No Image

Противотуманки в качестве дхо

СОДЕРЖАНИЕ
0
1 108 просмотров
20 августа 2019

В этот раз я хочу рассказать об одном полезном нововведении, не требующем больших материальных затрат. Разве что прямые руки и немного элементарных знаний по электрике. А вот пользы и удобства от него масса, особенно с учётом некоторых особенностей наших машин. Речь пойдёт о том, как без внешнего колхозинга сделать автоматические дневные ходовые огни на базе штатных противотуманных фар.

Как всем известно, нынешнее законодательство обязывает водителей во время движения в дневное время включать вне зависимости от условий езды либо дневные ходовые огни, либо ближний свет, либо противотуманные фары. Объясню, почему я решил остановиться на третьем варианте. Всё просто — заводскими ДХО наши машины не комплектовались, а колхозить что-то от стороннего производителя мне не хотелось, так как гармонично их вписать в дизайн передней части ещё нужно очень постараться. Использовать ближний свет в качестве ДХО я не сторонник, так как сильно вырабатывается ресурс ламп, которые и так постоянно нужны в тёмное время суток, а вот перегоревшие туманки не так жалко, потому что по назначению они используются довольно редко и в случае перегорания езду, как правило, не осложняют.

В IS 200 в своё время мне очень понравилась функция автосвета, когда фары и освещение приборки загораются и гаснут в зависимости от окружающего освещения, однако толку от неё никакого не было, так как включенными фары приходилось держать всегда. Причём включать их нужно было вручную каждый раз, садясь в машину, и выключать, выходя из неё. Кроме того нужно было ещё не забывать это делать.

Ещё один момент, который меня лично очень раздражал, заключается в следующем. В IS 200, если включены габариты, притухают многие индикаторы на приборной панели. Сама по себе фишка отличная, но, если фары включены днём, индикаторы (особенно в солнечный день) становятся практически нечитаемыми. Поэтому приходится либо ломать глаза, вглядываясь в них, либо ездить с выключенными фарами днём, что я в последнее время и делал.

Так продолжалось некоторое время, пока мне на глаза не попался фотоотчёт нашего одноклубника dev123, сделавшего себе ДХО на основе ближнего света. Воодушевившись его фотоотчётом, я решил пойти более сложным путём и сделать ДХО на основе противотуманок. Для этого пришлось поломать себе голову над электросхемами и провести немало времени в гараже, проводя опыты с освещением. Так на свет родилась рабочая схема на двух пятиконтактных реле с одним выключателем, позволяющая использовать противотуманные фары в качестве дневных ходовых огней.

На схеме большими серыми квадратами обозначены реле. Маленький серый квадрат рядом с шифтлоком — это выключатель альтернативного питания ПТФ. В реле и в выключателе пунктирной линией обозначены нормально разомкнутые контакты. Назначение контактов на примере 1H13+ следующее: 1H — это номер разъёма, 13 — номер контакта в разъёме, а плюсом обозначен отрезок провода, на котором появляется питание при включении габаритов, если разрезать провод с указанным номером надвое. On — плюс от зажигания, Shiftlock — плюс от шифтлока.

Немного о плюсах и о том, как это всё работает. Штатная электропроводка сделана таким образом, что реле противотуманок запитывается от плюсового контакта, идущего на правый габарит. Этим обеспечивается работа ПТФ только при включенных габаритах, как того требует ГОСТ. Основная идея состоит в том, чтобы запитать реле туманок, не подавая при этом питание на всю цепь, связанную с габаритными огнями (передние и задние габариты, подсветка приборной панели, освещение номерного знака). Для этого используется тот самый провод, который даёт питание на реле туманок и на правый габарит (13-й контакт разъёма 1H, зелёный провод в фишке). То есть нам нужно подать на этот контакт питание от какого-нибудь источника тогда, когда всё освещение у нас выключено. Для этого отлично подходит режим On замка зажигания, так как мы редко его используем, стоя на месте (ведь во время стоянки нам ДХО не нужны). За это отвечает толстый сине-красный провод в разъёме 1D, один из двух нижних контактов, на котором появляется питание только тогда, когда ключ в замке зажигания стоит в положении On.

Теперь подключаем всё это добро к реле. Для задуманной цели нам нужно пятиконтактное реле. Зелёный провод в фишке разъёма 1H нужно разрезать пополам, после чего прозвонить оба конца, не отключая фишку от разъёма. Тот, на котором при включении габаритов появляется плюс (на схеме 1H+), нужно подключить к нормально-замкнутому контакту реле, а второй конец, идущий на питание реле ПТФ и правого габарита (на схеме 1H), подключить к общему контакту реле. То есть таким образом мы штатную схему пропускаем через реле. Далее к нормально-разомкнутому контакту подключаем провод, идущий от сине-красного провода в разъёме 1D. Это будет наше альтернативное питание для ПТФ. Теперь нужно задать условия подачи этого альтернативного питания. Для этого один из контактов катушки реле замыкаем на корпус, а второй запитываем от плюсового контакта фишки, отвечающей за блокировку замка зажигания в зависимости от положения соленоида шифтлока в селекторе АКПП (4-й контакт, сине-красный провод). Плюс на нём появляется при любых положениях селектора АКПП, кроме P. Сам разъём находится под рулём, ближе всего к педалям и дальше всего от водителя.

Таким образом, когда селектор АКПП снят с положения P, реле включает альтернативное питание для ПТФ, и, если ключ повёрнут в положение On, у нас загорятся передние ПТФ и правый габарит (про габариты чуть позже). При этом ПТФ всё равно можно будет отключить штатным выключателем-кольцом. Ночью это может быть актуально, если кто-то не любит ездить с двойным светом. Если выключить ПТФ принудительно днём, то у нас всё равно будет гореть правый габарит (вернее оба, но об этом опять же чуть позже). Поэтому, если нужно во время движения отключать свет полностью (например, при передвижении по Украине, чтобы сливаться с местными в глазах ДАИ, на техосмотре, чтобы не придрались, либо если ночью нужен stealth-режим в попытке скрыться от погони), в схему встраивается обычный двухпозиционный выключатель, размыкающий питание реле от шифтлока и тем самым отключающий альтернативное питание для ПТФ.

Далее можно пойти двумя путями — либо сделать так, чтобы вместе с ПТФ горело оба передних габарита, либо чтобы не горел ни один из них. За это у нас будет отвечать второе реле. Я пока что пошёл по более простому пути, подключив и второй габарит. Для этого нужно в точности повторить описанную выше процедуру, только в отношении 12-го контакта в разъёме 1K, тоже зелёный провод.

Если нужно наоборот отключить оба габарита, то реализовывается это на четырёхконтактном реле. В этом случае разъём 1K мы не трогаем, а вместо этого берём провод 1H+ и, не отключая его от первого реле, подключаем также к одному из контактов катушки второго реле (четырёхконтактного). Второй контакт катушки замыкаем на корпус. Находим по схеме провод, идущий на питание правого габарита (9-й контакт разъёма 2A), разрезаем его и подключаем к остальным двум контактам реле. При таком подключении габарит будет включаться только тогда, когда есть питание на проводе 1H+, то есть через штатный выключатель либо по датчику света. Этот абзац придуман чисто в теории и на практике пока не опробован, хотя я склоняюсь к тому, чтобы в итоге сделать именно так. Днём от передних габаритов всё равно нет никакого толку, а лишнюю нагрузку на генератор они всё же дают.

Итак, что мы имеем в итоге:

• полностью сохранена работоспособность штатной схемы управления светом;
• во время движения автоматически включаются ПТФ и передние габариты;
• задние габариты, подсветка приборки и заднего номера днём отключены;
• днём снижена нагрузка на генератор из-за отключения ненужных потребителей;
• индикаторы приборки днём не притухают, несмотря на включенные ДХО;
• штатный свет теперь полностью работает в авторежиме по датчику света;
• ПТФ можно выключать штатным выключателем;
• альтернативное питание ДХО можно выключать отдельным выключателем.

Под ДХО в данном контексте понимаются передние ПТФ + передние габариты.

То есть по сути получается, что, поставив однажды переключатель фар в положение auto и включив ПТФ, мы к управлению светом больше не прикасаемся. Днём у нас работают ПТФ и передние габариты, а с наступлением темноты автоматически подключается весь остальной необходимый свет. Когда глушим машину, фары гаснут после открытия водительской двери. Всё очень удобно.

Цена вопроса — стоимость двух реле, одной универсальной кнопки и кучки клемм с термоусадкой и стяжками. В общем рублей на 300-400. У меня всё это, кроме кнопки, было в наличии. Кнопка обошлась в 20 руб. 🙂

Ещё пара слов об инсталляции. Самым лучшим местом для установки реле, на мой взгляд, стала рулевая колонка. Если снять нижнюю половинку кожуха сразу за рулём, то по бокам колонки можно найти два болтика на 10, к которым прикручиваются оба реле и минусовые контакты катушек на круглых клеммах. Остальная проводка ведётся от реле по штатным косам в сторону блоков предохранителей в зависимости от выбранной схемы подключения (с габаритами или без) и крепится на стяжках.

Выключатель альтернативного питания идеально устанавливается в место, напоминающее заглушку, в верхней правой части панели, прикрывающей рулевой вал. Там рядом ещё находится небольшая решётка с каким-то датчиком. Если посмотреть внимательно, то в этой заглушке расчерчен контур под штатную кнопку. При желании можно вырезать заглушку по этому контуру и вставить туда штатную кнопку (например, от обогрева сидений), но иконка будет перевёрнута, что будет попахивать колхозом. Только поэтому я решил вырезать в заглушке место поменьше и вставить туда универсальный чёрный выключатель, который максимально слился бы с самой панелью и не бросался бы при этом в глаза (особенно с учётом того, что панель располагается под наклоном). Подсветка на выключателе не особо нужна, так как пользоваться им если и придётся, то довольно редко, а нащупать его совсем не сложно.

Венцом установки ДХО стала покупка лампочек Koito из серии Whitebeam — H3 в туманки, так как одна перегорела, и обычные бесцокольные пятиваттки в габариты, так как прошлый комплект давно перекочевал в подсветку заднего номера. Габаритные лампы P8813W обошлись в 180 руб., а противотуманные P0752W — в 1040 руб.

ПТФ у меня и до этого стояли точно такие же, а вот разница в габаритных лампах оказалась очень сильной.

Теперь зато всё гармонирует.

Заодно в ходе работ заменил глючащую лампочку подсветки пепельницы (90981-11014, 50 рублей), клипсу водительской подножки для левой ноги (58198-53050, 80 рублей), которая была сломана, а также прикупил запасной предохранитель на 30 ампер (90982-09013, 20 рублей), вставив его в свободный слот в подкапотном блоке.

Вот вроде бы и всё. Осталось теперь избавиться от габаритов при включенных в качестве ДХО туманках, о чём я постараюсь написать в одном из будущих отчётов.

На светодиоды в ПТФ меня сподвигло:
1. Решил до установки ангельских глазок экономить, одна Н11 галогеновая лампа есть 55ВТ, светодиодные от 5 до 20вт можно выбрать.
2. хотелось красивого белого света в ПТФ, красоваться включать ПТФ и не думать, что 2 галогенки в нем жрут 110ВТ (тоже самое ближний свет фар — 110ВТ), а соответственно увеличивают расход топлива 🙂
3. Туманы у нас очень редки, в туманы желтый однозначно, белый в туман бесполезен, хотя с этими лампами можно саму туманку закатать желтой прозрачной пленкой и использовать в туман. Будет экономичней и надежней галогенок. Но мне это не интересно.
4. Нацеливался на установку ангельских диодных глаз, белые глазки и желтые туманки совсем не смотрится.

Заказал в Китае линзованные лампочки на мощных Cree диодах "New Arrival H11 High Power 11W LED Constant Currency DC 10v-24v Cree White HeadLight LED Bulb Fog Lamp"

Кратко:
— встроенный стабилизатор справляющийся с током 10-24в,
— 11ватт потребление лампы, 6000K белый свет,
— 4 свермощных светодиода по бокам работающих на отражатель в ПТФ,
— по центру свермощный Cree диод с линзой.

Есть такие же, но на 7,5ватт, мне показалось маловато будет.

По цветам можно выбрать, я взял White (указано в названии лампы) и в характеристиках 6000K. Цвет меряется в кельвинах 5000-6500К это белый, больше 6500К уже в сторону голубого Pure White, хотя мне уже больше 6000К на глаз кажется начинает уходить в сторону голубого. Warm White 3000-4500К это теплый цвет.

Вот как выглядит на машине

В тени и в сумерках светит ярче родных галогенок

На солнце идеально

Сравнение с габаритами

Сравнение с ближним светом

Начну с плюсов, так как они в первую очередь в глаза бросились.
1) Субъективно светит ярче стандартных галогенок на 55в
2) Выглядит белый цвет круче
3) Экономия само собой
4) Нагрев, даже после продолжительного времени стекла еле теплые, как будто на солнце были, но если вытащить лампу она горячая довольно таки, особенно жгется аллюминивый радиатор.
5) Нагрузка на генератор: стрелка тахометра подтверждаю не прыгает вниз и потом вверх как было при включении галогенок, при этих лампах стрелка стоит мертво на холостых 900 оборотах.
6) Не так пачкаются стекла ПТФ, видимо все таки раньше стекла были горячими и вода попадая брызгами тут же испарялась оставляя только грязь.

Но не все так однозначно, собственно минусы:
1) Белый свет на мой взгляд освещает предметы не так хорошо, теплый освещает приятнее для меня.
2) Линза передняя :(, боковые диоды работают на отражатель и тут хорошо, но оказалось, что линза спереди находится почти у самого стекла туманки и дает световой пучек по очень широкой площади, в высоту выше дальнего света, стоя перед машиной во весь рост с 4 метров в сумерках двора, меня свет ПТФ раздражает, терпимо, но неприятно. Думаю встречные водилы в сумерках не скажут спасибо. В сумерках выключаю пока.

В целом покупкой доволен, самый главный недостаток для меня под номером 2, устранять думаю покрасив линзу термостойкой краской по верхней половинке, пока никак не соберусь.

В фары я такое бы не советовал, знаю некоторые ставят Н4 такие линзованные мощные диодные лампы, я могу сказать желтые галогенки лучше освещают предметы, чем белый цвет, особенно ночью. Кроме того свет от линзованных бьет высоко и слепит встречных ночью.

Диоды хороши как ДХО на мой взгляд, но ночью бесполезны.

Выдержка из ПДД:
19.4 Противотуманные фары могут использоваться:
1.в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
2.в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;

3.вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.
19.5 В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Из этого вывод — согласно п.19.4.3 противотуманки разрешается использовать вместо ближнего света фар именно как ДХО. Т.е. правомерно использовать противотуманные фары вместо ближнего света в качестве дневных ходовых огней.

Из объяснения, что такое ДХО следует, что Дневные ходовые огни это лампы транспортного средства, направленные вперёд и используемые для повышения его видимости при движении в дневное время. А про габариты и задние огни ничего не говорится. Получается, что ДХО сами по себе, а габариты сами по себе. Просто конструкция на большинстве старых авто такая, что ближний света фар включается только с габаритами, отсюда путаница можно ли включать отдельно без габаритов, получается можно.

Противотуманные фары – специальные фары, позволяющие автомобилю безопасно двигаться в условиях тумана и сниженной видимости. Отличаются от ближнего и дальнего света специальной конструкцией и местом расположения. Может сложится впечатление, что перепутать противотуманные фары с дневными ходовыми огнями сложно.

Дневные ходовые огни призваны сделать автомобиль более заметным при движении в дневное время суток. Они должны быть направлены по движению автомобиля, но могут иметь любую осветительную способность. Согласно правилам, этими огнями не обязательно должны являться специальные осветительные приборы, возможно использования других достаточно сильных фар. Следовательно, противотуманные фары – это дневные ходовые огни.

Отличия между противотуманными фарами и дневными ходовыми огнями

Проблема в том, что хоть противотуманки и дневные ходовые огни это одно и тоже, специальные ходовые огни обладают важным свойством: автоматическое включение. При стандартном подключение противотуманных фар не предполагается их включение вместе с зажиганием, это неудобно. Каждый раз водитель должен сам включать противотуманки, которые являются дневными ходовыми огнями в данном случае. При стечении обстоятельств это может привести к штрафам за невключенные дневные огни.

Смотрите в видео ниже, как правильно сделать дневные ходовые огни.

Что может использоваться как дневные ходовые огни?

В качестве дневных ходовых огней могут использоваться:

  • Ближний свет. При этом мощные фары ближнего света расходуют аккумулятор. Включение необходимо каждый раз контролировать вручную. Но при этом не требуется каких-либо дополнительных осветительных устройств. Ближний свет всегда готов выполнить функцию дневных ходовых огней;
  • Противотуманные фары. Мене мощные чем ближний свет, могут быть настроены на автоматическое включения, но все еще потребляют заметное количество заряда аккумулятора. Правда их специализация подразумевает использование в условиях сниженной видимости;
  • Специальные фары. Маломощные диодные фонари, установленные дополнительно на бампер и настроенные на автоматическое включение, решат проблему забывчивости водителя. Их стоимость сравнима со стоимостью штрафа за движение с выключенными дневными ходовыми огнями. Установка не занимает много времени и можно подобрать подходящую модель. К тому же маленькая мощность не сильно скажется на заряде и сроке службы аккумулятора.

Можно сделать вывод, что дневные ходовые огни – это противотуманки, но только в случае отсутствия специализированных дневных ходовых огней. В случае тумана на дороге, противотуманные фары не только подсвечивают дорогу, но и выполняют функцию дневных ходовых огней, так как ближний свет будет мешать движению, а специальные фары недостаточно мощные для комфортного восприятия другими участниками дорожного движения вашего транспортного средства.

Комментировать
0
1 108 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector