Устройство и принцип работы
Основная задача вакуумного регулятора опережения – регуляция зажигания во время изменения угла открытия заслонки, то есть во время изменения нагрузки на двигатель. Во время небольших нагрузок наполнение цилиндров рабочей смесью понижается, а значит, и давление в момент непосредственного воспламенения.
При этом загрязнение всей смеси газами из остатка растет, а это понижает скорость сгорания. Это, в свою очередь, требует большего угла опережения самого зажигания. То есть процесс искрообразования должен осуществляться раньше. Увеличение нагрузки приносит уменьшение остаточных газов. Коэффициент воздушного убытка размещен в пределах 0,8–0,9.
Для того чтобы корректировать тот самый момент зажигания как раз и нужен регулятор. Если нагрузка будет уменьшаться, заслонка прикрывается в месте, где он подсоединен, что приводит к увеличению диафрагмы. Разность давлений действует на диафрагму, которая перемещается, преодолев при этом усилие пружины, а потом с помощью тяги поворачивает движущуюся пластину навстречу вращения кулачка. То есть ротора датчика. В процессе увеличивается угол зажигания.
Если нагрузка растет, та сама дроссельная заслонка открывается, а в регуляторе разрежение падает. Пружина при этом диафрагму смещает влево, то же делает и с тягой. Последняя поворачивает пластину, а также прерыватель в том направлении, в котором вращается кулачек. Так уменьшается угол зажигания.
Что же касается устройства, то вакуумный регулятор опережения зажигания, как правило, установлен на распределителе. Он также состоит из статичного корпуса с крышкой, которая сделана из ткани. Эти два элемента разделены специальной диафрагмой. Также вакуумный регулятор опережения зажигания включает в свой состав пружину той самой диафрагмы и пружину тяги. Понятное дело, что именно он отвечает за вакуумное опережение зажигания.
Чем опасен выход из строя
Любая неисправность регулятора может с легкостью стать результатом того, что вакуумное опережение зажигания становится невозможным. Также о работоспособности этой детали можно судить, понаблюдав за изменением частоты вращения коленчатого вала при изоляции шланга вакуумного типа. Также об этом можно судить по перемещению тяги этой детали при варьирующейся частоте вращения коленвала.
Также причиной может стать заедание тех же самых подшипников или же ослабление крепящих винтов. Как правило, герметичность исчезает после возникновения повреждений трубки, которая подходит к регулятору от коллектора всасывающего типа. Это может сопровождаться низкой плотностью затяжки штуцера, а также критическими повреждениями диафрагмы. Из-за этого воздух попадает внутрь механизма, что приводит к снижению разрежения в полости непосредственно вакуумной камеры. В результате данная деталь попросту лишается способности изменить угол опережения зажигания в нужных пределах во время разницы в нагрузках на двигатель.
Если регулятор перестает функционировать, то это означает, что вакуумное опережение зажигания отсутствует после утраты герметичности его камеры или из-за ослабленных пружин самой диафрагмы.
Диагностика
Чтобы проверить данный механизм я советую сперва заглушить мотор во избежание критических ситуаций. После этого снимаем крышку трамблера, а затем сам бегунок. За самим бегунком будет расположен защитный экран из пластика, который также следует снять. После снятия экрана переходим к снятию трубки, отвечающей за подвод разрежения к нашему регулятору. Ее соединение расположено на штуцере карбюратора. Теперь своими силами, то есть ртом, создаем в трубке разрежения, втягивая воздух в себя. Во время этого нужно следить за перемещением тяги самой диафрагмы механизма.
Если все нормально, то она должна втягиваться внутрь корпуса данной детали и, таким образом, перемещать пластину датчика Холла. Если же этого не происходит, значит, регулятор нужно немедленно заменить таким же, только исправным. Для этого нужно снять стопорную шайбу и отсоединить тягу диафрагмы от соответственной пластины стопорного типа. После этого отвинчиваем пару винтов крепления корпуса механизма опережения к трамблеру. Теперь регулятор можно спокойно снять и заменить новым, установив его в обратной последовательности.
Что же касается проверки герметичности, то ее можно провести только после снятия данной детали. Проводятся такие проверочные работы при помощи насоса. Суть заключается в том, чтобы опустить деталь в емкость с водой и начать нагнетать воздух насосом непосредственно в ее вакуумную камеру. Если вы увидите, как выходят пузырьки воздуха, значит, место их выхода и является поврежденной зоной, из-за которой регулятор был лишен герметичности.
В случае если во время такой процедуры воздух выходит непосредственно на штуцере все решается его подтяжкой. Если же воздух выходит в месте самой завальцовки, то я настоятельно рекомендую как можно лучше уплотнить стык с помощью молотка. Также это можно сделать, обмазав поврежденные места специальным эпоксидным клеем, но только после полной просушки и зачистки регулятора.
Если же повреждена диафрагма, то без абсолютной замены механизма уже не обойтись. Как правило, его работа нарушается из-за наличия износа его деталей, коррозии обойм подшипника, которые относятся к контактной пластине или же из-за коррозии самих шариков.
Видео “Как проверить вакуумный регулятор опережения зажигания”
Посмотрев запись, вы узнаете, как проверить регулятор самостоятельно.
ВРОЗ или регулятор опережения является важнейшим и незаменимым элементом системы зажигания современного автомобиля. Тема этой статьи о том, как проверить вакуумный регулятор опережения зажигания своими силами.
Что такое ВРОЗ и как он работает
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
ВРОЗ представляет собой устройство, напоминающее своей работой стабилизатор, задачей которого является контроль над работой мотора. Без ВРОЗ двигатель однозначно стабильно функционировать не будет.
Если вникнуть подробнее в функциональные задачи устройства, то становится понятно, что ВРОЗ не просто контролирует работу двигателя, но регулирует систему зажигания во время нагрузки на силовую установку.
Примечание. Как известно, во время сильной нагрузки на ДВС цилиндры его начинают активно наполняться ТВС (смесью горючего), тем самым, повышается давление в момент воспламенения. И наоборот, если нагрузка небольшая, давление понижается, что понижает и скорость сгорания.
ВРОЗ способен регулировать описанные выше моменты. Когда это требуется, угол опережения или УОЗ автоматически уменьшается или увеличивается.
К примеру, при уменьшении нагрузки на силовую установку происходит следующее. Заслонка прикрывается в месте, где подсоединён регулятор. Это соответственно приводит к увеличению диафрагмы. Она перемещается, на неё оказывает воздействие разность давлений, тем самым, удаётся преодолеть противодействие пружины. Таким образом, происходит увеличение УОЗ.
Что касается уменьшения УОЗ, то всё происходит аналогично, только в обратном порядке. Заслонка полностью открывается, диафрагма с тягой смещаются, пластина поворачивается.
Где расположен ВРОЗ и чем опасен выход его из строя
ВРОЗ бывает установлен на распределителе. Последний состоит из корпуса с крышкой, сделанной из ткани. Два элемента разделены специальной диафрагмой. ВРОЗ включает в свой состав пружины и другие составляющие.
Неисправность регулятора способна с лёгкостью стать результатом проблемной работы двигателя. Регулировки зажигания происходить не будет.
Достаточно посмотреть, как вращается кривошипный вал после изоляции шланга с ВРОЗ, чтобы понять всю важность работы регулятора.
Причиной выхода из строя ВРОЗ может стать заедание подшипников или ослабление крепежей. Герметичность ВРОЗ – очень важная штука, и она легко может повредиться, если трубка будет где-то пропускать воздух. Также на потерю герметичности повлияет низкая плотность затяжки штуцера, критические повреждения диафрагмы и многое другое.
Хорошо видно, что происходит с двигателем во время повреждения ВРОЗ или потери им герметичности, в таблице ниже.
Причины неисправности | Способы устранения |
---|---|
Недостаточный зазор между контактами прерывателя | Достаточно будет отрегулировать зазор |
Загрязнение бегунка и крышки трамблёра, появление в них трещин, приводящих к большей утечке тока высокого напряжения, подгоранию гнёзд в крышке | Протереть бегунок и крышку. При наличии трещин или подгорания гнёзд надо заменить неисправный бегунок или крышку |
Подгорание контактов прерывателя | Зачистить контакты |
Большой износ втулок валика, неравномерный износ кулачка распределителя, сильный износ оси подвижного контакта | Разобрать распределитель, заменить изношенные детали, собрать и отрегулировать трамблёр |
Двигатель не развивает полной мощи | |
Ослабление пружины рычажка прерывателя | Проверить усилие прижатия контактов прерывателя и, если оно ниже необходимого, заменить пружину |
Неправильно установлено зажигание | Проверить правильность установки зажигания |
Неисправен центробежный регулятор опережения зажигания | Разобрать трамблёр и устранить неисправность |
Неисправен вакуумный регулятор опережения зажигания | Проверить состояние трубки вакуумного регулятора и в случае повреждения заменить трубку. При отсутствии повреждений проверить вакуумный регулятор на стенде и при необходимости заменить |
Как проверить ВРОЗ
Для проверки ВРОЗ следует сначала заглушить двигатель, чтобы избежать различных критических ситуаций.
Далее осуществляется разборка трамблёра:
- Нужно снять трамблёрную крышку и сам бегунок;
- Далее вынуть пластиковую защиту, которая расположена после бегунка;
- Демонтировать трубку, по которой идёт разрежение.
Потом нужно создать искусственное разрежение:
- Втягивается ртом воздух в себя;
- Одновременно нужно смотреть за перемещением диафрагмы.
При нормальной работе ВРОЗ диафрагма обязана втягиваться внутрь корпуса при разрежении, тем самым, перемещая пластину ДХ (датчика Холла). В противном случае, если диафрагма остаётся неподвижной, ВРОЗ необходимо заменить.
Вот как проводится замена:
- Демонтируется шайба-стопор;
- Диафрагменная тяга отсоединяется от пластины;
- Винты-фиксаторы корпуса ВРОЗ отвинчиваются;
- Регулятор снимается с трамблёра;
- Устанавливается новый ВРОЗ.
Проверка насосом
Очевидно, что одной проверкой на разрежение досконально проверить работу ВРОЗ не получится. Вернее, следует ещё проверить герметичность. Сделать это возможно только после снятия механизма с авто.
Итак, ВРОЗ снят, теперь его нужно проверить. Главный инструмент в этом случае – насос. ВРОЗ опускается в воду, налитую в какую-нибудь ёмкость. Далее насос подсоединяется с регулятором. Внутрь камеры механизма закачивается воздух. Если на воде заметны пузырьки, значит, имеется повреждение, как раз в том месте, где и выходит воздух.
Часто случается такое – воздух выходит непосредственно на штуцере. В этом случае заменять ВРОЗ не нужно. Достаточно будет затянуть штуцер. То же самое можно сказать, если воздух выходит в месте завальцовки. Тут желательно уплотнить стык, используя молоток. Кроме того, можно обмазать повреждённые зоны «эпоксидкой», прежде тщательно просушив и зачистив регулятор.
При повреждении диафрагмы уже без полноценной замены ВРОЗ не обойтись.
Проверка на стенде
Существует также более усовершенствованный вариант проверки ВРОЗ. Речь идёт об устройствах, располагающих несколькими измерителями, включая синхроноскоп и тахометр.
Вот как осуществляется тестирование:
- Трамблёр с регулятором закрепляют на стенде;
- Штуцер ВРОЗ совмещают с насосом и измерителем вакуума оборудования;
- Ставят режим стандартной частоты кручения вала трамблёра;
- 0 величинограммы прибора совмещают с одной из освещаемых чёрточек;
- После этого создаётся разрежение, которое соответствует конкретной модели трамблёра;
- Теперь нужно проконтролировать момент отклонения метки в градусах.
Величина, фиксируемая измерителем вакуума, обязана сочетаться со значениями, предусмотренными для тестируемого трамблёра.
Тип распределителя | Марка автомобиля | Центробежный регулятор | Вакуумный регулятор | ||
---|---|---|---|---|---|
Частота вращения* валика-распределителя, мин-1 | Угол опережения, град | Разряжение, мм рт. ст. | Угол опере-жения, град | ||
Р114Б | ЗАЗ-968А, ЗАЗ-968М | 600 | 0. 3 | 120 | 0. 2 |
900 | 4,5. 7,8 | 180 | 2. 4 | ||
1300 | 8. 11 | 250 и более | 4. 6 | ||
1800 | 11,5. 14,5 | Более 250 | |||
2000 и выше | 13. 16 | ||||
Р147 | «Москвич-2140», «Москвич-412» ИЖ | 500 | 1. 3 | 80 | 0. 3 |
800 | 4,5. 6 | 130 | 4,75. 7,75 | ||
1800 | 9. 11 | 170 | 8,5. 11,5 | ||
2800 и выше | 13,5. 15,5 | 200 и более | 8,5. 11,5 | ||
Р107 | «Москвич-2138» | 500 | 5,5. 8,5 | 80 | 0. 2 |
900 | 9. 12 | 120 | 3. 5,5 | ||
1300 | 12,5. 15,5 | 150 | 5,5. 8 | ||
1700 и выше | 16. 19 | 180 и более | 7. 10 | ||
Р125 | ВАЗ-21013 | 500 | 0. 1,5 | — | — |
750 | 1. 4 | — | — | ||
1000 | 3,5. 6,5 | — | — | ||
1500 | 8,5. 11,5 | — | — | ||
1900 | 12,5. 15,5 | — | — | ||
2050 и выше | 14. 18 | — | — | ||
Р125Б | ВАЗ-2103 ВАЗ-2106 ВАЗ-2121 | 500 | 0. 1,5 | — | — |
1000 | 3,25. 6 | — | — | ||
1500 | 7,5. 10,5 | — | — | ||
2000 | 12. 15 | — | — | ||
2250 и выше | 14,5-16,5 | — | — | ||
Р119Б | ГАЗ-24 | 300 | 0. 1 | 110 | 0. 2 |
500 | 0,5. 4 | 140 | 2. 5 | ||
1200 | 10. 13 | 180 | 5,5. 7,5 | ||
1950 | 16. 18 | 200 | 6,5. 9,5 |
Если найдены несоответствия, проводится настройка ВРОЗ. Делается это путём изменения натяжения его пружины. Подбираются прокладки различной толщины, которые ставятся под штуцер. Также рекомендуется смещать ВРОЗ относительно трамблёра.
Внимание. Если УОЗ создаётся при малой величине вакуума, увеличивается показатель упругости пружины. Для этого нужно поставить прокладку большей толщины между пружиной и штуцером (сойдёт также установка нескольких тонких шайбочек).
Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка – Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.
- Абсолютно легально (статья 12.2);
- Скрывает от фото-видеофиксации;
- Подходит для всех автомобилей;
- Работает через разъем прикуривателя;
- Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.
Перед установкой распределителя зажигания ваз 2107 на стенд проверьте состояние контактов прерывателя, не заедает ли на оси рычажок с подвижным контактом, и усилие прижатия контактов, которое должно быть 4,9–5,88 Н (500–600 гс).
Проверьте износ текстолитовой колодки рычажка прерывателя. В случае износа установите требуемый зазор между контактами прерывателя. Если рычажок заедает на оси или ослабла его пружина, замените контактную группу.
Если контакты прерывателя загрязнены, пригорели или подверглись эрозии, то зачистите их бархатным надфилем. Применять для этой цели шлифовальную шкурку и другие абразивные материалы нельзя.
После зачистки протрите контакты прерывателя замшей, смоченной в бензине. Затем оттяните рычажок, чтобы испарился бензин, и протрите контакты еще раз сухой замшей. Вместо замши можно применять любой материал, не оставляющий волокон.
- Датчик-распределитель зажигания 38.3706–01
- 1 — валик датчика-распределителя зажигания
- 2 — маслоотражательная муфта валика
- 3 — корпус датчика–распределителя
- 4 — штепсельный разъем
- 5 — корпус вакуумного регулятора
- 6 — диафрагма
- 7 — крышка вакуумного регулятора
- 8 — тяга вакуумного регулятора
- 9 — опорная (ведомая) пластина регулятора опережения зажигания
- 10 —ротор распределителя зажигания
- 11 — боковой электрод с клеммой для провода к свече зажигания
- 12 — крышка распределителя зажигания
- 13 — центральный электрод с клеммой для провода от катушки зажигания
- 14 — уголек центрального электрода
- 15 — центральный контакт ротора
- 16 — резистор 1000 Ом для подавления радиопомех
- 17 — наружный контакт ротора
- 18 — ведущая пластина центробежного регулятора
- 19 — грузик регулятора опережения зажигания
- 20 — экран
- 21 — подвижная (опорная) пластина бесконтактного датчика
- 22 — бесконтактный датчик
- 23 — корпус масленки
- 24 — стопорная пластина подшипника
- 25 — подшипник подвижной пластины бесконтактного датчика
- а – канавка для отличия датчиков-распределителей 38.3706
На х с бесконтактной системой зажигания применяется датчик-распределитель зажигания 38.3706
Контакты должны соприкасаться всей поверхностью. Если этого не происходит, то подгибая кронштейн стойки, отрегулируйте положение неподвижного контакта. Нельзя подгибать рычажок с подвижным контактом.
Протрите крышку распределителя зажигания ваз 2105 от грязи и масла.
Слегка приподняв крышку распределителя зажигания, проверьте находится ли контакт ротора против электрода крышки в момент размыкания контактов прерывателя.
- Проверка работы
Установите распределитель зажигания ваз 2104 (или датчик-распределитель) на контрольно-испытательный стенд для проверки приборов зажигания и соедините его с электродвигателем, частота вращения которого регулируется.
Выполните соединения с катушкой зажигания, с аккумуляторной батареей и с коммутатором (для датчика-распределителя 38.3706) аналогично схеме системы зажигания. Четыре клеммы на крышке соедините на стенде с искровыми разрядниками, зазор между электродами которых регулируется.
Установите зазор 5 мм между электродами разрядников, включите электродвигатель стенда и вращайте валик распределителя зажигания несколько минут по часовой стрелке с частотой 2000 мин-1. Затем увеличьте зазор между электродами до 10 мм и следите, нет ли внутренних разрядов в распределителе. Они выявляются по звуку или по ослаблению и перебою искрения на разряднике испытательного стенда.
Во время работы распределитель зажигания не должен производить значительного шума при любой частоте вращения валика.
- Схема для снятия характеристик датчика-распределителя зажигания на стенде
- 1 — коммутатор
- 2 — датчик-распределитель зажигания
- А — к клемме “+” стенда
- В — к клемме “прерыватель ” стенда
- Снятие характеристики автоматического опережения зажигания.
Установите распределитель зажигания лада классика (или датчик-распределитель) на стенд и выполните электрические соединения в соответствии с инструкцией на стенд. Для датчика-распределителя зажигания 38.3706 выполните соединения по схеме. Установите зазор 7 мм между электродами разрядника.
Включите электродвигатель стенда и вращайте валик распределителя зажигания с частотой 150–200 мин-1. По градуированному диску стенда отметьте значение в градусах, при котором наблюдается одно из четырех искрений.
- Характеристики центробежного (а) и вакуумного (б) регуляторов опережения зажигания
- А — угол опережения зажигания, град
- n — частота вращения валика распределителя зажигания, мин-1
- Р — разрежение, мм рт. ст.
Повышая ступенчато частоту вращения на 200–300 мин-1, определяйте по диску число градусов опережения зажигания, соответствующее каждой частоте вращения валика распределителя зажигания. Полученную характеристику центробежного регулятора опережения зажигания.
- Проверка угла замкнутого состояния контактов.
Включите электродвигатель стенда и доведите частоту вращения валика распределителя зажигания до 1000 мин-1.
По освещенным участкам шкалы замерьте величину угла замкнутого состояния контактов, которая должна быть 55°±3°. Затем проверьте углы между моментами размыкания контактов по цилиндрам относительно первого (асинхронизм), которые не должны отличаться от номинальных более чем на ±1°.
- Снятие характеристики вакуумного регулятора опережения зажигания.
Соедините шлангом вакуумный регулятор распределителя зажигания ваз 2107 с вакуумным насосом стенда. Включите электродвигатель стенда и вращайте валик распределителя зажигания с частотой 1000 мин-1. По градуированному диску установите условный “нуль” по моменту искрения в любом из цилиндров.
- Распределитель зажигания 0.3706
- 1 — валик распределителя зажигания
- 2 — провод подвода тока к распределителю зажигания
- 3 — защелка крепления крышки
- 4 — корпус вакуумного регулятора
- 5 — диафрагма
- 6 — крышка вакуумного регулятора
- 7 — тяга вакуумного регулятора
- 8 — патрубок для вакуумного шланга от карбюратора
- 9 — смазочный фитиль (фильц) кулачка
- 10 — опорная (ведомая) пластина регулятора опережения зажигания
- 11 — ротор распределителя зажигания
- 12 — боковой электрод с клеммой для провода к свече зажигания
- 13 — крышка распределителя зажигания
- 14 — центральная клемма для провода от катушки зажигания
- 15 — центральный угольный электрод с пружиной
- 16 — центральный контакт ротора
- 17 — резистор для подавления радиопомех
- 18 — наружный контакт ротора
- 19 — ведущая пластина центробежного регулятора
- 20 — грузик центробежного регулятора опережения зажигания
- 21 — ось рычажка
- 22 — кулачок прерывателя
- 23 — рычажок прерывателя
- 24 — стойка с контактами прерывателя
- 25 — контакты прерывателя
- 26 — подвижная пластина прерывателя
- 27 — конденсатор
- 28 — корпус распределителя зажигания
- 29 — маслоотражательная муфта валика
- 30 — стопорная пластина подшипника
- 31 — подшипник подвижной пластины прерывателя
- 32 — корпус масленки
- 33 — винты крепления стойки с контактами прерывателя
- 34 — винт клеммового зажима
- а — канавка для отличия распределителей зажигания 30.3706
- б — паз для перемещения стойки с контактами. Распределитель зажигания 0.3706
Плавно увеличивая разрежение, через каждые 20 мм рт. ст. отмечайте число градусов опережения зажигания относительно первоначального значения. Обратите внимание на четкость возврата в исходное положение после снятия вакуума подвижной пластины 26 прерывателя ваз 2105.
- Проверка сопротивления изоляции.
Сопротивление изоляции между высоковольтными клеммами и массой проверяется мегомметром и должно быть не менее 10 МОм при (25±5)°С. Сопротивление между низковольтной клеммой прерывателя и массой должно быть таким же. Оно измеряется при разомкнутых контактах прерывателя.
- Проверка конденсатора.
Емкость конденсатора, замеряемая в диапазоне частоты между 50 и 1000 Гц, должна находиться в пределах 0,20–0,25 мкФ.
- Проверка бесконтактного датчика в датчике-распределителе зажигания 38.3706.
С выхода датчика снимается напряжение, если в его зазоре находится стальной экран. Если экрана в зазоре нет, то напряжение на выходе датчика близко к нулю.
- Схемы для проверки бесконтактного датчика на автомобиле (а) и на снятом датчике–распределителе зажигания (б)
- 1 — датчик–распределитель зажигания
- 2 — переходной разъем c вольтметром
- 3 — жгут проводов
- 4 — штекерный разъем, присоединяемый к датчику– распределителю зажигания
- 5 — резистор 2 кОм
- 6 — вольт-метр с пределом шка-лы не менее 15 В и внутренним сопротивлением не менее 100 кОм
На автомобиле датчик можно проверить по схеме. Между штепсельным разъемом датчика-распределителя зажигания и разъемом жгута проводов подключается переходной разъем 2 с вольтметром. Включите зажигание и, медленно поворачивая специальным ключом 67.7811.9508 коленчатый вал, вольтметром проверьте напряжение на выходе датчика. Оно должно резко меняться от минимального — не более 0,4 В, до максимального — не более, чем на 3 В меньшего напряжения питания.
На снятом c двигателя датчике-распределителе зажигания ваз 2104 датчик можно проверить по схеме (при напряжении питания 8–14 В). Медленно вращая валик датчика-распределителя зажигания, измерьте вольтметром напряжение на выходе датчика. Оно должно быть в указанных выше пределах.
“>