No Image

Хроматическая гамма фа мажор вверх и вниз

СОДЕРЖАНИЕ
0
3 015 просмотров
20 августа 2019

Статья посвящена одной из музыкально-теоретических тем – хроматической гамме. Из материала вы узнаете, что такое хроматическая гамма, как правильно ее строить в ладах мажорного и минорного наклонения. В качестве наглядного образца для построения избраны следующие тональности: до мажор, ре мажор и ля минор. Также вы узнаете интереснейшие высказывания известных музыкальных теоретиков о хроматической гамме.

Что такое гамма хроматическая?

Это такая гамма, которая состоит из сплошных полутонов. Может быть как восходящей, так и нисходящей. Она отнюдь не является отдельной ладовой системой, несмотря на то что образовалась вследствие заполнения абсолютно всех сплетений из больших секунд хроматическими полутонами. То есть основой послужили именно семиступенные гаммы как минорного, так и мажорного ладов. В восходящей хроматической гамме применяются повышающие звук знаки альтерации: диез, дубль-диез, бекар (при бемолях в ключе). В нисходящей хроматической гамме применяются понижающие звук знаки альтерации: бемоль, дубль-бемоль, бекар (при диезах в ключе). Если не выделять ладотональную первооснову определенными гармоническими аккордами или не подчеркивать метроритмическими средствами устойчивых ступеней лада, то определить по слуху тональность и лад исполняемой хроматической гаммы – совершенно невыполнимая задача. Реальнее выявить ее ладовое наклонение и тональность визуально. Так как при ее построении соблюдаются строгие правила.

Правописание хроматической гаммы

При написании хроматической гаммы учитываются следующие правила:

• Нотация осуществляется при учете опорных ступеней диатонического минора или мажора. Эти ступени никогда не изменяются. То есть для успешного и правильного построения гаммы нужно написать устойчивые ступени избранной тональности, не закрашивая их. Для наглядности все хроматические звуки следует заштриховать.
• Когда строится вверх хроматическая гамма, построение осуществляется следующим образом: повышенными на полтона будут абсолютно все диатонические ступени, отстоящие от последующих на один (целый) тон. Исключением является шестая ступень в мажорном ладу и первая – в минорном. Они не повышаются. Но как же тогда получить хроматическую гамму? Для этого надо в мажоре понизить на полутон седьмую ступень, а в миноре – вторую.
• Когда хроматическая гамма строится вниз, то следует знать, что пониженными на полтона будут абсолютно все диатонические ступени, отстоящие от последующих на один (целый) тон. Исключением является пятая. Как вы уже догадались, она не понижается. Вместо нее повышается четвертая ступень.

Интересен такой момент, что написание хроматического звукоряда в миноре при движении вниз полностью совпадает с нотацией одноименного мажора (безусловно, со всеми необходимыми ключевыми знаками альтерации).

Построение хроматической гаммы

Чтобы построить хроматическую гамму вверх и вниз в мажорном и минорном ладах корректно, нужно запомнить следующие правила:

• При построении гаммы в восходящем движении мажорного ладового наклонения нужно оставлять без хроматических изменений третью и шестую ступени.
• При построении в нисходящем движении мажорного ладового наклонения нужно оставлять без хроматических изменений первую и пятую ступени.
• При построении гаммы в восходящем и нисходящем движении минорного ладового наклонения следует сохранять без хроматических изменений первую и пятую ступени.

Построение хроматических гамм в мажоре

До мажор в восходящем движении: до (c), до диез (cis), ре (d), ре диез (dis), ми (e), фа (f), фа диез (fis), соль (g), соль диез (gis), ля (a), си бемоль (b), си бекар (h), до (c).

В нисходящем движении: ре (d) – до диез (cis) – до бекар (c) – си (h) – си бемоль (b) – ля (a) – соль диез (gis) – соль (g) – фа диез (fis) – фа бекар (f) – ми (e) – ми бемоль (es) – ре (d).

По данному образцу, придерживаясь основных правил, можно построить любые гаммы мажорного наклонения.

Хроматическая гамма: минор. Построение

В восходящем движении ля минор: a, b, h, c, cis, d, dis, e, f, fis, g, gis, a. В нисходящем движении: a, gis, g, fis, f, e, dis, d, cis, c, h, b, a.

Если придерживаться основных правил, то по данному образцу можно построить абсолютно все гаммы минорного наклонения.

Высказывания известных теоретиков о хроматической гамме

Академик Б. М. Теплов справедливо отмечал в своих исследованиях, что хроматическая гамма гораздо сложнее интонируется голосом, нежели диатоническая. И это действительно так. Каждый музыкант подтвердит данный факт. Трудность ее исполнения объясняется тем, что пение реализовывается благодаря тонкому ощущению чувства лада. Когда вокально интонируется хроматическая гамма, то достаточно трудно опираться на лад. Некоторые считают, что если ориентироваться не на лад, а на интервальное чутье, то спеть такую гамму чисто не составит никакого труда. Но это мнение является ошибочным, так как опора все-таки приходится именно на лад, а не на интервалы.

Поддерживает мнение Б. Теплова о ладовом чувстве как важной основе при пении хроматической гаммы Ю. Тюлин. Он считает, что когда интонируется хроматическая гамма, то певец ориентируется не на абсолютную величину м.2 (малой секунды) и б.2 (большой секунды), а на консонирующие интервалы диатоники. Так, например, если нужно спеть хроматическую гамму от ноты до вверх, то в качестве опорных звуков будут ми и соль. Если сложить эти звуки: до-ми-соль – то образуется тоническое трезвучие тональности до мажор. Эти же звуки являются устойчивыми в данной тональности. Ю. Тюлин при высказывании таких мыслей основывался не на сухой теории, а на проведенных опытах. В качестве «материала для исследования» он избрал четырех вокалистов-исполнителей, которые подтвердили выдвинутое мнение.

Таким образом, хроматическая гамма состоит из двенадцати звуков (не учитывая повторения основного тона) и не является отдельной ладовой системой. Она строится во всех тональностях мажорного и минорного наклонения. Для того чтобы научиться ее строить, нужно знать определенные правила. Приведенные в статье образцы (тональности до мажор, ре мажор, ля минор, ми минор) обязательно помогут вам в самостоятельном построении различных хроматических гамм.

К данной тональности родственными будут следующие: параллельная, тональности субдоминанты и доминанты с их параллельными тональностями’.

Кроме того, для мажора родственной является тональность минорной субдоминанты, а для минора — тональность мажорной доминанты.

Для до мажора родственными являются следующие тональности: ля минор, фа мажор, ре минор, соль мажор, ми минор, фа минор.

Для до минора родственными являются следующие тональности: ми-бемоль мажор, фа минор, ля-бемоль мажор, соль минор, си-бемоль мажор, соль мажор.

Таким образом, каждая тональность имеет шесть родственных тональностей.

5 43. ХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАММЫ

Хроматической называется гамма, строящаяся по полутонам. Правило ее написания основано на родстве тональностей.

М ажор н ая хроматическая гамма строится вверх путем повышения каждой ступени гаммы (там, где между ними целый тон), за исключением ч1 ступени (вместо которой понижается У1! ступень). При движении гаммы вниз понижаются все ступени, кроме Ч (вместо которой повышается 1ч ступень).

Таким образом, при движении гаммы вверх все ступени пишутся как бы два раза (натуральная и альтерированная), кроме 1П и т71, а при движении гаммы вниз — кроме 1 и Ч. ло мажор хроматический

М и н о р н а я хроматическая гамма строится вверх путем повышения всех ступеней, кроме ! (вместо которой понижается П ступень). При движении гаммы вниз понижаются все ступени, кроме ! (вместо которой повышается Ч!! ступень).

Таким образом, при движении вверх и вниз 1 и Ч ступени пишутся только один раз. ля минор хроматический

5 44. ДИКТАНТ. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Музыкальный диктант — это запись мелодий по памяти. Перед записью диктанта надо хорошо настроиться в тональности. Для этого желательно спеть гамму, устойчивые звуки и другие интонационные упражнения. Во время проигрывания ученик должен сам определить размер, в котором звучит мелодия диктанта. Для этого надо, чтобы сильные доли мелодии совпадали с движением руки вн из (при дирижировании). Затем необходимо определить количество предложений, фраз, особенности их окончаний, наличие повторов, количество тактов, особенности мелодии и т. д.

Во время каждого проигрывания надо дирижировать и стараться запоминать наизусть фразы мелодии. Между проигрываниями нужно записывать фразы по памяти, обязательно пропевая их "про себя" с дирижированием. Это необходимо для правильной записи ритма.

Существуют разные виды диктантов. Для домашней работы удобны такие формы, как: 1) запись по памяти знакомых песен; 2) пропевание или проигрывание мелодии, только что услышанной; 3) подбор за инструментом знакомых мелодий.

Хроматическая гамма — последовательность расположенных в восходящем или нисходящем порядке звуков, в которой расстояние между соседними ступенями равно полутону.

Октава содержит 12 звуков X. г. Не являясь гаммой самостоят. лада, X. г. образуется из звукорядов натурального мажора или натурального минора при заполнении больших секунд хроматич. полутонами. В восходящей X. г. хроматич. полутона записываются как повышения диатонич. ступеней, в нисходящей – как их понижения, за нек-рыми исключениями, учитывающими родство тональностей. Так, в мажоре вместо повышения VI ступени понижается VII ступень, вместо понижения V ступени повышается IV. В миноре написание восходящей X. г. то же, что в параллельном мажоре (I ступень минора приравнивается к VI ступени мажора); нисходящая X. г. в миноре пишется с сохранением правописания восходящей или как одноимённая мажорная X. г.

В муз. произв. иногда встречаются отступления от подобного написания X. г. В большинстве случаев они логически обоснованы. Напр., повышение VI ступени при восходящем направлении движения в мажоре может быть связано с желанием придать звуку вводнотоновый характер по отношению к VII ступени лада. Оно встречается и при использовании X. г. в виде пассажа на фоне выдержанной гармонии и т. п.

Комментировать
0
3 015 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector