No Image

Причины плавающих оборотов на холостом ходу инжектор

СОДЕРЖАНИЕ
0
978 просмотров
20 августа 2019

Плавают обороты двигателя: причины, поиск, устранение для инжекторного и карбюраторного моторов

Плавают обороты по разным причинам.

Нормальное число оборотов двигателя внутреннего сгорания на холостом ходу (без нагрузки, в прогретом состоянии, без давления на педаль газа) составляет от 650 до 800 в минуту. Конкретное значение индивидуально указывается производителем в руководстве по эксплуатации на данную модель. Когда мотор исправен, то обороты на холостом ходу находятся практически на одном уровне, диапазон их колебания крайне мал.

Когда обороты плавают, то их значение меняется постоянно, поднимаясь до 1500 об/мин и опускаясь до 500 за несколько секунд, раз за разом повторяя этот цикл. Ситуацию легко определить:

  • по показаниям тахометра на панели приборов;
  • на слух рокот двигателя то возрастает, то уменьшается;
  • по нарастающим и ослабевающим вибрациям от двигателя;
  • по видимым изменениям амплитуды колебания двигателя.

Вариациями указанной ситуации являются еще два явления:

  • обороты зависают, чаще на повышенных оборотах;
  • двигатель дергается резко, обороты стремительно падают, а потом так же быстро нарастают.

Разберем в настоящее статье основные причины плавающих оборотов двигателя внутреннего сгорания как для инжектора, так и для карбюратора. Мелкие нюансы на практике имеют различия в силу особенностей конструктивного исполнения, но описанные причины с способы поиска и устранения по большому счету одни, независимо от того, плавают обороты ВАЗ, УАЗ, Тойота, Ауди, Шевроле или на машинах других марок.

Плавают обороты инжекторного бензинового двигателя: какие причины

Почему плавают обороты? Перечислим сначала основные причины для бензинового инжекторного двигателя внутреннего сгорания:

  • попадание лишнего воздуха в цилиндры двигателя в обход датчика массового расхода воздуха (ДМРВ, или англ. – MAF) в результате потери герметичности тракта подачи воздуха на участке от ДМРВ до ГБЦ;
  • подсос воздуха в иных местах (в трубке, соединяющей впускной коллектор и вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) и др.);
  • выход из работы регулятора холостого хода (РХХ) в результате обрыва провода, изнашивания направляющих или привода конусной иглы и др.;
  • загрязнение чувствительного элемента датчика массового расхода воздуха (ДМРВ);
  • выход из строя ДМРВ в результате поломки чувствительного элемента, ответственного за измерение объемов воздуха, поступающего в цилиндры двигателя;
  • неисправность (клин) клапана вентиляции картерных газов (ВКГ);
  • нарушение подвижности дроссельной заслонки из-за ее загрязнения, неисправности механического привода или нарушении работы электромагнитного привода;
  • неисправность датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ);
  • некорректная работа датчика системы рециркуляции выхлопных газов (EGR);
  • некорректная работа температурного датчика, который подает в блок управления данные о полном прогреве ДВС и готовности к нагрузкам, в то время как по факту двигатель не достиг рабочей температуры;
  • выход из строя лямбда зонда на входе в каталитический нейтрализатор выхлопных газов;
  • выход из строя датчика детонации;
  • критическое засорение воздушного фильтра;
  • перебои в подаче топлива из-за неисправности топливной системы;
  • отклонение в состоянии и работе одной или нескольких свечей зажигания из-за неверного зазора и других причин;
  • повреждение электропроводки;
  • неисправность в коммутаторе или катушках зажигания с пропусками зажигания;
  • засорение одной или нескольких топливных форсунок впрыска;
  • снижение компрессии в одном или нескольких цилиндрах, которое чаще происходит из-за повреждения прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ);
  • накопленные ошибки в электронном блоке управления двигателем (ЭБУ), учитывая которые, ЭБУ может подавать особые команды, направленные на компенсацию неисправностей, часть из которых влияют на обороты холостой хода.

Рассмотрим основные способы выявления и устранения основных причин плавающих оборотов впрысковых бензиновых моторов.

Плавают обороты из-за негерметичности воздушного тракта. Излишнюю (неучтенной) подачи воздуха в обход ДМРВ можно выявить следующими основными способами:

  • осмотреть целостность воздушного патрубка от ДМРВ до дроссельной заслонки;
  • по всему воздушному тракту после датчика массового расхода воздуха проверить затяжку крепежа в каждом соединении (ДМРВ – патрубок, патрубок – дроссельный узел, дроссельный узел – впускной коллектор, впускной коллектор – головка блока цилиндров, иные, с учетом конструкции тракта);
  • осмотреть целостность впускного коллектора;
  • осмотреть трубки к вакуумному усилителю тормозов (ВУТ) и иные места возможного подсоса воздуха;
  • отсоединить воздушный патрубок со стороны ДМРВ на работающем двигателе и закрыть его ладонью: при герметичности тракта двигатель заглохнет, а при подаче воздуха будет продолжать работать за счет подсасываемого воздуха;
  • при работающем двигателе обрызгать снаружи места возможной негерметичности средством «Быстрый старт» или иным аналогичным: при протечке за счет поступления горючего средства в цилиндры обороты двигателя поднимутся, а намоченное место подсоса высохнет быстрее остальных поверхностей.

Обнаруженную негерметичность воздушного тракта необходимо устранить, заменив треснувший патрубок, пробитую прокладку, протянув хомуты и иной крепеж).

Плавают обороты из-за ДМРВ. Проверить исправность датчика массового расхода воздуха можно двумя основными способами:

  • замерить напряжение электрического тока на нем, например, с помощью мультиметра: если значение колеблется в диапазоне 1,01-1,04 – датчик исправен (чем больше значение подходит к верхней границе, тем хуже – 1,03-1,04 означает, что вскоре потребуется замена датчика), а значение 1,04-1,05 говорит о том, что датчик неисправен (указанными значениями напряжения можно руководствоваться, если иные значения не указаны производителем ДМРВ);
  • отключить от ДМРВ разъем, завести двигатель (мотор будет работать на оборотах около 1 500 в минуту) и проверить разгон автомобиля: если динамика улучшилась, машина разгоняется быстрее обычного, то ДМРВ неисправен.

Как мы указывали в списке причин выше по тексту, плавают обороты не только когда ДМРВ сломался, но и когда его чувствительный элемент загрязнен. Обнаруженную грязь нужно аккуратно удалить с применением специального «Очистителя ДМРВ», или, например, очистителя карбюратора. Грубая очистка может привести к безвозвратному повреждению датчика. Если после очистки отклонения в работе не ушли, а проверка показывает на неисправность ДМРВ, то он подлежит замене.

Плавают обороты из-за датчика EGR. Для устранения проблемы чаще всего достаточно очистки седла клапана. Если в системе установлен соленоид управления, требуется периодически прочищать небольшой фильтр его вакуумного канала.

Плавают обороты из-за нарушения вентиляции картерных газов (ВКГ). Нарушается автоматическое регулирование давления в картере, или попросту перепуск избыточного давления в атмосферу.

Определить неисправность ВКГ можно следующим образом: на заведенном двигателе открутить крышку маслозаливной горловины и приподнять её. Если характер работы двигателя и обороты меняются, значит, ВКГ неисправна.

Один видимых признаков неисправности ВКГ – двигатель со временем начинает "потеть": у болтов, датчиков на блоке двигателя и в других местах появляются масляные выделения, потеки.

Устранение неисправности состоит в прочистке клапана и восстановлении вентиляции. Для получения доступа к системе и извлечения клапана чаще всего не обойтись без вскрытия картера двигателя. Промывка клапана осуществляется с применением очищающего средства, подходящего для удаления стойких маслянистых загрязнений – очистителя деталей двигателя, очистителя карбюратора, керосина или др. После чистки клапан просушивается и устанавливается на место.

Плавают обороты из-за дроссельного узла. Поиск и устранение отклонений в работе дроссельной заслонки состоят в следующем:

  • демонтировать воздушный патрубок для получения визуального контроля над дроссельной заслонкой;
  • проверить подвижность заслонки: она должна свободно перемещаться с полной амплитудой;
  • при обнаружении затруднений в подвижности заслонки необходимо снять ее и прочистить с применением очистителя карбюратора;
  • если сама заслонка чистая, но не двигается как нужно, то необходимо найти и устранить неисправность в ее приводе (может отклеиться магнит на оси заслонки при электромагнитном приводе, может нарушиться механическая связь в тягах или тросовом приводе и т.п.);
  • очистить датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ);
  • произвести с применением мультиметра или вольтметра замеры напряжения между контактом ползунка и минусом ДПДЗ: в закрытом положении дроссельной заслонки оно должно быть равно 0,7 В, а в открытом положении дроссельной заслонки – 4 В (если иные значения не указаны в технической документации к автомобилю), а если значения отличаются от рекомендованных – ДПДЗ подлежит замене.

Редко, но на сильно изношенных дроссельных узлах подсос воздуха может происходить в выработавшийся зазор между осью дроссельной заслонки и гнездом под нее в корпусе узла.

Обороты плавают из-за неисправности регулятора холостого хода (РХХ). Датчик PXX располагается на корпусе дроссельного узла рядом с датчиком дроссельной заслонки (ДПДЗ). Его проверка производится в следующем порядке:

  • включить зажигание;
  • отсоединить колодку с проводами от датчика;
  • замерить мультиметром электрическое сопротивление между контактами A-B, C-D, значения которого должны колебаться в диапазоне 40-80 Ом (если иные значения не указаны производителем): если больше или меньше рекомендуемого, то датчик РХХ неисправен и подлежит замене;
  • замерить электрическое сопротивление между контактами A-D, B-C: мультиметр должен показать бесконечно большое сопротивление или обрыв цепи, если же получены другие значения, то датчик неисправен, даже если замер между контактами A-B, C-D не показал неисправность.

Плавают обороты из-за свечей зажигания. Неработающую свечу зажигания можно определить следующими основными способами:

  • выкрутить все свечи зажигания и осмотреть целостность электродов и характер налета на них;
  • проверить искрообразование свечей на машине поочередно;
  • поочередно исключать подачу к свечам тока по высоковольтным проводам снятием наконечника со свечи или вытаскиванием провода из крышки распределителя зажигания: исключение подачи тока на неработающую свечу не приведет к изменению работы двигателя, а на работающую – вызовет ощутимое отклонение в работе мотора;
  • проверить работу свечей на специальном диагностическом стенде.

В первом варианте при осмотре свечей варианты обнаруженных отклонений могут быть следующие:

  • изолятор и электроды не работавшей свечи влажные и пахнут бензином;
  • оплавление электродов – свечу следует заменить;
  • зазор электродов не соответствует требуемому: его нужно замерить, при обнаружении отклонения выставить с применением щупа правильный одинаковый зазор на всех свечах;

Обнаружение неработающей свечи не всегда указывает на ее неисправность и не является однозначным основанием для ее замены. Выявленную неработающую свечу нужно очистить в зоне электродов, просушить если она влажная, выставить правильный зазор и проверить искрообразование на стенде или на машине (переставив в другой наконечник, где другая свеча работает исправно). Если свеча после очистки и сушки при проверке не работает, то ее следует заменить, а если работает, то продолжить поиски неисправности дальше.

Стоит упомянуть, что цвет и характер нагара на свече зажигания со стороны цилиндра подскажет пусть поиска иных неисправностей:

  • белый налет – обедненная топливовоздушная смесь (много воздуха);
  • черный бархатистый сухой налет – обогащенная смесь (много топлива),
  • черный маслянистый налет – попадание моторного масла (например, из-за износа цилиндропоршневой группы);
  • красноватый налет – присадки в топливо (нужно сменить АЗС).

Вернувшись к вопросу поиска сбоев в работе зажигания в ситуации, когда свечи зажигания исправны, обратим внимание, что проблема может быть (в зависимости от конструкции системы зажигания):

  • в высоковольтном проводе («прошита» изоляция, отпал контакт от токонесущей жилы провода и др.),
  • в свечном наконечнике (контакт покрылся обильными окислами, «прошита» изоляция, неплотно садится контакт наконечника на контакт свечи и др.);
  • в крышке распределителя зажигания (выгорел контакт и др.);
  • в катушке зажигания, которая периодически или постоянно допускает пропуски зажигания.

При обнаружении отклонений нужно попробовать их устранить, если это возможно, или заменить соответствующий компонент системы зажигания.

Плавают обороты из-за засорения топливной форсунки. Одна или две засорившиеся форсунки так же могут вызвать обсуждаемые отклонения в работе двигателя. На возможные проблемы с форсункой может указать характер нагара на свече зажигания: недостаток подачи топлива из-за засорения даст белый нагар. Если форсунка потеряла герметичность и пропускает топливо в закрытом состоянии, то свеча будет иметь черный нагар.

Однозначно же вывод о необходимости чистки или замены форсунки можно сделать по результатам ее проверки на распыл и производительность (количество подаваемого топлива) при работе, а так же на герметичность в закрытом состоянии. Такая проверка выполняется на специальном диагностическом стенде. Иногда для этого применяют простейшие гаражные устройства с ручным рычажным нагнетанием топлива. В обоих случаях смотрят качество распыла и сравнивают объем подачи топлива за одинаковое время (или одинаковое количество качков нагнетающего ручного насоса).

Сам факт работы форсунки и, в некоторой степени распыл, можно проверить путем отсоединения топливной рампы от двигателя и кратковременной попыткой запуска двигателя (там, где это позволяет конструкция). При этом топливо будет подано на форсунки под давлением, они сработают, распыляя топливо в порядке очередности работы цилиндров. Не работающая форсунка не даст распыл совсем, загрязненная даст слабый распыл в сравнении с остальными.

Загрязненные топливные форсунки подлежат чистке, а неисправные – замене.

Плавают обороты из-за воздушного фильтра. Такое возможно при чрезмерном, критическом загрязнении. Необходимо вскрыть корпус воздушного фильтра, вынуть фильтр и осмотреть со стороны воздухозаборника. При обнаружении загрязнения – одноразовый фильтрующий элемент заменить на новый, а фильтр многоразового использования тщательно промыть и пропитать специальной жидкостью в соответствии с рекомендациями его производителя.

Плавают обороты по иным причинам. Для выявления и устранения иных причин чаще всего нужна дополнительная компетенция и необходимое оборудование, развитые слесарные навыки. Например, для проверки работы датчиков нужна компьютерная диагностика.

Вопросу поиска и устранения неисправностей топливной системы посвящена отдельная подробная статья, размещенная в разделе «Полезное» на ЗиСинфо.рф. Когда обороты плавают, стоит проверить давление в топливной рампе и понаблюдать за его стабильностью при запуске на холодную и по мере прогрева двигателя.

Плавают обороты карбюраторного двигателя: причины и устранение

На бензиновых моторах с карбюратором плавают обороты так же по ряжу причин:

  • поломка электромагнитного клапана карбюратора или обрыв его проводки;
  • засорение жиклера и каналов холостого хода карбюратора;
  • некорректная регулировка холостого хода мотора (выставлены слишком малые обороты, на которых двигатель работает неустойчиво);
  • отклонение уровня топлива в поплавковой камере (выше или ниже нормального);
  • подсос воздуха (чаще через щель между карбюратором и впускным коллектором, или между коллектором и ГБЦ, из-за ослабшего крепежа или через пробитую прокладку);
  • отклонение в состоянии и работе одной или нескольких свечей зажигания;
  • повреждение электропроводки;
  • неисправность в коммутаторе или катушке (катушках) зажигания;
  • критическое засорение воздушного фильтра;
  • перебои в подаче топлива из-за неисправности топливной системы.

Плавают обороты из-за электромагнитного клапана карбюратора. Чтобы проверить клапан, необходимо:

  • отключить от него провод питания;
  • включить зажигание;
  • дотронутся проводом до контакта на клапане: в результате должен быть отчетливый щелчок срабатывания (в этом случае клапан исправен);
  • при отсутствии щелчка на предыдущем шаге проверки, дотронутся к контакту проводом, который соединен с "+" клеммой АКБ: если и после этого не будет четко слышимого щелчка, то клапан неисправен.

Поиск и устранение прочих причин, связанных со свечами зажигания, проводами и воздушным фильтром аналогично тому, как это изложено выше для впрысковых моторов.

Плавают обороты под нагрузкой

Причина неустойчивой работы двигателя может быть в значительном падении напряжения бортовой сети автомобиля при включении мощных потребителей электроэнергии. Модуль зажигания не успевает накопить необходимую энергию и свечи выдают слабую искру, образуются пропуски в зажигании, обороты плавают под нагрузкой.

Плавают обороты на ходу

Нестабильные обороты при движении автомобиля могут быть вызваны многими причинами, перечисленными ранее. Следует обратить особое внимание на следующие направления поиска:

Во-первых, плавают обороты на ходу вследствие периодической потери контакта в цепи зажигания или в цепи управления двигателем из-за вибрации. Необходимо проверить прочность посадки свечных наконечников и надежность соединения других электрических компонентов. В конце концов, даже аккумуляторная батарея, не закрепленная на своем месте и с плохо посаженной клеммой силового кабеля, из-за жестких толчков при проезде неровностей может иметь проблемы с подачей тока в бортовую сеть автомобиля с соответствующими проблемами.

Во-вторых, плавают обороты на ходу из-за проблемы с подачей необходимого количества топлива в следствие неисправности в топливной системе: не исправен регулятор давления топлива, не развивает нужное давление и подачу «умирающий» топливный насос и др.

Плавают обороты по разным причинам, часть из которых можно установить и устранить самостоятельно и достаточно быстро, а остальные потребуют специальных знаний, развитых навыков ремонта и специального оборудования.

Основные способы выявления и устранения едины, независимо от того, плавают обороты ВАЗ, УАЗ, Ауди, Форд, Тойота, Шевроле или автомобиля другого бренда. Некоторые незначительные нюансы выполнения работ определяются особенностями конструкции – для ВАЗ 2114 инжектор они одни, для классики ВАЗ-2107 с карбюратором они другие, на Форд Фокус третьи.

Когда плавают обороты, разумнее сначала произвести проверку доступных точек контроля на предмет подсоса воздуха или повреждения проводки. При необходимой аккуратности и осторожности можно так же прочистить дроссельную заслонку и восстановить ее нормальную подвижность, очистить чувствительный элемент ДМРВ от грязи. В более сложных случаях и при неявной причине следует сразу обратиться к специалистам.

Если двигатель вашего автомобиля работает не стабильно на всех режимах, это серьезная поломка, и скорее всего, нужно обращаться к специалистам, дабы ее устранить. А что если обороты плавают только в режиме холостого хода, в чем может быть причина, а точнее причины, и как их устранить. Эта статья коротко расскажет, почему плавают обороты на холостом ходу, где искать корень проблемы и как эту проблему можно устранить.

Почему плавают обороты на карбюраторном двигателе

И так, в двигатель поступают два основных компонента, необходимых для его работы вообще, это: воздух и топливо. Как в инжекторных автомобилях, так и в автомобилях с карбюратором, причиной плавающих оборотов холостого хода становится, как правило, воздух. Но нарушения герметичности различных шлангов и патрубков, лишь одна из возможных причин подобной болячки.

Начнем пожалуй, с карбюраторных двигателей. Здесь, как известно, для регулировки оборотов холостого хода используется специальный винт. И если регулировка сбилась, нужно просто отрегулировать холостой ход, заново. Кроме того, забитые жиклеры так же могут давать такой симптом, как плавающие обороты на холостом ходу. В этом случае, нужно хорошенько промыть каждый жиклер, только снимайте их по очереди, чтобы не перепутать.

Еще одной причиной не стабильной работы двигателя на холостом ходу, может стать поломка электромагнитного клапана карбюратора. Правда, в этом случае обычно мотор отказывается работать при убранном подсосе. Иногда, причиной не стабильных оборотов холостого хода, становится не правильный уровень бензина в поплавковой камере. Ну и не санкционированный подсос, как и забитый воздушный фильтр, это болячки, которые встречаются как на карбюраторных, так и на инжекторных автомобилях.

Почему плавают обороты на инжекторном двигателе

Современные инжекторные авто, безусловно, гораздо более сложные системы, чем их карбюраторные предшественники, а потому, часто плавающие обороты двигателя, в том числе и на холостом ходу, являются результатом выхода из строя, или не адекватной работы одного из электронных компонентов. Так например, датчик массового расхода воздуха, называемый среди автомобилистов, расходомером воздуха, может забиваться пылью, в этом случае, он подает неправильные данные на электронный блок управления двигателем. Такая ситуация очень даже может стать причиной плавающих оборотов холостого хода.

Кроме того, в инжекторных авто, устанавливают специальное устройство, которое называется регулятор холостого хода. Этот регулятор открывает и перекрывает, так называемый, байпасный канал. Этот канал предназначен для того, чтобы воздух поступал в двигатель при закрытой дроссельной заслонке. Соответственно, если регулятор работает не правильно, или же не работает вообще, мотор ведет себя не адекватно, именно на холостом ходу, в отличие от ситуации, когда барахлит расходомер воздуха, ибо, там проблемы будут наблюдаться и на других режимах работы силового агрегата.

В некоторых случаях, причинами плавающих оборотов, могут стать поломки датчиков положения дроссельной заслонки, или положения коленвала. Но опять-таки, режимом холостого хода проблемы здесь не ограничиваются.

Свечи, а точнее их износ или загоревшие электроды, так же могут проявляться плавающими оборотами двигателя на холостом ходу. Ну и конечно же мотор начнет сбоить, если имеется пробой одного из высоковольтных проводов, идущих к свечам.

Забитый инжектор, вполне способен давать о себе знать, именно самопроизвольным изменением оборотов холостого хода. Так же иногда, проблема заключается в поломке клапана EGR. Ну и опять-таки, забитый воздушный или топливный фильтры, или нештатный подсос воздуха, могут стать проблемой, из-за которой плавают обороты холостого хода.

На некоторых автомобилях, устанавливаются специальные подогреватели мотора. Это устройства, которые поднимают обороты двигателя для его скорейшего прогрева. Если этот прибор выходит из строя, обороты просто-таки обязаны плавать, именно на холостом ходу.

Что со всем этим делать?

В основном, если проблема заключается в датчиках, то их попросту меняют, правда, датчик массового расхода воздуха, можно попробовать помыть авиационным керосином, в ряде случаев, его работоспособность полностью восстанавливается, и он ходит еще не один десяток тысяч километров пробега. Иногда, можно почистить и регулятор холостого хода, но поскольку, это по сути электромоторчик, то, скорее всего, его нужно будет менять. Со свечами, та же история, их можно конечно почистить, но скорее всего, это не решит проблему в сколь-нибудь долгосрочной перспективе, а потому, свечи придется заменить. А вот провода с нашлепками изоленты, порой ходят достаточно долго, а если наколхозить поверх изоленты пластиковую или резиновую трубку, можно вообще забыть о пробое на довольно долгий период. Что касается фильтров, то их, конечно же меняют, а посторонние подсосы воздуха, устраняют.

Забитый инжектор можно чистить, как прямо в моторе, при помощи специальной химии, так и предварительно демонтировав его, уже механическим путем. Второй вариант, гораздо безопаснее, хотя и сложнее. Химия, конечно разъест затор в инжекторе, но куда денется эта грязь? Конечно же вам в двигатель, и хорошего в этом мало. Поэтому, инжектор лучше снять и почистить механическим способом.

Что касается клапана EGR, то как и другая экология в автомобиле, он не пользуется в наших краях особым уважением, а потому, когда этот клапан ломается, его попросту глушат. И мотор живет дольше, и расход топлива слегка уменьшается.

Иногда в дизельных двигателях обороты начинают плавать из-за того что ржавеют лопасти топливного насоса и он начинает заедать. Для предотвращения ржавения элементов топливной системы, в солярку добавляют немного моторного масла. Примерно стакан на полный бак.

В принципе, плавающие на холостом ходу обороты двигателя, проблема не смертельная. Но и запускать ее не стоит, болезнь может усугубляться.

Возможность реализации обратной связи – преимущество систем электронного впрыска топлива и их кардинальное отличие от других систем питания двигателей внутреннего сгорания. При этом речь идет об управлении составом смеси и о прямом регулировании самого режима работы мотора – ЭБУ впрыска может либо корректировать обороты в некотором диапазоне (автомобили с «механическим» дросселем), либо ими управляет («электронный» дроссель).

Однако возможны ситуации, когда ЭСУД не способна поддержать нужный режим. Один из характерных симптомов этого – «плавание» оборотов, их постоянное изменение с четко выраженной периодичностью.

Плавание оборотов на автомобилях ВАЗ с регулятором холостого хода

На автомобилях ВАЗ регулятор холостого хода (часто называемый «датчик холостого хода», что является грубой ошибкой) – это шаговый двигатель, перемещающий шток с конической насадкой в байпасном (обходном) канале дроссельной заслонки. С его помощью система управления двигателем может увеличить или уменьшить количество воздуха, попадающего в двигатель, независимо от степени открытия дросселя.

При этом характерная особенность систем впрыска ВАЗ – самоадаптация РХХ: в момент включения зажигания происходит автоматическая установка нулевого положения — перед запуском двигателя ЭБУ впрыска «знает», что РХХ закрыт. Это происходит очень просто – подается команда на перемещение штока на полный ход (255 шагов). В каком бы положении он ни был при включении зажигания, исправный РХХ закроется полностью.

Но при неисправностях РХХ уже начнется «плавание» оборотов на холостом ходу. Механические повреждения штока, его загрязнение уже могут не дать выставить ноль, либо не все команды на перемещение выполняются. Поскольку ЭБУ впрыска не может прямо отслеживать положение РХХ (команды даются с расчетом того, что он был полностью закрыт перед запуском), алгоритм управления оборотами двигателя даёт сбои – отсюда и одна из самых частых причин плавания оборотов.

Попытка исправления неисправности при этом достаточно проста. При помощи отвертки регулятор холостого хода снимается с корпуса дроссельной заслонки и промывается струей очистителя карбюратора, при наличии доступа к ультразвуковой ванне мощностью в 20-30 Вт (применяемой радиолюбителями и ремонтниками электроники для отмывки печатных плат) стоит воспользоваться ей.
Для демонтажа РХХ отсоединяем патрубки подогрева дроссельной заслонки, поэтому работу проводим на остывшем моторе, чтобы избежать ожогов. Шланги снимаем быстро, подготовив пару болтов М8, чтобы заглушить оба патрубка. Пережимаем шланги перед снятием струбцинами или самозажимными клещами («геббельсами»).

Загрязненный регулятор холостого хода выглядит так. Перемещение штока уже затруднено.

Ещё кое-что полезное для Вас:

После установки РХХ, если при промывке шток вдавливался или вытаскивался, несколько раз включите и выключите зажигание, чтобы дать ему выставиться в ноль. Это правило касается не только автомобилей ВАЗ. Если чистка не помогает, регулятор холостого хода замените, благо стоит он недорого.

Снимать заслонку удобно в сборе, при этом можно промыть и ее (особенно канал регулятора). Одновременно при этом оцените и состояние прокладок – их негерметичность вызывает нарушения стабильности холостого хода.

Точнее говоря, плавание холостого хода возникнет при любом неучтенном подсосе воздуха во впуск, особенно на моторах с датчиком массового расхода воздуха. Конкретно для ВАЗовских моторов местами подсоса становятся:

  • Вакуумные магистрали, в том числе патрубки адсорбера, вакуумного усилителя тормозов, регулятора давления топлива (на моторах со сливной рампой). Проверка в гаражных условиях наиболее проста перебором – отсоединяем патрубок, глушим штуцер, на который он надевался. Если подсос воздуха шел по этой магистрали, то обороты мотора стабилизируются.
  • Стыки отдельных частей впускного коллектора, трещины в пластиковом коллекторе.
  • Разрушение нижних уплотнительных колец форсунок.

В последних двух случаях проверка одинакова: «подозрительные» места проливаются из аэрозольного баллончика смазкой, очистителем карбюратора или другой жидкостью. Попав на негерметичное место, жидкость всасывается во впуск, временно устраняя подсос воздуха – характер работы мотора при этом ощутимо меняется.

Плавание оборотов на автомобилях с электронным дросселем

В отличие от систем с РХХ, ЭСУД с E-gas напрямую управляют степенью открытия дросселя и не нуждаются в отдельном регуляторе. При этом дроссель оснащен не одним, а двумя датчиками положения, и ЭБУ впрыска постоянно отслеживает перемещения управляющего механизма.

Однако механизм «самообнуления» был сохранен, хотя и в измененном виде. Согласно информационному письму АвтоВАЗа №7-11 от 7 февраля 2011 года, адаптация электронного дросселя производится при первом включении зажигания с выдержкой не менее 30 секунд и при температуре не ниже 7° С.

В зависимости от типа контроллера адаптация ноля происходит по разному алгоритму. Например, М74 делает это так:

За время адаптации контроллер дважды открывает заслонку на разный угол, затем пытается ее закрыть. В то же время Bosch ME 17.9.7 пытается прогнать заслонку до полного открытия.

Окончательная адаптация происходит уже под нагрузкой, во время разгона (согласно тому же письму, требуется поднять обороты до 4000 на второй передаче).
Если у систем с РХХ загрязнение штока и канала регулятора было основной причиной плавания оборотов, то у систем с электронным газом критично состояние самой дроссельной заслонки и ее правильная адаптация. Она обязательно выполняется после очистки дросселя. Чтобы запустить процедуру адаптации без диагностического оборудования, отключите «массу» на аккумуляторе на 8-10 минут: при этом память адаптаций сбрасывается, так как не энергонезависимая. Учтите, что таким же образом память контроллера сбросится и при обычной замене аккумулятора – в этом случае надо заново адаптировать дроссель.

Причиной плавания оборотов становится и нарушение контакта в разъемах педали газа и дроссельной заслонки. Управление дросселем идет по замкнутому циклу – ЭБУ постоянно считывает данные о положении педали, согласно заложенному алгоритму выставляет дроссель в нужную степень открытия, отслеживая его положение по датчику, встроенному в корпус заслонки. Окисление или неплотность контактов приводят к тому, что ЭБУ получает случайно меняющуюся информацию либо о положении педали, либо о положении дросселя, пытаясь их скомпенсировать – соответственно и обороты меняются без какого-либо воздействия на педаль. Это было характерно для автомобилей с первым выпуском, где отмечалось плавание оборотов и фиксация ошибки Р2135 (рассогласование датчиков положения дроссельной заслонки).

Распиновка разъема дросселя:

При больших пробегах возникают проблемы уже из-за механического износа. Со временем изнашивается сам привод заслонки и пара трения «ось-корпус», из-за чего возникает люфт. Проверяется он попыткой покачивания заслонки дросселя – никаких люфтов не должно ощущаться, при нажатии на заслонку в разные стороны сразу должно быть небольшое усилие (редуктор проворачивает вал электродвигателя). Неисправная заслонка подлежит замене, каких-либо ремкомплектов не предусмотрено. После замены обязательно проведение адаптации новой заслонки.

Возможно и плавание оборотов, сопровождающееся фиксацией ошибки P1335 («положение заслонки вне допустимого диапазона»). В первую очередь это связано с дефектами ДМРВ: опираясь на ошибочные данные о расходе воздуха, контроллер рассчитывает физически невозможное положение дросселя, и попытки выровнять холостой ход вызовут его плавание, не устранимое обратной связью. Однако проверить ДМРВ при помощи тестера на автомобилях ВАЗ с электронным дросселем нельзя, так как в отличие от предыдущих серий здесь применен ДМРВ не с аналоговым выходом (напряжение пропорционально расходу воздуха), а с частотным (частота импульсов зависит от расхода). В данном случае стоит обратиться к диагносту. Причем эта ошибка в реальности могла быть вызвана и реальной неисправностью, и дефектами прошивки самого контроллера: согласно информационному письму № 95-12, при обнаружении ошибки P1335 на машинах с контроллером М74 без физических дефектов датчиков требуется перепрошивка ЭБУ на обновленную версию.

Комментировать
0
978 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector