No Image

На машине на северный полюс

СОДЕРЖАНИЕ
0
689 просмотров
20 августа 2019

Автомобильная трансарктическая экспедиция

Автомобильная трансарктическая экспедиция

На полюс: туда и обратно

Автомобильная трансарктическая экспедиция — это путешествие к Северному полюсу на самодельных вездеходах «Бурлак», которое совершат восемь русских смельчаков.

Цель участников — обновить мировой рекорд, установленный Морской ледовой автомобильной экспедицией в 2009 году, когда Северный полюс был впервые достигнут на колесных автомобилях. Новая экспедиция планирует достичь Северного полюса автономно, без заброски авиацией топлива и продуктов питания, и вернуться на материк своим ходом.

Старт экспедиции

Проект «Автомобильная трансарктическая экспедиция» — идея машиностроителя и путешественника Алексея Макарова. В 2009 году он сконструировал вездеход «Макар», на котором вместе с командой объехал весь Северный Урал и добрался до самой крайней материковой точки Евразии — мыса Челюскин. Вдохновившись рекордом Василия Елагина, Алексей решил покорить Арктику. На основе своих разработок и опыта МЛАЭ он в 2014 году спроектировал более совершенную машину, способную передвигаться по снежной тундре, плавучим льдам и воде.

В 2015 году проект поддержал основатель службы заказа такси «Максим», путешественник Максим Белоногов. Благодаря его софинансированию создание нового типа арктического вездехода и мечта обновить мировой рекорд стали реальностью. Алексей и Максим собрали команду единомышленников и начали готовиться к экспедиции.

Отправиться на Северный полюс можно только с проверенными людьми. Формируя команду, участники учитывали подготовку, опыт, профессионализм и личные качества каждого. В суровых условиях важно, чтобы человек был решительным, сохранял спокойствие в экстремальных ситуациях и умел общаться в коллективе.

Также пригодятся в путешествии специальные знания и навыки. Например, Василий Елагин поделится бесценным опытом путешествия во льдах и станет проводником. Механики Сергей Берент и Александр Мяконьких проследят за тем, чтобы техника была исправна.

До Северного полюса теперь можно добраться на "Емеле". Так называется вездеход, который собран по проекту Василия Елагина – человека, рискнувшего отправиться к самой северной точке планеты на автомашине. Его детище может ехать по льдинам, а может и плыть.

Туда, где заканчивается карта, люди добегали на лыжах, собачьих упряжках и снегоходах, летели вертолетами и самолетами и даже шли пешком. Но никогда и никто в мире не делал это вот так.

Василий Елагин – "снежный барс". Это значит, что он поднялся на все семитысячники Советского Союза. Покорил Эверест, на джипе избороздил пустыню Калахари в Намибии и проехал всю Австралию. А потом придумал "Емелю".

"Все называют мужественными именами – Полюс, Торос, Атлант. А мне хотелось в пику назвать по-другому. Что такое Емеля? Залез на печь и поехал. И мы поехали на Северный полюс и приехали", – рассказывает Василий Елагин, руководитель Морской ледовой автомобильной экспедиции 2009, путешественник, инженер.

Эти вездеходы-амфибии собрали по проекту Елагина. В колесах сверхнизкое давление – так проще переезжать через торосы, ледяные осколки и можно плыть. Алюминиевый корпус – легкий и не промокаемый. Дизельный двигатель от обычной легковушки. И лебедки, которыми машины сами себя вытягивают из воды.

Добраться до полюса Василий Елагин с командой из 7 человек пробовал в прошлом году. Тогда они проехали от Салехарда до мыса Арктический – самой северной точки Евразии. 6 тысяч километров по тундре и полыньям. Но выехали они слишком поздно. Дальше была почти одна вода. Полюс отложился на год. В этом году экспедиция выехала в марте, на месяц раньше. И уже с острова Голомянный. Там – последняя посадочная полоса. Впереди – почти две тысячи километров на север.

По паку – твердому ровному льду – путешественники проехали всего пару десятков километров. Остальное – торосы. Стамухи – глыбы на мели, айсберги и самое страшное: нилас – тонкий лед. Это когда не можешь ни ехать, ни плыть.

В команде сплошные альпинисты и механики. Ведь все что нужно – это вести машину, ее чинить, натягивать веревки и колоть лед. Им повезло с погодой. Повезло – это 35-40 градусов ниже нуля. Ясно и солнечно. А муксун даже не строгается. Если минус 20 – это уже белая мгла, когда ничего не видно и на расстоянии трех метров.

"Мыслись мы регулярно. В одежде, правда. Едешь по льду, проваливаешься. Можно сказать, помылся", – смеется Василий Елагин.

После 80-й параллели стали встречаться медведи и нерпы. От бочек с едой их отгоняли резиновые пули и ездовая собака Лиса. Путешественники подобрали ее у пограничников еще на Большой земле. На 12-й день Лиса пропала. Не смогла перескочить через трещину и отстала от машин.

Эти танки снега, конечно, не боятся. Но весь путь – это как борьба с ветряными мельницами. На Северном полюсе нет ничего постоянного. Льды все время дрейфуют. Километры вперед на машине, а за ночь команду могло отнести на то же расстояние в сторону.

Последние дни уже почти не было ни сил, ни еды. А куртки почернели от машинного масла. Спали по очереди и на ходу. Надо было успеть, пока не закроется дрейфующая станция "Барнео". Полярники разворачивают ее всего на месяц в конце марта. И только там можно пополнить запасы топлива и улететь на Большую землю. "Емель" пришлось оставить. Переправляться обратно было уже поздно. В конец апреля на полюсе уже всюду полыньи.

"Теперь снится одно и то же: полыньи, снег, пустыни. Мы все там. Только Арктика", – говорит Владимир Елагин.

Что еще покорить, Василий Елагин пока не придумал. Проехать Южный полюс на машинах не экстремально. Там же материк, а не океан, покрытый льдом, как в Арктике. Но все же есть еще вулканы, джунгли и пустыни, куда ни нога человека, ни колесо автомобиля еще не ступали.

Заметки российских дальнобойщиков

К 2011 году собраны два новых автомобиля вездехода "Емеля-3" и "Емеля-4".
По сути новая экспедиция через Северный Полюс из России в Канаду стартовал из поселка Ново-Заполярный с 4 марта 2011 года.

Арктика приготовила нам для проверки весь набор своих сюрпризов.

Пурга, бесконечные наледи, торосы, полыньи и т.д. и т.п.



Машины радуют – проходимость невероятная, после плавания пытались из корпуса сливать воду – ничего не вылилось, а главное их обитаемость. Корпус, в котором даже высокого роста человек спит, вытянувшись поперек, полки, ящику – как в даче на колесах.

В связи с очень сложной ледовой обстановкой было принято решение законсервировать машины до следующего года на погранзаставе на Северной земле. Хотя "Емели" и машины-амфибии, но преодолеть многомильную полынью вокруг Северной земли даже этим замечательным машинам не по силам. Сделан очень большой задел для экспедиции . Машины испытаны. Пройдено более 2800 километров, часть из них по тяжелейшим льдам Карского моря.

МЛАЭ-2013. По разным обстоятельствам лишь через два года вернулись к проекту.
14 февраля машины сняли с консервации на острове Средний на берегу Карского моря.

1 марта 2013 года экспедиция стартовала с полярной станции на острове Голомянный. Позади берега островов материка Евразия страна Россия, а впереди Северный полюс и берега островов материка Северная Америка страна Канада.

Комментировать
0
689 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector