No Image

Дхо из ближнего света своими руками

СОДЕРЖАНИЕ
0
1 475 просмотров
20 августа 2019

Сегодня во многих странах правила дорожного движения обязывают водителей использовать дневные ходовые огни или ближний свет во время езды, вне зависимости от времени суток. С принятием этих поправок многие автомобилисты, машины которых не оборудованы ДХО, стали ставить этот тип оптики. Но есть еще один вариант — использовать ДХО в дальний свет в полнакала. В этой статье мы подробно расскажем о реализации этого способа.

Характеристика фар DRL

Вместо дневных ходовых огней водитель может использовать фары DRL, эта разработка была придумана европейскими специалистами. В данном случае в отражателе используется галогенный источник света мощностью 12 ватт, очень похожий на ан дальнее освещение. При установке такой оптики световой поток будет направлен не на дорожное покрытие, как при ближнем освещении, а в глаза другим автомобилистам. Но при этом он не будет слепить водителей, а обеспечит более лучшую видимость авто на дороге. Если вас заинтересовал этот способ, такую функцию можно реализовать при помощи дальнего освещения, при этом фары будут светить не на половину, а только на треть мощности.

Принцип работы

Как же работает дальний свет в полнакала? Когда водитель включает дальнее освещение, оптика будет гореть довольно тускло, однако этого хватит для того, чтобы обозначить свое транспортное средство на дороге. При этом свет не будет слепить других участников дорожного движения. Разумеется, для этого необходимо установить отдельную кнопку. Когда эта кнопка отключается, оптика перейдет в режим работы дальнего света. Следует отметить, что это никак не повлияет на реализацию всех функций дальнего освещения (автор видео — Виталий Сусский).

Плюсы и минусы

Если вы решили использовать дальний свет в полнакала вместо ДХО, то при правильной реализации задачи вы сможете ощутить на себе следующие преимущества:

  1. Во-первых, вам не придется покупать отдельно светодиодную оптику и тратить время на ее установку. Соответственно, если вы ничего не понимаете в электрике, вы также избавляете себя от необходимости тратиться на установку фар.
  2. Во-вторых, при правильной реализации схемы вы сможете добиться того, что нагрузка на аккумуляторную батарею будет более низкой. Соответственно, вероятность того, что более устаревшая АКБ быстрее разрядится, сводится к минимуму. Особенно это преимущество актуально для автолюбителей, которые используют подсевшие аккумуляторы в холодное время года, когда они еще быстрее разряжаются.
  3. В-третьих, ресурс эксплуатации источников ближнего освещения становится более высоким. Так что вы избавляете себя от более частых финансовых затрат на покупку ламп.
  4. Кроме того, при реализации системы DRL световой поток будет светить немного выше, соответственно, транспортное средство будет более заметным в потоке автомобилей.
  5. При включении этой функции задние габариты гореть не будут, таким образом, они не смогут «замаскировать» стоп-сигналы. Это не только способствует повышению безопасности при движении, но и позволяет увеличить ресурс эксплуатации задних ламп.
  6. Также вы не столкнетесь с проблемой приглушения подсветки интерьера. Когда габаритные огни включены, а на улице яркое солнце, водителю будет сложнее увидеть экран магнитолы.
  7. Некоторые автолюбители отмечают, что при правильном подходе можно даже добиться снижения расхода топлива. Этот показатель небольшой, составляет всего около 0.15 литров в час. Тем не менее, такого достоинства можно добиться только в том случае, если двигатель работает правильно и расход горючего не увеличен по сравнению с нормой.

Что касается недостатков, то в принципе, их нет. К минусам можно отнести только монтаж и реализацию схемы, которая может вызвать трудности. Но и эту проблему можно решить, внимательно ознакомившись с инструкцией или обратившись к специалистам.

Фотогалерея «Схемы для обеспечения работы дальнего света в полнакала»

Руководство реализации функции DRL на автомобиль

Произвести установку такой системы своими руками вполне возможно в гаражных условиях.

Рассмотрим процесс реализации схемы на примере автомобиля ВАЗ 2110 с оптикой Бош:

  1. В первую очередь вам потребуется провод с двойной изоляцией, его необходимо протянуть из салона транспортного средства к правой фаре. Сам провод следует подключить к контакту 87 реле, в некоторых модификациях авто он может маркироваться номером 88.
  2. Затем необходимо открыть крышку модуля дальнего освещения, она расположена ближе к радиаторному устройству. Извлекается провод массы, как правило, он имеет черный либо коричневый цвет, после чего посредине кабель разрезается канцелярским ножом. Тот конец провода, который выходит из фары, необходимо заизолировать с помощью изоленты. А другой конец разрезается по центру.
    Затем к кабелю, идущему к источнику дальнего освещения, необходимо подпаять провод, который впоследствии укладывается через вентиляционное отверстие оптики. Его можно найти на обратной стороне фонаря, в верхней части, неподалеку от поворотника. Сам провод желательно проложить на наружной части фары, через отверстие ближнего освещения, при этом для укладки можно использовать пинцет. Убедитесь в том, чтобы новый уложенный кабель внутри оптики не соприкасался с цоколем источника освещения. Именно этот провод будет служить массой для лампочки дальнего света.
  3. Выполнив эти действия, провод следует соединить с контактом реле под номером 30.
  4. Далее, производится подключение контакта реле под номером 85 к кабелю зеленого цвета в разъеме фонаря дальнего освещения.
  5. Затем к массе следует подключить контакты реле под номерами 86 и 87. Наиболее оптимальным вариантом будет проложить отдельный кабель до шпильки лонжерона. В этом месте сходятся провода масса от самой оптики, поворотных огней, а также противотуманных фонарей. Чтобы не допустить окисления, все соединения следует заизолировать специальной термоусадочной трубкой, а для большей надежности можно использовать и изоленту.
  6. Следующим этапом будет подключение кабеля в монтажном блоке с предохранительными устройствами в салоне, в частности, вам потребуется разъем противотуманной оптики. То есть вы будете использовать кнопку управления, реле, а также предохранительный элемент от противотуманок. При необходимости вы можете установить отдельный переключатель в более удобном месте, к примеру, на центральной консоли.
  7. Теперь вам остается только подключить питание. Питание берется с 12-вольтного контакта после замка зажигания, этот провод обычно имеет сине-красный цвет. Такое подключение позволит активировать дневное освещение при включении зажигания, соответственно, отключаться оно также будет при извлечении ключа. Завершающим этапом будет установка пятиамперного предохранителя на данном участке цепи в любом удобном месте. Это позволит защитить цепь от возможных скачков напряжения (автор видео — канал SuperWIRUSS).

Заключение

При реализации системы своими руками можно использовать и готовые реле. В таких устройствах уже реализованы различные режимы функционирования. К примеру, если взять контроллеры моделей DRL 30 N, то они позволяют управлять как дальним, так и ближним освещением, противотуманное оптикой, а также прочими элементами. Это могут быть диодные ходовые огни или маломощные фонари DRL, но нужно учитывать, что их эксплуатация возможна при допустимых параметрах.

В любом случае, описанная выше схема доработки дальнего освещения дает возможность использовать оптику как в качестве дневных ходовых огней, так и в качестве дальнего освещения. В данном случае все зависит от времени суток. Если вы не уверены в том, что сможете реализовать такую схему, то лучше обратитесь к специалистам, поскольку ошибки могут привести к более серьезным неисправностям оптики.

Цена вопроса

Как вариант, всегда можно приобрести фонари ДХО отдельно или приобрести DRL контроллер. Стоимость нормальных ДХО на сегодняшний день составляет около 2-3 тысяч рублей, но ценовой диапазон в данном случае более широкий. Здесь все зависит от производителя, а также модели покупаемой оптики и качества ее освещения. Что касается контроллеров, то в зависимости от модели и функционала его стоимость может составлять около 400-600 рублей. Но здесь все также зависит от производителя, а также магазина, где вы покупаете устройство. Китайские аналоги всегда будут стоить дешевле.

Видео «Реализация схема дальнего света в полнакала на примере Ford Fusion»

На видео ниже представлен процесс реализации схемы включения дальнего света вполнакал на примере автомобиля Ford Fusion (автор ролика — канал Artem Kirzhner).

Движение транспортных средств с включенными передними фарами в дневное время стало нормой после утверждения поправок в ПДД РФ от 2010 года. Однако отсутствие штатных дневных ходовых огней (ДХО) вынуждает водителей использовать в качестве подсветки другие, разрешенные законом, автомобильные фонари. Это могут быть фары ближнего света или противотуманки (ПТФ).

Какие недостатки удалось выявить среди разрешенных типов фар за прошедшие 6 лет действия закона? Как от них избавиться, не нарушая пункты действующих ПДД?

Почему нежелательно использовать ближний свет?

Название «Ближний свет» свидетельствует о его прямом назначении – освещение дорожного полотна в тёмное время суток непосредственно перед автомобилем, не ослепляя встречный транспорт. Решение задействовать его в качестве ходовых огней было вынужденной мерой, не требующей перепланировки конструкции и дополнительных капиталовложений. В результате: хотели как лучше (повысить уровень безопасности на дорогах), а получилось как всегда (возросла нагрузка на автомобиль).

В отличие от штатных ДХО, которые начинают светиться с пуском двигателя, фары ближнего света (ФБС) необходимо не забывать включать и отключать. Забыли включить – штраф, забыли отключить – севший аккумулятор. В обоих случаях последствия не радужные. Световой поток, излучаемый фарами ближнего света, в основном направлен вниз, чтобы не пропустить изъяны в асфальте. На сравнительно большом расстоянии между встречно движущимися машинами эффект от такого свечения практически отсутствует. Получается, что, двигаясь на скорости около 100 км/ч, водителям сложно своевременно реагировать на транспортные средства, которые движутся или идут на обгон по встречной полосе и создают потенциально аварийную угрозу. Это, пожалуй, главный недостаток использования ближнего света вместо ДХО, требующий от водителей повышенной концентрации внимания.

В некоторых марках авто от одного выключателя запитаны не только ФБС, но и другие приборы освещения, например, подсветка приборной панели. Пользы в дневное время от этого никакой, а вот дополнительный расход энергии и топлива обеспечен. Отрицательно сказываются и поездки по городу с частыми простоями в пробках и на светофорах. В таких случаях генератор не успевает пополнять энергией аккумулятор.

Регулярное применение фар ближнего света в дневное время негативно сказывается на надёжности всех элементов электрической цепи: сокращается срок службы ламп и аккумуляторной батареи. В результате в ночное время, когда без ФБС просто не обойтись, одна из ламп может попросту выйти из строя.

Что плохого в кастомных светодиодных ДХО?

Несмотря на широкий перечень преимуществ, светодиодные ходовые огни (led-drl) не лишены недостатков. По понятным причинам китайские производители тщательно скрывают «обратную сторону медали», пытаясь навязать неопытному покупателю разрекламированный товар за небольшие деньги. Практика порою доказывает полное отсутствие эффективности от дешевых ДХО, смонтированных своими руками, которое проявляется следующим образом:

  • сила света значительно меньше, минимально установленного правилами значения в 400 кд;
  • угол распространения светового потока не отвечает нормам;
  • низкое качество сборки приводит к сбоям и быстрому выходу ДХО из строя.

Конечно, можно купить качественные ДХО на светодиодах, заплатить за их подключение и установку по всем правилам, а после наслаждаться поездкой. Однако стоимость фирменного комплекта с услугами по монтажу выльется примерно в 7 тыс. рублей.

Дальний свет в полнакала вместо ДХО

Существует ещё один способ реализации ходовых огней, лишённый вышеуказанных недостатков. Его суть заключается в использовании фар дальнего света, включенных в полнакала и используемых вместо ДХО. Такой способ включения уже давно был предложен американцами. Однако на европейском авторынке этот вариант не получил распространение.

Суть метода состоит в последовательном включении двух ламп дальнего света, что приводит к двукратному снижению напряжения на них. Так как спираль лампочки – это активная нагрузка, то ток снижается пропорционально напряжению. В результате мощность потребления и светоотдача снижается в 4 раза. Как ни странно, но эффект от таких ДХО выше, чем от включенного ближнего света. Свет от них получается мягче и направлен он на водителей встречного транспорта.

Вариант реализации

Конструктивные особенности большинства машин не позволяют быстро переделать схему параллельного включения фар дальнего света в последовательное соединение, оставив при этом в рабочем состоянии оба варианта. Причина тому – необходимость переподключения реле, ошибки бортового компьютера и прочие сложности.

Тем не менее, находятся народные умельцы, которые делают практические схемы по регулировке яркости мощных ламп своими руками. Они основаны на работе MOSFET-транзисторов в режиме ШИМ-модуляции, что позволяет эффективно управлять световым потоком, не влияя на остальные исполнительные механизмы. Одна из таких схем представлена ниже. Наиболее простым и приемлемым для многих автолюбителей способом переделки дальнего в полнакала является установка готового DRL-контроллера. Это миниатюрное устройство размером со спичечный коробок отличается высокой надежностью и простотой подключения. Серийно выпускаются DRL-контроллеры для разных марок авто с различными функциональными возможностями. В самом простом случае DRL-controller снижает мощность ламп примерно в 3 раза с 100 до фиксированных 30–35% и имеет 5 выводов для подключения:

  • (+12В) – подключается через предохранитель 10А к аккумулятору;
  • корпус – подключается к автомобильному кузову;
  • (+включение) – поступает на клемму после зажигания;
  • выход – соединяется с проводом фар дальнего света;
  • габариты – соединяется с проводом габаритных огней.

ДХО из дальнего света на базе контроллера могут иметь несколько способов подключения. Оптимальным вариантом считается их автоматический пуск в момент зажигания с задержкой в несколько секунд. Чтобы избежать сбоев в работе остальных осветительных приборов, иногда приходится дорабатывать схему, добавляя в неё реле. Разместить DRL-контроллер можно в любом удобном месте, зафиксировав его с помощью стяжки. Для обеспечения надежного контакта провода спаивают между собой, а в клеммных соединениях используют оконцеватели или наконечники.

Важный параметр ДХО-контроллера – максимальная нагрузочная способность. Перед первым включением убедитесь, что мощность ламп не превышает данный параметр.

Произведя несколько тестовых включений, можно отправляться в путь и пользоваться всеми преимуществами дальнего света в полнакала, а именно:

  • грамотно подобранная яркость и направление светового потока;
  • автоматическое включение и отключение;
  • отсутствие затрат на светодиодные ДХО;
  • уменьшенная нагрузка на АКБ.

Согласно новым Правилам дорожного движения, на движущемся автомобиле должны быть включены либо фары ближнего света, либо противотуманки, либо дневные ходовые огни (ДХО). Дневные огни — это хорошо, однако встречаются только на относительно новых машинах. Как быть тем, у кого их нет? Попробуем обойтись малой кровью — сделать ДХО своими руками без оформления переоборудования и покупки дорогих диодных источников света.

Но начнём мы с истории. Дневным ходовым огням не один десяток лет. С 1970 года начались исследования на тему повышения безопасности дорожного движения посредством включения света в дневное время суток, что выделяло автомобиль и делало более заметным. Уже в 1972 году в Финляндии было узаконено это правило. Следом подобное внедрили и две другие скандинавские страны, а к 2003-му свет обязаны были включать водители большей части европейских стран. На североамериканском континенте пользу от дневного света тоже нашли: в Канаде он стал обязателен с 1989 года, а в США — с 1990-го, правда, внедрялся постепенно, сначала был не обязательным, а рекомендуемым. В Казахстане включать свет днём начали заставлять сравнительно недавно, с 2007 года, но необходимо это было делать только за городом. Но с 7 января 2015 года с включённым светом водители ездить обязаны всегда, и в городе и на шоссе.

Как мы и говорили, польза от ДХО такова: автомобиль становится заметным вне зависимости от времени суток или погоды. Опытные водители знают, когда это особенно актуально, к примеру когда смотришь на дорогу против солнца и встречные машины плохо видно. Также свет фар помогает опознать машину ещё за километр, что даёт возможность принять решение, допустим, для обгона на узкой дороге. Польза есть, и мы в редакции это подтверждаем, учитывая и собственный опыт.

Сегодня почти все автопроизводители комплектуют свои модели дневными огнями, чаще светодиодными. Они включаются автоматически поворотом ключа зажигания, не нагружают бортовую сеть, гаснут при включении ближнего света и при выключении двигателя. Это классно. Как быть тем, у кого огни не предусмотрены? Жечь фары или противотуманки. И тут есть о чём призадуматься, ведь их можно попросту забыть включить. Также к минусам стоит отнести, что днём вхолостую параллельно горят задние фонари, освещение номерного знака, подсветка панели приборов, а это сокращает их ресурс.

На увеличение расхода топлива это тоже чуть-чуть влияет, как-никак, а нагрузка на генератор идёт. У некоторых автомобилей вдобавок не гаснет свет при выключении мотора, и, забыв про это, можно с лёгкостью разрядить аккумулятор. Вот в таких случаях есть смысл установить ДХО самостоятельно.

Для начала теория
Прежде чем бежать на авторынок и приступать к работе, нужно открыть Технический регламент Таможенного союза. Итак, как должны работать ДХО согласно ему? Пункт 3.15. на этот вопрос отвечает:
«Дневные ходовые огни, если таковые установлены, должны включаться автоматически, когда выключатель зажигания находится в таком положении, которое не исключает возможность работы двигателя, однако они могут оставаться выключенными при нахождении рычага автоматической коробки передач в положении „Стоянка“, или приведённой в действие стояночной тормозной системе, или до начала движения транспортного средства после каждого запуска двигателя вручную. Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически при включении фар, в том числе передних противотуманных фар, за исключением тех случаев, когда мигание фар применяется для подачи кратковременных предупреждающих световых сигналов».

Пункты Правила ЕЭК ООН № 48, в свою очередь, помогут при выборе места для источников света, для удобства мы свели всё в одну наглядную картинку.

6.19.4.1 По ширине — точка поверхности, видимой в направлении исходной оси, наиболее удалённая от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства.

Расстояние между внутренними краями двух видимых поверхностей должно быть не менее 600 мм. Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм, если габаритная ширина транспортного средства составляет менее 1 300 мм.

6.19.4.2 По высоте — на расстоянии от 250 до 1 500 мм над уровнем грунта.

6.19.4.3 По длине — на передней части транспортного средства. Это требование считают выполненным, если излучаемый свет не мешает водителю непосредственно или косвенно в результате отражения зеркалами заднего вида и/или другими отражающими поверхностями транспортного средства.

В принципе это основные требования, которые нужно помнить и соблюдать при установке ДХО на свой автомобиль.

Теперь кратко о самих огнях и возможных ошибках
Самый простой способ — купить китайские светодиодные ленты или универсальные световые блоки и приклеить/установить там, где они поместятся. Ну, к примеру, если лента, то намотать вокруг штатной оптики, если в виде фары, то врезать в облицовку радиатора, бампер и т. д. Установить это легко, однако так делать нельзя. Почему? Самостоятельная установка ДХО — переоборудование со всеми вытекающими отсюда последствиями. Всё необходимо узаконивать. Как нам сообщили в КАП МВД РК, сертификации установка огней не требует, но поставить отметку в техпаспорт всё-таки придётся. Порядок действий будет следующий:
— прибыть в управление технадзора УАП;
— подать заявление на осуществление переоборудования;
— произвести установку световых приборов на специализированной СТО;
— получить справку СТО (акт, заключение) о проведении работ;
— прибыть в управление технадзора УАП для осмотра и получить разрешение на внесение отметки в СРТС (техпаспорт);
— направиться в РЭП по месту жительства или спецЦОН для замены СРТС.

Любви наряжать автомобили разными огоньками у наших водителей не отнять, поэтому нововведение никого не огорчило. Но будет ли световое оформление на разный вкус считаться ходовыми огнями? Нет. Не более чем украшение. Правильный свет придётся узаконивать

Скажем так, от установки до законной эксплуатации ДХО путь неблизкий. И многое будет зависеть даже просто от удачи…

Выход есть!
Но мы не опустили руки, глядя на всё вышеописанное, и придумали вот что. Установка ДХО — это необязательно красивые светодиодные фарки. Это может быть любой законный источник света. Что такое законный? Это те фары, которые установлены на заводе-изготовителе автомобиля или же установлены владельцем машины самостоятельно, но с допусками, предусмотренными конструкцией. Например, противотуманные фары (ПТФ). Они есть практически на всех автомобилях, а их установка владельцами не требует разрешения на переоборудование. И что самое главное, ПТФ, согласно ПДД, можно использовать в качестве дневного света. Другими словами, дело осталось за малым — сделать так, чтобы обычные противотуманки включались автоматически и сами выключались, когда включён ближний свет или двигатель заглушён. Но при этом мы сохраним функцию противотуманного света, получив эффект два в одном.

Для установки ДХО мы взяли редакционную «Ниву». В автомагазине прикупили необходимые компоненты, а именно: два реле (одно пятиконтактное, другое четырёхконтактное), электропроводку, блок для предохранителя на 25 А и изоленту, — уложившись в сумму 2 000 тенге. Поискали в гараже немного инструмента и принялись за работу. Противотуманки на нашей машине были установлены прямиком на бампере ещё при покупке. Разве что позже их поменяли на другие.

Инсталляция
Теперь перейдём к технической части процесса. Пятиконтактное и четырёхконтактное реле от моделей ВАЗ (кстати, это реле подойдёт практически к любому автомобилю) следует подключить так:

Реле 1
— контакт 85 — на массу
— контакт 86 — «+» от габаритов или ближнего света
— контакт 30 — «+» от реле 2 на контакт 87
— контакт 87а — «+» на противотуманные фары, не отключая при этом заводское подключение ПТФ

Реле 2
— контакт 86 — «+» от генератора или от замка зажигания
— контакт 85 — масса
— контакт 30 — «+» к АКБ
— контакт 87— «+» на реле 1 на контакт 30

При этом стоит учесть, что если контакт 86 реле 2 подсоединить к генератору, то огни будут загораться после запуска двигателя, а если к замку зажигания, то — при включении зажигания. Подходят оба, какой вариант лучше — решать вам.

Комментировать
0
1 475 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector