Многие автомобилисты знают устройство главного силового агрегата, но не все его помнят. Для того чтобы понять, как происходит сам процесс напомним, как устроен двигатель.
Схема устройства двигателя
1 — канал в блоке цилиндров подачи масла в масляную магистраль головки цилиндров; 2 — канал в головке цилиндров; 3 — патрубок отвода картерных газов в корпус воздушного фильтра; 4 — крышка маслоналивной горловины; 5 — патрубок вытяжного шланга; 6 — патрубок отвода картерных газов в задроссельное пространство; 7 — масляная магистраль в головке цилиндров; 8 — распределительный вал; 9 — канал подачи масла к подшипнику распределительного вала; 10 — датчик указателя давления масла; 11 — редукционный клапан; 12 — канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль; 13 — ведущая шестерня масляного насоса; 14 — ведомая шестерня масляного насоса; 15 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 16 — противодренажный клапан; 17 — фильтрующий картонный элемент; 18 — масляный картер; 19 — маслоприемник; 20 — сливная пробка; 21 — перепускной клапан; 22 — масляный фильтр; 23 — канал подачи масла от коренного подшипника коленчатого вала к шатунному; 24 — канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 25 — главная масляная магистраль
Как происходит смазка двигателя (схема и пояснение)
Схема циркуляции смазки по двигателю
Итак, когда рассмотрен вопрос устройства двигателя, можно перейти непосредственно к рассмотрению смазки. Сама система считается комбинированной.
При помощи давления смазываются: коренные и шатунные вкладыши коленчатого вала, распредвальные опоры, стенки цилиндров (при помощи разбрызгивания), поршни и маслосъёмные кольца, непосредственно распредвал, клапана и толкатели.
Масляный насос расположен внутри двигателя, и сверху видна только закрывающая крышка. Привод маслонасоса – механический, принудительный.
Схематическое изображение циркуляции масла
Замена смазочной жидкости
Для того чтобы заменить масло потребуется инструмент, 5 литров масла () и масляный фильтр.
Масло «Шел Хеликс» рекомендованное для заливки в двигатель 10 серии Лады
Итак, рассмотрим, непосредственно последовательность действий:
- Снимаем нижнюю защиту двигателя (если, она конечно есть).
- Выкручиваем сливную пробку поддона масла.
При помощи ключа откручиваем сливную пробку картера
Проводим демонтаж старого фильтра при помощи специального съемника
Для этого, при помощи специального инструмента откручиваем фильтрующий элемент. В новый фильтр, необходимо немного налить масла и закрутить на место старого. Стоит обратить внимание, что между мотором и фильтром есть медное уплотнительное кольцо, которое также подлежит замене.
Заливаем масло в фильтр
Откручиваем заливную пробку
При помощи воронки, производим заливку нового масла в систему, до того момента, пока на щупе указатель жидкости не будет между показателями MIN и MAX.
Проверяем уровень масла на щупе
Назначение системы смазки двигателя
Ошибочное мнение – считать, что она предназначена только для смазывания подвижных элементов.
На самом деле, масло выполняет целый ряд вспомогательных функций:
- Охлаждение двигателя автомобиля только с помощью воздуха и антифриза недостаточно эффективно. Моторное масло отлично проводит тепло. Инженеры воспользовались этим для отвода температуры на внешние стенки корпуса двигателя, которые охлаждаются воздушным потоком от вентилятора. В некоторых моделях смазка даже протекает через специальный радиатор.
- Гидравлические способности масла также востребованы. Если в автоматической коробке передач это одна из основных задач, то в ДВС она относится к вспомогательным. Гидрокомпенсаторы клапанов газораспределительного механизма заполнены жидкой смазкой из картера. С ее помощью поддерживается требуемый зазор в системе ГРМ.
- Если автомобиль оснащен системой изменения фаз впуска, масло участвует в работе фазовращателей, снижая расход топлива и увеличивая мощность мотора.
- Кроме того, система смазки ДВС участвует в работе электронного блока управления двигателем. Замеры температуры жидкости влияют на процесс формирования топливно-воздушной смеси (составление пропорции бензина и воздуха).
- Поддержание рабочих зазоров в трущихся и вращающихся деталях, снижение износа. Значит, увеличение срока до капитального ремонта, предупреждение риска возникновения неисправности.
- И, наконец, за счет снижения трения, уменьшаются механические потери (повышается КПД двигателя). Как следствие – уменьшение расхода топлива.
Для чего еще предназначена система смазки?
С ее помощью очищаются внутренние полости мотора. Качественное масло с моющими присадками растворяет шлаковые отложения на стенках и шестернях. Затем система гонит грязную взвесь в масляный фильтр, и весь мусор остается в нем.
Подробно о назначении системы смазки двигателя в этом видео
Принцип работы системы смазки двигателя
Исходя из задач, работа системы сводится к следующему:
- доставка антифрикционной жидкости к точкам смазывания;
- поддержание необходимого давления (для циркуляции и работы гидравлических систем ГРМ);
- организация очистки загрязненного масла (фильтр);
- наличие систем контроля (температура, давление, уровень).
Чтобы понять принцип работы современной системы смазки двигателя, обратимся к истории развития (от простого к сложному).
- Колесо телеги. Система смазки состоит из ведра с дегтем и паклевой кисточки. Доставка смазывающего вещества во втулку оси – ручная. Очистки нет, старый деготь просто выдавливается из колеса.
- Колесные пары ж/д вагона. Имеется так называемая «букса», состоящая из картера и втулки трения. Картер заполняется маслом вручную, с определенной периодичностью. Помимо смазывания, происходит охлаждение узла. Вместо очистки – периодическая замена.
- Двухтактные моторы. Масло добавляется прямо в топливо, и в процессе работы двигателя внутреннего сгорания оно попадает на трущиеся и вращающиеся детали. Эффективность низкая, не говоря уже про крайне низкую экологичность.
- Подача смазки под действием силы тяжести. Так устроены некоторые стационарные, судовые и старые автомобильные двигатели. Сверху агрегата установлен бак для масла, по мере расходования, свежая порция стекает по маслопроводам внутрь.
А вот как выглядит современная схема системы смазки двигателя (стандартная)
Принцип работы системы смазки двигателя внутреннего сгорания — видео
Как видите, она состоит из множества узлов, для размещения которых требуется отдельное пространство внутри агрегата.
Устройство системы смазки двигателя
Разберем назначение и работу отдельных узлов.
- Маслонасос нагнетает давление в магистралях, с его помощью жидкость попадает из поддона в масляный фильтр, и в очищенном виде распределяется по системе. Насос соединен с коленчатым валом двигателя, и работает сразу после старта.
- Сливное отверстие для осушения картера при замене масла.
- Маслозаборник – раструб, с помощью которого жидкость всасывается в насос. Расположен в нижней части картера, чтобы не допустить масляного голодания при снижении уровня.
- Перепускной клапан возвращает смазку в поддон картера, если проходимость загрязненного фильтра нарушает нормальную циркуляцию.
- Точки распыления на рабочие узлы (своеобразные форсунки для создания масляного тумана). При засорении точек распыления нарушается режим смазки, поэтому в жидкости не должно быть нерастворимого мусора (он остается в картридже фильтра).
- Маслопровод. Он может быть выполнен в виде трубок, или специальных каналов в корпусе двигателя. Шлаковые отложения нарушают проходимость каналов, поэтому в смазку добавляются моющие присадки.
- Заливная горловина (показана условно). С ее помощью производится долив, или замена жидкости.
- Клапан (кран) масляного радиатора. В летнее время открывается, для дополнительного охлаждения.
- Радиатор охлаждения смазки. Присутствует не во всех моделях автомобилей.
- Масляный фильтр. Представляет собой металлический цилиндр, способный выдержать высокое давление. Внутри расположен фильтрующий картридж из специальной бумаги или синтетических материалов.
Для контроля за состоянием системы, в нее интегрирован ряд датчиков:
- температуры;
- давления;
- в некоторых конструкциях – уровня;
- чистоты фильтра (тот же датчик давления, только расположенный непосредственно на фланце фильтрующего элемента).
При нормальном функционировании в двигателе поддерживается постоянное давление. Нарушение работы системы приводит к резкому увеличению износа, температуры деталей, и заклиниванию двигателя.
Обратите внимание Как видно из схемы работы, замена масла на «магические» присадки, которые якобы позволяют работать «на сухую», не может обеспечить всего функционала жидкости. Поэтому не следует экспериментировать с подобной химией.
Техническое обслуживание системы смазки
Процесс можно выполнить разными способами, в зависимости от масштабов проблемы.
- Разовая жесткая очистка: фактически, промывка системы смазки двигателя. Производится в случае незначительного падения давления, или недостаточной работе гидрокомпенсаторов. Старое масло сливается, двигатель заполняется специальной промывочной жидкостью (с новым фильтром). После непродолжительной работы мотора (рекомендации есть в инструкции к промывке), жидкость сливается, меняется фильтр, и заливается свежее масло. Интервал первой замены сокращается минимум вдвое, поскольку внутри может оказаться большое количество нерастворенного шлама.
- Длительная мягкая очистка. Для этого используется моторное масло, с высоким процентом содержания моющих присадок. Либо такие присадки добавляются в привычную смазку. Чаще всего так промывается система смазки дизельного двигателя, ввиду высокого содержания сажи при его работе.
- Механическая очистка. Выполняется в ходе капитального ремонта мотора. Агрегат разбирается, прочищаются масляные каналы и внутренние стенки картера. Желательно заменить или хотя бы перебрать масляный насос.
Ремонт масляного насоса на ВАЗовской классике — обучающее видео
Неисправности системы смазки и причины возникновения
При низком давлении масла:
- поломка масляного насоса (его износ): причины: масляное голодание, загрязнение двигателя;
- низкая проходимость фильтра: несвоевременная замена;
- дефект датчика давления: возможно, с давлением масла все в порядке, и аварийная сигнализация ложная;
- не работает перепускной (редукционный) клапан.
Поиск причин падения давления масла в ДВС — видео
При немотивированном падении уровня:
- неплотно закреплен масляный фильтр, или повреждена его прокладка: некачественное выполнение регламентных работ;
- протекают сальники или прокладка поддона;
- изношены маслосъемные колпачки на клапанах;
- задиры на стенках цилиндров;
- залегли маслосъемные кольца на поршнях.
При повышенном давлении с одновременным масляным голоданием:
- заклинил перепускной клапан;
- засорение маслопровода;
- забиты масляные каналы.
- постоянный контроль уровня;
- своевременная замена масла и фильтра;
- использование качественных расходных материалов;
- регулярная диагностика давления масла, состояния поршневых колец и зашлакованности двигателя (особенно в автомобилях с пробегом).
Почему стучат гидрокомпенсаторы и как это исправить — видео
Итак, кому-нибудь точно пригодится, хотя бы потому, что сам искал этот клапан и информацию долго.
Размеры снимались стареньким штангенциркулем, так что сотки не вымерял…
Усилие пружины ровно 200 грамм до смыкания витков. Замерил так, поставил пружинку на электронные кухонные весы и нагружал пальцем пружину почти до полного сжатия. Получилось 200 грамм.
Колодец противодренажного клапана сверху диаметром 13,6мм около 8мм в глубину. Ниже немного заужен под запресовку втулки клапана(около 13,1мм) Потом колодец в гбц диаметром 12,5 мм уходит на глубину около 45 мм, считая от самого верха. глубже маслоканал диаметром около 6,8 мм.
Итак, кому-нибудь точно пригодится, хотя бы потому, что сам долго искал этот клапан и информацию, но не получалось, пока случайно не заметил на полке в магазине и купил.
Размеры снимались стареньким штангенциркулем, так что сотки не вымерял…
Усилие пружины ровно 200 грамм до смыкания витков. Замерил так, поставил пружинку на электронные кухонные весы и нагружал пальцем пружину почти до полного сжатия. Получилось 200 грамм.