Важный функционал отведен в авто для световых приборов, которые используются в темное время суток. Чтобы улучшить их характеристики автовладельцы стремятся осуществлять легкий тюнинг оптики, монтируя прогрессивные осветители. При этом не все знают, допускается ли установка светодиодных ламп на автомобиль. Подобные лампочки обладают как позитивными качествами, так и негативными.
Характеристики светодиодов
Практика, при которой светодиодные приборы постепенно вытесняют традиционные лампы накаливания или галогенки, имеет нарастающую тенденцию в различных областях. Однако единого мнения по поводу эффекта от эксплуатации LED-приборов в научной среде еще не выработали. Кто-то из специалистов утверждает, что вкрученные в люстру светодиодные приборы негативно влияют на глаза, а оппоненты уверены в нейтральном воздействии. Для автомобилистов существует своя аргументация.
Минусами применения светодиодов признана их довольно высокая стоимость, которая в 10-20 раз больше, чем ценник ламп накаливания. Также для подобной оптики потребуется номинальный ток, для которого в цепь необходимо будет ставить резистор либо новые источники тока.
Компенсируются недостатки получаемыми плюсами:
- срок службы светодиодов по заверениям производителей в несколько раз выше традиционных ламп накаливания;
- широкий диапазон эксплуатационных условий, что позволяет эффективно эксплуатировать приборы в интервале от —30 С до +70 С;
- выделяется существенно меньше тепла за счет повышенного КПД;
- потребляемая мощность ниже в несколько раз при равной отдаче светового потока с традиционными приборами.
Специалисты рассчитали, что скорость сработки LED-ов на 200 мс выше классических ламп. Факт актуален при работе световой оптики в задних фонарях. Водитель, едущий за такой машиной, успеет заметить загорающийся «стоп» на несколько сотых секунды раньше. Данный факт отразится на уменьшении тормозного пути и в итоге способен предотвратить аварии.
Можно ли ставить светодиодные лампы на авто
Действующие правила регламентируют варианты применения диодной оптики для ближнего и дальнего освещения. Согласно таким фактам, легальность признается в следующих случаях:
- Монтаж светодиодных элементов произведен на автомобильном заводе-изготовителе. Бояться за штрафы в подобных вариантах не стоит. Грамотные инспекторы обладают информацией о марках машин с такими фарами.
- Автопредприятия перешли на выпуск машин данной марки и модели с LED-оптикой, хотя до этого в фары ставились галогенки. При этом весь используемый осветительный прибор соответствует по марке, классу, мощности, типу светоотражателей тому, который применяют на заводе.
Однако некоторые авто водители переоборудуют самостоятельно. При этом им приходится вмешиваться в конструкцию транспортного средства.
Монтаж вместо галогеновых ламп
Не разбираясь, запрещены ли светодиодные лампы в авто, некоторые автомобилисты самостоятельно ищут такую оптику с подходящими цоколями и переустанавливают приборы. В результате становится свет значительно ярче и симпатичней. Но каждому известно, что происходит нарушение Правил дорожного движения и нарушение действующего Кодекса об админнарушениях.
В п.3.1 ПДД зафиксирован полный список неисправностей, при которых запрещено эксплуатировать транспортное средство на дорогах общественного пользования. Среди них присутствует не только цвет, количество и режим работы, но и «тип» светового прибора, не соответствующий конструкции.
Административный кодекс предусматривает наказание, согласно ч.3, когда режим работы световых приборов не соответствует требованиям. Водителя имеют право лишить удостоверения на период от полугода до года. Не все знают, почему нельзя ставить светодиодные лампы на авто.
Важно знать, что основной причиной запрета LED в авто является несоответствие типа лампы и типа отражателя, поэтому легализации такой пары при простой замене не получится.
Законное использование диодов в освещении
При обычной перемене галогенок на светодиоды инспектор имеет право накладывать штраф в 500 руб., но у водителя имеется законный вариант легализации новинки. При этом потребуется получить свидетельство о соответствии ТС с примененными для конструкции изменениями, соответствующими требованиям безопасности.
Для этого необходимо отправиться в ГИБДД для перерегистрации авто. Таким образом удастся избежать наказания и не платить штрафы. Легче тем водителям, на машины которых автопроизводитель для более позднего модельного ряда стал самостоятельно ставить светодиоды. В подобном случае не требуется проверка на соответствие безопасности, что зафиксировано в регламенте таможенного союза.
Чтобы выполнить в полной мере условия ГИБДД, на машине должны быть установлены фары из аналогичной новой модели. Ведь внутри будут отражатели, соответствующие нормативному регламенту. Поэтому перед тем как правильно поставить светодиодные лампы на авто, необходимо вмонтировать новую фару, что снимет претензии от правоохранителей.
Предупреждаю сразу — данная статья не является каким то научным тестом, исследованием с подтверждением, опровержением. Это просто собственные выводы, наблюдения, подкреплённые удачным-неудачным опытом) Любая аргументированная критика приветствуется)
Итак, после того поста про колхозный ксенон в головной оптике, у меня возник вопрос — неужели нет ничего лучше, кроме ламп?
Вроде как на рынке последний год-два стали набирать мощные светодиодные лампы в головной свет. Почему именно мощные? Потому что диоды, которые ставятся в освещение салона, плафонов, габаритов, имеют гораздо меньшую мощностью, и там не так остро стоит вопрос эффективности охлаждения и надёжности. Подумаешь — ну останешься без одной лампы подсветки салона или освещения номера. А с головным светом всё серьезнее, поэтому пока не придумали диоды с меньшей отдачей тепла и куда это тепло девать, их старались для головного света не разрабатывать.
Посмотрев предложения на ebay, начал выбирать и смотреть какие лампы к чему.
И первое, на что сразу наткнулся — толщина самой “палки”, на которую крепятся диоды, у всех ламп разная! То есть, некоторые модели вообще не пролезут в фару, в отверстие для лампы. Значит надо выбирать те модели, у которых диаметр соответствует диаметру колбы галогенной лампы.
После всех мук выбора и соотношения цена/неизвестноекакоекачество были выбрана лампы с мягким радиатором — их плюс для меня показался в том, что за диодом нет огромного радиатора, и можно будет закрыть фару крышкой.
Да и по количеству люменов вроде не так сильно отличалась от галогенки. Хотя скажу сразу — указанное количество яркости ВООБЩЕ НИКАК не соответствует действительности. Хоть там чудовищные 8000 люмен написано — бред) но об этом чуть позже напишу.
Лампуськи пришли вот в такой красивой коробке, блок питания хоть и вынесен отдельно, но вполне себе был мелким и легко прятался в корпус самой фары.
Поставил, посмотрел яркость — вроде бы всё отлично.
Однако, насторожил один момент. Засветки выше СветоТеневой Границы (СТГ) не было… ВООБЩЕ. Никакой.
Даже блин с галогеновой лампой она есть, и если например отойти метров на 5, но не наклонять голову под СТГ, видно как линза ярко светиться (с ксеноном этот эффект проявляется ярче и получается та самая ослеплённость).
А тут… словно у меня внезапно появилась настоящая ксеноновая линза с завода (хотя к слову, на некоторых машинах линзы заводского ксенона немного подслепливают). Не к добру, не к добру.
Здесь видно, что эффект лёгкого ослепления, который даёт правая галогенная фара, у левой фарой со светодиодом минимален
Для примера, вот как слепит линза, с установленным в ней ксеноном.
После поездки вечером складывалось ощущение, что вроде свет есть, но что то тут не так… В начале списывал это на цветовую температуру ламп, которая была ближе к 6000K то есть белый свет с голубым оттенком. Однако после того, как я приехал на свою любимую тёмную дорогу со столбами, всё стало ясно — диодные лампы по дальности светят гораздо ближе! причём метров так на 5 как минимум!
В левой фаре галогенка Osram, в правой — светодиодная лампа
В обеих фарах светодиодные лампы, за капли на лобовом извиняюсь, пошёл дождик(((
Заводской галоген спокойно освещает пространство всей площадки (по бордюрному камню, длина которого 1 метр, получается 42 метра) и даже чуть дальше есть запас — это минимум 40 метров. С диодами дальние бордюры еле освещаются, значит… метров 35 максимум?
Фото сделал в другой день, лишь чуть подальше встал от бордюра с правого края, в остальном машина так же стояла ровно, обеими задними колёсами уперевшись в бордюр позади неё.
Видно, что бордюрные камни освещены лучше, чем светодиодами. Были ещё включены туманки.
Кто то скажет, дануфигня, ну подумаешь 6 метров ближе, езжай медленнее. Ну… скажу так, там где я мог ехать 60 км/ч по тёмной дороге (это 16м/с) — значит, учитывая погрешность в 6 метров, надо будет держать 40 км/ч (11 м/с). Да, тише едешь дальше будешь, но у диодных ламп есть ещё один минус — из за очень резкой СТГ и гораздо большей яркости светового пятна, чем у галогена, глаза хуже воспринимают дорогу за пределами освещённости, и получается что дальние объекты будут вам “впрыгивать” под лучи света… Даже с колхозным ксеноном такой фигни не было, тк яркость там постепенно падала к концу светового пятна на дороге.
Кстати, этим грешат авто даже с заводскими диодными лампами, можете например почитать тест Авторевю
Ближний свет галогенных фар Kia Ceed
Ближний свет диодных фар Nissan Tiida. Обратите внимание на резкую границу между пятном освещённости и переходом в неосвещённую зону. У галогена такого нет.
Но с какого перепугу диодные лампочки светят “ближе” чем галогенка? Ведь источник света (диод) находится в том же месте, в фокусе линзы, а иначе бы она светила с перекосом влево вправо… Хотя… Может перекос есть, например вверх относительно фокуса линзы, и получается фара светит под нос? Это первая теория.
Однако, моя вторая теория может быть интереснее.
Наверняка, у кого то дома были хрустальные люстры? И если их включать, то свет от хрусталя отражался такими маленькими бликами на стенку и получалось красиво) Но стоило в такую люстру вкрутить лампу, у которой колба матовой, то… вся красота и все блики хрусталя исчезали и получался светильник, с навешанными на него бирюльками)
Слева стоит матовая лампа, справа — с прозрачной колбой
Как так получалось — да всё просто — в случае с прозрачной колбой, у нас источником света была маленькая нить накаливания, светила она во все стороны — вверх вниз, короче говоря — шаром. Свет от нити хрусталинки могли переломить. В случае с матовой колбой источником была сама огромная колба, которая ещё к тому же светила не во все стороны, а скажем только вверх.
Ключевое слово — не во все стороны.
Если мы посмотрим, как светит светодиодная лампа, то увидим что только по бокам. То есть угол покрытия, не 360 градусов или шар, а только по бокам или как два кардиоида. Скорее всего, недальнобойность фары обусловлена тем, что свет не попадает в те участки линзы.
Художник из меня кривой, но представление можно понять — фара, вид спереди, по центру планка с расположенными на ней диодами, которые светят в бока. Сверху и снизу, помеченное синим, у нас малоосвещённые зоны линзы. В случае, если будет стоять лампа с нитью, то свет от неё будет распространяться во все стороны внутри линзы.
Кто то спишет это на дефект ламп? Я решил проверить ещё одни лампы, причём якобы более мощная модель с 2 вариантами — с насадкой для переломления света на 360 градусов и без…
Что могу сказать — по цветовой температуре они ближе к заводскому ксенону 4200К, даже теплее указанных 5000К. А вот по дальнобойности… Та же самая хрень… Что с насадкой, что без.
Ой, а лампы то не позволяют закрыться крышке… Как то колхозно выглядит…
Причём! В комплекте идёт специальный переходник, который позволяет поворачивать уже установленную в цоколе лампу, чтобы диоды светили в линзе не вверх-вниз, а скажем влево-вправо, или вообще по диагонали, но увы… На освещённость это вообще никак не влияет!
Так же ярко, так же видно что само свечение линзы слабее чем со штатной галогенкой, такая же резкая СТГ без засветки сверху, такая же недальнобойность 5-7 метров…
И кстати, написано что 3600 люмен, то есть ярче чем одна ксеноновая лампа? Как бы не так — яркость я бы сказал похожая, но тут уж не знаю чем китайцы измеряют её)
Одно лишь хорошо — дальний с этими диодными лампами реально мощный, но блин… как я раньше писал, мне в городе нужен дальний? я процентов 90 езжу с ближним, остальное это да, загородные дороги.
Кстати, если кто то спишет такую особенность ламп на мою линзу — вот вам ссылка на пост человека, который тоже ставил диодные лампы в галогенную линзу шкоды фабии. Те же самые признаки — резкая СТГ, яркий свет под нос и недальнобойность.
Что же делать? Да ничего! Друг посоветовал фары поднять повыше, чтобы дальше светили… Ага, и заодно ближним слепить водителей)
Те лампы с мягким радиатором я вполне успешно продал другому человеку для дальнего света — говорит, что доволен.
Можно конечно подождать, пока выйдут светодиодные лампы, которые будут равномерно освещать пространство вокруг себя шаром, а не только с 2х сторон… В общем то, прогресс не стоит на месте, авось годика через 2-3 и увидим такие лампы)
Так что не повторяйте моих ошибок и не покупайте пока что светодиодные лампы в головной свет) Если вы конечно не проездите с ними пару дней и не будете уверены в них на 200%
По многочисленным просьбам и откликам, могу сказать что есть светодиодные лампы, которые реально попадают в фокус отражателя — CL7 PREMIUM ну или если финансы сокращены — то CL6.
Мы уже изучили тему законности установки ксенона в фары ближнего и дальнего света, теперь настало время другого, но похожего типа. В последнее время этот вопрос всё больше нарастает в связи с популярностью оных. В статье мы обсудим все вопросы про светодиодные лампы LED:
- можно ли их ставить в фары ближнего и дальнего света,
- нужен ли автокорректор и омыватель фар в данном случае,
- какая маркировка световых приборов должна быть для установки LED-ламп,
- какой штраф за светодиодные лампы в головном свете.
А начнём мы с самой сути данного вопроса — заглянем в действующее на 2019 год законодательство.
Можно ли ставить светодиодные лампы в фары?
Итак, пункт 3.4 Основных положений по допуску автомобилей к участию в процессе дорожного движения говорит нам о том, что запрещена эксплуатация транспортных средств, если тип ламп не соответствует типу светового прибора, то есть фары:
3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
Как видим, если в фары автомобиля установлены лампы, которые не соответствуют типу первых, то это нарушение ПДД, которое влечёт за собой наказание. Типы внешних световых приборов регулирует Технический регламент, который выделяет 4 основных типа фар по возможным используемым в них лампам:
- фары с лампами накаливания,
- фары с галогеновыми лампами,
- фары с ксеноновым светом,
- противотуманные фары.
Какая маркировка фары должна быть для установки светодиодных ламп LED?
Маркировку фар на 2019 год определяет Техрегламент в разделе №2, где приводятся определения, используемые в регламенте.
Фары с лампами накаливания маркируются буквами R, C или CR. R — это лампы накаливания ближнего света, C — дальнего света, а CR — это лампы которые могут работать одновременно в двух режимах в фарах, где такое используется (как правило, в бюджетных автомобилях).
Галогеновые лампы имеют маркировку на фаре HR, HC, HCR — то есть к указанной выше маркировке вначале добавлена буква “H” соответственно.
Ксеноновые лампы маркируются аббревиатурами DR, DC, DCR – здесь всё аналогично лампам накаливания соответствуют лампочкам ближнего, дальнего или двухрежимного типа.
Противотуманные фары имеют общую маркировку В или F3. Но они нас в теме о том, можно ли ставить в фары светодиодные лампы LED, не интересуют.
А вот типы фар для светодиодного источника света в Техрегламенте не описаны. от слова “совсем”. Увы, но это так. Поэтому светодиодные лампы в теории могут применяться в любом типе фар с любой маркировкой. Почему в теории? Потому что на практике проверяющие сотрудники ГИБДД и судьи зачем-то приравнивают их к галогеновому типу, хотя это совершенно разные конструкции лампочек.
Поэтому здесь и ниже мы будем исходить от практики правоприменения, какой бы нелогичной она ни была, и считать, что тип галогенового источника света — это и есть подходящая для LED-лампочек маркировка. Ещё один довод в сторону такого приобщения — на автомобилях, на которые с завода устанавливаются LED-лампочки, фары маркируются именно как галогеновые.
Итак, такой тип фар имеет маркировку HR, HC, HCR, где HC означает ближний свет, HR — дальний, а HCR — двухрежимный вариант работы.
Таким образом, светодиодные лампы LED можно ставить только в фары, которые имеют маркировку HR, HC или HCR.
Какие ещё требования для установки LED?
К требованиям для установки светодиодных ламп причисляются элементарно правильная настройка угла наклона фар. Но штрафа за ненастроенный угол нет, хотя на дороге Вас будут ждать неприятности от других водителей, которых Вы можете ослепить.
Основное требования для установки светодиодных лампочек в фары ближнего и дальнего света — фара в обязательном порядке должна быть оснащена автокорректором угла наклона и омывателем. Это нам предписывает пункт 1.3.7 Техрегламента:
1.3.7. Адаптивные системы переднего освещения, выполняющие функцию ближнего света, независимо от используемого источника света, фары ближнего света с источниками света класса LED, а также фары ближнего света и противотуманные с источниками света любого класса, имеющими номинальный световой поток более 2000 люмен, должны быть оснащены автоматическим корректирующим устройством регулировки угла наклона фар.
Фары ближнего света, имеющие источники света с номинальным световым потоком более 2000 люмен, должны быть оснащены работоспособным устройством фароочистки.
Какой штраф за светодиодные лампочки, если их нельзя ставить в фары?
Если Вы установили LED лампы в машину с типом фар, отличным от разрешённой для установки таких ламп, то у нас для Вас плохие новости. Дело в том, что в этом случае законодательство может показать Вам воочию, как теория может отличаться от практики. Потому что в теории и по закону за это возможен только штраф в размере 500 рублей, а на практике Вас лишат прав с вероятностью 90%, аналогично тому, как если бы Вы поставили ксенон. Давайте разбираться!
Почему за LED лишают прав?
Лишение, а не штраф за светодиодные лампы LED в 2019 году может быть, потому как сотрудники ДПС привлекут Вас по части 3 статьи 12.5 Административного кодекса, который предусматривает наказание за несоответсвующий режим работы и цвет фар Основным положениям, цитату о несоответствии ламп типу фар мы привели выше.
3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Возможно, Вы уже заметили несостоятельность этой статьи в целях её применения за LED-лампы. Согласно пункту 3.6 Основных положений, спереди на транспортных средствах должны быть установлены огни белого, жёлтого или оранжевого цвета и никакие иные. Союз “и” в вышеприведённой статье означает, что оба условия должны присутствовать для возможности наказания по ней:
- и цвет огней,
- и режим работы фар.
Поэтому, казалось бы, если Ваши светодиоды отдают, например, синевой и светят зелёным, фиолетовым и другим цветом, то да, Вас могут лишить прав уже по закону, ведь светодиодные лампы в не соответствующей маркировкой фаре запрещены, и у них не соответствует режим работы типу фары. Но нет, даже в этом случае лишения прав не должно быть по закону. И вот почему!
Какое законное наказание за светодиоды в фарах?
Режим работы фары — это не её тип. Да, при лишении прав за светодиоды в судах так и пишут, якобы “светодиодный режим работы” или “ксеноновый режим работы” соответственно. Однако, в том же регламенте, хоть и непрямо, но определён режим работы внешних световых приборов, и он, согласно пункту 3.10.2, может быть постоянным или проблесковым:
3.10.2. Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхронное включение всех указателей поворота в проблесковом режиме с частотой, указанной в пункте 3.10.1.
Поэтому единственным законным наказанием за светодиоды в фарах по состоянию, в которые нельзя ставить такие лампочки, на 2019 год является штраф по части 1 той же статьи 12.5 КоАП в размере 500 рублей, а в редких случаях можно обойтись и предупреждением:
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 – 7 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Впрочем, как мы уже отмечали выше, законного наказания вовсе не должно быть, так как светодиодный источник света вообще не причислен ни в Техрегламенте, ни в каком-либо другом нормативно-правовом акте к какому-либо типу фары.
>