Двигатель автомобиля является источником вращения не только одних колес, крутящий момент на которые передается посредством валов коробки передач. В современной машине есть и другие элементы, будь то генератор, насос гидроусилителя или кондиционера. Все эти механизмы приводятся во вращение посредством системы роликов и ремней, которые соединены друг с другом и двигаются синхронно. В этой статье мы расскажем о том, как устроен ремень привода генератора, из чего он состоит и чем хорош ручейковый ремень, который широко представлен на рынке.
Как это работает?
Чтобы лучше понять, для чего необходим ремень генератора и как он работает, стоит узнать, как вообще функционирует система ременных передач в двигателе и на чем она основывает свое действие.
Очевидно, что источником всего, что работает на автомобиле, является двигатель внутреннего сгорания. Как известно, он функционирует за счет топливной смеси, которая постоянно подается в него во время работы. В результате потребления топлива, будь то бензин или дизель, мотор превращает его энергию в энергию механическую. Сначала эта энергия превращается в поступательное движение поршней в цилиндре, а затем посредством шатунов это движение становится вращательным.
Приводятся в движение всего два вала, которые по схеме соединены при помощи ремня ГРМ. Эта схема устроена таким образом, что ремень насаживается на специальные ролики, которые обладают строго подобранным диаметром и выполнены из усиленного материала. За счет этого достигается высокий срок службы обводного ролика и натяжителя, и их замена, согласно регламенту, требуется лишь через 80–100 тысяч километров пробега.
Распределительный вал при этом двигает толкатели клапанов, которые отвечают за впуск и выпуск топливной смеси в соответствующие коллекторы. Таким образом, распредвал контролирует, чтобы топливо попадало в цилиндры ровно в те моменты, когда поршень освобождает максимальный объем пространства, и паров может поместиться максимально много.
Коленчатый вал — металлическая штанга сравнительно небольшого диаметра — это именно тот элемент, который отвечает за передачу динамических характеристик от мотора к колесам и служит для приведения в движение всех механизмов, которые привязаны к дополнительному оборудованию и обеспечивают их длительный срок службы. Таким оборудованием может быть насос гидроусилителя, кондиционер и, конечно же, генератор, который снабжает все электрические системы машины током и подзаряжает аккумулятор.
Устройство привода
Схема работы всех механических и электрических систем автомобиля, включая функционирование генератора постоянного тока, не была бы столь эффективной, если бы не удачное и грамотно разработанное строение, которым обладает приводной ремень генератора.
Ремень генератора действительно пережил настоящую эволюцию, и с течением времени увеличился его срок службы, который теперь составляет вплоть до нескольких сотен тысяч километров. Менять его рекомендуют лишь из тех соображений, что в резине могут иметься мелкие трещины, которые не видны невооруженным глазом и могут привести к тому, что ремень порвется и выведет двигатель из строя.
В последнее время набирает популярность так называемый ручейковый ремень, который имеет увеличенный срок службы и сравнительно небольшую длину, что позволяет судить о его надежности. Ручейковый ремень можно отличить по его внутреннему рельефу: обратить внимание стоит на борозды, которые имеют продольное расположение и сравнительно большую глубину. Это было придумано с целью добиться отличных сцепных свойств при незначительной длине и обеспечить электрическим системам максимальную надежность, которую и предоставляет ремень генератора.
Ремень может иметь различную длину и расположение, которые можно выяснить по его серийному номеру. Этот номер обычно оказывается нанесенным белым цветом на внешнюю резиновую поверхность, которая видна даже тогда, когда ремень уже установили на обводной ролик и механизм натяжителя.
Номер может сообщить владельцу не только длину ремня, также можно выяснить и то, какой тип волокна использовался при укреплении изделия и из чего это волокно было изготовлено.
Чаще всего проверка номера говорит о том, что было применено медное волокно. В ремнях большой длины и размера зачастую применяется сталь. В некоторых случаях длина, которой обладает ремень, выражается в дюймах, и такое положение дел требует от владельца особенного внимания, во избежание досадных ошибок при покупке комплектующих.
Вспомогательные механизмы
Ремень генератора, из-за своего большого размера, изнашивается со временем. Это выражается в постепенном нарушении его натяжения. А в результате ослабления натяжения ослабевает сцепление самого ремня с роликами, которые устанавливаются на дополнительные агрегаты и коленчатый вал.
Ролик натяжителя имеет сравнительно большой диаметр. Благодаря такому диаметру, удалось достичь меньшей частоты вращения и, как следствие, меньшего износа обводного ролика и механизма натяжителя. Разумеется, диаметр может варьироваться в зависимости от марки и модели машины, и точную информацию по размеру и прочим параметрам можно узнать по названию комплектующей или из сервисной документации, прилагаемой к машине.
Натяжение, которым должен обладать ремень генератора, может регулироваться. Обычно такая регулировка не поддерживается автоматически, однако применение специальных механизмов позволило максимально облегчить этот процесс и сделать его совершенно не трудоемким.
С этой целью в натяжной ролик ремня генератора ввели специальный плунжер небольшого диаметра и размера, который имеет пружину и регулировочный болт. Пока болт затянут, ролик ремня генератора жестко фиксирован и не подвергается никаким посторонним нагрузкам.
Как только болт ослабляют, пружина плунжера небольшого диаметра и размера освобождается, и все усилие пружины ложится на ремень генератора, изменяя его характеристики. За счет этого ремень приходит в работоспособное положение, и его характеристики и размер восстанавливаются. Болт необходимо затянуть и производить его следующую регулировку уже через год, если пробег оказался достаточно большим.
Резюме
Приводной механизм двигателя автомобиля имеет достаточно сложное устройство. В ходе эксплуатации все его составляющие подвергаются значительным нагрузкам, поэтому все комплектующие выполняются из усиленных материалов. Ремень генератора переносит механическую энергию от мотора к дополнительному оборудованию, и своевременный его осмотр и замена приведут к гарантии исправной работы автомобиля.
Клиновой ремень (профиль А)
Используется на автомобилях "Классика", Самара, Нива
710 мм – ВАЗ 2108-21099 с карбюраторным мотором привод генератора.
Из наиболее распространенных 715 БРТ кат.номер 2108-3701720-01РУ,
820 мм – ВАЗ 111, 1113 (ОКА) – привод генератора
Наиболее распространены БРТ 1111-3701720-01РУ (зубчатый), БРТ 1111-3701720РУ (простой).
840 мм – используется на LADA 4×4 в вариантном исполнении для привода насоса ГУР (автомобили свежих годов выпуска)
940 мм – приводе генератора ВАЗовской "Классики" 2101-2107 их модификаций, ВАЗ 2121 НИВА, привод генератора и привод гидронасоса рулевого управления ВАЗ 21213 (стоит 2 ремня) в вариантном исполнении установлен поликлиновой ремень, его рассмотрим ниже.
АвтоВАЗ 21010-1308020-82 (зубчатый), БРТ 2101-1308020РУ (может быть как простым, так и зубчатым).
Ремни поликлиновые (ручейковые), используются для привода генератора и вспомогательных механизмов.
6PK698 – привод генератора ВАЗ 21093 с инжекторным мотором, 2113-2115 с 8 клапанным инжекторным мотором. Натяжение ремня производится генератором, без дополнительных роликов и механизмов. БРТ 21082-3701720РУ
6PK742 – привод генератора ВАЗ 2110-2112 без гидроусилителя руля, встречается на ЛАДА Приора первых выпусков. БРТ 2110-3701720РУ
6PK823 Лада Гранта – привод генератора. Мотор 2116, 8 клапанов. Механизма натяжения ремня нет. Используется эластичный ремень 6PK823SF
6PK882 – привод генератора ЛАДА Калина (1118) с 8 клапанным мотором, натяжение ремня осуществляется механизмом.
4РК913 – привод генератора и кондиционера Лада Ларгус, мотор 1.4 БРТ 4РК913РУ
5К990 – ремень генератора Лада Ларгус БРТ 5К990Р
6PK1005 – Лада Калина (1118-1119) привод генератора и ГУР.
6PK1015 – привод генератора и ГУР ВАЗ 2110-2112 с 16 клапанным мотором, ЛАДА Приора, Приора2 с 16 клапанным мотором, ЛАДА Калина, Калина2, Калина-кросс с 16 клапанным мотором, ЛАДА Гранта с 16 клапанным мотором. Мотор ВАЗ 21126, ВАЗ 21127
6PK1025 привод генератора и компрессора кондиционера ВАЗ 2110-2112 с 16 клапанным мотором, ЛАДА Приора, Приора2 с 16 клапанным мотором, ЛАДА Калина, Калина2, Калина-кросс с 16 клапанным мотором, ЛАДА Гранта с 16 клапанным мотором. Мотор ВАЗ 21126, ВАЗ 21127
5РК1110 – привод генератора ЛАДА Ларгус двигатель 1,4. БРТ 5РК1110РУ
5PK1747 – привод генератора, ГУР, Кондиционер ЛАДА Ларгус 8 клапанный мотор. БРТ 8200833541РУ
6PK1822 – привод генератора, ГУР, Кондиционера ЛАДА Ларгус 16 клапанный мотор БРТ 8200598964РУ
5PK1885 привод генератора и вспомогательных механизмов ЛАДА 4х4 21214, 21230, Chevy Niva 2123
–> Авто-мото-велотехника
–> Размещено : 16.12.2015
Читайте ещё, это интересно:
При достаточно сильном износе ремня генератора, многие владельцы начинают задумываться над тем, какого же производителя выбрать при следующей замене. Нередко приходится сталкиваться с отзывами владельцев ВАЗ 2110, которые ставили новые ремни и не успевали проехать даже 5000 км, после чего они разрывались пополам.
Это явный признак некачественной или даже бракованной продукции, если натяжение было нормальным и не было никаких внешних воздействий.
Длина ремня генератора для ВАЗ 2110-2112
- для 8-ми и 16-клапанных двигателей, включая Приору, без дополнительного оборудования, длина ремня составляет 742 мм
- для 16-клапанных двигателей с ГУРом, каталожный номер 2110-1041020Р размер — 1115 мм
- для моделей с кондиционером каталожный номер 2110-8114096Р размер — 1125 мм
Если вы можете добавить свои данные по ремням и размерам для ВАЗ 2110-2112, то большая просьба ко всем читателям: отписывайтесь в комментариях к данной статье.
Выбор производителя ремней
Сегодня выбрать фирму производителя той или иной запчасти бывает довольно сложно из-за достаточно широкого выбора. Но если обратиться к статистике многих автовладельцев и СТО, то можно сделать вывод, что наиболее качественными ремнями для привода вспомогательных агрегатов, являются такие как:
- БРТ — Балаково Резина Техника, часто устанавливается с конвейера
- GATES — нередко также является заводским вариантом
- Bosch — имеет довольно широкий спектр товаров, ремни в том числе, и качество достаточно высокое
- LUZAR
- ANDYCAR
Если рассматривать самые безотказные ремни, то по статистике опросов автолюбителей и мастеров СТО можно сделать вывод, что наиболее качественными являются производители GATES и отечественный БРТ.
Если вы используете другого производителя, или хотите оставить свой отзыв, то можете поделиться им в комментариях ниже.