No Image

Проверка турбины дизельного двигателя

СОДЕРЖАНИЕ
0
1 019 просмотров
20 августа 2019

Для наглядности в изложении темы предположим следующее: у вас легковой дизельный автомобиль. На нём установлен турбокомпрессор. Вы подозреваете, что агрегат, призванный оптимизировать работу мотора, уже не справляется со своими функциями.

Что указывает на неисправности:

  1. Перемены в работе двигателя:
    — часто перегревается (зашкаливает стрелка на доске приборов),
    — работает необычно шумно,
    — уменьшилась мощность ДВС.
  2. Выхлоп из бесцветного стал сизым, синим, затем вовсе чёрным.
  3. Чрезмерный расход ГСМ.

Проверка турбокомпрессора

Диагностика турбины производится двумя способами:

  1. Поверхностным (визуально-тактильным);
  2. Инструментальным.

Инструментальный анализ более точен. Он применяется преимущественно на станциях технического обслуживания. Единственный недостаток — дороговизна услуги.

Выводы можно сделать и при поверхностном осмотре. Для этого нужно знать конструктивные особенности устройства.

Конструкция агрегата

Принцип работы

Агрегат функционирует на работающем моторе и запускается только его усилиями.

Как это происходит:

  • выпускной коллектор выбрасывает в приёмное сопло улиткообразного вентилятора поток выхлопных газов;
  • газ давит на лопасти турбинного колеса;
  • вентилятор начинает крутиться;
  • вместе с ним вращается вал (ротор) турбины и насаженное на него многолопастное колесо компрессора;
  • отрицательное давление в улитке последнего активизирует всасывание воздуха из атмосферы;
  • дополнительный наддувочный воздух поступает в цилиндры (камеры сгорания), перемешивается там с соляркой и резко увеличивает КПД мотора,
  • охлаждение постоянно разогревающегося турбокомпрессора осуществляется посредством интеркулёра (аналог радиатора).

Схема охлаждения


Масло попадает в охладительные каналы из общего смазочного контура ДВС через перепускной клапан (вестгейт), который регулирует давление турбонаддува.

Поверхностный осмотр турбины

1) Наличие давления в патрубке.

Операция проводится на заведённом двигателе в присутствии помощника.

  • Вы зажимаете рукой патрубок между турбиной и впускным коллектором.
  • Помощник нажимает на педаль акселератора.
  • Раздутие трубки на повышенных оборотах коленвала свидетельствует о наличии турбинной компрессии.
  • Если патрубок не изменяется в размерах, это значит, что давления внутри нет. Турбина дизельного двигателя не исправна.
  • Для закрепления этого вывода желательно повторить прогазовку несколько раз.

2) Выявление механических дефектов

Основные позиции для осмотра

  1. Крыльчатка. Наличие зазубрин, вмятин, погнутостей приводит к турбулентным завихрениям в улитке, снижающим эффективность турбонаддува. Небольшие изменения в геометрии устраняются рихтовкой и шлифовкой лопастей. Значительные дефекты требуют полной замены вентилятора.
  2. Вал. Проверка существования люфтов производится в двух направлениях: а) осевом (на ощупь не должно быть никаких колебаний); б) радиальном (люфт в норме не превышает 1-го миллиметра). При бОльших значениях лопасти крыльчатки задевают за стенки корпуса. Частой причиной радиальных дефектов становится эксплуатация автомобиля на высоких скоростях. От перегрева вал и вентиляторы закоксовываются: прогноз неблагоприятен. Даже если турбинный комплекс пока функционирует, его в перспективе всё равно придётся менять.
  3. Внешняя оболочка турбонагнетающей системы. Проверяются на герметичность (отсутствие трещин, других повреждений): корпус турбины и впускного коллектора, соединительные фланцы, патрубки.
  4. Воздушный фильтр. Загрязнённость устройства ведёт к понижению мощности турбонаддува, утечке масла.

Механический прорыв в системе циркуляции смазки возникает из-за сильного перепада давления воздуха на выходе грязного фильтра и в герметичном картридже подшипников.
Высокое давление в картридже, не сбалансированное извне, разрывает оболочку.

Внешне это выражается:

  • в появлении окрашенного выхлопа (сизого, синего, чёрного);
  • перерасходе смазочного материала,
  • масляных пятнах на коллекторе и интеркулёре:

Как отремонтировать турбину

Ремонт турбины — прерогатива специализированных организаций, имеющих опыт и набор необходимого оборудования.

Каждая операция требует особой тщательности (точности, чистоты), не всегда возможной в условиях собственной мастерской.

Своими руками попробовать тоже можно. При этом нужно учитывать следующее:

  • свои знания и опыт в ремонте подобной техники;
  • возможности вашей инструментальной оснастки;
  • доступность услуг профессионалов на этапах работы, представляющих трудность для вас самих.

Процесс разборки устройства

  1. Развинчиваем крепления турбокопрессора. Снимаем его с двигателя.
  2. Выворачиваем болты, скрепляющие улитки. Освобождаем вентиляторы с валом.
  3. Отсоединяем вал.
  4. Проверяем целостность всех деталей.

Выводы:

  • крыльчатка с серьёзными неисправностями подлежит замене.
  • вал может быть отшлифован под размер ремонтных подшипников (старые втулки уже непригодны).

Сборка турбины

Производится в обратном порядке:

  • скрепляется вал с вентиляторами,
  • собираются футляры улиток,
  • устройство устанавливается на мотор,
  • подсоединяется к выпускному коллектору.

Для крепления деталей можно использовать старые болты.

Предварительные условия:

  • вентиляторы компрессора отремонтированы, запескоструены (или куплены новые);
  • вал отшлифован, смонтирован с подшипниками, подходящими по внутреннему и внешнему диаметрам;
  • все остальные детали (корпус, патрубки, флянцы, фильтр) соответствуют норме;
  • собранный агрегат проверен на испытательном стенде.

Стенд диагностики турбин изготовить самостоятельно очень сложно. Механическая часть устройства сопряжена с компьютером. Все параметры настраиваются. Данные отображаются на мониторе.

На этом этапе предпочтительней воспользоваться диагностическими ресурсами СТО.

Достоинства профессиональных испытаний

  • устройство проверяется в реальном режиме эксплуатации на разных оборотах вала, в том числе самых предельных;
  • при настройке устраняются резонансные частоты, способные разрушить конструкцию;
  • устанавливается оптимальный баланс в совместной работе турбокомпрессора и двигателя автомобиля;
  • предоставляется возможность оценить эффективность наддува после ремонта.

Оборудование диагностики турбин, применяемое в специализированных автоцентрах, позволяет также:

  1. качественно отбалансировать ротор в осевом и радиальном направлении,
  2. добалансировать крыльчатки (во избежание задевания лопастей о корпус),
  3. проверить надёжность функционирования всей турбосистемы без снятия с двигателя.

Заключение

Чтобы продлить срок службы турбокомпрессора, следует придерживаться нескольких правил:

  1. Заливать в двигатель только высококачественное, лучше синтетическое, масло.
  2. Менять его в сроки, указанные в инструкции, вместе с масляным фильтром.
  3. Почаще обновлять воздушный фильтр, особенно в пыльное время года.
  4. Не перегревать свой дизель на чрезмерно высоких скоростях.
  5. Помнить об элементарном техническом осмотре. Его следует проводить регулярно.

Безукоризненное выполнение этих простых советов сэкономит вам нервы, время и деньги.

Андрей Гончаров, эксперт рубрики «Ремонт автомобилей»

Предварительный визуальный осмотр и последующая за ним разборка турбины позволяет выявить детали с дефектами. На диагностике мастер внимательно осматривает турбину, определяет характерные признаки неисправности:

  • увеличен ли осевой, радиальный люфт вала турбины,
  • наличие повреждений компрессорного вентилятора или турбинного колеса,
  • следы утечки масла,
  • исправность клапана вестгейта, ход штока, ход флажка геометрии.

Если данных повреждений нет, исправность турбокомпрессора проверяют на специальном стенде, который определит необходим ремонт турбины, либо поломку нужно искать в других компонентах двигателя.

Запишитесь на бесплатную диагностику *

Вы получите:

  1. Визуальный осмотр турбокомпрессора
  2. Разборка. Выявление поврежденных и изношенных деталей турбины
  3. Озвучивание выводов о причинах поломки
  4. Рекоммендации по устранению неисправностей

Полная диагностика вашей турбины по 15 пунктам – 3 500 руб.

  1. Проверка на наличие люфтов и отломаных роторов
  2. Работоспособность клапана турбины дизельного двигателя
  3. Работоспособность заслонки турбины бензинового двигателя
  4. Разборка и сборка турбины
  5. Проверка целостности геометрии
  6. Мойка от масла частей турбокомпрессора
  7. Чистка в ультразвуке внутренней части турбины
  8. Пескострука корпуса турбины – чугунки
  9. Проверка на стенде картриджа на наличие течи масла
  10. Проверка на стенде картриджа на наличие биения ротора
  11. Проверка на стенде баланса картриджа турбины
  12. Проверка на стенде дисбаланса картриджа турбины
  13. Проведение нормативной балансировки картриджа
  14. Перепроверка на наличие балансировки картриджа после ремонта в стороннем сервисе
  15. Выдача листа-графика балансировки картриджа турбокомпрессора

Чем грозит неправильная диагностика турбины?

Сервис, обнаружив в воздуховодах или интеркуллере масло, сразу винят турбину. Испуганный владелец автомобиля начинает решать вопросы по ремонту турбины или ее замене. Это совершенно неправильно.

В данном случае может быть забита сетка фильтрации сапуна, вентиляции картерных газов, поэтому из паров масло не отделяется и попадает в воздухозаборную трассу между воздушным фильтром и турбиной.
Турбина, всасывая в себя масло, кидает его дальше, а после турбины воздухозаборная трасса вся в масле. Мастера –диагносты, увидев это, приговаривают человека к ремонту турбины, хотя турбина здесь совершенно ни при чем.

Соответственно такая диагностика приводит к ошибочному решению, бессмысленному ремонту каких-либо агрегатов и напрасному вложению денег. Поэтому в первую очередь нужно проверять воздушный фильтр, если он потерял способность пропуска воздуха. Если он загрязнен, то турбокомпрессор высасывает из вентиляции картерных газов масло с масляными парами. Все приходит в норму, если поменять масляный фильтр.

Каждая турбина имеет свой порядок цен, а теперь представьте, что если Вам неправильно диагностировали, то это выльется в круглую сумму, причем никакого результата Вам это не принесет – просто выброшенные деньги.

Симптомы неисправностей турбины.

Потеря мощности: Если Вы почувствовали, что машина потеряла динамику, то это может быть и от массметра, либо от датчика управления наддувом, банально может быть, что слетел шланг с интеркуллера, но может быть и турбина.

Синий дым из выхлопной трубы: Проблема может быть, как в двигателе, так и в турбокомпрессоре. Если повалил уже не синий, а белый дым- это значит, что масло двигателя попадает в глушитель, так как там самое горячее место, оно начинает выгорать, соответственно дает белый едкий дым. В этом случае необходимо глушить двигатель т.к. он может пойти в разнос, масло загорится в цилиндрах и может пробить блок-шатун.
Если валит сизый дым это могут быть неправильно работающие форсунки на дизеле.

Большой расход масла: Возможная причина поломки как турбины, так и двигателя.

Турбина шумит: Турбина стоит на выхлопном коллекторе или с выхлопным коллектором. Встречаются случаи, когда под впускным коллектором выдут кусочек прокладки электрокартона, который и дает шум на турбину. Кажется, что это турбина, хотя она здесь ни при чем.

Турбина свистит: Если у Вас есть какое-то несанкционированное сбрасывание давления в воздушном тракте от турбины до впускного коллектора, не зажат хомут, расшит или дырявый интеркуллер. Свист идет, когда турбина дает давление и скидывает его через это отверстие (происходит эффект проколотой шины).

Если мастер-диагност утверждает, что турбина вышла из строя, а для того чтобы убедиться, нужно доехать до автосервиса, снимите воздухозаборный шланг от воздушного фильтра до турбины, возьмите двумя пальцами за кончик со стороны компрессора и пошатайте вперед-назад.

Вперед-назад — это продольный люфт его не должно быть вообще. Если компрессионное кольцо компрессорной части выскочило из своей канавки, тогда масло выкидывается из турбины под вентилятор компрессора. Но еще раз обращаем внимание, что на двигателе это проверить невозможно. В этом случае турбина снимается и ставится на стенд, тогда будет понятно виновата турбина или нет.

Радиальный люфт — вверх-вниз. Во всех основных турбокомпрессорах он не должен превышать чем 0,5 миллиметра. Если турбина реально, болтается больше и Вы четко это чувствуете, то конечно же в Вашей турбине есть проблемы и она требует ремонта или замены.

Если люфты явно превышают норму, то безусловно турбина имеет проблемы и подлежит ремонту.

Не все турбины ремонтируются, не ко всем поставляются запчасти, но в основном в своем спектре это можно решить ремонтом или заменой на новую.

Качественная диагностика турбины.
Есть понятие критерии работы турбокомпрессора.
Первое — это наддув и динамика ее работы. Второе — это утечка масла.
Безусловно уже сделаны стенды, на которых можно проверить наддув турбины. На этот стенд ставится турбокомпрессор в сборе с подачей сжатого воздуха, раскручиванием вала и подачей масла, т.е. полная имитация работы на двигателе.

На таком стенде можно проверить наддув, параметр настройки, все ли с ней хорошо и одновременно можно будет проверить утечку масла. Кидает ли турбина масло или нет. Турбину на двигателе невозможно продиагностировать.

Качественную 100% диагностику турбины можно провести только, сняв ее с автомобиля и поставив на стенд.

Еще 15-20 лет назад турбированные двигателя встречались только на грузовиках и спецтехнике. Но сейчас все чаще производители используют турбину на легковых автомобилях. На то есть свои причины. Ведь благодаря турбокомпрессору, можно значительно увеличить мощность двигателя и крутящий момент без потери расхода и увеличения камеры сгорания. К сожалению, данный элемент не вечен и со временем выходит из строя. Что же, давайте рассмотрим, как проверить работу турбины своими руками.

Основные признаки неисправности

Если данный механизм начал давать сбои в работе, вы сразу это ощутите. В первую очередь, неисправность турбины будет отображаться на ходовых качествах автомобиля. Так, значительно пропадет динамика разгона. Машине будет трудно набрать нужную скорость, особенно на подъем или при загрузке. Также двигатель будет тяжелее набирать обороты. По сути, он превратится в обычный «атмосферник». А как известно, на трубированных автомобилях стрелка тахометра существенно «оживает» после определенного диапазона оборотов (2 и более тысяч, в заливистости от типа мотора). При неисправном компрессоре она будет тянуться вверх так же медленно, как и в начале.

Черный дым из выхлопной и малая мощность. Что делать?

Основная проблема заключается в несанкционированном поступлении воздуха в выпускной или впускной коллектор. Итак, как проверить турбину дизельного двигателя своими руками? Для начала запускаем мотор и прислушиваемся к его звуку работы. Так можно определить конкретное место поломки. Часто проблема заключается в лишнем «подсосе» воздуха или загрязненном воздушном фильтре.

Сизый дым из выхлопной

Этот признак может говорить о чрезмерном расходе масла. Смазка попадает в выхлопную систему и там сгорает. Основная причина заключается в недостаточном пропуске воздуха. Это может быть грязный фильтр, из-за чего создается разница в давлении между картриджем турбины и корпусом компрессора. Также стоит осмотреть повреждение на роторе и сливной маслопровод. Последний не должен содержать пробок и перегибов. Дополнительно проверяют давление картерных газов в системе. Это тоже может стать причиной повышенного расхода масла и синего дыма.

Проверяем наддув

Как проверить турбину на дизеле без снятия? Запускаем двигатель, открываем капот и находим патрубок, который соединяет впускной коллектор и турбину. Его нужно пережать рукой, а затем отпустить. Далее помощник должен нажать на газ в течении трех секунд. В чем суть этой проверки? После нажатия на газ вы увидите, как патрубок под давлением раздувается. Если этого не произошло, значит, турбина не работает как положено.

Дефектовка

Чтобы убедиться в исправности элемента, можно произвести его дефектовку. Как проверить турбину? Для этого отсоединяем патрубок, который идет на воздушный фильтр, и осматриваем лопатки турбины. Они должны быть без забоин и зазубрин, с правильной формой (не погнутые). При повреждении крыльчатки компрессор нужно менять, либо ремонтировать.

Если на автомобиле используется воздушный радиатор (интеркуллер), его тоже необходимо осмотреть. Внутри него исключены потеки масла. В противном случае компрессор нуждается в ремонте.

О герметичности

Стоит отметить, что даже при дефектовке невозможно определить поломку на 100 процентов. Дело в том, что подобные признаки могут наблюдаться и из-за негерметичных соединений впускного и выпускного тракта. По этой причине система не может произвести нормальную регулировку подачи топлива. Это ведет к повышенному расходу масла, топлива и падению мощности.

Профилактика

Чтобы не задаваться вопросом, как проверить турбину, нужно знать меры профилактики. Несколько простых советов, отмеченных ниже, значительно продлят срок службы вашему элементу:

  • Придерживайтесь регламента замены воздушного фильтра. В половине случаев повышенный расход масла и другие проблемы с турбиной возникают именно из-за грязного фильтра. И если на атмосферных двигателях просто пропадет тяга, то здесь будет перегружен весь механизм (а именно компрессор, из-за разницы давлений во впуске и выпуске).
  • Следите за уровнем масла. Даже кратковременное «голодание» очень вредно для двигателя и турбины. Заливайте только рекомендованное производителем масло. Часто поломки возникают из-за применения поддельной продукции. Что касается регламента замены, он немного отличается от обычных, атмосферных двигателей. На турбированных моторах масло меняется раз в 7 тысяч километров.
  • Контролируйте величину наддува. Особенно это касается тех, кто ставит турбину нештатно на бензиновые двигателя. Данный параметр должен находится в пределах одного бара. Помните, что с каждым увеличением «буста» мотор терпит колоссальные нагрузки.

  • Перед тем как глушить мотор после поездки, дайте ему поработать 1-2 минуты на холостых. Так вы исключите углеродный осадок, который вредит подшипникам турбины.

Заключение

Итак, мы выяснили, как проверить турбину разными способами. При возникновении проблем не стоит медлить с их устранением. Ведь повышенному износу подвергается не только компрессор, но и сам двигатель. Не используйте присадки, которые, по словам производителей, «лечат» турбину. Они никаким образом не восстановят заводские зазоры и уж тем более не вернут прежнее состояние треснутых лепестков крыльчатки. Все эти проблемы решаются только путем механического вмешательства, со снятием и дефектовкой.

Комментировать
0
1 019 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector