No Image

Как снять крыльчатку с вентилятора охлаждения

СОДЕРЖАНИЕ
0
878 просмотров
20 августа 2019

ВАЗ 2110 (10-е семейство)

Для того, чтобы при включении вентилятора охлаждения ("карлсона") не раздавалось неприличных звуков, машина не дёргалась и не надоедал громкий шум- необходимо просто заменить стандартную четырёхлопастную крыльчатку вентилятора охлаждения на восьмилопастную

Автор: Макар
Поделиться:

Ну вот и у меня добрались руки до этого узла. В принципе особых нареканий на его работу у меня не было. Шуметь сильно, он у меня не шумел, только при старте, был едва ощутимый рывочек отдававшийся на кузов машины. Ну да ладно, раз хвалят замену стандартной четырех лопастной крыльчатки на восьми лопастную, так уж и быть сделаем машинке подарок.

Сам процесс занял один час.

Открываем капот, для удобства снимаем корпус воздушного фильтра. Не скажу как обстоят дела с пространством для работы в моторном отсеке машин с 16 клапанными двигателями, но у меня после снятия воздушного фильтра оказалось места предостаточно для проведения работ.

Для снятия рамки вентилятора необходимо открутить две гайки на 10 и два болта, тоже на 10. К двум болтам и одной гайке доступ в принципе свободный, трудности могут возникнуть с четвертой. Расположенной в самом низу радиатора, работать с ней мешает поперечная балка к которой крепятся рычаги растяжек.

Действуя поочередно головкой на 10 или рожковым ключем, скручиваем их все, отсоединяем провода питания электромотора, ослабляем и снимаем пластиковый хомут фиксирующий трос педали газа от болтания в моторном отсеке (у меня он как раз был притянут к рамке вентилятора) и вытаскиваем рамку с мотором из моторного отсека.

имеем стандартный вентилятор с четырех лопастной крыльчаткой, которую нам надо заменить на восьми лопастную.

Стопорим от вращения крыльчатку любым подходящим инструментом, и головкой на 13 откручиваем гайку крепящую крыльчатку.

Стоит обратить внимание на то что – в природе существует два вида электромоторов устанавливаемых на машину, с валами разного диаметра, 8мм под гайку на 13 , как в моем случае, и 6мм под гайку на 10. На это стоит обратить внимание еще до покупки новой крыльчатки, что бы не пришлось ехать в магазин сдавать назад или обменивать на подходящую. Не потеряйте шпонку вставленную в отверстие в валу двигателя, иначе прийдется колхозить что то из гвоздика

Попутно мелкий ремонт. Одна из резиновых втулок, ссохлась, и двигатель болтался на ней. более сильная затяжка гайки положительного результата не дала, поэтому чуть согнул шайбу и затянул. После такой процедуры люфт исчез.

Ставим новую крыльчатку, затягиваем покрепче гайку, и наш вентилятор почти готов к установке на свое мето.

Памятуя о совете с автолады , в нижнем креплении рамки , для удобства обратного монтажа сделал прорезь, что бы было легче одевать крепление на шпильку.

не обошлось и без боевых потерь 😥 . Хомут фиксирующий трос газа, от перемещений по моторному отсеку, был благополучно порван при попытке снять его. Пока в качестве замены ему, примотал трос куском изоленты. На время. Хотя чувствую нет ничего более постоянного , чем временное.

Естественно провел тест драйв. Завел авто и дождался срабатывания вентилятора. Ну что сказать. Эффект, не не потрясающий :no: , конечно трясти машину при старте вентилятора перестало, но вот , что б совсем не слышно как он работает , такого нет. Просто характер шума стал другим, более низкочастотным , больше в сторону свиста.

Как разобрать неразборный вентилятор?

Подошло время для плановой чистки и смазки компьютера. Одни из вентиляторов оказался, так называемым, неразборным. Во всяком случае именно так называют подобные вентиляторы на просторах Интернета.

Попытался найти информацию по разборке таких вентиляторов в сети и начитался такой ахинеи, что решил разобрать вентилятор и описать процесс. Подробнее на https://oldoctober.com/ru/

Самые интересные ролики на Youtube

Вентилятор.

Инструменты

  1. Сверло 1мм.
  2. Сверло 6мм (заточка типа «цапфенбор»).
  3. Крючок монтажный маленький.
  4. Шило.
  5. Тонкая отвртка.
  6. Пинцет узкий.

Вначале размечаем местоположение будущего отверстия со стороны статора. Рекомендую вложить в углубление подходящую шайбочку для повышения точности. Разметкой может служить углубление сделанное шилом в пластмассе. https://oldoctober.com/ru/

Сверлим отверстие диаметром 1мм по разметке.

Затачиваем сверло диаметром около шести миллиметров примерно так, как показано на рисунке, иначе, при сверлении, сверло упрётся в вал вентилятора, что не позволить рассверлить отверстие.

Рассверливаем отверстие до диаметра 6мм.

Удаляем колечко, образовавшееся при сверлении, и тефлоновую прокладку.

Эти детали выглядят примерно так.

1 – Такое колечко формируется при использовании для сверления сверла с заточкой типа "Цапфенбор".

2 – Тефлоновая шайба, которая была расположена между задней стенкой и валом вентилятора.

На следующей картинке изображён вал вентилятора со стопорной канавкой. По форме канавки видно, что вставить такой вал в стопорную шайбу легко, а вынуть сложно.

Чтобы освободить вал, нужно монтажным крючком отогнуть вверх все четыре лепестка стопорной шайбы. После чего, можно вытолкнуть вал вместе с крыльчаткой тонкой отвёрткой или спичкой.

После чистки и смазки можно собрать вентилятор в обратном порядке.

Если вы повредили лепестки стопорной шайбы, не волнуйтесь, на работоспособности это никак не отразится.

Заглушить образовавшееся при разборке отверстие можно любым удобным для вас способом.

Например, можно вырезать заглушку из изоляционной ленты черного цвета.

Для этого два кусочка ленты наклеиваются друг на друга, а затем прорезаются просечкой подходящего диаметра.

В данном случае, подошёл по размеру колпачок от шариковой ручки. Верхним кусочком изоленты заглушаем отверстие предварительно обезжирив поверхность.

Набор просечек разного размера можно также изготовить из поломанной телескопической антенны от телевизора или радиоприёмника.

Ремонт крыльчатки вентилятора (или не суйте туда пальцы!)

Еще в каменном веке люди знали, что нельзя совать пальцы в розетку и работающий вентилятор. Истинна эта, зародилась наверно чуть раньше большого взрыва. Но толи люди быстро забывают, толи специально это делают. Хотя известно, что такой случай часто заканчивается плачевно для минимум одной из сторон конфликта.

Собственно по тому мамонты и вымерли.

Итак, трудилась у меня в системнике, на благо меня и горсвета MSI CYCLONE 5850 И вот в один не прекрасный день крыльчатка была остановлена пальцем и начала разлетаться на осколки. Почему именно начала спросите вы, да потому что после отвала 1ой лопасти увеличение вибрации и шума не было столь критичным, но после отвала ещё 3х лопастей ситуация стала угрожающей и карточка была отправлена на полку, где и пролежала 3 дня, до того момента как я решил осуществить свою давнюю задумку, попробовать приклеить отломившиеся лопасти.

Итак! Операция Суперклей!

По поводу клея, хочу сказать, что не вижу особой в них разницы, что момент за 50р что монолит за 10 и масса и свойства одинаковы. Так что чем дешевле тем лучше. хотя за 5р тюбики уж совсем пустые

Итак, аккуратно отвинтив шурупы, и даже не повредив их, я снял радиатор и начал клеить. Минут чз 20 работа была окончена и лопасти были возвращены на место. К сожалению фотографий готовой конструкции нет, но на глаз уловить асимметрию лопастей трудно.

На фото уже приклеена одна лопасть. примерно так же выглядят и остальные. Позже вентилятор был водворён на своё законное место, а карта в системник. Где сейчас и трудится, Лишней вибрации относительно того что было до поломки не замечено. Хотя сейчас карта фиксирована на подпорке, т.к во время разборки вентилятора был утерян фиксатор ротора. К стати вентилятор использует 2 подшипника, что также ставит под вопрос целесообразность его замены.

Кроме того, диаметр крыльчатки около 100мм, поставив туда крыльчатку от 92мм вентилятора мы потеряем в производительности а крыльчатку от 120мм-ки придётся выпиливать так чтобы она не задевала радиаторы. (хотя тут при правильной балансировке будет увеличение производительности, т.к ещё 7-10мм диаметра крыльчатки остаётся в запасе до радиатора)

Вывод: Приклеить лопасти крыльчатки вентилятора обратно после отлома, возможно и не сложно. Но это стоит делать только в случае невозможности найти адекватную замену инвалиду.

П.С обнаружилось, что фиксационное кольцо было утеряно при разборки, а оно там было из жести. Без кольца вентилятор раскручиваясь выше 40% приподнимается под действием забираемого воздуха и входит в пространство 3-го слота.(СО 2х слотовая) а в следующем слоте уже установлена плата расширения. об которую тормозится вентилятор. Также, обнаружилось что вентилятор неспособен сам стартануть. Всё это последствия нехватки фиксирующего кольца.

Пп.С Ротор имеет специфическое строение. Пружина – подшипник1 – блокировочное кольцо для подшипника1 – подшипник2 – фиксирующее кольцо. Будет осуществлена попытка поставить на ротор стандартное капроновое кольцо. Чем Это обернётся будет видно.

П(3).С Капроновый фиксатор снятый со старого 80мм вентилятора был успешно установлен на ротор после чего отремонтированный вентилятор успешно прошёл испытания на 100% оборотов, а это 4440об/мин При этом заметной на ощупь вибрации нет, но звук вентилятора на максимальных оборотах получил окраску(нижний спектр обогатился рокочущей составляющей, которая впрочем, намного тише высокочастотной составляющей звука, присутствующей до этого) Рокот можно сравнить со звуком аэродрома, где берёт разгон винтовой самолёт, но естественно только по характеру. ни тише ни громче ОС не стала.

Дельта ОС на 100% оборотов осталась прежней 5С в простое.

П(4).С О целесообразности подобных операций: Конечно вентилятор приемлемого качества можно приобрести за небольшие $ но как я писал, ( а может и не писал т.к первый вариант статьи был удалён ) Есть достаточно качественные СО с уникальными и сложно-повторимыми вентиляторами, взять хотя бы те же залманы. стоит потрудиться чтобы найти эргономичную замену. Естественно вентилятор стандартного типоразмера подобным операциям подвергать смысла нет.

Не прошло и месяца как я начал чувствовать дискомфорт. Болела голова, засыпать даже в берушах стало неуютно. Случайно я дотронулся до системного блока, и о ужас он трясся от страха как осиновый лист, что это? – подумал я… Дальнейшее ощупывание внутренностей показало что видеокарта превратилась во встряхиватель. Дальнейший осмотр места происшествия показал наличие лопастей в количестве одной штуки на дне системного блока.

Как я уже писал, во время приклеивания одна из лопастей приклеилась менее удачно чем остальные. Вот она то и отлетела во время эксплуатации. Обстоятельства мне не известны, но я считаю что причиной этому послужило вмешательство внешних сил, т.к испытания на 100% оборотов крыльчатка прошла успешно, да и по ходу эксплуатации она на такие скорости не выходила. В числе внешних сил могли фигурировать: моя нога, тянущаяся к теплу, в холодный зимний вечер; рука, с теми же помыслами; залетевший случайно, или не очень, предмет небольшого калибра.

Недолго думая, я решил провести повторный ремонт крыльчатки… Так как остальные лопасти были в полном порядке, прошлая неудача была списана на криво приклеенную лопасть, или, если кому угодно, кривые руки.

Т.к удаление остатков клея мне показалось операцией опасной, со стороны нарушения целостности граней слома и последующей разбалансировкой, я решил клеить так и укрепить шов кусочком бумаги, покрывающим разрыв сверху.

На данный момент карта трудится несколько дней, раскрутку до максимальных оборотов прошла. Выявлена неприятная особенность, в диапазоне 53-67% оборотов, появился характерная лёгкая вибрация. Но при правильной вентиляции обороты находятся ниже этого предела.

Дополнительно фото удачно приклеенной лопасти

Конечно бумага является неудачным материалом и лучше всего, по моему мнению, использовать тонкую стеклоткань. В принципе из такой ткани вообще можно изготавливать лопасти целиком, но это уже совсем другая история, не стану же я спорить с Noctua, для этого у меня не хватит ни вычислительных ни ресурсов интереса.

____________________________________________________________________________________________
Часть 3я 08.12.12
Итак, как всё часто бывает то что однажды сломалось, будет сломано совсем. Не так давно, вентилятор снова вышел из строя, но не по моей вине и причине некачественного ремонта, а по тому что некие личности суют руки в системник. К сожалению в тот момент я был далеко от места проишествия и не мог оперативно среагировать на ситуацию. Это обернулось для видеокарты плачевным итогом. Хоть и не продолжительная, эксплуатация с полной разбалансировкой вернтилятора, привела к расслоению подсохшей уже стоковой термопасты. Отлетели 3 клеяные лопасти, одну из которых найти так и не удалось. После некоторых манипуляций(прозвонка 4х пинового разъёма на плате) я выжег контроллер вентилятора, закоротив (+) на землю в разъёме.
Назрела необходимость менять крыльчатку. Первые попытки со сменой исключительно крыльчатки провалились, испытанные крыльчатки от ZALMAN F3 и стокового вентилятора Scythe Ninja успехом не увенчались. Суровая реальность о необходимости смены всей СО начала медленно вырисовывать свои контуры. Но посмотрев на выбор и цены я решил пойти на рискованный шаг, а именно взять крыльчатку большего диаметра и обточить излишки лопастей.
Радиатор расчитан на крыльчатку диамметром 100-110(МАХ)мм. Найти недорогую подходящую крыльчатку размером 110мм я взял разбитую(да опять будет клей) крыльчатку с выкусанным ротором ZALMAN F3. Обточка показала что радиатор не является главным ограничителем, им является МП, которую задевает разогнанная по размеру крыльчатка. Дальнейшая небольшая обточка позволила поставить всё на место.
Плюсы операции:
1й(и единственные) Видеокарта работает, без вложений
Минусы:
1. Вибрация от плохой балансировки.
2. Необходимость подключать вентилятор к МП
3. Видеокарта занимает 2,5 слота + второй слот должет отсутствовать вовсе(только текстолит)
4. Невозможность смазки из за того что вентилятор вклеивается в собранном состоянии и необходимости отодрать его для доступа к втулке.

Тут показана крыльчатка на родном роторе с 4х пиновым питанием, на одной из фотографий видно насколько больше вентилятор, чем видеокарта.

При удобном случае сделаю фото готовой карты, т.к она работает 24/7 в битках на 300Мхш с постоянной температурой около 60 градусов (вентилятор не регулируется). На счет шума, это не 100% стокового куллера, но слышно.

Скорость

Т нагрузки (С)

Т покоя (С)

Т комнатная (С)

1750

62

32

23

1300

70

33

23

Снял показания с резистором, они меня порадовали, т.к мало того что температурный режим остался приемлимым, так ещё ушла вибрация. Из неожиданных моментов, выяснилось что движок стоит вероятно не от залмана, чему я крайне удивился. Есть один фактор усугубляющий температуру, под 5850 стоит загруженная 5570 с температурой чипа в 50С, если бы она была без нагрузки, или её вообще не было, температуры были бы ниже.

П.с Всем кто говорит про вентилятор размером 92мм. Эффективнее созданной СО он быть не сможет, а при учете использования резистора и в тишине выйграть будет сложно.
Увеличение размера крыльчатки всегда положительно скажется на эффективности СО. А уменьшение воздушной подушки между лопостями и ребрами радиатора позволит максимально выгодно истольковать весь воздушный поток, особенно на плотно посаженных ребрах.
Обновление 3.6(10.01.13)________________________________________________________________
Итак в один прекрасный день, хотя ничего хорошего в нем не было. Вышеупомянутая карта просто перестала считать биткоины, сначала это выглядело как остановка счета, потом упал видео драйвер, а потом и вовсе пропало изображение. При загрузке иногда виснет на артефактах.
Предположительный диагноз -отвал чипа. Карта была вынута, комп запущен и трудится дальше.

При детальном осмотре был выявлен источник горелого запаха после КЗ на разъёме вентилятора, им была лопнувшая дорожка. Огибающая угол карты.

Попытки прозвонить окрестности привели к выводу что это земля. Возможно если кинуть соплю, разъём востановит свою работоспособность.
К стати несколько фотографий дающих представление о габаритах нового вентилитора

А это зазор между радиатором и крыльчаткой. Тут он кажется большим, хотя несколько милиметров назад задевал.

Но вернёмся к карте, у которой по видимому отвал чипа.
Вопервых, карта изначально была довольно проблемной, а именно – имела плохой разгонный потенциал.
Сущеструет вероятность, что несбалансированная крыльчатка и создаваемая ею вибрация могли дать толчек к гибели карты. Но есть смягчающее обстоятельство – вот уже месяц карта трудилась на пониженных оборотах, о чем я писал выше.
Есть ещё один факт который мог усугубить положение, Некоторое время назад карта подвергалась перегреву и непродолжительной работе в таком состоянии. Стоковая термопаста высохла и произошло расслоение чипа/пасты/подошвы радиатора. Карта находилась в режиме экстремальной термозащиты (нагрузка на чип сокращалась таким образом, чтобы температура не превышала 96С).
Ну и самое большое, хотя по моему мнению не самое главное, Это то что с момента покупки карта подвергалась каторжному труду по добычи биткоинов в шахтах пулов.
В дальнейшем карта будет пробно запускаться на других машинах, а затем(наврятли она там запустится) будет прожарена в газовой духовке(если вдруг не подвернется фен или паяльная станция), после чего наверняка вернется обратно доживать свои деньки, каторжным трудом.
11.01.2013
Удивительным образом, карта оказалась вполне себе работоспособной(на данный момент в работе). По сему была возвращена на своё законное место, где сейчас прогревается(во имя тишины на данный момент отключены корпусные вентиляторы) стандартной уже для неё работой в биткоинах.
Что же случилолось вчера?
Ответ на это может дать следующее фото, на котором видно как край карты содержащий разъёмы доп пистания опирается на подвернувшийся MOLEX разъём. До сегодняшнего дня, этот край находился в свободном висении.

За кабель мэнеджмент прощения просить не буду – собрано просто чтобы работало, а не для красоты.
Кто нибудь конечно скажет что так проводит свои дни большинство карт. Но! Карта вставлена в открытый слот PCI-E 1X . Естественно металическая манель с видео выводами закреплена болтиком, но карта достаточно длинная и тяжелая, и маденький слот, тем более подпиленный не мог справиться с непосильгной для него нагрузкой.
Вывод карта провисла, контакт сигнальных линий PCI-E нарушился, что и привело к сбоям в работе видеодрайвера, артефактам при включении(этот момен достаточно странен, ибо мог быть только при слабом но неразорванном контакте).
Пока писалось дополнение температура карты стабилизировалась и составила 76С, что больше на 6 градусов.
Итак, карта снова в строю!
П.с Хочу сделать пояснение по уровню вибрации, к сожалению измерительного оборудования подобых величин у меня(да и в лаборатории наверно) нет, но на пониженных оборотах (1300обмин для модифицированного Zalman F3) её уровень сравним, хоть и немного выше, с некоторыми экземплярами карт с серийными СО. Так например у моего друга уже больше года работает карта Гигабайт 6850 со своей СО, которая нервирует меня при игре в танки(вибрация передаётся по столу), конечно уровень её невелик, и не приводит к слышимим шумовым помехам, но она присутствует.
06.02.2013
И опять неполадки. Неудачная пара пинков выявила самое слабое место в конструкции, им оказалась склеянная пара металл-пластик.
Итого руллер просто отвалился от радиатора.

В итоге видеокарте пришлось работать под полной нагрузкой в пасиве.
Результатами оказались устоявшиеся 140Мхш(96С и термозащита). После отключения нагрузки был проведён эксперемент, а именно я дождался стабилизации температуры, При включенном MSI Afterburner 60C, рабочий стол остужает карту до 40С. За сим можно сделать вывод, что карта без нагрузки вполне может работать в пасиве.
К сожалению придуамть способ устранения слабого звена я не нашел, потому всё было возвращено на место по старому.
З.ы лопасти не пострадали))

Комментировать
0
878 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector