Самосвал – это саморазгружающийся автомобиль, полуприцеп с кузовом или прицеп. Выгрузка груза происходит, как правило, гидравлически или посредством принудительной разгрузки.
Также есть отдельный вид самосвалов, выгрузка из которых осуществляется путём наклона всей машины с помощью телескопических подъёмников. Основная сфера применения самосвалов – это перевозка сыпучих, навалочных или каких-либо других грузов, которые можно отгружать путём их опрокидывания. Самосвалы относятся к одному из самых распространенных видов арендуемой техники, также как аренда автокрана, автовышки или экскаватора.
Классификация самосвалов следующая:
– по направлению выгрузки (назад или вбок) – по типу выгрузки (принудительный или с наклоном)
– по виду кузова (платформа, бункер, съезжающая платформа, съезжающий бункер) Несмотря на то, что самосвалы обладают меньшей грузоподъёмностью, чем грузовики с фиксированной платформой для грузов, они являются более выгодным решением ввиду экономии времени на разгрузку.
По способу разгрузки самосвалы различаются: боковая, универсальная разгрузка во все стороны или задняя.
Дорожные самосвалы. Почти все производители строительной спецтехники выпускают самосвалы, которые предназначены для дорог общего использования. Эта техника применяется в ремонте, строительстве, сельском хозяйстве, коммунальном хозяйстве и при добыче руд и полезных ископаемых. Как правило, они имеют от двух до четырёх осей и грузоподъёмность в интервале сорока тонн. Внедорожные (карьерные) самосвалы. Их основная сфера применения – открытая разработка полезных ископаемых. Ввиду веса и габаритов их невозможно использовать на дорогах общего пользования. Большие машины привозятся к месту работы по отдельным частям и собираются непосредственно на месте. Для тяжёлых самосвалов наиболее целесообразно использовать схему с 2-мя осями, с полным или задним приводом и задней разгрузкой кузова.
Современные сверхтяжёлые самосвалы оснащены гибридными силовыми установками, т. е. дизельным двигателем приводится в действие генератор переменного тока, благодаря которому питаются тяговые электродвигатели, и за счёт них происходит вращение колёс. Тормозная система основана также на принципе совместного действия электромоторов и гидравлики, которые вырабатывают энергию в режиме торможения. Наибольшую эффективность таких гигантов можно получить используя парную комбинацию тросового или гидравлического экскаватора, который осуществляет разгрузку за три-пять циклов. Уже существуют экскаваторы, которые оснащены ковшом, способного вместить более 100 тонн породы и ввиду этого факта возможно появление самосвалов со способностью переносить более 400 тонн, о разработке которых уже сообщают некоторые СМИ. На данный момент более двадцати компаний выпускают карьерные самосвалы. Основная часть рынка занята самосвалами, которые имеют грузоподъёмность до сорока тонн.
Автомобилями и автопоездами-самосвалами называются специализированные АТС, оборудованные саморазгружающимися грузовыми кузовами.
Самосвалы предназначены для перевозки сыпучих (навалочных), полужидких и скальных грузов, а также грузов, не требующих осторожности при разгрузке.
Из всех типов СПС самосвалы имеют наибольшее распространение, так как применение их позволяет значительно сократить время и расходы на разгрузочные работы. Самосвалы составляют приблизительно третью часть грузового автомобильного парка страны.
Самосвалы разделяются по назначению, направлению разгрузки и типу используемого шасси подвижного состава.
По назначению самосвалы делятся на:
По направлениию разгрузки (опрокидыванию кузова) самосвалы могут быть:
– с задним опрокидыванием,
– боковым двусторонним опрокидыванием,
– с предварительным подъемом.
По типу используемого шасси:
Строительные самосвалы служат для перевозки сыпучих грузов (земля, песок, щебень, гравий и др.), жидких строительных растворов (бетон, известь, гипс, мыльная щелочь и др.) и различных промышленных грузов (силикатный кирпич, цемент и др.).
Строительные самосвалы изготавливаются на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей и отличаются от них формой грузового кузова, уменьшенной длиной, укороченной базой, наличием надрамника и подъемного механизма грузового кузова.
Меньшая длина и укороченная база улучшают маневренность самосвала, надрамник усиливает укороченную раму, работающую в тяжелых нагрузочных условиях, а подъемный механизм обеспечивает разгрузку грузового кузова. Грузоподъемность самосвала по сравнению с базовой моделью несколько снижается из-за большей массы его кузова, массы надрамника и подъемного механизма.
Строительные самосвалы являются наиболее распространенными из всех типов самосвалов.
Карьерные самосвалы предназначены для перевозки горных пород и твердых полезных ископаемых (руда, каменный уголь и др.). Карьерные самосвалы предназначены для работы вне дорог и их движение по обычным дорогам недопустимо из-за больших осевых нагрузок и габаритных размеров.
Карьерные самосвалы характеризуются колесной формулой 42, имеют короткие базы, дизели большой мощности, гидромеханические и электрические трансмиссии и гидропневматические подвески. Все это обеспечивает им повышенные тягово-скоростные свойства и проходимость, высокую маневренность и плавность хода, а также хорошие условия труда водителей.
Сельскохозяйственные самосвалы служат для перевозки навалочных и насыпных сельскохозяйственных грузов (удобрения, корма, зерно, силос, картофель, кукуруза, овощи, корнеплоды и др.). Эти самосвалы могут быть также использованы для различных хозяйственных и строительных работ.
Сельскохозяйственные самосвалы, как и строительные, выпускают на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей. Они отличаются от строительных самосвалов большими объемами грузовых кузовов и трехсторонним направлением разгрузки. Кроме того, сельскохозяйственные самосвалы дополнительно оборудуются надставными бортами, которые увеличивают вместимость кузовов в 1,5 – 2 раза, что позволяет при перевозке сравнительно легковесных сельскохозяйственных грузов полнее использовать их грузоподъемность.
Грузовые кузова автомобилей-самосвалов – цельнометаллические сварные из листовой стали и усилены стойками. Иногда их выполняют из алюминиевых сплавов или армированных пластмасс, что позволяет уменьшить массу, повысить коррозионную стойкость кузова, снизить уровень шума при погрузке и улучшить очищаемость при разгрузке.
В зависимости от характера перевозимого груза конструкция грузовых кузовов может быть различна: ковшового и совкового типов, с открывающимися в направлении разгрузки бортами (назад, вбок, на все стороны) и без открывающихся бортов.
Кузова с открывающимися бортами могут иметь верхнее или нижнее расположение шарниров, обеспечивающих открывание бортов. При нижнем расположении шарниров, когда боковые борта открываются частично (поворачиваются вокруг шарниров на 90°), исключается сброс груза под колеса самосвала. Привод к механизмам открывания борта может быть механический или пневматический.
Кузова без открывающихся бортов не имеют заднего борта, их горизонтальное днище имеет приподнятую заднюю часть (ковшовый тип) или наклонено вперед (совковый тип), что исключает возможность высыпания груза при перевозке.
В поперечном сечении кузова выполняются прямоугольными, полуэллиптическими, корытообразными, что зависит от свойств основного перевозимого груза. Кузов прямоугольного сечения имеет больший объем и более высокую жесткость по сравнению с кузовами корытообразного и полуэллиптического сечения, но самоочищаемость его при разгрузке хуже.
Для исключения примерзания влажных грунтов и растворов кузова самосвалов часто делаются обогреваемыми: их днища и борта имеют специальные каналы, через которые пропускаются отработавшие газы.
Грузовые кузова строительных и карьерных самосвалов в передней своей части имеют защитные козырьки, исключающие попадание груза в пространство между кабиной и кузовом, а также повреждение кабины при экскаваторной загрузке.
Механизм опрокидывания кузова на современных автомобилях-самосвалах выполняется чаще всего с гидравлическим приводом. Это объясняется тем, что данный тип привода, при относительно малой массе и компактности конструкции, может развивать значительные усилия для сбрасывания больших масс перевозимых грузов, достаточно надежен и безопасен в работе.
Гидравлические подъемные механизмы состоят из гидроцилиндра или цилиндров; масляного насоса с краном управления; рычажно-балансирного механизма, соединяющего шток цилиндра с кузовом, и привода. Насосы гидропривода приводятся в действие от коробки отбора мощности с использованием энергии двигателя автомобиля.
Опускание кузова после разгрузки осуществляется за счет его собственной массы. Исключение составляют карьерные самосвалы, на которых опускание кузова происходит как за счет его массы, так и принудительно за счет воздействия на поршни гидравлических цилиндров давления масла при изменении направления его подачи.
Прицепы и полуприцепы-самосвалы имеют один или два моста, оборудованы металлическими сварными опрокидывающимися кузовами с задним или тремя (задним и двумя боковыми) открывающимися бортами. Их кузова могут также дополнительно оборудоваться съемными надставными бортами.
Направление разгрузки прицепов и полуприцепов-самосвалов – заднее или боковое на две стороны с гидроприводом от автомобиля-тягача.
Самосвал – транспортное средство грузового типа с механически, как правило, гидравлически опрокидывающимся кузовом. Представляет собой классический полуприцеп или современный прицеп. Кузов, обычно, бункерного варианта. Разгрузка происходит посредством наклона телескопическими подъемниками всего транспортного средства. Груз сбрасывается принудительно с помощью шнека.
Сфера использования самосвалов– транспортировка навалочных, разнообразных мелких сыпучих, а также прочих материалов, разгрузка которых допускается путем подъема кузова транспортного средства.
Самосвалы подразделяются между собой по следующим параметрам:
- варианту выгрузки (принудительной или наклоном);
- способу выгрузки (назад, на один бок, по всем сторонам или только на два бока);
- конструкции кузова (бункер или съезжающий бункер, платформа, удобная съезжающая платформа).
Самосвал уступает по уровню грузоподъемности грузовому автомобилю аналогичного типа, оснащенному платформой фиксированного типа. При этом такая техника эффективна, ввиду существенного сокращения временных затрат на выгрузку перевозимого материала.На российский рынок самосвалы поставляются в основном следующими отечественными производителями: ЯРОВИТ, УРАЛ, ГАЗ и КАМАЗ.
По сфере назначения самосвалы делятся на:
- мощные карьерные;
- универсальные дорожные;
- компактные для подземных работ;
- сочлененные.
Карьерные самосвалы
Используются для перемещения грузов на открытых площадках по добыче всевозможных полезных руд и ископаемых. Имеют габариты и вес, не позволяющие им проезжать по дорогам общего назначения. Некоторые особо крупные модели могут доставляться на разработки по частям и комплектоваться уже на месте эксплуатации. Оснащаются двумя осями, только с задним или с более функциональным полным приводом. Типа разгрузки кузова – задний. Силовая установка – гибридная, состоит из дизеля, мощного генератора переменного тока и эффективных электродвигателей, приводящих в движение колеса. Тормозная система – комбинация гидравлической системы и поставляющих в ходе торможения энергию электромоторов.
Дорожные самосвалы
Как правило, приобретаются или арендуются для работы на трассах общего пользования. Имеют низкую проходимость. Ввиду этого крайне редко применяются в строительной сфере. Пригодны для перевозки грузов в черте города и на фермах, при добыче руд и полезных ископаемых. Оснащаются 2, часто 4 осями. Грузоподъемность может доходить до 40 тонн. Некоторые производители выпускают самосвалы повышенной грузоподъемности с 5-7 осями. Поджимая до 4 осей, последние способны передвигаться на тех, что сохраняют контакт с дорожным полотном.
Самосвалы для работы под землей
Применяются для использования в стесненных условиях шахт и тоннелей. Используются в горнодобывающей промышленности, иногда в строительстве для транспортировки механически измельченных или взорванных материалов. Изначально предназначены для перевозки полезных ископаемых. Менее эффективны на открытых разработках, хотя конструкция и позволяет использовать их в подобных условиях.
Сочлененные самосвалы
Самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой. Востребованы при выполнении строительных работ, на разработках карьеров. Отличаются высокой степенью маневренности и проходимости. Оснащаются тремя осями. Все шесть колес являются ведущими. Еще одно их преимущество – наличие выключателя межколёсного дифференциала.
Отдельная группа самосвалов – предназначенные для перевозки снега. Они сочетают в себе высокую грузоподъемность с возможностью использования на декоративных дорожных покрытиях. Габариты этой техники позволяют ей без проблем передвигаться по городским трассам и улицам. Как правило, в них используется колесная формула 6х4, что обеспечивает небольшой радиус разворота и высокую маневренность. Кроме того, такие самосвалы оснащаются системой для подогрева платформы кузова, во избежание образования.