Многие автомобили и автобусы, особенно отечественного производства, комплектуются простым и эффективным средством защиты аккумулятора от разряда во время длительной стоянки — дистанционным выключателем массы. Все об этом устройстве, его конструкции, работе, установке и эксплуатации читайте в статье.
Назначение дистанционного выключателя массы
Во время стоянки автомобиля его аккумуляторная батарея постепенно теряет заряд. Причина этого явления проста — в автомобиле всегда присутствуют неотключаемые потребители тока, из которых больше всего мощности потребляют сигнализация, часы, магнитола и другие. И если после кратковременной стоянки (даже в течение двух-трех дней) АКБ способна дать энергию для работы стартера, то через неделю-другую батарея может разрядиться "в ноль". Поэтому при длительной стоянке аккумуляторную батарею рекомендуется отключать от бортовой сети — для этого служит специальный дистанционный выключатель (или, наоборот, включатель) "массы".
Дистанционный включатель массы — электромеханическое либо электронное коммутирующее устройство, предназначенное для отключения АКБ от всех потребителей бортовой электрической сети автомобиля. Данный выключатель, как понятно из его названия, управляется дистанционно с помощью кнопки в кабине.
Дистанционный выключатель массы выполняет две ключевых функции:
- Полное отключение АКБ от бортовой сети автомобиля/автобуса;
- Выполнение функций противоугонного средства (иммобилайзера).
Таким образом, выключатель помогает не только сохранить заряд батареи, но и предотвращает угон транспортного средства. Скрытная установка выключателя (а также и его кнопки у водительского места) не позволяет злоумышленнику запустить мотор автомобиля или потребует от него взлома аккумуляторного отсека, что привлечет внимание окружающих.
Следует отметить, что дистанционные выключатели массы используются преимущественно на грузовых автомобилях и автобусах, и практически не получили распространение на легковых авто (за исключением УАЗов и им подобных). Дело в том, что грузовики и автобусы не оснащаются сигнализацией и другими средствами, которые нуждаются в постоянном подключении к источнику тока. Если же на авто установлен тахограф или спутниковая система контроля транспорта, то в этих устройствах обычно есть свой аккумулятор.
Типы и конструкция выключателей массы
В настоящее время существует два принципиально разных типа дистанционных выключателей массы:
- Электромагнитные выключатели;
- Электронные (тиристорные) выключатели.
Электронные выключатели построены на основе тиристоров, они получили популярность у владельцев отечественных легковых автомобилей ВАЗ, "Нива" и других. Такие выключатели рассчитаны на небольшие токи, поэтому для грузовиков не подходят, на тяжелом транспорте применяются электромагнитные выключатели, о которых пойдет речь далее.
Основу выключателя массы составляет корпус (обычно цилиндрический), в котором находится три узла:
- Электромагнит с якорем и штоком — находится в верхней части. Обычно якорь объединен с кнопкой, закрытой герметичным резиновым колпачком. Сбоку на корпусе выключателя предусмотрены две клеммы для подачи тока на обмотку;
- Фиксатор (механизм передачи усилия от якоря на контактное устройство) — располагается в средней части, он обеспечивает передачу усилия от якоря на контактное устройство и фиксацию контактов в замкнутом положении (такой же механизм используется в обычных кнопках с фиксацией);
- Контактное устройство — располагается в нижней части выключателя, состоит из контактного диска, установленного на фиксаторе, и двух силовых клемм (резьбовых с гайками).
Функционирует включатель массы следующим образом. При кратковременной подаче тока на обмотку электромагнита происходит втягивание его якоря, а связанный с ним шток через фиксатор приводит в движение контактное устройство — контактный диск соединяет клеммы и АКБ подключается к массе. При этом фиксатор устанавливается в данном положении и обеспечивает постоянный прижим диска к контактам. После подключения аккумулятора к массе подача тока на электромагнит больше не нужна, так как контактное устройство удерживается фиксатором.
Для отключения АКБ от массы нужно еще раз подать ток на обмотку электромагнита, якорь вновь втянется и штоком надавит на фиксатор — в этом случае фиксатор переключится и поднимет контактный диск. В результате произойдет отключение АКБ от массы.
Управлять включателем можно и вручную. Для этого на нем предусмотрена кнопка, которая непосредственно связана с якорем электромагнита. При нажатии на кнопку якорь входит в обмотку электромагнита и происходят все описанные выше процессы.
Варианты и особенности инсталляции дистанционных включателей массы
Монтаж включателя массы производится довольно просто, здесь нужно отметить несколько основных моментов:
- Выключатель чаще всего монтируется в аккумуляторном отсеке грузовика или автобуса, это необходимо для сокращения длины "массового" провода;
- Силовые клеммы выключателя подключаются в разрыв минусового провода, идущего от аккумуляторной батареи на "массу" автомобиля. Для этого применяется толстый многожильный провод, рассчитанный на высокие токи;
- Одна клемма обмотки электромагнита подключается к клемме "−" аккумулятора;
- Вторая клемма обмотки электромагнита тонким многожильным проводом подключается к кнопке, установленной в любом удобном месте кабины автомобиля (причем эта кнопка может быть скрытой);
- Вторая клемма кнопки тонким проводником в любой точке кабины подключается к "массе". В качестве этой точки выбираются контакт "+" любого прибора — магнитолы, замка зажигания, блока реле и предохранителей и т.д.;
- В кабине устанавливается кнопка без фиксации, так как на электромагнит нужно подавать лишь кратковременный импульс тока, достаточный для втягивания якоря и срабатывания фиксатора.
Для безопасности подключение обмотки электромагнита к кнопке осуществляется через предохранитель (обычно на 5 А), а для удобства между кнопкой и массой рекомендуется устанавливать контрольную лампу. При необходимости кнопка может подключаться к выключателю массы через дополнительное реле, это оправдано при использовании кнопки, рассчитанной на малый ток, в грузовиках и автобусах с электросистемами, имеющими мощных потребителей.
Типичные неисправности, ремонт и обслуживание включателя массы
Выключатель и вся связанная с ним электрическая цепь отличается надежностью и может без проблем служить многие годы. Однако при неудачном расположении выключателя (например, если он плохо защищен от влаги и грязи) в нем может возникнуть коррозия, которая приведет к ухудшению контакта между контактным диском и клеммами, а также между клеммами и соединенными с ними проводами. В этом случае выключатель можно разобрать и прочистить.
Иногда возможны и более серьезные неисправности выключателя — обрыв обмотки электромагнита, поломка фиксатора, проседание или поломка пружин, деформация штока якоря и другие. В этих случаях гораздо проще и дешевле полностью заменить выключатель.
При правильной инсталляции и бережной эксплуатации дистанционный включатель массы будет на протяжении длительного времени защищать аккумулятор от потери заряда и автомобиль от угона, не требуя к себе никакого внимания.
Это нехитрое устройство выполняет роль размыкателя массы и не только гораздо удобнее и механического (не нужно лазить под капот для включения/отключения массы), но и может использоваться в качестве противоугонного устройства. Особенностью предлагаемой схемы является отсутствие механических частей и контактов (геркон не в счет – его контакты он не подвергаются большим токам и воздействию окружающей среды). Это обеспечивает высокую надежность конструкции.
Размыкатель состоит из мощного тиристора VS1, представляющего собой электронный ключ, и геркона К1, при помощи которого этим ключом можно управлять дистанционно при помощи постоянного магнита. Поскольку тиристор пропускает ток только в одну сторону, для подзарядки аккумулятора от бортового генератора служит диод VD1, включенный встречно тиристору.
Конструктивно тиристор размещают в любом удобном месте под капотом. Если предполагается использовать размыкатель в качестве противоугонного устройства, то так, чтобы он не бросался в глаза. Провод от управляющего электрода проводится в салон и подключается к геркону любого типа. Сам геркон тоже скрытно размещается под пластиком торпеды, рядом с замком зажигания или в любом другом удобном месте.
Садясь в салон, достаточно включить зажигание и кратковременно поднести небольшой постоянный магнит к геркону (он может быть пристегнут на брелок с ключами). Тиристор откроется и запитает электрооборудование. Теперь даже если вы отнесете магнит от геркона, тиристор останется открытым благодаря току через систему зажигания — этот ток выше минимального тока удержания тиристора. Уходя, вы просто выключаете зажигание, и тиристор закрывается, отключая электрооборудование от аккумулятора.
По материалам «Радиолюбитель» №4, 1999 г.
Артикул: 1300.3737
Код для заказа: 015505
- С этим товаром покупают
- показать еще
Выключатель массы дистанционный 12 V СОАТЭ
Дистанционный, малогабаритный, для легковых и грузовых автомобилей взамен ВК861.
24 В, 50 А.
Вес: 1 кг.
В упаковке: 5 шт.
Использована информация: ЗАО "СОАТЭ" им.А.М.Мамонова
- Покупают аналоги
- Двигатели, КПП, ТНВД / ГАЗ / ГАЗ-5601 чертеж
- " href="/catalog/gaz-4/dvigateli__kpp__tnvd-45/gaz_560-396/batareya_akkumulyatornaya__vklyuchatel_batarei__blok_predohraniteleiy-45/#part1267763">Выключатель батареиЭлектрооборудование / Батарея аккумуляторная, включатель батареи, блок предохранителей
-
Для этого товара еще нет обзоров.