Бортовые компьютеры. Не только подсчеты
Управляет ею головной электронный блок — контроллер. В нем предусмотрена специальная линия опроса (К-линия) для диагностики и поиска неисправностей, а также получения данных по расходу топлива. С этой целью автомобили оборудуют так называемым диагностическим штекером, что открывает широкие возможности для дооснащения (по усмотрению владельца) машины компьютером, способным «читать» ошибки системы впрыска и анализировать маршрутные данные. В продаже немало компьютеров, пригодных как для установки на центральной консоли «десяток», так и выносных, с проводами. Куда такой поставить, решаете вы сами. Все компьютеры получают информацию от К-линии.
Решив опробовать в деле несколько современных моделей, ограничились теми, что устанавливаются в штатные места на автомобиле. Выбор пал на «Мультитроникс-Комфорт Е10», «Гамма-Интеллект 112», «Навигатор» и «Штат 112х3».
Подопытный VAZ 2110 располагал компьютером, установленным на заводе, но читал он только маршрутные показатели — на колодке для него провод К-линии отсутствовал. О причинах можно догадываться: видимо, «забота» об автовладельце сводится сегодня к тому, чтобы гонять его по любому поводу в сервис! Нас это не устраивало, и мы восстановили К-линию: соединить проводом разъем для компьютера и гнездо К-линии в диагностическом разъеме минутное дело!
Первый сюрприз! Из четырех купленных компьютеров один — «Комфорт Е10» — «просто так» к штатному разъему не подключишь. Пришлось изготовить несложный переходник (надеемся, что и читатель окажется из числа умельцев!). Другие три прибора подключаются без проблем.
Со своими функциями все четыре справляются отлично — уверенно «читают» и диагностику, и маршрутные показатели. Ну а как насчет эргономики, удобства пользования? С этой точки зрения очень хорош штатный компьютер, но что толку в нем, если диагностика ему не подвластна?
Последние три компьютера в эксплуатации не столь удобны, как «Комфорт Е10». Так, у «Навигатора» по низу расположены восемь (!) командных кнопок, попробуйте-ка с ходу нажать нужную и не попасть сразу на две! Считать на ощупь — очень долго, к тому же отвлекает от управления автомобилем. Еще хуже — пытаться углядеть требуемую (ночью это вообще невозможно — кнопки не подсвечены).
«Гамма» и «Штат»… Кнопки большие, плоские, но тугие. Правда, подсвечены, да и о символах на них изготовители позаботились, меньше риск ткнуть пальцем мимо.
Но — стоп! Поговорив о кнопочках, мы едва не забыли о дисплеях. Здесь есть проблемы: штатное место компьютера на «десятке» расположено низко. Видимо, это учли в заводском компьютере — его показания вполне читаемы. Приемлемо смотрится картинка и в «Комфорт Е10». Остальные изделия «не на высоте» и в прямом смысле слова: чтобы как следует прочитать показания, нужно наклониться… Нонсенс! Здесь важен и цвет: черное на желтом и красное на черном читается легко. Показания остальных — белым по голубому! — даже ночью невнятны.
В свете всего этого достоинства компьютеров заметно тускнеют. А они между тем немалые. Все представленные модели владелец может откалибровать (способы расписаны в инструкциях) и с высокой точностью судить о расходе топлива, о «радиусе действия» автомобиля на остатке топлива в баке в зависимости от скорости и т.д. К каждому прибору прилагается таблица кодов неисправностей, что во многих случаях позволяет устранять их, не обращаясь в сервис. (О некоторых тонкостях диагностики впрыска читайте в статье «Время реакции» — раздел «Ремонт и сервис».)
Компьютер «Штат 112х3» от Тольяттинского Государственного университета предлагает владельцу еще одну услугу — «плазменный прогрев свечей зажигания» перед холодным пуском. Оценить это на практике мы не смогли — летом и осенью не было необходимости, а наши автомобили заводятся совсем неплохо, и определить эффект такого «прогрева» трудно.
Инструкции к бортовым компьютерам, снятым с производства
Для автомобилей «Газ», «Газель», УАЗ
Штат «Газель» — скачать (280 кб.)
Для автомобилей ВАЗ семейства «Лада-САМАРА», «Лада-САМАРА2»
Штат 115 Х2 — скачать (229 кб)
Штат 115 Х3 — скачать (273 кб)
115 Штат х3 — скачать (850 кб.)
115 Штат х4 — скачать (990 кб.)
115 Штат х5 — скачать (990 кб.)
115 Штат х5 Matrix — скачать (324 кб.)
115 Штат х22 — скачать (396 кб.)
115 Х23, 115 Х24, 115 Х24 RGB — скачать паспорт (612 кб)
115 Х24 Матрикс — скачать (324 кб)
115 Х42, 115 Х42 RGB — скачать (332 кб)
115 феникс — скачать (379 кб)
Функция «Плазмер» у 115 Штат х3 — скачать (64 кб.) вкладыш
Функция «Полюс» у 115 штат х3 — скачать (56 кб.) про автоматический запуск вентилятора.
Голосовое сопровождение у 115 Штат х3 — скачать (118 кб.) вкладыш
115 Сигма Формат — «Тропик» — скачать (322 кб.)
115 Штат Формат «Тропик» — скачать (292 кб.)
115 Штат ФОРМАТ («высокая» панель).Схема подключения (вариант А) — скачать (96 кб.)
115 Штат ФОРМАТ («высокая» панель). Схема подключения (вариант Б) — скачать (96 кб.)
115 Штат Формат «ПЛАЗМА» — скачать (432 кб.)
115 Сигма Формат — скачать (329 кб.)
Восток — скачать (313 кб.)
Для автомобилей ВАЗ семейства 2110
Штат 110 Х4 Магнум — скачать паспорт (668 кб)
Штат 110 Х5 DIN1 — скачать паспорт (668 кб)
Штат 110 Х5 Магнум — скачать паспорт (668 кб)
Штат 110 Х5 Магнум RGB — скачать паспорт (593 кб)
Штат 110 Х6 Магнум — скачать паспорт (801 кб) видеоинструкция (8 мб )
Штат 33 Х1 — скачать паспорт (215 кб)
Штат 112 Х4 — скачать паспорт (1,92 мб)
Штат 112 Х5 — скачать паспорт (1,84 мб)
Штат 112 Х5 RGB — скачать паспорт (1,86 мб)
Штат 112 Х5 Матрикс — скачать паспорт (482 кб)
Штат 112 Х3 — скачать (276 кб)
Штат 112 Х2 — скачать (261кб)
112 Штат x3 — скачать (328 кб.)
Функция «Плазмер» у 112 Штат х3 — скачать (64 кб.) вкладыш
Функция «Полюс» у 112 штат х3 — скачать (56 кб.) про автоматический запуск вентилятора.
112 Люкс Универсал — скачать 459кб.)
112 Штат «MATRIX» — скачать (285 кб.)
112 Штат Формат «Тропик» — скачать (388 кб.)
112 Штат Формат «ПЛАЗМА» — скачать (381 кб.)
112 Luxe — скачать (439 кб.)
112 X-5 — скачать (1,84 мб.)
112 X-5 RGB — скачать (1,86 мб.)
112 Сигма Формат — скачать (439 кб.)
112 Люкс Универсал — скачать (597 кб.)
Штат 2110 люкс — скачать (560 кб.)
Штат 2110 X-5 DIN1 — скачать (668 кб.)
Штат 2110 Универсал — скачать (1,49 мб..)
Для автомобиля «Шеви-Нива»
Шеви-Нива — смотреть (223 кб.)
Штат Шеви-Нива — смотреть
Штат Шеви-Нива Спикер, Тропик — скачать
Штат Шеви-Нива Матрикс — скачать паспорт ( 583 кб)
1540 руб. | Товар временно отсутствует |
Вернуться |
>2157 | Поделись с друзьями ссылкой |
Бортовой компьютер Гамма 112 интеллект предназначен для установки на автомобили ВАЗ с инжекторными двигателями, оборудованными электронной системой управления двигателя ВАЗ-2111 или ВАЗ-2112 с распределенным впрыском топлива, оснащенными блоками управления Bosch M1.5.4, Январь-5.1, Bosch МР 7.0, VS 5.1. Функции бортового компьютера:
Маршрутныйый компьютер:
Ошибки системы:
Диагностический тестер:
Техническое обслуживание:
Аварийный сигнализатор:
Комплектация:
Технические характеристики: Напряжение питания, В. 6 -18 Установка: 1. Отсоедините отрицательную клемму от аккумулятора. Режимы работ: Часы и термометр Перебор функций этой группы происходит при нажатии на среднюю кнопку в следующем порядке: Тарировка термометра БК позволяет смещать шкалу показаний термометра, что требуется при замене датчика температуры или отклонении показаний от истинных. В режиме определения температуры за бортом посредством процедуры коррекции откорректируйте показания термометра. Маршрутный компьютер Переключение в группу маршрутного компьютера происходит при последовательном нажатии на кнопку ^ – в верхней строке загорится надпись Маршрутные параметры, которая через 9 секунд заменяется на отображение текущего времени суток. В этом режиме БК отображает функции: Режим "Мультидисплей-1" В этом режиме на дисплее БК одновременно отображаются шесть важнейших параметров, характеризующих особенности поездки: Верхняя строка: – текущее время (час. мин); – расход топлива за поездку (л); – уровень топлива. Нижняя строка: – время в пути (час,мин); – средний расход за поездку (л); – пробег (км). Использование этого режима позволяет водителю оперативно оценить параметры поездки (без дополнительных манипуляций с кнопками управления БК) Тарировка указателя остатка топлива в баке под конкретный автомобиль В изделии реализован новый алгоритм работы с датчиком уровня топлива, позволяющий ему работать с различными типами приборных панелей и датчиков. а также повысить точность определения остатка топлива в бензобаке путем дополнительной тарировки. Выбор типа бензобака. Методика проведения тарировки двухступенчатая и заключается в следующем: 1 .Залейте полный бак. Двойным нажатием в меню "Бак" войдите в режим тарировки и установите на дисплее количество литров топлива, соответствующее объему Вашего бензобака, например 43литра. Выйдите из режима тарировки и продолжайте движение. Примечание: при работе с панелями типа 1,2,3 данный пункт можно пропустить. Установка предела скорости Установка предела скорости производится через процедуру коррекции в режиме текущей скорости. Коррекция точности измерения расхода топлива В изделии реализована усовершенствованная процедура корректировки точности измерения расхода топлива, суть которой рассмотрим на примере, однако возможны и другие варианты на усмотрение водителя. Примечание: сброс путевых счетчиков (начало поездки) и счетчика общего расхода топлива осуществляется посредством процедуры сброса в режиме "Пробег за поездку" и режиме "Общий расход топлива" соответственно. Диагностический тестер Переключение в режим диагностического тестера происходит при последовательном нажатии на кнопку ^ – в верхней строке загорится надпись «Текущие парам.»,которая через 9 секунд заменяется на отображение текущего времени суток. В этой группе БК отображает функции: Режим "Мультидисплей-2" В этом режиме на дисплее БК одновременно отображаются пять важнейших параметров, характеризующих состояние двигателя и текущее время: Верхняя строка: – текущее время (час.мин); – расход топлива (л/час,л/100км); – текущая скорость (км/час). Нижняя строка: – температура двигателя (°С); – напряжение бортсети (В); – обороты /мин. Техническое обслуживание Переключение в режим технического обслуживания происходит при последовательном нажатии на кнопку ^ – на дисплее загорится надпись "Тех. обслуживание автомобиля" В этом режиме содержится информация о пробеге автомобиля до момента наступления ТО. как то: Ошибки системы Переключение в группу ошибок впрыска происходит при последовательном нажатии на кнопку ^ – в верхней строке загорится надпись "Ошибки системы". Просмотр ошибок осуществляется в нижней бегущей строке с полной расшифровкой кодов ошибок системы. Стирание ошибок производится посредством процедуры "сброс". Аварийный сигнализатор При перегреве двигателя (температура больше 110°С), недопустимом напряжении в бортовой сети (меньше 10.4 и больше 14.8 Вольт) и превышении установленного порога скорости БК подает звуковой сигнал и на экране отображается причина включения сигнализатора: |