No Image

Как перейти с 95 на 92 бензин

СОДЕРЖАНИЕ
0
883 просмотров
20 августа 2019

В технической документации на автомобиль часто указывают: «рекомендованный бензин — А-95, допустимый — А-92». Или даже: «рекомендованный — А-98, допустимый — А-95». А так ли выгодно использовать топливо с «низким октаном»?

Что такое октановое число

Бензинэто горючая смесь легких углеводородов, которую получают путем разгонки и отбора фракций нефти при определенных температурах.

Бензин характеризуется массой параметров, основными среди которых являются:

объемная доля ароматических углеводородов, бензола и органических кислородсодержащих соединений. Ароматические углеводороды повышают октановое число, но увеличивают нагарообразование, оказывают агрессивное воздействие на резиновые и пластмассовые детали, бензол увеличивает токсичность бензина и нагарообразование.

содержание серы. Сера в результате сгорания образует серную и сернистую кислоты, разрушающие металлические детали, систему выпуска отработанных газов, катализаторы.

октановое число. Октановое число характеризует способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии в камере сгорания (детонационную стойкость).

Октановое число определяют в лабораторных условиях моторным и исследовательским методом. Для этого используют одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия.

В двигатель заливают исследуемый бензин и измеряют детонацию, затем в ту же установку последовательно заливают смесь эталонных топлив (изооктана и н-гептана) в разных пропорциях, добиваясь такого же уровня детонации. Процентное содержание изооктана в эталонной смеси и будет октановым числом бензина.

Изооктан трудно окисляется даже при высоких степенях сжатия, и его детонационная стойкость условно принята за 100 единиц. Сгорание в двигателе н-гептана даже при невысоких степенях сжатия сопровождается детонацией, поэтому его детонационная стойкость принята за 0. Для бензинов с октановым числом выше 100 создана условная шкала, в которой используют изооктан с добавлением различных количеств тетраэтилсвинца.

Отличие моторного и исследовательского метода заключается в различных режимах работы двигателя во время испытаний (моторное октановое число всегда меньше исследовательского). В различных странах и для различных бензинов преобладают и различные методы измерений и маркировки, но в нашей стране на заправках всегда указывается октановое число, измеренное по исследовательскому методу.

Чем опасна детонация

В бензиновом двигателе происходит смешивание топлива с воздухом (без кислорода процесс горения невозможен), топливовоздушная смесь подается в камеру сгорания, где поджигается с помощью искры. Температура и давление повышаются, начинается окисление углеводородов, образуются перекисные соединения и продукты их распада, склонные к самовоспламенению.

И если состав не обладает достаточной детонационной стойкостью, происходит тепловой взрыв, который вызывает самовоспламенение топлива.

Иными словами, после возгорания топливной смеси от свечи зажигания — в цилиндре просходит еще один взрыв. Скорость распространения пламени при этом увеличивается в сотни раз, а ударная волна многократно отражается от стенок цилиндра и от поршня — происходит детонация.

Скорость распространения детонации в цилиндре достигает порядка 1500 м/с. Нормальное горение — фронт горения имеет скорость 20-40 м/сек.

Детонационное сгорание вызывает перегрев, повышенный износ, и даже локальные разрушения двигателя. При этом падает мощность, увеличивается дымность выхлопа, расход топлива и т.д.

На возникновение детонации влияет не только состав бензина, но и конструктивные особенности двигателя, системы зажигания.

Что же будет происходить при заправке низкооктановым топливом

Итак, использование топлива с октановым числом ниже заявленного изготовителем автомобиля, ведет к несвоевременному сгоранию топлива, снижению мощности, износу двигателя — т.е. детонации.

Тогда почему производители указывают два значения октанового числа бензина, который может употребляться в автомобиле — рекомендуемый и допустимый?

Дело в том, что в инжекторных двигателях угол опережения зажигания выставляется автоматически в некотором диапазоне. И этого диапазона достаточно для того, чтобы двигатель адаптировался, например, и к бензину А-95 и к А-92.

При этом следует учесть, что «рекомендуемый бензин» и «допустимый» — понятия разные, и способность двигателя долгое время употреблять «допустимый» бензин во многом зависит от его конструкции.

Современные двигатели становятся все более экологичными, экономичными, но при этом не теряют в мощности. Это достигается за счет все более высокой степени сжатия, а высокая степень сжатия ужесточает и требования к детонационной стойкости топлива.

Поэтому, для современных двигателей с высокой степенью сжатия (ориентировочно — больше 10), имеющих малый объем при высокой мощности — использование бензина с низким октановым числом однозначно ведет к детонации. Для ликвидации детонации в граничных режимах эксплуатации, в двигателях устанавливают датчик детонации, по показаниям которого контроллер уменьшает угол опережения зажигания. В результате детонация устраняется, но двигатель начинает работать с увеличенной нагрузкой: топливо воспламеняется значительно позже, догорает уже в выпускном тракте, разрушая клапана. При этом снижается мощность двигателя и увеличивается расход бензина.

«Старые» двигатели — имеющие большой объем, невысокую степень сжатия (ориентировочно — до 10) — более лояльно относятся к понижению октанового числа и менее склонны к детонации.

На какой именно бензин (или бензины) рассчитан двигатель, указано на обратной стороне лючка бензобака и в технической документации на автомобиль.

Так будет ли экономия

Как мы уже видели, при снижении октанового числа в бензине даже в допустимых пределах, — увеличивается расход топлива и снижается мощность двигателя.

Но, тем не менее, эти «неудобства» могут быть компенсированы снизившейся стоимостью самого топлива. А будет ли в таком случае выигрыш по затратам на автомобиль (т.е. увеличившийся расход х снизившуюся стоимость топлива) — ответить однозначно невозможно — для каждого конкретного случая это индивидуально.

Однозначно можно сказать следующее: для современных двигателей предпочтительно использование высокооктанового топлива (даже если в технической документации допустимо низкооктановое). Это позволит сохранить двигатель и выпускной тракт от излишних перегрузок и снизит вероятность поломок и ремонта.

Датчик детонации срабатывает уже по факту произошедшей детонации — значит несколько взрывов УЖЕ произошло. По аварийной программе, угол опережения зажигания несколько сдвигается — насколько сильно — зависит от программы. В обычном случае, бензин будет догорать уже в выпускном коллекторе, даже в катализаторе(он за это спасибо не скажет, не сомневайтесь). Если же детонация все равно происходит, то может включиться и аварийная программа "мощность снижена, двигайтесь к месту ремонта". Работа датчика детонации лишь включает аварийный режим.

Двигатели 80-90 гг. — менее требовательны к величине октанового числа, и использование низкооктанового А-92 вместо А-95 (если это допускается в технической документации) не скажется негативно на автомобиле. Здесь стоит вспомнить, что китайские производители при изготовлении новых авто зачастую используют морально устаревшие модели двигателей Mitsubishi или Toyota — такие двигатели также лояльны к низкому октановому числу.

— Автомобили нужно заправлять тем топливом, на которое рассчитан двигатель.

— На современных авто система зажигания способна адаптироваться к топливу, но низкооктановое горючее снижает мощность двигателя и увеличивает расход.

— Для новых высокофорсированных двигателей крайне нежелательно использовать низкооктановое горючее, даже если это допускает производитель — это значительно снижает срок службы мотора.

— Для двигателей более старой конструкции использование низкооктанового горючего вполне допустимо.

Традиционное повышение цен на бензин все чаще и чаще заставляет задуматься автолюбителей над вопросом смены марки топлива с 95 на 92. А такая ли большая разница в этих числах бензина, как и в его цене? Может стоит заливать наиболее выгодный по деньгам, несмотря на допустимую марку топлива для двигателя автомобиля? Или все-таки последствия обойдутся дороже… Интересных вопросов по этой теме много, так что держите статью.

Все автолюбители рано или поздно сталкиваются в бензином. Рассмотрим основные пункты этой темы. Самый распространенный параметр, который характеризует разные типы бензина, является октановое число. Что представляет собой это понятие и нужно ли оно вообще, не каждый автолюбитель знает. 78 (80), 92, 95 и 98 – эти числа в начале марки бензина и есть его октановый параметр. Если говорить простым языком, то он характеризует степень стойкости топлива к самовоспламенению при сжатии. И как наверное понятно, чем больше стойкость, тем выше составляющая октана в бензине.

92 бензин может выдержать степень сжатия равную 9-10,5; 95 бензин рассчитан до 12,5; а 98 бензин и того больше – 14. Самовоспламенение топлива от сжатия опасно для двигателя машины, поэтому высокооктановый бензин защищает его от серьезных поломок. Бензин воспламеняется непосредственно от свеч зажигания. Такой мотор не будет страдать от быстрого износа, связанного с детонационной деятельностью топлива, а, значит, прослужит долгую и плодотворную жизнь.

На этом принципе построены и большинство присадок, которые искусственно добавляют производители и повышают содержания октана в бензине. Сейчас часто встречающиеся марки топлива 92 и 95 идентичны по составу, как не странно это звучит. «Разность» им придают определенные «добавки» с моющими и очищающими свойствами. Не все это делают, только зачастую самые брендовые заправки для поддержания своего имиджа. Хотя, на сегодняшний момент, найти более-менее достойный бензин, отвечающий требованиям Европейского союза, задача не из простых. Большинство вывесок «Евро-5» не более, чем рекламный ход, заставляющий остановиться именно на этой заправке.

Бензин с разной степенью стойкости к сжатию не только воспламеняется по-разному, но и горит по-другому.

Малооктановые марки бензина 76-80 – горят взрывными скачками, быстро вспыхивают и так же быстро прогорают.

Среднеоктановое топливо 92 – горит менее опасно, постепенно и чуть дольше предыдущих экземпляров.

Высокооктановые марки бензина 95-98 – самые долгоиграющие, топливо горит равномерно и достаточно долго.

Но все же вернемся к насущным вопросам: какое топливо станет оптимальным вариантом для Вашего двигателя – с каким октановым числом? Если взять за основу, что мы используем топливо с одинаковым качеством, которое по умолчанию соответствует всем необходимым нормам, то всегда правильнее подбирать ту марку, под которую настроен Ваш конкретный автомобиль.

Рассмотрим на примере

Зальем в бензобак не рекомендованное производителем топливо с небольшим октановым параметром. Камера сгорания наполниться топливно-воздушной смесью, которая каждый раз будет воспламеняться раньше положенного. Хоть запаздывание исчисляется даже не секундами, все же большая часть энергии уйдет даром. Для неприспособленного двигателя тоже прибавится проблем: он станет работать со сбоями, износ трущихся деталей увеличится, а стенки цилиндров могут покрыться нагаром. Вывод простой: не стоит городить лес и покупать 92 бензин за место 95-го. Возможно в дальнейшем это обойдется для Вас даже дороже.

Вся эта ситуация, рассмотренная ранее, характеризует автомобили более позднего поколения. Современные двигатели (не побоюсь этого слова) стали намного «умнее», за счёт встраиваемой в них электроники. Датчики ЭБУ, опираясь на показания, могут перенастраивать систему и запускать нужный алгоритм именно под залитую марку бензина. Правда, настройки системы допустимы в небольших диапазонах. Электроника автомобиля отслеживает: частоту оборотов мотора, степень обогащения топлива, время его воспламенения или детонации.

Часто в инструкциях по применению для современных авто встречаются такие пометки по бензину:

  • От 92 до 98
  • Не менее 92
  • Рекомендуемое 95, но допускается и 98

Производители унифицируют современные двигатели, но им просто не выгодны внимательные автомобилисты, которые могут отличить, что стоит залить более дешевый бензин, ведь на работу агрегата это никак не повлияет. Все эти «страшилки» не для нас. Мы рассматриваем только факты!

Эксперты советуют, что все же слишком часто заливать «не тот» бензин нельзя. Особенно, если Вы знаете, что Ваш мотор работает за счет степени сжатия не менее 11. Она соответствует 95-му бензину. Следовательно, если у Вас таких ограничений нет, то можно использовать 92 марку бензина, а 95 вызовет только позднее сгорание смеси.

Часто можно встретить в интернете такие отзывы владельцев авто: «Заливаю 95 бензин, хотя раньше ездил на 92. Машина стала резвая да расход упал!». Хочется верить этим словам…

Практика показывает, что изменения, связанные с мощностью автомобиля, меньше 10% водителями почти не чувствуются. Разные октановые числа в рядом стоящих марках бензина 92-го и 95-го как раз дают совсем небольшую прибавку. Кстати, расход от содеянного может не только не упасть, а напротив даже возрасти.

Рассмотрим экономию денег, связанную с разницей в цене на бензин. 95 дороже 92 приблизительно на 2 рубля/литр. Средний пробег за год составляет 15 тыс. км, то есть экономия рассчитывается в пределах 3-4 тысяч рублей. Вроде все здорово, но подумайте, как это скажется на автомобиле. «Неправильный» бензин так же ведет к отказу на гарантийный ремонт, если выясниться, что причина поломки кроется в нем.

Все производители турбированных двигателей строго рекомендуют пользоваться бензином не меньше 95. И это правильно. Воздушно-топливная смесь в таких моторах из-за своей специфики обогащенная в значительных объемах. «Обогащением» же как раз занимается высокий октан. Кормление турбо обедненными смесями может сказаться на его мощности, а разве не для мощности его обычно покупают. Турбина на такое просто не рассчитана! Под калорийность топлива правильно подгоняется и количество воздуха.

По заявлению некоторых производителей, использование 92-ого бензина в турбодвигателе нарушает необходимую рабочую температуру, что скажется на работе многих узлов агрегата, в том числе и турбины.

Делаем выводы: в турбодвигатели только то, что прописано производителем, в противном случае – за ремонт платите из своего кошелька.

Теперь, можно так сказать, Вы немного посвящены в азы вопроса по использованию 92/95 бензинов. Лучше всего заправлять автомобиль топливом, предназначенным для его двигателя, и желательно на проверенных заправках. Если сомневаетесь в марке, всегда можно посмотреть техническую документацию. Хотя для современных двигателей все же предпочтительнее использовать высокооктановое «пойло». И да – не видитесь на дешевизну бензина, ведь последствия предсказать никто не сможет.

Как правило, производители транспортных средств в обязательном порядке указывают рекомендуемый вид топлива. Найти соответствующую информацию вы сможете в руководстве по эксплуатации. Однако чем меньше октановое число, тем дешевле обходится топливо. Поэтому многие автомобилисты вынуждены выбирать совсем не тот продукт, который рекомендует к использованию производитель.

Часто наблюдается ситуация, что водитель некоторое время пользуется дешевым топливом. Но когда его благосостояние выравнивается, он возвращается к тому типу топлива, которое рекомендовалось изначально. Естественно, возникает вопрос: как это делать правильно, чтобы не навредить транспортному средству. Однозначного ответа на него не существует.

Что означают числа, и какие лучше?

Многие водители приезжают на заправку, и совсем не могут определить, какой тип топлива им предлагается. Они видят цифровое значение, которое совсем ни о чем им не говорит. Чтобы определить идеальное для вашего автомобиля топливо, нужно разобраться в определениях. Для начала рассмотрите принцип работы:

  1. В цилиндры силового агрегата подается одновременно бензин и воздух
  2. Поршень автоматически двигается вверх, сужая молекулы бензина и воздуха
  3. Под действием компрессии, смесь зажигается, вспыхивает, и выталкивает поршень обратно вниз

Такой ритм является стандартным. И очень важно, чтобы бензин загорался непосредственно тогда, когда его поджигает свеча зажигания. Когда он детонирует и самостоятельно воспламеняется, поршень отходит вниз раньше назначенного времени. Из-за этого сильно страдает мотор, он может износиться буквально за пару лет.

Существует такое понятие, как детонационная стойкость. Она зависит от октанового числа. Чем выше октановое число, тем выше детонационная стойкость. Соответственно, чем выше цифра на приобретаемом топливе, тем меньше вероятность того, что бензин будет воспламеняться самопроизвольно.

Но также следует обратить внимание, что топливо с низким октановым числом – не худшее. Здесь вообще не существует понятий, как лучшее или худшее топливо. Каждое является хорошим, если выдерживаются правила и технологии производства продукта. Кроме того, автомобиль тоже должен находиться в исправном состоянии. Если засорены фильтры, либо имеются другие проблемные моменты, тогда риски преждевременной детонации увеличиваются.

Цены на заправках Авиас можно изучить на сайте auto.ria.com. Они здесь меняются ежедневно, поэтому контролировать эксплуатационные расходы удастся намного точнее. Кроме того, всегда полезно быть в курсе ценовых категорий на ресурс, которым вы пользуетесь постоянно.

Когда следует переживать, если переходите с одного вида топлива на другое?

Если планируется переходить на бензин с высоким октановым числом, некоторые водители рекомендуют полностью опустошить бак, тщательно промыть его и высушить. Такой процесс является обязательным в нескольких случаях:

  • Когда техническое состояние автомобиля оставляет желать лучшего. В данном случае рекомендуется сохранить условия, в которых эксплуатировалось авто. А если смешать два вида топлива, то это плохо сказывается на техническом состоянии. И ваша задача – сохранить то, что имеется, а для этого нужно отмывать бак, желательно и очистить всю систему подачи топлива;
  • Когда не уверены в качестве приобретаемого топлива. Причем это касается как 92, так и 95. Если вы всегда заправляетесь в одном месте, и точно уверены, что поставщик ответственно подходит к выбору партнеров, то качество будет идеальным, независимо от октанового числа. Поэтому вполне доступно разбавлять топливо, если решили перейти на др. Когда приобреталось некачественное 92 топливо, либо вынуждены заправлять сомнительное 95, то рекомендуется опустошать и промывать бак.

Время от времени, даже если заправляете только чистое топливо, независимо от октанового числа, рекомендуется промывать всю систему. Внутрь попадают частички пыли и мусора, которые засоряют сначала фильтры, а потом и агрегат. Поэтому своевременная и периодическая чистка положительно скажутся на процессе эксплуатации.

Таким образом, учитывая, что октановое число влияет исключительно на детонацию, и вы полностью уверены в качестве топлива, равно как исправности своего транспортного средства, можно смело заливать 95 бензин поверх 92. Когда все перечисленные параметры идеально выдержаны, никаких проблем наблюдаться не будет. Со временем 95 бензин полностью вытеснит 92, и останется в баке в чистом виде.

Высокое октановое число вовсе не означает, что бензин лучше или хуже. Это самое большое заблуждение водителей. Если автомобиль работает исправно, вы всегда следите за его состоянием, вовремя выполняете техническое обслуживание, то вполне можно экономить на топливе.

Комментировать
0
883 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector