No Image

Реле стеклоочистителя нива 21214

0
847 просмотров
20 августа 2019

Данная статья находится по адресу: http://www.semerka.info/node/164. Согласовал с автором копирование статьи на сайт NIVA-FAQ и прислал Sergey_SS.

Штатный вазовский стеклоочиститель отлично работает в сильный дождь, но вот в слабенький моросящий дождь назвать его работу хорошей к сожалению нельзя, я говорю про те моменты когда он работает в прерывистом режиме. Стандартная пауза между взмахом дворников это 4 секунды. Очень часто, когда дождь совсем мелкий, стекло не успевает намокнуть, и дворники практически работают по сухому. Водителю, ругая исконно русскими выражениями работников АвтоВАЗа, пригодится самому с периодичностью в 5-10-20 секунд включать и выключать стеклоочиститель. В общем, я думаю, любой владелец ВАЗика понимает, о чем я хочу сказать. И сегодня мы будем бороться с этой проблемой. Итак, снимаем с машины реле стеклоочистителя, отсоединяем колодку и несем домой:

Вскрываем крышку и отсоединяем печатную плату от крышечки. Смотрим на схему. За паузу между взмахами дворника отвечает резистор, обведенный красным кружком:

Изменяя его сопротивление можно и даже нужно регулировать паузу между взмахами дворников. Сам резистор на 62 Ком, что равняется 4 секундам между взмахами. Если вас устраивает минимально время задержки в 4 секунды, то можете оставить этот резистор, У меня же был резистор на 47 кОм, и я поставил его, чтобы минимально время задержки было 3 секунды. Если поставить на 25-30 кОм, то время задержки будет около 2 сек. Итак, если вы решили оставить родной резистор, то выпаиваем любую одну его ножку из платы, если резистор меняете на меньший номинал то выпаиваем родной резистор, а новый припаиваем только одной ножкой. Берем полметра двухжильного провода (или два одножильных) и припаиваем один провод к освободившейся ножке резистора. А второй провод на место, откуда выпаяли освободившуюся ножку. Вот так:

На проводах на фото одет прозрачный термоусадочный кембрик – очень удобный и эффективный способ изоляции. Просто одеваем трубочку на соединение и слегка нагреваем его зажигалкой, трубочка сжимается в диаметре и плотно оседает на соединении, это намного эффективнее изоленты.

Итак у нас теперь припаяны два провода, делаем на них узелок, чтобы случайно не оторвать, и закрываем крышку, протягивая наши провода вместе со штатными. Крышку реле приклеиваем. Я лично клеил термоклеевым пистолетом:

Далее берем переменный резистор:

Номинал резистора можно взять любой от 100 кОм. Чем больше номинал, тем больше можно будет сделать паузу между взмахами щеток. Например, если резистор на 100 кОм, то максимальный интервал между взмахами щеток будет порядка 10 сек. Если взять 200 кОм то интервал будет около 17 сек и так далее. Единственное, не советую брать больше 500 кОм, т. к. точность установки интервала упадет. Так вот, берем резистор и один провод (любой) припаиваем к среднему контакту, а второй к любому крайнему.

Все устройство готово:

Несем все обратно в машину. Реле ставим на свое законное место, а резистор размещаем там, где вам удобнее. Я лично разместил его на рулевой колонке рядом с переключателем стеклоочистителя. ИМХО это логичней и правильней. И надел на него ручку от регулятора печки от восьмерки:

Вот и все готово. Сейчас в прерывистом режиме у меня время между взмахами стеклоочистителя регулируется от 3 до 10 сек, резисторы стоят 47 кОм (0,25 Вт) и переменный 100 кОм 0,25 Вт. По ваттам резисторы можно взять любые (но 0,25 удобны нам по размеру). В будущем думаю поменять резисторы на 30 кОм – чтобы сделать минимальное время паузы 2 сек и переменный на 200 кОм или на 500 кОм, чтобы сделать максимальное время паузы побольше, до 17-18 сек с резистором на 200 кОм или почти до минуты с резистором на 500 кОм Все описанное в статье дорабатывалось на реле дворников PC-514 – именно оно стоит на большинстве машин, но если у вас и стоит другое реле, то думаю, что и его можно доработать аналогичным образом.

Мысли по поводу "регулируемой паузы" терзали меня уже давненько, но "внезапно нагрянувшая" весна "подтолкнула под руку", и я полез в интернет за готовым решением данного вопроса. Из множества самых разных вариантов одним из лучших по скорости, легкости исполнения и бюджету был признан вышеизложенный материал. Картину немного омрачил тот факт, что "родное" реле у меня оказалось "старого" образца – еще с термопарой, что немного увеличило бюджет мероприятия, но, зато, на период экспериментов мне не пришлось отказываться от привычного режима "дворников".

В ближайшем магазине было куплено новое реле РС-514, но и оно оказалось не тем реле, которое описано выше (их, как выяснилось, несколько никак не обозначенных модификаций. ), хотя и на той же микросхеме. Немного посидев над платой нового реле, я нашел аналог "резистора, обведенного красным кружком". Это R2 с номиналом в 33 кОм:

Резистор R2 был безжалостно выброшен ввиду неудобства использования. Мне, учитывая отсутствие паяльника мощностью менее 100 Вт, удобнее было припаять постоянный резистор к нижнему "контакту" VD2 (левый контакт R2 по фото), а провод- к "+" конденсатора (одна дорожка с правым контактом R2). При постоянном резисторе 30 кОм и переменном 200 кОм, минимальная пауза составила около 4,5 секунды, максимальная – 32 секунды.

Общий бюджет "доработки" (по состоянию на март 2011 г.): резистор импортный, с инерционной смазкой и с ручкой – 35 руб., новое реле- 100 руб., постоянный резистор- 2 руб., провод, кусочек термоусадочной трубки, паяльник и, конечно же, руки.

В новой 21214-40-020 решил сделать регулируемую паузу в стеклоочистителях, снял штатное реле, а оно оказалось не РС514, а релюхой от семёрки 2107-3747.

Вскрытие показало, что схема собрана на спецмикросхеме К1055ГП5Р, которая является полным аналогом филипсовской микросхемы МС33197. Даташит на неё лежит тут: http://www.allcomponents.ru/pdf/motorola/mc33197.pdf.

Теперь о переделке. Надо выпаять резистор 4,7 кОм, нарисованный красным цветом:

Фотографировал уже после переделки, поэтому я его дорисовал. Вместо него припаял провода, на другой конец которых припаял последовательно соединенные постоянный резистор на 1,5 кОм, и переменный на 22 кОм. Пауза стала регулироваться от 0,5 сек, до 19 сек.

Анализ даташита показал, что применение данной микросхемы дает нам возможность реализовать функцию автоматического включения непрерывного режима работы "дворников" во время включения омывателей стекол. Для этого нужно соединить вывод 5 микросхемы через резистор 4,7 кОм с плюсом моторчика омывателя. Куда, чего припаивать нарисовано на фото:

Верхний и нижний желтые провода уходят на резисторы регулирования паузы, средний с припаянным резистором в термоусадке уходит на плюс мотора омывателя.

Теперь, если при работе "дворников" в прерывистом режиме. Если включить омыватель стекла одновременно с включением мотора омывателя, стеклоочиститель автоматически переключится в непрерывный режим работы, после прекращения подачи омывающей жидкости "дворники" делают еще три взмаха и автоматически переключаются обратно в прерывистый режим.

Ставил намедни данную штуковину на 21214М, вот, набросал примерный алгоритм.

Нам понадобится (примерный бюджет 350 р, все покупалось летом 2012 года в обычном магазине автозапчастей в Ленинградской области:
– 6-контактная колодка (на первом рисунке) – 60 р.
– клеммы "мама" – 10 шт. (с запасом) – 50 р.
– реле стеклоочистителя с программируемой паузой – 230 р. (723.3777-01, 411.3777, 724.3777-01, 524.3777-01, 54.3777-01, 39.3777-01)

Думается мне, что список реле неполный, прошу добавлять! Первые два опробованы лично на моих авто. Кстати, реле 723.3777-01 (нового образца!) в магазине продавалось как для Ваз 2114.

Опишу схему подключения, а как соединять – каждый сам себе хозяин, будь то скрутка или пайка, или ещё чего.

Для начала вынимаем из купленной 6-контактной колодки лишние клеммы – они нам не понадобятся, как видно на фото. Это клеммы №№3, 4 на левом разъёме и №№4, 6 на правом. Внимание! Нумерация проводов в колодке на фото условная и не совпадает с нумерацией на оригинальной схеме!

1. Соединяем между собой провода клемм под номерами 2, оконцовываем клеммой и подключаем к ноге 15 реле – это питание (+12 при включении зажигания).
2. Соединяем между собой провода клемм под номерами 5, оконцовываем клеммой и подключаем к ноге S реле – это выход питания на мотор.
3. Соединяем между собой провода клемм под номерами 1, оконцовываем клеммой и подключаем к ноге 31 реле – это масса.
4. Провод клеммы №6 левого разъёма оконцовываем клеммой и подключаем к ноге 31b реле – это индикация крайнего положения дворников.
5. Провод клеммы №3 правого разъёма оконцовываем клеммой и подключаем к ноге J реле – это включение прерывистого режима.
6. Отключаем минус аккумулятора, снимаем панель приборов (ПП) размыкаем родной 6-контактный разъём (он там такой один, не ошибётесь), в разрыв ставим нашу приблуду.
7. Оставшуюся свободной ногу реле 86 соединяем с тонким розовым проводом 2-контактного разъёма омывателя (находится так же за ПП, рядом с 6-контактным разъёмом, провод нужен тот, на котором появляется +12 при включении омывателя). Далее всё тщательно изолируем. Собираем ПП.
8. Подключаем аккумулятор – пользуемся!

Небольшое отступление по поводу аккумулятора. Несмотря на то, что наша цепь обесточена (зажигание выключено), аккумулятор всё же советую отключать! Сам поначалу пренебрегал этим, конечно, мы же самые умные, всё под контролем! Ну и когда что-то делал (не помню уже что) за панелью приборов, случайно уронил отвертку, которая провалилась и по закону подлости упала чётко на блок предохранителей, который по тому же самому закону в данный момент был без крышки… Раздался бабах и отвертка, к счастью, оказалась на полу, обошлось несколькими выгоревшими предохранителями, боюсь представить, что было бы, застрянь она там… Люди будьте благоразумны, отключайте аккумулятор и работайте спокойно!

Что ещё можно добавить… В принципе, более правильно было бы под реле подобрать колодку и все мамы вставить в соответствующие гнёзда, это облегчит в будущем процедуру замены данного реле, хотя данное устройство мне лично представляется довольно надёжным и вряд ли выйдет из строя в обозримом будущем.

А вот схема, которую нарисовал alexlozzh, (спасибо ему!) прочитав мои каракули и, видимо, покрутив в руках сабж:

Схема включения очистителя и омывателя ветрового стекла

1 – электродвигатель омывателя ветрового стекла;
2 – электродвигатель очистителя ветрового стекла;
3 – выключатель зажигания;
4 – реле зажигания;
5 – блок предохранителей;

6 – переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла;
7 – условная нумерация штекеров в колодке переключателя;
8 – реле очистителя ветрового стекла;
9 – условная нумерация штекеров в колодках реле и электродвигателя очистителя ветрового стекла.

оит из моторедуктора, рычагов и щеток. Электродвигатель очистителя – двухщеточный, с возбуждением от постоянных магнитов, односкоростной. Для защиты от перегрузок в нем установлен термобиметаллический предохранитель.

Техническая характеристика моторедуктора

Максимальный эффективный момент на валу моторедуктора при напряжении питания 14 В и температуре окружающей среды (25±10)°С, Н.м (кгс.м)
Частота вращения вала в этих же условиях при нагрузке 1 Н.м (0,1 кгс.м), мин –1 , не менее Потребляемый в этих условиях ток, А, не более

Очиститель имеет два режима работы – постоянный и прерывистый; они включаются правым подрулевым переключателем. Прерывистый режим работы обеспечивается реле типа РС-514, прикрепленным двумя гайками к передней левой боковине. Реле должно обеспечивать 9–17 включений электродвигателя в минуту при температуре от –20 до 50°С и напряжении питания 10 В. (При включении стеклоочистителя в прерывистом режиме щетки могут сделать до четырех непрерывных двойных ходов.) Сопротивление обмотки электромагнита реле – (66±2) Ом, обмотки прерывателя – (23±1) Ом.

Неисправный моторедуктор рекомендуется заменять новым. Погнутые рычаги выправляют, при износе шарниров – заменяют.
Омыватель ветрового стекла состоит из полиэтиленового бачка с электрическим насосом, установленного в моторном отсеке, форсунок омывателя, расположенных на капоте, и гибких соединительных шлангов.

Омыватель включается оттягиванием на себя правого подрулевого переключателя (нефиксированное положение). При неисправности насоса его заменяют. Засорившиеся форсунки можно продуть в обратном направлении или прочистить леской или тонкой иглой.

Во первых — спасибо ОГРОМНОЕ Алексею и Сергею за оказанную помощь в виде консультации как и что куда подключать!

Для реализации данной задумки стандартное Реле Стеклоочистителей трогать не нужно. Кожух подрулевых переключателей на рулевой колонке тоже снимать не нужно! Все, что нужно находится под "приборкой". Итак, откручиваем крестовой отверткой накладку Панели Приборов и снимаем её:

Далее головкой на "8" откручиваем саму Панель и тоже снимаем её:

Отсоединяем контакты, идущие к Панели Приборов:

И вот мы добрались до проводов, с которыми нужно немного поработать. Нам нужен пучок с двумя разъемами, один из них с шестью контактами, а другой с двумя. Вот они в моей руке:

Разъединяем тот, что с шестью контактами:

Берем приобретенное Реле с Регулировкой Паузы…

…и подключаем его клеммы к недавно разъединенным:

Отдельный провод от Реле с Регулировкой Паузы нужно подключить к разъему с двумя контактами как показано на Фото:

Вот, собственно и все. Теперь Паузу Стеклоочистителя можно регулировать (она может быть любой от 1 до 45 секунд), плюс мы получаем небольшое удобство в виде тройного маха при омывании стекла, за что и отвечает отдельный провод на новом Реле.

Но моя работа над этим не остановилась и новое Реле было "завернуто как конфетка" в виброизол, чтобы не было слышно щелчков его работы:

После чего Реле просто размещено в месте, указанным на фото:

Ну и наконец остается все собрать в обратной последовательности.

Как регулируется Пауза — смотрите на Видео:

Комментировать
0
847 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector