No Image

Как проверить фазы газораспределения

СОДЕРЖАНИЕ
0
1 825 просмотров
20 августа 2019

Как известно работа двигателя внутреннего сгорания состоит из рабочих циклов. Рабочий цикл – это четыре такта (четыре перемещения вверх – вниз, от ВМТ к НМТ поршня в цилиндре). Существуют такты: впуск горючей смеси, сжатие, рабочий ход, выпуск отработавших газов. Каждый такт происходит за пол оборота коленчатого вала двигателя (180º), а весь рабочий цикл – это два оборота коленчатого вала.

Фазы газораспределения по тактам работы двигателя

Впуск

Поршень движется вниз, засасывая горючую смесь, от верхней мертвой точки (ВМТ) к нижней мертвой точке (НМТ), коленчатый вал при этом поворачивается на 180º. Выпускной клапан закрывается. Впускной открывается с некоторым опережением (12º), еще до прихода поршня в ВМТ, для улучшения наполнения цилиндра горючей смесью. И будет открыт на протяжении всего такта впуска, пока поршень идет вниз.

Сжатие

Поршень движется вверх, сжимая горючую смесь, от НМТ к ВМТ, коленчатый вал поворачивается еще на 180º. Выпускной клапан по прежнему закрыт. Впускной будет открыт еще на протяжении 40º вращения коленчатого вала, несмотря на движение поршня вверх. За счет инерции, через него в цилиндр еще поступит определенная порция горючей смеси. После чего впускной клапан закроется.

Рабочий ход

Поршень движется вниз от ВМТ к НМТ за счет энергии воспламенившейся в конце такта сжатия топливной смеси. При этом впускной клапан закрыт. Выпускной клапан начинает открываться еще до прихода поршня вниз, в НМТ и окончания рабочего хода (42º из 180º поворота коленчатого вала). Таким образом достигается лучшее удаление отработавших газов за счет имеющегося в цилиндре во время рабочего хода большого давления. Давление снижается, снижается и температура в цилиндре, двигатель не перегревается.

Выпуск

Поршень движется вверх от НМТ к ВМТ, выталкивая из цилиндра отработавшие газы, коленчатый вал поворачивается еще на 180º. Впускной клапан закрыт. Выпускной клапан открыт, при чем это открытие продолжается и после достижения поршнем ВМТ, еще 10º поворота коленчатого вала.

Синхронизация перемещения поршня (вращения коленчатого вала) и открытия-закрытия клапанов (вращение распределительного вала) происходит за счет выставления их положения относительно друг друга по установочным меткам. При их совмещении наступает окончание такта сжатия в четвертом цилиндре двигателя (поршень вверху) Установочные метки помимо определения фаз газораспределения используются при выставлении момента опережения зажигания (2105, 2107 и 2108, 2109, 21099).

Установочные метки в приводе ГРМ двигателя 21083

Установочные метки в приводе ГРМ двигателя 2103

Имеющиеся на распределительном валу расположенные в определенном порядке кулачки при его вращении нажимают на имеющиеся в приводе клапанов рычаги или опорные стаканы (в зависимости от устройства двигателя) заставляя клапана открываться или закрываться.

В случае смещения этих меток (после ремонта, перескочил ремень, вытянулась цепь ГРМ) правильное взаиморасположение валов относительно друг друга изменяется, и двигатель перестает нормально работать. Смещение фаз газораспределения служит причиной таких неисправностей как невозможность запуска или затрудненный пуск двигателя, неустойчивые обороты холостого хода двигателя, падение мощности и приемистости двигателя, «стрельба» в глушитель или карбюратор и т.п.

Примечания и дополнения

— Существует такой момент в работе двигателя автомобиля, когда при достижении поршнем ВМТ открыты и впускной и выпускной клапан. Это так называемое перекрытие клапанов. Длится оно не долго и существенного влияния на работу двигателя не оказывает. При перекрытии отработавшие газы не проникают во впускной коллектор, наоборот их поток вызывает подсасывание дополнительного объема топливной смеси в цилиндр, улучшая его наполнение.

— Впуск топливной смеси растягивается по времени на несколько тактов и длится 232º поворота коленчатого вала. Выпуск также захватывает несколько тактов и длится 232º.

Еще статьи по автомобильным двигателям

Имеется стандартная 21213 НИВА, мотор которой имеет тракторную тягу на низах и отсутствие тяги на оборотах больше 3000. Замена цепи, всех звездочек, распредвала с постелью проблемы не решила. Перестановка цепи на зуб вперед-назад, тоже. Было замечено, что метка на звездочке распредвала никак не устанавливается строго напротив выступа, можно поставить на пол зуба вперед или назад. Решено было проверить фазы газораспределения. Приспособа для регулировки клапанов с индикатором приветствуется, но совсем не обязательна. Тем не менее, она у меня есть. Зазоры в клапанном механизме должны быть нормально отрегулированы!

При замене нижней звезды проверено совпадение меток на маленькой звезде и шкиве. Они соответствуют ВМТ.

Установив метку на шкиве напротив длинной метки 3 (ВМТ на крышке привода распределителя), помечаем светлым (я пользовался белым масляным) маркером на шкиве метки 1 и 2 ( 5 и 10 град). Поворачиваем коленвал, чтобы штатная метка на шкиве встала напротив метки 1 (10 град) и размечаем еще 2 метки – 5 и 10 град. с другой стороны от нулевой метки. Так же, установив крайние метки напротив имеющихся выступов, размечаем 15 и 20 градусов. Помечаем нулевую метку на второй стороне шкива (теперь она на обоих половинках шкива). У нас получилась шкала, нанесенная на шкив коленвала – 20 – 15 -10 – 5 – 0 – 5 -10 – 15 -20 градусов. Это простой способ. Можно сделать шкалу из бумаги, разметить её точнее, например, с точностью 1 градус и наклеить на шкив. Этот метод чуть сложнее, но и точнее. Меня вполне устроила 5-ти градусная шкала.

Устанавливаем коленвал и распредвал по меткам, как при регулировке клапанов, бегунок смотрит на 4-й цилиндр. Если есть индикатор, устанавливаем его на 2-й клапан (впуск 1-го цилиндра). Им будем искать момент открытия – закрытия клапана. Если индикатора нет, нажимаем на рокер вверх, рожковым ключом 13-17. В таком положении оба клапана 1-го цилиндра зажаты, приоткрыты (перекрытие). Поворачивая коленвал против часовой стрелки на 10 -15 град. по нанесенным меткам, находим момент начала открытия впускного клапана по появлению-пропаданию зазора между рокером и кулачком распредвала. Смотрим на шкив и на длинную метку на крышке, и считаем градусы. К примеру метка ровно между 10 и 15, получаем 12,5 град. – начало открытия впускного клапана. Запоминаем. Переставляем индикатор на первый клапан (выпуск 1-го цилиндра) или контролируем, подергивая рокер вверх, поворачиваем коленвал по часовой стрелке, находим момент закрытия выпускного клапана.

Например, у нас получилось 15 град.

Путем несложных подсчетов (в уме) находим точку перекрытия клапанов (15 + 12,5 )/2 = 13,75 градусов. Эта точка, находящаяся в ВМТ, считается оптимальной. В нашем примере точка перекрытия ушла на 1,5 град после ВМТ. Можно свериться с круговой диаграммой фаз газораспределения и сравнить полученный результат:

На моей машине метка, с новыми звездочками и цепью, оказалась смещенной вперед на 5(!) градусов. Отсюда и получался трактор. Возможно, ВАЗ специально ставит эту метку со смещением, чтобы увеличить момент на низах, а может при сборке используют звездочки от жигулей. У НИВ блок немного выше, поэтому и происходит смещение метки. Не знаю. Чтобы исправить ситуацию, была куплена и установлена разрезная (регулируемая) звездочка:

С ее помощью можно плавно регулировать положение распредвала относительно коленвала + – 1 зуб.

Если настроить так, что точка перекрытия не доходит до ВМТ, получим более раннее открытие впуска, увеличение мощности на больших оборотах и падение тяги на малых, и наоборот, точка перекрытия после ВМТ – имеем тракторную тягу на малых оборотах, и тупизм на больших.
Точных рекомендаций типа "на скоко градусов крутить?" вам никто не даст. Все зависит от состояния мотора и личных ощущений. Однако не стоит уходить от точки нулевого перекрытия больше чем ползуба. Надо помнить, что при больших углах поршни могут встретится с клапанами.
Я себе сделал так, что точка перекрытия смещена на 2,5 град до ВМТ, получил хороший подхват после 3000 об/мин, на малых тяга почти не изменилась. После всех манипуляций необходимо заново установить момент зажигания, и, возможно, придется подстроить холостой ход.

Разделы

Новое на Форуме

Проверка фаз газораспределения

Я знаю, подобные вопросы уже несколько раз проскакивали в топиках, но я так и не смог понять из них как проверить правильность установки шестерен газораспределения (не обращая внимания на набитые метки (детали от трех разных мотоциклов и нет уверенности, что все сойдется)). Нашел вот, что:
"Нарисуй любым подручным способом на каждой паре черту, проходящуюю через центр шестерни (каждой) и центр шпоночного паза, отсчитай количество зубьев от черты до метки – это даст возможность установить шестерни правильно, если метки на разных парах стоят в разных местах" Но не понял сколько зубьев должно быть от черты до метки? Если кто знает разжуйте пожалуйста. Или какой другой способ подскажите.
ЗЫ Движок собран, и не очень охота его разбирать, так, что один из вариантов, предложенных в топиках – установить кулачки распреда вертикально V не подходит.
Помогите плз! Очень не хочется методом проб и ошибок устанавливать истину
Забыл Моц – Мт-9

[Редактировано 12/1/2004 Маленький]

[Редактировано 13/1/2004 Маленький]

я когда собирал ГРМ у касика то заметил , что .

метки стояли идентично как на касиковской шестерне ГРМ ( 2 шт ), так и на Днепровской
тобишь , как не путай , всё равно тож самое будет
и на шестерне коленвала метки тоже были идентичные ( незнаю как с Днепровской шестернёй коленвала )

а я собирал шестерни из разных комплектов
и усё в норме

для kpect:Где-тот в топах проскакивало, что бывает такая шняга с несовпадением меток, поэтому хочется удостовериться.

Если хочешь удостовериться – разметь маховик по фазам ГРМ и проверяй. Или можно шестерню колена разрисовать с транспортиром.

Где их взять? У меня есть схема, но я ее не понимаю По ней выходит, что ни в ВМТ и НМТ клапана не могут быть закрыты оба! Однако, как мы регулируем клапана. Они оба закрыты.

на схеме нарисованы фазы откр-закр клапанов относительно коленвала, т.е. полный период газораспределения для одного горшка происходит за два оборота колена. почему, собсна, двигатель и называется 4-х тактным:
1 – впуск ( поршень из вмт в нмт, клапан всоса открыт, клапан высоса закрыт)
2 – сжатие (поршень из нмт в вмт, оба клапана закрыты)
3 – рабочий ход (поршень из вмт в нмт, оба клапана закрыты)
4 – выпуск (поршень из нмт в вмт, открыт клапан высоса)
понятно, в реале клапана открываются несколько раньше и закрываются несколько позже прохода мёртвых точек, что и даёт. или берёт. короче, вот. надеюсь, достаточно доходчиво объяснил

ДЛЯ ВСЕХ: Люди добрые, пока схема-то под руками киньте информацию скока там в стандарте градусов на впуск и скока на выпуск (можно подробнее), а то тут один товарищ кидал, так у него и впуск и выпуск более 360 град. (мотор шеститактный штоли?).

для Capitana:
впуск -10 до вмт, +50 после нмт, т.е. 240 градусов,
выпуск – 50 до нмт, +10 после вмт, соотвесна те-же 240 градусьев.
зы. "спортивный" распред отличается перекрытием фаз в 40 град., а не 20, как на стандарте

для stass: Спасибо. Оценил.

Для Маленький:Про кулачки буквой "V" я инфу кидал, так что прошу внимания "вертикально" – это для сузучьего мотора, а для оппозита – "горизонтально" будет (или мотор на один горшок поставить надо. Но не в этом главное. А вот в чем – фазы на Днепре (Урале) можно сказать зеркальные т.е. например при фазе перекрытия (конец выпуска-начало впуска) впускной клапан откроется за 10 град. до ВМТ, а выпускной закроется спустя теже 10 град. после ВМТ. Так, что предварительно отрегулируй зазор в штангах по минимальному поднятию штанг (сначала для одной потом найди такое же положение для другой), а потом ориентируясь на вышеописанное поведение клапанов в фазе перекрытия проверь фазы. Не забудь потом по-нормальному (например как описано в руководстве) отрегулировать клапана. Вот тока проверять подобным образом фазы для человека несведующего дело оччень геморойное (а может быть и накладное), но если шаришь – вперед, тока АККУРАТНО.

для Capitana:Поясни , что значит минимальное поднятие штанг. Клапан максимально открыт в этот момент?? или наоборот??

для Маленький: Минимальное поднятие штанги значит, что клапан должен быть закрыт и при этом ловится (при провороте мотора) максимальный люфт в системе толкатель-штанга-клапан. Еще раз повторюсь: подобная вещь должна быть поймана вначале для одной системы т-ш-к, а потом для другой (одного цилиндра разумеется). И еще будем надеяться, что распред у тебя не кривой, в прот. случае ты все поймаешь, но не там.

Комментировать
0
1 825 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector