No Image

Датчик света в автомобиле своими руками

СОДЕРЖАНИЕ
0
1 121 просмотров
20 августа 2019

Продолжаю рассказывать про датчики в автомобиле, и знаете, сегодня он касается не двигателя, а поговорим мы о датчике света (или освещенности). Многие задают мне вопросы — что это такое, как он работает и возможно ли сделать самому. Нужно отметить, что вещь действительно «прикольная», я бы даже сказал полезная, как обычно расскажу все простыми словами, а в конце сможете посмотреть небольшое видео. НУ что же начнем …

ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

Для начала небольшое определение

Датчик света (освещенности) – это небольшой фотоэлемент (с небольшим реле), при помощи которого автоматически включаются или выключаются фары автомобиля – как правило, это передний ближний свет. Этот элемент замеряет уровень освещенности и принимает решение о включении или отключении ламп. Устройство полностью автономно и очень удобно, оно точно знает когда необходимо зажечь свет, например — вы заехали в долинный подземный переезд, сами можете не догадаться о свете, а вот датчик уже через несколько секунд среагирует. Также это происходит и в сумерках, сами водители, как правило — плохо ориентируются в этом времени суток, а электроника никогда не ошибается.

Что и говорить, машины становятся все более компьютеризированы, уже никого не удивить коробкой – робот, автоматическим поддержанием климата, автоматическим поиском радиостанций и т.д. Если честно — то скоро машины сами смогут ездить без водителя (у GOOGLE) уже есть такие разработки, и думаю это будет на нашем веку. Просто нажал кнопку на смартфоне, ввел координаты, и она за тобой приехала, что-то типа такси.

Датчик света это еще один шаг к электронному управлению машиной, работа по включению фар за вас!

Принцип работы

Как я уже писал это своего рода чувствительный фотоэлемент (с реле), он устанавливается под или на лобовое стекло автомобиля. Этот элемент замеряет освещение рядом с собой и принимает решение о включении или выключении фар, которое в свою очередь поступает в ЭБУ, либо на прямую в систему выключения. При пороговом значении, действия происходят практически мгновенно – обычно задержка 2 – 3 секунды. Вот почему если вы заехали в темный туннель, или подземный гараж, датчик сработает примерно через это время.

Если сказать простым и понятным языком – то это своего рода выключатель, который работает автоматически и замеряет уровень освещенности вокруг себя.

Обычно настройка ведется только на ближний свет фар автомобиля, дальний вам нужно включать самим. Потому как это просто не безопасно, он может ослепить машину, идущую вам на встречу.

Как работает

Если честно, то настроек всего две:

1) Это темный режим суток. Когда фары зажигаются только в темноте.

2) Сумерки. Когда лампы начинают работать при сумерках, когда не так темно.

Также можно настроить «включение-выключение» фар – например только ближний, ближний + противотуманки. Это реально удобно.

Обычно реализация работы таких датчиков на панели около руля. Если специальный режим «AUTO», а также обычные режимы для ручного включения.

Для активации переводим ручку в AUTO и все, он будет работать согласно заложенным в него настройкам.

Хочется отметить, что в некоторых машинах, применяется система задержки отключения фар. Например, вы заглушили машину в гараже вышли из нее, закрыли дверь, поставили на сигнализацию — а освещение еще работает! Сделано это специально для того чтобы осветить вам дорогу, например вы закрываете гараж ночью – чтобы было видно. После 3 – 5 минут фары автоматически выключатся. Также очень удобная система.

Например у моего друга нет освещения в гараже, и он часто ей пользуется в осенне – зимнее время, когда темнеет рано.

Кстати вот небольшое видео про тот который стоит у меня на автомобиле.

Какие бывают еще?

Нужно отметить, что датчики света, сейчас применяются не только в ближнем свете фар, но и в салоне или например в габаритных огнях грузовиков.

В салоне – он напрямую может регулировать уровень света, зажигать одну или обе лампы салона (спереди и сзади). Также удобно, если на улице светло, то зачем зря жечь лампы!

Специальные габаритные огни применяются в основном для подсветки грузовиков. То есть днем они не работают, даже когда включена подсветка – но стоит стемнеть, весь грузовик начинает светиться. Сделано для безопасности!

Можно ли установить своими руками

ДА конечно можно — вообще без проблем. Если у вас иномарка, в «бедной» комплектации в которой нет датчиков света, то посмотрите их в более «богатых». Если там они присутствуют, то просто вам нужно их купить и самому установить, ну или в крайнем случае на СТО.

Зачастую в панели приборов уже есть место для его крепления. Также, скорее всего вам понадобится другая ручка включения фар, в ней будет присутствовать режим AUTO. Или просто нужно будет сменить декоративную подложку, под ручкой. Как правило, режим также уже заложен.

Поэтому вся установка сводится к покупке датчика – если надо ручки – и подключению в специальную плату. На форумах по вашей модели эту информацию уже сто раз переживали, я в этом уверен.

Если берете машину отечественного производства или авто в котором даже в «высоких» комплектациях нет такого датчика — то тут немного посложнее, вам нужно будет покупать и настраивать еще и плату.

Однако «не так страшен черт как его малюют» — по сути, датчик света это выключатель который размыкает электрическую цепь, которая идет на фары. Именно в разрыв и нужно ставить. Правда придется искать место куда закрепить сам фотоэлемент, однако, это вопрос уже второй.

Лично у меня знакомые ставили на ВАЗ 2110 за пару часов, не спеша. Также на форумах есть много информации по правильной установке и размещению самого фотоэлемента.

Вот такая статья получилась, думаю, теперь вы знаете — что это такое. А на этом буду заканчивать, всем пока – искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

(5 голосов, средний: 5,00 из 5)

Существует множество вариантов реализации автоматического включения автомобильного света. Каждый подбирает решение для себя индивидуально, исходя из своих предпочтений, руководствуясь своими знаниями и опытом. Главная задача реализации – повышение удобства использования автомобиля, а как известно удобство складывается из мелочей.

Классический, заводской автосвет на KIA Sorento I. Головной свет включается до старта двигателя. Реализованный автосвет. Питание на ДХО (габариты или ближний) подается после пристегивания ремня безопасности водителя и отключается после остановки двигателя.

Принципиально можно выделить несколько подходов к реализации автоматического света:

1. Минимальные изменения в электросхеме или настройках бортового компьютера для активации уже заложенной производителем функции автосвет.

2. Простые незначительные изменения, как правило в блоке управления светом, с использованием одного реле.

3. Более серьезные вмешательства в электросхему автомобиля с использованием реле, контроллеров и подключением к датчикам автомобиля.

Люди устанавливающие автоматическое включение света как правило стараются учесть следующие нюансы:

  • Включение света после запуска двигателя, т.к. при холодном пуске важно сохранить для стартера каждый ватт энергии;
  • Возможность легкого, быстрого отключения, ведь в жизни бывают разные ситуации, возможно Вам потребуется холодной зимней ночью долго просидеть в заведенной машине не привлекая к себе внимания.

Реализовать автоматическое включение света будем на автомобиле Шкода Октавия тур по простой схеме с применением одного пятиконтактного реле. В данном авто есть возможность реализации штатными средства, а именно заменой реле управления светом, но использовать его мы не будем, т.к. алгоритм включения будет стандартным – свет будет включаться в момент включения зажигания и потухать во время работы стартера, после чего снова загораться. При таком подходе мы снижаем ресурс ламп, а главное снижаем вероятность запуска двигателя после холодной ночи. В своей работе мы решили использовать сигнал пристегнутого ремня водителя, на подавляющем большинстве современных автомобилей в замке ремня есть датчик.

Выбор данного алгоритма обладает следующими плюсами:

1.Водитель как правило пристегивается после старта двигателя, т.е. до и во время работы стартера нет лишних потребителей.

2.Водитель ездит всегда пристегнутым, а значит свет горит тогда, когда машина едет и выключается когда водитель отстегивается или глушит машину.

3.Если необходимо оставить заведенную машину без обозначения светом, просто не пристегиваемся.

Перед началом лучше ознакомиться с инструкцией по ремонту вашего автомобиля, что бы узнать как добраться до тех или иных блоков, а также какие управляющие сигналы использовать.

Итак, все готово можно приступать:

В работе мы используем крестовую отвертку, бокорезы, пятиконтактное реле, мультиметр.

Силовые провода в колодке реле лучше поменять на более толстые, не менее 2,5 квадратов т.к. стандартные, тонкие провода сильно нагреваются под нагрузкой, а если провода греются то и до пожара недалеко. Управляющие можно оставить заводские, нагрузка там минимальна.

План подключения следующий:

  • 85 управляющий контакт реле – к плюсу после замка
  • 86 управляющий контакт реле – к постоянному минусу на датчике непристегнутого ремня (минус пропадает после пристегивания)
  • 30 силовой контакт – к плюсу после замка (позволит избежать потребление тока на заглушенной машине)
  • 87А (88) – силовой контакт – к силовому проводу на габариты или ближний свет (можно включить габариты, ближний свет и подсветку приборов, для этого необходимо перед каждым отходящим проводом поставить диод )

1.Находим фишку под сидением водителя, вынимаем её из разъема и определяемся с необходимым проводом для упавляющего сигнала.

2.Разбираем порог водительской двери, находим в косе нужный провод и подключаемся к нему, после подключения лучше проверить мультиметром что вы выбрали нужный провод.

3.Пробрасываем провод с управляющим минусом к блоку управления светом.

4.Находим, управляющий и питающий провод после замка зажигания (питающий провод должен быть сечением не менее 2,5 квадратов).

5.Подключаем провода к колодке реле в соответствии с планом подключения (любые вмешательства в проводку необходимо производить при отключенной плюсовой или минусовой клемме аккумулятора).

6.Тщательно изолируем, тестируем, все ОК – собираем.

Данная конкретная схема применима только к автомобилю Skoda Octavia tour, т.к. полярность проводки датчика непристегнутого ремня у Вас может быть другой, алгоритм работы датчика и включения света также может отличаться. В данном автомобиле происходит размыкание цепи при обнаружении пристегнутого ремня. Помните – некомпетентное вмешательство в проводку автомобиля может привести к серьезным затратам на ремонт, если вы на 100% не уверены в своих силах или знаниях обратитесь к профессиональному электрику в крупном автосервисе.

Универсальная схема включения автосвета

Ваша машина ночует в гараже, Вас мало волнует проблемы холодного запуска и уж тем более ресурс ламп, тогда имеет смысл рассмотреть более простую, универсальную модель подключения основываясь на недорогом четырех контактном реле:

85 управляющий контакт реле – к плюсу после замка

86 управляющий контакт реле – к массе

30 силовой контакт – к постоянному плюсу (к массе в зависимости от того + или – подается на лампы фар при включении)

87 – силовой контакт – к силовому проводу на габариты или ближний свет

При вождении автомобиля в темное время суток возникает необходимость хорошего освещения дороги на достаточно длинную дистанцию. Но если по встречной полосе едет автомобиль с включенными фарами, то он ослепляет водителя встречного направления.

Этот эффект ослепления является одной из главных проблем езды в темное время. Для того чтобы избежать ослепления лампочки фар имеют две нити накала, причем вторая расположена так, чтобы свет распространялся вниз и в сторону от уровня глаз водителя встречного автомобиля. На практике, обычно водитель вручную переключает дальний и ближний свет механическим переключателем. Однако это очень неудобно для водителя, особенно в часы пик.

Наш проект “Адаптивная система освещения для автомобилей”(АСО) это умное решение для безопасного и удобного ночного вождения без интенсивного ослепляющего эффекта.

Адаптивная система не требует ручного переключения “ближний/дальний” при приближении встречного автомобиля. Система сама определяет есть ли свет от встречного автомобиля и переключает на ближний свет, а затем, после прохождения мимо, снова на дальний. Пользователь может настроить чувствительность системы.

Отличительные особенности системы

  • Питание от 12 В аккумуляторной батареи автомобиля, с пренебрежительно малым потреблением в ждущем режиме.
  • Надежный и защищенный от атмосферных явлений модуль оптического датчика (фотоэлемент CDS).
  • Независимый регулируемый контроль, для установки параметра“чувствительность определения света”, чтобы избежать ложных срабатываний, вызванных влиянием других источников света, таких как уличные фонари.
  • Дополнительный селекторный выключатель для “ режима автоматической сигнализации”(ASM). В этом режиме фары переходят в пульсирующий режим, т.е. ритмично переключают ближний свет на дальний и наоборот (аналогично тому как водители сигналят светом друг другу).
  • “Режим энергосбережения”- Если схема находится в активном режиме, по умолчанию, фары автоматически выключаются при въезде на хорошо освещенную территорию.

Эффект Трокслера

Исследования д-ра Алана Льюиса, который работает в колледже оптометрии при государственном университете в Биг Рапидс, штат Мичиган, обнаружил, что во время ночного вождения, свет от фар транспортных средств, может стать причиной ослепления.

Даже после окончания воздействия яркого света на сетчатке глаза остается его изображение, что создает слепое пятно. Это явление, известное как эффекта Трокслера, увеличивает время реакции водителя до 1,4 секунды.

Это означает, что, при скорости 60 миль в час (примерно 96.5км/час ), водитель проедет 123 фута (37.5 м), прежде чем среагирует на опасность. В обычной ситуации время реакции на изменения в условиях вождения равно 0,5 сек, а расстояние, пройденное до торможения, составляет 41 фут (12.5 м), при той же скорости движения!

Схема электрических соединений до переделки

Схема электрических соединений при подключении АСО

Принципиальная электрическая схема

Перечень компонентов

  • Микросхема: NE555 – 1
  • 8-ми контактная панелька для МС – 1
  • Транзистор: BC547 – 1
  • Диод: 1N4007 – 2
  • Резисторы: 100кОм подстроечный – 1; 47кОм 0.25 Вт – 1; 22кОм 0.25 Вт – 1; 10кОм 0.25Вт– 1; 1кОм 0.25 Вт – 2
  • Конденсаторы: 10мкФ/25В – 1; 100мкФ/25В – 1
  • Светодиоды: 5мм красный и зеленый – 2
  • LDR: фотоэлемент 20мм капсульного типа – 1
  • Реле: 12В постоянного тока – 1
  • Выключатель: переключатель со средней точкой (SPST)– 2

Работа схемы

Схема построена на популярной микросхеме NE555 (IC1). Здесь IC1 включена по схеме автоколебательного мультивибратора запускаемого по триггерному входу (вывод2). Мультивибратор работает на частоте примерно 1.5 Гц (рабочий цикл 75%), которая определяется величиной компонентов R1,R 3и C1. Схема питается от 12В аккумулятора автомобиля.

  • В положении ВКЛ. переключателя S1 напряжение 12В поступает на схему через диод защиты от переполюсовки 1N4007 (D1). Конденсатор C3 (100мкФ/25В) буферный, для повышения стабильности схемы. При отсутствии света, датчик освещенности, состоящий из фотоэлемента (LDR), подстроечного резистора (Р1) и транзистора (Т1) запрещает работу мультивибратора (вывод 4 “сброс” ). При этом на выходе IC1 (вывод3) “низкий” уровень сигнала и 12В реле (RL1) не срабатывает. Это состояние идицируется первым светодиодом (LED1). Поскольку нить накала дальнего света фар подключена к “+” через нормально замкнутые контакты реле, то в этом режиме они включены на дальний свет.
  • Когда на датчик освещенности попадает яркий свет, мультивибратор запускается и “высокий” уровень сигнала втягивает реле. Контакты реле переключают фары на ближний свет, до тех пор пока не изменится состояние датчика освещенности. Это состояние идицируется вторым светодиодом (LED2). Переключателем S2 задается режим автоматической сигнализации (ASM). В положении ВКЛ выводы 2 и 6 IC1 соединяются с “землей” и, следовательно, автоколебательный режим мультивибратора отключен. При S2 в положении ВЫКЛ функция ASM включается и начинается быстрое переключение ближний/дальний, пока на датчик освещенности попадает яркий свет от встречного автомобиля.
  • Контакты реле RL1 можно соединить параллельно штатным контактам селекторного переключателя ближний/дальний. Также возможна подача +12В на нити накала ближнего и дальнего света через контакты реле.
  • Рекомендуется использовать один 20мм датчик, закрепленный в соответствующей позиции в передней части автомобиля.
Комментировать
0
1 121 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector