No Image

Регулировка звукового сигнала автомобиля

0
1 082 просмотров
20 августа 2019

Сигнал регулируют только при появлении хрипа и снижении громкости звука, поворотом винта 13 до получения чистого и громкого звука (рис.).

Если регулировка с помощью винта 13 не дает удовлетворительных результатов, то следует слегка ослабить гайку на резонаторе и повернуть стержень 2 (с помощью отвертки, вставленной в шлиц стержня) на 1/4 оборота, затянуть гайку и проверить звучание, одновременно поворачивая в ту или другую сторону регулировочный винт.

Уход за сигналом сводится к периодической проверке надежности его крепления и присоединения проводов к клеммам.

РЕГУЛИРОВКА ЗВУКОВОГО СИГНАЛА С56-Г АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

На автомобиле ЗИЛ-130 применяют безрупорный электрический сигнал С56-Г (рис. 29, о), а на автомобиле ЗИЛ-131 — С44. Эти сигналы одинаковой конструкции, но имеют разный способ крепления на автомобилях.

Сигналы в процессе эксплуатации требуют периодической регулировки силы (звучания) и чистоты (тональности) звука.

При отсутствии звука перед регулировкой сигнала следует убедиться в исправности проводов, контактов прерывателя, клемм 12 (рис. 29, а) и конденсатора. Если имеется неисправность, которая может служить причиной плохого звучания или отсутствия звука, надо устранить ее, а затем при необходимости отрегулировать сигнал, желательно в мастерских.

Следует иметь в виду, что при коротком замыкании в цепи сигнала срабатывает биметаллический кнопочный предохранитель, установленный в кабине на распорке рулевой колонки. Поэтому, устранив неисправность, надо восстановить электрическую цепь, разомкнутую предохранителем, нажав рукой на его кнопку. Регулируют сигналы только в случае снижения громкости звука или при появлении хрипа и нарушения тональности звучания. Способ регулировки показан на рис. 29, б.

Звучание и тональность сигнала регулируют винтом 10, расположенным снизу корпуса 9 (см. рис. 29, а). Вращая его

отверткой в одну или другую сторону, регулируют прерыватель 7 и в зависимости от его регулировки автоматически устанавливается зазор между якорем 6 и сердечником 11 катушки 8, а следовательно, и нормальное звучание сигнала.

Если регулировка винтом 10 не дает удовлетворительных результатов, следует снять крышку 3 и торцовым ключом слегка ослабить регулировочную гайку 2, после чего повернуть отверткой стержень 1 на lU оборота, затем снова затянуть гайку, при этом резонатор 4 и мембрана 5 должны быть надежно закреплены. Подключить ток, проверить звучание сигнала и тональность звука, при этом, одновременно вращая регулировочный винт 10, настроить сигнал по слуху.

Согласно технической характеристике правильно отрегулированный сигнал должен звучать нормально при напряжении 12 в и силе тока не более 2,5 а.

На автомобилях ЭИЛ-130В (тягач) и ЗИЛ-131, кроме электрического сигнала, устанавливают пневматический двухтональный сигнал С40-Б с двумя рупорами 17 (рис. 29, в). Этот сигнал включают ножным включателем 19 ВК-40, установленным на полу кабины. Сигнал работает от сжатого воздуха с давлением 4—10 кГ/см2.

Пневматический сигнал, кроме периодической (через 25 тысяч включений) чистки вибраторов 16 камеры корпуса 13 и крышки 14, требует проверки и регулировки.

Сигнал проверяют на стенде, оборудованном пневматической установкой. Громкость исправного сигнала должна быть 112 дб на расстоянии 1 м от микрофона при действии на вибраторы сжатым воздухом с давлением 6 кГ/см2.

С повышением давления от 7 до 10 кГсм2 сигнал не должен нарушать звучания, но при этом допускается увеличение громкости с изменением тембра.

Звучание сигнала можно регулировать одной из прокладок 15. Если звучание не улучшается, следует заменить вибраторы.

Клапан 18 включателя сигнала должен открываться при нажатии на кнопку 20 с усилием не более 12 кГ, при давлении в воздушной магистрали автомобиля, равном 6 кГ/сж2.

Изменяем тональность сигналов автомобиля

Чтобы звуковой сигнал автомобиля был различимее в условиях городского шума, его делают двуголосным, т.е. оба клаксона звучат одновременно. При этом звуковысотное соотношение тонов обычно устанавливают близким к малой терции, которая, являясь основой минорного аккорда(трезвучия), вызывает у человека ощущение тревоги. Один из тонов называют (разумеется, условно) высоким, а второй – низким. Так, клаксон С-308 низкого тона излучает звуковые колебания частотой 415 Гц, в то время как клаксон С-309 высокого тона – 495 Гц. Резко контрастирует автомобильный сигнал на фоне ему подобных при поочередном звучании клаксонов. Именно так звучит сигнал некоторых спецмашин, поэтому использовать его на индивидуальных автомобилях и общегородском автотранспорте запрещено правилами дорожного движения. Но есть и другой путь – достаточно лишь на короткое время задерживать включение сигнала низкого тона относительно сигнала высокого, и различимость звучания в целом заметно улучшится. Для реализации задержки включения нужно ввести в цепь сигнала низкого тона автомобиля реле времени. После окончания времени выдержки реле (оно не должно превышать секунды) оба клаксона, как и обычно, звучат одновременно. Разница в работе клаксонов незначительна, но зато различимость их звучания (или, как говорят специалисты, полетность, т.е. легкость слухового обнаружения звучания даже при знанительном уровне шума) существенно выше. Следует заметить, что в первое время после переделки "голос" машины кажется чужим и даже неприятным, но очень скоро становится привычным и легко различимым среди подобных. Это важно, в первую очередь, в тех случаях, когда машина, оснащенная автосторожем, стоит на неохраняемой стоянке, где одновременно находится много автомобилей. Необходимо быстро и уверенно определить, не ваша ли машина подает сигнал тревоги. Такой необычный звук к тому же лучше воспринимают пешеходы и другие участники движения.

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Реализовать реле времени можно по-разному. На рис. 1 показана схема одного из возможных его вариантов. Реле собрано на транзисторе VT1. Требуемую временную задержку обеспечивает цепь R1C1. Здесь НА1 – клаксон высокого тона, а НА2 – низкого; оба входят в состав системы электрооборудования автомобиля. Клаксон НА1 включает контактная группа К2.1 реле сигналов автомобиля (обмотка этого реле на рис. 1 не показана), а НА2 – контактная группа К1.1 дополнительного реле К1. Диоды VD1, VD2, VD3 служат для подавления импульсов напряжения самоиндукции, возникающих на обмотках реле К1 и клаксонов НА1, НА2. Когда устройство обесточено (контакты К2.1 разомкнуты), клаксоны выключены, конденсатор С1 разряжен. После срабатывания реле сигналов и замыкания контактов К2.1 немедленно включается клаксон НА1 высокого тона. Одновременно начинается зарядка конденсатора С1 через резистор R1. Когда он зарядится настолько, что откроется транзистор VT1 и сработает реле К1, контакты К1.1 включат клаксон НА2 низкого тона. Задержка его включения зависит от параметров цепи R1C1. При указанных на схеме типономиналах деталей она близка к 1 с. Далее оба клаксона НА1, НА2 звучат одновременно. После размыкания контактов К2.1 оба клаксона выключатся и конденсатор С1 очень быстро разрядится через резистор R2 и эмиттерный переход транзистора VT1 – устройство снова готово к работе. Если нажатие на кнопку подачи звукового сигнала (на руле автомобиля) будет кратковременным (менее 1 с), сработает лишь клаксон НА1, а НА2 включиться не успеет. Ясно, что такой режим ручной подачи сигнала способствует уменьшению общего городского шума.

Описанное реле времени легко смонтировать на современном автомобиле с двумя клаксонами (например, на "Москвиче" АЗЛК-2141), у которого, как правило, они включаются контактами специального реле сигналов. Клаксон такой машины имеет всего один – плюсовой – зажим, минусовым выводом служит корпус клаксона. На автомобилях старых моделей, например, ВАЗ-2101, для управления клаксонами не использовали промежуточного реле, а сами они были подключены на автомобиле по распространенной прежде двупроводной схеме. При этом каждый клаксон обычно имел два зажима, один из которых был постоянно соединен с плюсовым проводом бортовой сети. Для таких машин более подходит схема, представленная на рис. 2. По принципу работы это реле ничем не отличается от предыдущего. Укажем лишь, что здесь SB1-контакты рулевой кнопки звукового сигнала.

В журнале "За рулем", 1993, N" 7, с. 38, 39 в моей статье "Голос узнаете сразу" были описаны устройства, позволяющие имитировать звук старинного клаксона с резиновой грушей (когда на грушу нажимали, раздавался звук сравнительно высокого тона, а когда отпускали -низкого). Они собраны на электромагнитных и тепловых реле, поэтому довольно сложны, а надежность работы невысока. Ниже описаны два электронных аналога этих устройств. Несмотря на то, что в их составе также присутствует одно электромагнитное реле, они проще в реализации и работают лучше. При нажатии на сигнальную кнопку будет звучать клаксон высокого тона, а после ее отпускания кратковременно прозвучит клаксон низкого тона. Схема такого устройства применительно к современному автомобилю показана на рис. 3. Здесь диоды VD1, VD4, VD5 служат для подавления высоковольтных импульсов самоиндукции на обмотках реле К1 и клаксонов НА1, НА2. При замыкании контактов К2.1 реле сигналов звучит клаксон НА1 и заряжается конденсатор С1 через резистор R2 и диод VD2. Транзистор VT1 в это время закрыт, так как закрыт диод VD3. Реле К1 обесточено, клаксон НА2 выключен. После размыкания контактов К2.1 выключается клаксон НА1, открывается диод VD3 и конденсатор С1 разряжается через резистор R1, эмиттерный переход транзистора VT1, диод VD3 и обмотку клаксона НА1. При этом транзистор открывается, срабатывает реле К1 и контактами К1.1 включает клаксон НА2. После разрядки конденсатора (примерно через секунду) транзистор закрывается, реле К1 отпускает якорь, выключая клаксон НА2. Устройство снова готово к работе.

Если на автомобиле нет реле сигналов и клаксоны включаются непосредственно контактами сигнальной кнопки на руле, то устройство следует собирать по схеме на рис. 4. В нем диоды VD1, VD4, VD5 – защитные, а VD2 и VD3, как и в предыдущем устройстве, коммутируют цепи зарядки и разрядки конденсатора С1. По порядку работы устройство тоже практически не отличается от предыдущего.

В заключение несколько замечаний, общих для всех описанных в этой статье устройств. Реле времени везде настроено на выдержку приблизительно 1 с. Если необходимо это время продлить, нужно пропорционально увеличить сопротивление резистора R1, и наоборот.

Транзистор КТ829А можно заменить любым из этой серии; годятся также транзисторы КТ972А и КТ972Б. Если же приобрести указанные составные транзисторы не удалось, можно использовать составленные, например, из транзисторов серий КТ801 или КТ807 и КТ815 или КТ817 (желательно выбирать наиболее высоковольтные по напряжению коллектор-эмиттер). Во всех устройствах лучше всего использовать малогабаритные реле 111.3747, 112.3747, 113.3747, 113.3747-10, 114.3747-10, 114.3747-11, 116.3747-10,116.3747-11,117.3747-10 или 117.3747-11, рассчитанные на номинальное напряжение 12 В (см. статью В. Банникова "Малогабаритные автомобильные электромагнитные реле в "Радио", 1994, №9, с. 42 и №10, с. 41). Диоды КД102А можно заменить на КД102Б, КД510А или любые из серий КД103, КД109, КД226. Вместо КД213А подойдут КД213Б или КД202 с буквенными индексами В, Д, Ж, К, М, Р. С диодами из серии КД202 габариты устройства придется несколько увеличить. Если пойти на еще большее увеличение размеров, то вместо КД213А можно использовать диоды серий КД204, Д242, Д305. В силу кратковременности работы устройств каких-либо теплоотводов для диодов или транзисторов не требуется. При любом отказе устройства для возврата к стандартному варианту питания клаксонов достаточно замкнуть перемычкой контактную группу К1.1.

Комментировать
0
1 082 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector