Глаза – зеркало души, и не только у человека. Тусклые автомобильные фары тоже сигнализируют о предстоящей «болезни», как и человеческие глаза, в случае автомобиля – ограничение видимости и риск ДТП. Во время эксплуатации фары подвергаются механическому, химическому и ультрафиолетовому воздействию. Поверхность их начинает, мутнеть, изменять цвет и отслаивается.
Особенно подвержена этим процессам пластиковая оптика. Чтобы вернуть фарам их первоначальный вид автомобилисты подвергают их полировке, для закрепления эффекта и дальнейшей защиты их от повреждений – наносят лак.
Покрытие фар лаком позволяет:
- остановить старение фар автомобиля;
- защитить фары от сколов и царапин;
- улучшить внешний вид;
- облегчить мойку фар;
- сэкономить на замене фар;
- снизить влияние окружающей среды на оптику.
Содержание статьи: |
Виды лака для фар
Лаки имеют разный коэффициент преломления, а значит, пропускают свет по-разному.
В зависимости от поверхности лаки делят на:
- лак для стеклянных фар;В зависимости от поверхности лаки делят на:
- лак для акриловых (поликарбонатных) фар.
По функциональному назначению выделяют:
- защитный лак для фар (аэрозольный или двухкомпонентный);
- тонирующий лак.
По составу автомобильные лаки можно разделить на:
- двухкомпонентный лак для фар (лак и отвердитель в отдельных емкостях);
- уретановый автолак (аэрозольный, бесцветный, наносится на ошкуренную поверхность, хорошо защищает от воздействий и усиливает интенсивность светового потока; при проведении работ фары можно не снимать);
- однокомпонентный акриловый (бесцветный или цветной хорошо блестит и быстро высыхает, плохо заполняет трещины и сколы, не держится на поликарбонатных фарах).
Акриловый лак для покрытия фар
Еще одна классификация автомобильных лаков по количеству сухого остатка и твердости. В зависимости от концентрации полимера в составе, лаки различают по маркировке:
- HS (с высоким сухим остатком и минимальным количеством растворителей), отличается насыщенным блеском, наносится в 1,5 слоя;
- MS (со средним содержанием сухого остатка и растворителя), наносится в 2-3 слоя, с обязательной просушкой каждого;
- UHS (с максимальным количеством полимеров в составе) – быстро сохнет и стойкий к повреждениям.
Материалы и инструменты
Покрывать автомобильные фары лаком можно двумя способами:
- не снимая оптики с машины (если повреждения незначительны);
- с демонтажем оптики и проведением восстановительных работ.
В любом случае вам понадобятся такие инструменты и материалы:
- моющее средство;
- ветошь;
- малярный скотч;
- абразив от крупного до мелкого (320, 600, 1000, 1200, 2000, 2500);
- шлифмашинка с мягкой подложкой (для ускорения процесса);
- салфетки;
- обезжириватель;
- лак (емкость для смешивания если двухкомпонентный);
- фен (для ускорения процесса).
Подготовка до нанесения лаком
Процесс восстановления оптики
Если покрытие фар вашего автомобиля повреждено царапинами оно теряет способность пропускать свет, начинает нагреваться и разрушает поликарбонатный слой внутри и снаружи фары. Чтобы устранить эту неприятность производители выпускают специальные наборы для реставрации, которые можно собрать и самостоятельно. Их состав мы описали в пункте выше.
Сам процесс реставрации делится на два:
- полировка фар автомобиля;
- нанесение лака после полировки.
Вымойте фары и оцените их повреждения, если они не значительны – демонтировать оптику не нужно. Накройте капот и бампер пленкой, а вокруг фар наклейте малярный скотч и приступайте к работе. Если началось отслоение внутри фары, придется их снимать и восстанавливать с обеих сторон по универсальному алгоритму:
- снимаем фары с автомобиля;
- вытаскиваем из фары все лампы и резинки;
- греем фару феном на большой скорости около15 минут (для стеклянной фары);
- берем фару руками в перчатках и осторожно отделяем прозрачную часть;
- моем поверхность;
- ошкуриваем «по сухому» для снятия защитного слоя и устранения повреждений, от крупной до мелкой, периодически продувая и сметая абразивную пыль (вручную или шлифмашинкой);
- продолжаем шлифовать и матировать поверхность с добавлением влаги до удаления всех повреждений и прозрачности;
- высушиваем и обезжириваем поверхность перед лакировкой;
- обрабатываем салфеткой с активатором;
- смешиваем компоненты лака по инструкции или наносим аэрозольный;
- лаковую смесь наносим тонким слоем с помощью безворсовой салфетки, кисточки или краскопультом в 1,5–2 слоя;
- поверхность перестает липнуть через 1 час, полностью полимеризируется около 24 часов;
- склеиваем фару в обратном порядке с помощью нагревания и монтируем фару на место;
- если демонтаж не производили – уберите с кузова все защитные покрытия.
Полировка фар перед нанесением лака
Рекомендации от экспертов
Лакировку и подготовку к ней, необходимо проводить в чистом, хорошо проветриваемом помещении используя перчатки и респиратор.
Чтобы не зря потратить время и средства, воспользуйтесь советами профессионалов:
- перед лакировкой стеклянную поверхность нужно тщательно отмывать от остатков герметика (особенно битумного), и высушить в термостате при 110° С в течение 3 часов, чтобы в дальнейшем, при нагреве в процессе работы оно не закипало и не трескалось;
- не используйте полировочные пасты перед лакировкой поликарбонатных фар, они снижают сцепление с поверхностью;
- чтобы во время полировки фар на поверхности не возникали полоски, эту работу нужно выполнять поэтапно, меняя направление движения (крест-накрест). Голографический эффект и помутнение возникает если полировка производилась с резкой сменой зернистости абразива.
- когда оптику не снимаете удобнее работать, если капот открыт;
- при использовании двухкомпонентного лака разводите его частями, одна порция должна использоваться за 5–10 минут;
- для ускорения высыхания лака, в первые 10 минут после нанесения, можно включить фары или прогреть феном на низкой температуре;
- в первые сутки после нанесения не мойте и не обрабатывайте фары чем-либо;
- каким бы ни был лак, он царапается, обезопасьте его антигравийной пленкой.
В интернете можно часто встретить вопросы о том, что такое лак для фар после полировки, и для чего он нужен. Фонари автомобиля — это элемент, который располагается в передней зоне и часто подвергается разного рода негативным воздействиям.
Защитный лак для фар автомобиля
В процессе эксплуатации фары покрываются через некоторое время царапинами и сколами, мутнеют вследствие следующих факторов:
- пыли и песка;
- мелких камней, летящих из-под колёс идущего спереди транспорта;
- ветвей кустарников и низких деревьев;
- льда, снега, дождя, солнечного излучения.
Поэтому через некоторое время качество освещения падает. Это влияет на обзор дороги в ночное время и говорит о том, что необходимо восстановление оптики. Недавно для этого, как и для окрашивания или измерения толщины лакокрасочного покрытия, нужно было отдавать машину в сервис. Сегодня проблему можно решить в домашних условиях. Полировка фар своими руками и покрытие лаком не относятся к слишком сложным работам. Вы вполне сумеете справиться с этим самостоятельно. Можно с уверенностью сказать, что полировка фар не вызовет у вас трудностей.
Общие сведения о восстановлении оптики
Водители, которым приходилось сталкиваться с такой работой, как полировка фар, с уверенностью скажут, что фонари после этого быстро мутнеют. Особенно это касается пластиковых фар. Это связано с тем, что в заводских условиях их защищают специальным покрытием — оно не даёт им мутнеть раньше времени.
Поэтому при восстановлении оптики сегодня принято использовать лак для полировки фар. После завершения удаления царапин, сколов и выполнения полировки фар с абразивными пастами на них наносят специальный защитный лак.
Покрытие фар лаком после полировки защищает их от воздействия негативных внешних факторов, предохраняет от преждевременного помутнения и повышает качество освещения дороги в ночное время. Полировка фар и покрытие лаком — две основные операции в процессе восстановления.
Восстановление фар своими руками
Процесс восстановления оптики — пошаговый алгоритм
Возвращение к жизни выработанных фонарей — задача трудоёмкая, но её не относят к сложным. Вам понадобится терпение, аккуратность и умение обращаться с инструментами и материалами.
Пошагово процесс выглядит следующим образом:
- снимаем фонари с машины;
- нагреваем фары для того, чтобы стала мягкой смола, склеивающая их. После разбираем и удаляем изнутри и снаружи всю грязь со стёкол;
- тщательно высушиваем и обезжириваем внешнюю поверхность стекла;
- прежде чем будет выполняться полировка фар с абразивом, нужно их отшлифовать, чтобы снять все царапины и сколы. Выполняем эту работу при помощи шлифовальной машины и абразивных кругов — размер зерна постепенно уменьшаем. При этом важно следить за равномерностью обработки — шлифовка с неравномерно приложенным усилием может стать причиной неровной поверхности, что скажется на качестве освещения;
Полировка фар зубной пастой
- когда все дефекты удалены, может выполняться полировка с абразивом. Некоторые умельцы говорят, что полировка фар зубной пастой гораздо эффективнее и дешевле, чем применение специальных веществ — спорное мнение, которое, однако, имеет своих сторонников;
- после того как закончена полировка с абразивной пастой, можно приступать к следующему этапу — готовить лак для фар после полировки;
- лак для фар после полировки наносим после обезжиривания. Делать это нужно в помещении, где нет пыли;
- наносим лак в один слой — нужно учесть, что для его высыхания может понадобиться много времени;
- после окончания полировки фар и покрытия их защитным лаком, собираем их и устанавливаем на автомобиль.
Заключение
Полировка фар с дальнейшим их покрытием защитным лаком повышает качество освещения дороги, предотвращает преждевременное помутнение и продлевает срок их службы.
Такой метод восстановления собрал много позитивных отзывов от тех, кто его использовал. В домашних условиях вы без труда можете опробовать его преимущества на оптике авто.
p, blockquote 1,0,0,0,0 –>
В этой статье рассмотрим, как нужно осуществлять покрытие фар лаком.
p, blockquote 2,0,0,0,0 –>
Прозрачная часть фар (рассеиватели) большинства современных автомобилей сделана из поликарбоната. Поликарбонат – это прочный недорогой пластик, позволяющий изготавливать фары различных форм и размеров. Он имеет высокую механическую прочность даже при очень низких температурах (вплоть до – 100 градусов по Цельсию). Прозрачность фар с рассеивателями из поликарбоната превосходит даже стекло. Такие фары хорошо выдерживают удары от камней, летящих с дороги во время движения. Между тем, поликарбонат подвержен появлению царапин, окислению и помутнению под воздействием солнечных лучей и атмосферных воздействий. На заводе на рассеиватели фар из поликарбоната наносят покрытие, призванное защитить пластик от царапин и ультрафиолетовых лучей. Со временем это покрытие разрушается и фары мутнеют.
p, blockquote 3,0,0,0,0 –>
Чтобы рассеиватели фар стали снова прозрачными, нужно полностью удалить старое защитное покрытие при помощи мелкозернистой шлифовальной бумаги. Далее можно либо отполировать рассеиватели фар (см. статью) и защитить временным защитным средством, либо покрыть фары постоянным защитным покрытием. Временное защитное средство, к примеру, синтетический защитный воск, даёт нужную защиту, но требует периодического обновления. В этой статье мы рассмотрим долговременную защиту – покрытие рассеивателей фар лаком.
p, blockquote 4,0,0,0,0 –>
Защищает ли лак от ультрафиолетовых лучей?
Сам по себе лак слабо защищает от ультрафиолетового излучения, идущего от солнечных лучей. Защиту дают добавки, входящие в лак. Они стоят дорого, поэтому дешёвые лаки, в целях экономии, могут иметь слабую защиту от солнечных лучей. Качественные акриловые лаки известных производителей содержат добавки, дающие защиту от ультрафиолета, но всё же не дают 100 процентной защиты. При правильной подготовке рассеивателей и нанесении качественного двухкомпонентного лака, фары будут сохранять прозрачность несколько лет, пока слой лака сохраняет целостность.
p, blockquote 5,0,0,0,0 –>
Также, иногда используют лак, предназначенный для печатных плат, который предотвращает замыкание между электронными компонентами и от статического электричества внешних объектов. Это полиуретановый лак. Он может выдерживать температуру от ‑64 до +200 градусов по Цельсию. Полиуретановые лаки дают покрытие с отличной химической устойчивостью, твёрдостью, коррозионной защитой и стойкостью к истиранию.
p, blockquote 6,0,1,0,0 –>
Нужно ли использовать грунт для пластиков при лакировании фар?
Как известно, перед окрашиванием пластиковых деталей требуется предварительно на поверхность наносить специальный прозрачный грунт. Это усилитель адгезии. Нужно ли грунтовать рассеиватели фар из поликарбоната перед их лакированием?
p, blockquote 7,0,0,0,0 –>
Главная проблема окрашивания пластиков заключается в том, что они имеют низкую поверхностную энергию. Поверхностная энергия материала «позволяет» растекаться нанесённой жидкости, “смачивать” поверхность и влияет на адгезию. Для нормального окрашивания пластика, его поверхностная энергия должна быть не мене 36–38 мН/м. Низкими значениями этого параметра обладают, к примеру, такие пластики, как полипропилен ( PP ) и полиэтилен ( PE ). У полипропилена поверхностная энергия равняется 30 мН/м, что является ниже нормы, необходимой для безпроблемного окрашивания. Специальный грунт (усилитель адгезии) призван увеличить этот параметр. Так, бампера из полипропилена, которые используют большинство автопроизводителей, нужно обязательно грунтовать специальным грунтом для пластиков.
p, blockquote 8,0,0,0,0 –>
Что касается поликарбоната, то его поверхностная энергия равна 40–42 мН/м. Это не высокое значение, но достаточное для нормального окрашивания или лакирования.
p, blockquote 9,0,0,0,0 –>
Кроме того, адгезия лака к поликарбонату увеличивается благодаря небольшому растворению его поверхности растворителями, содержащимися в лаке.
p, blockquote 10,0,0,0,0 –>
Специальный усилитель адгезии для поликарбоната может использоваться, чтобы заменить трудоёмкий процесс абразивной обработки поверхности. Но в нашем случае снятие старого разрушенного защитного слоя с фар предполагает предварительное шлифование, о котором написано ниже.
p, blockquote 11,0,0,0,0 –>
Подготовка фар к лакированию
Нужно решить, как будут лакироваться фары, на машине или в снятом состоянии. Если фары снять, то так будет удобнее их тщательно подготовить и залакировать. Если фары остаются на машине, то перед шлифованием, их нужно обклеить по периметру малярной лентой, чтобы случайно не поцарапать лакокрасочное покрытие прилегающих деталей.
p, blockquote 12,1,0,0,0 –>
Очень важно перед абразивной обработкой сначала отмыть и обезжирить поверхность. Для чистки и обезжиривания поликарбоната можно использовать очиститель на базе изопропилового спирта.
p, blockquote 13,0,0,0,0 –> На фаре видны остатки старого защитного покрытия
Начинать шлифование лучше бумагой P400-P600 . Она уберёт остатки разрушенного защитного покрытия, а также мелкие повреждения и царапины на рассеивателе. Можно, конечно, шлифовать и 1000, но это будет гораздо дольше и лак будет держаться хуже. Лучше использовать шлифовальную бумагу не мельче, чем P600-P800 (на мокрую). Лаку нужно механически за что-то зацепиться. Для этого хорошо подходят мелкие царапины, оставленные после 600–800 шлифовальной бумаги. Они хорошо заполнятся лаком так, что их будет не видно. Некоторые мастера подготавливают поверхность рассеивателей фар шлифовальной бумагой с градацией 400. Это, конечно, очень крупный абразив для подготовки к лакированию, но царапины перекрываются двухкомпонентным лаком без проблем (возможно из-за небольшого растворения поверхности пластика), и адгезия к поверхности становится гораздо лучше. Таким образом, лак не будет отслаиваться даже при наличии скола.
p, blockquote 14,0,0,0,0 –>
p, blockquote 15,0,0,0,0 –>
Подготовка поверхности шлифованием не изменит поверхностную энергию пластика, о которой говорилось выше. Улучшенная адгезия возникает из-за увеличения числа механических мест сцепления. Абразивная обработка поверхности помогает избавиться от плёнок и окислений, увеличивая область пригодную для прилипания. Все остатки старого защитного слоя должны быть удалены. Для проверки результата нужно периодически насухо вытирать фару. В итоге должна получиться равномерная матовая поверхность. Далее фары обклеиваются малярной лентой по периметру, закрываются бумагой не подлежащие лакированию прилегающие области, обезжириваются, протираются липкой салфеткой и начинается процесс лакирования.
p, blockquote 16,0,0,0,0 –>
Лакирование фар
Не нужно наносить лак слишком рано, после обезжиривания. Частицы обезжиривателя должны полностью испариться до окрашивания, иначе они будут продолжать испаряться после нанесения лака и ухудшать адгезию и вызовут дефекты в виде «вскипания» (см. дефекты при окрашивании).
p, blockquote 17,0,0,0,0 –>
p, blockquote 18,0,0,1,0 –>
Слой лака должен получиться тонким. Хоть поверхностное натяжение поликарбоната выше, чем у некоторых сложных в покраске пластиков, оно всё же ниже, чем у других легко окрашиваемых материалов. Если сразу нанести толстый слой лака, то появится что-то вроде мелких трещин на поверхности. Несколько очень тонких слоёв с межслойной сушкой дают хороший результат.
p, blockquote 19,0,0,0,0 –>
В лаке не должно быть много растворителя, так как он может подействовать на пластик, но густым он не должен быть. Растворитель в лаке может как способствовать адгезии к пластику, так и разрушить его, в зависимости от количества. Растворитель помогает въедаться лаку в пластик, но его большое количество может вызвать излишнее растворение пластика.
p, blockquote 20,0,0,0,0 –>
Лакирование фар баллончиком
Желательно применять проверенную марку лака или специализированный лак для фар, с повышенной защитой от ультрафиолетовых лучей. В баллончиках продаются однокомпонентные лаки и не дадут такую же износостойкую плёнку, как двухкомпонентные лаки, наносимые при помощи краскопульта.
p, blockquote 21,0,0,0,0 –>
Некоторые лаки в баллончиках, из-за большого количества растворителей в них, могут вызывать дефекты на пластиковых рассеивателях фар (помутнение или трещинки). В любом случае, главным правилом при нанесении лака баллончиком должно быть распыление очень тонких слоёв с промежуточной просушкой.
p, blockquote 22,0,0,0,0 –>
Нужно предварительно взболтать баллончик в течение минуты и сделать тестовое распыление, чтобы убедиться в хорошо сформированном факеле. Держать баллончик нужно примерно 10–12 см от поверхности рассеивателя фары. Начинать распылять нужно сверху, немного за границами фары и делать ровные проходы, перекрывая предыдущий ряд последующим на 50 процентов. Держите баллончик так, чтобы факел распыления был перпендикулярен к фаре, а не под углом. Факел должен повторять изгиб рассеивателя при лакировании. Завершая проход, наносите лак чуть дальше края, за маскировочную ленту, чтобы края были хорошо пролакированы. То есть, начинайте за краем и заканчивайте за противоположным краем. Так покрытие получится ровным. Двигать баллончик нужно быстро, равномерно, без остановок вдоль всей поверхности.
p, blockquote 23,0,0,0,0 –>
Подтёки появляются из-за слишком близкого расположения баллончика во время нанесения лака, а также из-за начала и завершения распыления на покрываемой поверхности, а не за её пределами. Также, чтобы избежать подтёков, важна скорость движения баллончика при распылении.
p, blockquote 24,0,0,0,0 –> p, blockquote 25,0,0,0,1 –>