No Image

Что будет если смешать разные тормозные жидкости

СОДЕРЖАНИЕ
0
1 020 просмотров
20 августа 2019

Типы тормозных жидкостей и их характеристики

В настоящее время наибольшее распространение получили тормозные жидкости, классифицируемые по стандарту американского департамента транспорта (Department of Transportation). Сокращённо – DOT.

Согласно этой классификации, сегодня более чем в 95% всех транспортных средств используется одна из нижеперечисленных жидкостей:

Отечественные жидкости «Нева» (сходная по составу с DOT-3, обычно модифицированная присадками, повышающими температуру замерзания), «Роса» (аналог DOT-4) и им подобные встречаются всё реже. Причиной тому стал практически повсеместный переход российских производителей на маркировку по американскому стандарту.

Кратко рассмотрим основные характеристики и область применения вышеперечисленных тормозных жидкостей.

  1. DOT-3. Устаревшая гликолевая жидкость. Используется в основном в иномарках возрастом более 15-20 лет и в вазовской классике. Обладает высокой гигроскопичностью (способностью накапливать в объёме воду). Температура кипения свежей жидкости приблизительно равняется 205°C. После накопления более 3,5% воды от общего объёма жидкости температура кипения падает примерно до 140°C. Ведет себя довольно агрессивно по отношению к определённым пластикам и резинам.
  2. DOT-4. Используется в относительно свежих авто. Основа – полигликоль. Обладает большей сопротивляемостью к впитыванию влаги из окружающей среды. То есть служит немного дольше (в среднем на полгода-год). Однако присадки, снижающие гигроскопичность и нивелирующие химическую агрессию слегка загустили эту жидкость. При температуре –40°C вязкость несколько выше, чем у других жидкостей семейства DOT. Температура кипения «сухой» жидкости составляет 230°C. Влага (более 3,5%) снижает точку кипения до 155°C.
  3. DOT-5. Силиконовая жидкость. Не впитывает влагу из окружающей среды. Некоторое скопление влаги возможны в виде конденсата. Однако вода не перемешивается с силиконовой основой и выпадает в осадок (что также способно вызвать негативные эффекты). Жидкость DOT-5 химически нейтральна. Закипает при температуре не ниже 260°C. Обладает хорошей текучестью при низких температурах.

  1. DOT-5.1. Модифицированный под спортивные автомобили (или новые ТС) гликолевый состав. Жидкость обладает очень малой вязкостью. Закипит только после прохождения точки в 260°C (при увлажнении на 3,5% температура кипения понижается до 180°C). Имеет хорошую сопротивляемость низким температурам.

Последние две жидкости используются только в случае, если это точно определено инструкцией по эксплуатации авто. Эти жидкости могут негативно повлиять на устаревшие тормозные системы, где низкая вязкость может стать причиной некорректной работы системы и образованию протечек через суппорты и поршни тормозных цилиндров.

Смешиваемость тормозных жидкостей от разных производителей

Сразу о главном: все рассмотренные тормозные жидкости, кроме DOT-5, можно частично смешивать между собой независимо от производителя. Важен именно класс, а не завод-изготовитель.

Категорически несовместимы между собой варианты с разными основами. При смешивании силиконовой (DOT-5) и гликолевой основы (остальные варианты) произойдёт разделение на фракции со всеми вытекающими последствиями. Из-за неоднородности жидкость будет по-разному реагировать не разогрев и охлаждение. Многократно возрастёт вероятность образования локальных газовых пробок.

Жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 в теории можно временно смешать между собой. Только обязательно следите, рассчитаны ли эти жидкости для работы с ABS, если у вас установлена эта система. Резких критических последствий не возникнет. Однако это можно делать только в крайних случаях и на небольшой срок. И только тогда, когда нужная жидкость по той или иной причине недоступна. Но если в вашем автомобиле по заводу используется тормозная жидкость DOT-4, и есть возможность её приобретать – не стоит экономить и брать более дешёвую DOT-3. В долгосрочной перспективе это приведёт к ускоренному разрушению уплотнителей системы или проблемам в системе ABS.

Также не нужно покупать дорогую DOT-5.1, если система на неё не рассчитана. В этом нет смысла. Газообразования и внезапного отказа тормозов при исправном состоянии системы не произойдёт. Однако разница почти в 2 раза в низкотемпературной вязкости может разгерметизировать тормозную систему. Как это происходит? При отрицательных температурах теряют свою эластичность резиновые уплотнители. На авто, рассчитанных на DOT-3 или DOT-4, пропорционально густеет и жидкость. И густая «тормозуха» если и протекает через подношенные задубевшие уплотнители, то в небольшом количестве. Если же залить низковязкую DOT-5.1, то зимой нужно быть готовым к её утечке. Особенно при сильных морозах.

Различные модификации DOT-4 (DOT-4.5, DOT-4+ и др.) можно без ограничений смешивать между собой. В таком важном вопросе, как состав тормозной жидкости, все производители строго придерживаются стандартов. Если на банке написано, что это DOT-4, то в составе, за незначительным исключением, будут одинаковые компоненты независимо от завода-изготовителя. А различия в химическом составе никак не должны влиять на совместимость.

Задача тормозной жидкости в современном автомобиле – иметь минимальное сжатие и выдерживать высокие температуры, то есть не закипать при них. Работать на тормозной жидкости система торможения автомобиля без сбоев может от 2 до 5 лет, в зависимости от качества самой жидкости, эксплуатационных условий, исправности системы и ряда других факторов.

Однако в один прекрасный момент каждому автомобилю требуется замена тормозной жидкости, и не обязательно это происходит из-за потери ее эксплуатационных свойств, например, к подобной необходимости может привести обрыв тормозного шланга, который, соответственно, сопровождается вытеканием жидкости.

Неприятно, если это происходит на трассе или посреди дороги, особенно когда с собой нет тормозной жидкости. Можно дойти (или доехать) до ближайшего автомобильного магазина, но что если и там нет такой тормозной жидкости, которая залита в автомобиль? В такой ситуации возникает логичный вопрос, а можно ли смешивать тормозные жидкости автомобиля от различных производителей или разных классов? Его мы и рассмотрим в рамках данной статьи.

История развития тормозной жидкости

Как и любая эксплуатационная жидкость в автомобиле, «тормозуха» прошла большой путь развития. Производители экспериментировали с различными составами и присадками, чтобы развить тормозную жидкость до того, что мы видим сейчас.

На раннем этапе развития тормозной жидкости, в качестве основы использовались минеральные составы. Через некоторое время производители жидкостей пришли к выводу, что базисом должен быть гликоль (из-за его свойств минимально впитывать воду), а позже за основу стали брать силикон. Сейчас наиболее распространены именно два последних варианта – гликолевые и силиконовые тормозные жидкости.

Что такое сухая и увлажненная тормозная жидкость

Водители, которые интересуются автомобильной тематикой, прекрасно знают, что эксплуатационные свойства тормозной жидкости зависят от количества воды в ней. Согласно правилам, в автомобиль должна быть залита тормозная жидкость, процентный объем воды в которой не превышает 3,5%. Если ее больше – жидкость перестанет выполнять возложенные на нее задачи из-за закипания при более низких температурах, чем те, которые образуются в процессе торможения автомобиля.

Принято делить тормозную жидкость, которая еще не была залита в автомобиль, на сухую и увлажненную.

Под сухой тормозной жидкостью понимается смесь, которая находится в только что открытой банке. Поскольку на заводе тормозную жидкость герметично упаковывают, когда ее открывает водитель в первый раз, он получает жидкость, в которой практически не содержится воды (за исключением сотых долей процентов, если речь идет о качественной жидкости).

Под увлажненной понимается тормозная жидкость, пригодная для использования, но которая уже имеет в себе некоторый процент воды. Например, если банка с тормозной жидкостью была открыта давно, состав будет поглощать воду из воздуха, из-за чего жидкость станет увлажненной.

Важно: Как было отмечено выше, тормозная жидкость, в которой содержится 3,5% или больше воды, непригодна для использования в автомобиле. Перед тем как заливать увлажненную тормозную жидкость в автомобиль, проверьте процент воды в ней. Это можно сделать при помощи специального прибора, продающегося в автомобильных магазинах.

Классификация тормозных жидкостей по DOT

Тормозные жидкости классифицируют по международной системе DOT, которая впервые была предложена в Америке. Сама аббревиатура DOT переводится как Department of Transportation, то есть департамент транспорта. Именно американский департамент транспорта принял решение о введении единой классификации DOT, в зависимости от состава тормозной жидкости.

В данный момент в мире насчитывается пять классов DOT, но имеются некоторые нюансы, из-за которых на самом деле таких классов больше. Выделяют следующие тормозные жидкости:

  • DOT 1 иDOT 2. Это самые первые тормозные жидкости, выпущенные производителями в начале 20 века. В данный момент они практически не используются, за исключением ретро-автомобилей, и тому есть логичное обоснование. Дело в том, что в момент выпуска жидкостей класса DOT 1 и DOT 2 в массовом сегменте преобладали тихоходные автомобили. Поскольку они были медленными, при их торможении выделялось меньше тепла, чем выделяется у современных автомобилей. Жидкости класса DOT 1 и DOT 2 были выполнены на основе минеральных веществ, и они справлялись с подобной температурой, не закипая. В современных тормозных системах выделяется при торможении значительно больше тепла, вплоть до 300-400 градусов по Цельсию, с чем составы на основе минеральных веществ никак не могут справиться (имея температуру кипения в 120-130 градусов);

DOT 5. Полноценное новое поколение тормозных жидкостей, которое получило инновационное изменение – новую основу. В качестве основы данной жидкости используются силиконы. Температура кипения такого состава находится на уровне в 260 градусов по Цельсию для сухой жидкости, но здесь важно отметить, что сухой силиконовая жидкость остается дольше, чем гликолевая. Дело в том, что силикон значительно менее охотно впитывает влагу, благодаря чему его можно использовать без замены 4-5 лет. Стоит отметить, что также в продаже присутствует классификация DOT 5.1/ABS, фактически это аналог DOT 5, но с некоторыми нюансами.

Если посмотреть информацию выше, может сложиться впечатление, что тормозная жидкость DOT 5 – это идеальное решение для современного автомобиля. Это не совсем так. Одной из задач тормозной жидкости является смазка компонентов системы торможения, среди которых поршни, сальники, цилиндры и прочее. Специалисты сходятся на том, что гликолевые тормозные жидкости лучше подходят для смазывания сальников, тогда как силиконовые могут привести к их быстрому старению.

Можно ли смешивать тормозные жидкости разных классов

Как можно видеть из описанного выше текста, тормозные жидкости отличаются друг от друга в плане используемого «базиса» — гликоль или силикон, все остальные их отличия сводятся к набору присадок. Из этого следует, что:

DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. Все эти классы тормозных жидкостей выполняются на основе гликолей. Их друг с другом можно смешивать, но важно отметить тот факт, что при смешивании итоговая жидкость наследует права состава с наименьшими характеристиками. Это значит, что если вы смешаете DOT 3 и DOT 5, то получите фактически DOT 3 по показателям температуры закипания. Учитывая более высокую цену тормозной жидкости более высокого класса, подобное смешивание нецелесообразно и может применяться только в экстренных случаях;

  • DOT 5 и DOT 5.1/ABS. Эти тормозные жидкости, выполненные на базе силикона, также можно смешивать между собой в экстренных ситуациях, но не рекомендуется, поскольку у них составы отличаются довольно значительно.
  • Стоит отметить, что информацию об используемой тормозной жидкости в автомобиле можно посмотреть в книгах по его технической эксплуатации. Необходимо следовать советам производителя и использовать жидкость именного того класса, который он рекомендует. Стараясь сэкономить, заливая DOT 3 вместо DOT 5, можно столкнуться с проблемами при торможении или чрезмерным износом деталей.

    Запомните: Смешивать между собой тормозные жидкости на основе гликоля и силикона категорически запрещено. Это может привести не только к серьезным финансовым затратам для устранения последствий в тормозной системе, он и к полному отказу тормозов.

    Можно ли смешивать тормозные жидкости разных производителей

    Поскольку международная система DOT предъявляет требования к тормозным жидкостям каждого класса, они практически идентичны друг другу и отличаются у разных производителей незначительно. То есть, если тормозная жидкость имеет один класс DOT, можно ее смешивать без опаски навредить автомобилю.

    Обратите внимание: Речь идет только о качественных тормозных жидкостях. Возможно, что при смешивании «подделки» и оригинальной тормозной жидкости одного класса разных производителей возникнут проблемы.

    Иногда водитель может столкнуться с ситуацией, когда требуется смешать тормозные жидкости. Однако не каждый может смело утверждать, которую из них нужно заливать. Поэтому стоит поговорить об этом отдельно.

    Практически любой довольно опытный водитель сталкивался с подобной ситуацией. При условии, что в тормозной системе не обнаруживается подтёков соответствующей жидкости, её замена производится не так часто. В этом случае рекомендуется просто соблюдать регламент завода-изготовителя.

    Но бывают ситуации, когда потек суппорт или тормозной цилиндр в дороге. Если ехать прилично, то требуется обязательно долить тормозную жидкость во избежании отказа тормозов. Да, тормозная жидкость будет опять выливаться, но зато будут тормоза. И хорошо, если автолюбитель запасливый и возит в багажнике некоторое количество такой жидкости. В противном случае ему придётся остановиться в ближайшем автомагазине, и купить товар из доступного ассортимента. Перед тем как покупать и доливать тормозную жидкость, нужно поразмыслить стоит ли её смешивать с той, которая уже присутствует в системе.

    Стандартные тормозные жидкости

    1. DOT-3. Эта жидкость может быть прозрачной или светло-коричневой. Температура кипения у неё для увлажнённой системы 135 градусов, а для сухой – 195-200. Применяют её совместно с барабанными тормозами. Это могут быть грузовые автомобили, у которых тормоза греются меньше, чем аналогичные дискового типа.
    2. DOT-4. По цвету примерно такая же, как и описанная выше. Но температура её кипения чуть больше. Это наиболее распространённая тормозная жидкость на сегодняшний день. Используется для авто и мотоциклов.
    3. DOT-5. Тёмно-красная жидкость, у которой температура кипения 250 градусов для сухой, и 170 – для увлажнённой системы. Применяется для спорткаров и мотоциклов. Не гигроскопична.
    4. DOT-5.1. Жидкость чуть маслянистая, с аналогичными температурами кипения. Цвет у нее может быть прозрачным или немного желтоватым. Является улучшенным вариантом DOT-4.

    Какие тормозные жидкости можно смешивать?

    Нужно обязательно запомнить, какие тормозные жидкости не стоит смешивать между собой:

    • DOT-5 полностью несовместима с другими тормозными жидкостями;
    • в системе с ABS никогда не смешивайте жидкость, разработанную для такой системы и ту, что для ABS просто не создана;
    • к DOT-5.1 не подмешивайте DOT-3 или что-то типа неё. Иначе может получиться, что ваша смесь закипит при температурах, гораздо ниже заявленных для DOT-5.1;
    • возможно смешивать DOT-3 с DOT-4.

    Если ситуация просто критичная, то возможно смешивать:

    • доливать DOT-4 в уже залитую DOT-3;
    • долить DOT-5.1 к DOT-3;
    • долить DOT-5.1 к рабочей DOT-4. В результате может образоваться смесь, которая закипит при больших температурах. Это, в принципе, допустимо.

    Ещё нужно добавить, что тормозные жидкости разных изготовителей настоятельно не рекомендуется смешивать между собой. Ведь каждый бренд имеет свой уникальный состав, в котором присутствуют различные добавки. Поведение жидкостей при смешивании никто не сможет спрогнозировать.

    Когда вы по какой-то причине всё-таки смешали между собой тормозные жидкости, то после окончательной остановки постарайтесь как можно быстрее слить всю эту смесь.

    Оказывается, что очень полезно бывает просто возить с собой некоторый запас такой тормозной жидкости, который уже залит в систему. Так вы сможете избежать ситуаций с неправильным смешиванием тормозных жидкостей и ненужным риском.

    >

    Комментировать
    0
    1 020 просмотров
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    Это интересно
    Adblock
    detector