No Image

Как проверить вязкость краски для краскопульта

СОДЕРЖАНИЕ
0
982 просмотров
20 августа 2019

Коктейли бывают разные, и далеко не все они предназначены для приема «на грудь». Краски и лаки, которые мы используем для восстановления лакокрасочного покрытия автомобиля, – это ведь, по сути, тоже коктейли — правильно приготовленные смеси из нескольких ингредиентов. И коль мы стремимся к тому, чтобы восстановленная машина (крыло, дверь) после ремонта сверкала ярче новой, а краска лежала ровно, то и наш «окрасочный коктейль» должен быть приготовлен грамотно, с толком и расстановкой, а не состряпан абы как.

Сегодня вы узнаете

Ингредиенты

Прежде всего определимся с типом нашего «покрасочного коктейля»: будет ли это обычная акриловая эмаль (что менее вероятно), либо же краска типа «металлик» или «перламутр» (скорее всего).

Обычная акриловая эмаль — двухкомпонентная, с отвердителем. «Набор ингредиентов» для таких материалов состоит из трех банок. Например, литр краски, пол-литра отвердителя и 100-150 мл разбавителя. То есть, покупая литр краски, реально вы получаете около 1,6-1,7 литра разбавленной краски.

Это надо учитывать на подборе краски: некоторые лаборатории указывают цены за «густую» краску, а некоторые — за «разведенку». Разница, как вы сами понимаете, огромная.

В случае с «металликом» базовая краска обязательно покрывается сверху прозрачным лаком — без него эффектные покрытия выглядят невзрачно, да и стойкость к атмосферным воздействиям у двухслойных покрытий намного выше. Прозрачный лак, также как и акриловая эмаль — двухкомпонентный, с отвердителем. А вот к «базе» отвердитель не нужен — она однокомпонентна.

Таким образом «комплект» для двухслойных покрытий состоит уже из пяти банок. Например, литр «базы», 500-700 мл разбавителя для нее, литр прозрачного покровного лака, пол-литра отвердителя и 100-150 мл разбавителя для лака — всего 3,3 литра! При этом самой разведенной краски больше не стало, те же 1,7 литра.

Делаем замес

Прежде чем заправить пистолет, следует смешать составляющие приобретенной краски.

Для правильного смешивания компонентов, при котором получается окрасочный материал требуемой вязкости, необходимо выполнить следующие условия.

Посуда

Важно, чтобы тара, в которой мы проводим смешивание, была строго цилиндрической формы (плоское дно и вертикальные стенки). Только в такой таре можно равномерно перемешивать компоненты и корректно отмерять их количество.

Лучше, если это будет специальная мерная посуда в виде прозрачной пластиковой банки с крышкой. На такие банки нанесена разметка, позволяющая смешивать материалы в необходимом объемном соотношении (1:1, 2:1, 3:1, 4:1, 5:1 и т.д.).

Мерные емкости выпускаются разных объемов, начиная от 100 мл и чуть ли не до полуведра

Также для дозирования и перемешивания ЛКМ удобно пользоваться специальной линейкой с метками, определяющей объемные доли компонентов.

Наливаем основу в цилиндрическую посуду до определенного деления, а после до нужной отметки доливаем отвердитель (если добавляется), затем растворитель. Все той же линейкой перемешали — и готово. Нередко мерная линейка продается вместе с комплектом краски, а на всех фирменных банках указаны пропорции согласно этим линейкам.

Необходимое количество компонентов удобно отмерять с помощью мерной линейки. Затем той же линейкой поболтал — и готово

Пропорции

При том изобилии, которое воцарилось на лакокрасочном рынке, дать, как говорится, один рецепт на все случаи жизни невозможно по определению. Да и не нужно этого делать. Есть TDS — остальное сами знаете от кого.

Тем не менее, обозначить некоторые общие ориентиры было бы полезно. В принципе, мы уже говорили о них немного выше: в двухкомпонентные продукты обычно добавляется до 50% отвердителя и 10-20% разбавителя. Степень разбавления базовых эмалей колеблется, как правило, в пределах 50-80%. Ну а точные пропорции смотрите уже в инструкции к конкретному продукту: все баночные лаки и эмали имеют указания в виде пиктограмм, которые информируют, в какой пропорции нужно развести краску с отвердителем (если материал двухкомпонентный) и разбавителем.

Напоминаем: в однокомпонетные материалы (алкиды, базовые эмали, 1К-грунты) добавляется только разбавитель; в двухкомпонентные материалы (акриловые эмали и лаки, 2К-грунты) сначала добавляется отвердитель, затем смесь доводится до нужной вязкости разбавителем.

Если же вы заказываете краску на подборе в лаборатории, то вам выдадут комплект компонентов (обычно заказывают комплектом), смешав которые вы получите готовый к применению материал с рабочей вязкостью — как говорится, «под распылитель». Либо выдадут уже разведенную краску (естественно, это касается только базы, поскольку время жизни двухкомпонентных материалов после смешивания строго ограничено).

Добавки

Описание рецептов приготовления лакокрасочных коктейлей было бы неполным без упоминания о добавках — материалах, применяющихся для изменения отдельно взятых характеристик эмалей, лаков или грунтов.

Например, для создания шероховатой поверхности — очень часто так окрашиваются пластиковые бамперы внедорожников — существуют структурные добавки разной степени зернистости. И вообще, чтобы краска на пластике не трескалась, в нее обязательно добавляется 20-40% пластификатора. Есть матирующие эластификаторы, разработанные для снижения степени блеска и окраски пластиковых деталей типа боковых накладок автомобилей Mercedes-Benz.

При покраске эффектными двухслойными покрытиями эти добавки нужно подмешивать к покровному лаку (пластификатор рекомендуется добавлять еще и в грунт-наполнитель). Подробнее о добавках и их применении читайте здесь.

Измеряем вязкость

Любой маляр должен уметь контролировать такой жизненно важный показатель, как вязкость. Зачем? Чтобы она соответствовала рекомендованному значению. Опять же, зачем? Чтобы равномерно нанести материал на поверхность, и получить покрытие необходимой толщины с запланированными свойствами — красивое и прочное.

«Вязкость» (от лат. viscosus — липкий, клейкий) — величина, характеризующая текучесть жидкости.

Зачем?

Подробнее — на примере грунта-наполнителя. Поверхность, которую мы им покрываем, имеет различного рода микронеровности, оставшиеся после подготовки (шлифовальные риски, поры и т.д.). Иными словами — выступы и углубления. От самой глубокой до самой высокой точки — примерно 50 микрон.

Так вот, если мы нанесем на эту поверхность слишком жидкий наполнитель, его тонкая пленка будет не в состоянии перекрыть эти неровности, да еще и с запасом на шлифовку (по аналогии: если положить на дно банки камушки и налить воды, не покрывая камни «с головой»). В результате поверхность останется неровной, а материал, по большому счету, потрачен зря. Приходится делать лишнюю работу — повторно наносить наполнитель, затрачивая на ремонт в два раза больше времени.

Возьмем обратную ситуацию с нанесением слишком густого наполнителя. Казалось бы, здесь проблем уж точно не должно быть. Как бы не так. Слишком густой и нетекучий наполнитель, опять-таки, не сможет толком заполнить все микронеровности — его проникающая способность слишком низкая и он попросту не способен затечь в эти маленькие углубления (как футбольный мяч не может упасть в лунку для гольфа).

Покрытие получается неплотное, плохо сцепленное с поверхностью, и в дальнейшем наполнитель начинает отслаиваться. Не слишком радужная перспектива, но и на этом неприятности не заканчиваются. Слишком густой наполнитель не сможет растечься по поверхности гладким слоем, образуется повышенная шагрень, что приводит к мучениям и перерасходу материалов при шлифовке.

И это только грунт-наполнитель! Что уж говорить про краски и лаки. Глянец, оттенок, фактура и адгезия опять же… Все это напрямую зависит от вязкости.

Кто-то спросит: «А что, если развести пожиже, чтобы везде затекло, хорошо сцепилось и растеклось гладко, а нанести потолще, чтобы был запас для выравнивания шлифовкой? Чем толще — тем лучше защита!»

Не советуем. Толстый слой жидкого материала содержит большое количество растворителя — покрытие будет очень долго отвердевать (до полного высыхания не часы и не дни — месяцы), а нанесенная поверх не высохшего грунта эмаль может привести к сморщиванию покрытия и нарушению адгезии между краской и грунтом. Кроме того, повышается вероятность возникновения такого неприятного дефекта, как «кипение» и множества других.

Итак, уметь контролировать вязкость необходимо. Возникает вопрос: как?

В обиходе измерение вязкости чаще всего выглядит следующим образом: маляр берет какой-либо длинный предмет (скажем, отвертку), обмакивает ее в банку с приготовленной краской и по одному ему известным признакам определяет, оптимальна ли вязкость или нужно разбавить еще. Грубо говоря, если нравится, как смесь стекает с отвертки — отлично, идем красить. Если не нравится — делаем жиже, добавляя растворитель, или гуще, добавляя основной продукт и отвердитель (если добавляется).

Должны сказать, что такой способ если и хорош, то только для профессионалов с очень большим практическим стажем. Уж они-то, что называется, кожей чувствуют лакокрасочный материал. А что делать малярам-новичкам, тем, у кого опыта не так много?

Из школьного курса физики мы помним, что вязкость обычно измеряется в паскаль-секундах (динамическая вязкость) или в квадратных метрах в секунду (кинематическая вязкость). Также известно, что методы определения истинных вязкостных свойств жидкостей довольно сложны, а значит — непригодны для применения в условиях ремонтных мастерских. Поэтому в обращение и было введено такое понятие, как «условная вязкость».

Определение условной вязкости сводится к измерению времени (в секундах) истечения определенного объема жидкости (100 мл) из воронки через отверстие определенного диаметра (обычно 4 мм).

Так что не удивляйтесь, увидев на банке с эмалью надпись: «рабочая вязкость 22-24 с». Это всего лишь значит, что материал следует разбавлять до условной вязкости 22-24 с, которая определяется при помощи специального устройства — вискозиметра, представляющего собой цилиндрическую мерную емкость объемом 100 см³ с конической нижней частью и отверстием в ней.

Наиболее распространенным для измерения вязкости лакокрасочных материалов является вискозиметр стандарта DIN4 — с диаметром калиброванного отверстия 4 мм. В нашем стандарте он называется ВЗ-4. Также может применяться воронка ВЗ-246, только у нее сопла сменные — с диаметрами 2, 4 и 6 мм.

Вискозиметр DIN4. В нашем стандарте — ВЗ-4

Зарубежные производители ЛКМ для измерения вязкости своих продуктов могут рекомендовать и другие приборы, например — вискозиметр Ford #4 (диаметр сопла 1/6 дюйма или примерно 4,2 мм), некоторые фирмы могут рекомендовать и свои собственные устройства.

На практике с равным успехом можно пользоваться любым из них: построены все эти приборы по одному принципу, а для пересчета показаний существуют специальные графики и номограммы. На точности измерений это никак не скажется, погрешность нивелируется допустимым разбросом рабочей вязкости.

Как же пользоваться вискозиметром? Примерная схема такова. Закрепляем вискозиметр в вертикальном положении, ставим под него чистую емкость объемом больше 100 мл, закрываем сливное отверстие вискозиметра и наливаем в него лакокрасочный материал вровень с краями. Жидкости даем немного отстояться, чтобы из нее вышли все пузырьки воздуха, а образовавшуюся пену можно снять ножом или стеклянной палочкой.

Затем открываем сливное отверстие и одновременно включаем секундомер. Заканчиваем измерение, когда жидкость прекращает течь непрерывной струей и приобретает капельный характер. Зафиксированное на секундомере время в секундах и есть условная вязкость измеряемой жидкости. К примеру, вязкость воды при 20 °С по DIN4 — 13 секунд.

Вязкость — важнейший показатель. Она определяет расход материала, оптимальный режим его нанесения, а также свойства получаемого покрытия.

Добавим, что измерения необходимо проводить при температуре 20±0,5°С. Отклонения от этой температуры чреваты неточными измерениями, так как при повышении температуры вязкость материала понижается, он становится более текучим, а при понижении, наоборот, повышается.

Средняя рабочая вязкость при 20 ºC по DIN4 составляет:

  • для акриловых эмалей — 18-20 секунд;
  • базовых эмалей — 16-17 секунд;
  • лаков — 18-20 секунд;
  • 2К-грунтов — 20-22 секунд;
  • жидких шпатлевок — до 30 секунд.

Точные рекомендации смотрите в инструкции к продукту. Допустим, указанная вязкость — 22 секунды. Если краска вытекала дольше, значит ее вязкость выше нормы и ее необходимо еще немного разбавить.

Кстати, сами разбавители бывают «медленными» и «быстрыми» — в зависимости от скорости испарения и температурных условий, при которых они должны применяться. Так, при пониженных температурах стоит применять более «быстрые» разбавители, при работе в жару — «медленные». В стандартных температурных условиях (18-25°C), соответственно, стандартный. Подробнее об этом — здесь.

Фильтруем

Приготовленный лакокрасочный материал перед заправкой в бачок краскопульта должен быть непременно отфильтрован, так как в нем могут содержаться посторонние включения, угодившие туда в процессе приготовления, сгустки и т.д. В противном случае гарантировать получение качественной поверхности нельзя, ибо весь этот мусор в конечном итоге может оказаться на окрашиваемой поверхности.

Для фильтрации удобно использовать одноразовые бумажные воронки с фильтрующей нейлоновой вставкой (размер ячейки, как правило, 190 микрон). Вставил воронку прямо в бачок, процедил — готово, можно красить!

Заправку бачка для краски производим только с использованием фильтрующей воронки

Основные ошибки

Добиваться стабильно высокого качества выполняемых работ можно только при соблюдении технологических рекомендаций по применению тех или иных материалов. Другого пути у тех, кто хочет ремонтировать современные автомобили и ремонтировать качественно, просто нет.

А между тем, игнорирование технологических требований остается основной (!) причиной дефектов и ошибок. Как говорится, «…уж сколько раз твердили миру»…

Но «свободные нравы» всегда были и будут: краскопульт настраиваем «на слух», краску смешиваем «на глаз», забываем о строго определенных «сроках жизни» приготовленных к использованию продуктов.

Например, за час лак меняет вязкость в среднем на 100%. Он густеет. До обеда мы его размешали, измерили вязкость — 20, довольные ушли трапезничать, возвращаемся минут через 50, а у него уже все 40! Само-собой, применять материал уже нельзя. Но часто ли кто-нибудь считается с подобной «мелочью»?

Часто ли кто-нибудь помнит о том, что материал, в который мы недолили отвердителя, уже не сможет толком отвердеть, как его ни суши. Акриловые двухкомпонентные материалы ведь как отверждаются: за счет химической реакции между акриловым связующим (основой) и веществом для сшивания молекул — полиизоцианатом (отвердителем). И только производитель ЛКМ может знать, какое количество звеньев -N=C=O (присутствующих в отвердителе) необходимо для реакции с определенным количеством звеньев OH (находящихся в составе основы) и превращения материала в прочную полимерную пленку (подробнее об этом здесь).

Вот и получается, что если мы наливаем недостаточно отвердителя, для корректного отверждения пленки просто не хватает сшивающего материала. Покрытие получается мягким, неотвержденным.

Обратная ситуация — с избытком отвердителя (и, соответственно, излишком звеньев -N=C=O) имеет противоположный эффект — покрытие получается слишком твердым, но при этом неэластичным, сильно подверженным отслаиванию, растрескиванию, возникновению сколов.

Так что если на банке лака написано разбавлять в пропорции 2:1, то нужно не полениться отмерить строго две части лака и одну часть отвердителя. Ни больше, ни меньше.

Корректная полимеризация двухкомпонентных материалов возможна только при соблюдении правильных пропорций смешивания с отвердителем

Ну а то, что отверждать акриловые материалы можно только оригинальными отвердителями — вообще обсуждению не подлежит. В акриловых системах сополимер и полиизоцианат тщательно подбираются друг к другу, и если мы возьмем отвердитель от другого лака или другого производителя — получим другой полимер с совершенно иными свойствами.

Банка с остатками отвердителя должна быть плотно закрытой, так как отвердитель реагирует с воздушной влагой, в результате чего происходит его помутнение и выпадение кристаллов, иногда гелеобразование. Чтобы воздух не поступал в частично использованную банку с отвердителем, рекомендуется переворачивать ее и ставить на крышку, и в таком положении хранить.

Экономить на разбавителе при покупке фирменной краски также не стоит: дорогая краска помутнеет, и это быстро отобьет охоту к подобным экспериментам.

Хороший мастер, которому небезразлично то, чем он занимается, все подобные рекомендации должен хорошо знать. Он должен иметь под рукой всю технологическую документацию и уметь читать пиктограммы, чтобы знать, где, как и какой именно продукт применить.

Итак, все вышеописанные действия были последовательно и добросовестно выполнены. Базовая краска приготовлена с рекомендованным количеством разбавителя, тщательно перемешана, отфильтрована и залита в бачок краскопульта. Теперь главное не забыть сделать тест-напыл, чтобы убедиться, что краскопульт распыляет лакокрасочный материал равномерно. Подробнее об этом — в следующей статье.

На что при покраске влияет густота лакокрасочного материала? Как определить вязкость краски для краскопульта? Каковы ее оптимальные значения? Каким должен быть краскопульт для вязких жидкостей? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.

Вязкость краски в большой степени определяет качество покрытия.

НА ЧТО ВЛИЯЕТ ВЯЗКОСТЬ

Само понятие, думается, разъяснений не требует.

А вот на что оно влияет — вероятно, лучше разъяснить.

  • Избыточно вязкий краситель трудно распределить по поверхности тонким слоем. Лишняя же толщина приведет к долгой сушке и… уменьшению финальной прочности покрытия.

Кроме того: густая краска не заполнит мелкие неровности основания. Тем самым существенно ухудшится ее сцепление с поверхностью.

  • Из-за большой толщины слоя на вертикальных и наклонных поверхностях неизбежно образуются потеки.
  • Наконец, большая часть недорогих краскопультов просто не справится с материалом слишком высокой вязкости. Принцип работы пневматического распылителя основан на низком давлении в струе воздуха и подсосе в нее краски из бачка. При этом перепад давлений по определению не может превысить одной атмосферы даже в идеальном случае (смеем заметить, абсолютно недостижимом).

Если перепада будет недостаточно для продавливания краски через сифон и сопло — результат немного предсказуем: краскопульт придется полностью разбирать и промывать растворителем; о покраске речь, понятное дело, идти не будет.

Слишком сильно разбавленная краска , впрочем, при нанесении тонким слоем не приведет в негодность ни инструмент, ни окрашиваемую поверхность. Однако общее число слоев для получения покрытия без непрокрашенных участков вырастет, что с учетом времени сушки приведет к неоправданно большим затратам времени.

Типичная причина появления потеков — слишком густая краска.

ИЗМЕРЕНИЕ ВЯЗКОСТИ

ЕДИНИЦЫ

Отечественные производители указывают вязкость красителя в секундах; для импортных материалов характерна другая единица измерения — DIN. Что означают эти единицы измерения?

Всего лишь время (да-да, именно в секундах), за которое фиксированный объем красителя или лака протечет через отверстие известного диаметра. Понятно, что более жидкая краска покинет емкость быстрее, более густая — медленнее.

МЕТОДИКА И ИНСТРУМЕНТ

Для замера вязкости служит специальный инструмент — вискозиметр. Под пугающим названием скрывается небольшая воронка емкостью строго 100 миллилитров с 4-миллиметровым отверстием. Цена прибора, точность которого достаточна для бытовых целей, составляет 200-500 рублей.

Простейший капиллярный вискозиметр.

Нюанс: лабораторные ротационные и вибрационные вискозиметры обходятся гораздо дороже. Стоимость этих приборов порой измеряется сотнями тысяч.

Как своими руками измерить вязкость краски с помощью капиллярного вискозиметра?

Инструкция проста до смешного:

  1. Наполняем воронку, заткнув выходное отверстие пальцем.
  2. Одновременно открываем отверстие и запускаем секундомер.
  3. Регистрируем время, прошедшее до опустошения емкости. Капли, разумеется, не в счет.

Исключительно важный момент: измерения проводятся при температуре краски и окружающего воздуха 18-22 градуса. При понижении температуры любые лакокрасочные материалы загустевают; при повышении — их вязкость уменьшается, что сводит ценность эксперимента к нулю.

ОПТИМАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

Оптимальная вязкость красителя, грунта или лака обычно указывается производителем на упаковке. В крайнем случае, информацию можно найти на его сайте.

Однако существуют определенные рекомендации, общие для разных классов лакокрасочных материалов.

  • Для автомобильных эмалей нормой вязкости считаются 15-20 секунд.
  • Для текстурных красок (которые, впрочем, краскопультом обычно не наносятся) — 15-25 секунд.

Даже если текстурная краска нанесена распылением, структура покрытия формируется вручную.

  • Для грунтовок — 15-30 секунд.
  • Для глазури — 20-30 секунд.
  • Для латексных красок — 35-45 секунд.
  • Для эмалей и масляных красителей — 15-25 секунд.

В отсутствие вискозиметра полезно запомнить простое правило: большая часть бытовых красок, если производителем не оговорено иное, перед покраской краскопультом разводятся до консистенции жирного молока. Тип разбавителя должен соответствовать указанному на упаковке: очевидно, что разводить нитроэмаль водой не стоит.

ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ

Особняком стоят двухкомпонентные красители — акриловые на органических растворителях, эпоксидные, полиуретановые и некоторые другие.

Как разводить до рабочей вязкости эти материалы?

  1. Вначале краска смешивается с отвердителем. Разумеется, строго в указанной изготовителем пропорции: и недостаток, и избыток отвердителя пагубно повлияет на прочность покрытия.
  2. Затем вязкость полученного красителя проверяется вискозиметром и при необходимости разбавляется до рабочей консистенции.

Как отмерить необходимое количество основы и отвердителя?

  • При небольшом объеме это можно сделать с помощью мерной посуды.
  • В объемной цилиндрической таре проще воспользоваться мерной линейкой. Если высота уровня краски без отвердителя составляет 40 сантиметров, то для получения пропорции 1:4 достаточно долить его до уровня 50 см.

Не забудьте: этот способ даст точный результат только в цилиндрической таре. Обычное ведро имеет форму усеченного конуса, что исказит пропорции.

Двухкомпонентные красители разбавляются после добавки отвердителя.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ВЯЗКИХ МАТЕРИАЛОВ

Как устроен краскопульт для вязких красок?

Каким образом отличить его по внешнему виду?

  • В промышленных условиях для материалов высокой вязкости применяются краскопульты безвоздушного распыления. Поршневой насос подает в сопло не воздух, а саму краску под давлением до 200 атмосфер. Этот тип оборудования отличается высоким процентом переноса красителя и стоимостью, соответствующей годовому бюджету небольшой африканской страны.

На фото — краскопульт для безвоздушного распыления.

  • Более демократичный вариант — обычный пневматический краскопульт, у которого воздух от компрессора подается не только в сопло, но и в герметично закрывающийся бачок для краски. Избыточное давление продавливает вязкую жидкость через сифонную трубку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Надеемся, что предложенная информация поможет читателю при малярных работах во время ближайшего ремонта. В видео в этой статье можно, как всегда, найти дополнительные тематические материалы. Успехов!

Лаки и краски для бытового пневмо- краскопульта

Согласно заводской инструкции предлагаемого в прокат краскопульта Sturm SG9660:

"- макс. вязкость краски 50 DIN

– диаметр сопла 2,6 мм.

Лакокрасочные материалы, пригодные для использования: краски водорастворимые и на основе других растворителей, лаки, грунтовки, двухкомпонентые краски, очистители, автомобильные очистители, герметики, герметики-консерванты, морилки.

Лакокрасочные материалы, которые нельзя использовать: настенные краски (эмульсионные) и т.п., щелочные и кислотные краски. Материалы с температурой воспламенеия ниже 21°."

Фактически заводская инструкция в одном абзаце разрешает использованые любых ЛКМ «водорастворимых и на основе других растворителей», а в следующем запрещает любые краски «настенные (…) и тому подобные». Можно предположить такое противоречие тонкостями работы китайских переводчиков с английского (немецкого) на русский.

Изучение инструкций аналогичных моделей краскопультов и опыта их применения даёт следующие рекомендации:

можно использовать с краскопультом эмалевые и лессирующие (полупрозрачные глазури) краски, грунтовки, масла, пропитки, лаки на водной основе, вододисперсионные, водоэмульсионные и на растворителях (уайт-спирит, 646, 647, 450. ) с вязкостью до 50 DIN, включая: алкидные, акриловые (синтет.латекс), двухкомпонентные, антисептики, морилки;

нельзя распылять жидкости агрессивные к пластику и с абразивными составляющими, изнашивающие и забивающие каналы распылителя: бензин, аммиак, краски с кислотными и щелочными разбавителями, полиуретановые, содержащие свинец.

не пригодны для краскопульта краски с затрудненным распылением и каплеобразованием с вязкостью более 50 DIN, труднорастворимые, разработанные для нанесения кистью, шпателем: густые эмульсии, густые латексные (бутадиен-стирольные), густые дисперсионные (клеевые, на ПВА), текстурные, силикатные или жидкое стекло, молотковую краску, эмали по металлу, по ржавчине, масла для древесины.

Покраска

Успешное использование пневматического краскопульта требует некоторого навыка, тренировки и настройки, подготовки на конкретную краску. Для чего позаботьтесь о запасе краски и растворителя для пробной покраски и отмывки краскопульта.

Следуйте указаниям на упаковке ЛКМ и таблицам в заводской инструкции краскопульта по разведению ЛКМ до требуемой вязкости с помощью вискозиметра из комплекта краскопульта и пробуйте красить, оценивайте результат и корректируйте вязкость, снова пробуйте. Некоторым ЛКМ для равномерного распыления дополнительное разведение противопоказано или излишне, другие, как некоторые эмали, двухкомпонентные краски, нуждаются в дополнительной фильтрации от крупных включений и нерастворённых сгустков. Причём фильтрация ЛКМ может требоваться при подготовке к покраске и после загустения некоторое время спустя. Необходимость фильтрации оценивайте по качеству поверхности пробной покраски.

Учитывайте, что разбавление краски уменьшает её укрывистость и может потребоваться нанесение допонительного слоя, желательно оценить на пробном образце.

При работе с эмалями и глянцевыми ЛКМ частой ошибкой является пренебрежение фильтрацией воздуха на входе в компрессор и поддержанием в чистоте каналов пистолета-распылителя, шланга подачи воздуха от компрессора в пистолет. Регулярная очистка фильтра на входе компрессора избавит от частичек пыли на глянцевом слое.

Отмывку краскопульта лучше не откладывать на час-другой, иначе краски сохнут в каналах и корпусе краскопульта и растворить, смыть их даже сильным растворителем весьма долго и трудно. Отдельные синтетические и органические ЛКМ полимеризуются необратимо или химически агрессивны, въедаются в пластик и уже не поддаются растворителям, такие ЛКМ предпочтительно наносить кистью, валиком или металлическим краскопультом.

Далее справочно сведения о некоторых свойствах красок.

Краски воднодисперсионные или водоэмульсионные

Как правильно, краски воднодисперсионные или водоэмульсионные?

Какова разница между краской и эмалью?

Дисперсия – это образование из двух или более элементов, которые практически не смешиваются друг с другом и не реагируют друг с другом химически. При этом первое вещество (дисперсная фаза) мелко распределено во втором (дисперсионной среде).

Эмульсия – это дисперсионная система, состоящая из микроскопических капель жидкости (дисперсионной фазы), распределенных в другой жидкости (дисперсионной среде).

Таким образом, эмульсия — это одна из разновидностей грубодисперсной системы (в данном случае жидкой). К натуральной эмульсии относятся например молоко, состоящее из масла, казеина и воды.

И дисперсия, и эмульсия — это смесь одного небольшого количества вещества с другим. Именно смесь, а не раствор, поскольку переход молекул из одной фазы в другую не происходит.

В случае с краской на водной основе, первое вещество (синтетические полимеры) распределены во втором веществе (в водной среде). Частицы краски находятся в воде во взвешенном состоянии и равноудалены друг от друга. При высыхании краски вода испаряется, а частицы сближаясь, образуют плотную пленку на поверхности.

Таким образом, словосочетание «водоэмульсионная краска» не совсем корректно, так как эмульсия означает смесь именно жидких элементов с жидкой средой.

Но на эти нюансы никто уже не обращает внимания. Так же как и на то, что например раствор цемента с водой и песком, не может быть с химической точки зрения раствором, а является суспензией.

Суспензия (лат. suspensio, буквально — подвешивание, от лат. suspendo — подвешиваю) — смесь веществ, где твёрдое вещество распределено в виде мельчайших частичек в жидком веществе во взвешенном (неосевшем) состоянии.

Можно также обратиться к ГОСТУ 28196-89, который распространяется на воднодисперсионные краски, представляющие собой суспензии пигментов и наполнителей в водных дисперсиях синтетических полимеров с добавлением различных вспомогательных веществ (эмульгатора, стабилизатора и др.).

Однако ГОСТ 28246-2006 указывает, что водно-дисперсионная краска это «жидкий или пастообразный пигментированный лакокрасочный материал, имеющий лакокрасочную среду в виде дисперсии органического пленкообразующего вещества в воде и образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность непрозрачное лакокрасочное покрытие».

Классификация воднодисперсионных красок

В воднодисперсионных красках помимо пигментов и наполнителей содержится целый ряд различных вспомогательных добавок, но нас больше интересует тип или вещества (пленкообразователя), по которому и классифицируются все ЛКМ.

Популярны следующие виды воднодисперсионных красок, по характеру связующего:

Полиуретановые (на воде довольно редки и дороги, но наиболее прочные, износостойкие).

Связующее вещество (основа) — полиакриловые (акриловые) латексы (полимеры).

Достоинства: благодаря своим характеристикам – прочности, эластичности и долговечности наиболее дорогие из красок на водной основе. Акриловые краски практически не боятся солнца, воды, температурных колебаний. Подобно другим воднодисперсионным краскам могут разбавляться водой, после высыхания становятся устойчивы к воде. Применяются как для внутренней, так и для внешней отделки помещений. Благодаря низкой газопроницаемости защищают от коррозии армированный бетон. С течением времени акриловая краска окупается благодаря своей стойкости и длительному сроку службы. Могут применяться для наружных работ.

Чем отличаются акриловые краски от акрилатных?

По сути дела это одно и тоже. Акрилат полимеризуется в акрил. Мы приобретаем акрилатную краску, и нанеся её на поверхность получаем покрытие в виде акриловой пленки. Таким образом, говоря об акриловой краске подразумевается акрилатное связующее.

Чем отличаются акриловые краски от латексных?

С развитием лакокрасочной продукции маркетологам приходится придумывать и привносить в описание продукции всё новые и новые выражения, подчеркивающие превосходство товара над конкурирующими аналогами. Производители часто называют воднодисперсионные краски на полимерной основе латексными. Если натуральный латекс представляет собой сок каучуконосных растений, то синтетический латекс используемый в красках, представляет собой дисперсию полимеров, составляющих основу краски. Следовательно, использование термина «латекс» в названиях и характеристиках красок, всего лишь хитрый маркетинговый ход производителей для придания своей продукции дополнительных преимуществ. Ни кто естественно не добавлял никакого латекса, словосочетание «акриловая латексная краска» это всё равно что «молочно-сливочное масло» (хоть пример не очень удачен).

Так производитель может выпустить на рынок 5 видов одной и той же воднодисперсионной краски, назвав товары например латексной, акриловой, акрилово-латексной, акрилатной, водоэмульсионной красками (можно и больше названий придумать, главное занять полки в магазинах). И всё будет успешно продаваться. А покупатель страдать проблемой выбора. Как правило известные бренды на такой шаг не пойдут, так как дорожат своей репутацией.

Лессирующие краски и пропитки

– полупрозрачные составы на органических растворителях или на воде, интересны для защиты и придания цвета деревянным поверхностям стен, пола, лестниц, мебели. Могут применяться в качестве единственного покрытия или с дополнительной защитой лаком.

В состав лессирующих красок входит поликрилатная дисперсия, вода, а также различные химические добавки, натуральные масла. Расход составляет около 100 грамм на 1 квадратный метр. Пропитки продают готовые цветные или прозрачные, которые можно колеровать практически в любые цвета по таблицам колеровки производителя или применяя отдельно приобретенные красители на той же основе (водной или органический растворитель). Колеровать можно как вручную самостоятельно, так и машинным способом в точках продажи. В процентном соотношении количество колоранта не должно превышать 100 % от общего объема материала, а фактически достаточно 3-10 % для широкого спектра оттенков цвета. Цвета по заводским таблицам колеровки получаются смешением нескольких колорантов, а при самостоятельном подборе новичку достаточно использовать колорант одного или двух цветов, к примеру, добавлением белого осветляя второй колорант. Таблицы колеровки для самостоятельного смешивания двух и более цветов найдутся в интернете.

Время полного высыхания во многом зависит от температурного режима и показателей влажности. Так при высокой температуре (выше +20 градусов Цельсия) и низкой влажности схватывание материала может произойти всего за час. При работе и сушке в закрытом помещении с составами на органических растворителях важно создать хорошую вентиляцию.

Степень блеска

Степень блеска измеряется как количество (в %) зеркально отражённого от поверхности света в общем отражённом световом потоке.

Выделяют шесть степеней блеска лакокрасочных материалов:
интенсивно-матовые 1 – 10% блеска
матовые 11 – 30% блеска
полуматовые 31 – 50% блеска
полуглянцевые (или сатиновые) 51 – 70% блеска
глянцевые (или ярко-сатиновые) 71 – 90% блеска
высокоглянцевые – свыше 90% блеска.

Для подбора и оценки блеска можно сделать пробный выкрас на образце. Для дерева учитывайте что глянцевые лаки меньше впитываются и создают более толстую плёнку, выравнивая шероховатости и скрывая текстуру. Глянцевые поверхности более скользкие, лучше моются, подчеркивают дефекты плоскости или напротив степень ровности.

Чем отличаются эмали от красок

Отличие эмали от красок и что означает «эмалевая краска»?

Изначально под термином «эмаль» подразумевалось тонкое стекловидное покрытие, получаемое при высокотемпературной обработке оксидов на поверхности металлов.

Так скорее всего и появился в описаниях для составов образующих на поверхности прочную гладкую пленку термин — «эмалевая краска». Более того, ГОСТ 28246-2006 уже прямо указывает, что под термином «эмаль» понимается «Жидкий или пастообразный пигментированный лакокрасочный материал, имеющий лакокрасочную среду в виде раствора пленкообразующего вещества в органических растворителях и образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность непрозрачное лакокрасочное покрытие». В предыдущем ГОСТ 28246-89 термины «краска» и «эмаль» означали одно и тоже.

Таким образом эмаль подразумевает раствор пленкообразующего вещества, в отличие от обычной акварельной водной или масляной краски которые не имеют таких свойств и остаются просто «красками».

Очевидно различие эмалевой краски и эмали, покрывающей металлическую посуду например – это совершенно разные технологии.

Комментировать
0
982 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector