Регулирование дистанционного привода управления механизмом переключения передач в коробках передач модели 142, 152 проводить при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:
- ослабить стяжные болты 5 (см. рис. Регулирование привода ) и, вывернув болты 3, обеспечить зазор в соединении, навернув на один-два оборота регулировочный фланец 4 на тягу 6;
- ослабив контргайку 1, ввернуть установочный винт 2, застопорив этим перемещение штока 7;
- ослабив контргайку 1 (см. рис. Установочный винт и контргайка ), ввернуть установочный винт 2, застопорив этим перемещение рычага переключения передач;
- вращая, переместить по резьбе регулировочный фланец 4 (см. рис. Регулирование привода ) до контакта по всей поверхности с фланцем штока 7. Установить болты 3 и затянуть стяжные болты 5;
- вывернуть установочный винт 2 на 21 мм и застопорить его контргайкой;
- вывернуть установочный винт 2 (см. рис. Установочный винт и контргайка ) на 31 мм и застопорить его контргайкой.
Установочный винт и контргайка: 1 — контргайка; 2 — винт установочный
Регулирование привода: 1 – контргайка; 2 – винт установочный; 3-болт; 4 – фланец регулировочный; 5 – болт стяжной; 6 – тяга; 7 — шток
Передаточные числа передач
L – низшая передача в делителе; S – высшая передача в делителе; R – задний ход; С – пониженная передача
Проверить установочный размер упора клапана включения делителя передач (при его наличии) для коробки передач модели 152, перемещая упор 4 штока клапана. После установки требуемой величины А=20,5±0,5 (см. рис. Привод сцепления ) закрепить упор гайками, гайки застопорить отгибными шайбами.
Привод сцепления: 1 – пылепредохранитель; 2 -крышка; 3 – ограничитель штока; 4 – упор (флажок) штока клапана.
Ход рычага делителя передач проверять при наличии сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов. Для замера:
- снять крышку 1 (см. рис. Механизм делителя ) смотрового люка механизма переключения делителя передач;
- нажать до упора педаль сцепления;
- передвигая переключатель управления делителем передач (см. рис. Схема переключения передач ) из верхнего положения в нижнее или наоборот, замерить ход рычага по центру отверстия. Нормальная величина хода -16,5. 19.0 мм.
Механизм делителя: 1 – крышка смотрового люка; 2, 5 -винт установочный; 3,4- контргайка.
Регулировать ход рычага необходимо в следующем порядке:
- ослабить контргайки 3, 4 (см. рис. Механизм делителя ) и вывернуть установочные винты 2, 5;
- установить переключатель на рукоятке рычага переключения передач в нижнее положение (Н);
- нажать педаль сцепления до упора;
- ввернуть задний установочный винт 5 до контакта с рычагом, после этого довернуть его еще на ¼ оборота и застопорить контргайкой 4;
- установить переключатель в верхнее положение (В) и нажать педаль сцепления до упора. Ввернуть передний установочный винт 2 так же, как был ввернут задний винт.
Регулировку привода управления коробки передач модели 152 с возможностью использования коробки отбора мощности на верхнем люке и на картере маховика производить при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке ( см. рис. Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели 152 ):
- отвернуть болты: 3, 7;
- зафиксировать шток Ф в нейтральном положении, ослабив гайку 8, ввернув винт И;
- зафиксировать тягу 4 технологическим стержнем П (d=3мм, 1=100мм) в детали 1;
- свинчивая деталь 6 до соприкосновения по всей плоскости с фланцем штока Ф, соединить тягу 2 со штоком Ф болтами 3;
- деталь 6 закрепить на тяге 2 болтами 7, затянув их моментом 50.. .70 Нм;
- удалить технологический стержень;
- тягу 4 установить вертикально, изменяя длину тяги 5, поворачивая стержень тяги 5;
- вывернуть винт И на указанную длину и законтрить его гайкой 8.
Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели 152
1-опора рычага переключения передач; 2 – тяга задняя; 3,7-болты; 4-тяга; 5 – тяга поперечная; 6-фланец стяжной регулировочный; 8 – гайка; И – винт; П – технологический стержень; Ф — шток
Регулировку дистанционного привода управления механизмом переключения передач коробок передач моделей 144, 154 и ZF 9S109 (см. рис. Привод управления механизмом переключения передач моделей 144, 154 и Привод управления механизмом переключения передач модели ZF-9S109 ) производить при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:
- ослабить гайку 11;
- отвернуть полностью гайку 10;
- вынуть хвостовик 9 из конического отверстия рычага 5, освободив тягу 3;
- зафиксировать тягу 3 технологическим стержнем 4 (d =4 мм, 1 = 100мм) в опоре 2;
- установить рычаг 5 под углом Б:
– 20° ±2,5° (для коробки передач мод. 144),
– 17° ±2,5° (для коробки передач мод. 154),
– 19°±2 ° (для ZF-9S109) к вертикали; - вращая хвостовик 9, совместить ось конического пальца с отверстием рычага 5, затянуть гайку 10 моментом 40. 50 Нм;
- удерживая ключом хвостовик 9 от разворота, затянуть гайку 11 моментом 98. 147 Нм;
- удалить технологический стержень;
- ослабить гайки 8;
- изменением длины тяги 7 обеспечить положение рычага 1 и тяги 3 в вертикальной плоскости. Отклонение рычага 1 и тяги 3 от вертикали не более 2 мм;
- затянуть гайки 8 моментом 40.. .50 Нм.
Привод управления механизмом переключения передач моделей 144, 154.
1 – рычаг переключения передач; 2 – опора рычага переключения передач; 3 – тяга; 4 – стержень; 5 – рычаг; 6 – кронштейн реактивной тяги; 7-тягареактивная; 8, 10, 11-гайка; 9-хвостовик
Привод управления механизмом переключения передач модели ZF-9S109
1 – рычаг переключения передач; 2 – опора рычага переключения передач; 3 – тяга; 4 – стержень; 5 – рычаг; 6 – кронштейн реактивной тяги; 7 – тяга реактивная; 8, 10, 11 – гайка; 9 — хвостовик
Для коробки передач модели 154 производить, при необходимости, регулировку положения болта 1 на педали сцепления ( см. рис. Регулирование болта на педали сцепления коуобки передач модели 154 ):
- ввернуть болт 1, отвернув предварительно его контргайку;
- нажать до упора в ограничитель педаль сцепления;
- вывернуть болт 1 до соприкосновения его сферической части с плоскостью головки штока клапана включения делителя 4;
- дополнительно вывернуть болт 1 ориентировочно на 4 – 4,5 оборота; обеспечив утапливание головки на 5 – 6 мм при нажатой до упора педали сцепления;
- завернуть контргайку болта 1.
Регулирование болта на педали сцепления коробки передач модели 154
1 – болт регулировочный; 2 – педаль сцепления; 3 – панель передка; 4 – клапан включения делителя; 1 – к крану блокировки межосевого дифференциала
Регулирование дистанционного (бокового) привода управления механизмом переключения передач в коробке передач модели ZF-9S1310 (см. рис. Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели ZF-9S1310 с двигателем КАМАЗ ) производить при нейтральном положении рычага переключения передач H1, выдержав размер 0251 мм, в следующем порядке:
- ослабить гайку 8;
- отвернуть полностью гайку 9;
- вынуть хвостовик 6 из конического отверстия рычага 5, освободив тягу 3;
- зафиксировать тягу 3 технологическим стержнем 4 в опоре 2;
- установить рычаг 5 под углом 19±3° к вертикали;
- вращая хвостовик 6, совместить ось конического пальца с отверстием рычага 5;
- затянуть гайку 9 моментом 50. 70 Нм;
- торец К хвостовика 6 должен быть параллелен плоскости рычага 5. В этом положении, удерживая ключом хвостовик 6 от разворота, затянуть гайку 8 моментом 98. 147Нм;
- удалить технологический стержень;
- ослабить гайки 10;
- изменением длины тяги 7 обеспечить положение рычага 1 и тяги 3 в вертикальной плоскости. Отклонение рычага 1 и тяги 3 от вертикали не более 2 мм;
- затянуть гайки 10 моментом 40. 55 Нм, при этом торцы М шаровых наконечников должны быть параллельны кронштейнам 11 и 12, к которым они крепятся.
Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели ZF-9S1310 с двигателем КАМАЗ 1 – рычаг переключения передач; 2 – опора рычага переключения передач; 3-тяга; 4-стержень; 5-рычаг; 6- хвостовик; 7 – тяга реактивная; 8, 10 – контргайка; 9 – гайка; 11, 12 – кронштейн; С = 251 мм – размер для нейтрального положения Н1
Читайте, как отрегулировать привод управления механизмом переключения передач на машине ВАЗ 2110. Представлена схема устройства.
Если во время эксплуатации автомобиля у Вас возникли проблемы с переключением передач (нет чёткого переключения), тогда пришло время отрегулировать привод, что управляет этим механизмом. Также данные работы необходимо провести сразу после того, как вы произвели снятие коробки передач, её ремонт и обратную установку, так как после таких действий весь механизм переключения скоростей «расходится».
Мы делали настройку на автомобиле ВАЗ 2110.
Регулировка привода управления механизмом переключения передач
1 — кронштейн блокировки заднего хода; | 8 — сферический палец механизма переключения передач; |
2 — упор оси; | 9 — пол кузова; |
3 — ось рычага переключения передач; | 10 — шаровая опора; |
4 — втулки оси; | 11 — буфер; |
5 — рычаг переключения передач ВАЗ 210; | 12 — пружина; |
6 — дистанционная втулка; | 13 — шаблон 67,7834,9527; |
7 — сферическая шайба шаровой опоры; | 14 — накладка кронштейна. |
2. Для того, чтобы обеспечить свободное хождение тяги относительно штока выбора передач, — следует расширить при помощи отвёртки пазы на конце тяги и хомута. После чего поставьте шток в нейтральное положение.
3. Далее идём в салон автомобиля и демонтируем с рукоятки чехол коробки передач. Его можно просто опустить в самый низ, а рычаг установить таким образом, чтобы его нижний (неизогнутый) конец расположился примерно вертикально.
Если у Вас шаблон 67,7834,9527, то рукоять переключения передач выставляем следующим образом: при снятом чехле рычага установите в окно накладки (номер 14 на схеме сверху) кронштейна блокировки заднего хода шаблон.
Далее введите в паз шаблона (13) упор оси (2) рычага (5) и прижмите его к шаблону в поперечном направлении, не вызывая упругой деформации кронштейна (номер 1). Зафиксируйте рычаг (5) в этом положении.
4. Под днищем машины нужно аккуратно, не резкими движениями руки выбрать осевой люфт штока в направлении назад и его угловой люфт в направлении против часовой стрелки (задаче не сдвинуть рычаг переключения передач).
Большинство водителей слышали о таком, известном на слуху, термине, как кулиса коробки, но не все в курсе, что же это такое, как выглядит и зачем она вообще в автомобиле. Сегодня в нашей статье постараемся разобрать все, что связано со словом кулиса, какова ее функциональная важность и для чего она служит в коробке передач.
Назначение
Для того, чтобы передавать крутящий момент от двигателя на ведущие колеса автомобиля, а также изменять при необходимости режим и направление движения, любой автомобиль оснащен устройством для выбора и переключения передач, так называемым – кулисой КПП.
Устройство
Кулиса представляет собой составной механизм, служащий для связи ручки переключения передач с коробкой. По конструкции он может состоять из нескольких тяг, рычагов, тросов, коромысла, пружин, системой карданных соединений и других вариантов.
На различных марках автомобилей конструкция кулисы имеет свои особенности, что связано с расположением КПП и способом соединения ручки переключения передач со штоком коробки.
Так, например, на заднеприводных автомобилях ВАЗ классической серии, таких как ваз 201-07, рычаг переключения передач установлен непосредственно на корпусе самой КПП и, соответственно, не имеет каких-либо деталей привода.
Саму ручку переключения в обиходе называли кулисой, что и перешло на другие модели авто, где ручка уже конструктивно отделена от коробки и соединяется с ней посредством кинематической связи.
Это, в частности, переднеприводные модели ваз, как и большинство других марок авто, уже имеют привод из механизмов от ручки передач до штока КПП, который и носит название кулиса коробки передач.
Признаки неисправности кулисы:
• Тугое переключение передач;
• Сильный люфт ручки КПП;
• Включается не та передача, то есть вместо одной включается другая;
• Возможно включить лишь некоторые передачи, остальные не включаются;
• Звук при включении, напоминающий хруст.
Регулировка
В большинстве случаев неправильная работа кулисы вызвана ее разрегулировкой, либо запущенным состоянием соединений, а также выработкой в соединениях. Вызвано это тем, что большая часть механизма кулисы расположена под днищем автомобиля и подвержена воздействию дорожной грязи и воды, различного рода механическим ударам, что отрицательно сказывается на ее состоянии.
Перед проведением регулировки рекомендуется проверить состояние всех элементов механизма кулисы, очистить их от грязи и убедиться в надежности всех соединений.
Так при наезде на препятствие может быть погнута одна из тяг кулисы, может быть сбит стопор, перекошено коромысло, что сразу отразится на правильности работы выбора и четкости включения передач.
Схема работы по регулировке кулисы
Для регулировки не потребуются какие-либо сложные приспособления, специальные инструменты, либо большой опыт работы. Операция не сложная и ее может выполнить своими руками практически каждые автовладелец, не обращаясь в центр сервисного обслуживания.
Регулировка требуется после каждого снятия коробки передач, либо при отпускании крепления кулисы и неправильной работы ручки переключения.
Существует два общих варианта регулировки:
• По передаче заднего хода. Для этого автомобиль устанавливается на смотровую яму (подъемник, эстакада), ставится ручник и дополнительно под колеса ставятся противооткатные упоры.
Работу желательно выполнять с помощником. Один находится в салоне автомобиля, а второй в смотровой яме под днищем кузова. Находящийся в снизу кузова отдает крепление хомута штока КПП, а второй в салоне переводит рычаг переключение коробки в положение наиболее удобное для включения передачи заднего хода. После чего хомут на штоке затягивается, и регулировка считается законченной.
• По первой передаче. Включается первая передача и отпускается хомут крепления кулисы к штоку коробки передач. Затем шток КПП поворачивается против хода часовой стрелки до ощутимого упора и хомут затягивается.
В обоих вариантах проверяется четкость включения передач и при необходимости регулировку повторяют, добиваясь необходимого результата.
В зависимости от конструкции могут существовать и другие варианты регулировки кулисы. Поэтому перед проведением работы на своей модели авто, рекомендуем ознакомится с приложением к обслуживанию, где указан конкретный способ регулировки привода кулисы.
В заключение
При обнаружении признаков симптомов неправильной работы переключения передач рекомендуется, не откладывая провести диагностику коробки передач, после чего-либо отрегулировать, либо заменить кулису.
Это вызвано тем, что в момент движения ручка переключения может «внезапно» перестать выполнять свои обязанности (переломиться, заклинить, выскочить из соединения и пр.), что может привести к непредсказуемым последствиям.