуры шин на трассе.

Весь смысл накачивания шин азотом сводится к наличию влаги в воздухе. Обычный воздух, которым мы дышим, как правило, содержит много воды, которую мы не видим. Из сжатого воздуха влага также никуда не уходит, поэтому, когда шина нагревается (например, во время интенсивного вождения), воздух быстро и непредсказуемо расширяется. Это может привести к чрезмерному повышению давления в шинах и стать причиной снижения эффективности прилегания резины к дорожной поверхности. В зависимости от того, в какое время года и в какой точке мира вы подкачали шину своим переносным компрессором, внутри колеса будет разная влажность, которая сделает поведение шины менее предсказуемым во время эксплуатации под нагрузкой или в жаркую погоду.

Это даже подчеркивают автопроизводители, например BMW:

«Главное преимущество использования азота в шинах — меньший рост давления по мере нагревания шин.

Влага внутри шин, накачанных воздухом, повышает давление при нагреве. Хуже всего то, что повышение давления — это крайне непредсказуемая вещь, так как это зависит от влажности воздуха, закачанного в шины».

Примерно 1 процент обычного воздуха на уровне моря представляет собой водяной пар, и когда этот воздух сжимается и закачивается внутрь шины, то повышается и его концентрация. Об этом мы подробно писали в данной статье: Что нужно знать о шинах, накачанных азотом

Азот, с другой стороны, является гораздо более «сухим» газом, он не содержит так много влаги, как обычный воздух, при закачивании его в шины. Поэтому заполненные азотом покрышки более предсказуемы во время движения и с ними не существует таких проблем, как с воздухом, увеличение давления хоть и имеет место быть, но незначительное.

Как указывает Нокс, «В отличие от обычного воздуха, расширение азота можно тщательно и точно контролировать с помощью температуры, что означает большую предсказуемость в конкурентной среде, такой как ралли или дорожные гонки».

Посмотрите видео, предварительно включив перевод субтитров:

Наверное, вы заметили, что речь в видеоролике идет о гоночных автомобилях и шинах, установленных на них, поэтому рекомендовать немедленно бежать в ближайший шиномонтаж и закачать покрышки азотом для рядового автомобилиста точно не стоит. Стоимость процедуры, конечно, не кусается: порядка 100-200 рублей, но ведь воздух для этих целей бесплатен… К тому же, загнав азот в покрышки, для подкачки тоже нужно использовать именно этот газ, а не мешать его с воздухом, иначе тот малый эффект полностью нивелируется.

Ну, а если вы любите погонять по треку, то шины с азотом помогут вам лучше управлять автомобилем, это факт. Доказано!

Заправить шины азотом вместо воздуха предлагают автомобилистам на многих шиномонтажах, обещая множество эксплуатационных улучшений. Находят ли полезной эту услугу специалисты-шинники? Мы попросили их поделиться экспертным мнением

Накачать автомобильные шины азотом вместо обычного сжатого воздуха предлагают во многих шиномонтажных мастерских и автосервисах – наличие этой услуги в последние годы стало обычным делом вроде предложения обработать кузов автомобиля восковым составом после мойки. Как и относительно многих товаров с неочевидными практическими преимуществами, вокруг использования азота в шинах кипят споры.

Физика и жизнь

Продавцы азота, убеждая автовладельца воспользоваться услугой, перечисляют широкий набор преимуществ. Среди них – уменьшение утечек сквозь поверхность шины за счет того, что молекулы азота крупнее молекул кислорода и водяного пара, содержащихся в атмосферном воздухе. Также упоминается меньшая масса азота в сравнении с воздухом при одинаковом объеме газа, закачанного в колесо. Кроме того, обычно утверждается, что наполнение шин азотом вместо содержащего кислород и воду атмосферного воздуха позволяет избежать коррозии, то есть окисления внутренней поверхности диска и металлических элементов шинного корда. Обещают даже более стабильное давление в шине при изменении температуры.

Противники использования азота указывают, что в атмосферном воздухе его и так около 80%, а в техническом азоте, который применяется в шиномонтажах, – не более 95%. Кроме того, указывают, ссылаясь на школьный курс физики, что замена воздуха азотом не может сделать давление стабильным, поскольку коэффициент теплового расширения у всех газов одинаков. Сомнению подвергается и эффективность применения азота для снижения утечек: они заметны скорее при негерметичности шины или неисправности вентиля. Да и масса 1 м3 азота (при температуре 0°С и давлении около 100 кПа) меньше массы «куба» воздуха примерно на 25 г.

Мы обратились за экспертными комментариями в несколько шинных компаний. Под каким углом видят этот вопрос специалисты?

Pirelli

С точки зрения всех показателей нет абсолютно никакой разницы между шинами, накачанными азотом, и шинами с обычным воздухом, если только вы не профессиональный автогонщик и для вас не важна каждая единица измерения. За счет азота, к примеру, можно сделать шины легче всего на несколько сотых грамма, и вы однозначно не почувствуете никакой разницы в комфорте вождения на обычных дорогах. Все другие аргументы в пользу азота также сомнительны. Например, широко распространено мнение, что азот защищает внутренний каркас шин от окисления и коррозии. Но нити корда и без этого так хорошо спрятаны в толще резины, что с воздухом не контактируют. Другое мнение – шина с азотом практически никогда не сдувается. Это тоже спорное утверждение: шина сдувается из-за таких факторов, как возраст, наличие проколов и т.п., а не от того, чем она накачана. Таким образом, вреда шине накачка азотом не принесет, но и какой-то особенной пользы не будет. А вот регулярная проверка давления в шинах – это то, что действительно поможет вам гарантировать безопасность и комфорт при вождении и сохранить срок службы шины.

Bridgestone

В последнее время услуга по закачке автомобильных колес азотом (как легковых, так и грузовых) становится весьма популярной и вызывает жаркие споры. Интересен тот факт, что изначально этим веществом заполняли лишь шины гоночных болидов. Впоследствии европе йские и американские владельцы шинных магазинов переняли эстафету и стали предлагать данную услугу в своих сервисных центрах. Не так давно, примерно 10 лет назад, практика подкачки шин азотом добралась и до постсоветских стран.

Весь обширный список аргументов в пользу использования азота можно сформулировать более общей фразой: на шинах, закаченных азотом, ездить комфортнее. На наш взгляд, это небольшая уловка специалистов, так как достаточно накачать в колеса на пару десятых атмосферы меньше, и вы сможете ощутить мягкость при вождении.

Внушительным аргументом в пользу данной услуги выступает следующее суждение: азот в колесах повышает безопасность езды, не зря же его используют на гоночных трассах. Действительно, колеса гоночных болидов накачаны азотом. Это делают в целях безопасности, так как шины, накачанные азотом, на высоких скоростях в результате повышенной силы трения нагреваются меньше, нежели шины, подкачанные кислородом. Однако при нормальных условиях эксплуатации разница в давлении при допустимом нагреве шины составит тысячные доли атмосферы, что не всегда можно будет заметить даже экспериментальным путем.

Подытоживая нашу позицию, можно сказать, что накачка азотом не приведет к существенным улучшениям управляемости на дороге, повышенным ходовым характеристикам, увеличенной износостойкости шин. Но последнее решение, безусловно, остается за автовладельцем.

Continental

Накачивание шин азотом пришло к нам из автоспорта высших достижений, где счет идет на доли секунды. В основном гонщики хотели стабилизировать давление при серьезном колебании температур покрышки, а также сократить утечку воздуха из легкой спортивной шины в процессе долговременных и сильных нагрузок. Когда мы говорим о гражданских автомобилях, шинах и условиях, то данная процедура является совершенно неоправданной, ведь в воздухе, которым мы дышим, содержится порядка 80% азота. Концерн Continental считает, что на безопасность передвижения по дорогам в большей степени влияет регулярный, хотя бы раз в месяц, контроль высоты протектора, а также давления в шинах.

Michelin

Азот является инертным газом. Фактически это просто сухой воздух без кислорода (воздух содержит около 79% азота). Физические свойства азота снижают потерю давления, происходящую вследствие естественной проницаемости материалов шины. К сожалению, имеются другие возможности для утечки (поверхность сопряжения шины и обода колеса, клапан (ниппель), поверхность сопряжения клапана и колесного диска, колесо), что не позволяет гарантировать поддержание давления при использовании воздуха или азота для накачивания шин. Шины, изготовленные компанией Michelin, разработаны так, что обеспечивают ожидаемые эксплуатационные характеристики при их накачивании воздухом или азотом, если клиент соблюдает значения давления, рекомендуемые производителем автомобиля и указанные на табличке с данными об автомобиле, или производителем шин. Вне зависимости от того, накачаны ли шины воздухом или азотом, очень важно регулярно проверять давление в шинах, так как пониженное давление в шинах ведет к следующим последствиям:

■ снижение курсовой устойчивости,
■ снижение силы сцепления на мокрой дороге,
■ повышенная чувствительность к опасным дорожным факторам,
■ уменьшение срока службы протектора,
■ увеличение расхода топлива,
■ снижение срока службы шины ввиду выделения чрезмерного тепла из-за излишней деформации.

В последние годы все более популярной становится услуга по накачке шин не простым воздухом, а очищенным азотом. Кто-то чувствует от этого реальную пользу, а кто-то видит лишь простой и относительно честный способ отъема денег у владельцев авто. А как обстоят дела с азотом на самом деле? О мифах и реальной пользе азота в шинах пойдет речь в данной статье.

Преимущества азота в шинах: обещания продавцов

Шиномонтажные мастерские в России в последние годы все чаще стали предлагать такую услугу, как заполнение колес азотом. Данная услуга, несмотря на свою более высокую стоимость (в 10-20 раз дороже обычной накачки шин), пользуется популярностью среди водителей, что обусловлено рекламой и, конечно же, «сарафанным радио».

Что же стало причиной такой популярности азота в шинах? Причина проста — продавцы азота обещают, что этот газ значительно улучшает эксплуатационные характеристики шин и автомобиля в целом, позволяя экономить деньги на обслуживании. Также азот в шинах улучшает динамику автомобиля, повышает его надежность и безопасность. Причем в пользу этого приводится ряд доводов, опирающихся на физические и химические свойства азота.

Шины, накачанные азотом, дольше держат давление. Данное преимущество обеспечивается различными размерами молекул азота и кислорода — у азота они больше, поэтому им сложнее улетучиться из покрышки. Многие продавцы обещают, что давление в шине с азотом падает в три-пять раз медленнее, чем в шине с воздухом, а кто-то и вовсе обещает отсутствие утечки на протяжении двух-трех лет. И если обычно давление в шине нужно проверять хотя бы раз в две недели, то в шине с азотом давление можно проверять раз в полтора-два месяца. Здесь же часто добавляют, что на проколотой шине с азотом удастся проехать больше, чем на обычной шине с воздухом.

В шинах с азотом давление более стабильно. Это преимущество обеспечивается разным коэффициентом температурного расширения кислорода и азота. У азота температурное расширение меньше, а значит, при повышении температуры (например, при нагреве колеса во время движения) давление в шине, закачанной азотом, изменяется меньше, чем в шине с воздухом. Очень часто можно услышать, что коэффициент температурного расширения азота в 7-8 раз ниже, чем у кислорода. Это выражается и в разнице изменения давления в колесах при активном движении: в шинах с воздухом давление может увеличиться на 0,7-0,8 атмосфер, а в шинах с азотом — не более чем на 0,1 атмосферу.

Из стабильности давления в шинах с азотом вытекают и другие преимущества:

  • Шины с азотом мягче и стабильнее в движении (ведь при нагреве шины не раздуваются);
  • Шины с азотом не «взорвутся» при чрезмерном нагреве (как во время активной езды, так и при пожаре);
  • Шины с азотом обеспечивают одинаковые характеристики в любое время года при значительных перепадах температур.

Шины с азотом легче шин с воздухом. Это обусловлено различной плотностью азота и воздуха — азот несколько легче, а значит, легче и колесо. Облегчение колеса, в свою очередь, улучшает динамические характеристики автомобиля.

Детали колеса, заполненного азотом, меньше подвергаются коррозии и старению. Это относится, в первую очередь, к металлическим (ободу, клапану и т.д.) и резиновым (собственно, камера или покрышка) деталям, а также к смазке и герметикам, которые обеспечивают герметичность бескамерных колес. Причин этому две:

  • Азот — газ инертный, а кислород, как известно, является главной причиной коррозии. Значит, при отсутствии кислорода не будет окисления и связанных с этим негативных последствий;
  • Шины заполняются очищенным азотом, в котором отсутствует пыль, пары воды, масло и другие вредные для деталей колеса примеси.

Таким образом, заполняя колеса азотом, можно значительно увеличить их ресурс, а значит — сэкономить деньги на покупке новых дисков, камер и шин.

Предотвращение перегрева колес и лучший температурный режим покрышек. Продавцы азота утверждают, что этот газ имеет лучшую теплопроводность, а значит, тепло от шины лучше передается на диск, вследствие чего резина не перегревается. С другой стороны, азот имеет лучшую теплоемкость, поэтому он медленнее теряет тепло и обеспечивает более равномерное охлаждение шины. В ряде случаев это полезно, так как после непродолжительной стоянки автомобиля колеса не успеют охладиться и быстрее выйдут на рабочий режим.

Очень часто продавцы в качестве аргумента в пользу азота в шинах приводят тот факт, что данный газ используется для накачки колес болидов «Формулы-1». А если даже большой спорт использует азот, то он действительно приносит пользу!

Однако здесь нужно остановиться и посмотреть на азот в шинах критическим взглядом. Дело в том, что далеко не все, что обещают продавцы азота, соответствует действительности. По большей части, азот — это ничем не обоснованная мода, которой поддались очень многие водители. Однако это и обманом назвать нельзя, так как описанные выше свойства азота вполне соответствуют истине, но завышены в десятки, сотни и даже тысячи раз.

Есть несколько мифов об азоте в шинах, которые нужно развеять.

Азот в шинах: мифы разбиваются о суровую реальность

Как заявляют сторонники азота в шинах, главное преимущество этого газа — отсутствие в нем кислорода. Однако в действительности это не совсем так. Обычный воздух, как известно, примерно на 75% состоит из азота, и почти на 21% — из кислорода. Азот для закачки в шины, согласно техническому регламенту, содержит не менее 95% азота, однако в большинстве случаев избавиться от кислорода полностью не получается — в лучшем случае азотные установки на СТО доводят концентрацию азота до 97%. То есть, и в азоте для закачки шин присутствует от 3 до 5% кислорода. Но это в лучшем случаев, ведь сегодня очень часто в шиномонтажных мастерских под видом азота в шины закачивают простой воздух!

Таким образом, количество азота в простых шинах, и шинах, накаченных азотом, отличается не более чем на 20%, а значит, свойства таких колес не могут отличаться кардинально. Однако ряд заявленных преимуществ азота в шинах нужно рассмотреть более подробно.

Меньшая утечка азота. Главной причиной этого называется разница в размерах молекул азота и кислорода. Однако эта разница не превышает 6%, да и в обычном колесе мы имеем дело не с чистым кислородом, а со смесью кислорода и азота. В итоге утечка азота практически незаметна: если давление в шине с воздухом упадет на 1 атмосферу, то давление в шине с азотом снизится примерно на 0,9 атмосферы. Так что ни о каком постоянстве давлений на протяжении долгого времени не может идти и речи.

Заявление о меньшей утечке азота многих водителей вводит в заблуждение — они начинают или слишком редко проверять давление в шинах, или вовсе перестают это делать, что иногда приводит к плачевным результатам. Накачка азота в шины не освобождает от проверки давления и не снимает необходимость подкачки.

Еще нужно отметить, что и обычные шины, но только новые, способны удерживать нормальное давление на протяжении двух-трех лет. А очень многие водители не подкачивают колеса на протяжении всего сезона. Так что главная причина здесь — не газ, наполняющий шины, а состояние шин, камер, дисков и клапанов.

Постоянство давления независимо от условий. Главной причиной этого свойства называется разный температурный коэффициент расширения воздуха и азота. Однако в действительности разница не слишком велика — если у воздуха данный коэффициент примерно равен 0,003665 1/К, то у азота коэффициент составляет 0,003672 1/К. То есть, разница здесь не в 7-8 раз, как говорят сторонники азота в шинах, а на 0,000007 1/К, то есть — в 1,0019 раз. Так что разницу изменения давления в шинах с воздухом и азотом даже при значительном нагреве можно обнаружить только с помощью очень чувствительных приборов. Обычный манометр ничего не определит.

Снижение массы колеса. Как мы говорили, это обеспечивается различной плотностью воздуха и азота, и в целом сторонники азота правы — колесо действительно становится легче. Однако разница едва ли скажется на динамике автомобиля. Дело в том, что плотность воздуха при температуре 20°C равна примерно 1,29 кг/куб м, а плотность азота при той же температуре — 1,25 кг/куб м. Это дает разницу для одного обычного колеса примерно 6-8 граммов. Так что колесо с азотом становится легче, но это изменение лежит в пределах погрешности, даже при загрязнении и истирании его вес изменяется значительнее.

Уменьшение коррозии и старения материалов. А вот этот пункт наиболее правдив. Действительно, вследствие уменьшения количества кислорода, а также из-за повышенной чистоты азота (ведь он, как мы говорили выше, очищается от воды, масел и механических примесей) внутренние детали колеса и покрышки меньше подвергаются коррозии и старению. Однако в большинстве случаев это не имеет серьезного значения, так как коррозия стальных дисков бескамерных колес даже в самых сложных условиях не видна невооруженному глазу, а старение резины в обычных условиях проявляется не ранее чем через десятилетие.

Предотвращение перегрева колес и лучший тепловой режим. Данный пункт — настоящий обман покупателя, поэтому его используют далеко не все сторонники азота. В действительности азот обладает худшей теплопроводностью по сравнению с воздухом, а значит, охлаждение внутренней поверхности шин не только не улучшается, а даже ухудшается. Однако второй пункт — тепловой режим покрышек — на самом деле имеет место быть. Дело в том, что теплоемкость чистого азота несколько выше теплоемкости воздуха, так что этот газ препятствует быстрому охлаждению внутренней части покрышек. С другой стороны, из-за небольшого количества газа разница практически незаметна, и рядовой автовладелец вряд ли ее заметит.

Наконец, последний аргумент сторонников азота — применение данного газа в колесах болидов «Формулы-1». И этот аргумент соответствует действительности, за одним исключением: официальный регламент «Формулы-1» разрешает использовать для накачки колес или азот, или воздух. То есть, автоспорт не отдает предпочтение какому-то газу, каждый волен использовать то, что хочет, и никаких реальных преимуществ у азота в шинах нет.

Таким образом, далеко не все, что говорят сторонник накачки шин азотом, не соответствует действительности. Однако большинство преимуществ азота не просто приукрашены в целях рекламы — они завышены в десятки и сотни раз. А это значит, что реальная польза от азота есть, но заметить эту пользу можно только с помощью чувствительных приборов на испытательных стендах. В реальности же обычный водитель не отличит автомобили, колеса которых накачаны простым воздухом и азотом.

Закачивать или не закачивать азот в шины?

Итак, стоит ли накачивать колеса вашего автомобиля азотом? Здесь все зависит только от вас и вашего отношения к данной практике. Что касается специалистов, то они заявляют — накачка азота в шины не дает преимуществ рядовому автовладельцу. Да, азот в некоторой степени улучшает эксплуатационные качества гоночных и большегрузных автомобилей, но в первом случае это связано с тем, что на спортивных автомобилях на счету каждый грамм и каждый км/ч скорости, а во втором — с количеством азота, которое требуется для накачки больших по размерам колес.

Но если вы водите простой легковой автомобиль, то закачка в шины азота не окажет никакого положительного (как, впрочем, и отрицательного) эффекта. А зачем тратить больше, если старый добрый воздух отлично справляется со своей работой!

Теплое время года, особенно весна и лето — это сезон велосипедов, прогулок на природе и семейного отдыха. В интернет-магазине AvtoALL.RU вы найдете всё, чтобы сделать свой отдых приятным и полезным.

Майские праздники — это первые по-настоящему теплые выходные, которые можно с пользой провести на природе в кругу семьи и близких друзей! Сделать досуг на свежем воздухе максимально комфортным поможет ассортимент продукции интернет-магазина AvtoALL.

Трудно найти ребенка, которому не нравились бы активные игры на улице, и каждый ребенок с самого мечтает об одной вещи — велосипеде. Выбор детских велосипедов — ответственная задача, от решения которой зависит радость и здоровье ребенка. Типы, особенности и выбор детского велосипеда — тема этой статьи.

Теплое время года, особенно весна и лето — это сезон велосипедов, прогулок на природе и семейного отдыха. Но велосипед будет комфортным и принесет удовольствие только в том случае, если он подобран правильно. О выборе и особенностях покупки велосипеда для взрослых (мужчин и женщин) читайте в статье.

Шведский инструмент Husqvarna известен во всем мире, он является символом настоящего качества и надежности. Среди прочего под этим брендом выпускаются и бензопилы — все о пилах Husqvarna, их актуальном модельном ряду, особенностях и характеристиках, а также о вопросе выбора читайте в данной статье.

Отопители и предпусковые подогреватели немецкой компании Eberspächer — известные во всем мире устройства, повышающие комфорт и безопасность зимней эксплуатации техники. О продукции данного бренда, ее типах и основных характеристиках, а также о подборе отопителей и подогревателей — читайте в статье.

Многие взрослые не любят зиму, считая ее холодным, депрессивным временем года. Однако дети совсем другого мнения. Для них зима — это возможность поваляться в снегу, покататься на горках, т.е. весело провести время. И одним из лучших помощников для детей в их нескучном времяпровождении — это, например, всевозможные санки. Ассортимент рынка детских санок очень обширен. Рассмотрим некоторые виды из них.

Комментировать
0
845 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector