Из чего следует делать омывайку? Изопропил — вязкий, метанол — запрещенный, этанол обложен акцизами. Сравним три типа стеклоомывающих жидкостей.
BAT_8828
Разрешенные к производству изопропиловые омывайки (а других у нас официально нет) на морозе обретают такую вязкость, что не могут протиснуться через крошечные отверстия жиклеров омывателей. Формально жидкость не замерзает, но фактически не работает. На стареньких «Москвичах» с «Жигулями», где жиклеры побольше, явной проблемы нет, а вот на современных моделях с эффектным распылом — сплошь и рядом.
Проблема омываек — чисто российская. Хотя бы потому, что у соседей по планете не бывает таких морозов. А там, где все же бывают, например в Скандинавии, можно запросто купить дешевую омывайку на основе метанола. Да, она не полезна для здоровья, но какой местный дурак станет ее пить? Впрочем, там есть и альтернатива — из безвредного этанола. Или, говоря по-русски, из водочного спирта. Но в России ни то ни другое для производства омывайки не используют.
BAT_8814
А вы знали, что водка замерзает в морозильнике всего-то при —27 °C? Впрочем, правильнее говорить, что температура начала кристаллизации 40‑процентной водно-спиртовой смеси равна —27 °C. А замерзание начнется, когда столбик термометра приблизится к отметке «-30» или перейдет ее. Этанольную омывайку мы испытать не можем в связи с отсутствием таковой в продаже… Кстати, если ее начнут когда-нибудь выпускать, то она выдержит температуру и ниже —30 °C. Водка в качестве омывайки занимает промежуточное положение по вязкости между метанолом и изопропилом. Но платить водочный акциз нормальный производитель не станет: кому нужна омывайка, которая на порядок дороже нынешней, изопропиловой? А вот спиртовой акциз уплатили бы все: он не разорит. К тому же этанол дешевле изопропила и практически безвреден.
Бывший главный санитарный врач страны отмечал, что «использование стеклоомывающих жидкостей по назначению не оказывает вредного воздействия на здоровье человека, что подтверждается многолетней практикой применения их за рубежом». Но, «учитывая низкий уровень культуры и гигиенического образования части населения», все же запретил метанольные омывайки.
В заложниках оказались потребители. Ни один производитель не в состоянии изготовить нормальный продукт из неподходящего спирта! Который, кстати говоря, недешев, поскольку изопропиловое зелье выпускается у нас чуть ли не в одном-единственном месте. Водители в растерянности: что заливать в бачок омывателя, когда за бортом минус? Метанол — яд, изопропил — вязкий и вонючий… А что с этанолом? Его выпускают несколько заводов, он абсолютно безвредный, его вязкость на морозе намного ниже, чем у изопропила. Почему же омывайки на его основе вдруг исчезли? Да потому, что с чьей-то легкой руки такие жидкости вдруг стали подакцизными — то есть очень дорогими.
Сделали это, скорее всего, по той же причине, что привела к запрету метанола: чтобы трудящиеся не начали закупать омывайку к обеденному столу. Но ведь можно использовать денатурированный спирт. Иными словами, «несъедобный». На кладбище никто не отправится, но желание выпить по второй пропадет раз и навсегда. Денатураты ни в одной стране мира не облагают акцизом: это же не пищевой продукт! Но у нас, видимо, опасаются, что денатурация останется на бумаге, а в продажу хлынут канистры с алкоголем.
Открыв четыре года назад ящик Пандоры с врожденными болезнями омывающих жидкостей (ЗР, 2011, № 1), мы воззвали к Закону. Уважаемый Закон, повернись к нам! Кстати, по слухам, в гаражах высокопоставленных чиновников используют как раз этаноловые омывайки. Может быть, этанол станет эталоном для всех?
BAT_8836
ВЯЗКОСТЬ СТЕКЛООМЫВАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ
Чтобы наши рассуждения не были голословными, мы замерили вязкость различных омывающих жидкостей. В 20‑градусный мороз метанол в роли омывайки почти втрое эффективнее водки (в нашем эксперименте она подменяет препарат на этаноле), которая, в свою очередь, вдвое лучше изопропила. По ходу эксперимента выяснился другой любопытный факт: при легком морозце не следует заливать в бачок омывайку, рассчитанную на более сильный холод! Изопропилового спирта в ней явно больше, чем в менее морозостойкой, а потому и вязкость такой жидкости выше в два с лишним раза. Зачем усложнять жизнь насосику в бачке и форсункам?
Что ни начертят, все равно у них автомат Калашникова получается. Так говорили раньше. Какую омывайку ни купишь, получишь одинаково вонючий и вязкий изопропиловый спирт. Так говорят сейчас. Почему нормальную зимнюю омывайку можно купить только у нелегалов, выяснял Михаил Колодочкин, который исследовал вязкость и процентное содержание ингредиентов как в отечественных жидкостях на основе изопропила, так и в фирменных зарубежных, содержащих этанол.
В Канаде и Скандинавии, где зимы не мягче наших, официально продают омывающие жидкости, содержащие и метанол, и этанол. В России метанол как основу для незамерзающих жидкостей объявили вне закона. А этанол обложили акцизами, как пищевой спирт, сделав его непомерно дорогим для технических целей. Поэтому производители вынуждены использовать изопропил – дурно пахнущий и теряющий текучесть при низких температурах.
Чтобы в очередной раз попытаться открыть глаза на эту абсурдную ситуацию, мы сравнили несколько омываек. Причем приобретенных не только в России, но и за рубежом. Методика эксперимента проста: охлаждаем жидкости до –20 ºС, а затем поочередно заливаем в бачок одного и того же автомобиля.
Результаты получились ожидаемые. Вязкость метанольных омываек в несколько раз ниже, чем у водки или этанольных составов, поэтому распыл на стекло прекрасный и на морозе они не густеют. А у жидкостей на изопропиле, которые сейчас вынуждены выпускать все легальные производители, вязкость оказалась вдвое выше, чем у аналогов на этаноле. На фотографиях прекрасно видна разница. В таблицу мы собрали любопытные данные о вязкости и процентном содержании ингредиентов. Кстати, мы впервые приводим подобную информацию о фирменных зарубежных омывайках, содержащих этанол.
Любопытно, что на практике метанол даже безопаснее, чем ныне продаваемые омывайки на основе изопропилового спирта. Замеры в салоне автомобиля с постоянно включенным омывателем стекол показывают, что при использовании метанола его ПДК в рабочей зоне водителя достигается примерно через пять минут, а с изопропилом критический предел наступает на порядок быстрее!
Помнится, бывший главный санитарный врач Геннадий Онищенко, запретивший несколько лет назад метанол, заявлял, что «использование стеклоомывающих жидкостей по назначению не оказывает вредного воздействия на здоровье человека». Законотворцы, прислушайтесь: метанол не ядовит, если прыскать его на стекла, а не заливать внутрь организма! По крайней мере, вреда от него куда меньше, чем от изопропила. Так давайте признаем ошибки и снимем запрет. Или хотя бы сделаем этанол для омываек денатурированным (читай: непитьевым), освободив таким образом это сырье от акцизов. А то ведь получается анекдот: производители вынуждены использовать самый неподходящий по химическим свойствам, к тому же дефицитный и недешевый спирт, – автомобилисты же вдыхают отнюдь не безвредные пары и пытаются хоть что-то разглядеть сквозь грязные разводы на лобовом стекле.
Выходит, самый простой путь купить хорошую омывайку – отправиться к нелегалам, торгующим на обочине метанольной жидкостью, или приобрести дешевую паленую водку. Но лучше – найти цивилизованное решение проблемы, к чему и призываем законодателей.
Комментарии 18
Почему именно на поликарбонаты, и что это вообще за «зверь» такой, — спросите вы? Дело в том, что в современной головной светотехнике применяют специальный пластик, так называемое поликарбонатное стекло, которое обладает рядом преимуществ в сравнении с обычным. Однако при сочетании определенных условий, например, повышенной температуры (что характерно для включенных фар) и периодического воздействия некоторых видов органических растворителей, используемых в том числе и в стеклоомывающих жидкостях, распыляемых струйными омывателями (форсунками высокого давления), на поверхности фар могут появляться трещины и сколы. Эти дефекты, даже мельчайшие, в лучшем случае приводят к помутнению фары, в худшем – становятся причиной ее выхода из строя, причем нередко вместе с лампами. Как правило, после этого приходится менять всю блок-фару, что выливается в кругленькую сумму.
В Европе на эту проблему давно обратили внимание, поэтому там автомобильные стеклоомывающие жидкости проверяют на совместимость с поликарбонатным стеклом. Например, в Германии «незамерзайки» в обязательном порядке проходят тест «на поликарбонаты», когда их испытывают по специальной методике, предложенной национальной экспертной организацией DEKRA.
В нашей стране подобные испытания не являются обязательными, однако российские дистрибьюторы некоторых немецких компаний регулярно их проводят для подтверждения качества своих продуктов. Методика оценки, предложенная DEKRA, имитирует условия эксплуатации автомобильной фары в реальных условиях. Согласно ей пластину поликарбоната в изогнутом состоянии закрепляют на специальной станине-кондукторе и затем в течение двух суток выдерживают в жаровом шкафу при температуре +80°С. В начале испытаний на разогретую пластину несколько раз (по заданному временному алгоритму) наносят исследуемую жидкость. По завершении испытаний стекло осматривают на предмет появления трещин. Если их нет, значит жидкость хорошая.
Результаты исследований показали, что безопасными с точки зрения воздействия на поликарбонаты являются лишь единичные стеклоомывающие жидкости, среди которых особо выделяются отечественные продукты Sintec Арктика и Sibiria. На их особенностях стоит остановиться подробнее.
Высокоэффективные стеклоомывающие жидкости Sintec – это составы, выпускаемые на химическом предприятии «Обнинскоргсинтез» и предназначенные для быстрой и деликатной очистки ветрового стекла, а также фар автомобиля от наледи, пыли, копоти, налёта, силикатов (песка и глины) и других дорожных загрязнений. Линейка стеклоомывающих жидкостей Sintec изготавливается на основе безопасного для здоровья человека изопропилового спирта и тщательно подобранного пакета функциональных присадок. Специальная рецептура каждого продукта гарантирует защиту лакокрасочного покрытия автомобиля, фар, а также его металлических и резиновых деталей от повреждения и коррозии. Продукция Sintec отвечает всем самым высоким требованиям автопроизводителей и подходит для всех типов транспортных средств отечественного и зарубежного производства.
Что касается незамерзающей стеклоомывающей жидкости Sibiria -20, то она в нашем тесте тесте участвует впервые, демонстрируя при этом неплохие показатели. Состав производится компанией «Дзержинский завод органического синтеза» в виде готового продукта, расфасованного в удобные четырехлитровые канистры. В числе достоинств препарата — высокие моющие свойства и специальные отдушки, придающие стеклоомывающей жидкости приятный легкий аромат. Уникальная химическая формула, используемая при производстве Sibiria -20, позволяет эффективно удалять грязь, соль и нефтяную пленку, не оставляя разводов. Жидкость безвредна для лакокрасочного покрытия, для резиновых деталей автомобиля и, как мы убедились, для фар на основе поликарбонатного стекла.
Холодной и снежной российской зимой незамерзающая жидкость пользуется стабильным спросом. За зиму средний автолюбитель выливает в бачок стеклоомывателя несколько канистр этого необходимого средства.
Как отличаются "незамерзайки" друг от друга, чем обусловлена серьезная разница в цене, и какая жидкость очищает стекла лучше других, выяснили эксперты, отправив в лабораторию 12 образцов, приобретенных, как в супермаркетах и автомагазинах, так, для сравнения, и у дороги. В экспертизе принимали участие средства: Liqui Moly, Чистое стекло-15 Luxe, FIN tippa, «Каждый день», Бирюза Lady, Hi-Gear, Auto express, Спектр, Autogleid (Экспедиция), Delta, «То, что надо», Greenland.
Итоги экспертизы других средств бытовой химии, – читайте в Каталоге!
Товар | Оценка |
---|---|
![]() |
Название | Содержание метанола | Температура замерзания | Моющая способность (в баллах) |
---|---|---|---|
"Чистое стекло-15" LUXE |