Устройство и эксплуатация автомобиля Москвич-412
Наши дополнительные сервисы и сайты:
e-mail:
tender@matrixplus.ru
icq:
skype:
телефон
+79173107418
г. С аратов
Статистика
Система охлаждения и смазки двигателя М-412
Система охлаждения двигателя (рис. 15) жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией, создаваемой центробежным насосом. К системе подключен обогреватель кузова автомобиля. Полная емкость системы 9,3 л.
Корпус насоса размещен в полостях приливов блока цилиндров и нижней крышки привода газораспределительного механизма и прикреплен к фланцам этих приливов четырьмя длинными стяжными болтами с гайками.
Вместе с корпусом насоса болты крепят к блоку цилиндров нижнюю крышку привода газораспределительного механизма и входной патрубок насоса. Соединения между узлами насоса уплотнены картонными прокладками.
Рис. 15. Система охлаждения двигателя: 1 – жалюзи; 2 -радиатор; 3 -насос; 4 – отводящий шланг; 5 – перепускной шланг; 6 -термостат; 7 – крышка корпуса термостата; 8 – угольник крана обогревателя кузова; 9 – кран обогревателя; 10 – подводящий шланг обогревателя; 11 – ручка управления краном обогревателя; 12 – ручка управления жалюзи; 13 – отводящий шланг обогревателя; 14 – уплотнительная втулка; 15 – отводящий шланг подогрева впускной трубы; 16 – угольник; 17 соединительный шланг; 18 – угольник- 19 – тяга крана; 20- сливной краник (радиатора); 11- Промежуточный патрубок; 22 – патрубок насоса; 23 – вентиляторный ремень; л – подводящий шланг; 25 – вентилятор; 26 – кожух вентилятора; а – стопорный болт натяжного устройства цепи
В алюминиевый корпус 2 (рис. 16) насоса запрессован стальной стакан 13, образующий гнездо для подшипников 1. На этих подшипниках установлен вал 14 насоса, являющийся одновременно и валом вентилятора. Подшипники зафиксированы в корпусе стопорным винтом 11 с контргайкой 10. Между внутренними кольцами подшипников размещена распорная втулка 12. Подшипники смазаны высококачественной смазкой, не требующей пополнения до ремонта насоса.
Вал удерживается от продольного перемещения в кольцах подшипников ступицей 15 вентилятора, напрессованной на его передний ч^ конец, и пружинным стопорным кольцом 9, размещенным в проточке вала. Чугунная крыльчатка 6 напрессована на задний конец вала.
Вал уплотнен в корпусе насоса самоподжимным сальником с уплотняющей графито-свинцовой шайбой 5, по торцовой поверхности которой трется своим торцом крыльчатка. Внутри корпуса 3 сальника, запрессованного в гнездо корпуса, кроме уплотняющей шайбы, размещены резиновый манжет 4, распорная пружина 7 и две латунные обоймы 8. Пружина через обоймы постоянно прижимает торцы манжета 4 к корпусу 3 сальника и к уплотняющей шайбе 5.
К ступице 15 вентилятора четырьмя болтами прикреплены шкив насоса и вентилятор. Для удаления жидкости, просочившейся через сальник в полость подшипников, в корпусе насоса предусмотрено дренажное отверстие а.
Привод насоса с вентилятором и генератора осуществлен клиновидным ремнем 23 (см. рис. 15) от шкива коленчатого вала. Натягивают ремень, отклоняя генератор от двигателя.
Рис. 16. Водяной насос в сборе: 1 – подшипники: 2 – корпус насоса; 3 – корпус сальника; 4 – резиновый манжет; 5 – уплотнительная шайба сальника; 6 – крыльчатка; 7 -пружина; 8 – обойма; У – стопорное кольцо; 10- контргайка; 11 – стопорный винт; 12 – распорная втулка; 13 – стакан; 14 – вал насоса; – ступица вентилятора; о – дренажное отверстие; б – зазор между крыльчаткой и корпусом
Жидкость, охлажденная в радиаторе 2, по патрубкам и шлангам 24 и 17 всасывается в насос через его входной патрубок. Из насоса жидкость по соединительному каналу, отлитому в теле нижней крышки привода газораспределительного механизма, подается на правую сторону двигателя в продольный распределительный капал блока цилиндров и далее вверх – в рубашку охлаждения головки цилиндров.
Из рубашки охлаждения головки цилиндров жидкость выходит в выходной патрубок, являющийся одновременно п корпусом термостата 6, а затем по отводящему шлангу 4 направляется в верхний бак радиатора. Кроме того, часть жидкости из рубашки охлаждения головки цилиндров поступает в рубашку подогрева впускного трубопровода двигателя, имеющуюся в его средней части, из которой по шлангу 15 направляется в патрубок термостата и далее в радиатор.
Головка цилиндров интенсивно нагревается, поэтому в ее рубашке охлаждения создана принудительная циркуляция жидкости от насоса. В рубашке же охлаждения блока цилиндров циркуляция свободная – нагретая стенками цилиндров жидкость поднимается вверх и, пройдя в рубашку головки цилиндров, увлекается основным потоком; одновременно часть охлажденной в радиаторе жидкости, поступающей в головку цилиндров, отделяется от основного потока и перетекает в рубашку охлаждения блока цилиндров.
Тепловой режим двигателя автоматически поддерживается в требуемых пределах термостатом, а также при помощи жалюзи /, Термостат снабжен основным и перепускным клапанами. В зависимости от температуры жидкости термостат или отключает радиатор от системы и направляет жидкость из головки цилиндров по перепускному шлангу 5 непосредственно в насос и далее снова в рубашку охлаждения, или отключает перепускной шланг и направляет жидкость для охлаждения в радиатор.
Температура жидкости в системе контролируется электрическим указателем, имеющимся на панели приборов. Датчик указателя установлен в выходном патрубке головки цилиндров.
Радиатор имеет трубчато-пластинчатую сердцевину, впаянную в нижний и верхний бачки, и размещен в каркасе. Каркас радиатора прикреплен к щиту кузова четырьмя болтами. Пробка радиатора снабжена выпускным и впускным клапанами, предохраняющими радиатор от повреждения при избыточном давлении или разрежении в нем.
Обогреватель кузова подключен к системе охлаждения двигателя шлангами. Подводящий шланг 10 обогревателя присоединен к крану 9, ввернутому с помощью угольника 8 в стенку рубашки впускного трубопровода. Управление краном осуществляется тросом, связанным с ручкой И управления, размещенной на панели внутри кузова. Отводящий шланг 13 обогревателя присоединен к угольнику 18 промежуточного патрубка 21.
Сливают жидкость из системы охлаждения при открытой пробке радиатора и открытом кране обогревателя кузова через два краника: один из них установлен в промежуточном патрубке 21. а второй ввернут в стенку нижней части рубашки охлаждения блока цилиндров с правой стороны двигателя. Для более удобного управления кранами от них вверх выведены тяги 19 с рукоятками.
Дезинфицирующие средства
Моющие средства