No Image

Кпп ваз 1111 устройство

СОДЕРЖАНИЕ
0
695 просмотров
20 августа 2019

1. Картер коробки передач. 2. Конический роликоподшипник дифференциала. 3. Регулировочное кольцо. 4. Пробка сливного отверстия. 5. Уплотнитель полуоси (корпуса шарнира привода колес). 6. Привод левого переднего колеса. 7. Зубчатое колесо I передачи вторичного вала. 8. Муфта синхронизатора I, III передач и заднего хода. 9. Зубчатое колесо II передачи вторичного вала. 10. Упорное кольцо. 11. Зубчатое колесо III передачи вторичного вала. 12. Ступица синхронизатора III и IV передач. 13. Зубчатое колесо IV передачи вторичного вала. 14. Упорная шайба зубчатого колеса IV передачи. 15. Шарикоподшипник вторичного вала. 16. Шток вилки включения I и II передач. 17. Шток вилки включения III и IV передач. 18. Вторичный вал. 19. Шток вилки включения заднего хода. 20. Установочное кольцо подшипника. 21. Задняя крышка коробки передач. 22. Шарикоподшипник первичного вала. 23. Масломерная линейка. 24. Ведущее зубчатое колесо IV передачи первичного вала. 25. Игольчатый подшипник зубчатого колеса. 26. Блокировочное кольцо синхронизатора III и IV передач. 27. Вилка скользящей муфты синхронизатора III и IV передач. 28. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач. 29. Сухарь фиксатора. 30. Шарик фиксатора. 31. Пластина. 32. Роликоподшипник первичного вала. 33. Уплотнитель первичного вала. 34. Вилка выключения сцепления. 35. Картер сцепления. 36. Колпачок сапуна. 37. Сапун. 38. Муфта подшипника выключения сцепления. 39. Первичный вал коробки передач. 40. Роликоподшипник вторичного вала. 41. Маслосборник. 42. Ведомое зубчатое колесо главной передачи. 43. Коробка дифференциала. 44. Опорная шайба зубчатого колеса полуоси. 45. Стопорное кольцо зубчатого колеса полуоси. 46. Зубчатое колесо полуоси. 47. Ведущее зубчатое колесо привода спидометра. 48. Трос привода спидометра в сборе. 49. Привод правого переднего колеса. 50. Корпус привода спидометра. 51. Сателлит. 52. Стопорное кольцо оси сателлитов. 53. Ось сателлитов. 54. Защитный чехол шарнира привода переключения передач. 55. Шток выбора передач.

Для изменения величины и направления крутящего момента, передаваемого от двигателя на ведущие колеса автомобиля, применяется двухвальная, четырехступенчатая коробка передач с косозубым зацеплением зубчатых колес. Коробка передач объединена с главной передачей и дифференциалом и характеризуется следующими передаточными числами: первая передача — 3,7; вторая передача — 2,06; третья передача — 1,27, четвертая передача — 0,9; передача заднего хода — 3,67; главная передача — 4,54. Все передачи переднего хода синхронизированы.

Подобранные передаточные числа обеспечивают хорошую динамику автомобиля, высокую среднюю скорость и экономичную работу двигателя Косозубые зубчатые колеса постоянного зацепления и синхронизаторы на всех передачах переднего хода обеспечивают бесшумную работу коробки передач, надежность и долговечность ее работы.

Коробка передач крепится к картеру 35 сцепления на шпильках, при этом под одну из гаек крепления устанавливается грузовой болт для поддержания силового агрегата при его снятии или установке. Второй грузовой болт устанавливается на головке цилиндров двигателя.

В картере 1 коробки передач расположены первичный вал 39, вторичный вал 18 с ведомыми зубчатыми колесами и двумя синхронизаторами, ось промежуточного зубчатого колеса заднего хода, главная передача, дифференциал и привод переключения передач. Картер закрывается задней крышкой 21.

Картер

Картер 1 отлит из алюминиевого сплава. В нем выполнены гнезда под подшипники 22, 15 и 2 первичного и вторичного валов и дифференциала, три гнезда под штоки 16, 17, 19 переключения передач, перпендикулярно которым расположены гнезда фиксаторов штоков. В эти гнезда устанавливаются шарики 11 (см. гл. 20) с пружинами 13, которые закрываются резьбовыми пробками. Противоположные концы штоков заходят в гнезда корпуса 21 механизма выбора передач, который крепится к картеру сцепления четырьмя болтами. Между этими гнездами расположены сухари 3 замкового устройства.

В нижней части картера коробки передач имеется сливное отверстие для выпуска отработанного масла. Сливное отверстие закрывается резьбовой пробкой 4 (см. гл. 19).

Чтобы при вращении зубчатых колес и разбрызгивании масла в картере не создавалось давление, полость картера коробки передач сообщается с атмосферой через сапун 37. Трубка сапуна запрессована в отверстие картера сцепления. Сверху на трубку надевается резиновый колпачок 36. Для предотвращения выброса масла через сапун полость сапуна изолирована от полости коробки передач пластиной 31, которая винтами крепится к картеру сцепления.

Задняя крышка

Шарикоподшипники первичного и вторичного валов закрываются задней крышкой 21, в которой расположен канал для маспомерной линейки 23. На линейке выполнены метки, обозначающие максимальный и минимальный уровни масла в коробке передач. Линейка уплотняется в отверстии крышки резиновой пробкой.

Снаружи, в верхней части крышки, имеется прилив, в котором выполнено гнездо для резиновых втулок демпфера троса привода сцепления.

Первичный вал

Первичный вал 39 коробки передач выполнен в виде блока ведущих зубчатых колес, вращающегося в двух подшипниках. Роликоподшипник 32 запрессован в картер 35 сцепления, шарикоподшипник 22 — в картер коробки передач. Он фиксирует первичный вал от осевого смещения и крепится на валу гайкой, а в гнезде картера установочным кольцом 20. Гайка после затягивания зачеканивается. Установочное кольцо подшипника поджимается к стенке картера задней крышкой.

На выходе из картера сцепления первичный вал герметизируется уплотнителем 33, рабочая кромка которого поджимается к полированному пояску вала. Вал проходит через направляющую втулку муфты 38 выключения сцепления, которая своим фланцем крепится тремя болтами к картеру сцепления. В блок зубчатых колес входят ведущие зубчатые колеса I, II, III, IV передач и заднего хода. Зубчатое колесо заднего хода в отличие от других зубчатых колес прямозубое.

Вторичный вал

Вторичный вал 18 изготовлен вместе с ведущим зубчатым колесом глазной передачи. На поверхности вала обработано четыре пояска для размещения зубчатых колес и в двух местах нарезаны шлицы для крепления ступиц синхронизаторов. Чтобы уменьшить потери на трение и увеличить коэффициент полезного действия коробки передач, зубчатые колеса на вторичном валу установлены на игольчатых подшипниках 25 одной размерности с цельным пластмассовым сепаратором. Вторичный вал ступенчатый, что позволило выдержать оптимальные зазоры между зубьями зубчатых колес. Чтобы при такой форме вала обеспечить сборку синхронизаторов и зубчатых колес на валу, размер игольчатых подшипников подобран по пояску вала наибольшего диаметра. Поэтому остальные подшипники располагаются на втулках того же размера, что и поясок вала для зубчатого колеса 7 первой передачи.

Между игольчатыми подшипниками и зубчатыми колесами II и III передач установлено упорное кольцо 10, а между ведущим зубчатым колесом главной передачи и зубчатым колесом 1 передачи — упорная шайба.

Для улучшения смазки игольчатых подшипников во вторичном валу просверлены осевой канал и радиальные отверстия, а во втулках подшипников проточены внутренние кольцевые канавки, совпадающие с радиальными отверстиями вала, а также отверстия по радиусу в зоне подшипников. С торца вторичного вала в осевой канал устанавливается хвостовик маслосборника 41.

При вращении вала масло разбрызгивается зубчатыми колесами и по направляющему каналу в картере сцепления попадает в масляную камеру за передним подшипником 40 вторичного вала и затем через маслосборник 41 в осевой канал вала и за счет центробежных сил выбрасывается через радиальные отверстия к подшипникам зубчатых колес.

Вторичный вал вращается в роликоподшипнике 40 и шарикоподшипнике 15. Последний запрессован в картер коробки передач, и между ним и втулкой подшипника зубчатого колеса IV передачи устанавливается упорная шайба 14. Шарикоподшипник 15 фиксируется в гнезде картера и на валу так же, как и шарикоподшипник 22 первичного вала, установочным кольцом 20. Роликоподшипник 40 запрессован в картер сцепления вместе с маслосборником.

Зубчатые колеса вторичного вала устроены одинаково и отличаются друг от друга размерами Каждое колесо имеет два венца: косозубый для зацепления с ведущим зубчатым колесом первичного вала и прямозубый венец синхронизатора. Перед венцом синхронизатора на зубчатом колесе выполнен конический поясок, на котором расположено блокирующее кольцо 26 синхронизатора.

Синхронизатор

Синхронизатор обеспечивает безударное включение передачи. Он состоит из ступицы 12, муфты 28, сухарей 29. пружин и двух блокирующих колец 26. Ступица синхронизатора посажена на шпицы вторичного вала и зажата: у синхронизатора III и IV передач между втулками игольчатых подшипников, у синхронизатора I и II передач — между втулкой игольчатого подшипника и буртиком вторичного вала.

В ступице выполнено шесть пазов, в трех из которых просверлены гнезда под пружины фиксаторов. В этих пазах расположены сухари 29 с шариками фиксаторов. По наружному диаметру ступицы 12 нарезаны шлицы, вдоль которых может перемещаться скользящая муфта 28 синхронизатора. Она внутри имеет гнезда под шарики фиксаторов, а снаружи — кольцевой паз для вилки 27 переключения передач.

По обеим сторонам муфты расположены бронзовые блокирующие кольца 26, имеющие по шесть выступов, которые заходят в пазы ступицы. При этом три коротких выступа заходят в пазы, в которых расположены фиксаторы, а более длинные и широкие — в другие пазы. Эти выступы установлены в пазах с боковым зазором, равным половине толщины зуба муфты (ступицы). При выборе этого зазора ограничивается угол поворота блокирующего кольца относительно ступицы. При таком соединении ступица вращается совместно с блокирующими кольцами. Конусной частью блокирующие кольца расположены на конических поясках зубчатых колес вторичного вала. При включении передачи эти конические поверхности контактируют. Для увеличения сил трения на поверхностях контакта колец нарезана резьба и выполнены продольные канавки. Вследствие этого происходит разрыв масляной пленки в месте контакта и увеличение фрикционных свойств конических поверхностей. Блокирующее кольцо имеет зубчатый венец, зубья которого скошены под определенным углом. С зубчатым венцом блокирующего кольца соединяется скользящая муфта при включении передачи.

Скользящая муфта 28 имеет внутренний венец, которым она располагается на зубьях ступицы. Торцы зубьев муфты скошены под тем же углом, что и зубья блокирующих колец и венцов синхронизатора. Для предотвращения самовыключения передач под нагрузкой зубья венца синхронизатора шестерни выполнены конусными, а зубья скользящей муфты имеют поднутрения.

Промежуточное зубчатое колесо заднего хода

Промежуточное зубчатое колесо 8 заднего хода (см. гл. 20) расположено на трубчатой оси 4, концы которой опираются в отверстиях картера сцепления и коробки передач. Зубчатое колесо вращается на оси на бронзовой втулке. Зубчатый венец колеса прямозубый, с торца скошен под небольшим углом для лучшего зацепления зубчатых колес при включении заднего хода. На зубчатом колесе выполнен кольцевой паз для вилки 7 заднего хода. Чтобы исключить самовыключение задней передачи под нагрузкой, зубья на всех зубчатых колесах заднего хода выполнены с обратной конусностью по направлению зуба. При включении заднего хода промежуточное зубчатое колесо 8 соединяет между собой зубчатое колесо 54 первичного вала с зубчатым венцом муфты 53 синхронизатора I и II передач. Одновременно вилка включения заднего хода нажимает на шток включателя контрольной лампы, и цепь лампы замыкается.

Главная передача состоит из пары косозубых цилиндрических зубчатых колес. Ведущее зубчатое колесо изготовлено вместе с вторичным валом, ведомое 42 (см. рис) выполнено в виде венца, который болтами крепится к фланцу коробки 43 дифференциала.

Дифференциал конический с двумя сателлитами 51, установленными на оси 53, которая удерживается в коробке дифференциала стопорными кольцами 52. На посадочных поясках оси нарезаны канавки для улучшения условий смазки контактирующих поверхностей сателлитов и оси.

Зубчатые колеса полуосей 46 опираются торцами на бронзовые шайбы 44, подбором толщины которых регулируется осевое перемещение каждого зубчатого колеса; оно должно быть не более 0,1 мм. Каждое зубчатое колесо полуоси насаживается на шпицы корпуса шарнира привода 49 колеса и удерживается на нем стопорным кольцом 45. На выходе из картеров сцепления и коробки передач корпуса внутренних шарниров (полуоси) герметизируются уплотнителями 5.

Коробка дифференциала вращается в двух конических роликоподшипниках 2, предварительный натяг в которых регулируется подбором толщины регулировочного кольца 3. На коробку дифференциала напрессовано пластмассовое ведущее зубчатое колесо 47 привода спидометра.

Ведомое зубчатое колесо привода спидометра своим валиком опирается на две металлокерамические втулки: одна запрессована в картер сцепления, вторая — в корпус привода спидометра.

На выходе из корпуса валик зубчатого колеса уплотняется манжетой. Привод спидометра 50 в сборе крепится к картеру сцепления при помощи гайки и шпильки, уплотняется в нем резиновым кольцом и пломбируется. На корпус привода спидометра навертывается накидная гайка крепления троса 48.

Для улавливания частиц износа в нижней части картера коробки передач устанавливается постоянный магнит.

Механизм выбора передач:

1 – вилка включения передачи заднего хода
2 – рычаг выбора передач
3 – верхняя пружина
4 – корпус механизма
5 – нижняя пружина

Вам потребуются
  • ключ "на 10"
  • отвертка

Перед началом работы

Извлеките механизм выбора передач из коробки передач (см. подраздел 11.1.2.).

Затрудненное включение передач может быть вызвано износом деталей механизма выбора передач.

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13» и «на 22», отвертка, молоток, щипцы для снятия стопорных колец.

1. Снимите с автомобиля коробку передач (см. «Снятие и установка коробки передач») и слейте из нее масло, если это не было сделано заранее.

Если будете заменять картер сцепления, снимите подшипник и вилку выключения сцепления (см. «Замена подшипника выключения сцепления» и «Замена вилки выключения сцепления»), а также выпрессуйте сальники первичного вала и полуосей.

Если в процессе ремонта коробки передач будет заменена хотя бы одна из следующих детелей: картер сцепления или картер коробки передач, корпус дифференциала или подшипники дифференциала, то необходимо подобрать регулировочное кольцо подшипников дифференциала (см. «Подбор регулировочного кольца подшипников дифференциала»).

2. Вставьте отвертку между отражателем и корпусом шарнира и, ударяя по ней молотком, выбейте из коробки передач хвостовик внутреннего шарнира привода колес.

3. Снимите маслоотражательное кольцо. Таким же способом отсоедините второй привод от коробки передач.

4. Выньте указатель уровня масла из картера коробки передач.

5. Выверните из картера выключатель света заднего хода.

Обратите внимание: под выключателем установлено алюминиевое уплотнительное кольцо.

6. Выверните шесть болтов крепления задней крышки коробки передач.

Обратите внимание: под головкой каждого болта установлена пружинная шайба.

7. Поддев отверткой, отделите заднюю крышку от картера коробки передач.

8. Аккуратно снимите прокладку задней крышки.

9. Снимите стопорное кольцо с заднего подшипника вторичного вала.

10. Таким же способом снимите стопорное кольцо с заднего подшипника первичного вала.

11. Выверните три пробки фиксаторов.

12. Осторожно, чтобы не потерять пружины фиксаторов, выньте пробки.

13. Выньте пружины фиксаторов.

14. Осторожно наклонив коробку передач, извлеките шарики фиксаторов.

15. Выверните одиннадцать болтов и отверните гайку а крепления картеров коробки передач и сцепления.

Обратите внимание, под головкой каждого болта и гайкой установлена пружинная шайба.

16. Снимите рым, установленный под одним из болтов.

17. Для разъединения картеров коробки передач и сцепления вставьте отвертку поочередно в три паза (третий паз находится с другой стороны коробки передач) и отделите картер коробки передач от картера сцепления.

18. Снимите картер коробки передач с картера сцепления.

19. Аккуратно снимите уплотнительную прокладку.

20. Выверните болт крепления вилки переключения 1-й и 2-й передач.

Обратите внимание, вилки прикреплены специальными болтами.

21. Выньте шток переключения 1-й и 2-й передач.

22. Снимите вилку переключения 1-й и 2-й передач.

23. Выверните болт крепления вилки переключения 3-й и 4-й передач.

24. Поверните шток переключения 3-й и 4-й передач, чтобы вывести поводок штока из зацепления с рычагом выбора передач.

25. Снимите шток с вилкой.

26. Выньте из отверстия штока блокировочный сухарь.

27. Выньте ось промежуточной шестерни передачи заднего хода.

28. Снимите промежуточную шестерню передачи заднего хода.

29. Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы.

30. Выньте дифференциал из картера сцепления.

31. Снимите шток включения передачи заднего хода и.

32. . выведите его поводок из отверстия вилки включения передачи заднего хода.

33. Выверните четыре болта крепления механизма выбора передач (под болтами установлены пружинные шайбы).

34. Снимите механизм выбора передач.

35. Извлеките из отверстий механизма два плунжера.

36. Выверните два винта крепления защитной пластины и снимите защитную пластину

Обратите внимание: под головкой каждого винта установлена пружинная шайба.

37. Выверните болт крепления корпуса привода спидометра и снимите привод спидометра в сборе с ведомой шестерней.

Обратите внимание: под головкой болта установлена пружинная шайба.

38. Выньте магнит из картера сцепления.

39. Если необходимо снять шток выбора передач, подденьте отверткой кромку защитного чехла штока и сдвиньте ее с опорной втулки штока.

40. . выверните рычаг 1 из штока (он зафиксирован специальным клеем ТБ1324) выбора передач и выньте шток 2 из картера сцепления.

41. При необходимости замены шарнира штока сдвиньте с него защитный чехол и выверните болт крепления шарнира (он зафиксирован специальным клеем ТБ1324).

42. При необходимости выпрессуйте передний подшипник вторичного вала. Для этого подложите металлические пластинки подходящего размера и.

43. . с помощью гаечного ключа выпрессуйте подшипник из картера, стараясь не повредить маслосборник.

44. Снимите маслосборник, поврежденный — замените.

45. Запрессуйте подшипник подходящей оправкой, прикладывая усилие только к наружному кольцу подшипника (не забудьте предварительно установить маслосборник).

46. Для выпрессовки подшипника первичного вала сделайте крючок из жесткой проволоки. Вставьте крючок в один из двух пазов картера и заведите его под подшипник. Затем.

47. . с помощью отвертки (подложив деревянный брусок) выпрессуйте подшипник из картера, прикладывая усилие к противоположному концу отвертки ударами молотка и поочередно переставляя крючок в пазах.

48. Осмотрите картеры сцепления и коробки передач. На них не должно быть трещин и сколов. На привалочных поверхностях не должно быть забоин, рисок, вмятин и т.п. Небольшие повреждения удалите шлифовальной шкуркой. Если устранить дефект не удается, замените деталь.

49. Проверьте посадочные места под подшипники в картере сцепления и картере коробки передач. На этих поверхностях не должно быть следов износа или повреждений. В противном случае замените картеры.

50. Промойте и продуйте сжатым воздухом отверстие под сапун.

51. Осмотрите заднюю крышку. На ней не должно быть трещин и сколов. На привалочной поверхности не должно быть забоин, рисок, вмятин и т.п.

52. Проверьте состояние шариковых подшипников. При повреждении дорожек качения, сепаратора или шариков, а также при обнаружении люфта в подшипнике (радиальный зазор в нем не должен превышать 0,05 мм) замените подшипник.

53. Проверьте состояние штоков переключения передач. Замените погнутые штоки, а также штоки с задирами, заусенцами или выработанными лунками под фиксаторы. Замените вилки, если они погнуты или изношены их лапки.

54. Проверьте: штоки должны свободно скользить в отверстиях картера и механизма выбора передач.

55. Проверьте состояние сальников полуосей. Они должны быть без коробления и надрывов. Рабочая кромка 1 должна быть ровной, без вырывов, вмятин и наплывов резины, а пружина 2 – целой и нерастянутой. Дефектные сальники замените (см. «Замена сальников коробки передач»).

56. Проверьте (при необходимости замените) сальник первичного вала и.

57. . сальник штока выбора передач (см. «Замена сальников коробки передач»).

58. Проверьте надежность включения передач и легкость перемещения муфт синхронизаторов. В противном случае отремонтируйте или замените синхронизаторы.

59. Очистите магнит от частиц износа деталей. Замените магнит, если на нем имеются трещины или его магнитные свойства ослабли.

60. Замените порванные или сильно обжатые прокладки картеров и задней крышки.

Рекомендуется заменить прокладки независимо от их состояния.

61. Соберите коробку передач в порядке, обратном разборке, предварительно очистив привалочные поверхности картеров от остатков старой прокладки. При этом учитывайте нижеперечисленные особенности процесса сборки.

62. При установке плунжеров замкового устройства обильно смажьте консистентной смазкой технологическое отверстие.

63. Вставьте плунжер в отверстие и.

64. . протолкните его на место между дальним и средним отверстиями под штоки (придерживайте плунжер снизу пальцем при прохождении его через отверстия штоков).

65. Так же установите второй плунжер между средним и ближним отверстиями под штоки.

66. При установке механизма выбора передач убедитесь, что головка рычага выбора передач вошла в гнездо рычага штока выбора передач. Предварительно смажьте головку рычага консистентной смазкой.

67. При установке промежуточной шестерни передачи заднего хода установите ее проточкой на вилку включения передачи заднего хода и.

68. . поверните на 90°, следя за тем, чтобы вилка осталась в проточке шестерни.

Обратите внимание, как должны быть установлены вилки на штоки переключения передач: 1 – шток с вилкой переключения 3-й и 4-й передач, 2 – шток с вилкой переключения 1-й и 2-й передач, 3 – шток включения передачи заднего хода.

69. При установке штока переключения 3-й и 4-й передач не забудьте вставить в его отверстие блокирующий сухарь.

70. Перед установкой валов введите зубья их шестерен в зацепление и в таком положении установите в картер сцепления.

71. Не забудьте установить на место магнит.

72. Для удобства монтажа «приклейте» прокладку к картеру сцепления консистентной смазкой.

73. Обильно смажьте все трущиеся детали трансмиссионным маслом.

74. При соединении картеров сцепления и коробки передач длинные болты устанавливайте в сквозные отверстия. Под болт, указанный стрелкой, установите рым.

75. Затяните и законтрите гайки подшипников валов, если валы разбирались. После окончательной сборки коробки передач проверьте включение передач, перемещая шток выбора передач.

Комментировать
0
695 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector