No Image

Вежливая подсветка салона своими руками drive2

СОДЕРЖАНИЕ
0
932 просмотров
20 августа 2019

Одна из допустимых доработок, доступных автолюбителю – вежливая подсветка салона своими руками. Этот термин родился не вдруг и не на пустом месте, ключевое слово в нем – «вежливая». В данном контексте прилагательное «вежливая» обозначает невмешательство в основную конструкцию.

Вежливая подсветка салона своими руками, зачем она нужна, если даже базовая комплектация практически всех современных авто предполагает огромное количество изысков, ориентированных на различные вкусы водителей?

Ответ прост: всегда находятся люди, которых не устраивает некий заранее заданный творческий потенциал – говоря откровенно, дополнительные опции. Им нужен дополнительный тюнинг.

Содержание

Тюнинг

Добиться этого эффекта довольно просто – нужно внести незначительные изменения в электрическую схему освещения.

Для этого нужны резисторы определенного сопротивления – от 1 до 220 K (это импортный стандарт, подобрать отечественные аналоги не составит труда), конденсатор (емкость в пределах от 50 до 100 микрофарад, напряжением 16В), многожильный провод длиной не более метра; диод, соответствующий стандарту SR5100. Кроме того, конечно, понадобятся обычные инструменты – электрический паяльник, олово и канифоль.

Соединение деталей производится в определенном порядке – электрическую схему можно посмотреть на примеры внизу этой статьи.

Здесь такая схема не приводится ввиду ее доступности – важен лишь достигаемый эффект. Он заключается в вышеописанном постепенном «затухании» освещения. Причем время задержки непосредственно связано с емкостью используемого конденсатора (чем выше емкость, тем длительнее эффект).

Неприятие стандартов

Каждый автовладелец, хочет чтобы его машина была красивой, и радовала не только свой глаз, но и взор окружающих

Причем изначальные конструктивные особенности отнюдь не будут нарушены – только дополнены. Положительные отзывы свидетельствуют о востребованности предлагаемого изыска. В немалой степени этому способствует и практическая составляющая.

Впрочем, судить об этом – автовладельцу.

Суть дополнения

Предлагаемое дополнение состоит в том, что встроенные светильники (для освещения салона), не сразу откликаются на закрытие дверей. Как известно, автоматическое выключение внутреннего освещения предполагается сразу после закрытия дверей. Но – некоторая задержка (т.е. лампы гаснут не сразу, а спустя несколько секунд) создает дополнительные возможности:

  • в темное время можно воспользоваться «отсрочкой», чтобы вставить в прорезь ключ зажигания;
  • не испытывать проблем с поиском ремней безопасности;
  • включить музыку на магнитоле (безошибочно нажать нужную кнопку);
  • успеть переложить вещи в бардачок и т.п.

Проще говоря, такая задержка способна подарить водителю и пассажирам дополнительный комфорт.

Как видим, вежливая подсветка салона своими руками позволяет решить вопрос как в эстетическом, так и в практическом плане, что прекрасно станет элементом тюнинга авто.

На некоторых иномарках заводом-изготовителем установлена так называемая вежливая подсветка салона, что подчеркивает продуманность машины и повышает уровень ее комфорта. К сожалению, в базовой комплектации большинства авто данная функция отсутствует. Исправить ситуацию и обзавестись системой плавного включения (отключения) света под силу каждому автолюбителю. Для этого нужно собрать небольшое электронное устройство на популярном микроконтроллере ATtiny13.

Функциональность устройства

Прежде чем перейти к схемотехнической стороне, узнаем, какими возможностями обладает умная подсветка.

  1. Открытие двери приводит к плавному включению света в салоне, которое нарастает до максимума примерно за 4 секунды.
  2. Закрытие двери с выключенным двигателем приводит к плавному погашению ламп по истечении задержки в 10 секунд (настраивается пользователем).
  3. Закрытие двери при работающем двигателе приведёт к плавному погасанию лампы в течение 3-4 секунд без задержки.
  4. Освещение салона будет выключено по истечении 10 минут с момента открытия двери.

Кроме перечисленных функций пользователь может в любое время настроить время паузы (задержку) и чувствительность к бортовому напряжению.

Схема и принцип её работы

Принципиальная схема вежливой подсветки приведена на рисунке. Её исполнительным органом является 8-битный микроконтроллер ATtiny13 с программируемой flash памятью ёмкостью 1 кБ. Он отличается низким потреблением тока и широким диапазоном питающего напряжения (1,8–5,5 В). Данная схема запитывается от аккумулятора (+12 В). На МК ATtiny13 (вывод 8) напряжение поступает после выпрямительного диода (защита от переполюсовки) и стабилизатора на 5 В, собранного на LM7805 и двух сглаживающих конденсаторах. Выходной сигнал снимается с вывода 5, который затем поступает на n-канальный МОП-транзистор.

Остальные программируемые выводы подключаются к соответствующим элементам обвязки. Кнопка для дополнительной настройки с нормально разомкнутым контактом подключается между общим проводом (GND) и выводом 3. Вывод 6 через диод соединён с дверным концевиком. Лампочка с одной стороны подключается к +12 В, а с другой – к стоку МОП-транзистора.

Печатная плата

Конструкторская разработка изделия представлена в виде печатной платы podsvetka.lay, которая доступна для Layout версий 5.0 и 6.0. Плата вежливой подсветки выполнена в одностороннем варианте и, несмотря на компактные размеры (18*28 мм), легко собирается своими руками. Резисторы, конденсаторы и диоды – SMD компоненты типоразмером 0805 и 1206. Транзистор AP60T03AH (Imax=45 A, Uси=30 В) установлен в корпусе ТО-252 со стоком на радиаторе. МК ATtiny13 применен в 8-ми выводном корпусе SOIC.

Прошивка

Чтобы микроконтроллер начал управлять силовым транзистором, в него необходимо загрузить программу. Проще всего воспользоваться недорогим программатором PonyProg, который совместим со всеми версиями ОС Windows. Для осуществления прошивки микросхему нужно вставить в аппаратную часть PonyProg, подключиться к ПЭВМ, запустить соответствующее программное обеспечение и открыть файл, который можно скачать здесь.

Варианты подключения

Рассматриваемая вежливая подсветка может подключаться двумя способами к салонному освещению авто. Первый (наиболее простой) не предусматривает изменений в электропроводке светильника. Как видно из рисунка, в момент замыкания концевика ток нагрузки начнёт протекать через самодельное устройство, запуская в работу схему плавного включения (отключения). Если освещение салона включить стационарным переключателем, то схема умной подсветки остаётся незадействованной, и лампочка будет гореть постоянно.

Техническая реализация второго способа предусматривает переделку плафона. Контур протекания тока нагрузки разрывается по «минусу». Минусовый контакт лампочки соединяется со стоком транзистора, а провод от стационарного переключателя с катодом диода. В результате такого подключения свечением лампы можно управлять как от концевика, так и от штатного переключателя.

Дополнительные настройки

Владелец авто может изменить настройки по умолчанию, то есть время до наступления погасания ламп (светодиодов) после закрытия двери с выключенным двигателем. Для этого следует проделать следующие шаги:

  • открыть дверь и дождаться свечения на полную мощность;
  • нажать кнопку на плате, после чего лампочка начнет мигать.

Каждое последующее нажатие увеличивает задержку на 5 секунд, то есть:

  • 1 вспышка – без задержки;
  • 2 вспышки – 5 с;
  • 13 вспышек – 60 с, после чего цикл повторяется.

Значение бортового напряжения для каждого автомобиля является индивидуальной величиной. Поэтому схему вежливой подсветки необходимо подстроить под личное авто. Для этого нужно закрыть дверь, дождаться погасания лампочки и начать нажимать кнопку на плате. Как и в предыдущем случае, лампа начнет вспыхивать с каждым нажатием на 1 раз больше, что соответствует изменению чувствительности к напряжению бортовой сети, а именно:

  • 1 вспышка – 12,5 В;
  • 2 вспышки – 12,8-12,9 В;
  • 7 вспышек – 14-14,5 В.

Если вместо ламп накаливания предполагается использовать светодиоды, то включать их нужно только через токоограничительный резистор. Это правило не касается светодиодных лент и LED-ламп специально предназначенных для подсветки салона, так как они рассчитаны на питание от сети +12 В.

Вежливая подсветка салона – это удобная и практичная функция, которая продлевает время освещения внутри авто после закрытия дверей, а затем плавно отключает его. Далее расскажем, какие детали и инструменты необходимы, для того чтобы подключить эту опцию своими руками.

1 Почему так удобно использовать "умный" свет?

Установка умной подсветки с "вежливым" светом существенно повышает комфорт в салоне, особенно в темное время суток. Такая функция, как правило, уже в заводской комплектации есть на автомобилях класса люкс или премиум, а также в базовых комплектациях некоторых автомобилей не премиального класса. Суть работы опции предельно проста – вы закрываете двери, свет в салоне продолжает гореть несколько секунд, а затем самостоятельно гаснет.

Такая технология "умного" освещения обладает определенными преимуществами, так как позволяет без дополнительного открывания или закрывания дверей в темное время суток получить нужное освещение для того, чтобы пристегнуть ремни, вставить ключ в зажигание и т.д. и т.п. "Вежливая" подсветка чаще всего реализуется с помощью LED приборов, что существенно экономит заряд батареи и позволяет долгое время обходиться без замены основных лампочек и других деталей "умной" системы.

Как правило, подсветка салона, которая работает по схеме "умный свет", может иметь самые различные настройки. В данном случае все зависит от электрической схемы, посредством которой она реализуется, а также от качества материала, способа сборки, подключения и ряда других индивидуальных особенностей автомобиля. Чаще всего умная или вежливая подсветка в салоне обладает следующими стандартными параметрами и алгоритмами:

  • мгновенное или плавное включение света в салоне после открытия дверей;
  • удержание света в салоне после закрытия дверей в течение определенного периода времени в зависимости от настроек и схемы;
  • автоматическое включение и постепенное отключение освещения после активации или деактивации центрального замка с помощью брелка сигнализации.

Время и плавность отключения, как уже говорилось выше, зависит от реализуемой схемы и способа подключения. Далее рассмотрим один из самых простых и эффективных вариантов подключения "вежливого" света своими руками.

2 Сборка "вежливого" освещения – подбираем детали и инструменты

"Вежливая" автомобильная подсветка делается на основе различных схем посредством изменения электрической проводки основного плафона освещения (светильника). Для этого в схему встраивается дополнительная электронная плата с управляющими свойствами, которую можно собрать своими руками.

Таким образом, для изготовления подсветки и реализации предлагаемой схемы подключения вам понадобятся такие детали, как:

  • резисторы сопротивления емкостью от 1k до 220k (по импортной маркировке) в случае использования диодов, рассчитанных на напряжение более 13 вольт;
  • конденсатор емкостью от 50 до 100 мкф (в зависимости от необходимого времени продления подсветки) с напряжением до 16-ти вольт;
  • транзисторы с маркировкой КТ-361 и КТ-819 в количестве 3 штук (2+1, соответственно);
  • диоды или диодная лента SR-5100;
  • многожильный электрический провод с сечением 0,5-1 миллиметр;
  • паяльная лампа, припой, изолента, термоклей.

От емкости используемого конденсатора зависит время плавного отключения плафона. Например, конденсатор на 50 мкф при правильной реализации схемы подключения позволяет задерживать освещение в течение 6-7 секунд с плавным отключением на 8 и 9 секунде соответственно. Транзисторы устанавливаются вместо штатных (ВС-177 или ВС-200) под диоды и ленты с соответствующими характеристиками.

3 Подсветка салона своими руками – делаем все правильно!

Чаще всего для создания надежной схемы используются текстолитовые печатные платы с медными дорожками и контроллером, а также специальной программной прошивкой. Преимущество печатных плат с микроконтроллером, например таким, как ATTiny-13, в том, что они обладают flash-памятью с возможностью создания дополнительных программируемых настроек. Кроме того, микропроцессор может работать в широком диапазоне подающего напряжения, обычно от 1.5 до 6.5 вольт.

Все это позволяет расширять способности "умной" подсветки, то есть появляется возможность дополнительных настроек, например, можно увеличивать задержку света посредством кнопки на контроллере.

Однако соединить схему можно и при помощи пайки и проводов, что позволяет существенно сэкономить время. Особенно это актуально в случае, если "вежливая" подсветка имеет простую схему. После соединения всех компонентов в единую схему, которую мы представили выше, необходимо позаботиться о тщательной изоляции соединений, полученных при подключении, а после подключения их можно дополнительно закрепить и обработать с помощью специального термоклея для обеспечения максимальной надежности.

Полученный по схеме модуль "вежливой" подсветки необходимо вставить в штатный плафон, закрепить и правильно подключить к бортовой сети автомобиля. Подключается подсветка своими руками согласно простой схеме. Первый контакт – на плюсовой провод питания сети, второй контакт – к минусу, который нужно взять от выключателя плафона подсветки, третий контакт припаивается к концевику от дверей.

На выходе мы получили "умную" подсветку с возможностью регулировки времени путем изменения емкости конденсатора. Представленная и реализованная схема подходит для использования на большинстве легковых автомобилей отечественного производства и иномарках со стандартной системой подсветки салона. Однако важно понимать, что значение напряжения при работе системы "вежливой" подсветки различается и зависит от конкретной модели авто. Таким образом, выбор схемы должен максимально точно соответствовать конкретным показателям бортовой сети и ее особенностям для той или иной модели. Желаем Вам удачи в подключении новой функции!

Комментировать
0
932 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector