Внедорожник УАЗ Патриот оснащен бензиновым двигателем марки ЗМЗ-409, который требует охлаждения. Если же система охлаждения будет неисправной, то температура мотора во время его работы будет быстро расти, что приведет к серьезным последствиям. Чтобы исключить такие последствия, необходимо контролировать функционирование системы охлаждения и при обнаружении на датчике температуры свыше 90 градусов, следует остановиться и определить неисправность. Важным звеном в работе системы охлаждения Патриотовского двигателя ЗМЗ-409 является такое устройство, как термостат. Именно о нем сегодня и поведает данный материал, разберемся, для чего он нужен, как и чем его заменить на внедорожнике УАЗ Патриот.
Предназначение изделия
Термостат в системе охлаждения ЗМЗ-409 предназначается для распределения потока охлаждающей жидкости ДВС. Благодаря ему осуществляется распределение жидкости на два контура. Первый контур имеет малый круг, и жидкость циркулирует в рубашке охлаждения и радиаторе отопителя салона. Второй же контур включает в себя тоже, плюс циркуляцию жидкости через большой радиатор.
Таким образом, можно сказать, что термос является неким регулятором, который открывает большой круг циркуляции охлаждающей жидкости после ее нагревания. Если бы его не было, то при запуске мотора сразу же происходила циркуляция жидкости по обоим кругам, что приводило бы к очень продолжительному прогреву мотора ЗМЗ-409.
Особенности
Штатный термостат Ульяновского производства на внедорожнике УАЗ Патриот Евро-3 и Евро-4 имеет крайне малый эксплуатационный срок. Если быть, точнее, то неисправность его заключается в том, что снижается температура охлаждающей жидкости. То есть, с завода установлено, что он должен срабатывать при достижении температуры двигателя 87 градусов и только после этого включаться и функционировать в таком режиме. Благодаря температуре в 87 гр. (рабочая температура двигателя внутреннего сгорания ЗМЗ-409) обеспечивается нормальная работа не только ДВС, но и отопителя салона. Когда же штатный приходит в неисправность (очень распространенная проблема на Патриотах), то температура снижается до 76-77 градусов. В результате мотор работает при неправильной температуре и в салоне приходится включать регулятор печки на максимум, чтобы добиться немного тепла в салоне.
Когда термостат неисправен, то он не подлежит ремонту и требует замены на новый. Но не стоит спешить менять шило на мыло, ведь можно установить изделие более высокого качества, таких производителей, как «Тама» от Паждеро. Известен также и «Пекар», но его рабочая температура составляет 80 градусов, а на самом деле он не поднимает выше 75.
Термостат «Тама» характеризуется следующими особенностями: он на один градус выше поднимает температуру антифриза, чем штатные механизмы. То есть, «Тама» имеет рабочую температуру 88 градусов, в то время как штатный по первой 87. На внедорожник УАЗ Патриот ЗМЗ-409 с экологическим стандартом Евро-3 и Евро-4 термостат «Тама» устанавливается без изменений, так как по размерам они аналогичны.
Если же вы обладатель внедорожника с Евро-2 и ниже, то установить термостат «Тама» можно, но потребуется замена тарелки на ту, которая установлена на штатном. То есть замена нужна для того, чтобы «Тама» мог перекрывать входное отверстие на помпе. Чтобы на внедорожник УАЗ Патриот Евро-2 и ниже установить термос «Тама», необходимо подогнать его по размерам штатного.
После замены срок эксплуатации данного агрегата будет гораздо больше, нежели штатного, а в дополнение, в салоне потеплеет на несколько градусов при том же положении регулятора печки. Поэтому если вы задаетесь вопросом, а какой термос лучше поставить для своего Патриота, то решение только одно — «Тама» от Паджеро.
Итак, мы рассмотрели, что собой представляет термостат на УАЗ Патриот с двигателем ЗМЗ-409, какую имеет рабочую температуру. Рассмотрим, когда же нужна замена изделия или как определить его неисправность?
Неисправности
Первым признаком неисправности работы термоса является нарушение температурного режима. То есть, если вы заметили, что рабочая температура двигателя составляет не 87 градусов, а ниже, то следует задуматься о скорой замене термоса. Он также может и заклинить, в результате чего двигатель будет набирать температуру выше 87 градусов. В таком случае необходимо поднять капот и убедиться в исправной работе вентилятора охлаждения и наличия антифриза в расширительном бачке. Если и вентилятор исправен и антифриз соответствует норме, то, скорее всего, заклинила тарелка, в результате чего жидкость не проходит по большому кругу и не охлаждается.
В таком случае необходимо снять термос (ниже рассмотрим процесс) и проверить его исправность. Для этого изделие помещается в емкость с водой, после чего воду необходимо нагревать. Если же вода будет доведена до кипения, а клапан никак не среагирует, то он является неисправным и требует замены.
Изделие считается рабочим, когда:
- температура начала открытия клапана равняется 78 градусов;
- температура полного его открытия составляет 87 градусов.
Замена
Если рабочая температура термоса нарушена, то следует изделие заменить. Замена термостата на внедорожнике УАЗ Патриот проводится в следующей последовательности:
- Первоначально необходимо слить антифриз.
- Отвинчиваются крепления насоса гидроусилителя. Насос отводится в сторону.
- Осуществляется ослабление затяжки хомута и отсоединяется от корпуса, где установлен термостат, шланг радиатора.
- На его корпусе имеются провода, которые необходимо отключить.
- Далее потребуется на соединительном шланге термостата и насоса ослабить верхний хомут.
- Отвинчиваются винты крепления корпуса, в котором он установлен.
- Прежде чем снимать корпус, следует ослабить затяжку крышки, а затем и извлечь корпус термоса.
- Теперь можно отвинтить болты крепления крышки корпуса термоса и очистить старую прокладку.
- После этого извлекается термостат и производится его замена на новый.
Производитель рекомендует устанавливать аналогичное устройство, в противном случае за последствия не несет ответственности. Но данная статья дает возможность сделать вывод о том, что лучше все же заменить штатный термос на зарубежный аналог. Установка нового изделия производится в порядке обратном снятию. После установки заливаем жидкость и проверяем, какое значение составляет теперь рабочая температура устройства, которая должна быть 87-88 градусов, в зависимости от установленной модели термоса.
Подводя итог, следует отметить, что исправность термостата на внедорожнике УАЗ Патриот и иных автомобилях очень важна, так как его сбой приводит к невозможности дальнейшего передвижения. Удачного выбора и проведения замены в домашних условиях.
Тест УАЗ «Патриот», испытание жарой с доработанной системой охлаждения.
УАЗ > Patriot
Наш «Патриот» с рождения никак не хотел работать в отведенных ему температурных рамках. Летом в пробках едва не кипел, а зимой на шоссе тепла хватало лишь на обдув ветрового стекла. Так мы и жили с машиной. В жару, стоило остановиться, гоняли мотор на повышенных оборотах, чтобы вентилятор крутился поживее, а на зиму перед радиатором вставляли картонку и конопатили щели. Современному автомобилю эта суета не к лицу — пусть сам следит за своей температурой, а мы поможем ему.
В штатном исполнении тепловой режим регулируют термостат, вспомогательный электровентилятор перед радиатором и вискомуфта основного вентилятора — устройства механические и нерасторопные. А если поручить это электронике?
Из моторедуктора со встроенным программируемым микропроцессором «Силич» (их выпускает одноименная фирма (www.silich.ru)) и обычного шарового крана получился термостат с проходным сечением 40 мм. Время, необходимое для его полного открытия, — всего 3 секунды. (Байпас постоянно открыт, но его сечение ограничили дроссельной шайбой диаметром 10 мм, подобранной опытным путем.) Задать моторедукторам температуру срабатывания очень просто — кнопкой на корпусе по показаниям бортового компьютера. Вместо штатных — вентилятора на вискомуфте и электрического — будут работать два электровентилятора по 360 Вт от «Калины» с программируемыми регуляторами мощности (ЗР, 2008, № 6). Температуру рабочей жидкости берем с датчика, установленного в корпусе штатного термостата.
Взамен дежурной картонки перед радиатором пристраиваем старые добрые жалюзи. Они помогают быстрее прогреть двигатель и сохранить тепло зимой. Управление ими поручили такому же «умному» моторедуктору. Да и сам радиатор теперь от «Волги». Он шире и его можно установить выше, в поток набегающего воздуха. Прежний же, старинный, с отверстием для «заводилки» в нижнем бачке был в тени и эффективно рассеивать тепло не мог. Впрочем, завод уже решил эту проблему — на новых машинах радиаторы стоят широкие и «на сквозняке».
Пускаем двигатель. Термостат и жалюзи закрыты, вентиляторы молчат. По мере прогрева первым оживает термостат, периодически открываясь сначала на небольшой угол, а потом и полностью. Следом открываются жалюзи. Но машина-то стоит на месте, встречного ветра нет, и в дело по очереди вступают вентиляторы. Цикл закончен — все компоненты функционируют как надо. Глушим мотор — вентиляторы работают еще 30 секунд, сдувая жар с мотора, за ними закрываются жалюзи и термостат.
Пробные заезды с электронной системой показали очень хорошие результаты. На шоссе и в пробках отклонение температуры от заданной составило всего 2°С. Интересно, что будет на бездорожье?
Начинаем со свежевспаханного поля. Через полтора километра езды по пашне от горячего коллектора задымилась шумоизоляция моторного отсека. Температура же по-прежнему в норме — разброс 3°. Усложним задачу — сымитируем поломку термостата. В этом случае его можно открыть вручную, отверткой. Функцию поддержания температуры подхватывают жалюзи. А если пробит радиатор? Перекрываем термостат, оставив для циркуляции жидкости лишь малый круг. Вентиляторы ревут на максимальной мощности, обдувая двигатель, температура мотора перевалила за сотню, однако жидкость не кипит, и потихоньку ехать можно.
Завершающий тест на живучесть (отказ всей электроники одновременно) после такого эксперимента — детская забава. Термостат и жалюзи открываем вручную, вентиляторы подключаем к штатной проводке — тут впору мотор не заморозить.
Средняя полоса России с ее скудным летом и прикаспийское марево в середине июля — разные вещи. Как поведет себя «Патриот» в теплых краях?
ПЛЮС СОРОК В ТЕНИ
Машина загружена по уставу, а вместо пушки на фаркопе (УАЗ — машина военнообязанная) прицеп массой полторы тонны. Дорога на Волгоград, за окном пока +30°С, система охлаждения настроена на 92°С, а работу всех систем контролируем бортовым компьютером. Пройдено 957 км, средний расход топлива 15,57 л. Немного, учитывая полную загрузку и прицеп. А если чуть подогреть мотор? Ведь чем он горячее (до разумного предела, конечно), тем экономичнее. Выставляем 102°С и берем курс на Астрахань. На улице «потеплело» до 42°С, скорость под сотню, горячий ветер свистит через открытые окна, но облегчения не приносит, все равно жарко! Пластиковая обивка тоннеля в салоне разогрелась от раскаленного нейтрализатора до 76°С, за рычаг регулировки сиденья голой рукой не возьмешься, а мотор держит заданные 102–103°С. Расход упал до 14,98 л/100 км.
Но по асфальту любой может ехать, а если попробовать по песочку? В стороне от дороги как раз раскинулись живописные барханы. Атакуем их, понятное дело, без тяжелого прицепа — с ним это просто невозможно.
За бортом 50°С! Двигатель едва проворачивает увязающие по ступицы в песок колеса, то и дело в ход идет лопата. Мгновенный расход топлива переваливает за 40 л/100 км, вентиляторы ревут громче двигателя, но гонят лишь горячий воздух. Температура подскочила до 107 °С, но мотор не кипит! Представляю, что стало бы с ним при штатной системе охлаждения — давно бы заклинил.
По дороге домой устраиваем еще один эксперимент, специально для тех, кто опасается перегреть двигатель в пробках и всегда держит для него огромную температурную фору. Программируем систему на 72°С.
Мотор словно подменили — едва вытягивает в горки на четвертой передаче, хуже держит обороты, а выхлоп обрел резкий неприятный запах — бензин толком не сгорает. Вентиляторы же трудятся без остановки. Нет, не его это режим, и через некоторое время возвращаемся к проверенным 102°С. Расход (уже без прицепа) — 12,45 л/100 км. Однако на точность измерений существенно влияют «погрешности» колонок АЗС — на одной из них в 40-литровый (под пробку) бак УАЗа вошло 46 литров. Тем не менее даже с учетом такой «щедрости» целесообразность переделки системы охлаждения не вызывает сомнений — если раньше средний расход на шоссе никогда не опускался ниже 15 — 16 л/100 км, то в этой, не самой легкой поездке составил 13,48 л. А цена микропроцессора — как резистора на вентиляторе от «Калины», всего 300 рублей. В пересчете на бензин окупится уже на первой канистре!
Ну вот и я вступил в секту "Поменяй термостат". На 87 градусов ставить не хотел, потому как после этого придется либо менять их два раза в год, либо ставить эектровентиляторы вместо вискомуфты.
Ну и как ожидалось, после замены рабочая температура поднялась до 87 градусов. Выше 90 не поднимается, ниже 84 не опускается. Если летом, температурный режим останется в том же диапазоне, будет неплохо. Если будет греться, поставлю назад родной термостат и закрою для себя этот вопрос.
Ну и пока был слит антифриз, поменял расширительный бачок. В то время, пока все прогрессивное уазоводство гоняется за новыми бачками с пластиковым кронштейном, я пошел по годами отлаженной схеме: Кронштейн авторского исполнения от замечательного человека по имени Максим ( maks-592 ), оригинальный хомут и, собственно, сам бачок. Фильтр на антифриз поставил на этот раз с сеточкой. Хотя в этом уже не было необходимости. За 5 т.км весь мусор, который остался от заводской жижы, был отфильтрован. А с нормальным антифризом нового мусора нет.
Отдельно хочу сказать о кронштейне. Это реально внушительной толщины кусок железа, сделан качественно и аккуратно. Максиму ( maks-592 ) — респект!
И еще давно хотел поставить на руль ручку-лентяйку. Если пойму, что не мое, сниму. Но пока мне нравиться. Заказывал на алиэкспрессе.
Номера запчастей. Может кому пригодиться )
— Прамо TC10708M Термостат
— ГАЗ 27051311010 Бачок расширительный
— ГАЗ 2705131107210 Хомут
— ГАЗ 27051311106 Стяжка