No Image

Как разблокировать дифференциал на ниве

СОДЕРЖАНИЕ
0
1 519 просмотров
20 августа 2019

Наверное, каждый владелец отечественных, да и импортных, внедорожников когда-либо мечтал улучшить проходимость своего агрегата. И большинству автолюбителей даже не нужно преодолевать глубокие колеи, болота, карабкаться по отвесным холмам. Проходимость увеличивают, чтобы хотя бы просто не застрять на ровном месте. Установленная блокировка на «Ниву» поможет улучшить внедорожные характеристики. Рассмотрим, какие они бывают, принцип работы, минусы и преимущества.

Функции дифференциала

Еще в начале эпохи автомобилестроения конструкторы и инженеры опытным путем выяснили, что сплошная ось для двух колес – это отнюдь не полезно. Машина по прямой траектории практически не используется. Каждая покрышка пройдет свой путь. Быстро изнашивались шины, а автомобиль никак не желал поворачивать. Это и натолкнуло инженеров на поиск оптимального решения. Они думали – и все-таки придумали.

Итак, ось была разделена на две полуоси, а между ними установили дифференциал. Это позволило колесам на прямой вращаться с одинаковой скоростью, а в поворотах – с разной. Но покрытие не всегда полностью равномерное. Например, под одним из колес лежит камень, под другим же – песок. Поэтому одно колесо будет вращаться легче. Для этого и нужен дифференциал. То колесо, которое вращать труднее, он не крутит. Так инженеры узнали об эффекте пробуксовки. Даже полный привод не смог решить эту проблему. Чтобы полностью исключить пробуксовку, была создана блокировка. На «Ниву» ее, к сожалению, не ставят. Но она очень нужна, поэтому автовладельцы приобретают и устанавливают эти механизмы отдельно.

Виды блокировок

Она может быть как принудительной, так и автоматической. В случае с принудительной ее включает сам водитель. Автоматическая блокировка, на «Ниву» установленная, работает при помощи специальных самоблокирующихся механизмов.

Виды принудительной системы

Зачастую в этом случае используются кулачковые муфты. С их помощью удается обеспечить максимальную жесткость соединения корпуса и полуоси. Замыкаются и размыкаются кулачковые муфты посредством перемещения рычага в салоне автомобиля. В механическом приводе объединены трос и рычаг, либо же система рычагов. Принудительная блокировка, на «Ниву» установленная, приводится в действие водителем посредством перемещения рычага. При этом машина должна стоять.

В качестве исполнительного элемента привода используется пневматический цилиндр. В другом случае замыкание муфты происходит при помощи электрического привода. Принудительная блокировка, на «Ниву» установленная, включается в этом случае посредством нажатия кнопки. Жесткая фиксация используется для преодоления особенно труднопроходимых участков. После их прохождения она обязательно выключается.

Самоблокирующиеся дифференциалы

Эти механизмы являются компромиссом между жесткой блокировкой и работой дифференциала в свободном режиме. Так, на базе таких систем можно использовать и то, и другое. В первом случае будет применяться вязкостная муфта или дисковый дифференциал, а во втором используют червячный механизм.

Вязкостная муфта

Эта блокировка на «Ниву» представляет собой набор перфорированных дисков. Одна часть этих элементов соединена с корпусом дифференциала, а вторая – с приводным валом. Диски находятся в герметичном корпусе, который заполнен специальной жидкостью высокой вязкости.

Когда скорости вращения корпуса дифференциала и приводного ремня совпадают, блок работает, как одно целое. Если скорость приводного вала растет, то соединенные с ним диски также вращаются быстрее, и вместе с ними перемещается жидкость. Она становится тверже, и в конце концов дифференциал блокируется.

Так как размеры муфты достаточно велики, то применяется она зачастую в межосевых дифференциалах. Из-за своей конструкции она может нагреваться. Когда водитель задействует тормозную систему, муфта может конфликтовать с ABS, поэтому ею сегодня практически никто не пользуется.

Червячные самоблокирующиеся дифференциалы

Эта система обеспечивает автоматическую блокировку. Работа зависит от разницы крутящих моментов на корпусе и приводном вале. Если колесо проскальзывает, а крутящий момент падает, то червячный дифференциал заблокируется, и крутящий момент будет перенаправлен на любое свободное колесо. Данные конструкции более популярны. Одни из самых известных – Torsen и Quaife.

Популярные системы

Автолюбитель приобретает «Ниву» без блокировок, и это – серьезный минус. В машине есть лишь блокировка межколесных дифференциалов. Но этого мало для настоящих любителей грязей и болот. Что же доступно ценителям бездорожья?

Val-racing

Компания выпускает продукцию с 2005 года. Принудительные межколесные блокировки этой торговой марки знают и любят многие. Для «Нивы» производитель предлагает полную блокировку переднего моста. Она комплектуется электрическим приводом. Также предлагаются винтовые самоблокирующееся блокировки («Нива»). Отзывы о них в основном положительные. Устройство работает, а надежность его достаточно высока. Использовать эти блокировки можно для любых типов местности – это могут быть болота, леса и так далее. Эти механизмы отлично подходят и для бездорожья, и для повседневной езды на тяжелых участках.

Дифференциал автоматический Красикова (ДАК)

В. Н. Красиков впервые изготовил первую систему в 2002 году. Запатентовали эту блокировку в 2004-ом. Эта уникальная разработка – будущее самоблокирующих дифференциалов. Это механическая система с возможностью автоматической фиксации.

Процесс осуществляется от смены ведущих колес. Это дает возможность работать механизму очень мягко и максимально устойчиво в любых диапазонах скоростей. Конструкция позволяет использовать дифференциал не только на внедорожниках «Нива», но и на любых других моделях. Устройство совмещает качества и функции обычного дифференциала. Кроме этого, здесь удален существенный недостаток, когда машина буксует одним из колес.

Как работает блокировка на «Ниве» (ДАК)

Этот автоматический дифференциал можно использовать на любых дорогах и вне дорог. Диапазон возможных скоростей и нагрузок очень широкий. Когда автомобиль движется, а тяга двигателя не выше, чем сцепные свойства слабого колеса, дифференциал не будет заблокирован. Если же тяга превысит характеристики сцепления, произойдет автоматическая фиксация. При этом «слабое» колесо не будет вращаться.

Разновидности ДАК

ДАК используют только для применения в условиях бездорожья. ДАК-7 рассчитан на более спортивную езду. А вот ДАК-5 является универсальным устройством, которое позволяет провести автомобиль даже по самым труднодоступным местам. Установка блокировки на «Ниву» осуществляется на переднем мосту. Механизм позволяет в значительной мере повысить маневренность и устойчивость в скольких условиях.

ДАК-7 – это блокировка со средней жесткостью. Устанавливают эту систему в мост, который подключается либо в скользких условиях, либо на бездорожье. ДАК-5 является более мягким, и выбирают его для мостов, которые включены постоянно.

«Иж-техно»

Блокировка «ИЖ-техно» на «Ниву» представляет собой достаточно простую и более надежную конструкцию. Состоит механизм из двух полуосевых и распорных муфт. Также в комплекте имеются пружины и штифты.

Зачастую данная система постоянно замкнута, а в качестве дифференциала работает лишь тогда, когда хотя бы одно колесо вращается быстрее, чем ведущее. Блокировка происходит благодаря воздействию крутящего момента двигателя и силе сопротивления качению. Такое устройство будет работать в качестве дифференциала лишь в том случае, если на колесо будут воздействовать внешние силы. В скользких условиях эта блокировка будет зафиксирована и передаст крутящий момент на все колеса на оси.

Блокировка ДАН на «Ниву»

ДАН – это автоматический дифференциал Нестерова. Установить его можно как на «Ниву» от Волжского автомобильного завода, так и на «Ниву Шевроле». Эта блокировка повысит управляемость в условиях плохих дорог и улучшит маневренность на поворотах. Также система в значительной мере способствует курсовой устойчивости автомобиля при выполнении обгонов. Дифференциал Нестерова способен увеличить разгонную динамику даже в зимний период. Это устройство не даст застрять ни в песке, ни в снегу, ни в грязях и болотах. Его можно полностью спокойно применять и в городе, и на трассе, а резина при этом не испортится.

Для кого?

Этот автоматический дифференциал рекомендуется для начинающих водителей. Конструкция добавит человеку уверенности в сложных условиях. Можно очень спокойно двигаться там, где возможны пробуксовки. Также ДАН избавит от заносов при выполнении поворотов или торможения.

Также это незаменимый вариант для тех, кто предпочитает вести активный образ жизни. Устройство актуально для любителей рыбной ловли, охотников, автомобильных туристов. Для участников трофи-рейдов оно является отличной возможностью получить призовое место.

Преимущества ДАН

Среди преимуществ можно выделить безопасность, так как блокировка в значительной мере улучшает управляемость даже в самых сложных условиях. Также заявлено о долговечности – в производстве применяются только современные материалы. Для изготовления систем используется самое современное высокотехнологичное оборудование. Стоит отметить, что ДАН экономичен.

Самодельные системы

Блокировка на «Ниву» своими руками выполняется достаточно часто. И сегодня это не является редкостью. Умельцы разрабатывают и реализуют в металле уникальные конструкции. Также многие делают в гаражах копии «Локрайт» и самоблокирующиеся системы. Нередко дифференциал просто заваривается.

Большинство решений представляют собой специальные втулки с пружинами, а по конструкции напоминают преднатяг. По работе они ничуть не хуже, чем промышленные изделия. Но заезжать в серьезное бездорожье на них все-таки не стоит.

Как выполняется блокировка на «Ниву» своими руками? Осуществить это вполне реально, особенно если знать, сколько стоят изделия популярных торговых марок. Если есть доступ к токарным станкам, то нет никаких сложностей изготовить подобный механизм.

Использование

Начинающие водители могут столкнуться с проблемами использования систем. Существует множество вопросов о том, как включить блокировку на «Ниве». Иногда механизм просто не включится с первого раза. Этим грешат даже полностью исправные системы. Почему так случается? Все дело в том, что работа с этим механизмом требует от водителя определенных знаний и навыков. В целом включение передачи и блокировки – это один процесс. Механизмы же отличаются категорически.

Если автомобиль стоит, а водитель пытается заблокировать дифференциал, это ни к чему не приведет. Пазы и зубья блокирующей муфты не совпадают в момент стоянки. В этом случае зубья муфты могут быть расположены напротив элементов венца. Муфта просто не провернется. Если удалось запустить блокировку на стоящей машине, то случиться это может только по счастливой случайности.

Чтобы включить передачу, необходимо использовать сцепление. Без этого действия система не заработает. Даже легкое нажатие на сцепление приведет к тому, что зуб вала войдет в свой паз. Блокировка имеет другой механизм. Здесь присутствует муфта и выходной вал. Последний оснащен специальным зубчатым венцом. И оба элемента тесно связаны между собой при помощи сателлитов.

Чтобы осуществить включение блокировки на «Ниве», первым делом прогревают мотор, включают первую передачу и начинают движение. Езда по прямой и на твердой поверхности дороги не позволит включить блокировку. Почему так? Это происходит из-за того, что и задние, и передние колеса преодолевают одинаковое расстояние.

Для включения системы блокировки колес необходимо ехать на небольшой скорости и совершать маневры вправо или влево. Также следует нажать на рукоятку, которая отвечает за включение блокировки на «Ниве». Задние и передние колеса проделают разный путь, а зуб сможет войти в свой паз. Только так можно включить систему. Принцип этого процесса одинаков вне зависимости от того, какая блокировка на «Ниве» установлена и используется в данный момент.

«Шевроле-Нива» – есть ли разница?

Это также внедорожник, и здесь тоже применяется блокировка. Принцип действия в целом он ничем не отличается от работы механизмов на «Ниве» от Волжского автомобильного завода. Что касается производителей, то многие из тех, которые изготавливают блокировки для «Нивы», предлагают модели и для этого авто.

Когда нужно использовать систему

«Шевроле-Нива» – это уникальный автомобиль, который оснащен данной системой. Ее используют, если необходимо преодолеть труднопроходимый участок. При этом блокировка на «Шевроле Ниве» должна быть включена заранее. Также эта опция будет полезна в горах. Незаменима она и в случае пробуксовки на песчаных дорогах, снегу или скользком покрытии.

На твердых покрытиях необходимость в блокировке отпадает. Колеса зачастую имеют хорошее сцепление и равномерный крутящий момент.

Правила использования

Переключать раздаточную коробку на пониженный ряд необходимо лишь тогда, когда автомобиль полностью остановился. Включается блокировка (на «Шевроле Нива» в том числе) в процессе движения. Перейти на пониженную передачу можно, не останавливая машину. Для обеспечения нормальной работы механизма блокировки следует время от времени переключать дифференциал на раздаточной коробке. Особенно это актуально в зимнее время.

Как включить блокировку на «Шевроле Ниве»

Она включается рычагом на раздаточной коробке. Если двигать рычагом вперед и назад, то таким образом включается пониженный ряд передач. Движением рычага вправо и влево включается и выключается блокировка. Рукоятка рычага короткая. Левое положение – дифференциал заблокирован, правое – разблокирован.

Итак, мы выяснили, что собой представляет принудительная блокировка и как ее установить на отечественный автомобиль «ВАЗ Нива» и «Шевроле Нива». Немного терпения – и все получится!

Нива Шевроле один из немногих внедорожников российской сборки, который помимо отличной проходимости может еще, и похвастать относительно современным дизайном. Поэтому он до сих пор пользуется заслуженной популярностью на рынке.

Хорошими внедорожными характеристиками Шевроле Нива обязана своим предшественникам – ВАЗ2121, а именно постоянный полный привод, с возможностью принудительной блокировки дифференциалов. Но прежде чем настраивать работу раздатки и правильно использовать рычаги переключения передач необходимо прежде всего понять, как устроен этот механизм и что происходит во время его работы.

Трансмиссия этого типа автомобилей состоит из нескольких основных узлов: кардана, коробки передач, раздатки и мостов. Основным компонентом в структуре моста является дифференциал. Если бы его не было, то колеса вращались бы с одинаковой скоростью, что приводило бы к пробуксовке колеса и излишней нагрузке на ось. Наличие дифференциала позволяет избежать разрушений оси за счет того, что при поворотах крутящий момент передается на одно из колес.

Сама конструкция предусматривает передачу крутящего момента на колесо, которое испытывает меньшее сцепление с поверхностью. Поэтому, например, то колесо, которое стоит на льду или песке будет крутиться быстрее, чем то которое стоит на асфальте.

У Нивы конструкция предусматривает наличие трех дифференциалов. Это обусловлено наличием постоянного полного привода в автомобиле. Если бы на все колеса передавалось одинаковое усилие, то машина могла бы двигаться только прямолинейно. Но при повороте усилия между колесами распределяются неравномерно. Соответственно два моста связанные между собой будут неизменно испытывать увеличенные нагрузки, способные разрушить конструкцию. Есть некоторые модели внедорожников, на которые не устанавливается межосевой дифференциал, но при этом используются другие технические решения, например муфты или полный привод не является постоянным.

Что такое принудительная блокировка дифференциала

Она необходима только в тех случаях, когда например, только одно из 4 колес будет вращаться. Например при горизонтальном вывешивании одно колесо будет приподнято и на него будет передаваться максимальный крутящий момент. В этом случае полный привод автоматически будет отключаться. Поэтому на Ниву устанавливается принудительная блокировка дифференциала. Но пользоваться ей стоит только в условиях бездорожья. Включить ее можно передвинув малый рычаг вперед.

Изменения привнесенные американским концерном GM в раздатку оказались довольно незначительными. Но при этом они кардинально изменили ее структуру. По сравнению со старой Нивой пропала необходимость в дополнительном рычаге и их осталось всего два. Измененное расположение опор раздатки позволило снизить вибрационную нагрузку на кузов, за счет чего значительно уменьшился уровень шума от трансмиссии.

Блокировка дифференциала

Принудительная блокировка не только усложняет конструкцию но и автоматически делает ее более дорогой и менее надежной. Но устанавливается блокировка дифференциала своими руками то это обычно вызвано желанием заменить штатные дифференциалы на механизм с принудительной блокировкой. Это может негативно повлиять на работу раздатки, поэтому необходимо подбирать те детали, которые будут совместимы именно с Шевроле Нива.

На данный момент среди решений представленных на рынке наиболее популярными являются сделанные на основе:

  • пневматики
  • электронного управления
  • самостоятельной блокировки

Каждое их них имеет как преимущества так и некоторые недостатки в эксплуатации

Пневматическое

Осуществляется за счет закачанного в систему сжатого воздуха. Для его транспортировки необходимо подключение дополнительного силиконового шланга к мосту. Такой тип отличается высокой надежностью, но при этом достаточно дорого в установке. Стоимость полного комплекта из компрессора и ресивера может быть гораздо больше дифференциала.

Электрическое

В основе такое системы – кулачковый механизм активирующийся при помощи электромагнитов. Устройство отличается относительной простотой конструкции и не требует техобслуживания. Для подключения необходимо внести изменения в электрооборудование автомобиля.

Самоблокирущаяся система

Может быть настроена на необходимый порог включения. Это может быть как небольшая пробуксовка, так и неравномерное распределение крутящего момента среди колес. Такое соединение не является жестким, поэтому не оказывает излишней нагрузки на межосевое соединение.

Устанавливая систему принудительной блокировки на Шевроле Ниву следует помнить, что постоянно включенная система может оказать излишнюю нагрузку на трансмиссию, поэтому стоит включать ее только при преодолении тяжелых участков дороги.

На всех автомобилях из семейства внедорожников существует одна особенность, по которой эти машины способны преодолевать любые дорожные покрытия и даже если это покрытие отсутствует. Этой особенностью является наличие полного привода всех четырех колес с дифференциалами.

Что такое дифференциал и для чего он предназначен

Дифференциал имеет вид механической установки с набором планетарных шестерен и валов. Он предназначен для распределения крутящего момента от двигателя автомобиля Шевроле Нива к ведущим колесам, которые установлены на одной оси. Это дает возможность крутиться колесам авто с разной скоростью. Вращение колес с различными скоростями очень важно при поворотах автомобиля, когда одно колесо проходит маленький радиус, а другое большой. В случае отсутствия межколесного дифференциала, это бы привело к прокручиванию (пробуксовке) колеса, которое проходит меньший радиус. Пробуксовка одного колеса привела бы к заносу автомобиля и увеличению износа покрышки.

Когда автомобиль движется по прямой с постоянной скоростью, тогда тяга от двигателя к колесам распределяется равномерно. Это способствует вращению обеих ведущих колес с одинаковой скоростью. Когда происходит пробуксовка одного из ведущих колес, то дифференциал распределяет автоматически тяговое усилие от двигателя. При этом увеличивается усилие на буксующем колесе и уменьшается на стоящем.
Обычно автомобили имеют только один дифференциал, установленный в ведущем мосту. На Шевике их установлено три:

  • Два дифференциала установлены в переднем и заднем мостах автомобиля, которые дают возможность вращаться ведущим колесам на одной оси с различной скоростью.
  • Третий – является центральным (межосевого действия). Он способствует распределению крутящего момента от двигателя к обоим мостам автомобиля.

Блокировка дифференциала Шевроле Нивы

Автомобили- внедорожники, в том числе и Нива, имеют возможность включения блокировки всех трех(блокировки межколесных- устанавливаются опционально) дифференциалов. Таким образом, увеличивается во много раз проходимость автомобиля в суровых условиях бездорожья.

Во время буксования одного колеса автомобиля, через дифференциалы, тяговое усилие будет передаваться от двигателя к этому колесу. Все остальные колеса будут находиться в состоянии покоя, так как тяговая сила не будет действовать на них. Таким образом, автомобиль будет находиться в обездвиженном состоянии. К примеру, во время буксования в яме одним колесом, остальные колеса будут находиться в состоянии покоя. Это означает, что вся тяговая сила будет передана именно на буксующее колесо и будет способствовать его вращению.

Цель, по которой включается принудительная блокировка дифференциалов, заключается в объединении ведущих колес между собой, при этом обеспечивая их вращение с одной скоростью. Блокировка дает возможность по максимуму использовать тяговое усилие, которое передается от двигателя автомобиля.

Принцип действия блокировки дифференциала на Шевроле Нива. Как известно, дифференциал состоит из шестеренок и валов, которые дают возможность автоматически распределять крутящий момент от двигателя к колесам. Принудительная блокировка дифференциала не дает возможности шестеренкам вращаться, что достигается с помощью специальной муфты-блокиратора. Таким образом, при ручном включении блокировки, ведущие колеса автомобиля жестко связываются друг с другом. Эта связь дает возможность вращения колес с одинаковыми оборотами. При включении блокировки дифференциала межосевого действия, приводные валы передних и задних колес жестко связываются между собой, тем самым обеспечивая равномерный крутящий момент к переднему и заднему мосту. Проходимость автомобиля увеличивается, что дает возможность быть первой в своем роде внедорожников. Когда сцепление колес автомобиля будет лучше, тем большее тяговую мощность получит машина.

Когда необходимо применять блокировку дифференциал а

Не на всех автомобилях существует возможность блокировки дифференциала, что делает эти машины более уязвимыми на бездорожье. А иногда бывает так, что сейчас бы пригодилось на автомобиле два моста. Шевроле Нива является уникальным автомобилем, который имеет большую проходимость по всем видам бездорожья и даже горным поверхностям.
Принудительную блокировку применяют в случаях:

  1. Во время преодоления автомобилем участков дорог с повышенной труднопроходимостью. Блокировка включается преждевременно, перед въездом на такую дорогу.
  2. На крутых склонах или горной местности, где есть возможность пробуксовки колес.
  3. При движении по дороге с сухим песчаным покрытием.
  4. Когда дорога покрыта ледовым слоем или снежной коркой.

Когда необходимо отключать блокировку дифференциала

При штатном движении на автомобиле Шевроле Нива по обычным асфальтированным дорогам, использование блокировки дифференциала не требуется. Колеса по дороге с нормальным покрытием имеют хорошее сцепление с дорогой, и соответственно обладают равномерным крутящим моментом. Поэтому во время движения по дорогам, которые являются для колес материалом хорошего сцепления, использование блокировки не требуется.

Несколько правил по использованию блокировки дифференциала:

  • Переключение раздаточной коробки на пониженные передачи необходимо осуществлять только во время остановки автомобиля.
  • Включение блокировки дифференциала разрешается во время движения без остановки.
  • Переход на пониженную передачу разрешается без остановки автомобиля.
  • Чтобы обеспечить нормальную работу блокировки дифференциала, нужно периодически переключать рычаг дифференциала на раздаточной коробке. Рекомендуется проводить такое действие раз в неделю, и особенно в зимнее время.

Где включается принудительная блокировка дифференциала в Шевроле Нива

В салоне между водительским и пассажирским сидениями располагаются два рычага управления. Один из них является рычагом переключения передач (КПП). Другой- рычагом управления раздаткой автомобиля. Основной составляющей блокировки дифференциала является раздаточная коробка, которая представляет собой двухступенчатый редуктор. Из этого редуктора в салон выведен рычаг управления. Его передвижение вперед- назад служит для включения и выключения пониженной передачи от коробки передач к ведущим мостам автомобиля. А передвижение вправо- влево предназначено для включения блокировки дифференциалов. Этот рычаг имеет короткую по длине рукоятку. Если переключить рычаг в левое положение, то это означает, что блокировка включена, если же рычаг перевести в правое положение, тогда блокировка выключена.

схема переключения кпп и раздатки Нива Шевроле

Что дает понижающий ряд передач

Понижающий редуктор, который является одной из составляющих раздаточной коробки, имеет двухступенчатую коробку. Переключение ступеней производится тем же рычагом, который служит для блокировки дифференциала. При переключении этого рычага в заднее положение – передаточное число раздаточной коробки является низким, и равно 1,2. При положении рычага вперед, передаточное число увеличится в два раза (пониженная передача), и будет составлять 2,1. В среднем положении (нейтральное) передаточное число равно нулю. То есть редуктор в раздаточной коробке разомкнут и не передает тяговых усилий.

Блокировка дифференциала является неотъемлемой частью полноприводного механизма автомобиля. Использование блокировки превращает авто в эффективное средство передвижения в суровых условиях бездорожья.

Комментировать
0
1 519 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector