На приборном щитке, расположенном перед водителем за рулевым колесом, присутствует много информационных и сигнальных индикаторов. Они нужны для оповещения автомобилиста о текущем состоянии систем и узлов транспортного средства. Чтобы обеспечить работоспособность авто, необходимо знать, где располагаются основные индикаторы, и что означает их активное состояние. Например, стоит разобраться заранее, почему загорается лампочка давления масла, и какие при этом должны быть действия водителя.
Выглядит данный индикатор в разных марках авто по-разному. В более старых легковушках круглое световое пятно располагается около нарисованной иконки с масленкой. Позже автопроизводители начали изображать сигнальный огонек полностью в виде светящейся масленки.
Когда световой индикатор загорается
В нормальном состоянии лампочка, сигнализирующая о давлении масла, во время работы двигателя не светится. Если же присутствует свечение, то необходимо предпринимать меры, так как дальнейшая эксплуатация авто окажется небезопасной. Есть риск заклинивания ДВС.
Важно знать, что команды для зажигания и угасания контрольных ламп подает бортовая контрольная система.
Водители относительно новых машин могут заметить на доске приборов пару индикаторов с масленками. Чаще всего подобная дифференциация связана с тем, что производители отделяют индикацию недостаточного объема масла и слабого давления в картере. В первом случае загорается желтый значок, а во втором – красный.
Владельцы древних авто довольствуются лишь одной лампочкой. Она применяется практически для всех критических ситуаций с системой смазки.
Когда на панель выведены два индикатора, то их работа независима друг от друга. Это связано с тем, что они отзываются на импульсы от разных датчиков. Система сможет иногда нагнетать рабочее давление даже при недостаточном объеме масла. Если же уровень упадет ниже критического (минимально допустимого), то лампочка низкого давления все же загорится.
Также может зажечься индикатор низкого давления при достаточном объеме. Показательным примером служит ситуация, во время которой забился масляный фильтр. Таким образом, насосу не удается сформировать требуемое производителями давление.
Случается и поочередное срабатывание индикаторов. Например, когда засветилась лампочка пониженного объема смазки, а спустя непродолжительное время загорелся датчик давления масла, то зачастую это свидетельство пробитого картера. Рекомендуем остановиться и проверить наличие утечек из системы.
Популярные симптомы
Автомобилистам необходимо обращать внимание на приборную панель, ведь там высвечиваются подсказки для водителей. Если руководствоваться ими, то можно избежать серьезных проблем с работой ДВС и не попасть на дорогостоящий ремонт.
Недостаточный объем масла
Решить такую проблему по силам даже новичку в автоделе без обращения в автосервис. Даже в самом бюджетном авто имеется индикатор, сигнализирующий о недостаточном объеме смазки.
Принцип работы в таких случаях прост: если происходит снижение объема, то соответствующий датчик отправляет импульс на ЭБУ. Далее замыкается цепь, и лампочка светиться, не моргает, а горит непрерывно. В современных моделях авто на приборной панели иногда горит надпись «Check Engine Oil Level».
Подобная неприятность появляется на разных режимах:
- на холостом ходу;
- во время спокойной езды;
- в активном режиме эксплуатации;
- на холодном либо горячем двигателе.
Иногда водитель может заметить, как световой индикатор зажегся в пути, а потом погас. Это бывает на крутых спусках или подъемах, когда машина движется не по горизонтальной плоскости.
Неверно выбранная смазка
Нередко причина загорания лампочки давления масла скрывается в неправильно подобранной вязкости масла. Данный симптом актуален для периода, когда понижается окружающая температура воздуха.
Чрезмерно вязкую смазку насосу тяжело прокачать по системе под высоким давлением. При этом происходит интенсивный износ отдельных узлов системы. Подобные проблемы случаются и во время загрязнения жидкости, в результате лампа станет гореть или периодически загораться и гаснуть.
Низкокачественный фильтр
В работающих масляных фильтрах обязательно содержится небольшое количество масла. Такой фактор помогает избавиться на старте ДВС от масляного голодания. Конструктивно это реализовано в виде запорного механизма или с помощью вмонтированного обратного клапана. Данные дополнения помогают оставлять внутри фильтра немного смазки даже при выключенном ДВС.
Важно знать, что некачественные фильтры не могут удерживать смазку внутри, что негативно сказывается на эксплуатации всей системы.
После того как часть моторного масла ушла из фильтра, то на старте потребуется подождать пару секунд, пока наберется рабочее давление. В этот период времени идут негативные явления:
- интенсивный износ трущихся поверхностей;
- снижение ресурса работоспособности;
- перегревание деталей.
О таком состоянии сигнализирует лампа давления. Спустя непродолжительное время после запуска зажигания она гаснет.
Масляный фильтр забит
Когда фильтр забит, то это существенно снижает возможности по прокачке смазки. Параллельно падает давление в системе, что отражается на индикаторе. Не стоит эксплуатировать машину с загрязненными фильтрами. В противном случае возникает риск выхода из строя насоса.
Владельцам автомобилей с многофункциональными дисплеями необходимо обращать внимание на надпись «Check Pressure Oil». Она сигнализирует о низком давлении. Особенно это важно, когда ситуация проявляется при работе ДВС на холостых оборотах или на малом ходу.
Сложности с редукционным клапаном насоса
Данный элемент наделен важным функционалом в системе смазки. Он применяется для балансировки уровня смазки, не позволяя отклоняться ее уровню от установленного в большую или меньшую сторону. В обоих случаях будет негативное влияние на работу силовой установки.
Проблемным элементом в подобной ситуации является клапанная пружинка. Она может быть изготовлена из некачественного сплава или растянется при интенсивной эксплуатации. В других случаях происходит засорение просвета клапана.
Избегать проблем помогает заливка качественного масла и своевременная замена фильтра. Заметить поломку редукционного клапана помогает возрастание давления на высоких оборотах.
Сломался датчик уровня смазки
Если вышел из строя датчик, то чаще всего лампа начинает постоянно гореть. Происходит это из-за залипания ползунка (он может утонуть) или иных поломок. Также сломанный датчик не реагирует на объем масла. В такой ситуации критичный уровень водитель сумеет определить лишь самостоятельно с помощью щупа.
Важно своевременно проводить механический мониторинг. Необходимо учитывать, что современный датчик уровня скрыт в надежном месте и обладает достаточно прочной конструкцией, поэтому редко выходит из строя. Проблемы могут случаться у более древних моделей.
Сломался датчик давления
Неприятная ситуация может произойти в морозный день водитель заводит холодный двигатель. Датчик может буквально оказаться пробитым и начать течь. В результате он выдает неверные показания на ЭБУ.
Для машин постарше необходимо выполнять рекомендацию автопроизводителей, касающуюся предварительного прогрева авто до поездки. В современных машинах эта операция может быть исключена, так как система устроена с бо́льшим числом защит и подстраховок.
Сетка маслонасоса забита
Фактически сеточка в масляном насосе выполняет функцию грубого фильтра. Если же такой барьер оказывается забитым, то в результате происходит снижение давления в системе, так как в единицу времени уменьшается поток масла.
Дополнительный негатив с загрязненной сеткой сказывается на увеличении износа деталей. Не стоит доводить узел до такого состояния.
Проблемы с маслонасосом
В автомобилях устанавливаются насосы для перекачки масла разных типов:
Проблемы возникают в зависимости от конструкции агрегата. Однако общим фактором является то, что при выходе из строя его не будет создаваться давление в системе. В результате на панели приборов водитель увидит горящую лампочку.
Утечка масла
Проблемной зоной являются всевозможные стыки, где установлены уплотнения: кольца, прокладки, манжеты и пр. Зона утечек распространяется на патрубки и магистрали. Если поток довольно интенсивный, то следует незамедлительно его устранить, так как нередко смазка проникает в систему охлаждения и создает проблемы с ДВС.
Закупорка масляных каналов
В современных машинах производители делают каналы для прохода масла небольшого диаметра. Данная черта отличает продукцию европейского концерна VAG, включающего в себя VW, Audi и пр.
Для таких машин рекомендуется не экономить на масле, а приобретать исключительно качественную моторную смазку. Одной из важных ее характеристик является вязкость, позволяющая не забивать каналы, а обеспечивать хорошую проходимость.
Необходимо ответственно подходить к заправке хорошим топливом. Таким образом отходы горения в минимальных количествах будут оказывать негативное влияние на свойства масла.
Износ поршней/цилиндров ДВС
Автомобили, нуждающиеся в капитальном ремонте, обладают многими деталями в изношенном виде. В результате из-за деформации стенок на угар уходит много масла. Такой расход вскоре отразится на объеме смазки, ведь загорится лампа на панели. Решить проблему поможет своевременный ремонт.
Проникновение в систему смазки антифриза/топлива
Когда оказывается неисправной прокладка головки блока цилиндров, то заметно снижается герметичность системы. В такой ситуации системы могут нежелательно взаимодействовать между собой.
Например, жидкость из охлаждения проникает к маслу или бензин смешивается со смазкой. В результате масло теряет свои свойства (вязкость, текучесть и пр.). Внешне это проявляется в наличие белого дыма из трубы и горящего на приборке индикатора.
Решение проблем
Что делать, если загорелась лампа давления масла, должны знать не только опытные, но и начинающие водители. Есть ряд мер, которые помогают в кратчайший срок избавиться от большинства неприятных последствий.
Заметив горящую красную лампу с масленкой, на стоянке или в гараже проверьте уровень масла. Делать это желательно после остановки двигателя через 20-30 минут щупом. Если в результате проверки выявится недостаток жидкости (уровень ниже отметки min), то стоит ее обязательно долить. Для добавки нужно использовать ту же марку, что и была залита первоначально.
Когда есть риск забитого фильтра, то нужно его заменить. Операцию демонтажа необходимо проводить на остывшем выключенном моторе. Процедура замены является обязательной при полной смене масла.
Сломанный редукционный клапан иногда «лечится» установкой нерастянутой пружины. Если он просто забит, то поможет прочистка и промывка.
Механический датчик уровня демонтируют и чистят. Иногда в них перетираются проводки и коротят на массу. В отдельных ситуациях по итогу ревизии приходится проводить полную замену детали. Тем, у кого нет опыта работ с таким узлом, рекомендуем воспользоваться услугами автосервиса.
Для датчика давления масла ремонт не применяется. Его просто меняют на новый, в отличие от сеточки маслонасоса. Этот грубый фильтр достаточно почистить от загрязнений, чтобы он восстановил свою работоспособность.
Сломанный маслонасос в домашних условиях починить вряд ли удастся. Узел подлежит замене. После операции необходимо строго соблюдать рекомендации производителя по маркам масла, которые нужно доливать в двигатель.
Важно избавиться от зон утечки. Для машин с пробегом является нормальным небольшой расход масла, который указан в инструкции по эксплуатации авто. Если норма превышена, то ищем проблему самостоятельно или с помощью специалистов.
С пробитой прокладкой ГБЦ не стоит ездить. Она служит дополнительным негативным фактором при расходе масла.
Большинство автовладельцев знает, что без масла двигатель долго не проработает. Но, при этом далеко не все знают о том, что масло должно не только просто присутствовать в поддоне мотора, но и циркулировать по системе под давлением, лежащим в определенных рамках. Если в старых моторах масло служило, в первую очередь, одной, но очень важной задаче – защите деталей двигателя от износа, то сегодня список функций моторного масла очень сильно расширился: отвод тепла от горячих деталей, работа в качестве гидравлики в различных исполнительных механизмах, таких как гидрокомпенсаторы клапанов, натяжители цепей и ремней, муфты регулировки фаз газораспределения и т.д.
Фото «муфты изменения фаз газораспределения современного двигателя»
Соответственно, чем больше таких механизмов в моторе, тем жестче требования к давлению масла. Недостаточное давление в системе смазки будет приводить как к масляному голоданию и ускоренному износу двигателя, так и к сбоям в работе перечисленных гидросистем, что зачастую бывает чревато серьезными неисправностями двигателя и дорогостоящим ремонтом. Например, отказ гидронатяжителя цепи газораспределительного механизма может привести к тому, что поршень столкнется с клапанами. Последствия такой «встречи» могут быть настолько серьезными, что ремонтировать в таком моторе будет просто нечего – нужно покупать новый.
Но если о том, что низкое давление масла вредно знают почти все, то о вреде повышенного давления масла задумываются в том случае, когда сталкиваются с его последствиями. А они могут быть тоже достаточно опасны для здоровья мотора. Как минимум излишне высокое давление масла может повредить уплотнения и последующую быструю утечку масла из двигателя.
Обычно на приборной панели автомобиля присутствует либо лампа сигнализации о низком давлении масла, либо указатель давления. В обычных условиях эксплуатации этого достаточно, а вот в случае необходимости более серьезной диагностики мастера СТО будут использовать специальные манометры.
Но, говоря о недостаточном или избыточном давлении масла, нужно не забывать, что для каждой модели двигателя показатели нормального давления в системе свои.
Что нагнетает давление масла в системе
За создание давления масла в двигателе отвечает масляный насос, оснащенный редукционным клапаном.
Рисунок: Схема работы масляного насоса
Конструктивно масляные насосы могут отличаться, но принцип действия у них общий – блок из двух шестерен всасывает масло через маслозаборник из поддона и направляет под давлением в систему. На выходе из насоса обязательно установлен клапан, не допускающий повышения давления в системе выше максимального заданного значения. Этот клапан называется редукционным.
Какие проблемы с системой смазки могут иметь место , в чем их причины и как с этим бороться.
Загорелась лампочка низкого давления масла
Как уже говорилось выше, наиболее частой и опасной для двигателя является ситуация с недостаточным давлением масла. Именно поэтому большинство современных автомобилей оснащено лампой недостаточного давления масла на панели приборов. И вот в один момент, который прекрасным никак не назовешь, она загорелась… Что делать?
Для начала не паниковать и остановившись на обочине заглушить двигатель. Через 3-5 минут после этого нужно проверить уровень масла – если он ниже минимального, то нужно просто добавить до нормы. Высока вероятность того, что проблема исчезнет. Длительная эксплуатация с недостаточным уровнем масла крайне нежелательна, так как, в первую очередь, пострадает масляный насос, а затем и остальные детали двигателя.
Фото «шестерни масляного насоса, поврежденные эксплуатацией с низким уровнем масла».
Если же уровень масла в норме или после доливки и повторного запуска лампа не гаснет – то разбираться с проблемой будет сложнее и возможно потребуется обращение в сервис.
Как измерить давление масла в двигателе
В случае если средств наборной диагностики недостаточно, или есть необходимость получения точных цифр (например, при подозрении на повышенное давление масла в автомобиле, оснащенном только контрольной лампой), то вместо датчика давления масла подключается специальный манометр.
Рисунок: Схема подключения манометра
Каким же должно быть нормальное давление в системе смазки? Возьмем для примера 2 бензиновые версии Land Cruiser Prado 150. Давление в системе смазки двигателя этих автомобилей измеряется при 3000 об/мин. А вот нормы для различных двигателей различаются. Так для бензинового 2,7 оно должно быть в диапазоне от 1,6 до 5 атмосфер, а для 4-литрового уже от 3 до 6 атмосфер. Как видим даже у одного производителя цифры разнятся достаточно сильно, что же говорить, если речь пойдет о Volkswagen, Skoda, BMW, Mercedes?
Вывод – универсального рецепта не существует и нормы давления масла и методы его проверки для каждой модели двигателя, как уже говорилось выше, индивидуальны и берутся из сервисной документации.
Причины высокого и низкого давления масла в двигателе и способы устранения проблем с низким давлением масла в двигателе
Попробуем разобраться, почему же давление масла может оказаться за пределами нормы, и посмотрим, что можно предпринять в той или иной ситуации.
- Начнем с повышенного давления, ибо встречается оно сильно реже и причин у него сильно меньше.
Итак, поводом для подозрений на такую напасть будет появление утечек из-под различных прокладок на двигателе. При подключении манометра опасения подтверждаются. Вопрос, в чем причина и что делать? Основной причиной такой проблемы практически всегда является неисправность редукционного клапана вызванная его банальным загрязнением. Для начала (особенно, если добираться до этого клапана не просто) имеет смысл промыть систему смазки. Так как налицо уже достаточно серьезные сбои в работе системы, при выборе промывочного состава лучше не «стесняться» и предпочитать усиленные версии. Например:
Да и вообще, если поддерживать систему смазки в чистоте, регулярно используя промывки, вероятность столкнуться с проблемой повышенного давления становится почти нулевой.
2. А теперь посмотрим возможные причины сниженного давления масла.
- Первую мы уже назвали – недостаточный уровень, но могут быть и другие.
- Вторая в точности совпадает с причиной повышенного давления масла, только клапан умудрился «зависнуть» на грязи в приоткрытом положении либо у него повреждена пружинка. Во втором случае лечится заменой клапана. Деталь стоит не запредельных денег, а на здоровье мотора влияет очень сильно. В первом – промывкой (со снятием или без – решать Вам). Кстати, промывка зачастую помогает устранить еще одну причину масляного голодания – отложения на сетке маслоприемника. Например, вот такие:
На третье место имеет смысл поставить недостаточную вязкость моторного масла при полностью прогретом двигателе.
Чаще всего эту причину можно, с высокой вероятностью, вычленить из круга по характерному поведению лампы давления масла – она помигивает в ответ на малейшее снижение оборотов относительно нормального на холостом ходу полностью прогретого двигателя.
В такой ситуации желательно проверить, не перепутали ли чего при последней замене масла, и подходит ли двигателю залитый в него сорт масла. Если сорт не подходящий – имеет смысл заменить масло. Второе что могло произойти – подходящее масло потеряло вязкость из-за перегрева или попадания топлива (обычно в этом случае можно ощутить характерный топливный запах из маслозаливной горловины). Разбор решения проблем топливной аппаратуры оставим за рамками этой статьи и допустим, что мы ее решили. Как же быть с маслом? Менять? Лучший вариант – да поменять, но не всегда есть такая возможность (временная, финансовая, физическая). Можно ли отсрочить данную процедуру? Можно! И поможет нам в этом такой продукт как Стабилизатор вязкости Visco-Stabil.
- Также причиной недостаточного давления масла может быть повышенный износ деталей масляного насоса, коренных и шатунных вкладышей коленвала, подшипников распредвалов и турбины, но все эти причины, к сожалению, требуют для своего устранения достаточно сложного ремонта.
Итог
Как видим, давление масла в автомобильном двигателе – параметр, сильно влияющий на долговечность и правильную работу автомобильного «сердца» и требующий к себе очень внимательного отношения. Но далеко не все проблемы с ним являются критичными, а некоторые вообще можно решить без разборки двигателя – с помощью очистки масляной системы, замены масла или стабилизатора вязкости.
На панели приборов есть лампочка, которая сигнализирует об аварийном давлении масла в двигателе. Когда она загорается это явный признак неисправности. Расскажем что делать, если загорается лампа давления масла и как устранить неисправность.
Контрольная лампочка масла может загореться по двум различных причинам: либо низкое давление масла, либо низкий уровень масла. А вот что конкретно означает загоревшаяся на приборной панели лампочка масла, поможет выяснить только инструкция по эксплуатации. Поможет нам тот факт, что, как правило, бюджетные автомобили не имеют индикатора низкого уровня масла, а только низкого давления масла.
Недостаточное давление масла
Если загорелась лампочка масленки – это означает недостаточное давление масла в двигателе. Как правило, она загорается лишь на несколько секунд и не представляет для мотора большую угрозу. Например, она может загораться при сильном крене машины в повороте или при холодном пуске зимой.
Если лампочка низкого давления масла загорается из-за низкого уровня масла, то уровень этот, как правило, уже критически низкий. Первым делом, когда загорится лампочка давления масла – проверьте наличие моторного масла. Если уровень масла ниже нормы – то это и является причиной загорание данной лампы. Данная проблема решается просто – нужно долить масло до нужного уровня. Если лампочка погасла – радуемся, и не забываем вовремя доливать масло, иначе это может обернуться серьезными проблемами.
Если лампочка давления масла горит, но с уровнем масла на щупе все в порядке, то еще одна причина, по которой индикатор мог загореться — это вышедший из строя масляный насос. Он не выполняет свою работу по достаточной циркуляции масла в системе смазки двигателя.
В любом случае, если лампочка давления масла или низкого уровня масла загорелась, машину нужно немедленно остановить, съехав на обочину или в более безопасное место, и заглушить. Почему нужно сразу остановиться? Потому что, если масло в моторе иссякло существенно, то последний может остановиться и сломаться с перспективой очень дорогостоящего ремонта. Не забывайте, что масло имеет очень важное значение для поддержания работоспособности двигателя. Без масла двигатель выйдет из строя очень быстро — порой за считанные минуты работы.
Также данная ситуация происходит, когда меняют масло в двигателе на новое. После первого запуска может загореться лампочка давления масла. Если масло хорошего качества, она должна погаснуть через 10-20 секунд. Если не гаснет – причина в бракованном или неработающем масляном фильтре. Его нужно заменить на новый качественный.
Неисправность датчика давления масла
Давление масла на холостом ходу (примерно при 800 – 900 об/мин) не должно быть менее 0,5 кгс/см2. Датчики для измерения аварийного давления масла бывают с различным диапазоном срабатывания: от 0,4 до 0,8 кгс/см2. Если на автомобиле установлен датчик с величиной срабатывания 0,7 кгс/см2, то даже при 0,6 кгс/см2 он будет включать контрольную лампу, сигнализирующую о как бы аварийном давлении масла в моторе.
Чтобы понять, виноват в загорании лампочки датчик давления масла или нет, нужно повысить обороты коленчатого вала до 1000 оборотов в минуту на холостом ходу. Если лампочка погаснет, то давление масла в двигателе в норме. Если нет, то необходимо обратиться к специалистам, которые измерят давление масла манометром, подсоединив его вместо датчика.
От ложных срабатываний датчика помогает прочистка. Нужно отвернуть его и тщательно прочистить все масляные каналы, ведь причина ложных срабатываний датчика может быть в засорениях.
Если уровень масла в норме и датчик исправен
Первым делом, нужно проверить масляный щуп и убедиться не стал ли больше уровень масла после последней проверки? Не пахнет ли от масляного щупа бензином? Возможно, в двигатель попадает бензин или тосол. Проверить наличие в масле бензина легко, нужно опустить щуп в воду и посмотреть останутся ли бензиновые разводы. Если да, то нужно обращаться в автосервис, возможно, предстоит ремонт двигателя.
Если неисправности в двигателе, чему послужило загорание лампочки давления масла – это легко заметить. Неисправности мотора сопровождаются потерей мощности, увеличением расходом топлива, из выхлопной трубы выходит черный или синий дым.
Если уровень масла в норме, то не стоит опасаться длительной индикации низкого давления масла, например при холодном пуске. Зимой, при низких температурах, это абсолютно нормальный эффект.
После ночной стоянки масло стекает из всех магистралей и густеет. Насосу нужно определенного время, чтобы заполнить магистрали и создать необходимое давление. Масло к коренным и шатунным шейкам поступает раньше, чем к датчику давления, поэтому износа деталей двигателя исключен. Если лампа давления масла не гаснет около 3 секунд – это не опасно.
“>