No Image

Причины выброса масла через сапун

СОДЕРЖАНИЕ
0
1 177 просмотров
20 августа 2019

Сапун еще называют дыхательным клапаном автомобиля, или суфлером. Назначение устройства — выравнивание давления, создаваемого в картере, по отношению к давлению извне. Необходимость в выравнивании возникает, когда механизм остывает или, наоборот, чрезмерно нагревается – а также при изменении атмосферного давления. Если давление в картере превышает атмосферное, то из полости узла через неплотности начинает выдавливаться рабочая жидкость. Такое явление получило название "гонит масло через сапун". Если компрессия в картере понижается, в его полость поступает воздушная масса с пылью.

Принц ип работы сапуна

Чтобы двигатель работал корректно, ему нужна вентиляция. В области картера скапливаются газы, вывод которых и необходимо обеспечить. Но работу этой системы нельзя назвать идеальной, потому что вместе с газами в виде мелких частиц в суфлер проникает рабочая жидкость.

Эта проблема устраняется путем установки фильтра, улавливающего частицы масла. Однако фильтр не решает проблему полностью, так как рабочая жидкость проникает в сапун в виде испарений, задержать которые фильтр не может. Это явление не является чем-то очень страшным, однако если система выкидывает масло через сапун — это, как минимум, повод принять меры к улучшению технического состояния мотора.

Дыхательный клапан состоит из следующих компонентов:

  • металлический корпус;
  • автономная прижимная пружина;
  • прокладка из резины (обеспечивает герметичность при повышенном давлении);
  • стопорная гайка;
  • тело устройства.

Почему гонит масло через сапун: причины

Прежде всего это износ ЦПГ. Обычно износу подвергаются кольца, из-за чего повышается давление. В результате система начинает выбрасывать масло. Выброс идет под высоким давлением, и тут уже фильтры (как правило, это обыкновенная сетка) помочь не в состоянии.

Другая распространенная причина того, что система кидает масло через сапун — маслоотражатель забит до отказа. Если вентиляция нарушена, рабочая жидкость в виде испарений ищет обходные пути вокруг очистителя. Масло начинает вылетать через сапун.

Также может забиться воздушный фильтр. Система забирает воздух через другие источники, в числе которых – сапун. Вот только забор воздушной массы в этом случае производится вместе с рабочей жидкостью.

Повышение уровня рабочей жидкости также может стать причиной того, что она выходит через дыхательный клапан. Порой владельцы автомобилей не жалеют масла и наливают его по самый уровень, что идет вразрез с требованиями производителя. В итоге лишняя жидкость проходит через суфлер.

Клапан суфлера может заклинить, из-за чего в картер проникнут газы. Это приводит к увеличению давления в системе и, как следствие, к выбросу рабочей жидкости через суфлер.

Диагностика неисправности

Если из выхлопа идет черный или сизый дым, это признак неисправности клапанов – они могли прогореть. Также могли деформироваться кольца. В этом случае нужно замерить давление в цилиндрах. В бензиновых моторах оно должно быть на уровне 11-13 МПа, в дизеле — 20-32 МПа.

Чтобы понять степень загрязнения суфлера, необходимо открутить патрубки от крышки. Если они сильно загрязнены, чистим их специальными средствами или просто бензином. Для проверки маслоотделителя придется открутить несколько болтов. Затем достаем узел и оцениваем его состояние — если он забит нагаром, промываем и просушиваем его.

Иногда клапан может немного подклинивать, что приводит к проникновению газов в картер и к повышению давления. Как правило, такая проблема решается путем промывки узла. Однако, чтобы его промыть, придётся сначала демонтировать.

Чтобы отличить залегание поршневых колец от прогорания одного из клапанов, проверяем давление в цилиндрах — надо определить цилиндр с наименьшим давлением. Затем осматриваем свечу этого цилиндра. Если залегание колец произошло в этом цилиндре, на свечке будет нагар. Если же дело в клапане, свеча будет выглядеть нормально.

Способ решения проблемы

Приступая к чистке сапуна, прежде всего ищем под капотом устройство и снимаем с него воздушный фильтр. Перед этим машину обесточиваем, отключая минусовую клемму от аккумулятора и выключая зажигание. Под фильтром стоит впускной коллектор — его тоже демонтируем. После этого можно увидеть сам суфлер — как правило, его крышка крепится двумя болтами, которые и придется отвернуть. После снятия крышки станет заметен отбойник масла — крепится он при помощи шпильки.

Необходимо открутить расположенную на шпильке гайку, но саму шпильку снимать не нужно, потому что надеть ее назад без демонтажа поддона будет трудно. Делаем из проволоки шомпол, которым прочищаем трубку. На крышке сапуна находится ершик для гашения пламени — его тоже чистим.

Остается проверить устройство. Запускаем двигатель, с горловины для заливки масла снимаем пробку, саму горловину прикрываем ладонью. Рукой можно почувствовать, есть ли давление. Затем помощнику следует давить на газ до моментам достижения скорости в 100-130 км/ч и еще раз проверить компрессию прикладыванием ладони. Небольшое давление уже должно чувствоваться.

Чтобы не было проблем с выбросом рабочей жидкости через суфлер, необходимо постоянно следить за ее уровнем. Также важно уделять внимание проверке фильтра и КПП.

У многих владельцев старых авто возникает вопрос: почему гонит масло через сапун? Данная ситуация требует немедленного решения, иначе может возникнуть необходимость в ремонте мотора. Если гонит масло через сапун, то это говорит о наличии определенных неисправностей. Причем их диагностика довольно сложна. Но ее все же можно провести своими силами. Для этого не нужно специальное оборудование и умения.

Принцип функционирования сапуна

При работе в картере мотора скапливаются газы. Для их удаления существует вентиляционная система, которая называется сапуном. Это дает возможность уменьшать давление в самом моторе. Потому как в картере всегда присутствуют воздушные массы с мельчайшими частичками масла, то немного смазки иногда проходит в сапун наряду с воздушными потоками.

Здесь имеется сетка для улавливания масла. Но некоторым каплям все же удается проникнуть. Так что небольшое загрязнение фильтрующей системы является вполне нормальным явлением. Но если масла чересчур много, то стоит задуматься о причинах его попадания. Частички масла способствуют забиванию каналов и увеличению количества сажи. Последняя попадает в картер и закоксовывает каналы, по которым поступает масло. В результате ухудшится работа всей смазочной системы.

Если конкретные признаки, по которым можно определить, что гонит масло через сапун. В карбюраторном моторе могут появиться следы смазки в корпусе фильтра. Также могут наблюдаться значительные смазочные следы и на самом фильтрующем компоненте.

В инжекторных двигателях появляются отложения на дроссельном узле. Мотор при этом может потерять свою мощность, а потребление топлива может возрасти.

Почему происходит выброс смазки из сапуна

Причин, по которым выбрасывается масло из сапуна, существует довольно много, а потому диагностика является такой сложной.

  1. При значительном износе колец газ начинает проходить в картер. В результате там возникает высокое давление. Оно и начинает гнать масло из сапуна.
  2. Засорение стока маслоотражателя. В результате отсутствия возможности для выхода воздушные массы с маслом начинают выводиться не через очиститель. Такая причина является очень часто встречаемой.
  3. Забился фильтр, фильтрующий воздух. В результате этого мотор начинает поглощать воздух с большой мощностью. Часть воздуха в этом случае приходит и из сапуна. Это приводит к появлению налета в фильтре.
  4. Неисправность клапана сапуна.
  5. Проблемы с клапаном. В мотор начинают проникать отработанные газы, которые повышают давление.

Диагностика

Поскольку причин того, почему гонит масло через сапун, достаточно много, понадобится комплексная проверка двигателя. Для проведения такой проверки даже не потребуется разбор силовой установки. Необходимо будет лишь замерить ряд параметров и оценить, в каком состоянии пребывает вентиляционная система.

Для рассмотрения можно взять автомобиль ВАЗ-2110. Допустим, в его двигателе образовался налет смазки. Это говорит о том, что гонит масло через сапун. Для выяснения причины этой проблемы понадобятся компрессометр, отвертка и несколько ключей.

Диагностика начинается с оценки газов, выходящих через выхлопную трубу. Сначала заводится мотор и оценивается цвет выхлопов. Если они имеют очень темный цвет, то это указывает на то, что масло проникает в цилиндры в результате повреждения колец ЦПГ.

Важно проверить и компрессию в каждом цилиндре. Если цилиндропоршневая группа находится в нормальном состоянии, то она должна находиться в диапазоне 11-13 МПа. Между показателями цилиндров разница не должна превышать 1 МПа. Если в одном из цилиндров компрессия является более низкой, то это может провоцировать выход масла.

А вот от клапанов или от колец возникает эта проблема поможет определить только свеча зажигания, которая устанавливается на данном цилиндре. Если на ней будет присутствовать сильный нагар, то это будет свидетельствовать об определенных неполадках с ЦПГ.

Если же компрессия небольшая, а у свечи имеется обыкновенный вид без налета, то стоит провести осмотр клапанов. В ситуации, если во всех цилиндрах компрессия нормального уровня, необходимо провести проверку вентиляционной системы.

Проверка вентиляционной системы

Рассмотрим ее на примере автомобиля ВАЗ-2110.

  1. Патрубки отсоединяются от сапуна, клапанной крышки и воздушного патрубка. Проверяется уровень их загрязнения. При необходимости они могут быть промыты в бензине и высушены.
  2. Гайки откручиваются, после чего снимается крышка. Внутри нее располагаются 2 болта присоединения крыши отделителя масла, которые понадобится выкрутить.
  3. Выкрученная крышка снимается, достается маслоотделитель. Он сделан из пластинок, которые можно легко разобрать и промыть.

На других машинах устройство системы может выглядеть по-другому. Поэтому ее разбор будет выполняться иначе. Но сущность действий от этого не изменится. Все составляющие нужно будет снять и промыть.

Несложно провести осмотр и промывку клапана регулировки выпуска старого газа. Необходимо извлечь его и проверить ход его штока. Если он немного заклинивает, то клапан нужно просто промыть бензином, просушить и установить на место.

На этом работы по осмотру и промывке вентиляции картера заканчиваются. Они являются несложными, так что с ними справится любой автолюбитель. Важно заметить, что чистить вентиляционную систему стоит каждый раз при замене масла.

Обычно проблемы с выходом масла через сапун появляются не сразу. Они нарастают постепенно. В результате двигатель за короткое время может терять до 1 л смазки. В этот момент автовладельцы и начинают задумываться над проблемой, почему гонит масло из сапуна. Данная ситуация является очень пугающей. Она усугубляется еще и отсутствием в автосервисах опытных специалистов по проведению диагностики. Обычно владельцы авто после проведения диагностики разбирают силовой агрегат. Но хватило бы и снижения уровня «расходника» или чистки сапуна.

Видео: как почистить сапун своими руками

Причины возникновения дефекта

«выброс масла из сапуна»

Причины «выброса масла из сапуна» условно можно разбить на три группы:

  1. Неисправность, конструктивная недоработка системы вентиляции картерных газов;
  2. Повышенное давление картерных газов из-за прорыва отработанных газов в картерную часть двигателя;
  3. Избыточный уровень моторного масла, низкое качество самого масла.

НЕ ТОРОПИТЕСЬ НАЧИНАТЬ ПОЛНУЮ РАЗБОРКУ ДВИГАТЕЛЯ, ДВИГАЙТЕСЬ ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ.

Все работы по определению причин «выброса масла из сапуна» следует проводить в следующей последовательности:

  • Во-первых, проверьте уровень моторного масла в двигателе по маслощупу, сопоставьте длину трубки направляющей маслощупа (поз. 2) с трубкой аналогичных двигателей (более длинная трубка фактически означает, что уровень масла превышает максимально допустимый и при работающем двигателе может возникнуть выброс масла из сапуна);

  • Во-вторых, необходимо убедиться в том, что масло вытекает именно из сапуна, зачастую за течь из сапуна принимают утечки через масляные уплотнения (например через прокладку клапанной крышки, уплотнения вала привода ТНВД, прокладку картера масляного и т.д.). Для этого необходимо протереть насухо трубку вентиляции картера, смыть (очистить) масляные подтеки, запустить двигатель проверить образование капель на трубе вентиляции картера;
  • В-третьих, необходимо проверить давление картерных газов при помощипьезометра, принципиальная схема и способ контроля приведены ниже:

  • при этом диаметр трубки может быть любым, речь может идти только об удобстве наполнения трубки водой и возможности видеть уровень воды в трубке.

При установке пьезометра собранного с крышкой головки цилиндра на головку именно цилиндра № 2 (это важно, конструкция блока такова, что только на втором цилиндре имеется возможность проверки давления картерных газов, т.к. пространство под крышкой сообщается с картерной полостью только во втором цилиндре) следует наполнить трубку пьезометра водой (при неработающем двигателе уровень воды в обоих коленах будет одинаковый (закон сообщающихся сосудов), сообщающимися называют сосуды, имеющие между собой канал, заполненный жидкостью; наблюдения показывают, что в сообщающихся сосудах любой формы однородная жидкость всегда устанавливается на одном уровне). Замер давления картерных газов производится на работающем двигателе при оборотах 2200 обмин, с открытой системой вентиляции картера. Перепад уровней воды в трубке пьзометра характеризует избыточное давление картерных газов в мм. водяного столба. Примерные нормы для диагностики двигателей приведены в таблице:

Семейство, модель двигателя Избыточное давление картерных газов в

(не более)

Euro 1 (740.11, 740.13, 740.31)20÷25 Euro 2 (740.30, 740.50, 740.51)30÷35 Euro 3 (740.35, 740.37, 740.60, 740.63, 740.64, 740.65…)30÷35

Превышение приведенных в таблице значений может свидетельствовать о следующем:

  1. Неисправности деталей цилиндро-поршневой группы:
  • абразивно пылевой износ деталей из-за попадания пыли во впускной воздушный тракт двигателя (дополнительно сопряжено с падением мощности, дымным выхлопом),
  • несоответствие чертежу деталей цилиндро-поршневой группы;
  • поломка деталей цилиндро-поршневой группы (поршневых колец, прогар поршней, поломка стопорного кольца поршневого пальца)
  1. Прорыве отработанных газов в картер через:
  • изношенные направляющие клапанов;
  • раковины металла головки цилиндра, которые сообщают выпускной тракт головки со штанговой полостью и, соответственно, с картерной полостью.

При этом необходимо определить проблемный цилиндр при помощи компрессометра, последовательного отключения подачи топлива к форсункам двигателя, состояние ЦПГ так же можно диагностировать при помощи «мокрого теста» (для подтверждения дефекта в цилиндр впрыскивается небольшая порция масла, примерно 30÷40 гр,, затем повторно замеряется компрессия, если значение компрессии повышается, то проблема кроется именно в ЦПГ), если «мокрый тест» не дал результата, то проблему следует искать в другом месте.

Теперь, что касается проверки

самой системы вентиляции картерных газов:

  1. Двигатели Euro 1 (740.11, 740.13, 740.31)
  1. Проверить проходимость отверстия в трубке направляющей масляного щупа (пролить трубку маслом), если проходимость нарушена то восстановить её можно доработав отверстие предварительно отогнув боковой отвод , сделав его прямолинейным.

    1. Проверить правильность установки в газоотводную тру бку вентиляции картерных газов вкладышей поз. 3. Разрез вкладышей должен быть ориентирован вверх.

      1. Провести модернизацию патрубка сапуна поз.5 в соответствии с рис. 5

      Трубка для слива масла должна быть сдвинута вперед по ходу движения автомобиля , Расстояние от переднего торца патрубка дет. До центра отверстия трубки 15 мм.

      1. Euro 2 (740.30, 740.50, 740.51)

      Сбои в работе системы вентиляции картерных газов на двигателях Euro- 2 встречаются редко, способы устранения неисправностей те же, что и Euro- 1 применительно к особенностям конструкции.

      1. Euro 3 (740.35, 740.37, 740.60, 740.63, 740.64, 740.65…)

      Сбои в работе системы вентиляции картерных газов на двигателях Euro- 3 могут быть связаны с непроходимостью гидрозатвора поз. 1 (проверяется проливом), отсутствием зазора для слива масла между трубой поз.13 и патрубком сапуна поз. 3.

      Комментировать
      0
      1 177 просмотров
      Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

      Это интересно
      Adblock
      detector