No Image

Как проверить коммутатор бесконтактного зажигания

СОДЕРЖАНИЕ
0
785 просмотров
20 августа 2019

Характерной особенностью автомобиля можно считать его быстрое моральное старение, но долгую жизнь. Самое современное сегодня авто, как минимум через два года будет уже уступать другим, более новым, с улучшенными характеристиками, машинам. Но и сейчас на дорогах встречаются автомобили прошлого века. Поэтому не просто интересно, но порой и необходимо, знать хотя бы в общих чертах, что собой представляют подобные транспортные средства, их устройство, особенности, в том числе и такую вещь, как простой коммутатор зажигания, значительно изменивший возможности машины.

Что собой представляет и каков принцип работы коммутатора зажигания

Ещё на самых первых автомобилях для поджигания горючей смеси использовались системы батарейного зажигания, функциональная схема которой приведена на рисунке

Указанный рисунок позволяет понять, что ее работа основана на принципе самоиндукции. При разрыве цепи протекания тока в обмотке бобины 3, во вторичной наводится высоковольтная ЭДС, вызывающая появление искры на контактах свечи 2. Разрыв цепи вызывается размыканием контактов прерывателя 6.

Не касаясь достоинств или недостатков, следует отметить, что такая схема работала на автомобиле долгое время. И только появление новой элементной базы, дало толчок дальнейшему развитию подобного устройства, сохранив первоначальный принцип его работы.

Электронный коммутатор зажигания – следующий шаг в развитии

Самый простой и напрашивающийся вариант – использование транзисторных ключей для управления токами, протекающими через катушку зажигания. Так появился электронный коммутатор напряжения. Схема подобного простого устройства приведена ниже:

Коммутатор не влияет на первоначальный принцип работы, основанный на электромагнитной индукции. Роль электронных ключей, в качестве которых использованы транзисторы VT1 и VT2, заключается в том, чтобы уменьшить нагрузку на контакты прерывателя S1 и увеличить ток, протекающий через обмотку катушки L1. Следствием такого технического решения стало:

  • повышение надежности работы всей системы зажигания;
  • обеспечение возможности ее работы на больших оборотах двигателя и при высокой скорости движения;
  • повышение степени сжатия.

Каким может быть коммутатор системы зажигания

Приведенная выше схема коммутатора – лишь один из вариантов, как может быть реализовано устройство зажигания. Это выполняется с использованием:

  1. транзисторов;
  2. тиристоров:
  3. гибридных элементов;
  4. бесконтактных датчиков.

Транзисторная схема коммутатора рассмотрена выше, тиристорная схема использует накопление энергии в конденсаторе, а не в электромагнитном поле катушки зажигания. В ходе работы тиристорной системы, при поступлении управляющих сигналов, схема подключает заряженный конденсатор к обмоткам катушки, через которую он и разряжается, вызывая появление искры. Не касаясь достоинств и недостатков, которыми обладает та или иная схема, достаточно сказать, что любое подобное устройство обеспечивает значительное улучшение всех параметров системы зажигания, а коммутатор со временем вытеснил обычное батарейное зажигание.

Однако необходимо отметить и ещё один этап развития системы, и коммутатора в частности. Использование электронных компонентов и введение в конструкцию автомобиля коммутатора, позволило со временем отказаться от контактного прерывателя напряжения и заменить его бесконтактным датчиком. Такая система, в отечественных автомобилях, впервые была применена в машинах ВАЗ, в частности ВАЗ 2108. Подобный принцип работы, когда коммутатор получает сигналы от специального узла, на ВАЗ 2108 реализован с использованием датчика Холла.

При рассмотрении вариантов, каким может быть устройство коммутатора, нельзя обойти вниманием развитие самой системы зажигания. Основной принцип, который реализуется при ее построении – повышение надежности и эффективности работы всей системы. Достигается это применением микропроцессорных систем, использующих показания многочисленных датчиков. Для работы с такими системами требуется, как минимум, двухканальный коммутатор, а в последнее время и отдельная катушка, и коммутатор на каждую свечу.
Такой подход – двухканальный коммутатор (в дальнейшем и многоканальный) позволяет обеспечить:

  • более мощную искру;
  • исключение потерь в трамблере;
  • стабильный холостой ход;
  • улучшенный пуск при пониженной температуре;
  • снижение расхода топлива.

Стоит отметить, что двухканальный коммутатор позволяет избавиться от бегунка.

Как определить неисправность коммутатора зажигания

Введение в конструкцию автомобиля коммутатора зажигания, особенно на отечественных авто семейства ВАЗ, позволило повысить их надежность. И хотя первым серийным автомобилем с электронной системой зажигания был ВАЗ 2108, подобные устройства стали ставиться на многих других машинах, в первую очередь на классику. Однако использование такого достаточно сложного изделия привело к тому, что найти возникающую неисправность, а также проверить и отремонтировать коммутатор стало возможным по большей части только в условиях специализированных центров.
Внешними признаками, свидетельствующими, что появилась неисправность, могут быть:

  1. двигатель не заводится, искры на свечах нет;
  2. мотор заводится, но глохнет через несколько минут;
  3. мотор работает неустойчиво, если коммутатор заменить на заведомо исправный, дефект устраняется.

Самый простой способ выявить неисправность и проверить коммутатор, как уже отмечено, – установить заведомо исправный. Из-за достаточно низкого качества коммутаторов, поступающих на комплектацию автомобилей семейства ВАЗ, в том числе и ВАЗ 2108, водителям приходится возить с собой дополнительные коммутаторы для замены отказавшего. Однако существует и косвенный принцип оценки, позволяющий проверить работоспособность изделия и выявить его неисправность.

Для этого можно воспользоваться показаниями вольтметра в комбинации прибора. Надо включить зажигание, при этом стрелка установится посередине шкалы, а немного погодя качнется вправо (из-за отключения питания катушки при неработающем двигателе). Такое поведение стрелки свидетельствует, что неисправность в коммутаторе отсутствует.
В том случае, когда вольтметра нет, чтобы проверить зажигание, потребуется контрольная лампа. Один ее конец присоединяется на массу, другой – к выходу катушки, соединенному с клеммой 1 коммутатора. Если включить зажигание, то при исправном коммутаторе через некоторое время лампа станет гореть ярче.

Однако, в некоторых случаях, неисправность зажигания не связана с отказом коммутатора. Надо проверить состояние проводов, в первую очередь контакт с массой и состояние разъемов. Также необходимо проверить датчик Холла.

Появление в конструкции автомобиля, в том числе и отечественного ВАЗ 2108, коммутатора напряжения, явилось закономерным результатом развития системы зажигания. Дальнейшим ее улучшением стало использование сначала двухканальных, а затем многоканальных коммутаторов для повышения эффективности работы.
" alt="">

КАК ПРОВЕРИТЬ СИСТЕМУ ЗАЖИГАНИЯ ПРИ ПОМОЩИ КОНТРОЛЬНОЙ ЛАМПЫ И ТЕСТРА?

Вот нашел в интернете инересную статью, может кому пригодится. Мне пригодилась.

Внимание! Все действия с системой зажигания совершаются при выключенном зажигании, кроме тех случаев, когда это оговорено особо.

Если двигатель внезапно заглох, без видимых на то причин (вы не проезжали глубокую лужу, не тряслись на кочках и система питания исправна):
1. Проверьте надежность электрических соединений. В большинстве случаев отказ бесконтактной системы зажигания объясняется неплотной посадкой в гнезда проводов и штекеров.
2. Подключите тестер или контрольную лампу к «массе» и к выводу катушки зажигания, соединенному коричнево-красным (как правило, но не обязательно) проводом с клеммой «1» коммутатора. При исправном коммутаторе — стрелка тестера, включенного в режиме вольтметра, отклонится, а лампа загорится (зажигание включено).
3. Коммутатор в порядке, а двигатель не пускается. Нужно проверить наличие «искры» — но делать это надо осторожно. Центральный провод выньте из гнезда распределителя и разместите его в 7-10 мм от «массы». Нельзя держать его незашишенной рукой при проверке — может ударить током. Включите стартер и посмотрите на искру (или убедитесь в ее отсутствии). Если вы работаете один, можно снять крышку распределителя и, вращая «бегунок» в пределах дозволенного пружинками центробежного автомата угла, наблюдать за центральным проводом. Если хода ротора не хватает, проверните немного колен-вал и попробуйте вновь — скорее всего, с новым положением валика распределителя датчик Холла заработает и искра (в исправной системе) будет.
4. Если искра есть — значит, причина отказа двигателя где-то между крышкой датчика-распределителя и свечами и теперь «на искру» надо проверить свечные провода.
Снимать свечные провода при работающем двигателе (стартере) ни в коем случае нельзя, и вот почему: создавая искровой промежуток между свечой и проводом и увеличивая его, мы препятствуем нормальному прохождению тока на электроды свечи. Энергия накоплена, ей надо куда-то деться — а путь на свечу закрыт. Искра может «убежать» с электрода крышки распределителя на корпус или детали датчика-распределителя и вывести из строя датчик Холла (и «пробой» датчика Холла из события вероятного станет свершившимся: это грозит покупкой нового датчика-распределителя, ведь отдельно датчики Холла встречаются очень редко). Безопаснее и удобнее проверять свечной провод «на искру», вставив в наконечник жало штатной автомобильной отвертки — «перевертыша» (крест-шлиц). Положив отвертку горизонтально ручкой на клапанную крышку, получим требуемый зазор между металлическим стержнем и «массой». Остается только включить зажигание и стартер (теперь без помощника не обойтись).
Виновниками отсутствия искры могут быть: поврежденная (треснувшая) крышка датчика-распределителя; треснувший «бегунок» (очень редко); сгоревший резистор в «бегунке» или в наконечнике свечи. Кстати, «застраховаться» от сгорания резистора ротора распределителя можно сразу после покупки машины: припаять к электродам «бегунка» поверх резистора две-три жилки медного провода. На качество приема радиопередач это практически не влияет, а при внезапном выходе из строя резистора вам не придется в чистом поле искать паяльник.
5. Если нет искры на центральном проводе распределителя, логично заподозрить неисправность катушку зажигания. Если возможности утвердить или отвергнуть эти подозрения, применив заведомо исправную катушку, нет, можно воспользоваться следующим варварским, но действенным способом: попросите помощника включить стартер, а сами коснитесь пальцами одной руки вывода катушки зажигания, соединенного с выводом «1» коммутатора (этот вывод катушки не обозначен буквами, в отличие от другого, маркированного «+Б»), и корпуса катушки, то есть «массы». Если вас чувствительно «тряхнуло», а искры на центральном проводе нет- неисправна катушка зажигания (удар током неопасен, но все же этот способ проверки применять лучше только в крайнем случае). Неисправную катушку зажигания можно временно заменить катушкой от автомобиля с контактной системой зажигания (например, от ВАЗ — 2103/06). Из приборов контактной системы зажигания к электронному подходит только катушка. Показатели бесконтактной системы зажигания, безусловно, ухудшатся.

Коммутатор. Если проверка вольтметром, о котором шла речь выше, указывает на его неисправность, прежде всего, проверьте соединения с «массой». Для коммутатора очень важна хорошая «масса» — не только через отрицательный вывод «2» на штекере, но и плотный контакт через болты крепления непосредственно с кузовом автомобиля. Недовернутая гайка может стать причиной перебоев в работе и скоропостижного отказа коммутатора. Поэтому, отдавая свой штатный или запасной коммутатор для проверки соседской «Славуты», проследите, чтобы он был надежно соединен с «массой» не только через штекерную колодку — иначе вы рискуете получить обратно ни на что не годную пластиковую коробочку.
Можно проверить коммутатор и при помощи трехваттной контрольной лампочки: к выводу лампы подключают красно-коричневый провод, идущий от клеммы «1» коммутатора к катушке зажигания (отсоединив его от катушки). Другой вывод лампы подключают к клемме «+В» катушки и включают стартер. При работоспособных коммутаторе и датчике Холла лампа мигает.

Датчик Холла. Вещица эта нежная и проверке лампой не поддается. Если есть тестер, можно подключить его к разъему датчика или коммутатора (но разъемы при этом расстыковывать нельзя). Иными словами, включить вольтметр между зеленым и черно-белым проводами, идущими от выводов «6» и «3» коммутатора к датчику Холла. Если последний исправен, при вращении коленвала (желательно медленном, не стартером, а ключом или за колесо) напряжение на выходе датчика резко меняется от минимального (U min " 0,4 В) до максимального (U max " 10 В).
Но подключаться между проводами неудобно, да и вольтметр есть не у каждого. Намного удобнее сымитировать исправный датчик Холла. Для этого нужно снять трехштекерную колодку с датчика-распределителя, «включить зажигание и подходящим отрезком провода замкнуть выводы зеленого и черно-белого проводов. Если цвета проводов другие, замыкается центральный провод и «минусовой» — последний можно определить контрольной лампой. В момент соединения между центральным высоковольтным проводом и «массой» должна проскочить искра (центральный провод надо предварительно вынуть из крышки распределителя и расположить в нескольких миллиметрах от «массы»).Перемычку долго держать не следует — работают ею как прерывателем. Искра есть — неисправен датчик Холла; нет — виноват коммутатор либо катушка.

В данной статье будет описано, как проверить работу бесконтактной системы зажигания карбюраторного двигателя на автомобилях ВАЗ 2108 – 21099 (см. полезное видео в статье) . Проверять исправность системы зажигания есть смысл тогда, когда появились провалы в работе двигателя, он плохо заводится, заводится и сразу глохнет, показывает нестабильную работу на холостом ходу.

Если система зажигания в порядке, то, между электродами свечей зажигания, постоянно должна проскакивать искра. Поэтому, чтобы проверить исправность бесконтактной системы зажигания, нужно все свечи сначала выкрутить, а затем соединить их с наконечниками высоковольтных кабелей и положить на "массу" (клапанную крышку).

Теперь нужно включить зажигание и покрутить коленвал стартером. Если, в это время, свечи искрят яркими синими и оранжевыми искрами – значит, система зажигания работает нормально. Если искры не яркие, вспыхивают с перерывами, или искр вообще нет – значит, в системе зажигания есть какие-то неисправности. Чтобы их выявить, проверить все элементы бесконтактной системы зажигания.

Можно и "на глаз" попробовать отыскать то место, через которое происходит утечка тока. Для этого нужно осмотреть подкапотное пространство или когда стемнеет, или в темном гараже. Итак, включите зажигание и произведите тщательный осмотр катушки зажигания, свечей зажигания, вв- проводов и крышки трамблера. Если есть утечка, то вы обязательно ее заметите по свечению или искрам – в поврежденных местах деталей. Испорченные детали подлежат замене на новые.

Проверка свечей зажигания

В общем тесте уже описано, как проверить, есть ли искра в свечах зажигания.

Кроме этого, нужно осмотреть свечи: есть ли на них черный нагар? Нагар говорит о том, что свеча неисправна. Более подробно об этом написано в статьях:
О чем говорит цвет нагара на свечах зажигания?
Свечи зажигания: проверка неисправностей
Когда менять свечи зажигания?

Смотрите ниже подборку видео о проверке бесконтактной системы зажигания карбюрата.

Проверка катушки зажигания

Нужно визуально оценить состояние катушки зажигания: есть ли на ней трещины и прогары. Почистить имеющиеся загрязнения, а затем перейти к замерам сопротивления обмоток, с помощью мультиметра. Вся процедура подробно описана в статье Как проверить катушку зажигания.

Сопротивление первичной обмотки должно быть примерно 0,5 Ом, может чуть меньше.
Сопротивление вторичной обмотки должно быть равно 4,5 – 5,5 Ом.

Сопротивление изоляции измеряется так: один щуп нужно приложить к выводу «Б», а другой – к корпусу катушки. Сопротивление изоляции должно быть 50 МОм.

Если фактические показания отличаются от приведенных цифр, то нужно заменить катушку.

Коммутатор можно проверить двояко: или, на время, заменить его исправным, или сделать проверку вольтметром.

При включенном зажигании, проследите за стрелкой вольтметра. Если коммутатор исправен, то стрелка сначала отклонится на маленький угол – буквально на 3 секунды, а только затем придет в свое нормальное положение. В случае неисправности, стрелка вольтметра не сделает паузу, а сразу покажет максимальное значение.

Нужно осмотреть высоковольтные провода и удалить с них всю грязь, ветошью, смоченной в ацетоне. Провода, которые выгорели изнутри, нужно заменить. Омметром измерить сопротивление каждого из проводов.

Если вв-провод исправен, то его сопротивление будет от 3,5 до 10 кОм. В случае неисправности хотя бы одного кабеля, лучше всего заменить все высоковольтные провода.

Проверка датчика Холла

Датчик Холла можно проверить двояко: или, на время, заменить его исправным, или сделать проверку вольтметром. Что проверить датчик вольтметром, нужно взять две булавки и проколоть ими зеленый и черно-белый кабели, которые идут к датчику, а к булавкам уже подключить вольтметр. Затем нужно включить зажигание и начать медленно поворачивать коленвал, не забывая смотреть на показания вольтметра. Если датчик Холла исправен, то вольтметр будет показывать напряжение от 0,4 В до максимума в бортовой сети. Неисправный датчик нужно заменить.

Проверка вакуумного регулятора опережения зажигания

Снять со штуцера на карбюраторе силиконовую трубку подвода разрежения к вакуумному регулятору. Включить зажигание. Конец трубки взять в рот и создать в ней разрежение, втянув воздух. При этом, скорость оборотов двигателя возрастет. Если обороты не увеличатся, значит, вакуумный регулятор пришел в неисправность, и его нужно менять.

Проверка центробежного регулятора опережения зажигания

Проверить исправность этого регулятора можно, если только разобрать трамблер. Нужно посмотреть, в каком состоянии находятся пружинки, насколько легко расходятся и вновь возвращаются в исходную позицию грузики регулятора.

Проверка крышки трамблера

Нужно снять крышку и внимательно осмотреть ее – есть ли трещины, следы прогара, в каком состоянии находятся ее контакты (всего их 5). Если корпус крышки поврежден, изношен контактный уголек или сами контакты пришли в негодность – значит, крышку трамблера нужно заменить на новую.

Проверка бегунка трамблера

Снять крышку трамблера и изучить ее внешнее состояние. Если есть прогары, контакт сильно окислился или разрушился, то – замена бегунка. Нужно измерить омметром сопротивление помехоподавительного резистора. Оно должно равняться 1 кОм.

Проверка цепей низкого напряжения системы зажигания

Проверить, в каком состоянии находятся контакты в разъемах. Проверить по схеме, в каком состоянии находятся провода:

1) между коммутатором и выключателем зажигания, 2) коммутатором и катушкой зажигания, 3) коммутатором и датчиком Холла.

Проверка установки зажигания

Чтобы закончить проверку бесконтактной системы зажигания карбюраторного двигателя, нужно проверить правильность установки зажигания на автомобиле. Простой способ установки зажигания ВАЗ

Видео: Как проверить коммутатор ВАЗ

Если видео не показывает, обновите страницу или нажмите здесь

Видео: Как проверить высоковольтные провода ВАЗ

Если видео не показывает, обновите страницу или нажмите здесь

Видео: Как проверить датчик Холла

Если видео не показывает, обновите страницу или нажмите здесь

Видео: Проверка бегунка трамблера

Если видео не показывает, обновите страницу или нажмите здесь

Комментировать
0
785 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector