No Image

Подшипник помпы ваз 2101 размеры

СОДЕРЖАНИЕ
0
3 659 просмотров
20 августа 2019

Водяной насос системы охлаждения на классических моделях ВАЗ 2101–07 не отличается надёжностью. В среднем пробег детали составляет 40 тыс. км, после чего она выходит из строя и подлежит замене. Но для мастеровитого владельца «Жигулей» есть другой путь — снять и отремонтировать помпу, заменив изношенные либо поломанные элементы: сальник, подшипник или крыльчатку. Если вам близок подобный подход, то перед началом работ стоит изучить подробную инструкцию по реставрации насосного агрегата «классики».

Неисправности водяных насосов «классики»

В старых моделях «Жигулей» двигатель охлаждается при помощи специальной незамерзающей жидкости — антифриза, циркулирующего от водяной рубашки мотора к основному радиатору. Двигаться жидкость по системе принуждает вращающаяся крыльчатка помпы, встроенной в переднюю часть силового агрегата. Она приводится в действие коленчатым валом посредством ременной передачи.

Шкив насоса и генератора крутится ремнём от коленчатого вала

Чтобы понимать причины неисправностей насоса, нужно знать его устройство. Деталь состоит из следующих основных элементов, выполняющих определённые функции:

  • корпус с фланцем служит для герметичного крепления к двигателю;
  • вал необходим для крепления крыльчатки и приводного шкива;
  • роликовый подшипник обеспечивает вращение вала;
  • крыльчатка с лопастями перекачивает охлаждающую жидкость;
  • ступица — крепёжный элемент приводного шкива;
  • сальник не даёт антифризу просачиваться внутрь подшипника;
  • стопорный винт фиксирует обойму подшипника внутри корпуса.

Причиной поломки помпы обычно является роликовый подшипник и сальник

Помпа прикручивается не напрямую к блоку цилиндров, а ко второму корпусу, куда подходит патрубок от термостата.

Подавляющее большинство неисправностей водяного насоса возникает по причине износа двух элементов — сальника и подшипника. Хозяевам «классики» приходится сталкиваться с такими поломками:

  • течь антифриза через сальник и вал помпы;
  • увеличенный люфт вала вследствие износа подшипника;
  • крыльчатка, разбитая при аварийном контакте с поверхностью второго корпуса (случается при повышенном люфте вала);
  • заклинивание подшипниковых роликов и разламывание вала на 2 части;

Вал с отломленным концом можно вытащить и поменять на новый

Вследствие износа подшипника крыльчатка начинает задевать корпус и проламывает дыру, куда уходит весь тосол

Все перечисленные неполадки можно устранить путём замены соответствующих элементов при условии, что не разбит сам корпус. В этом случае помпа меняется целиком.

Руководство по ремонту помпы

Чтобы устранить неисправности водяного насоса ВАЗ 2101—07, необходимо снять его с автомобиля. Исключение — операция по замене шкива, в данном случае помпу демонтировать не придётся. Для выполнения ремонтных работ приготовьте такой комплект инструментов и материалов:

  • молоток;
  • отвёртка с плоским шлицем;
  • стандартные наборы головок и накидных ключей (размеры 9—22 мм);
  • лопатка монтажная (монтировка);
  • ёмкость на 10 л и садовый шланг длиной 1 м для слива тосола из блока цилиндров;
  • 1 л антифриза на доливку;
  • ветошь и перчатки матерчатые.

Для реставрации водяного насоса понадобится стандартный слесарный инструментарий

Для замены шкива понадобятся ключи и монтировка, тазик под антифриз и шланг не потребуется.

Отдельно под выпрессовку крыльчатки необходимо подготовить съёмник типа «болт в болте» с наружной резьбой М18 х 1,5. Также очень желательно располагать тисками, без них разборку помпы вести крайне неудобно. Если понадобится снимать пластиковую крыльчатку нового образца, то обязательно приготовьте метчик М18 х 1,5, дабы нарезать внутри неё резьбу. На старых металлических крыльчатках резьба сделана с завода.

Для нарезки качественной резьбы необходимо применять 2 метчика — номер первый и второй

Подготовительный этап — снятие детали

Перед разборкой узла необходимо опорожнить водяную рубашку двигателя, чтобы тосол не потёк через технологический проём после демонтажа помпы. Для этого отверните болт — пробку, находящийся на левой стенке блока цилиндров (если смотреть по ходу движения авто). Под отверстие подставьте тазик и шланг, дабы не разлить антифриз на землю.

Для опорожнения блока цилиндров следует выкрутить пробку и снять крышку радиатора

После откручивания пробки на блоке откройте верхнюю крышку радиатора — охлаждающая жидкость стечёт быстрее.

Когда струя тосола спадёт и станет течь по стенке блока, заверните пробку на место и переходите к разборке узла, выполняемой согласно пошаговой инструкции:

    Ключом на 17 мм ослабьте гайку на длинном болте крепления генератора, находящейся под его корпусом. Полностью откручивать гайку нет нужды.

Для освобождения генератора и ослабления ремня нужно открутить гайку под его корпусом

Ремень привода генератора, вращающий шкив помпы, снимается после откручивания фиксирующей гайки на кронштейне

Помпа снимается после откручивания четырёх гаек крепления

Крепёж шкива помпы удобнее ослаблять при натянутом ремне привода генератора, не позволяющем валу крутиться.

Когда ремень находится в натянутом состоянии, болты шкива открутить легче

После демонтажа очистите посадочное место водяного насоса от остатков прокладки и герметизирующего состава, а также протрите двигатель и находящиеся рядом узлы от потёков антифриза.

Как снять и поменять крыльчатку

Практика показывает, что разрушение лопастей крыльчатки происходит от соприкосновения с ответной частью корпуса, когда вал помпы сильно разболтан. Поэтому поломка лопастей при прочих работоспособных элементах насоса встречается крайне редко и бывает результатом заводского брака. Но если вы обнаружили именно такую неисправность, то процедура ограничится заменой крыльчатки без дальнейшей разборки детали.

Разрушение крыльчатки обычно сопровождается износом подшипника насоса

На водяных насосах автомобилей ВАЗ 2101—07 встречается 2 типа крыльчаток:

  • старого образца, изготовленные из металла и снабжённые внутренней резьбой М18 с шагом 1,5 мм;
  • нового образца — элементы из пластика, не имеющие резьбы.

Все новые крыльчатки делаются без внутренней резьбы

Обе разновидности крыльчаток крепятся на вал одинаково — путём запрессовки с натягом. Демонтаж пластмассового элемента нового образца выполняется в таком порядке:

  1. Закрепите ступицу вала в тисках и нарежьте метчиками резьбу внутри крыльчатки. Перед использованием инструмент смажьте моторным или другим жидким маслом.
  2. Вкрутите в отверстие съёмник типа «болт в болте» и слегка подтяните наружный болт.
  3. Вращая головку внутреннего болта по часовой стрелке, выпрессуйте крыльчатку и снимите с вала.

Внутренний болт съёмника упирается в торец вала и выдавливает крыльчатку вверх

Старые металлические (точнее, чугунные) элементы просто выдавливаются съёмником, поскольку резьба в них уже нарезана производителем.

Новая крыльчатка насаживается на вал и напрессовывается лёгкими ударами молотка через наставку, дабы не разбить лопасти. Внимательно следите за посадкой элемента: нижняя часть должна упереться в графитовое кольцо на сальнике, а затем усадить его на 2—3 мм (внутри стоит пружина). Плоская поверхность вращающейся крыльчатки плотно прижимается к кольцу — таким образом обеспечивается герметичность стыка.

После посадки нижняя кромка крыльчатки должна упираться в кольцо сальника

Видео: технология демонтажа крыльчатки

Инструкция по замене подшипника и сальника

В помпах классических моделей «Жигулей» подшипник и вал представляют собой единую запчасть и продаются в сборе. Соответственно, при поломке вала он также меняется совместно с роликовым подшипником.

Вал насоса продаётся в сборе с подшипником и бывает разной длины

При покупке нового вала для водяного насоса ВАЗ 2101—07 обязательно возьмите с собой в магазин старую деталь. Дело в том, что в продаже имеются ремонтные комплекты для различных автомобилей, отличающиеся по длине и диаметру оси, а продавец не всегда компетентен в подобных мелочах.

Чтобы заменить вал, нужно действовать так:

  1. Выпрессуйте крыльчатку съёмником, как описывалось в предыдущем разделе.
  2. Ослабьте и выкрутите стопорный винт плоской отвёрткой.
  3. Удерживая помпу за корпус одной рукой, ударяйте по торцу вала молотком на весу. Если деталь не поддаётся, закрепите насос в тисках и выбивайте её через наставку из дерева.

После демонтажа крыльчатки старый вал выбивается молотком

Ступица насаживается на вал лёгкими ударами молотка

Вставляя подшипник в обойму корпуса, проследите, чтобы отверстия под стопорный винт совпадали на обеих деталях. Не пытайтесь сильно затягивать стопор, иначе при следующей замене возникнут проблемы с разборкой и помпу придётся менять полностью.

Сальник выбивается с помощью вала, повернутого толстым концом

Если необходимо поменять протекающий сальник, то его несложно выбить с помощью старого вала. Обработайте корпус подшипника наждачной бумагой, затем переверните его другим концом и вставьте в отверстие помпы. Дальше забивайте стальную ось молотком, пока сальник не выпадет. Это происходит за счёт того, что второй конец вала под ступицу короче и больше по диаметру. Новый сальник усадите в гнездо до упора с помощью круглой наставки, например, обрезка трубы.

Сальник аккуратно забивается в корпус с помощью оправки

Установка нового шкива

Замена шкива водяного насоса не представляет никакой сложности и не требует снятия детали с двигателя, а также слива охлаждающей жидкости. Простейший способ разборки такой:

  1. В первую очередь ослабьте три болта, на которых держится шкив.
  2. Отпустите гайки крепления генератора и натяжки ремня.
  3. Подперев генератор монтажной лопаткой, подайте его в сторону двигателя и снимите ремень.
  4. От руки выверните 3 болта крепления и снимите шкив.

Для замены шкива сливать антифриз и демонтировать помпу не требуется

Установка новой запчасти и сборка узла производится в обратной последовательности. Соблюдайте порядок операций: сначала наживите шкив и подтяните болты ключом насколько возможно, а потом надевайте ремень. Окончательная затяжка шкива делается после натяжения ремня привода генератора.

Видео: как меняются детали помпы

Можно ли устранить течь насоса в пути

О потере части тосола в дороге свидетельствует повышение температуры охлаждающей жидкости и снижение уровня в расширительном бачке. Если вы локализовали место утечки и убедились, что виновата помпа, можно попытаться устранить неисправность. Поломки, вызывающие протекание антифриза, бывают такие:

  • потерял герметичность стык между фланцами насоса и блока цилиндров, тосол течёт из-под прокладки;
  • в корпусе помпы образовалась трещина;
  • корпус разрушен ударом крыльчатки.

В дырку корпуса с лицевой стороны можно вставить клин и обмазать холодной сваркой

Как правило, неполадки с протечкой водяного насоса являются критическими, их довольно сложно устранить в пути. Подтекающую прокладку попытайтесь ужать затягиванием 4 гаек крепления помпы, для чего придётся снять ремень привода генератора и шкив. Не переусердствуйте — резьбу на шпильках Ø8 мм сорвать нетрудно.

Мелкую трещину попробуйте заделать химическим составом — холодной сваркой. По возможности примотайте чем-нибудь заплатку к корпусу, чтобы она не отвалилась, долейте воды и добирайтесь до гаража. Законопатить большой пролом от крыльчатки не удастся, нужно искать вариант буксировки авто либо вызывать эвакуатор.

Видео: заделка трещины корпуса

С финансовой точки зрения, реставрация помпы выгоднее полной замены, экономия — порядка 50% стоимости новой детали. Учитывая, как часто на «Жигулях» происходят мелкие поломки, подобная разница в цене играет роль. Технология замены подшипника и сальника на водяном насосе ВАЗ 2101 подходит и для других автомобилей, оборудованных двигателем от «классики»: ВАЗ 2121 «Нива» и её модификации, «Нива-Шевроле».

Артикул: 2101-1307013

Код для заказа: 003013

Самые распространённые причины неисправностей водяного насоса и выхода его из строя — это манжетное уплотнение и подшипник. В большинстве случаев можно восстановить работоспособность неисправного водяного насоса и обеспечить большой ресурс работы. Речь в этом обзоре пойдет о некоторых «мелочах», которые имеют важное значение. Вдохнём «вторую жизнь» в водяной насос автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия» с двигателем МеМЗ-245, который третье десятилетие служит инвалидам (людям с ограниченными возможностями). Таврия – так в древности назывался Крым. Водяной насос 245.1307010 состоит из шести следующих деталей: корпус, подшипник в сборе с валиком, манжета, винт стопорный (установочный), крыльчатка и шкив. При установке помпы на двигатель потребуется ещё новая прокладка. Например, на переднеприводных автомобилях ВАЗ водяные насосы имеют аналогичную конструкцию, а также такое же количество деталей и их название (номера некоторых деталей по спецификациям не идентичны). Технология ремонта также аналогичная. В рассматриваемой помпе 245.1307010 производитель использовал унифицированные детали: манжета 2101-1307013; подшипник в сборе с валиком 6-330802ЕС17; винт стопорный (установочный) М6×10 с каталожным номером 13746330. Задача по восстановлению работоспособности помпы состоит из: демонтажа помпы с двигателя; полной разборки помпы; очистки деталей (включая промывку и продувку деталей); осмотра деталей и их дефектовки; изучения наличия и доступности запчастей; всесторонней оценки целесообразности ремонта помпы; приобретения необходимых новых деталей; сборки помпы с заменой вышедших из строя деталей на новые.

Не забываем о необходимости по промывке системы охлаждения двигателя. Если промывка системы охлаждения будет выполняться установленной на двигателе водяной помпой, при возможности желательно использовать старую (подлежащую демонтажу), чтобы предотвратить загрязнение примесями и повреждение от них новой манжеты (помпы). Проверяем сразу поверхность рабочей полости в двигателе, где при последующем монтаже будет установлена крыльчатка помпы, на наличие отложений. В нашем случае они к счастью отсутствуют. Многолетнее применение на автомобиле высококачественных охлаждающих жидкостей дает прекрасный результат — отличная чистота внутренних контуров системы охлаждения и отсутствие повреждений. Важно то, что применяемая органическая охлаждающая жидкость с высокими техническими характеристиками значительно увеличивает фактический срок службы водяной помпы. Используемая на протяжении последних многих лет и в настоящее время охлаждающая жидкость Motul Inugel Optimal Ultra (по стандартам и спецификациям VAG Group соответствует одновременно G12 и G12+) была приготовлена из приобретённых в AvtoALL.ru концентрата антифриза и высококачественной дистиллированной воды под торговой маркой «ОЙЛРАЙТ». Пустая от охлаждающей жидкости система охлаждения позволяет нам также проверить в ней все элементы (включая шланги, хомуты и многое другое) и при необходимости заменить. Ассортимент AvtoALL.ru в этой части запчастей содержит интересные предложения.

Дефектуем детали: После каждого снятия помпы с двигателя и её разборки в обязательном порядке манжета и прокладка подлежат замене на новые. Подшипник с валиком в сборе и стопорный (установочный) винт требуют замены. По итогам дефектовки деталей крыльчатка, корпус и шкив в удовлетворительном состоянии и могут быть использованы в дальнейшем.

Манжета: В этом нам помог AvtoALL.ru, предлагая приобрести запчасть 2101-1307013 – сальник ВАЗ-2101-08, ГАЗ-2410, КАМАЗ насоса водяного в сборе. Что и было сделано.

Манжета препятствует вытеканию охлаждающей жидкости из закрытого контура системы охлаждения, а также её проникновению в подшипник. Для обеспечения необходимого прижимного усилия графитового кольца к торцу шкива в манжете используется пружина. Трущейся парой в сопряжённых деталях «динамического» уплотнения являются: в манжете 2101-1307013 — графитовое кольцо; в крыльчатке — торец крыльчатки.

Графит является хрупким материалом и при небрежном обращении может быть поврежден. Поэтому обязательно при приобретении внимательно проверьте рабочую поверхность графитового кольца на предмет качества и повреждений (сколов, трещин, раковин и т.д.). «Архаичный» с виду материал (графит) не должен никого смущать, так как даже известные производители автомобилей (после отказа от графита и предпочтения контактирующих поверхностей к примеру «кремний-кремний») вернулись снова к применению графита (в одной из сопряженных деталей) для обеспечения надёжности, долговечности и гарантированной герметичности в помпе для иностранных автомобилей. А это как мы понимаем – просто так не происходит. Загрязнённая охлаждающая жидкость и содержащиеся в ней примеси могут попасть и оседать в местах отремонтированной помпы, где должно образовываться динамическое уплотнение. В результате из-за этих примесей могут образоваться царапины на поверхности динамического уплотнения и отложения, что может привести к преждевременному выходу помпы из строя. Для удаления загрязнений из системы охлаждения очень важно её промыть. Несоблюдение требования о промывке системы охлаждения является частой ошибкой, приводящей к неисправностям.

Подшипник: Подшипники 2108-1307027 (двухрядный шариковый 330802E) и 2110-1307027 (комбинированный 1HP16092E) имеют одинаковые длину валика подшипника в сборе 92 мм и все остальные габаритные размеры. Подшипник 1HP16092E можно применить вместо подшипника 330802E. Подшипник для помпы 1HP16092E – это специальный радиальный по схеме "шарик-ролик" подшипник, где роликовый ряд с увеличенными статическими и динамическими характеристиками устанавливается «под шкивом водяного насоса». В результате был приобретен подшипник помпы Вологодского подшипникового завода с обозначением согласно товарной накладной 1НР16092K1E.P6Q6/L20, а на самом подшипнике помпы нанесено сокращенное обозначение: 1HP16092K1E.

В нём применена смазка немецкой фирмы Bechem под наименованием Berutox FE 18 EP. При воздействии неблагоприятных факторов эта смазка имеет во много раз больше срок использования, чем возможный срок использования при употреблении обычных литиевых консистентных смазок. Количество необходимой смазки обеспечено изготовителем подшипника помпы из расчёта всего его срока службы.

Прокладка: Старая прокладка может пригодиться как лекало или контрольный образец. При необходимости и желании можно приобрести в AvtoALL.ru для самостоятельного изготовления прокладок листы из Паронита маслобензостойкого марки ПМБ различных толщин и различных размеров, который благодаря своим исключительным свойствам – это великолепный уплотняющий материал.

Ремень ГРМ: При использовании неподходящего ремня даже с одинаковым шагом зубьев и их количеством могут возникнуть проблемы и преждевременный выход из строя ремня ГРМ. Поэтому, полностью не идентичные ремни ГРМ имеют разные номера изделий. Не все знают, что требуемого натяжения ремня ГРМ можно достичь только на двигателе, остывшем до комнатной температуры (выбрана из-за того, что именно такая температура регламентирована в производственных сборочных цехах автоиндустрии и в рабочих зонах сервисных центров). Точные размеры двигателей при комнатной температуре определяются их производителями и на основании этих данных они указывают идеальное натяжение нового ремня. Это относится ко всем без исключения автомобильным двигателям, в том числе оснащенным автоматическим натяжителем ремня. Итогом нарушения технологии установки ремня ГРМ будет недотяг или перетяг ремня ГРМ. Следует соблюдать натяжение приводного ремня, предписанное изготовителем автомобиля, чтобы также избежать повреждений подшипников ведомых агрегатов (в том числе помпы) и подшипников устройств натяжения ремня ГРМ.

Учитываем: Заливаем в систему охлаждения охлаждающую жидкость. Сразу не запускаем двигатель и не позволяем водяному насосу работать «всухую». В противном случае не исключено, что будет повреждено манжетное уплотнение и повышена вероятность возникновения преждевременных утечек при работе водяной помпы. Приподнимаем автомобиль и вручную с помощью вращения колеса провернём помпу не менее десяти раз. Благодаря вращению помпы охлаждающая жидкость поступает в зазоры уплотнения вала (валика) помпы. Таким образом, создается пленка, которая не только предотвращает утечку охлаждающей жидкости, но самое главное — не допускаем повреждения и ускоренный выход помпы из строя.

ВНИМАНИЕ! Электронный автокаталог запчастей предназначен для справочных целей! Наша компания продает не все запчасти, представленные в этом списке.

Если в правой колонке есть ссылка "Стоимость" – эти запчасти есть в активной продаже. Наличие на складах по деталям с ценой смотрите в карточке товара.
Если в правой колонке нет ссылки "Стоимость" – такие детали мы не продаем и заказы на них не принимаем.

Комментировать
0
3 659 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector