No Image

Устройство дроссельной заслонки ваз 2112

СОДЕРЖАНИЕ
0
1 748 просмотров
20 августа 2019

Есть в нашем великом и могучем языке такое выражение: "терпение лопнуло". Вот, пожалуй, это выражение очень подходит к моему мнению относительно дроссельной заслонки 2112, которую почему-то так все любят примерять в SENS (Chance 1.3).

Итак, начну издалека, а именно, с того, что же являет собой дроссель как таковой…

Дроссельная заслонка — механический регулятор проходного сечения канала, изменяющий количество протекающей в канале среды: жидкости или газа. В системе впрыска топлива дроссельная заслонка представляет собой отдельный узел, стоящий в воздушном тракте последовательно и дозирующий количество воздуха на входе в коллектор. Дело в том, что соотношение «бензин — воздух» в цилиндре впрыскового двигателя внутреннего сгорания должно оставаться стехиометрическим, то есть, система управления должна иметь возможность при работе двигателя на неполных режимах ограничивать не только подачу топлива, но и подачу воздуха.

В закрытом положении дроссельная заслонка автомобиля пропускает минимальное количество воздуха, стремящееся к нулю (пропускная способность закрытого дросселя устанавливается регулировкой начального угла открытия заслонки). В механическом исполнении дроссельная заслонка приводится в движение с помощью троса, второй конец которого соединён с педалью акселератора. За закрытие дросселя отвечает возвратная пружина привода заслонки.

Сам дроссельный патрубок (дроссельный "узел") — чисто механическое устройство, практически не подверженное выработке в процессе эксплуатации (в отличии, к примеру, от РХХ). Это не какое-либо "технически сложное устройство", а кусок металла в металлическом же корпусе. Я акцентирую на этом внимание потому что слишком часто слышу и читаю откровенный бред, вроде

"МеМЗ-овый дроссель — полное г*вно, а 2112 — просто суперский"

И то, и другое — кусок металла в металлическом корпусе, и не более того!

Так как при механическом приводе дроссельной заслонки пропускная способность закрытого дросселя всегда одна и та же, а потребность в воздухе холодного мотора в режиме прогрева и прогретого мотора в режиме холостого хода — разная, дроссельный узел дополнен электро-механическим приоткрывателем (РХХ), он же регулятор холостого хода, он же регулятор добавочного воздуха, при помощи которого блок управления в автоматическом режиме регулирует обороты двигателя в режиме прогрева и холостого хода, изменяя пропускную способность закрытого дросселя за счёт открытия и закрытия дополнительного воздушного канала в обход заслонки.

Диаметр дроссельной камеры и пропускная способность форсунок подбираются в соответствии с потребностью конкретного мотора в режиме максимальной нагрузки. Например, имеем двигатель с максимально развиваемыми и ограниченными программно оборотами вращения коленчатого вала, равными 6500 оборотов в минуту. На мотор устанавливается дроссель с заведомо большей пропускной способностью, после чего двигатель на стенде запускается, прогревается, и оператор постепенно начинает увеличивать обороты и нагрузку. Таким образом достигается момент, когда при максимально допустимых оборотах дальнейшее увеличение нагрузки приводит к снижению оборотов (достигнута 100% нагрузка на двигатель, мощности которого уже не хватает для поддержания желаемых оборотов при заданной полезной нагрузке), в этом режиме настраивается (подстраивается) оптимальный состав смеси, и фиксируются при помощи соответствующих датчиков и электронных расходмеров

а) объём потребляемого двигателем воздуха
б) объём поступаемого в двигатель бензина
в) положение дроссельной заслонки в процентах её открытия

Далее, по полученным данным вычисляется необходимое сечение (диаметр) дроссельной камеры: например, при стендовых испытаниях использовалась дроссельная заслонка диаметром в 60 мм, в режиме максимальной нагрузки и максимальных оборотов для поддержания эталонного состава смеси заслонку пришлось удерживать на уровне 50%, следовательно, пропускная способоность серийной дроссельной заслонки для испытуемого мотора быть ровно вдвое меньше, чтобы ход педали акселератора был эффективным (пропорциональным) от нуля и до упора. Аналогично устанавливается пороговая пропускная способность (производительность) форсунки: например, на момент испытаний были установлены форсунки с пропускной способностью 50 млсек; при полной нагрузке и максимальных оборотах форсунки работали на 50% от своей максимальной производительности, следовательно для серийного производства необходимы форсунки с пропускной способностью не менее 25 млсек. Максимальная производительность ограничена производительностью форсунки при минимальном времени открытия форсунки (эффективный отклик) в соотношении с потребностью полностью прогретого мотора на холостом ходу. Это — в идеале…

Едва ли для кого-то это окажется открытием, но при проектировании впрыскового мотора, автозаз-мотор старался использовать унифицированные детали, датчики и механизмы для удешевления производства, и очевидно руководствуясь ставшей уже крылатой фразой из известного мультфильма, "повесили" на 307ой мотор "стандартный" унифицированный 2112 дроссель. Собственно, вешали 2112 заслонку лихие запорожские инженеры на все свои впрысковые моторы, включая 2477 (1.2) и 2471 (1.1)!

Проблема завышенной пропускной способности открытого дросселя "всплыла" лишь в 2008 году, с введением норм токсичности третьего экологического класса в России (тогда — основном рынке сбыта автомобилей ЗАЗ).

Почему-то принято считать, что установив дроссель большей пропускной способности (на серийный мотор) можно улучшить его (мотора) характеристики. Я всегда задаю людям, с подобного рода стереотипом в голове один и тот же вопрос: "почему не от "Волги"? Если исходить из логики "чем больше — тем лучше" — зачем "мелочиться", устанавливая заслонку всего лишь на 6 мм больше штатной? Отчего бы не внедрить в 1.3 мотор дроссель и форсунки от 2.4 "Волги", и не пысать авиационным керосином от счастья?!

Не имеющие сколь-нибудь весомых контраргументов автолюбители в ответ как один начинают уверять меня в том, что ониих соседбратсватдругженасынДядя Вася поменяли на своём "Сенсе" 3071 дроссель на 2112 и почувствовали улучшения в работе двигателя. Объясняю ПОПУЛЯРНО, за счёт чего могли появиться эти улучшения:

1. Банальная пропускная способность закрытого дросселя. Она должна быть определённой. В процессе эксплуатации на наконечнике РХХ и на стенках дополнительного воздушного канала откладывается нагар, и пропускная способность — снижается. Этим как правило объясняется самопроизвольная остановка холодного мотора при прогреве (после запуска). Бывает и обратное (на автомобилях, купленных с рук): завышенная пропускная способность дросселя в следствии подсоса в результате повторного использования прокладки дроссельного узла после его снятия (предыдущим владельцем), в результате износа наконечника РХХ, либо в результате потери герметичности клапана продувки адсорбера в закрытом положении.

2. Больше воздуха на малом дросселе. После установки дроссельной заслонки большего диаметра зачастую становится легче трогаться с места и разгоняться при малом дросселе (при меньшем усилии на педали акселератора). Мощности не прибавилось. Просто диапазон максимальной мощности и крутящего момента сместился. Попросту говоря, жмёте на "газ" Вы меньше, а ускорение получаете то же. Обратная сторона этой "медали" — отсутствие какой-либо реакции на открытие дросселя свыше 34. По факту просто уменьшился полезный ход педали акселератора…

3. Меньший расход топлива. Как и в предыдущем случае, объясняется имеющее место в некоторых случаях уменьшение расхода топлива после замены дросселя большим насыщением мотора воздухом при меньшем фактическом открытии дросселя. Аналогичного эффекта можно достигнуть (при том, без побочных эффектов как в случае с установкой дросселя с большим сечением) при помощи так называемого "МД-тюнинга"

Ещё о "плюсах" и "минусах". Заслонка ДУ 3071 отштампована из листового металла, и как правило, небрежно отцентрирована. При визуальном сравнении 2112 заслонка — выигрывает. Выигрывает она и по технологии исполнения, НО — это всего лишь кусок металла в металлическом корпусе (и каким образом отштампована заслонка по большому счёту значения не имеет). Подогрев 2112 дросселя осуществляется охлаждающей жидкостью, и в этом его минус: примерзание заслонки к корпусу дросселя имеет место в подавляющем большинстве случаев в первые 10 минут после запуска мотора в мороз. Охлаждающая жидкость в это время ещё относительно "холодная" для того, чтобы это предотвратить. Электрический подогрев в данном случае — несомненный плюс.

Подводя итог, могу резюмировать, что показание к смене дросселя 3071 на 2112 может быть только одно: неисправность ДПДЗ. Ибо найти адекватную замену штатному датчику — не реально, а по сути единственный находящийся в свободной продаже аналог "ВТН" не выдерживает критики и не может служить адекватной заменой родному ДПДЗ. С ДПДЗ 2112 проблем — нет…

Комментарии, как обычно, блокирую. И не спрашивайте меня, почему… Благодарю за понимание, всем добра!

После того, как автомобиль будет интенсивно эксплуатироваться на протяжении нескольких лет, у него загрязнится дроссельный узел. В таком случае ему потребуется чистка, так как двигатель станет работать нестабильно.

Более детально с чисткой дроссельного узла на ВАЗ-2112 можно ознакомиться на видео ниже:

Симптомы загрязнения

К ним относятся такие:

  1. Двигателю становится сложно переходить с повышенных оборотов на пониженные и наоборот.
  2. Мотор глохнет на ходу с потряхиванием и с большим трудом восстанавливает нормальные обороты.
  3. Двигатель глохнет на холостых оборотах.
  4. Холодный пуск мотора затруднен. Для того, чтобы завести мотор надо долго крутить его стартером.
  5. Из выхлопной трубы будет чувствоваться запах бензина.
  6. Первые несколько минут после запуска мотор будет «троить».

Рекомендуется чистку заслонки производить каждые 50-60 тысяч километров пробега . Также периодически следует выполнять определенные действия для профилактики.

Причины загрязнения

Смесь частиц пыли и масла медленно покрывает поверхность заслонки в процессе эксплуатации. Особенно это заметно в тех местах, где есть завихрения воздуха.

Если вовремя не производить чистку, то со временем зарастет таким налетом и тепловой зазор. Также в заслонке уменьшится ход клапана, который регулирует холостой ход авто.

Чистка заслонки

Данную работу надо производить на заглушенном моторе. Также надо подождать пока он остынет, чтобы избежать ожогов.

Инструменты и материалы:

  1. Набор отверток.
  2. Ключ на «13».
  3. Ветошь (можно взять палочки для чистки ушей).
  4. Прокладка.
  5. Жидкость для промывки.

Пошаговое руководство

  1. Изначально потребуется снять защиту с двигателя.

Декоративная защита на двигателе и места ее крепления

Хомуты, держащие патрубки, по которым смесь подается в дроссельную заслонку

Шланг принудительной вентиляции со следами масла в нем

Патрубки подогрева заслонки

Снятая с двигателя дроссельная заслонка в загрязненном состоянии

Промывка узла с использованием жидкости для чистки карбюратора

Чистка каналов металлической спицей

Если потребуется, то надо заменить и прокладку. Но когда она в нормальном виде, то можно и не менять.

После проведения данных работ заслонку стоит поставить на место в обратном разборке порядке. Далее следует запустить двигатель и проверить его работу.

Заключение

Как видно с описанного выше процесса чистки, работа это несложная, если к ней подойти грамотно и иметь некоторые навыки.

В качестве горючего в двигателях внутреннего сгорания автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2110 и остальных моделей, выпускаемых или выпускавшихся Волжским автозаводом, используется бензин. Однако в цилиндрах он сгорает не сам по себе, а в смеси с воздухом. Дроссельная заслонка нужна для приготовления топливовоздушной смеси в необходимых пропорциях. Находится она за воздушным фильтром перед впускным коллектором.

По большому счету дроссельная заслонка – это воздушный клапан, который регулирует количество воздуха, попадающего в двигатель. Принцип ее работы заключается в изменении сечения воздушного канала. Когда она полностью открыта, воздух беспрепятственно попадает во впускной коллектор. Для определения угла открытия предназначен датчик положения дроссельной заслонки, который связан с блоком управления двигателем. Основываясь на сигналах, которые передает датчик, блок управления подает команду увеличить количество впрыскиваемого топлива, рабочая смесь обогащается, и мотор работает на максимальных оборотах.

Чем меньше угол открытия заслонки, тем меньше воздуха попадает в коллектор, и тем ниже обороты двигателя.

Устройство дроссельной заслонки

Устройство корпуса дроссельного узла не такое простое, как могло бы показаться на первый взгляд. Помимо всего прочего он является еще и частью системы охлаждения двигателя. В нем имеются каналы для циркуляции охлаждающей жидкости. Также он оснащен патрубками, один из которых связан с системой вентиляции картера двигателя, а второй – с системой улавливания паров бензина.

Регулятор холостого хода

Регулятор холостого хода – это электромеханическое устройство, задачей которого является поддержание определенной частоты вращения коленвала при полностью закрытой дроссельной заслонке. Например, во время прогрева мотора или изменения нагрузки, когда включается дополнительное оборудование. Устройство регулятора холостого хода следующее: внутри корпуса находится шаговый электромотор, с которым соединена подпружиненная конусная игла. Когда мотор работает на холостом ходу игла, перемещаясь вперед-назад, регулирует площадь поперечного сечения обходного воздушного канала, через который проходит воздух при полностью закрытой заслонке.

Дроссельная заслонка может иметь привод двух видов:

  1. механический, как у автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2110, ВАЗ-2114;
  2. электрический, который применяется на большинстве современных автомобилей.

Механический привод

У ВАЗ-2109, ВАЗ-2110 и других устаревших моделей Волжского автозавода дроссельная заслонка связана с педалью газа посредством стального троса. Механический привод имеет очень простое устройство и низкую стоимость, поэтому до сих пор применяется на многих недорогих автомобилях.

Электрический

Если дроссельная заслонка оснащена электрическим приводом, то прямой связи между ней и педалью газа нет. Принцип работы заслонки с электроприводом не меняется, но ее устройство намного сложнее. Упрощенно такой узел работает следующим образом. Силу нажатия на педаль газа регистрирует специальный датчик, который передает эту информацию блоку управления двигателем, угол открытия заслонки определяет датчик положения дроссельной заслонки, и также передает соответствующие сигналы блоку управления. Контроллер постоянно сравнивает эти значения и подает команды электродвигателю на увеличение или уменьшение угла открытия заслонки.

Главной отличительной особенностью дроссельной заслонки с электроприводом является отсутствие регулятора холостого хода. Когда мотор работает на холостых оборотах, дроссельная заслонка не закрывается полностью, угол ее открытия задается блоком управления в соответствии с параметрами работы силового агрегата. Электронная дроссельная заслонка, в отличие от механической, имеет не один датчик положения, а два. Если один датчик, он же потенциометр дроссельной заслонки, выйдет из строя, дроссельный узел все равно будет работать.

Датчик положения дроссельной заслонки

Этот датчик является потенцимером. При воздействии на педаль газа изменяется положение заслонки и напряжение подаваемое на контролер. В закрытом состоянии напряжение составляет 0,7В, при полностью открытой 4В. В соответствии с этими данными датчик и контролирует подачу топлива.

Если возникает неисправность датчика положения, то контролер не сможет правильно определять положение заслонки. Это вытекает в следующие неисправности:

  • во всех режимах работы двигателя обороты начинают плавать, на холостом ходу обороты будут повышенными;
  • при выключении передачи (нейтраль) во время движения, двигатель может глохнуть;
  • иногда может загораться лампочка CHECK.

Для проверки работоспособности датчика положения, можно воспользоваться мультиметром. При включенном зажигании щупы подключаются к разъемам В и С. Изменение положения заслонки должно приводить к изменению напряжения.

" alt="">

Для чего нужна модернизация дроссельной заслонки на ВАЗ-2109, 2110, 2115

В магазинах запчастей продаются дроссельные узлы с заслонками увеличенного диаметра (52, 54 и 56 мм) для автомобилей ВАЗ-2109, 2110 или 2115. По заверениям продавцов, установив такую заслонку взамен штатной 46-миллиметровой, владелец авто получит значительные преимущества: машина становится отзывчивее к педали газа, пропадают проблемы с холостыми оборотами, улучшается динамика автомобиля, и особенно это заметно, если заменить штатный воздушный фильтр фильтром нулевого сопротивления. Главный довод, который пытаются внушить автовладельцам, заключается в том, что мотору для эффективной работы требуется больше воздуха, для чего необходимо заменить штатный дроссельный узел на усовершенствованный. Приводят даже цифры: диаметр ресивера ВАЗ-2109 или ВАЗ-2110 составляет 53 мм, и заслонка диаметром 46 мм якобы «душит» мотор.

Многие владельцы ВАЗ-2109 и ВАЗ-2110 поддаются на уговоры и меняют штатное устройство на усовершенствованное. После этого, действительно, мотор работает лучше, и машина едет динамичнее. Причина улучшений на деле оказывается куда прозаичнее: вместо старого, грязного дроссельного узла, который давно нуждался в тщательной очистке, владелец поставил новый. В итоге двигатель вернулся к работе в штатном режиме, что и воспринимается владельцами, как обещанная отзывчивость и резвость автомобиля.

Комментировать
0
1 748 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector