No Image

Начало промышленного переворота в россии

0
598 просмотров
20 августа 2019

Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Выделяют два крупных этапа: дореформенный (1830—1850-е гг.) и пореформенный (1860—1880-е гг.).

Первый этап промышленного переворота. Переход от мануфактуры к фабрике начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд. Пионерской в этом отношении стала хлопчатобумажная промышленность (бумагопрядение, ситцепечатание). Машины внедрялись также в суконной, писчебумажной пррмышленнос-ти, в сахароварении. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.).

Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург — Москва.

Первый этап промышленного переворота в России имел свои особенности:

— начался позднее, чем в экономически развитых европейских странах (в Англии, например, первые фабрики появились в 60-е гг. XVIII в., во Франции — в начале XIX в.);

— начался в условиях господства крепостнической экономики, что самым негативным образом сказалось на его темпах и географии (неравномерность размещения промышленных предприятий по территории страны);

— сдерживался относительной замедленностью формирования крупных предпринимательских капиталов (многие промышленники были выходцами из крепостного крестьянства, не имели юридических прав на владение фабриками, оставались в зависимости от помещиков, значительную часть доходов отдавали в виде оброка и высокой заработной^ платы, часть которой являлась тем же оброком, который крестьяне-отходники отдавали своим владельцам);

— не стал в дореформенной России причиной быстрого роста новых классов — промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Причины состояли в сохранении крепостнической системы хозяйства. Факторы, сдерживавшие рост буржуазии, отмечены выше. Что касается фабрично-заводских рабочих, то ими были главным образом крепостные крестьяне-отходники. Отсюда сезонность, непостоянство состава, низкий уровень квалификации и др.;

— происходил при непосредственном (государственные заказы, вложение казенных капиталов) и опосредованном (протекционистские тарифы) участии государства.

Второй этап промышленного переворота. Показателем завершения технического обновления промышленности считается момент, когда более половины всей промышленной продукции выпускается предприятиями, оборудованными машинами и паровыми двигателями, приводящими эти машины в действие. В России этот момент наступил на рубеже 70— 80-х гг. XIX в. К хлопчато- и писчебумажной, свеклосахарной промышленности добавились текстильная, суконная, шерстяная, металлообрабатывающая, горнозаводская, машиностроительная промышленность. Фабричное производство к этому времени уже преобладало над мануфактурным и кустарным.

К особенностям и характерным чертам второго этапа промышленного переворота относят то, что он:

— происходил в новых условиях, после отмены крепостного права, крестьянской реформы 1861 г., снявшей многие преграды на пути развития капитализма в стране;

— сопровождался возникновением новых отраслей промышленности — нефтехимической, химической, машиностроительной и др.;

— привел к появлению промышленных районов, свободных от крепостнических традиций, бурно развивавшихся на новых технических и социально-экономических основаниях (Донбасс, Криворожье, Баку), и временному упадку районов, где ранее преобладала крепостническая промышленность (Урал);

— сопровождался быстрым развитием транспорта, прежде всего железнодорожного («железнодорожная горячка» начала 70-х гг., общий рост протяженности железных дорог в 1861—1891 гг. почти в 19 раз, грузооборота — в 25 раз);

— имел важные социальные последствия. Новым явлением было формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Реформа сняла многие преграды, мешавшие количественному росту и социальному самоопределению буржуазии. Она пополнялась выходцами из дворянства, купечества, крестьянства, чиновничества. Экономическое могущество буржуазии неуклонно росло, а ее политическое влияние оставалось недопустимо малым. Высокими темпами шло формирование рабочего класса (менее 10% населения к началу XX в.). Его ядро составляли рабочие, занятые на промышленных предприятиях, горных работах, железных дорогах. Положение рабочего класса было тяжелым: длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие, отсутствие трудового законодательства и медицинского страхования. В 80— 90-е гг. произошли первые крупные выступления рабочих (Морозовская стачка 1885 г.) с требованием улучшить условия их труда и быта;

— чрезвычайно значительным оставалось участие государства в развитии промышленности (казенные заказы, закладка государственных предприятий, государственные субсидии и кредиты и др.).

ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — революционные изменения в орудиях и в организации производства, которые привели к переходу от доиндустриального к индустриальному обществу. Классическим и наиболее ранним примером П.р. считается Англия конца 18 начала 19 вв. Термин «П. р.»… … Юридическая энциклопедия

ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — качеств. изменения, происходящие в обществе под воздействием революции в технике, в технология, способе соединения человека со средствами труда. История знает три принципиально различных технология, способа соединения человека и техники: ручной… … Философская энциклопедия

Промышленная революция — совокупность различных процессов модернизации, сопровождающих становление современного индустриального общества. По английски: Industrial revolution См. также: Экономическое развитие Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Промышленная революция — (Industrial Revolution), радикальные изменения в произ ве; начались в Англии в 18 в. благодаря сочетанию эконом., полит, и социальных факторов: мирной внутр. обстановки, запасов угля и жел. руды, наличию капитала. Пар заменил силу мускулов, ветра … Всемирная история

промышленная революция — Исторический период перехода от мануфактуры к машинному производству, начавшийся в Великобритании во второй половине XVIII в. и завершившийся в развитых странах в XIX в … Словарь по географии

ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — (industrial revolution) крупные взаимосвязанные экономические, технологические и социальные изменения, обычно датируемые периодом 1760 1850 гг., когда в Великобритании была принята промышленная экономика, основанная на новой машинной технологии и … Большой толковый социологический словарь

Промышленная революция (переворот) — Промышленная революция (переворот)(Industrial Revolution) (ок. 1750 ок. 1850 гг.), изменения в орг ции пром. произ ва, к рые преобразили Англию, а затем и др. страны, превратив их экономику изаграрной в индустриальную. Процесс, начавшийся в… … Всемирная история

Промышленная революция (значения) — Промышленная революция: Промышленная революция исторический период. «Промышленная революция» цикл телепрограмм на канале Discovery … Википедия

Промышленная революция ХVIII-XIX вв., или пром. переворот — совокупность техн. экономических и соц. сдвигов, сопровождавших переход от мануфактурной стадии произв. к фабричной системе, машинной индустрии. Термин промышленная революция был предложен А. Бланки (1837) и Ф. Энгельсом (1845), а после публ.… … Уральская историческая энциклопедия

Вторая промышленная революция — Схема электрической лампочки Эдисона. Патент США 223898 от 27 января 1880 г. Вторая промышленная революция (или же технологическая революция) фаза промышленной … Википедия

Промышленность в первой половине XIX в. не играла в экономике России ведущую роль, хотя по темпам своего развития заметно опережала сельское хозяйство. Отличительной чертой промышленного производства было его неравномерное размещение по территории страны. Основными промышленными губерниями были центральные нечерноземные и северо-западные, на их долю приходилось 70 % стоимости всего промышленного производства.

Среди отраслей доминирующее положение занимала обрабатывающая промышленность, в основном текстильная и винокуренная. В тяжелой промышленности преобладали металлургия и металлообработка. Характерно для России то, что в стране взаимодействовали 3 формы организации производства: ремесло, мануфактура и фабрика. В сфере обрабатывающей промышленности мелкое товарное производство превосходило крупное и по числу работников, и по масштабам выпускаемой продукции. Именно оно было ориентировано на массового потребителя (крестьян, городские низы) и выпускало ткани, обувь, одежду, посуду, домашнюю утварь, строительные детали, инвентарь. Возникали и новые виды промыслов, обслуживавшие запросы дворянства и городской верхушки (шелкоткачество, кружевное дело, изготовление ковров, икон, игрушек).

Мелкое (крестьянское) производство постепенно перерастало в мануфактуру разных типов: рассеянную, смешанную и централизованную. Наиболее распространенной являлась мануфактура с раздаточной системой заказов и материалов и скупщиком во главе ее. Заметно сокращалось количество мануфактур, использовавших принудительный труд. Огромное влияние на развитие производства оказало начало промышленного переворота, пришедшееся на рубеж 1830-40-х гг. и затронувшее прежде всего текстильную промышленность.

Промышленным переворотом называют совокупность экономических, социальных и политических изменений, произошедших в результате перехода от мануфактуры к стадии фабричного производства. Этот процесс имел две стороны: техническую (переход от ручного труда к машинному) и социальную (формирование новых слоев населения – буржуазии и пролетариата). В ходе него происходят технические преобразования в отдельных отраслях производства (паровые котлы и машины, механические веретена, цилиндрические машины, пудлингование металлов и т.п.).

Постепенно идет перераспределение мест между обрабатывающей (в основном текстильной) и горнозаводской промышленностью. Россия быстро утрачивала господствующее место в поставке железа на международный рынок. Ее вытесняла Англия, давно производившая дешевое железо методом пудлингования. Четыре пятых российского железа давали уральские заводы, державшиеся на крепостном труде и устаревшей технике. Всего же в стране насчитываюсь 190 металлургических заводов, но при строительстве, скажем, железной дороги между Петербургом и Царским Селом они смогли обеспечить его лишь 1% необходимого металла.

Особое место в горной промышленности занимала добыча золота на Урале, в Сибири и в Казахстане. К 1840 г. было выдано более 200 разрешений частным лицам на поиск и добычу ценного металла по всей Сибири. Если в 1830-е гг. на частных и казенных приисках было добыто около 240 пудов золота, то в 1850 г. – 1011 пудов. Столь весомая прибавка была достигнута не только за счет энтузиазма золотоискателей, но и потому, что на приисках все шире стали применяться машины. Однако наиболее серьезные изменения произошли не в тяжелой или горной, а в обрабатывающей промышленности.

Главным ее центром оставались центральные губернии, расположенные вокруг Москвы. Уже на рубеже XVIII и XIX вв. здесь было 2094 предприятия обрабатывающей промышленности (из них 1082 – текстильных). Главное место в этом виде промышленности занимаю хлопчатобумажное производство. Оно начинаюсь с развития в стране последней стадии производства – с набойки рисунка по миткалю, ввозившемуся из-за границы. Позже появилось хлопчатобумажное ткачество из импортируемой пряжи, а потом и собственное бумагопрядение из ввозившегося хлопка. Причем бумагопрядение началось в России сразу на стадии мануфактурного производства.

Главными центрами хлопчатобумажной промышленности стали Владимирская (Иваново, Шуя) и Московская губернии. Здесь сосредоточилось до двух третей соответствующих фабрично-заводских заведений – сказываюсь традиции крестьянских текстильных промыслов. В первые десятилетия XIX в. постоянной работой текстильную промышленность обеспечивали растущие заказы армии. Однако уже в 1830-е гг. доля армейских заказов составляла половину продукции мануфактур и продолжат уменьшаться. Одновременно посессионные предприятия заменялись купеческими. В середине 1840-х гг. на мануфактурах стали устанавливаться различные машины, но даже в 1859 г. механические ткацкие станки составляли 0,5 % от всего станочного парка. В связи с постепенной заменой парусного флота паровым тяжелые времена переживала полотняная промышленность. Ее вес в обрабатывающих производствах снизился с 9 % в 1835 г. до 3 % в I860 г. В короткие сроки начало промышленного переворота коснулось писчебумажной отрасли. В 1850-е гг. уже 40 % ее продукции было произведено машинами.

Говоря о развитии российской промышленности в первой половине XIX в., нельзя не упомянуть о тех новых ее отраслях, которые появились в это время. Это прежде всего свеклосахарная промышленность, машиностроение и добыча каменного угля. Россия долгое время потребляла рафинад, изготовленный из привозимого тростникового сахарного песка. Свое свеклосахарное производство возникает в стране лишь в начале XIX в., а в 1840-е гг. оно становится уже достаточно заметным явлением. Производство сахара было сосредоточено в помещичьих имениях на Украине и в южных губерниях черноземного центра. С 1840-х гг. сюда стали ввозиться машины, хотя в основном все же сохранялся принудительный труд.

Российское машиностроение начиналось с механических мастерских, возникавших по мере необходимости при металлургических и других предприятиях. Зачастую эти мастерские выполняли заказы соседних мануфактур и фабрик. На первых порах известные машиностроительные заводы (Берда, Мальцева) были сосредоточены в Петербурге и выпускали первые заводские и пароходные агрегаты. В 1840-50-е гг. возникает несколько новых крупных предприятий: Сормовский завод Нобиля, Главный механический завод Петербургско-Московской железной дороги, Невский, Балтийский в Петербурге. Поскольку частного капитала в стране не хватало, эти заводы возникали как акционерные предприятия, где главное место принадлежало производственным компаниям. К 1860 г. в России было учреждено уже более 150 таких компаний.

Потребность промышленности в топливе покрывалась за счет добычи и импорта каменного угля. За первые полвека собственная его добыча выросла почти в 25 раз, однако даже тогда уголь приходилось ввозить из Англии. К 1860 г. ввоз основного вида топлива достигал 40-50 млн пудов в год. Лишь в связи с Крымской войной и прекращением поставок угля его добыча в России увеличилась и стала удовлетворять потребности промышленности. Главная роль здесь принадлежала Донецкому бассейну, хотя известен и уральский, подмосковный, кузнецкий уголь.

Изменения в промышленном развитии России нашли свое отражение даже в терминологии. В первые десятилетия XIX в. из лексикона россиян исчезает термин "работные люди", замененный на "мастеровые", "рабочие", "чернорабочие". Рост числа рабочих происходил за счет оброчных крестьян – отходников, приходивших как из помещичьих, так и из государственных деревень. Общая численность рабочих, занятых в крупных промышленных предприятиях, в 1860 г. составляла более 1 млн человек. Из них половина работала в обрабатывающей промышленности. В целом в это время начинал преобладать наемный труд (наемных рабочих было 52 %), а в обрабатывающей промышленности он побеждает окончательно (наемных рабочих 81%).

Комментировать
0
598 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector