No Image

Как проверить мар сенсор

СОДЕРЖАНИЕ
0
968 просмотров
20 августа 2019

Всем коничива и нихао!
Не хотелось про политику, но с апреля вводят новые акцизы на бензин и все аналитики прогнозируют возможный рост цен на бензин. На 2-2,5 рубля за литр. Да и не только на него, на все в итоге, цена бензина лежит во всех товарах…
Что в таком случае надо делать мужикам? Правильно, вооружившись знаниями начать проверять все системы любимой машинки, чтобы кушала меньше, а ездила больше!
Вот и я озаботился и провел проверку, а что там у нас с датчиком ДАД, он же MAP sensor, он же датчик абсолютного давления в впускном коллекторе. Есть мнение, что он деградирует и начинает врать, его надо тогда менять. Целью проверки и было зафиксировать крайние точки для анализа его характеристик. Заодно удалось воспроизвести характерную для Авелки неисправность, при которой на холостом ритмично падают и подскакивают обороты от 200…300 до 1500…2000, воняет бензином из глушака и машина едет как хочет.

Для начала видео. Как всегда напоминаю, что влезая в системы машины вы действуете на свой страх и риск! Всегда убеждайтесь, что нет кз в соединениях. Подключаемся к среднему контакту, введя вдоль провода до упора в контакт булавку и подвесив к ней щуп. Минус я брал с аккумулятора.

Если точно замерить разряжение на холостых и соответствующее ему напряжение на выходе, а потом эти же значения при атмосферном давлении и построить по этим двум точкам график, то наложив его на заводской, построенный по таблице разряжение/напряжение в ТУ на датчик можно увидеть, в допуске ли он.

Так почему начинается раскачка оборотов когда в вакуумном шланге датчика дырка или какая неплотность в коллекторе? Далее все имхо. Датчик думает, что заслонка открылась и давление упало, вакуума то нет. ЭБУ послушно льет бензин, сначала повышая обороты, а потом кислород в коллекторе кончается, заслонка то закрыта, а через дырку не поступает в нужных объемах. И двигатель останавливается. А когда мотор проседает, ЭБУ понимает, что надо что то делать и открывает клапан хх, поступает порция кислорода, обороты растут, двигатель разгоняется и выжигает его, обороты падают и так по новой. Достаточно открыть дроссель и раскачка проходит. Именно это я сделал сразу после запуска — вкрутил упорный винт дз и мотор стал тарахтеть хоть и на повышенных оборотах, но ровно. А потом провел ревизию всех трубок, чистку дросселя с клапаном хх и устранив все неплотности смог выставить нормальные холостые обороты.

ПС Загляните в мой драйвовский блог. Там сейчас выкладываются кое-какие материалы по машине.

Ошибка P0108 официально называется «Высокое напряжение в цепи датчика абсолютного давления во впускном коллекторе» (по-английски — Manifold Absolute Pressure/Barometric Pressure Circuit High). Ошибка не является критичной, и при ней автомобилем можно пользоваться, однако многие автолюбители отмечают, что от нее достаточно сложно избавиться. Для этого нужно выполнить ревизию датчика абсолютного давления и его проводки, возможно почистить его. Все же эксплуатировать машину с ошибкой Р0108 нежелательно, поэтому при ее выявлении диагностические и ремонтные работы нужно выполнить как можно быстрее.

Датчик абсолютного давления в коллекторе (соответствует английской аббревиатуре MAP) предназначен для реагирования на изменения воздушного давления во впускном коллекторе. В свою очередь, это давление напрямую зависит от нагрузки на двигатель. Электронный блок управления (ЭБУ или по-английски ECM) подает на датчик напряжение питания, равное 5 В. Также обеспечивается заземление в цепи нижнего уровня. В свою очередь датчик формирует и передает сигнал о состоянии давления в коллекторе.

Так, если давление низкое, то и напряжение будет низким. Это соответствует работе двигателя на холостом ходу или при слабой нагрузке. А если сигнал превышает норму (что и соответствует ошибке Р0108), то это может сигнализировать о двух ситуациях:

  1. Включенное зажигание при выключенном двигателе.
  2. Работа мотора с полностью открытой дроссельной заслонкой (в английском языке имеет аббревиатуру WOT).

При полностью открытой дроссельной заслонке (низкое давление, приблизительно 20 кПа, отличается у разных машин) напряжение сигнала будет около 1…1,5 В, а при почти закрытой заслонке (высокое давление, приблизительно 110 кПа или выше) напряжение будет равно 4,5…4,8 В.

Кроме этого, датчик абсолютного давления используется ЭБУ для определения барометрического давления. В частности, в положении, когда зажигание включено, а двигатель выключен. Это нужно для нормальной работы дроссельной заслонки. Когда показания датчика дроссельной заслонки превышают значение 28%, то значения давления обновляются.

Существуют датчики абсолютного давления с тремя и четырьмя контактами. В первом случае один контакт подает питание (обозначается номером 2), по второму идет «масса», то есть, минус (обозначается номером 1), а по третьему контакту передается информационный сигнал на ЭБУ (обозначается номером 3). Если датчик имеет четыре контакта, то там обозначение немного другое. Первый провод — “масса”, второй провод — сигнал о температуре воздуха, третий провод — питание датчика, четвертый провод — сигнальный провод датчика давления. Однако некоторые датчики имеют другое обозначение, и лучше дополнительно изучить их документацию.

Что касается поведения автомобиля, то по нему достаточно сложно определить ошибку P0108. Само собой, при появлении ошибки активизируется сигнальная лампа Check Engine на приборной панели. Однако для выявления, какая именно ошибка спровоцировала такую ситуацию, необходимо воспользоваться сканером ошибок (программой на ноутбуке или в смартфоне).

Первым признаком и следствием ошибки P0108 будет увеличенный расход топлива. В некоторых случаях отмечается резкий старт с места на машинах с автоматической трансмиссией. Также в случае, если катализатор “уставший”, то в выхлопных газах будут примеси топлива, а это означает, что они будут иметь специфический “топливный” аромат. Некоторые автовладельцы отмечают снижение динамики разгона при подобной ошибке.

Для диагностики ошибки Р0108 необходимо выполнение комплекса следующих условий:

  • Двигатель должен быть достаточно прогрет. Это официально регламентируется следующим образом: если температура окружающего воздуха ниже -30°С, то минимальное время прогрева должно составлять пять с половиной минут; если же температура окружающего воздуха составляет выше +30°С, то достаточно временного промежутка в 10 секунд. При остальных температурах нужно выбирать нечто среднее.
  • Не установлены коды следующих ошибок: P0122, P0123, P0222, P0223 или P0651.
  • Двигатель работает на холостых оборотах не менее 10 секунд.

Также существует дополнительное условие, и можно выбрать один из двух следующих вариантов:

  • показания датчика положения дроссельной заслонки меньше 15% тогда, когда обороты двигателя менее 2500 об/мин;
  • показания датчика положения дроссельной заслонки меньше или равны 35% тогда, когда обороты двигателя более 2500 об/мин.

При соблюдении перечисленных выше условий электронный блок управления двигателем принимает решение об обнаружении ошибка P0108 в случае, если в течение более 5 последних секунд напряжение датчика абсолютного давления превышает значение, равное 4,8 В. Обратите внимание, что данный алгоритм не является абсолютным, то есть, на некоторых марках автомобилей отдельные значения могут меняться, хоть и незначительно.

Схема подключения датчика абсолютного давления

Основные причины возникновения

Причин возникновения ошибки P0108 не так много, и связаны они с неисправностями или самого датчика абсолютного давления. или с его электрической цепью. Так, можно выделить следующие типовые причины, по которым ЭБУ выдает обозначенную ошибку:

  • Плохой контакт. Достаточно частая причина возникновения ошибки Р0108 состоит в том, что где-то в цепи сигнального провода, на его соединения (фишках) пропадает питание. Это может произойти по причине того, что в процессе вибрации автомобиля был утерян контакт. Также возможен вариант, что пайка сигнального провода потеряла механическую устойчивость, и проводок попросту отпал.Например, из некачественной пайки на заводе, постоянной вибрации, банально от старости.
  • Обрыв проводов питания датчика. Обычно это не происходит по естественным причинам. Обрыв проводов чаще всего случается в результате проведения каких-либо ремонтов (даже не обязательно связанных с датчиком абсолютного давления). Например, в результате неосторожных действий мастеров или непосредственно автовладельца проводок (или несколько проводов) были оборваны.
  • Короткое замыкание в цепи питания датчика. Обычно короткое замыкание происходит в результате повреждения изоляции проводов. Это могут быть как питающие, так и сигнальные провода. В первом случае датчик не будет работать вовсе, а во втором он будет выдавать некорректные данные.
  • Разгерметизация шлангов. В частности, шлангов и патрубков, которые идут к датчику абсолютного давления. Они могут потрескаться от старости или быть поврежденными из-за механических воздействий.
  • Засорение датчика. То есть, попадание внутрь различной грязи, мусора, отложений. Хуже, если в грязь добавлена какая-либо смазка.
  • Неполадки с датчиком абсолютного давления. Несмотря на то, что датчик является достаточно надежным устройством, все же могут возникнуть ситуации, когда он по каким-либо причинам (от старости, механических повреждений или попросту в результате заводского брака) выходит из строя. Как правило, он ломается не полностью, а лишь частично, то есть, выдает на электронный блок управления двигателем некорректную информацию.

Причин, которые могут вызвать ошибку ЭБУ с кодом Р0108, на самом деле не так много. Поэтому проверка узла не вызывает сложностей и много времени.

Методы проверки и решения

Методы проверки и устранения неполадки стандартные, и в основном заключаются в проверке ДАД. Потребуется выполнить следующие мероприятия:

  • Проверка контактов. Можно обойтись визуальным осмотром, но лучше воспользоваться дополнительными инструментами. Так, в идеале необходимо воспользоваться мультиметром в режиме “прозвонки” и прозвонить все провода от датчика до ЭБУ. Это весьма эффективный метод.
  • Проверка проводов на обрыв. Процедура аналогична предыдущей. Можно осмотреть провода визуально, но желательно “прозвонить” схему до электронного блока управления двигателем.
  • Замер значения изоляции проводов. Короткое замыкание в цепи может произойти по разным причинам, в том числе, из-за повреждения изоляции проводов. Для выяснения ее состояния необходимо воспользоваться мультиметром в режиме измерения сопротивления. Имеет смысл прозвонить провода как между собой, так и каждого проводка по отношению к “массе” (исключая провод самой “массы”).
  • Проверка шлангов датчика. Необходимо проверить их состояние. Для начала визуально, а потом продуть с помощью компрессора и/или дымогенератора. При обнаружении малейшей утечки шланги необходимо заменить.
  • Чистка датчика абсолютного давления. Для этого его нужно демонтировать и почистить. По отзывам автолюбителей для этого отлично подходят средства для чистки карбюратора или подобные им составы. Однако чистить его нужно аккуратно, чтобы не повредить его внутренности.
  • Проверка самого датчика абсолютного давления. Самый простой метод проверки состоит в замене поврежденного датчика на новый. Если же такой возможности нет, что следует выполнить выполнить замер постоянного напряжения на клеммах датчика с помощью мультиметра. Если датчик имеет только три контакта, то необходимо при включенном двигателе замерить напряжение между проводом номер 2 и массой. Значение должно быть 5 В. Далее нужно проверить напряжение между проводом номер 3 (сигнальным) и массой. На холостых оборотах значение напряжение должно быть около 1…1,5 В (у некоторых датчиков может отличаться, но незначительно). Если увеличить обороты до 4000…5000 оборотов в минуту, то значение напряжение должно линейно подниматься до 4,9 В. Если в датчике четыре контакта, то процедура аналогичная, только нужно проверять 3-ий и 4-ый провода соответственно (питание и сигнальный провод).

Обратите внимание, что нумерация проводов у некоторых датчиков может отличаться от указанной, поэтому перед проверкой желательно ознакомиться со схемой подключения датчика абсолютного давления.

Исправную работу датчика также можно проверять по давлению в коллекторе. Однако такая проверка усложняется тем. что для каждой машины давление разное, и соответствующие значения необходимо искать в технической документации.

Для справки приведем информацию для некоторых датчиков, используемых в двигателях General Motors и Ford. Естественно, что у других датчиков параметры будут другие, однако очень близкие.

Разрежение GM, V FORD, Hz
мм рт.ст. Bar
4,80 156…159
25,7 0,034 4,52
51,4 0,067 4,46
77,1 0,103 4,26
102,8 0,137 4,06
128,5 0,171 3,88 141…143
154,2 0,206 3,66
179,9 0,240 3,50
205,6 0,274 3,30
231,3 0,308 3,10
257 0,343 2,94 127…130
282,7 0,377 2,76
308,4 0,411 2,54
334,1 0,445 2,36
359,8 0,480 2,20
385,5 0,514 2,00 114…117
411,2 0,548 1,80
436,9 0,582 1,62
462,6 0,617 1,42 108…109
488,3 0,651 1,20
514 0,685 1,10 102…104
539,7 0,720 0,88
565,4 0,754 0,66

При выявлении неисправности в самом датчике его ремонт вряд ли имеет смысл, да и большинство из них неремонтопригодны. Поэтому необходимо просто заменить этот узел на новый. Покупать лучше новый, оригинальный датчик высокого давления, однако на рынке можно найти и неплохие аналоги.

Проверка датчика абсолютного давления не вызывает сложностей. Как показывает статистика, чаще всего неполадки, вызвавшие ошибку с кодом P0108, заключаются в повреждении его проводки, то есть, пропадании контакта или разрушении изоляции. Поэтому нужно в первую очередь проверить именно электрическую цепь датчика, его питающие и сигнальные провода.

В редких случаях (если перечисленные выше методы диагностики не помогли) можно проверить работу непосредственно ЭБУ. Бывает, что его электронные схемы “глючат”, и выдают ошибку, которой на самом деле нет. Диагностику электронного блока управления необходимо выполнять в специализированных центрах на спецоборудовании.

После устранения причин, вызвавших неполадку и ошибку P0108, необходимо обязательно стереть информацию о ней из памяти электронного блока управления двигателем. Это можно сделать двумя путями. Первый заключается в использовании специальных аппаратных и программных средств. В частности, ноутбука или смартфона и программы для диагностики состояния двигателя (с помощью которых и диагностируется ошибка).

Второй способ гораздо проще. Для стирания информации из ЭБУ необходимо просто на 10…15 секунд снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи. При этом электронный блок управления отключится и сбросится до исходных параметров. Таким образом информации об ошибки у него в памяти уже не будет. Однако желательно использовать все же первый вариант (стирание памяти программными средствами). Но если у вас нет такой возможности, то можно воспользоваться и вторым вариантом.

Вывод

В заключении стоит отметить, что ошибка Р0108 не является критичной, поэтому движение на автомобили можно продолжать. Однако при первой возможности все же лучше избавиться от нее, то есть, выполнить ревизию проводки датчика абсолютного давления, а также непосредственно этого узла. Как правило, проблемы кроются именно в проводке, и лишь в редких случаях виноват сам датчик (вышел из строя). Также после устранения механических неполадок удалить информацию об ошибки из памяти электронного блока управления двигателем. Как это можно сделать — указано выше. Периодическое выполнение ревизии проводов не только датчика высокого давления, но и других узлов позволит предотвратить появление как ошибки P0108, так и других подобных проблем.

MAP сенсор — что это?

Давайте поговорим о том,что такое MAP сенсор и как он работает.

MAP сенсор (Manifold Absolute Pressure) или же ДАД (Датчик Абсолютного Давления), устанавливается на впускной коллектор и является ключевым устройством для отправки нужного сигнала для блока управления двигателем (ЭБУ). Согласно значениям, полученным от MAP, блок управления двигателем "знает" как управлять углом опережения зажигания и корректирует работу двигателя,согласно своим топливным картам, прописанным в нём заводом-изготовителем.

Принцип работы основан на подсчете вакуума, образуем ого двигателем в процессе работы. Рассмотри м на простом примере.

Двигаясь в спокойном режиме, когда дроссельная заслонка немного приоткрыта и не требуется никаких резких ускорений или нагрузок на двигатель, потребление воздуха двигателем крайне мало, а разрежение, созда ваемое внутри, имеет достаточно большое значение. При таких условиях работы, MAP отправляет сигнал на блок управления двигателем, который, опираясь на топливные карты, заставляет его работать с меньшим потреблением топлива.

Реклама (для поддержания штанов)

Когда двигатель работает на высоких оборотах и дроссельная заслонка полностью открыта, разрежение падает. Двигатель потребляет больше воздуха и требуется больше топлива, чтобы сохранить формулу соотношение воздух/топливо в нужном балансе. Практиче ски все топливные карты, прописанны е заводом-изготовителем имеют защитную функцию – сберечь мотор от детонации, именно поэтому, в нагруженном режиме работы двигателя, смесь намеренно делается богаче, а зажигание позднее.

Другими словами, MAP сенсор измеряет давление внутри двигателя. Когда двигатель не запущен, то MAP видит барометрическое давление,которое нас окружает. Но стоит запустить двигатель, как он начнет измерять давление внутри себя, а когда заслонка полностью открыта, то значение между внутренним давлением и наружним барометрическим постепенно сокращается.

Автомобили марки JEEP, оснащенные инжекторными двигателями 2.5L, 4.0L, 5.2L, оснащены MAP сенсорами аналогового типа.

Датчик МАР состоит из двух камер, разделенных гибкой диафрагмой. Одна камера является "воздушной", кото рая может быть либо герметизирована, либо связана клапаном с внешней средой, а другая камера абсолютно вакуумная и она соединена с впускным коллектором трубкой или же стоит непосредственно на коллекторе.

Чувствительная схема внутри датчика MAP, контролирует движение диафрагмы и генерирует сигнал, изменяющийся пропорционально давлению. В результате этого процесса,образуе тся аналоговый сигнал напряжения, который обычно находится в диапазоне от 1 до 5 вольт.

Аналоговые датчики MAP обычно имеют три контакта в разъеме: землю, опорный сигнал 5 вольт от ЭБУ и обратный сигнал. Выходное напряжение обычно увеличивается, когда дроссель открыт и вакуум внутри двигателя падает. Теперь, когда мы с вами понимаем основной принцип и знаем как работает MAP сенсор, давайте поговорим об устройстве, которое способно внести коррекцию в работу двигателя,незави симо от его нагрузки.

Реклама (для поддержания штанов)

Мы знаем, что ЭБУ получает сигнал от MAP, который генерирует вольты. Так давайте обманем MAP и дадим ему те вольты, которые мы сами хотим. Это может быть необходимо для экономии топлива, путем обеднения смеси или же получения большего КПД для обогащения смеси. Это устройство может быть полезно, если вы модернизировали впускной коллектор и установили форсунки с большей производительнос тью, либо просто хотите сэкономить топливо при движении по трассе.

Комментировать
0
968 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector